МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ

ПИСЬМО
от 15 августа 2016 г. N 07-3446

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

В соответствии с пунктом 2 Протокола заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере (далее - Совет) от 27 апреля 2016 г. N 3, Министерством образования и науки, совместно с членами Совета, в целях оказания методической помощи руководителям и сотрудникам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработаны ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы (далее - ответы на вопросы) в части реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей".

Ответы на вопросы были представлены на IV Съезд руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который состоялся в Москве с 26 по 30 июня 2016 года.

Департамент направляет вопросы и ответы для использования в работе.

Заместитель директора Департамента
И.И.РОМАНОВА

Приложение

НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ВОПРОСЫ
В ЧАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 24 МАЯ 2014 Г. N 481 "О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ОБ УСТРОЙСТВЕ В НИХ
ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"

N
Вопрос
Ответ
Организация проживания детей по принципу семейного воспитания
1
Пунктом 38 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 (далее - Положение), определяется, что в организации для детей-сирот за воспитательной группой закрепляется ограниченное количество педагогических работников организаций для детей-сирот, постоянно находящихся с воспитательной группой детей, выполняющих также функции воспитателей, индивидуальных кураторов (наставников) детей, в том числе на этапе подготовки к выпуску из организации для детей-сирот и непосредственно перед выпуском. Замещение педагогических работников работниками из других воспитательных групп не допускается, за исключением случаев увольнения работников, их болезни или отпуска.
Что предусматривает понятие "постоянное нахождение", применяемое в контексте пункта 38 Положения в соответствии с нормами трудового законодательства.
Предусматривается ли пунктом 38 Положения работа сотрудников и в ночное время?
Должно ли подкрепляться исполнение пункта 38 Положения отдельным приказом руководителя организации для детей-сирот?
Планируется ли Министерством образования и науки Российской Федерации подготовить рекомендации по составлению штатного расписания организации для детей-сирот?
Понятие "постоянное нахождение" предусматривает закрепление за воспитательной группой детей ограниченного количества работников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация для детей-сирот). Рекомендуемое количество работников на воспитательную группу: не более двух воспитателей, выполняющих функцию так называемого "значимого взрослого для ребенка", и работник (работники) из числа обслуживающего персонала, не участвующий в воспитании детей.
Подразумевается "скользящий" график для работников с учетом возраста детей и их занятости в дневное время в группе. При создании необходимых условий (например, отдельная комната воспитателя) в организации для детей-сирот работа в ночное время воспитателя также может быть предусмотрена.
Закрепление работников за воспитательной группой должно быть утверждено приказом руководителя организации для детей-сирот.
В рамках ФЦПРО Минобрнауки России на 2016 год предусмотрена разработка методических рекомендаций, описывающих модели организаций для детей-сирот и внутренних нормативных документов по организации их деятельности в соответствии с Положением ("типовое" положение, штатное расписание, режим дня воспитанников, должностные регламенты сотрудников, стандарты предоставляемых услуг и др.).
2
Согласно пункту 32 Положения в организациях для детей-сирот создаются благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей.
Пунктом 48 Положения определяется, что организациями для детей-сирот в целях создания безопасных, благоприятных условий пребывания, приближенных к семейным, оказываются социальные, медицинские услуги, а также услуги в сфере образования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Какие существуют критерии и условия, приближенные к семейным?
Каким федеральным законодательством установлен порядок оказания социальных, медицинских услуг, а также услуг в сфере образования?
Положением определяется перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных (статья 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ). Положением в том числе устанавливаются требования к организации жизненного обустройства детей по "семейному типу", к составу и численности детей в воспитательных группах, ограниченному количеству работников в воспитательных группах.
Порядок оказания социальных услуг устанавливается Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323 "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации".
Отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3
Согласно пункту 17 Положения в целях сохранения привычной социальной среды, родственных и дружеских связей ребенка, продолжения получения образования в образовательной организации, которую посещал ребенок, дети помещаются под надзор в организацию для детей-сирот, расположенную территориально наиболее близко к месту их жительства или пребывания, за исключением случаев, когда привычная социальная среда негативно влияет на поведение детей, способствует асоциальному поведению детей и (или) их самовольному уходу из организации для детей-сирот.
Каким документом подтверждается факт негативного влияния привычной социальной среды на поведение детей?
На каком основании можно переводить ребенка из одной организации в другую, если в соответствии с пунктом 36 перевод детей из одной воспитательной группы в другую не допускается?
Положением не определяется документ, подтверждающий факт негативного влияния привычной социальной среды на поведение детей, при их помещении под надзор в организацию для детей-сирот. Вместе с тем, орган опеки и попечительства обеспечивает защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, до решения вопроса о его устройстве. Соответственно орган опеки и попечительства в том числе оценивает социальную среду, в которой находится ребенок, при принятии решения о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот. К организациям для детей-сирот, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей (статья 152.2 СК РФ). Согласно пункту 6 статьи 148.1 СК РФ опекун или попечитель вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 СК РФ. Таким образом, перевод ребенка из одной организации в другую должен осуществляться в интересах ребенка при наличии объективных причин, например в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг.
4
Согласно пункту 40 Положения приобретение личных вещей для детей осуществляется по возможности с участием детей.
Каким образом можно организовать приобретение личных вещей для воспитанников организаций для детей-сирот с их участием в рамках реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?
Минобрнауки России совместно с Минэкономразвития России подготовлен законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", устанавливающих возможность организациям для детей-сирот осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей, при этом годовой объем закупок, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.
Прием детей в организацию для детей-сирот
5
Порядок размещения в учреждениях социального обслуживания ряда категорий несовершеннолетних и перечень документов, являющихся обязательным для их принятия определены статьей 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Пункт 7 Положения определяет требование принимать детей в организации социального обслуживания при отнесении их к организациям для детей-сирот нужно на основании акта органа опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот.
Каким документом в итоге определяется перечень документов необходимых для помещения детей-сирот под надзор в учреждение социального обслуживания?
Какой перечень документов необходим для предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним детям?
1) Дети-сироты помещаются в организации для детей-сирот, оказывающие социальные услуги, под надзор на основании акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот, принимаемого органом опеки и попечительства в течение одного месяца со дня выявления детей. Пребывание детей-сирот со дня выявления детей до принятия акта, указанного выше, обеспечивается в организациях для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот.
Законный представитель ребенка обращается с заявлением о предоставлении социального обслуживания в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.
Предоставление социальных услуг в стационарной форме осуществляется на основании заявления, индивидуальной программы предоставления социальных услуг, договора о предоставлении социальных услуг (приказ Минтруда России от 24 ноября 2014 г. N 935н "Примерный порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания".
2) Дети, чьи родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, временно помещаются в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, а также с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста.
Для временного помещения детей в организацию для детей-сирот законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот.
В случае если организация для детей-сирот, в которую временно помещается ребенок, относится к типу учреждений, оказывающих социальные услуги, законный представитель ребенка в том числе обращается с заявлением о предоставлении социального обслуживания в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.
Социальное обслуживание осуществляется на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг и договора, заключаемого с родителями, иными законными представителями, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Примерная форма договора о предоставлении социальных услуг утверждена приказом Минтруда России от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".
При этом органами власти в порядке межведомственного взаимодействия таким родителям должно оказываться содействие в подаче необходимых заявлений и заключении указанных соглашения и договора, а также предусматриваться возможность организации преимущественно пятидневного или дневного пребывания детей, имеющих законных представителей (родителей, опекунов), в организациях для детей-сирот, в том числе путем изменения государственных заданий для таких организаций.
3) Дети могут временно пребывать в организации, оказывающей социальные услуги, в целях получения ими медицинских, социальных, образовательных или иных услуг.
В случае помещения детей в организацию, оказывающую социальные услуги, в целях получения ими социальных услуг, законный представитель ребенка обращается с заявлением о предоставлении социального обслуживания в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.
Социальное обслуживание осуществляется на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг и договора, заключаемого с родителями, иными законными представителями, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Примерная форма договора о предоставлении социальных услуг утверждена приказом Минтруда России от 10 ноября 2014 г. N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".
6
Согласно статьям 15 - 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" основаниями для предоставления социальных услуг являются договор о предоставлении социальных услуг, заключаемый между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, индивидуальная программа предоставления социальных услуг.
Согласно пунктам 6 - 7, 13 Положения основаниями помещения в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе предоставляющие социальные услуги, являются акт органов опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот с направлением органа или организации, осуществляющих полномочия учредителя организации для детей-сирот, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере опеки и попечительства (далее - направление), или соглашение между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, с направлением.
В настоящее время на практике возникают сложности в порядке обращения законных представителей и подготовке документов, которые должны являться основанием для помещения детей в организации для детей-сирот, оказывающие социальные услуги.
Куда должен обращаться законный представитель с заявлением о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот, оказывающую социальные услуги?
Кто является сторонами при заключении соглашения и договора?
Необходимо ли признавать детей, помещаемых в организации для детей-сирот, в том числе на основании заявления законных представителей, нуждающимися в предоставлении социальных услуг и разрабатывать для них индивидуальную программу предоставления социальных услуг?
7
Каким документом должны руководствоваться медицинские организации (дома ребенка) - Положением или приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2012 г. N 344н "Об утверждении Типового положения о доме ребенка" и "Об утверждении Порядка содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения"? Или всеми 3-мя документами?
Документы Минздрава России применяются в части, не противоречащей Положению.
8
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что пребывание детей со дня выявления детей до принятия акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот обеспечивается в организациях для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот.
Относятся ли положения пункта 7 к детям, в отношении которых отменено решение о передаче их на воспитание в семью?
В случае отсутствия возможности передачи детей, в отношении которых отменено решение о передаче на воспитание в семью, в другую семью на воспитание, помещение таких детей в организацию для детей-сирот должно производится на основании акта органа опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, на период формирования личного дела и издания акта органа опеки и попечительства о помещении такого ребенка под надзор в организацию для детей-сирот.
9
В Положении имеется несоответствие пункта 8 пунктам 6 и 10, в результате чего могут возникать разногласия с организациями, оказывающими медицинские услуги населению, по срокам проведения медицинского обследования детей, помещаемых под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления соответствующего заключения в организацию для детей-сирот.
Будут ли приведены в соответствие указанные пункты Положения?
В настоящее время Минобрнауки России разрабатывает проект постановления Правительства о внесении изменений в Положение в целях устранения имеющихся пробелов и связанных с ними проблем правоприменительной практики. Проектом постановления в том числе предусматривается приведение в соответствие пункта 8 Положения.
Работа с воспитанниками, которые помещены в организации для детей-сирот по заявлению родителей
10
В соответствии с пунктом 2 статьи 155.1 СК РФ временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот, в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка.
В каких случаях заключается соглашение между родителями, усыновителями либо опекунами (попечителями), организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, согласно пункту 13 Положения?
Пунктом 1 статьи 155.1 СК РФ установлено, что перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 Положения дети, чьи родители, усыновители либо опекуны (попечители) (далее - законные представители) согласно пункту 2 статьи 155.1 СК РФ не могут исполнять свои обязанности в отношении детей, могут быть временно помещены в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, а также с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста.
Таким образом, соглашение между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства заключается в случае и в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка.
11
В пункте 12 Положения указано, что дети, чьи родители, усыновители либо опекуны (попечители) (далее - законные представители) согласно пункту 2 статьи 155.1 СК РФ по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, могут быть временно помещены в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей. В настоящее время в федеральном законодательстве не дано определение "уважительных причин". Согласно статье 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" организации для детей-сирот принимают на срок, как правило, не более одного года для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, имеющих родителей или иных законных представителей, если указанные несовершеннолетние проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев.
На основании каких уважительных причин можно временно помещать в организацию для детей-сирот детей, имеющих законных представителей?
Каким должен быть срок временного пребывания ребенка в организации для детей-сирот?
Перечень уважительных причин, по которым законные представители не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, законодательством не определен. Оценку осуществляет орган опеки и попечительства самостоятельно. Задача организации для детей-сирот и органа опеки и попечительства - минимизировать срок временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот.
Вместе с тем определить в законодательстве перечень всех уважительных причин, по которым родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, невозможно. Перечень уважительных причин будет носить открытый характер. Таким образом, в соглашении между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства необходимо указывать цели и причины временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот, срок временного помещения, причины и порядок заключения соглашения на новый срок. Кроме того, статьей 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка.
Таким образом, в целях предупреждения временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот, прежде всего, должны осуществляться меры, направленные на организацию профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей, основной целью которой является сохранение семьи и создание условий для воспитания ребенка в родной семье.
В соответствии со статьями 22 и 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" организация социального обслуживания в субъекте Российской Федерации и социального сопровождения осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.
В настоящее время Минобрнауки России разрабатывает проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Положение в целях устранения имеющихся пробелов и связанных с ними проблем правоприменительной практики. Указанным проектом постановления в том числе предусматривается определение примерного срока нахождения ребенка в организации в случае если родители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка (как правило, не более одного года.).
12
Согласно пункту 14 Положения в случае продления сроков пребывания ребенка в организации для детей-сирот, определенных в соглашении между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, руководитель организации для детей-сирот информирует об этом орган опеки и попечительства.
Какой порядок продления сроков пребывания в организации детей-сирот детей, чьи законные представители согласно пункту 2 статьи 155.1 СК РФ, по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка? Что является основанием продления соглашения о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот?
Сколько раз может пролонгироваться соглашение на одного ребенка в течение года?
Какой порядок продления сроков пребывания детей указанной категории, помещенных до вступления в законную силу Положения и порядок заключения соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот в отношении этих детей.
В примерной форме соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства, утвержденной приказом Минобрнауки России от 24 июля 2015 г. N 753, предусмотрено, что законный представитель имеет право обратиться в организацию для детей-сирот с письменным заявлением о заключении соглашения на новый срок. Таким образом, рекомендуется заключать новое соглашение в порядке, установленном пунктами 13 и 15 Положения, а не продлевать действие соглашения, срок которого истек.
Основанием для заключения нового соглашения могут быть причины, подтверждающие необходимость временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот и отсутствие оснований для признания ребенка оставшимся без попечения родителей.
Рекомендуется заключать соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании всех детей в организации для детей-сирот, в том числе и временно помещенных до вступления в законную силу Положения.
13
В соответствии с пунктом 2.1.2 соглашения между законными представителями, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, примерная форма которого утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 июля 2015 г. N 753, орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации, проверку условий жизни ребенка, помещенного в организацию для детей-сирот.
Какой порядок проведения проверки условий жизни ребенка, временно помещенного в организацию для детей-сирот?
Какой орган опеки и попечительства обязан осуществлять проверку условий жизни ребенка, временно помещенного в организацию: орган опеки и попечительства - сторона соглашения либо орган опеки и попечительства на территории которого расположена организация для детей-сирот?
Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.
Форма акта проверки утверждена приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1642.
Проверку условий жизни ребенка, временно помещенного в организацию для детей-сирот на период, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять родительские обязанности в отношении ребенка, может проводить как орган опеки и попечительства, на территории которого расположена организация для детей-сирот, так и орган опеки и попечительства, являющийся стороной соглашения между законными представителями, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот. Порядок проведения указанной проверки может быть предусмотрен соглашением.
Кроме того, порядок проведения органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, детей, временно помещенных в организацию на период, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять родительские обязанности в отношении ребенка, может быть установлен субъектом Российской Федерации.
Защита прав воспитанников
14
Согласно пункту 11 Положения в целях обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе права жить и воспитываться в семье, организацией для детей-сирот составляется индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка, который утверждается соответствующим актом органа опеки и попечительства и пересматривается не реже одного раза в полгода.
В какие сроки должен быть разработан первый план развития и жизнеустройства ребенка?
Будут ли предложены Министерством образования и науки России единые рекомендации и форма по составлению индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка?
Рекомендуемые сроки разработки плана развития и жизнеустройства ребенка - в течение одного месяца со дня помещения под надзор в организацию для детей-сирот.
В настоящее время Минобрнауки России разрабатывает проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Положение в целях устранения имеющихся пробелов и связанных с ними проблем правоприменительной практики. Указанным проектом постановления в том числе предусматривается наделение Минобрнауки России полномочиями по утверждению примерной формы индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка и срока его подготовки.
15
Пункт 26 Положения предусматривает материальное обеспечение детей, находящихся в государственных и муниципальных организациях для детей-сирот, осуществляется на основе полного государственного обеспечения, включающего в себя предоставление им за время пребывания в организации для детей-сирот бесплатного питания, бесплатных комплектов одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития, бесплатных медицинского обслуживания и образования.
Должны ли осуществляться выплаты в отношении ребенка, временно помещенных в организацию для детей-сирот в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, предусмотренные федеральным законодательством для детей-сирот при завершении пребывания в учреждении?
Материальное обеспечение детей, временно помещенных в организацию для детей-сирот в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, осуществляется бесплатно. Выплаты, предусмотренные для детей-сирот при завершении пребывания в организации для детей-сирот, на указанную категорию детей не распространяются.
16
В пункте 49 Положения установлено, что организация для детей-сирот посредством телефонных переговоров, переписки и личных встреч обеспечивает условия для общения детей с законными представителями и родственниками, в том числе в целях нормализации отношений в семье и содействия возвращению ребенка в семью (за исключением случаев, когда такое общение запрещено органами опеки и попечительства законным представителям и родственникам детей в связи с тем, что оно противоречит интересам детей, в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации), а также с другими значимыми для детей лицами (друзьями, соседями и др.).
Возможно ли общение с родителями, лишенными родительских прав или ограниченными родительских прав, и в каком порядке должно быть организовано такое общение?
Рекомендуется сохранение возможности общения детей с родителями, родительские права которых ограничены судом или лишенными родительских прав, в случае если это не оказывает на ребенка вредного влияния и при согласии органа опеки и попечительства.
Порядок организации такого общения может быть определен локальным актом организации для детей-сирот.
Образование воспитанников организации для детей-сирот. Трудовые права и льготы работников организаций для детей-сирот.
17
Пунктом 22 Положения определяется, что дети в возрасте от 3 лет и до достижения совершеннолетия или признания детей в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными помещаются под надзор в организации, оказывающие социальные услуги. Дети, находящиеся под надзором в организациях, оказывающих социальные услуги, получают дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в близлежащих дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.
Является ли обязательным требование пункта 22 Положения о направлении детей в дошкольную образовательную организацию учреждением социального обслуживания, которое оказывает услуги по временному проживанию детей, при наличии программ социальной реабилитации детей, осуществляемых учреждением социального обслуживания?
Организация для детей-сирот вправе реализовывать образовательные программы при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Кроме того, для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.
В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы (статья 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
В случае если программа социальной реабилитации детей не относится к образовательной программе, то получение основного дошкольного образования в близлежащих образовательных организациях обязательно.
18
Будут ли специалисты, осуществляющие образовательную деятельность в организации для детей-сирот, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере социальной защиты населения, относиться к педагогическим работникам?
Пунктом 21 статьи 2 Федерального закона установлено, что педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Должности педагогических работников предусмотрены в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678.
Таким образом, воспитатели и социальные педагоги, состоящие в трудовых отношениях с организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, т.е. выполняющим обязанности по одному или по двум, или по всем перечисленным видам деятельности, относятся к педагогическим работникам.
Порядок осуществления видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот
19
Положением определен перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством Российской Федерации.
Будут ли приняты стандарты видов деятельности, стандарты качества работы, единые критерии эффективности деятельности и единые подходы к установлению стимулирующих выплат?
Согласно подпункту 24.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
По указанным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
20
Согласно пункту 31 Положения организация для детей-сирот может разрешать временно бесплатно проживать и питаться в организации для детей-сирот
Какие основания приема и максимальные сроки временного проживания указанных лиц в организации для детей-сирот?
Какой порядок зачисления в организацию для детей-сирот лиц данной категории, в том числе организация прохождения ими медицинского осмотра?
Имеют ли право организации для детей-сирот разрешать временно бесплатно проживать и питаться несовершеннолетним выпускникам?
Может быть, более целесообразно федеральным нормативным актом обязать органы социальной защиты субъектов Российской Федерации создавать отдельные организации, оказывающие социальные услуги для временного проживания указанных лиц?
Согласно пункту 57 Положения предоставление организацией для детей-сирот возможности временного проживания лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот, осуществляется в порядке, определяемом законами или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Положение предусматривает право по осуществлению функции законного представителя руководителем организации для детей-сирот в случае поступления воспитанников, не достигших возраста 18 лет, в образовательные организации для обучения по основным профессиональным образовательным программам.
В соответствии с пунктом 7 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей" выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в каникулярное время, выходные и праздничные дни в эти организации, по решению их органов управления могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в них.
В настоящее время Минобрнауки России разрабатывает проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Положение в целях устранения имеющихся пробелов и связанных с ними проблем правоприменительной практики. Указанным проектом постановления в том числе предусматривается определения оснований временного пребывания в организации лиц из числа детей-сирот в возрасте от 18 до 23 лет (на период до их трудоустройства или поступления на обучение в профессиональные образовательные организации, а также приезжающим в каникулярное время, выходные и праздничные дни в случае обучения в профессиональных образовательных организациях и проживания в общежитии).
Федеральным законодательством предусмотрено полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству (подпункт 24.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
По указанным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
21
Пунктом 57 Положения помощь в социальной адаптации детей в возрасте до 18 лет и лиц в возрасте от 18 лет и старше, подготовке детей к самостоятельной жизни, в том числе в осуществлении мер по защите их прав и законных интересов, может осуществляться организациями для детей-сирот посредством оказания консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, содействия в получении образования и трудоустройстве, защите прав и законных интересов, представительства детей в государственных органах и органах местного самоуправления, организациях, а также посредством предоставления при необходимости возможности временного проживания в порядке, определяемом законами или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Будет ли разработана Министерством образования и науки Российской Федерации модельная программа социализации выпускников организации для детей-сирот?
В рамках ФЦПРО на 2016 год по проекту "Разработка и внедрение технологий социализации воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождение выпускников таких организаций" Минобрнауки России предусмотрена:
разработка дополнительных общеобразовательных программ для детей-сирот, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, помещенных в организации для детей-сирот социально-психологической и педагогической направленности для подготовки к самостоятельной жизни;
разработка модельной программы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот в субъектах Российской Федерации в процессе получения ими профессионального образования и при первичном трудоустройстве;
разработка технологии сопровождения выпускников организаций для детей-сирот.
22
Согласно подпункту "х" пункта 51 Положения организация для детей-сирот предоставляет в орган опеки и попечительства ежегодный отчет опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.
Учитывая, что дети находятся в организациях для детей-сирот на полном государственном обеспечении, принадлежащие им денежные средства перечисляются на их лицевые счета, открытые в отделениях банка и не расходуются, а контроль за сохранностью жилья, закрепленного за детьми, осуществляют органы опеки и попечительства, целесообразно ли возлагать на организации для детей-сирот обязанность предоставления указанного отчета?
Согласно пункту 2 статьи 155.2 СК РФ детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации. К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.
Порядок распоряжением имущества устанавливается статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Органы опеки и попечительства осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей (статья 24 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").
Таким образом, представление в орган опеки и попечительства отчета в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного, является обязанностью организации для детей-сирот.
23
Согласно пункту 58 Положения взаимодействие организации для детей-сирот с негосударственными некоммерческими, в том числе общественными и религиозными, организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами добровольцами (волонтерами) осуществляется в целях реализации мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства и совершенствование организации деятельности по воспитанию, обучению, обеспечению сопровождения детей в случае оказания детям медицинской помощи, развитию и социальной адаптации детей, подготовке к самостоятельной жизни и оказанию детям юридической помощи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В каком порядке организации для детей-сирот должны организовывать взаимодействие с негосударственными некоммерческими, в том числе общественными и религиозными, организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами - добровольцами (волонтерами)?
Взаимодействие организации для детей-сирот с негосударственными некоммерческими, в том числе общественными и религиозными, организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами - добровольцами (волонтерами) может осуществляться на основании соглашения о сотрудничестве и с согласия учредителя.
24
Пунктом 3 Положения к организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети
Относятся ли профессиональные образовательные организации к организациям для детей-сирот?
Учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 155.1 СК РФ дети-сироты могут помещаться под надзор в образовательные организации, законом не запрещается возлагать на такие организации функции опекуна или попечителя.
В связи с этим Минобрнауки России считает, что учредители образовательных организаций (федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления) вправе сами принимать решения о возможности осуществления профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования полномочий по исполнению обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего.
Вместе с тем в таких случаях указанные организации будут попадать под требования, установленные Положением.
В настоящее время Минобрнауки России разрабатывает проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Положение в целях устранения имеющихся пробелов и связанных с ними проблем правоприменительной практики. Указанным проектом постановления в том числе предусматривается определение порядка проживания и условий, создаваемых для детей-сирот, в случае поступления на обучение в профессиональные образовательные организации.