Раздел 2. Сведения об образовательной деятельности организации

Раздел 2. Сведения об образовательной
деятельности организации

2.1. Общая характеристика основных образовательных программ,
реализуемых организацией

Графы 3, 4, 6 по строкам 03, 04 соответствуют графам 3, 4, 5 по строкам 02, 01 раздела 1.2 формы N СПО-1.

В разделе приводятся сведения о количестве реализуемых в соответствующем отчетном периоде основных образовательных программ <4> (графы 3 - 5) и численности обучающихся по таким программам (графы 6 - 11).

--------------------------------

<4> Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (п. 9 ст. 2 федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

В графе 3 показывается общее число реализуемых организацией образовательных программ, из них по графе 4 выделяется число программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию работодателями и их объединениями, по графе 5 - обновленных в отчетном году с участием общественно-деловых объединений и представителей работодателей.

В графе 6 показывается численность обучающихся: по строкам 01, 02 - на начало учебного года, начавшегося в отчетном году; по строкам 03 - 07 - на 1 октября отчетного года; по строкам 08 - 11 - на конец отчетного года. В графах 7 - 9 численность обучающихся распределяется по формам обучения.

В графе 10 показывается среднегодовая численность обучающихся за календарный отчетный год по соответствующим программам. Из нее по графе 11 выделяется среднегодовая численность обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Справка 1.

Строка 17 соответствует сумме строк 01, 02 по графе 6 раздела 1.2 формы N СПО-1.

По строке 11 показывается число базовых кафедр и иных структурных подразделений <5>, обеспечивающих практическую подготовку студентов, на базе предприятий/организаций, осуществляющих деятельность по профилю реализуемых образовательных программ, созданных в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14 августа 2013 г. N 958 "Об утверждении порядка создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы".

--------------------------------

<5> Структурное подразделение создается при соблюдении следующих условий:

а) соответствие реализуемой образовательной организацией образовательной программы профилю деятельности организации;

б) наличие имущества, необходимого для достижения целей деятельности структурного подразделения;

в) обеспечение проведения практики, практических занятий, семинаров, лабораторных практикумов и иных видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом, в структурном подразделении;

г) обеспечение организацией условий для подготовки обучающимися выпускных квалификационных работ и иных видов работ, предусмотренных образовательной программой, в том числе участие в формировании тем выпускных квалификационных работ и иных работ, обеспечение научного руководства и рецензированию выпускных квалификационных работ и иных работ, безвозмездное предоставление обучающимся доступа к информации, необходимой для подготовки выпускных квалификационных работ;

д) создание безопасных условий обучения;

е) соблюдение специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Из них (из строки 11) по строке 12 выделяются созданные на базе предприятий/организаций оборонно-промышленного комплекса <6> (ОПК), по строке 13 - обеспечивающие подготовку студентов по образовательным программам среднего профессионального образования, соответствующим списку 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (Приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. N 831).

--------------------------------

<6> Перечень предприятий/организаций ОПК определяется приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 3 июля 2015 г. N 1828 "Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса".

По строке 14 показывается число организаций, с которыми заключены договоры на реализацию образовательных программ с использованием сетевой формы <7>.

--------------------------------

<7> Сетевая форма реализации образовательных программ осуществляется с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций (научных, медицинских организаций, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой). Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями.

По строке 15 приводится информация о количестве предприятий и организаций, являющихся базами практики, с которыми оформлены договорные отношения.

По строке 16 приводится количество договоров о сотрудничестве (взаимодействии) с организациями социальной сферы (детскими школами искусств, общеобразовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, учреждениями культуры и др.) в части реализации образовательной, творческой, методической деятельности.

По строке 17 показывается число реализуемых образовательной организацией образовательных программ среднего профессионального образования (из суммы строк 03, 04 по графе 3), реализуемых с использованием сетевой формы реализации образовательных программ (с использованием ресурсов организаций, учтенных по строке 14).

По строке 18 показывается число реализуемых образовательной организацией образовательным программ среднего профессионального образования (из суммы строк 03, 04 по графе 3), обеспеченных оборудованием, соответствующим инфраструктурным листам Ворлдскиллс Россия <8>.

--------------------------------

<8> Инфраструктурный лист Ворлдскиллс Россия по компетенции - составная часть технического описания компетенции, включающая в себя перечень необходимого оборудования, инструментов, расходных материалов, мебели, вычислительной техники и лицензионного программного обеспечения, интерактивного и презентационного оборудования, офисных принадлежностей и других предметов, необходимых для оснащения рабочего места и проведения практической подготовки.

По строке 19 показывается число реализуемых образовательной организацией адаптированных <9> образовательных программ среднего профессионального образования. По строкам 20 - 24 соответствующие программы разбиваются по видам нарушений здоровья: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с другими нарушениями, со сложными дефектами (два и более нарушений).

--------------------------------

<9> Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих или программа подготовки специалистов среднего звена, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Адаптированная образовательная программа разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно на основе соответствующего ФГОС СПО по профессии (специальности), требований профессионального стандарта в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утв. директором Департамента подготовки рабочих кадров и ДПО от 20.04.2015 N 06-830вн).

По строке 25 показывается число образовательных программ среднего профессионального образования, для которых обеспечивается возможность выбора обучающимися онлайн-курсов по части дисциплин образовательной программы. По строке 26 показывается численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, учтенным по строке 25, освоивших часть образовательной программы с помощью онлайн-курсов.

По строке 27 показывается численность по состоянию на 1 октября отчетного года обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования базовых кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку студентов, на базе предприятий (организаций) ОПК (учтенных по строке 12).

2.2. Сведения об образовательных программах подготовки
специалистов среднего звена, подготовки квалифицированных
рабочих, служащих

Разделы 2.2.1, 2.2.1.1, 2.2.2, 2.2.2.1, 2.2.3, 2.2.3.1, 2.2.4, 2.2.5, 2.2.6, 2.2.7, 2.2.9, 2.2.10 заполняются отдельно по каждой форме обучения (очной, очно-заочной (вечерней), заочной), аттестации экстернов.

При заполнении разделов 2.2.1, 2.2.1.1, 2.2.2, 2.2.2.1, 2.2.3, 2.2.3.1, 2.2.8, 2.2.9, 2.2.10 приводятся сведения о численности студентов, приеме и выпуске из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся на условиях общего приема.

При заполнении разделов 2.2.4, 2.2.5, 2.2.6 приводятся сведения о численности студентов, приеме и выпуске из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, обучающихся в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан и лиц без гражданства за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В случае, если организация реализует образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, не учтенные в отчете по форме N СПО-1, либо учтенные в отчете, как программы, реализуемые на базе основного общего образования, необходимо обратиться в ГИВЦ РТУ МИРЭА для внесения соответствующих корректировок в отчет.

В раздел не включаются сведения о студентах, откомандированных для обучения за границу.

2.2.1. Распределение приема по специальностям, профессиям

Графы 4 - 10 по строкам 02 - 08 соответствуют графам 4 - 6, 10, 12, 14 - 15 по строкам 01 - 07 раздела 2.1.1 формы N СПО-1.

Раздел содержит сведения за период с 1 октября года, предшествующего отчетному, по 30 сентября отчетного года.

При заполнении раздела выделяются сведения о приеме на образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (указанные в ст. 83 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") (строка 01), на программы подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования (строка 02) и на базе среднего общего образования (строка 03), с подведением итогов по каждой группе и итога по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена (строка 04), а также сведения о приеме на обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования и на базе среднего общего образования, с подведением итогов по каждой группе (строки 05 и 06 соответственно), с подведением общего итога по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (строка 07), а также общего итога по образовательным программам среднего профессионального образования (строка 08).

Раздел заполняется в разрезе профессий и специальностей среднего профессионального образования. Наименования и коды профессий и специальностей приводятся в полном соответствии с Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования".

В графах 4, 5 отражается количество заявлений о поступлении в образовательную организацию, поданных за период с 01 октября года, предшествующего отчетному, по 30 сентября отчетного года. Каждое заявление учитывается столько раз, на сколько специальностей (профессий) и на каких основаниях обучения по ним (за счет бюджетных ассигнований или по договорам об оказании платных образовательных услуг) оно подано. В графе 4 отражается количество заявлений о поступлении на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, то есть на места в рамках контрольных цифр приема, а в графе 5 - о приеме на места по договорам об оказании платных образовательных услуг с оплатой стоимости обучения за счет средств физических или юридических лиц.

В графе 6 отражается вся численность студентов, принятых (зачисленных) в образовательную организацию в период с 01 октября года, предшествующего отчетному, по 30 сентября отчетного года. В графы 4 - 6 не включаются лица, поступающие в счет пополнения старших курсов, а также зачисляемые в порядке перевода из других образовательных организаций и восстановленные на обучение (в т.ч. не включаются лица, восстановленные на обучение после демобилизации из рядов Вооруженных Сил).

По графам 7 - 10 показывается распределение лиц, принятых на обучение, по источникам финансирования: федеральный бюджет (графа 7), бюджет субъекта Российской Федерации (графа 8), местный бюджет (графа 9), по договорам об оказании платных образовательных услуг (графа 10). Графа 6 равна сумме граф 7 - 10.

В графе 11 из общего приема (из графы 6) выделяется численность студентов, получивших предыдущее образование, являющееся основанием для получения образования в образовательной организации, в другом регионе. Под другим регионом подразумевается иной субъект Российской Федерации по отношению к тому, в котором расположена образовательная организация. По графе 12 из графы 11 показываются принятые за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В графе 13 показывается численность студентов, принятых на образовательные программы среднего профессионального образования на базе основного общего или среднего общего образования, имеющих средний балл аттестата об основном общем или среднем общем образовании 4 балла и более.

В графах 14, 15 по свободным строкам 02, 03, 05, 06 приводятся сведения о среднем балле аттестата об основном общем или среднем общем образовании студентов, принятых на обучение за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (графа 14), учтенных в графах 7 - 9, и по договорам об оказании платных образовательных услуг (графа 15), учтенных в графе 10, для каждой профессии (свободные строки 05, 06) и специальности (свободные строки 02, 03).

Для иностранных граждан учитывается документ иностранного государства об образовании, если удостоверяемое указанным документом образование признается в Российской Федерации на уровне соответствующего образования в соответствии со статьей 107 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Под средним баллом аттестата по профессии/специальности понимается отношение суммы средних баллов аттестатов (по 5-балльной шкале) студентов, принятых на обучение по профессии/специальности за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации либо по договорам об оказании платных образовательных услуг, к суммарной численности таких студентов.

В графах 16, 17 по свободным строкам строки 01 приводятся сведения о среднем балле результатов (приведенных к 5-балльной шкале) отбора лиц, обладающих необходимыми для освоения соответствующих интегрированных образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств выдающимися творческими способностями в области искусств и физическими данными, студентов, принятых на обучение за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (графа 16), учтенных в графах 7 - 9, и по договорам об оказании платных образовательных услуг (графа 17), учтенных в графе 10, для каждой специальности.

Под средним баллом результатов отбора лиц, обладающих необходимыми для освоения соответствующих интегрированных образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств выдающимися творческими способностями в области искусств и физическими данными, по специальности понимается отношение суммы средних баллов (по 5-балльной шкале) студентов, принятых на обучение по специальности за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации либо по договорам об оказании платных образовательных услуг, к суммарной численности таких студентов.

В графах 18 - 21 показывается план приема на 2020 год по источникам финансирования: федеральный бюджет (графа 18), бюджет субъекта Российской Федерации (графа 19), местный бюджет (графа 20), по договорам об оказании платных образовательных услуг (графа 21).

2.2.1.1. Распределение приема студентов с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов
по специальностям, профессиям

Графы 6, 7, 8 по строкам 02 - 08 соответствуют графам 7, 11, 13 по строкам 01 - 07 раздела 2.1.1 формы N СПО-1. Графа 6 по строке 04 соответствует сумме граф 3 и 8 по строкам 01, 04, 05 раздела 2.5 формы N СПО-1. Графа 6 по строке 07 соответствует сумме граф 13 и 18 по строкам 01, 04, 05 раздела 2.5 формы N СПО-1.

Подраздел содержит сведения за период с 1 октября года, предшествующего отчетному, по 30 сентября отчетного года.

В данный подраздел включаются принятые на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования лица с ограниченными возможностями здоровья <10> (далее - лица с ОВЗ) и (или) имеющие инвалидность (инвалиды, дети-инвалиды) <11>. Обучающиеся, которые приняты на обучение в периоды, предшествующие отчетному, и обучающиеся, принятые путем перевода из других образовательных организаций в отчетном периоде в данный подраздел не включаются.

--------------------------------

<10> Лицо с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ФЗ-273, ст. 2). Подтверждающим документом является заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).

<11> Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ФЗ-181, ст. 1). Подтверждающим документом является справка медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности (справка МСЭ).

Лица с ОВЗ и вместе с тем имеющие инвалидность учитываются как одно лицо.

Раздел заполняется в разрезе профессий и специальностей среднего профессионального образования. Наименования и коды профессий и специальностей приводятся в полном соответствии с Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования".

Заполнение граф 4 - 10 аналогично заполнению граф 4 - 10 раздела 2.2.1.

Виды нарушений здоровья принятых на обучение отражаются в графах 11 - 15, причем сумма этих граф должна равняться общему количеству принятых на обучение (графа 6). Отнесение обучающегося к той или иной группе видов нарушений здоровья осуществляется по тому виду нарушений здоровья, который в большей степени затрудняет учебный процесс и требует создания специальных условий.

В графе 16 выделяются лица с ОВЗ и инвалиды, принятые на обучение по адаптированным <12> образовательным программам среднего профессионального образования.

--------------------------------

<12> Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих или программа подготовки специалистов среднего звена, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Адаптированная образовательная программа разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно на основе соответствующего ФГОС СПО по профессии/специальности, требований профессионального стандарта в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утв. директором Департамента подготовки рабочих кадров и ДПО от 20.04.2015 N 06-830вн).

2.2.2. Распределение численности студентов
по специальностям, профессиям

Графы 5 - 16 по строкам 02 - 08 соответствуют графам 4, 11, 18, 25, 32, 39, 46, 50, 52, 54, 55, 57 по строкам 01 - 07 раздела 2.1.2 формы N СПО-1. Графа 18 по строкам 04, 07 соответствует графе 7 по строкам 01, 02 раздела 1.2 формы N СПО-1.

Раздел содержит сведения по состоянию на 01 октября отчетного года.

При заполнении сведений выделяются студенты, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (указанным в ст. 83 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") (строка 01), по программам подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования (строка 02) и на базе среднего общего образования (строка 03), с подведением итогов по каждой группе и итога по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена (строка 04), по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования и на базе среднего общего образования, с подведением итогов по каждой группе (строки 05 и 06) и итога по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (строка 07), а также общего итога по образовательным программам среднего профессионального образования (строка 08).

Раздел заполняется в разрезе профессий и специальностей среднего профессионального образования. Наименования и коды профессий и специальностей приводятся в полном соответствии с Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования".

В графе 4 по строке 01 указывается численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, до получения основного общего образования (1 - 9 классы).

В графах 5 - 10 показывается численность студентов, обучающихся в образовательной организации на 1 - 6 курсах в соответствии с приказами по образовательной организации.

В графе 11 показывается общая численность студентов. Из общей численности студентов (из графы 11) показывается распределение по источникам финансирования: федеральный бюджет (графа 12), бюджет субъекта Российской Федерации (графа 13), местный бюджет (графа 14), по договорам об оказании платных образовательных услуг (графа 15).

В графе 16 приводится численность студентов, заключивших договор о целевом обучении.

В графе 17 приводится численность студентов, обучающихся с применением практико-ориентированной (дуальной) модели обучения. В рамках мониторинга под дуальной моделью обучения понимается форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое - в организации работодателя с применением института наставничества. Отнесение образовательной программы по профессии/специальности к реализуемой с применением практико-ориентированной (дуальной) модели осуществляется при наличии одновременно следующих оснований:

а) договора о сотрудничестве между образовательной организацией и профильным предприятием-работодателем, осуществляющим деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, который предусматривает сетевую форму реализации образовательных программ <13>;

--------------------------------

<13> Сетевая форма реализации образовательных программ осуществляется с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций (научных, медицинских организаций, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой). Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями. В целях мониторинга учитываются договоры, содержащие в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следующую информацию:

- вид, уровень и (или) направленность образовательной программы, реализуемой с использованием сетевой формы;

- статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

- условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

- выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы.

б) договоров не менее чем у 10% обучающихся по данной образовательной программе между предприятием-работодателем, осуществляющим деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, и обучающимся, предполагающих использование института наставничества (ученический договор, договор о прохождении практики, договор о целевом обучении);

в) не менее одного структурного подразделения на предприятиях реального сектора экономики и в организациях социальной сферы, осуществляющих деятельность по профилю данной образовательной программы, использующихся для проведения практических занятий с обучающимися.

Отнесение студентов (указываемых в графе 17) к обучающимся с применением практико-ориентированной (дуальной) модели осуществляется при наличии одновременно следующих оснований:

а) обучение по образовательной программе (профессии/специальности), реализуемой с применением практико-ориентированной (дуальной) модели;

б) наличие договора с предприятием-работодателем, осуществляющим деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, предполагающего использование института наставничества (ученический договор, договор о прохождении практики, договор о целевом обучении в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 г. N 302 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. N 1076").

В графе 18 приводится численность студентов, обучающихся по программам, реализуемым с использованием сетевой формы.

В графе 19 показываются сведения о студентах, обучающихся на базовых кафедрах и иных структурных подразделениях, обеспечивающих практическую подготовку студентов, на базе предприятий (организаций), осуществляющих деятельность по профилю реализуемых образовательных программ (указанных по строке 11 раздела 2.1).

В графе 20 показывается численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, прошедших промежуточную аттестацию хотя бы по одной из дисциплин образовательной программы с использованием механизма демонстрационного экзамена.

В графе 21 (из графы 12) показываются сведения о студентах, заключивших контракты в соответствии с государственным планом подготовки кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) согласно приказу Минобрнауки России от 27 октября 2015 г. N 1217 "Об утверждении Порядка реализации государственного плана подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2016 - 2020 годы".

Справка 2.

Данные справки по строкам 09, 10 соответствует сумме граф 3, 8, 13, 18 по строкам 11, 10 раздела 2.2 формы N СПО-1.

В справке приводятся сведения о выбытии студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, за период с 1 октября года, предшествующего отчетному, по 30 сентября отчетного года.

В численность студентов, выбывших по неуспеваемости (строка 09) включаются лица, отчисленные по неуспеваемости в период обучения, а также лица, которые не прошли итоговую аттестацию или получили на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты.

По строке 10 показываются выбывшие из образовательной организации студенты, бросившие учебу (прекратившие образовательные отношения по инициативе обучающегося).

2.2.2.1. Распределение численности студентов с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов
по специальностям, профессиям

Графы 4, 5, 6 по строкам 02 - 08 соответствуют графам 47, 51, 53 по строкам 01 - 07 раздела 2.1.2 формы N СПО-1. Графа 14 по строке 04 соответствует сумме граф 4 и 9 по строкам 11, 14, 15 раздела 2.5 формы N СПО-1. Графа 14 по строке 07 соответствует сумме граф 14 и 19 по строкам 11, 14, 15 раздела 2.5 формы N СПО-1. Графа 16 по строке 04 соответствует сумме граф 4 и 9 по строкам 06, 09, 10 раздела 2.5 формы N СПО-1. Графа 16 по строке 07 соответствует сумме граф 14 и 19 по строкам 06, 09, 10 раздела 2.5 формы N СПО-1.

Раздел содержит сведения по состоянию на 01 октября отчетного года.

Заполнение граф 4 - 8 аналогично заполнению граф 11 - 15 раздела 2.2.2.

Виды нарушений здоровья обучающихся отражаются в графах 9 - 13, причем сумма этих граф должна равняться общему количеству студентов (графа 4). Отнесение обучающегося к той или иной группе видов нарушений здоровья осуществляется по тому виду нарушений здоровья, который в большей степени затрудняет учебный процесс и требует создания специальных условий.

Из количества обучающихся по каждой строке выделяется количество лиц с ОВЗ и инвалидов, обучающихся в отдельных группах для лиц с ОВЗ и инвалидностью (графа 14), по индивидуальному учебному плану (графа 15), по адаптированным образовательным программам <14> (графа 16), исключительно с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (графа 22).

--------------------------------

<14> Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих или программа подготовки специалистов среднего звена, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Адаптированная образовательная программа разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно на основе соответствующего ФГОС СПО по профессии/специальности, требований профессионального стандарта в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утв. директором Департамента подготовки рабочих кадров и ДПО от 20.04.2015 N 06-830вн).

При заполнении графы 22 следует учитывать, что не все профессии и специальности среднего профессионального образования могут реализовываться исключительно с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (приказ Минобрнауки России от 20 января 2014 г. N 22 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий").

2.2.3. Распределение выпуска по специальностям, профессиям

Графы 4 - 11, 16, 17 по строкам 02 - 08 соответствуют графам 4, 8, 10, 12, 13, 15 - 17, 19, 28 по строкам 01 - 07 раздела 2.1.3 формы N СПО-1.

Раздел содержит сведения за период с 01 октября года, предшествующего отчетному, по 30 сентября отчетного года (кроме гр. 16, 17).

При заполнении сведений выделяются сведения о выпуске по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (указанным в ст. 83 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") (строка 01), по программам подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования (строка 02) и на базе среднего общего образования (строка 03), с подведением итогов по каждой группе и итога по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена (строка 04), по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования и на базе среднего общего образования, с подведением итогов по каждой группе (строки 05 и 06) и итога по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (строка 07), а также общего итога по образовательным программам среднего профессионального образования (строка 08).

Раздел заполняется в разрезе профессий и специальностей среднего профессионального образования. Наименования и коды профессий и специальностей приводятся в полном соответствии с Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования".

В показатели фактического выпуска (графа 4) включается весь фактический выпуск с 1 октября года, предшествующего отчетному, по 30 сентября отчетного года. В численность фактического выпуска включаются лица, получившие диплом о среднем профессиональном образовании и выпущенные из образовательной организации в течение указанного периода, независимо от того, в каком учебном году они окончили теоретический курс обучения и от того, продолжают они или нет дальнейшее обучение в данной образовательной организации.

Из общего фактического выпуска (из графы 4) приводятся сведения о лицах, обучавшихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (графа 5), бюджета субъекта Российской Федерации (графа 6), местного бюджета (графа 7), по договорам об оказании платных образовательных услуг (графа 8).

В графе 9 из фактического выпуска студентов выделяется численность прошедших государственную итоговую аттестацию (далее - ГИА) и получивших по ее результатам оценки "хорошо" и "отлично".

В графе 10 показывается численность студентов, прошедших аттестацию (в т.ч. промежуточную хотя бы по одной из дисциплин образовательной программы) с использованием механизма демонстрационного экзамена. Из них в графе 11 выделяется численность студентов (обучавшихся по ФГОС СПО, предусматривающим проведение государственной итоговой аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена), прошедших государственную итоговую аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена. Из графы 11 в графе 12 выделяются студенты, набравшие от 50 (включая) до 80 (не включая) баллов, в графе 13 - набравшие не менее 80 баллов по 100-балльной шкале.

В графе 14 указывается средний балл (по 100-балльной шкале), набранный при прохождении ГИА с использованием механизма демонстрационного экзамена, выпускников, учтенных в графе 11. Под средним баллом выпускников, набранным при прохождении ГИА с использованием механизма демонстрационного экзамена, по профессии/специальности понимается отношение суммы баллов (по 100-балльной шкале), набранных выпускниками при прохождении ГИА с использованием механизма демонстрационного экзамена по профессии/специальности, к суммарной численности таких выпускников.

В графе 15 из общего фактического выпуска (из графы 4) приводятся сведения о лицах, продолживших обучение в отчитывающейся образовательной организации.

В графе 16 показываются данные за период с 1 октября отчетного года по 30 сентября года, следующего за отчетным. Ожидаемый выпуск определяется по численности студентов на выпускных курсах с учетом ожидаемого выбытия. Из общего ожидаемого выпуска (из графы 16) приводятся данные о численности студентов, прошедших промежуточную аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена (графа 17).

2.2.3.1. Распределение выпуска студентов с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов
по специальностям, профессиям

Графы 4, 11 по строкам 02 - 08 соответствуют графам 5, 20 по строкам 01 - 07 раздела 2.1.3 формы N СПО-1.

Графы 4 - 10 содержат сведения о фактическом выпуске лиц с ОВЗ и инвалидов за период с 01 октября года, предшествующего отчетному, по 30 сентября отчетного года.

Заполнение граф 4, 10, 11 аналогично заполнению граф 4, 11, 16 раздела 2.2.3.

Графы 11 - 16 содержат сведения о планируемом выпуске лиц с ОВЗ и инвалидов за период с 01 октября отчетного года по 30 сентября года, следующего за отчетным.

Виды нарушений здоровья выпускников отражаются в графах 5 - 9 (фактический выпуск) и 12 - 16 (планируемый выпуск). Отнесение выпускников к той или иной группе видов нарушений здоровья осуществляется по тому виду нарушений здоровья, который в большей степени затрудняет учебный процесс и требует создания специальных условий.

2.2.4. Распределение приема иностранных граждан и лиц
без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих
за рубежом, в соответствии с установленной Правительством
Российской Федерации квотой на образование иностранных
граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
по специальностям

Графа 4 по строкам 02 - 04 соответствует графе 4 по строкам 01 - 03 раздела 2.1.5 формы N СПО-1.

В подразделе приводятся сведения о приеме иностранных граждан, лиц без гражданства, а также соотечественников, проживающих за рубежом, на обучение по основным образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки специалистов среднего звена - в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации квотой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Раздел содержит сведения за период с 01 октября года, предшествующего отчетному, по 30 сентября отчетного года.

При заполнении сведений выделяются сведения о приеме на программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (указанным в ст. 83 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") (строка 01), на программы подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования (строка 02) и на базе среднего общего образования (строка 03), с подведением итогов по каждой группе и итога по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена (строка 04), а также сведения о приеме на обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования и на базе среднего общего образования, с подведением итогов по каждой группе (строки 05 и 06 соответственно), с подведением общего итога по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (строка 07), а также общего итога по образовательным программам среднего профессионального образования (строка 08).

Раздел заполняется в разрезе профессий и специальностей среднего профессионального образования. Наименования и коды профессий и специальностей приводятся в полном соответствии с Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования".

В графе 4 отражается численность граждан иностранных государств, лиц без гражданства, а также соотечественников, проживающих за рубежом, принятых (прошедших процедуру приема) в образовательную организацию в период с 01 октября года, предшествующего отчетному, по 30 сентября отчетного года.

2.2.5. Распределение численности студентов из числа
иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе
соотечественников, проживающих за рубежом, обучающихся
в соответствии с установленной Правительством
Российской Федерации квотой на образование иностранных
граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации,
по курсам и специальностям

Графы 5 - 11 по строкам 02 - 04 соответствуют графам 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16 по строкам 01 - 03 раздела 2.1.6 формы N СПО-1.

В подразделе приводятся сведения о численности иностранных граждан, лиц без гражданства, а также соотечественников, проживающих за рубежом, обучающихся по основным образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации квотой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Подраздел содержит сведения по состоянию на 1 октября отчетного года.

При заполнении сведений выделяются студенты, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (указанным в ст. 83 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") (строка 01), по программам подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования (строка 02) и на базе среднего общего образования (строка 03), с подведением итогов по каждой группе и итога по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена (строка 04), по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования и на базе среднего общего образования, с подведением итогов по каждой группе (строки 05 и 06) и итога по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (строка 07), а также общего итога по образовательным программам среднего профессионального образования (строка 08).

Раздел заполняется в разрезе профессий и специальностей среднего профессионального образования. Наименования и коды профессий и специальностей приводятся в полном соответствии с Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования".

В графе 4 по строке 01 указывается численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, до получения основного общего образования (1 - 9 классы).

В графах 5 - 10 показывается численность студентов, обучающихся в образовательной организации на 1 - 6 курсах в соответствии с приказами по образовательной организации.

В графе 11 показывается общая численность студентов.

2.2.6. Распределение выпуска специалистов среднего звена
из числа иностранных граждан и лиц без гражданства,
в том числе соотечественников, проживающих за рубежом,
обучавшихся в соответствии с установленной Правительством
Российской Федерации квотой на образование иностранных
граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации,
по специальностям

Графа 4 по строкам 02 - 04 соответствует графе 4 по строкам 01 - 03 раздела 2.1.7 формы N СПО-1.

В разделе приводятся сведения о выпуске из числа иностранных граждан, лиц без гражданства, а также соотечественников, проживающих за рубежом, обучающихся по основным образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации квотой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Раздел содержит сведения за период с 01 октября года, предшествующего отчетному, по 30 сентября отчетного года.

При заполнении сведений выделяются сведения о выпуске по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (указанным в ст. 83 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") (строка 01), по программам подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования (строка 02) и на базе среднего общего образования (строка 03), с подведением итогов по каждой группе и итога по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена (строка 04), по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования и на базе среднего общего образования, с подведением итогов по каждой группе (строки 05 и 06) и итога по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (строка 07), а также общего итога по образовательным программам среднего профессионального образования (строка 08).

Раздел заполняется в разрезе профессий и специальностей среднего профессионального образования. Наименования и коды профессий и специальностей приводятся в полном соответствии с Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования".

В показатели фактического выпуска (графа 4) включается весь фактический выпуск с 01 октября года, предшествующего отчетному, по 30 сентября отчетного года. В численность фактического выпуска включаются лица, получившие диплом о среднем профессиональном образовании и выпущенные из образовательной организации в течение указанного периода, независимо от того, в каком учебном году они окончили теоретический курс обучения.

В графе 5 из общего фактического выпуска (из графы 4) приводятся сведения о лицах, продолживших обучение в данной образовательной организации.

2.2.7. Распределение численности студентов, приема
и выпуска по гражданству

Данные граф 3 - 18 по всем строкам соответствует графе 3, сумме граф 4, 19, сумме граф 5, 20, сумме граф 6, 21, сумме граф 7, 22, сумме граф 8, 23, сумме граф 9, 24, сумме граф 10, 25, сумме граф 11, 26, сумме граф 12, 27, сумме граф 13, 28, сумме граф 14, 29, сумме граф 15, 30, сумме граф 16, 31, сумме граф 17, 32, сумме граф 18, 33 по всем строкам раздела 2.9 формы N СПО-1.

Раздел содержит сведения по графам 4 - 8, 14 - 18 за период с 1 октября года, предшествующего отчетному, по 30 сентября отчетного года, по графам 9 - 13 - по состоянию на 1 октября отчетного года.

В строке 01 приводятся сведения о численности студентов, приеме и выпуске из числа лиц, являющихся гражданами России (строка 02), иностранных государств (строка 03), а также лиц без гражданства <15> (строка 04), обучающихся на условиях общего приема. Строка 01 равна сумме строк 02, 03 и 04.

--------------------------------

<15> Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

Строка 03 равна сумме последующих строк по государствам в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ).

Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

По строке 05 приводятся сведения о приеме, численности и выпуске иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, обучающихся в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

По строке 06 приводятся сведения об иностранных гражданах, по строке 07 - о лицах без гражданства. Строка 06 равна сумме последующих строк по государствам в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ). Сведения по строке 06 не включаются в строку 03, сведения по строке 07 не включаются в строку 04.

2.2.8. Распределение численности студентов образовательной
организации, обучающихся по образовательным программам
среднего профессионального образования, прошедших обучение
в других организациях

Раздел содержит сведения о численности по состоянию на 1 октября отчетного года студентов образовательной организации, прошедших в период с 30 сентября года, предшествующего отчетному, по 1 октября отчетного года обучение (стажировку, практику) в зарубежных (иностранных) организациях продолжительностью менее месяца (графы 6 - 8), либо не менее месяца (графы 3 - 5).

При заполнении сведений выделяются лица: обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (указанным в ст. 83 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") (строка 01), по программам подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования (строка 02) и на базе среднего общего образования (строка 03), с подведением итога по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена (строка 04); обучающиеся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования (строка 05) и на базе среднего общего образования (строка 06), с подведением итога по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (строка 07), а также общего итога по образовательным программам среднего профессионального образования (строка 08).

В графах 3, 4, 6, 7 показывается численность студентов, прошедших обучение (стажировку, практику) в организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

В графах 5, 8 показывается численность студентов, прошедших обучение (стажировку, практику) в расположенных на территории Российской Федерации иностранных организациях (код ОКФС: 20 - Иностранная собственность).

2.2.9. Сведения о студентах с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидах

Графа 3 по строкам 02 - 06 соответствует сумме граф 3 и 8 по строкам 01 - 05 раздела 2.5 формы N СПО-1, графа 4 по строкам 02 - 06 соответствуют сумме граф 13 и 18 по строкам 01 - 05 раздела 2.5 формы N СПО-1. Графа 5 по строкам 02 - 06 соответствует сумме граф 4 и 9 по строкам 01 - 05 раздела 2.5 формы N СПО-1, графа 6 по строкам 02 - 06 соответствуют сумме граф 14 и 19 по строкам 01 - 05 раздела 2.5 формы N СПО-1. Графа 7 по строкам 02 - 06 соответствует сумме граф 5 и 10 по строкам 01 - 05 раздела 2.5 формы N СПО-1, графа 8 по строкам 02 - 06 соответствуют сумме граф 15 и 20 по строкам 01 - 05 раздела 2.5 формы N СПО-1.

Раздел содержит сведения о приеме и выпуске лиц с ОВЗ и инвалидов за период с 1 октября года, предшествующего отчетному, по 30 сентября отчетного года (графы 3, 4, 7, 8), сведения о численности студентов по состоянию на 1 октября отчетного года (графы 5, 6), сведения о планируемом выпуске обучающихся из числа лиц с ОВЗ и инвалидов за период с 01 октября отчетного года по 30 сентября года, следующего за отчетным (графы 9, 10), а также сведения о движении контингента за период с 1 октября года, предшествующего отчетному, по 30 сентября отчетного года (графы 11 - 19).

При заполнении подраздела необходимо четкое понимание того, кто из обучающихся является инвалидом <16>, а кто лицом с ОВЗ <17> и дифференцировать эти статусы. Следует обратить внимание, что "инвалиды" и "лица с ограниченными возможностями здоровья" - это две разные категории, каждый из статусов должен быть подтвержден документально. Если у обучающегося установлена инвалидность (предъявлена справка МСЭ), но нет заключения ПМПК о признании его лицом с ОВЗ, то образовательная организация не в праве учитывать его в категории "обучающиеся с ОВЗ". В этом случае учет должен вестись по категории "инвалид" или "ребенок-инвалид".

--------------------------------

<16> Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ФЗ-181, ст. 1).

Установление инвалидности у взрослых и детей осуществляется при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы. В зависимости от степени расстройства функций организма гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Ребенку (лицу в возрасте до 18 лет) не зависимо от тяжести расстройства функций организма устанавливается категория "ребенок-инвалид". Инвалидность устанавливается или на определенный срок или бессрочно. Подтверждающим документом является справка медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности (справка МСЭ).

<17> Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ФЗ-273, ст. 2).

Установление статуса "обучающийся с ОВЗ" осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). ПМПК создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и может быть центральной или территориальной. К основным направлениям деятельности ПМПК относится проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций. Подтверждающим документом является заключение ПМПК.

Обучающиеся учитываются как лица с ОВЗ, если они были приняты на обучение на основании рекомендации ПМПК и в период обучения не меняли условий обучения.

Если в образовательную организацию поступил абитуриент, которому уже исполнилось 18 лет, образовательная организация не имеет оснований учитывать его в категории "обучающиеся с ОВЗ", т.к. данный статус устанавливается лицам до 18 лет.

Если в образовательную организацию поступил абитуриент младше 18 лет и предъявил заключение ПМПК, то образовательная организация вправе учитывать его в этом статусе весь период обучения даже после достижения им 18 лет в случае, если он не менял условий обучения. Следует обратить внимание, что заключение ПМПК действительно для представления в течение календарного года с даты его подписания.

Лица с ОВЗ и вместе с тем имеющие инвалидность учитываются как одно лицо. Их общее количество отражается в строке 01.

В случае, если у обучающегося два статуса - лицо с ОВЗ и инвалид (ребенок-инвалид) и два подтверждающих документа, то он отражается в строках 02 и 03 (или 04). Если у обучающегося есть только статус инвалида (ребенка-инвалида), то он отражается в строке 05 (или 06).

В графах 11 - 12 отражается численность лиц с ОВЗ и инвалидов, прибывших в образовательную организацию в соответствующий период (переведенных из других образовательных организаций, восстановленных из ранее отчисленных). Принятые в установленном порядке на обучение в эти данные не включаются.

В графах 13 - 17 отражается численность лиц с ОВЗ и инвалидов, выбывших из образовательной организации в соответствующий период (переведены в другие образовательные организации, добровольно прекратили образовательные отношения, отчислены по болезни, отчислены по неуспеваемости, отчислены по другим основаниям). Выпускники, завершившие обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, в эти данные не включаются.

В графе 18 отражается численность обучающихся, которым в соответствующий период впервые установлена (или восстановлена снятая ранее) группа инвалидности или впервые установлен статус "лицо с ОВЗ".

Лица с инвалидностью, имевшие инвалидность, но предоставившие справку МСЭ в образовательную организацию после 1 октября года, предшествующего отчетному, в графу 18 не включаются.

В графе 19 отражается численность обучающихся, с которых в соответствующий период снята группа инвалидности.

В графах 20, 21 отражается численность студентов, принявших участие в региональных и национальном чемпионате "Абилимпикс" в отчетном году.

2.2.10. Сведения об участии обучающихся по программам
среднего профессионального образования в демонстрационном
экзамене, Национальном чемпионате по профессиональному
мастерству по стандартам "Ворлдскиллс", Национальном
чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс",
региональных, всероссийских, международных олимпиадах,
конкурсах профессионального мастерства

Раздел содержит сведения по состоянию на 01 октября отчетного года.

В разделе приводятся сведения об участии в отчетном году студентов (включая выпуск отчетного года), обучающихся (обучавшихся) по образовательным программам среднего профессионального образования, в региональных этапах, финале Национального чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс", отраслевых региональных, всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства.

При заполнении сведений выделяются студенты, обучающиеся (обучавшиеся) по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (указанным в ст. 83 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") (строка 01), по программам подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования (строка 02) и на базе среднего общего образования (строка 03), с подведением итогов по каждой группе и итога по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена (строка 04), по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования и на базе среднего общего образования, с подведением итогов по каждой группе (строки 05 и 06) и итога по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (строка 07), а также общего итога по образовательным программам среднего профессионального образования (строка 08).

Раздел заполняется в разрезе профессий и специальностей среднего профессионального образования, по которым обучаются (обучались) учитываемые студенты. Наименования и коды профессий и специальностей приводятся в полном соответствии с Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования". При этом профиль чемпионата, олимпиады, конкурса профессионального мастерства, компетенция участия в общем случае может не соответствовать профессии/специальности, по которой обучается (обучался) соответствующий студент.

В графах 4 и 10 показывается численность студентов, участвовавших в соответствующих этапах (региональном, финале) Национального чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" отчетного года (вне зависимости от даты проведения соответствующего этапа), с выделением из них в графах 5 - 8, 11 - 14 победителей, получивших золотую, серебряную или бронзовую медаль чемпионата или медальон за профессионализм.

В графах 9 и 15 по свободным строкам 01 - 03, 05, 06 указывается средний балл (по 100-балльной шкале), набранный студентами, участвовавшими в отчетном году в соответствующих этапах Национального чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" (учтенных в графах 4 и 10 соответственно). Под средним баллом, набранным студентами, по профессии/специальности понимается отношение суммы средних баллов (по 100-балльной шкале), набранных студентами, обучающихся (обучавшихся) по профессии/специальности, к суммарной численности таких студентов (выпускников).

В графах 16 и 18 показывается численность студентов, участвовавших в отраслевых и др. чемпионатах, олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства (этапах) <18> соответствующего уровня (регионального, всероссийского/национального и международного), с выделением из них в графах 17, 19 победителей и призеров.

--------------------------------

<18> В соответствии с перечнем конкурсов и олимпиад профессионального мастерства обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, учитываемых при проведении мониторинга качества подготовки кадров за 2018 год.

Справка 3. По строке 09 показывается численность студентов, участвовавших в отраслевых и др. чемпионатах, олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства (этапах), учтенных по графам 16, 18 строки 08. По свободным строкам строки 09 выделяются сведения об участии в чемпионатах, олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства с указанием их наименования. Студент, участвовавший в нескольких чемпионатах, олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства учитывается в соответствующей графе строки 09 как один человек.

В графах 3, 5, 7 показывается численность студентов, участвовавших в чемпионатах, олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства (этапах) соответствующего уровня (регионального, всероссийского/национального, международного), с выделением из них в графах 4, 6, 8 победителей и призеров.

2.3 Сведения о дополнительном профессиональном образовании
и профессиональном обучении

Графа 3 по строкам 01, 02, 05, 08 соответствует строке 01 по графам 3 - 6 раздела 2.1 формы N 1-ПК. Графа 3 по строкам 09 - 12 соответствует графе 5 по строкам 04, 01 - 03 раздела 2.1 формы N ПО.

В разделе учитываются сведения о лицах, прошедших в отчетном году обучение по дополнительным профессиональным программам <19> (строки 01 - 08) и (или) по основным программам профессионального обучения <20> (строки 09 - 12) на базе отчитывающейся образовательной организации за отчетный год.

--------------------------------

<19> Дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

<20> Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

При заполнении раздела выделяются лица, обученные на базе отчитывающегося образовательной организации в отчетном периоде (то есть завершившие обучение) по дополнительным профессиональным программам, отдельно: по программам повышения квалификации от 16 до 72 часов, от 72 часов и выше; по программам профессиональной переподготовки от 250 до 500 часов, от 500 часов и выше, с подведением итогов по каждой группе (строки 02, 05) и общего итога (строка 01).

В графе 3 отражается численность лиц, обученных на базе отчитывающейся образовательной организации по соответствующим программам.

Из общей численности в графе 4 выделяют работников отчитывающегося образовательной организации. Для филиалов сведения о работниках головного вуза или других филиалов головного вуза учитываются в этой графе.

По графам 5, 6 показывается численность обученных соответствующей возрастной категории. Возраст учитывается по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Справка 4. По строке 13 показывается нормированный контингент обучающихся по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Нормированный контингент обучающихся по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки рассчитывается как отношение суммы произведений численности обучающихся по программе повышения квалификации или профессиональной переподготовки и количества часов, отведенных на реализацию соответствующей программы к количеству часов предельной аудиторной нагрузки в год на одного обучающегося. Количество часов предельной аудиторной нагрузки в год на одного обучающегося принимается равным 1440.

2.4. Сведения об основных программах
профессионального обучения

2.4.1. Распределение численности обучающихся из числа лиц
с ОВЗ и инвалидов профессиям, должностям

Раздел содержит сведения о лицах с ОВЗ и инвалидах, обучающихся по основным профессиональным программам профессионального обучения.

Раздел содержит сведения по состоянию на конец отчетного года. Лица, осваивающие образовательные программы профессионального обучения в пределах освоения программ среднего профессионального образования, в данный подраздел не включаются.

Раздел заполняется в разрезе образовательных программ профессионального обучения. Наименования и коды профессий рабочих, должностей служащих приводятся в полном соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение".

Графа 4 содержит сведения об общем количестве обучающихся по программам профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидов. Лицо с ОВЗ и вместе с тем имеющее инвалидность учитывается как одно лицо.

Обучение по программам профессиональной подготовки (строка 01) направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

К освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющие основного общего или среднего общего образования.

Под обучением по программам переподготовки рабочих и служащих (строка 02) и по программам повышения квалификации рабочих, служащих (строка 03) понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих, должность служащего, должности служащих.

При заполнении раздела необходимо четкое понимание того, кто из обучающихся является инвалидом, а кто лицом с ОВЗ и дифференцировать эти статусы.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ФЗ-181, ст. 1).

Установление инвалидности у взрослых и детей осуществляется при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы. Ребенку (лицу в возрасте до 18 лет) не зависимо от тяжести расстройства функций организма устанавливается категория "ребенок-инвалид". Подтверждающим документом является справка медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности (справка МСЭ).

Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ФЗ-273, ст. 2).

Установление статуса "обучающийся с ОВЗ" осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК). Подтверждающим документом является заключение ПМПК.

Следует обратить внимание, что "инвалиды" и "лица с ограниченными возможностями здоровья" - это две разные категории, каждый из статусов должен быть подтвержден документально.

Если у обучающегося установлена инвалидность (предъявлена справка МСЭ), но нет заключения ПМПК о признании его лицом с ОВЗ, то образовательная организация не в праве учитывать его в категории "обучающиеся с ОВЗ". В этом случае учет должен вестись по категории "инвалид" или "ребенок-инвалид".

Обучающиеся учитываются как лица с ОВЗ, если они были приняты на обучение на основании рекомендации ПМПК и в период обучения не меняли условий обучения.

Для целей настоящего мониторинга в качестве лиц с ОВЗ допустимо учитывать лиц с нарушениями интеллекта, не имеющих основного общего образования, зачисленных на программы профессионального обучения на основании свидетельства образовательной организации VIII вида (как имеющих заключение ПМПК, так и не имеющих его).

В случае, если у слушателя два статуса - лицо с ОВЗ и инвалид (ребенок-инвалид) и два подтверждающих документа, то он отражается в графах 5 и 6 (или 7). Если у слушателя есть только статус инвалида (ребенка-инвалида), то он отражается в графе 8 (или 9).

В графе 10 выделяются лица с ОВЗ и инвалиды, обучающиеся по адаптированным образовательным программам профессионального обучения.

Виды нарушений здоровья слушателей отражаются в графах 11 - 16, причем сумма этих граф должна равняться общему количеству обучающихся (графа 4). Отнесение обучающегося к той или иной группе видов нарушений здоровья осуществляется по тому виду нарушений здоровья, который в большей степени затрудняет учебный процесс и требует создания специальных условий. Следует обратить внимание, что если обучающийся имеет свидетельство школы VIII вида, значит основным нарушением является нарушение интеллекта. Если это нарушение сочетается с другими нарушениями (зрения, слуха и пр.), то в этом случае такого обучающегося следует учитывать в категории "сложные дефекты (два или более нарушений здоровья)".

В графе 17 выделяются данные о количестве слушателей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся за счет субсидии на выполнение государственного задания по программам профессионального обучения. Обычно это лица с нарушениями интеллекта (с различными формами умственной отсталости), не имеющие основного общего или среднего общего образования.

В графе 18 выделяются данные о количестве слушателей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся по направлению органов службы занятости.

В графе 19 выделяются данные о количестве слушателей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся за счет средств работодателей.

В графе 20 выделяются данные о количестве слушателей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг за счет средств физических лиц.

2.4.2. Распределение выпуска обучавшихся из числа лиц с ОВЗ
и инвалидов профессиям, должностям

Подраздел содержит сведения о лицах с ОВЗ и инвалидах, обученных по основным профессиональным программам профессионального обучения.

Подраздел содержит сведения за отчетный год. Лица, освоившие образовательные программы профессионального обучения в пределах освоения программ среднего профессионального образования, в данный подраздел не включаются.

Подраздел заполняется в разрезе образовательных программ профессионального обучения. Наименования и коды профессий рабочих, должностей служащих приводятся в полном соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение".

Заполнение срок и граф данного подраздела осуществляется аналогично подразделу 2.4.1. Распределение численности обучающихся из числа лиц с ОВЗ и инвалидов профессиям, должностям.