XII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

XII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Эффективность Стратегии оценивается в течение расчетного периода, за начальный год которого принимается 2009 год - год осуществления инвестиций и разработки приоритетных образцов продукции. За конечный год расчетного периода принимается 2020 год - год серийного производства высокотехнологичной продукции нового поколения на созданных за годы реализации Стратегии производственных мощностях.

Инновационный сценарий развития событий предполагает разработку и реализацию мероприятий Стратегии, позволяющих:

- обеспечить динамичное развитие легкой промышленности России за счет комплексной модернизации и технического перевооружения, оптимизации потенциала отрасли и необходимых структурных преобразований, ускоренного развития научного потенциала, совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы;

- создать новый конкурентоспособный облик легкой промышленности, принципиально улучшить ее положение на внутреннем и мировом рынках, обеспечить вклад отрасли в решение ряда приоритетных общенациональных задач современного этапа экономического развития России;

- создать условия для формирования инновационной модели бизнеса, характеризующейся постоянным наращиванием инвестиций в инновации, обновлением продукции и технологий, завоеванием новых рынков и получить многоуровневый синергетический эффект (рис. 25):

на макроуровне:

- повышение обороноспособности страны путем удовлетворения потребности российской армии, силовых структур и федеральных ведомств в вещевом имуществе, в сопутствующих изделиях к военной технике и в средствах индивидуальной защиты;

- повышение экономической и стратегической безопасности страны путем удовлетворения отраслей экономики в российской продукции промежуточного спроса, снижения зависимости от легального и нелегального импорта;

- увеличение вклада легкой промышленности в прирост ВВП за 10 лет не менее чем в 2,0 раза за счет опережающих темпов роста производства по отношению к их динамике в среднем по обрабатывающим отраслям;

- расширение объемов высокотехнологичного экспорта наукоемкой продукции и соответствующее улучшение структуры внешнеторгового оборота.

                                                         (──────────)
                          ┌──────────────────────────────┤РЕЗУЛЬТАТЫ├────────────────────────────────┐
                          │                              (──────────)                                │
                          \/                                                                         \/
     ┌────────────────────────────────────────┐                                 ┌──────────────────────────────────────┐
     │В производственной и инновационной сфере│                                 │В торговой и внешнеэкономической сфере│
     └────────────────────────────────────────┘                                 └──────────────────────────────────────┘
  .......................................                                   .................................................
 .                                       .                                 .                                                 .
.(───────────────────────────────────────).                               .(─────────────────────────────────────────────────).
 │ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ│                                 │   СОЗДАНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОГО РОССИЙСКОГО РЫНКА    │
 │      И МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА      │                                 │ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ│
 (───────────────────────────────────────)                                 (─────────────────────────────────────────────────)
   (───────────────────────────────────────────)                             (─────────────────────────────────────────────)
   │  СНИЖЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОТСТАВАНИЯ ОТ  │                             │ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА И ИНТЕРЕСОВ  │
 - │ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН, ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ  │                           - │РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ОТ ТЕНЕВОГО ОБОРОТА│
   │ПРЕИМУЩЕСТВ РОССИЙСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ│                             │                   ТОВАРОВ                   │
   (───────────────────────────────────────────)                             (─────────────────────────────────────────────)
   (────────────────────────────────────────────)                            (───────────────────────────────────────────────)
 - │РОСТ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА В 3,1 РАЗА, В Т.Ч.│                            │РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА, РОСТ ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ│
   │  ТОВАРОВ ИННОВАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА В 16 РАЗ │                            │   КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ РОССИЙСКИХ ТОВАРОВ НА   │
   (────────────────────────────────────────────)                          - │ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ НА 30 процент...,│
   (──────────────────────────────────────────)                              │   УВЕЛИЧЕНИЕ К 2020 ГОДУ ИХ ДОЛИ МИНИМУМ ДО   │
 - │РОСТ ЭКСПОРТА В 4,0 РАЗА, ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ│                              │                 50 процент...                 │
   (──────────────────────────────────────────)        (───────────────)     (───────────────────────────────────────────────)
   (────────────────────────────────────────────)      (СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ)     (────────────────────────────────────────)
 - │ЕЖЕГОДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В БЮДЖЕТЫ ВСЕХ УРОВНЕЙ│      (   ЭФФЕКТ ОТ   )   - │РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ И│
   │            БОЛЕЕ 30 МЛРД. РУБЛЕЙ           │      (  КОМПЛЕКСНОЙ  )     │   МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ТОВАРОПРОВОДЯЩЕЙ СЕТИ  │
   (────────────────────────────────────────────)      (  РЕАЛИЗАЦИИ   )     (────────────────────────────────────────)
 (────────────────────────────────────────────)        (   СТРАТЕГИИ   )     (───────────────────────────────────────────────)
 │СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕГКОЙ│        (───────────────)     │  РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА  │
 │     ПРОМЫШЛЕННОСТИ СЫРЬЕВЫМИ РЕСУРСАМИ     │                            - │В ТОРГОВОМ ОБОРОТЕ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ ПРОДУКЦИИ│
 (────────────────────────────────────────────)                              │ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, КОММЕРЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СО │
   (────────────────────────────────────────────────)                        │    СТРАНАМИ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ     │
   │РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОЙ КАЧЕСТВЕННОЙ СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ,│                        (───────────────────────────────────────────────)
 - │    РАСШИРЕНИЕ АССОРТИМЕНТА СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ   │                      (────────────────────────────────)
   │             И ПОВЫШЕНИЕ ИХ КАЧЕСТВА            │                      │ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ│
   (────────────────────────────────────────────────)                      (────────────────────────────────)
   (────────────────────────────────────────────────)                        (─────────────────────────────────────────────)
 - │РОСТ ЕМКОСТИ РОССИЙСКОГО РЫНКА СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ│                      - │СНИЖЕНИЕ ТОВАРНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ│
   │     ДЛЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ    │                        │                 ОТ ИМПОРТА                  │
   (────────────────────────────────────────────────)                        (─────────────────────────────────────────────)
   (──────────────────────────────────────────────)                          (────────────────────────────────────────────────)
   │    СНИЖЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА ЗА СЧЕТ    │                          │ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОХОДЫ В БЮДЖЕТ (370 млрд. руб.)│
 - │ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО СЫРЬЯ И  ПОВЫШЕНИЕ│                        - │ОТ СБОРА ПОШЛИН И НДС ПО ИМПОРТУ ОДЕЖДЫ, ОБУВИ И│
   │   КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ТОВАРОВ   │                          │ДРУГИХ ТОВАРОВ, И ОТ ПОСТУПЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО│
   (──────────────────────────────────────────────)                          │            ОБЪЕМА НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ           │
 (──────────────────────────────────────────)                                (────────────────────────────────────────────────)
 │ ВОСПРОИЗВОДСТВО ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ЛЕГКОЙ │                                (────────────────────────────────────────────)
 │ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ИХ КВАЛИФИКАЦИИ│                              - │ПОВЫШЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ│
 (───────────────┬──────────────────────────)                                (───────────────────────────┬────────────────)
                 │                                                                                       │
                 │                                                                                       │
                 │       ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐      │
                 │       │  ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО И ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ │      │
                 │       │     В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО    │      │
                 └──────>│МЕХАНИЗМА ПОДДЕРЖКИ ОТРАСЛИ, РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА И СОЗДАНИЯ│<─────┘
                         │                ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА                │
                         └────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Рис. 25. Результаты комплексной реализации Стратегии

на микроуровне:

- обеспечение необходимого уровня обновления основных фондов предприятий и поддержание их в конкурентоспособном состоянии, в том числе на основе развития частно-государственного партнерства;

- повышение инновационной активности, развитие научного потенциала и ликвидация критического технологического и товарного отставания отрасли от промышленно развитых стран мира;

- формирование в легкой промышленности рыночно-ориентированных бизнес-структур нового поколения, обладающих потенциалом для саморазвития и способностью успешного конкурирования с зарубежными предприятиями.

в социально-экономической сфере:

- сохранение и расширение числа рабочих мест, предотвращение оттока талантливой части научно-технических кадров в другие отрасли экономики;

- повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, улучшение их возрастной структуры;

- повышение производительности труда и уровня его оплаты.

в бюджетной сфере - обеспечение дополнительных налоговых поступлений и увеличение экспортной выручки (доходы от продаж).

Существенно улучшатся экономические и финансовые показатели. Объем отгруженной продукции за прогнозируемый период возрастет в 3,1 раза, а товаров инновационного характера - в 16,1 раза и составит 309,9 млрд. рублей (таблица 11), соответственно изменится структура отгруженной продукции.

Таблица 11

┌─────────────────────────┬─────┬─────────────────────────────────────────┐
│       Показатели        │2008 │            Прогноз, млрд. руб.          │
│                         │отчет├─────────────────┬───────────┬───────────┤
│                         │     │    1-ый этап    │ 2-ой этап │ 3-ий этап │
│                         │     ├─────┬─────┬─────┼─────┬─────┼─────┬─────┤
│                         │     │2009 │2010 │2012 │2013 │ 2015│ 2016│2020 │
├─────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Отгружено продукции      │174,8│187,7│198,2│238,7│269,7│338,9│376,4│550,3│
│собственного производства│     │     │     │     │     │     │     │     │
│(без НДС) всего,         │     │     │     │     │     │     │     │     │
├─────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│в т.ч. товаров           │15,7 │15,0 │19,8 │38,2 │53,9 │ 98,3│116,7│253,1│
│       инновационного    │     │     │     │     │     │     │     │     │
│       характера         │     │     │     │     │     │     │     │     │
├─────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Сальдированный результат │ 2,0 │1,98 │2,99 │5,76 │5,82 │ 7,18│ 7,62│ 9,8 │
├─────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Экспорт товаров          │25,3 │28,5 │35,7 │50,7 │60,0 │ 70,7│ 77,1│100,5│
├─────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Налоговые поступления в  │22,6 │24,3 │25,6 │30,8 │34,8 │ 43,8│ 48,6│71,1 │
│бюджет                   │     │     │     │     │     │     │     │     │
├─────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Производительность труда │0,38 │0,44 │0,48 │0,60 │0,69 │ 0,88│ 0,99│1,42 │
│одного работающего       │     │     │     │     │     │     │     │     │
├─────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Средняя заработная плата │     │     │     │     │     │     │     │     │
│одного работающего, тыс. │     │     │     │     │     │     │     │     │
│руб./месяц               │     │     │     │     │     │     │     │     │
├─────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│- в текстильном, швейном │8,06 │8,74 │9,62 │11,85│13,53│17,27│19,45│27,81│
│  и меховом производстве │     │     │     │     │     │     │     │     │
├─────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│- в производстве кожи,   │9,42 │10,25│11,20│13,95│16,09│20,15│21,25│32,43│
│  изделий из кожи и обуви│     │     │     │     │     │     │     │     │
└─────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘

Розничный товарооборот продукции легкой промышленности за 2009 - 2020 годы увеличится в 1,4 раза и составит 2833,2 млрд. рублей, доля отечественных товаров на российском рынке составит 50,5 процентов.

Рост инвестиций будет соответствовать масштабам "очищения" рынка от контрафактной и контрабандной продукции, снижению доли теневого оборота с 41,7 процента в 2008 году до 10 процентов - в 2020 году.

Экспорт товаров легкой промышленности возрастет по сравнению с уровнем 2008 года в 4,0 раза и составит в 2020 году - 100,5 млрд. рублей.

Таким образом, на фоне тяжелого положения в легкой промышленности, которое усугубилось кризисом в мировой экономике и в России, реализация Стратегии становится еще более привлекательной, в том числе с точки зрения консолидации потенциала отрасли, ее возможности стать индустриально развитой, и способной вносить существенный вклад в ВВП страны, а также обеспечивать работой многие тысячи людей, рост благосостояния работающих, повышение стратегической и экономической безопасности страны.

Анализ прогнозируемых социальных и экономических последствий реализации Стратегии показывает, что легкая промышленность способна внести существенный вклад в достижение стратегической цели Минпромторга России "Обеспечение конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности" в результате решения тактических задач "Усиление конкурентных позиций российских товаропроизводителей на внутреннем рынке" и "Продвижение товаров работающих в России компаний на международные рынки".