<Письмо> Минпросвещения России от 31.01.2025 N АБ-318/07 "О направлении рекомендаций" (вместе с "Рекомендациями по заполнению индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка для специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органов опеки и попечительства")
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 января 2025 г. N АБ-318/07
О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
В целях обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе права жить и воспитываться в семье, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляется индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка (далее - План) на каждого воспитанника (несовершеннолетнего подопечного), помещенного в организацию под надзор.
Примерная форма Плана утверждена приказом Минпросвещения России от 7 апреля 2023 г. N 241 "Об утверждении примерной формы индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка".
С целью повышения качества работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Минпросвещения России направляет для использования в работе рекомендации по заполнению индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка.
А.В.БУГАЕВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЦЕНТР ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ"
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ
И ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА РЕБЕНКА ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ
ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ, И ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
В целях обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе права жить и воспитываться в семье, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее - организация) составляется индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка (далее - план), помещенного в организацию под надзор. План должен быть направлен на максимально возможное сокращение сроков пребывания ребенка в организации и предусматривать его комплексное индивидуально ориентированное психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение, в том числе при необходимости, по завершении пребывания в организации, с учетом особенностей психологического, социального, медицинского статуса, потребностей и возможностей ребенка.
Примерная форма плана утверждена приказом Минпросвещения России от 7 апреля 2023 г. N 241 "Об утверждении примерной формы индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка" (зарегистрирован Минюстом России 10 мая 2023 г., регистрационный N 73272).
Организация вправе принять локальный акт о порядке составления, реализации и прекращении плана, в том числе по причине возврата ребенка родителям, передачи в семью на воспитание (усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью) до окончания срока, определенного планом, а также об определении лица (лиц), ответственного за составление, пересмотр, реализацию плана, ответственного за координацию и контроль.
Кроме того, организация совместно с органом опеки и попечительства вправе определить порядок урегулирования разногласий по составлению и пересмотру плана.
При составлении и пересмотре плана используются сведения, содержащиеся:
в личном деле несовершеннолетнего подопечного;
в медицинских документах;
в заключении психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК);
в специальной документации воспитателя, педагога-психолога <1>, социального педагога, медицинского работника и других специалистов организации.
--------------------------------
<1> Методические рекомендации "Психологическое сопровождение в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Приложение 4 (письмо Минпросвещения России от 22 ноября 2021 г. N 07-7042 "О направлении методических рекомендаций")
План утверждается актом органа опеки и попечительства (приказ, распоряжение, постановление), на административной территории которого расположена организация.
В акте органа опеки и попечительства об утверждении плана указывается:
фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения ребенка, для которого утверждается план;
реквизиты акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию;
фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального куратора (наставника), закрепленного за ребенком в организации (сотрудник организации/внешний, привлеченный наставник);
рекомендации психолого-медико-педагогического консилиума организации на текущий период (рекомендации органу опеки и попечительства в целях содействия устройству ребенка на воспитание в семью, организации сопровождения по завершении пребывания в организации);
период действия плана (с "__" ________ 20__ г. по "__" ________ 20__ г.);
срок пересмотра плана (предоставление организацией в орган опеки и попечительства последующего плана).
Срок, на который составляется план, рекомендуется рассматривать исходя из целесообразности, причин отсутствия попечения родителей, иных обстоятельств, влияющих на обеспечение наилучших интересов ребенка. Рекомендуемые Минобрнауки России <2> сроки разработки первичного плана - в течение одного месяца со дня помещения ребенка в организацию.
--------------------------------
<2> Письмо Минобрнауки России от 15 августа 2016 г. N 07-3446 "О направлении информации"
План пересматривается организацией не реже одного раза в шесть месяцев (при необходимости чаще, вплоть до ежемесячного пересмотра) консилиумом специалистов, работающих с ребенком. При пересмотре плана организацией составляется и направляется на утверждение в орган опеки и попечительства новый план с учетом его непрерывности.
План рекомендуется оформлять в двух экземплярах, один из которых хранится в органе опеки и попечительства, второй приобщается к личному делу несовершеннолетнего подопечного.
Лица, желающие усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, получившие в установленном порядке направление на посещение ребенка, вправе ознакомится с планом, а по их запросу организация может выдать копию плана <3>.
--------------------------------
<3> Письмо Минобрнауки России от 1 сентября 2014 г. N ВК-1850/07 "О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей" (вместе с Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам опеки и попечительства по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей)
Информация, содержащаяся в плане, так же как и документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей (анкета ребенка, оставшегося без попечения родителей), относится к конфиденциальной информации.
Рекомендации по работе с разделами плана
При заполнении плана фамилия, имя, отчество (при наличии) несовершеннолетнего подопечного и дата его рождения указываются полностью, без сокращений, в именительном падеже. Например, Иванов Иван Иванович, 26 декабря 2020 года рождения. Без сокращений также указывается период, на который составлен план (например, с 1 января 2025 г. по 1 апреля 2025 г.).
Раздел I. БАЗОВАЯ ЧАСТЬ
Задача базовой части: описать информацию, на основании которой будет планироваться комплексная работа с ребенком в организации в течение срока действия плана.
Рекомендации по заполнению
|
Пример заполнения
|
||||||||||
1. СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
|
|||||||||||
Дата помещения под надзор в организацию в возрасте
|
|||||||||||
Возраст указывается в годах на дату помещения под надзор в организацию, возраст детей до 3 лет указывается с месяцами
|
26 марта 2022 г., 2 года 3 месяца
|
||||||||||
Обстоятельства утраты (отсутствия) попечения его родителей (единственного родителя)
|
|||||||||||
Указывается отдельно по каждому родителю, с соблюдением хронологии событий, подтвержденных
документами, свидетельствующими об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения родителей.
Например, если родитель лишен (ограничен) родительских прав, указывается дата вступления в силу решения суда о лишении (ограничении) родительских прав.
В случае смерти родителя указывается дата смерти, содержащаяся в свидетельстве о смерти матери (отца) ребенка.
Если родитель осужден, указывается дата приговора суда о назначении наказания матери (отцу) ребенка в виде лишения свободы, а также срок лишения свободы.
В случае, если в свидетельстве о рождении ребенка не содержится сведений об отце ребенка, в информации об обстоятельствах отсутствия попечения со стороны отца указывается "свидетельство о рождении не содержит сведений о матери (отце) ребенка".
|
мать: лишена родительских прав (решение Дорогомиловского районного суда города Москвы от 13 марта 2020 г., вступившее в законную силу 13 апреля 2020 г.),
умерла 24 сентября 2022 г.
|
||||||||||
отец: в графе "отец" в свидетельстве о рождении ребенка стоит прочерк
|
|||||||||||
Состояние здоровья (в частности наличие (отсутствие) заболеваний (состояний), наличие функциональных нарушений, хронических заболеваний, инвалидности; особенности питания)
|
|||||||||||
Заполняется на основании медицинской карты ребенка по МКБ-10 <4>. Указывается актуальная информация о состоянии здоровья ребенка на дату заполнения, с указанием группы здоровья.
При наличии инвалидности указываются даты (день, месяц, год) установления инвалидности и истечения срока установленного срока инвалидности.
Важно указать:
как диагноз ребенка влияет на его поведение;
дату проведения ПМПК (при наличии);
рекомендации ПМПК по организации обучения и воспитания, в том числе направления коррекционной работы и рекомендации по организации медицинского сопровождения.
Если на момент заполнения плана заключение ПМПК отсутствует, указывается планируемая дата обследования ПМПК.
|
3 группа здоровья. Состоит на учете у врача-психиатра с 2015 г. (с 12 лет). Наблюдается с 12 лет у невролога. Диагноз основной: органическое заболевание головного мозга сложного генеза с легким снижением психических функций, выраженными эмоционально-волевыми поведенческими нарушениями с эписиндромом в анамнезе (первый приступ был в период нахождения в детском учреждении в возрасте 12 лет). Диагнозы сопутствующие: хронический периодонтит,
резидуальная энцефалопатия (последствия перинатальной энцефалопатии) с поведенческими нарушениями. Наблюдаются сноговорение и снохождение, крики во сне.
Заключение ПМПК: обучение по адаптированной образовательной программе основного общего для обучающихся с задержкой психического развития, с рекомендациями: логопед - коррекция нарушений письменной речи; психолог - коррекция коммуникативной, эмоционально-волевой и личностной сферы.
|
||||||||||
Состоит на учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
|
|||||||||||
Делается запись "состоит" или "не состоит".
При положительном ответе необходимо указать дату и основание постановки на учет.
|
Состоит на учете в образовательной организации с 19 ноября 2024 г. в связи с систематическими пропусками по неуважительным причинам занятий, систематическим нарушением устава и правил внутреннего распорядка образовательной организации.
|
||||||||||
Индивидуальный куратор (наставник), закрепленный за ребенком в организации
|
|||||||||||
Указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) куратора (наставника) в именительном падеже.
Уточняется является ли он сотрудником организации (указывается должность) или внешним, привлеченным куратором (наставником).
Если у ребенка имеется привлеченный наставник, то необходимо указать вид осуществляемой им деятельности и реквизиты документа (соглашения) о наставничестве (при наличии).
|
Иванова Мария Петровна, воспитатель, внутренний наставник.
Петрова Ирина Викторовна, привлеченный наставник, подготовка к поступлению в вуз, соглашение N 5 от 4 октября 2020 г. сроком на два года.
|
||||||||||
2. СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ И ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЯХ (БЫВШИЕ УСЫНОВИТЕЛИ, ОПЕКУНЫ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛИ)
|
|||||||||||
Информация отражается отдельно по каждому родителю (бывшему усыновителю, опекуну или попечителю (при наличии):
- фамилия, имя, отчество (при наличии) в именительном падеже (полностью), дата рождения;
- адрес фактического места жительства либо пребывания;
- контакты с ребенком:
имеются (не имеются);
форма контактов (встречи, звонки, письма, другие виды контактов);
частота контактов (каждый день, раз - два раза в неделю, раз - два раза в месяц, раз в год);
инициатор общения;
общие темы при общении.
Важно отразить особенности отношений, проявление привязанности, сколько времени проводит с ребенком, пользуется ли расположением ребенка, имеет ли на него влияние, какую помощь оказывает и др.
При восстановлении общения информация дополняется.
|
Фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения
|
Адрес фактического места жительства (пребывания)
|
Контакты с ребенком в частности, имеются (не имеются); проявление привязанности, сколько времени проводит с ребенком; какую помощь оказывает; пользуется ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка и другие виды контактов)
|
||||||||
Мать - Сидорова Ольга Ивановна, 09.10.1989
|
Владимирская область, г. Собинка, ул. Советская, д. 5. кв. 46
|
Поддерживают связь по телефону почти ежедневно (инициатор - мать), навещает ребенка в организации (один раз в неделю, по выходным), интересуется жизнью, здоровьем, успехами ребенка. Дочь ждет звонков и встреч с матерью.
|
|||||||||
Отец - Сидоров Петр Сергеевич, 28.06.1975
|
Владимирская область, г. Собинка, ул. Березовая, д. 66
|
Отсутствует контакт с ребенком. Ранее отец с ребенком никогда совместно не проживал и не общался.
|
|||||||||
3. СВЕДЕНИЯ О БРАТЬЯХ И СЕСТРАХ РЕБЕНКА
|
|||||||||||
Данные отражаются отдельно по каждому полнородному (неполнородному) брату и сестре (при наличии):
- фамилия, имя, отчество (при наличии) в именительном падеже (полностью), возраст;
- адрес фактического места жительства либо пребывания;
- контакты с ребенком:
имеются или нет;
характер контактов (форма, частота, длительность);
привязаны ли к друг к другу и в чем это проявляется.
Важно отразить информацию о контактах с братьями и сестрами максимально полно, определить причину их отсутствия (например, не сформированная привязанность, отсутствие контактных данных и др.).
При восстановлении общения информация дополняется.
|
Фамилия, имя, отчество (при наличии), возраст
|
Адрес фактического места жительства (пребывания)
|
Контакты с ребенком (в частности, имеются (не имеются); проявление привязанности и другие виды контактов)
|
||||||||
Куликова Анастасия Сергеевна, 12 лет
|
ГБУ "Петровский детский дом", воспитываются в одной воспитательной группе
|
Сестры полнородные, ранее воспитывались в одной семье, в настоящее время много времени проводят вместе. Конфликтов между сестрами нет. Старшая сестра опекает младшую сестру: помогает в быту и в школе. Младшая сестра прислушивается к мнению старшей сестры.
|
|||||||||
Куликова Светлана Сергеевна, 20 лет
|
Псковская обл., пос. Петровское, ул. Мира, д. 26
|
Сестры неполнородные, имеют общего отца, ранее воспитывались в разных семьях, в настоящее время не общаются, нет привязанности и интереса с обеих сторон
|
|||||||||
4. СВЕДЕНИЯ О РОДСТВЕННИКАХ РЕБЕНКА
|
|||||||||||
Данные отражаются отдельно по каждому родственнику:
- фамилия, имя, отчество (при наличии) в именительном падеже (полностью), возраст/дата рождения;
- степень родства (например, бабушка, дедушка, дядя, тетя);
- участвует (не участвует) в воспитании и содержании ребенка;
- адрес фактического места жительства, номер телефона, адрес электронной почты;
- контакты с ребенком:
имеются (не имеются);
проявление привязанности, сколько времени проводит с ребенком;
какую помощь оказывает;
пользуется ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка;
другие виды контактов.
Важно отразить информацию о родственных связях максимально полно. Если общения с родственниками нет или имеются ограничения, то важно уточнить причину (например, небезопасно для ребенка, территориальная отдаленность, установленный порядок предоставления свиданий осужденным к лишению свободы, др.).
При восстановлении общения информация дополняется.
|
Фамилия, имя, отчеств о (при наличии), возраст
|
Степень родства
|
Участвует (не участвует) в воспитании и содержании ребенка
|
Адрес фактического места жительства, номер телефона, адрес электронной почты
|
Контакты с ребенком (в частности, имеются (не имеются); проявление привязанности, сколько времени проводит с ребенком; какую помощь оказывает; пользуется ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка и другие виды контактов)
|
||||||
Рудагин Денис Дмитриевич
21.11.1945.
|
дедушка
|
участвует
|
Московская обл, г. Подольск, пр. Мира, д. 12, кв. 56.
Тел. 89675427122 Электронной почты нет.
|
Звонит один раз в неделю по выходным.
Разговор не более 5 минут. Ребенок ждет звонков от дедушки, в основном слушает, задает вопросы, о себе рассказывает редко.
|
|||||||
5. СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ РЕБЕНКА
(в частности с соседями, знакомыми, со сверстниками, специалистами, воспитателями)
|
|||||||||||
Фиксируется информация о лицах, не являющихся родственниками ребенка, но с которыми он поддерживает общение.
В данный раздел могут быть внесены сведения о друзьях ребенка, соседях по месту его прежнего проживания, кураторах или наставниках организаций, в которых находился или которые посещал ребенок, волонтерах и других лицах, которые оказывали или продолжают оказывать на ребенка какое-либо положительное влияние, либо являются для ребенка особо значимыми в жизни людьми, с которыми он устойчиво общался, продолжает общаться или хотел бы продолжить общение.
Важно отразить информацию о всех социально значимых, эмоционально близких отношениях, так как они являются ресурсом в процессе воспитания и развития ребенка, источником дополнительной информации об особенностях жизни, возможности поддержки ребенка.
Раздел заполняется на основании сведений, полученных в результате личного общения с ребенком, его родителями, родственниками и иными лицами.
Важно отразить особенности отношений, возможность позитивного влияния на ребенка и установления долговременных связей.
|
Фамилия, имя, отчество (при наличии), возраст лиц, с которыми у ребенка установлен контакт
|
Проявление привязанности, сколько времени проводит с ребенком; какую помощь оказывает; пользуется ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка и другие виды контактов
|
|||||||||
Кондратьев Олег Николаевич, 35 лет, репетитор по музыке от НКО "Парус"
|
Еженедельные встречи по выходным, занятия музыкой (игра на гитаре). Организует досуг ребенка (музыкальные мероприятия (спектакли, концерты).
|
||||||||||
Малышев Петр, 13 лет, одноклассник
|
Дружеские отношения. Ходят в одну спортивную секцию. По выходным ходит в гости в семью Петра.
|
||||||||||
6. ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА (при наличии)
|
|||||||||||
Отражаются события и обстоятельства жизни, негативно влияющие на развитие и здоровье ребенка, начиная с рождения до настоящего времени.
К таким событиям относятся: разрыв отношений; развод родителей; длительное отсутствие родителей; смерть близких; частые размещения в учреждениях временного пребывания; алкоголизм, наркомания, психические заболевания членов семьи; социально неодобряемые заболевания (ВИЧ, гепатит, туберкулез); длительная госпитализация; нахождение родителей под следствием или в местах лишения свободы; факты жестокого обращения и др.
Если были случаи применения насилия, то следует кратко описать обстоятельства его применения.
Необходимо максимально конкретизировать особенности ситуации развития ребенка в прошлом. Это дает понимание того, какие травмы могли быть в жизни ребенка и соответственно, что необходимо включить в работу.
Раздел заполняется на основании сведений, полученных в результате личного общения с ребенком, родственниками и иными лицами, а также на основании материалов личного дела подопечного.
|
Сведения о наличии (отсутствии) неблагоприятных факторов
|
Возраст ребенка на момент событий
|
|||||||||
Смерть отца
|
7 лет
|
||||||||||
Самовольные уходы из дома и бродяжничество в связи со случаями физического насилия со стороны матери или ее случайных сожителей, находившихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
|
8 лет
|
||||||||||
Ограничение матери в родительских правах
|
9 лет
|
||||||||||
Смерть матери
|
10 лет
|
||||||||||
7. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ
|
|||||||||||
Вносится информация обо всех образовательных организациях, которые посещает ребенок, в том числе об организациях, реализующих деятельность по дополнительным образовательным программам (детские сады, школы, в том числе спортивные, музыкальные, художественные).
Указывается:
- наименование образовательных организаций;
- класс, в котором учится ребенок, кружки (секции), которые он посещает;
- форма получения образования <5>:
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования);
- форма обучения (очная, очно-заочная, заочная).
В примечании указать справляется ли ребенок (не справляется) с образовательной программой, если не справляется, то по каким предметам, отношения с учителями и одноклассниками, увлечения.
|
Наименование образовательной организации (в том числе организации, реализующей деятельность по дополнительным образовательным программам, в которой обучается ребенок)
|
В каком классе учится, какие кружки (секции) посещает в организации и за ее пределами
|
Форма получения образования и формы обучения
|
Примечания: справляется (не справляется) с образовательной программой, если не справляется, то по каким предметам, отношения с учителями и одноклассниками, увлечения
|
|||||||
МБОУ СОШ N 2, г.о. Самара
|
5 класс
|
В организации, осуществляющей образовательную деятельность, очное
|
Учится в основном удовлетворительно. Есть пробелы в знаниях по математике и истории. Отношения со сверстниками ровные, без конфликтов. В классе есть два близких друга.
|
||||||||
МБУ СО "Центр "Юность".
г. Самара
|
футбольная секция
|
В организации, осуществляющей образовательную деятельность, очное
|
Посещает секцию три раза в неделю, с удовольствием и желанием. Занимает призовые места на соревнованиях.
|
||||||||
8. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О РЕБЕНКЕ
(национальные, этнокультурные, конфессиональные особенности)
|
|||||||||||
Указывается информация о принадлежности ребенка к этнической группе, определенной религии и культуре, желании ребенка посещать религиозную организацию. Участие ребенка в мероприятиях религиозной организации вносится в результативную часть.
|
Семья ребенка относится к этической группе цыган.
|
||||||||||
9. ОПИСАНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА РЕБЕНКА ПРИ ПОМЕЩЕНИИ В ОРГАНИЗАЦИЮ
(результаты работы предыдущего периода)
|
|||||||||||
Специалисты коротко обозначают выводы по результатам наблюдений за адаптационный период либо резюмируют результаты работы предыдущего периода, если план заполняется повторно.
|
Индивидуальный куратор (наставник):
Охотно взаимодействует с наставником, рассказывает о себе (о настоящем), но может приукрасить события и свою роль. О своем прошлом не рассказывает. Любит помогать на огороде. Предпочитает прогулки в парке. Полностью самостоятелен в самообслуживании.
Замечает свои школьные успехи, говорит о них с удовольствием. Избегает общения со старшими ребятами. Необходимо понять причину.
Воспитатель:
Эмоционально отзывчив (словесная поддержка сверстников). Трудностей в общении с ребятами в группе нет. Исполнителен, старается делать выводы о поведении на примере других. Страх перед старшими воспитанниками. Начал проявлять интерес к брату, появилось желание помочь ему и в бытовых делах и в школьных. Особые трудности испытывает по предмету "русский язык".
Необходимо помочь преодолеть страх перед старшими воспитанниками, подтянуть русский язык.
Педагог-психолог:
В кабинете психолога тревожен. Коррекционно развивающие занятия за прошлый период имели незначительный прогресс (необходимо продолжить). Наибольший прогресс связан с более стабильным эмоциональным состоянием. Более результативен в индивидуальных формах работы.
Социальный педагог:
Получает алименты от матери и отца. Отношения с родителями поверхностные, разговаривает с ними по телефону (однообразное общение), сам инициативы (расспросы, рассказы о них) не проявляет. В связи с 14-летием необходимо получить паспорт и включить в список детей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Медицинский работник:
Пройдена диспансеризация, выполнен индивидуальный план лечения, еще больше окреп в летнем лагере.
|
||||||||||
Общие рекомендации к заполнению:
- информацию излагать лаконично, просто и понятно, без специфических терминов;
- формировать образ конкретного ребенка с индивидуальными характеристиками, особенностями поведения, сильными (ресурсы) и слабыми (проблемы) сторонами (ответ на вопрос: "Что определяет индивидуальность ребенка?);
- подкреплять, конкретизировать суждения и обобщения фактами;
- избегать оценок;
- опираться на индикаторы (доступные наблюдению и измерению характеристики) для каждого специалиста;
- резюмировать, определить зону развития, дать ответ на вопрос "На что необходимо направить внимание?".
|
|||||||||||
10. ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА В СЕМЬЮ НА ВОСПИТАНИЕ С УЧЕТОМ МНЕНИЯ РЕБЕНКА
|
|||||||||||
Учитывая данные базовой части плана, право ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право на воспитание своими родителями, определяется вариант дальнейшего сценария жизненного устройства ребенка (на момент заполнения). Может быть выбрано несколько форм устройства.
|
Формы устройства
|
да/нет
|
|||||||||
возращение родителям (единственному родителю)
|
да
|
||||||||||
усыновление (удочерение)
|
да
|
||||||||||
опека (попечительство)
|
да
|
||||||||||
--------------------------------
<4> Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем
<5> Статья 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Раздел II. ПЛАНОВО-РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Задачи планово-результативной части:
1) Организовать психолого-медико-педагогическую реабилитацию ребенка, в том числе реализацию мероприятий по оказанию психологической (психолого-педагогической) помощи, включая организацию психопрофилактической и психокоррекционной работы, в случае возвращения ребенка в организацию после устройства на воспитание в семью <6>, мероприятий, направленных на создание условий для возврата детей в кровную семью, а при невозможности - подготовки к усыновлению и передаче под опеку (попечительство), в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), которые осуществляются организацией совместно с органом опеки и попечительства, а также подготовке к самостоятельной жизни и обучению реализации своих прав и исполнению своих обязанностей.
--------------------------------
<6> пункты 51 и 57 постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 (ред. от 19.04.2022) "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"
2) Обеспечить согласованную работу всех специалистов организации в реализации комплексного подхода в работе с ребенком.
3) Регулярно отслеживать прогресс в развитии ребенка, вносить необходимые коррективы в работу с ребенком и обеспечивать эффективную реабилитацию и социальную адаптацию ребенка.
Планово-результативная часть плана состоит из двух частей:
1) Плановая часть, включающая описание запланированных мероприятий ("Мероприятия") и сроков их реализации ("Срок (периодичность) реализации").
2) Результативная часть ("Результаты").
В плановую часть вносятся мероприятия, определяемые исходя из приоритетов - цели и задач текущего периода на основе индивидуальных особенностей ребенка, описанных в базовой части плана, и его потребностей (то есть вносится информация только об индивидуальной работе с ребенком).
Рекомендуется осуществлять пошаговое планирование (конкретно, исключая широкое толкование) с учетом мнения ребенка по вопросам, затрагивающим его права и интересы.
В результативной части отражаются ожидаемые результаты мероприятий плановой части плана.
Отражается взаимосвязь между выявленными проблемами и полученными результатами.
Результаты формулируются как позитивные изменения в развитии и поведении ребенка (например, чем овладеет или чему научится ребенок), в текущем временном периоде. Формулировки позитивных изменений конкретны, лаконичны, с опорой на выявленные характеристики, которые доступны наблюдению и измерению.
Результативная часть заполняется перед утверждением плана органом опеки и попечительства. Достижение ожидаемых результатов или наличие факторов, влияющих на отсутствие результатов, обсуждается на психолого-медико-педагогическом консилиуме в целях составления последующего плана.
Рекомендации по заполнению
|
Пример заполнения
|
|||||
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА ТЕКУЩИЙ ПЕРИОД:
|
||||||
Указываются конкретные цели и задачи на текущий период по отношению к ребенку и его жизненной ситуации.
Цель формулируется как основной результат, который необходимо получить за данный промежуток времени. Задачи формулируются как конкретные шаги, необходимые для достижения цели.
|
Цель:
Подготовка к усыновлению или передаче под опеку
(попечительство).
Задачи:
1). Минимизировать последствия травматического опыта жизни в кровной семье.
2). Расширить позитивные представления о жизни в семье.
3). Сформировать навыки самообслуживания (перечень...) и личной гигиены (перечень...).
|
|||||
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
|
||||||
Указывается информация о реализации мероприятий по оказанию психологической (психолого-педагогической) помощи, а также проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с детьми,
возвращенными в организацию после отмены решения о передаче в семью на воспитание, и другое.
При заполнении указываются:
- мероприятие;
- срок (периодичность) реализации;
- результаты.
|
N п/п
|
Мероприятия
|
Срок (периодичность) реализации
|
Результаты
|
||
1.
|
Психокоррекционные занятия, направленные на преодоление агрессии, развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, поиск конструктивного выхода из конфликтных ситуаций
|
еженедельно
|
Уменьшились проявления агрессии (не чаще одного раза в месяц). В течение последних трех месяцев конфликтов не было
|
|||
2.
|
Диспансеризация
|
апрель
|
Уточнен диагноз - сезонная бронхиальная астма
|
|||
3.
|
Прохождение ПМПК
|
май
|
Получен образовательный маршрут по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития
|
|||
ПОДГОТОВКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ СВОИХ ПРАВ И ИСПОЛНЕНИЮ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
|
||||||
Указывается информация о реализации мероприятий, связанных с совершением юридически значимых действий, помощью в социальной адаптации детей, в том числе осуществлением мер по защите их прав и законных интересов посредством вовлечения в процессы самообслуживания, оказания консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, содействия в получении образования и трудоустройстве, защите прав и законных интересов, представительства ребенка в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, а также посредством предоставления при необходимости возможности временного проживания в организации лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершившим пребывание в организации, и другое.
|
N п/п
|
Мероприятия
|
Срок (периодичность) реализации
|
Результаты
|
||
1.
|
Дополнительные онлайн-занятия по математике
|
два раза в неделю
|
Подготовится и напишет итоговую контрольную по математике на "4"
|
|||
2.
|
Проживание в тренировочной квартире
|
однократно в апреле
|
Научится обращаться со своими денежными средствами, планировать меню на завтрак, обед и ужин, делать покупки продуктов
|
|||
При заполнении указываются:
- мероприятие;
- срок (периодичность) реализации;
- результаты.
|
||||||
3.
|
Профессиональные пробы
|
Не менее 2
|
Ознакомится, подготовится и пройдет профессиональные пробы по профессиям: продавец (стажировка, март), воспитатель (волонтерская деятельность, апрель)
|
|||
4.
|
Трудоустройство на летний период
|
один летний месяц
|
Подберет интересующие вакансии для временного трудоустройства, соберет необходимые документы и заключит срочный договор
|
|||
5.
|
Оформление ИНН
|
апрель
|
Получение ИНН
|
|||
ПОДГОТОВКА К УСЫНОВЛЕНИЮ (УДОЧЕРЕНИЮ) И ПЕРЕДАЧЕ ПОД ОПЕКУ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО
|
||||||
Указывается информация о мероприятиях, связанных с организацией работы с кандидатами в усыновители, опекуны или попечители, получившими направление на знакомство с ребенком; организаций временной передачи детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и другое.
При заполнении указываются:
- мероприятие;
- срок (периодичность) реализации;
- результаты.
|
N п/п
|
Мероприятия
|
Срок (периодичность) реализации
|
Результаты
|
||
1.
|
Курс "Семьеведение"
|
2 раза в неделю в течение трех месяцев
|
Изменит мнение о проживании в семье опекуна
|
|||
2.
|
Подготовка и сопровождение ребенка с целью знакомства и установления контакта в случае обращения кандидатов в усыновители или опекуны в организацию
|
В случае выдачи направления на посещение ребенка кандидатами
|
Будет установлен контакт с кандидатом в опекуны
|
|||
ИНОЕ
|
||||||
Включаются мероприятия за рамками вышеперечисленных разделов плана. Например, указывается информация о мероприятиях, связанных с организацией работы по комплексному сопровождению процесса восстановления родительских прав <7>.
|
N п/п
|
Мероприятия
|
Срок (периодичность) реализации
|
Результаты
|
||
1.
|
Оценка степени готовности родителей к восстановлению контактов с ребенком и детско-родительских отношений
|
в течение трех месяцев
|
Позволит определить порядок взаимодействия с родителями
|
|||
При заполнении указываются:
- мероприятие;
- срок (периодичность) реализации;
- результаты.
|
||||||
--------------------------------
<7> Технологическая карта по организации работы с родителями, лишенными родительских прав, а также ограниченными в родительских правах, направленная на восстановление или отмену ограничения их в родительских правах [Электронный ресурс]//Центр защиты прав и интересов детей. URL: https://frcopeca.ru/media/media/behavior/tehnologicheskaja-karta-po-rabote-s-roditeljami-lishennymi-roditelskih-pr_EiNU5Ro.pdf
Раздел III. РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задачи рекомендательной части: Обеспечить передачу информации между органами опеки и попечительства, организациями, службами сопровождения при изменении места пребывания ребенка.
Рекомендательная часть плана содержит общие рекомендации, рекомендации по подбору семьи ребенку, организации сопровождения по завершении пребывания в организации.
Рекомендации по заполнению
|
Пример заполнения
|
1. Рекомендации даются на основании решения психолого-медико-педагогического консилиума о готовности ребенка к возврату родителям, усыновлению, передаче под опеку (попечительство) с учетом его мнения, обобщения информации о ребенке.
2. Рекомендации формулируются исчерпывающе, с опорой на особенности и потребности ребенка.
3. Рекомендации органу опеки и попечительства в целях содействия устройства ребенка на воспитание в семью включают:
- характеристика ребенка и его стороны, требующие особого внимания;
- наличие у ребенка братьев и сестер;
- установление контакта ребенка с родителями, близкими родственниками, а также иными членами семьи;
- оценка степени готовности родителей к восстановлению контактов с ребенком и детско-родительских отношений;
- оценка степени готовности ребенка к восстановлению контактов с родителями и детско-родительских отношений;
- оценка готовности ребенка к усыновлению, передаче под опеку (попечительство);
- критерии рекомендуемой ребенку приемной семьи: наличие опыта воспитания в семье детей, оставшихся без попечения родителей;
- рекомендации по возрасту усыновителя, опекуна (попечителя);
- особенности семейной структуры (состав приемной семьи, количество членов семьи);
- наличие детей в семье усыновителя, опекуна (попечителя) (кровных и детей, оставшихся без попечения родителей), их возраст;
- жилищные условия семьи усыновителя, опекуна (попечителя);
- возможность обеспечить образовательные потребности ребенка;
- доступность медицинского обслуживания;
- доступность к организациям дополнительного образования, спортивным секциям;
- возможность оказывать долгосрочную родительскую поддержку после совершеннолетия ребенка.
4. При устройстве ребенка в семью на воспитание рекомендации даются организации, осуществляющей сопровождение семьи, в которую устроен ребенок на воспитание:
- характеристика ребенка и его стороны, требующие особого внимания;
- рекомендуемый уровень сопровождения и поддержки, в которой может нуждаться семья.
5. При выпуске из организации рекомендации даются службам, осуществляющим постинтернатное сопровождение:
- характеристика выпускника, его стороны, требующие особого внимания;
- рекомендуемый уровень сопровождения и поддержки, в которой может нуждаться выпускник.
|
Света доброжелательный ребенок, присутствует позитивный настрой, желание общаться, принятие дистанции "ребенок-взрослый" и уважительное отношение к значимым взрослым.
У ребенка медленный темп обучения, внешние физические особенности, связанные с состоянием здоровья.
Света эмоционально привязана к брату Егору, который также воспитывается в организации, поэтому предпочтительна их передана в семью на воспитание вместе.
Света поддерживает отношения с матерью, находящейся в колонии в г. Мурманске, через общение по телефону и посредством видеосвязи.
В случае передачи ребенка в семью на воспитание на период отбывания наказания матерью рекомендуется также способствовать сохранению этих отношений.
На данном этапе в потенциальной приемной семье Светы могут воспитываться как кровные, так и дети, оставшиеся без попечения родителей, желательно старше по возрасту, чем Света и ее брат.
При этом принимающая семья должна осознавать, что Света - ребенок-инвалид, и это потребует психологической готовности к принятию в свою семью ребенка с особенностями, готовности принимать его невысокие учебные результаты.
Передача в семью на воспитание должна предполагать обязательное сопровождение семьи.
|