1. Общее положение программы

1. Общее положение программы

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников, задействованных в реализации проекта "Билет в будущее" (далее - программа), разрабатывается и реализуется организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.

Программа предназначена для формирования специальных компетенций педагогов-навигаторов, задействованных в реализации проекта "Билет в будущее".

Реализация программы предполагает очно-заочную форму с использованием дистанционных технологий. Очная часть программы реализуется, в том числе в городах проведения Фестиваля профессий "Билет в будущее" путем проведения очных мероприятий в формате лекций и практических занятий.

Организатор Фестиваля профессий "Билет в будущее" для проведения очной части программы должен обеспечить необходимые условия, включая материально-техническое оснащение.

Дистанционная часть программы осуществляется с использованием электронной платформы, обеспечивающей возможность проведения вебинаров и дистанционных форматов взаимодействия. Обучение должно иметь практическую направленность и предусматривать использование интерактивных форматов. Программа реализуется, в том числе с использованием сетевых форм обучения.

Цель программы: подготовка и обучение нового поколения педагогических работников с развитыми лидерскими и коммуникационными навыками, обладающих знаниями по созданию системы мер ранней профессиональной ориентации, включающей: ознакомление обучающихся 6 - 11 классов общеобразовательных организаций с современными профессиями, определение профессиональных интересов детей, построение индивидуальной образовательной траектории в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности).

В программе по подготовке педагогов-навигаторов могут принимать участие педагогические работники общего, среднего и дополнительного образования, задействованные в реализации проекта "Билет в будущее", а также представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, центров опережающей профессиональной подготовки.

Участие в программе обеспечивает освоение слушателями современных технологий профориентационной работы, методологии проектной деятельности и построения индивидуальных образовательных траекторий развития. Программа должна быть направлена на совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области профориентационной деятельности в рамках образовательной организации по формированию готовности обучающихся к осознанному выбору будущей профессии.

Процесс обучения включает выявление и обмен лучшим передовым опытом, организацию взаимодействия между специалистами из разных субъектов Российской Федерации, которое позволит организовать эффективное сетевое взаимодействие между субъектами Российской Федерации, выстраивать реализацию совместных проектов ранней профессиональной ориентации для обучающихся 6 - 11 классов общеобразовательных организаций. К реализации программы привлекаются организации-партнеры, которые обеспечивают соответствующую образовательную среду, включающую материально-техническое, учебно-методическое, информационное, кадровое и другие виды обеспечения образовательной деятельности.

Программа должна быть согласована и утверждена организацией или организациями-партнерами сетевого взаимодействия, имеющими лицензию на право осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Программа должна быть представлена научно-методическому совету Министерства просвещения Российской Федерации по реализации проекта "Билет в будущее".

Содержание программы должно учитывать требования профессионального стандарта 01.001 "Педагог", квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимые для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Программа включает в себя инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть программы включает в себя общие концептуальные и методологические подходы к современной системе профориентации, включая знакомство с актуальными методиками, инструментами и технологиями профориентационной работы.

Вариативная часть программы включает в себя интенсивную образовательную программу по подготовке слушателей к практическим мероприятиям по проектной деятельности (разработка и решение кейсов) и построению индивидуальных образовательных траекторий развития обучающихся. Слушатели программы, в том числе познакомятся с методологий проектной работы, которая заложена в концепцию Фестиваля профессий "Билет в будущее". Педагоги, которые в наибольшей степени продемонстрируют высокий профессионализм в рамках проектного модуля будут рекомендованы к включению в проектную группу, а также войдут в кадровый резерв субъекта Российской Федерации для дальнейшей трансляции опыта.

Предлагаемая модель повышения квалификации ориентирована на формирование единого образовательного пространства в Российской Федерации и повышение качества профориентационной деятельности.

Образовательная программа должна включать тематические разделы, которые позволят: познакомить слушателей с концепцией, методическими и организационными аспектами проекта "Билет в будущее";

получить знания о современных подходах и методах профессиональной ориентации;

сформировать представление о роли педагога-навигатора в профориентационной деятельности, основных направлениях его деятельности и компетенциях;

овладеть современными инструментами построения индивидуальных образовательных траекторий развития обучающихся, а также инструментами работы с данными, в том числе на цифровой платформе проекта "Билет в будущее";

сформировать у педагогов навыки проектной деятельности, включая разработку и решение проектных кейсовых заданий.

Учебный план программы должен предусматривать проведение лекций, практических занятий, самостоятельную работу слушателей и итоговую аттестацию. Лекционные занятия должны позволять слушателям овладеть теоретическими знаниями в области современных профориентационных подходов, методологией проектной деятельности и основами построения индивидуальных образовательных траекторий. На практических занятиях должна быть организована работа с кейсовыми заданиями и моделями построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Самостоятельная заочная работа слушателей должна включать в себя перечень заданий, направленных на разработку и доработку кейсовых заданий, изучение дополнительных материалов, рекомендованных в рамках проекта. Итоговая аттестация должна включать задания в рамках проектной деятельности и (или) работ в области построения индивидуальных образовательных траекторий.

Общий объем учебной нагрузки должен составлять не менее 36 академических часов. По итогам обучения и по результатам итоговой аттестации участники программы получают удостоверения о повышении квалификации установленного образца.

Формирование учебных групп слушателей организовывается во взаимодействии с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или координаторами проекта "Билет в будущее" в субъектах Российской Федерации. К участию в программе должны быть рекомендованы педагогические работники, которые проявляют активную профессиональную позицию в вопросах профессионального самоопределения обучающихся, являются лидерами инноваций в образовании и профориентационных практик. Или являются педагогами-навигаторами, отвечающими за реализацию проекта "Билет в будущее" в образовательной организации.

Для последующей работы с педагогическим сообществом в центрах опережающей профессиональной подготовки субъектов Российской Федерации необходимо разработать и реализовать комплексную модель работы по подготовке и постсопровождению педагогических работников в рамках реализации профориентационной деятельности. Данная деятельность должна включать в себя ряд мероприятий:

выявление адресных дефицитов в области профориентационной деятельности (диагностика/мониторинг);

разработку и реализацию модульных программ по адресным запросам на основе диагностики (мониторинга);

формирование и сопровождение проектных педагогических команд по реализации профориентационной деятельности в субъекте Российской Федерации;

трансляцию лучших практик субъекта Российской Федерации на всероссийском уровне (в рамках масштабных образовательных и профориентационных мероприятий).