XII. Приказ Минпромторга РФ от 24.09.2009 N 853 "Об утверждении Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации"
XII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Эффективность Стратегии оценивается в течение расчетного периода, за начальный год которого принимается 2009 год - год осуществления инвестиций и разработки приоритетных образцов продукции. За конечный год расчетного периода принимается 2020 год - год серийного производства высокотехнологичной продукции нового поколения на созданных за годы реализации Стратегии производственных мощностях.
Инновационный сценарий развития событий предполагает разработку и реализацию мероприятий Стратегии, позволяющих:
- обеспечить динамичное развитие легкой промышленности России за счет комплексной модернизации и технического перевооружения, оптимизации потенциала отрасли и необходимых структурных преобразований, ускоренного развития научного потенциала, совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы;
- создать новый конкурентоспособный облик легкой промышленности, принципиально улучшить ее положение на внутреннем и мировом рынках, обеспечить вклад отрасли в решение ряда приоритетных общенациональных задач современного этапа экономического развития России;
- создать условия для формирования инновационной модели бизнеса, характеризующейся постоянным наращиванием инвестиций в инновации, обновлением продукции и технологий, завоеванием новых рынков и получить многоуровневый синергетический эффект (рис. 25):
на макроуровне:
- повышение обороноспособности страны путем удовлетворения потребности российской армии, силовых структур и федеральных ведомств в вещевом имуществе, в сопутствующих изделиях к военной технике и в средствах индивидуальной защиты;
- повышение экономической и стратегической безопасности страны путем удовлетворения отраслей экономики в российской продукции промежуточного спроса, снижения зависимости от легального и нелегального импорта;
- увеличение вклада легкой промышленности в прирост ВВП за 10 лет не менее чем в 2,0 раза за счет опережающих темпов роста производства по отношению к их динамике в среднем по обрабатывающим отраслям;
- расширение объемов высокотехнологичного экспорта наукоемкой продукции и соответствующее улучшение структуры внешнеторгового оборота.
(──────────)
┌──────────────────────────────┤РЕЗУЛЬТАТЫ├────────────────────────────────┐
│ (──────────) │
\/ \/
┌────────────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────────┐
│В производственной и инновационной сфере│ │В торговой и внешнеэкономической сфере│
└────────────────────────────────────────┘ └──────────────────────────────────────┘
....................................... .................................................
. . . .
.(───────────────────────────────────────). .(─────────────────────────────────────────────────).
│ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ│ │ СОЗДАНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОГО РОССИЙСКОГО РЫНКА │
│ И МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА │ │ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ│
(───────────────────────────────────────) (─────────────────────────────────────────────────)
(───────────────────────────────────────────) (─────────────────────────────────────────────)
│ СНИЖЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОТСТАВАНИЯ ОТ │ │ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА И ИНТЕРЕСОВ │
- │ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН, ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ │ - │РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ОТ ТЕНЕВОГО ОБОРОТА│
│ПРЕИМУЩЕСТВ РОССИЙСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ│ │ ТОВАРОВ │
(───────────────────────────────────────────) (─────────────────────────────────────────────)
(────────────────────────────────────────────) (───────────────────────────────────────────────)
- │РОСТ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА В 3,1 РАЗА, В Т.Ч.│ │РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА, РОСТ ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ│
│ ТОВАРОВ ИННОВАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА В 16 РАЗ │ │ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ РОССИЙСКИХ ТОВАРОВ НА │
(────────────────────────────────────────────) - │ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ НА 30 процент...,│
(──────────────────────────────────────────) │ УВЕЛИЧЕНИЕ К 2020 ГОДУ ИХ ДОЛИ МИНИМУМ ДО │
- │РОСТ ЭКСПОРТА В 4,0 РАЗА, ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ│ │ 50 процент... │
(──────────────────────────────────────────) (───────────────) (───────────────────────────────────────────────)
(────────────────────────────────────────────) (СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ) (────────────────────────────────────────)
- │ЕЖЕГОДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В БЮДЖЕТЫ ВСЕХ УРОВНЕЙ│ ( ЭФФЕКТ ОТ ) - │РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ И│
│ БОЛЕЕ 30 МЛРД. РУБЛЕЙ │ ( КОМПЛЕКСНОЙ ) │ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ТОВАРОПРОВОДЯЩЕЙ СЕТИ │
(────────────────────────────────────────────) ( РЕАЛИЗАЦИИ ) (────────────────────────────────────────)
(────────────────────────────────────────────) ( СТРАТЕГИИ ) (───────────────────────────────────────────────)
│СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕГКОЙ│ (───────────────) │ РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА │
│ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СЫРЬЕВЫМИ РЕСУРСАМИ │ - │В ТОРГОВОМ ОБОРОТЕ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ ПРОДУКЦИИ│
(────────────────────────────────────────────) │ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, КОММЕРЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СО │
(────────────────────────────────────────────────) │ СТРАНАМИ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ │
│РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОЙ КАЧЕСТВЕННОЙ СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ,│ (───────────────────────────────────────────────)
- │ РАСШИРЕНИЕ АССОРТИМЕНТА СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ │ (────────────────────────────────)
│ И ПОВЫШЕНИЕ ИХ КАЧЕСТВА │ │ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ│
(────────────────────────────────────────────────) (────────────────────────────────)
(────────────────────────────────────────────────) (─────────────────────────────────────────────)
- │РОСТ ЕМКОСТИ РОССИЙСКОГО РЫНКА СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ│ - │СНИЖЕНИЕ ТОВАРНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ│
│ ДЛЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ │ │ ОТ ИМПОРТА │
(────────────────────────────────────────────────) (─────────────────────────────────────────────)
(──────────────────────────────────────────────) (────────────────────────────────────────────────)
│ СНИЖЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА ЗА СЧЕТ │ │ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОХОДЫ В БЮДЖЕТ (370 млрд. руб.)│
- │ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО СЫРЬЯ И ПОВЫШЕНИЕ│ - │ОТ СБОРА ПОШЛИН И НДС ПО ИМПОРТУ ОДЕЖДЫ, ОБУВИ И│
│ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ТОВАРОВ │ │ДРУГИХ ТОВАРОВ, И ОТ ПОСТУПЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО│
(──────────────────────────────────────────────) │ ОБЪЕМА НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ │
(──────────────────────────────────────────) (────────────────────────────────────────────────)
│ ВОСПРОИЗВОДСТВО ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ЛЕГКОЙ │ (────────────────────────────────────────────)
│ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ИХ КВАЛИФИКАЦИИ│ - │ПОВЫШЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ│
(───────────────┬──────────────────────────) (───────────────────────────┬────────────────)
│ │
│ │
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│ │ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО И ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ │ │
│ │ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО │ │
└──────>│МЕХАНИЗМА ПОДДЕРЖКИ ОТРАСЛИ, РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА И СОЗДАНИЯ│<─────┘
│ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА │
└────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 25. Результаты комплексной реализации Стратегии
на микроуровне:
- обеспечение необходимого уровня обновления основных фондов предприятий и поддержание их в конкурентоспособном состоянии, в том числе на основе развития частно-государственного партнерства;
- повышение инновационной активности, развитие научного потенциала и ликвидация критического технологического и товарного отставания отрасли от промышленно развитых стран мира;
- формирование в легкой промышленности рыночно-ориентированных бизнес-структур нового поколения, обладающих потенциалом для саморазвития и способностью успешного конкурирования с зарубежными предприятиями.
в социально-экономической сфере:
- сохранение и расширение числа рабочих мест, предотвращение оттока талантливой части научно-технических кадров в другие отрасли экономики;
- повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, улучшение их возрастной структуры;
- повышение производительности труда и уровня его оплаты.
в бюджетной сфере - обеспечение дополнительных налоговых поступлений и увеличение экспортной выручки (доходы от продаж).
Существенно улучшатся экономические и финансовые показатели. Объем отгруженной продукции за прогнозируемый период возрастет в 3,1 раза, а товаров инновационного характера - в 16,1 раза и составит 309,9 млрд. рублей (таблица 11), соответственно изменится структура отгруженной продукции.
Таблица 11
┌─────────────────────────┬─────┬─────────────────────────────────────────┐ │ Показатели │2008 │ Прогноз, млрд. руб. │ │ │отчет├─────────────────┬───────────┬───────────┤ │ │ │ 1-ый этап │ 2-ой этап │ 3-ий этап │ │ │ ├─────┬─────┬─────┼─────┬─────┼─────┬─────┤ │ │ │2009 │2010 │2012 │2013 │ 2015│ 2016│2020 │ ├─────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤ │Отгружено продукции │174,8│187,7│198,2│238,7│269,7│338,9│376,4│550,3│ │собственного производства│ │ │ │ │ │ │ │ │ │(без НДС) всего, │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤ │в т.ч. товаров │15,7 │15,0 │19,8 │38,2 │53,9 │ 98,3│116,7│253,1│ │ инновационного │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ характера │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤ │Сальдированный результат │ 2,0 │1,98 │2,99 │5,76 │5,82 │ 7,18│ 7,62│ 9,8 │ ├─────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤ │Экспорт товаров │25,3 │28,5 │35,7 │50,7 │60,0 │ 70,7│ 77,1│100,5│ ├─────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤ │Налоговые поступления в │22,6 │24,3 │25,6 │30,8 │34,8 │ 43,8│ 48,6│71,1 │ │бюджет │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤ │Производительность труда │0,38 │0,44 │0,48 │0,60 │0,69 │ 0,88│ 0,99│1,42 │ │одного работающего │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤ │Средняя заработная плата │ │ │ │ │ │ │ │ │ │одного работающего, тыс. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │руб./месяц │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤ │- в текстильном, швейном │8,06 │8,74 │9,62 │11,85│13,53│17,27│19,45│27,81│ │ и меховом производстве │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├─────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤ │- в производстве кожи, │9,42 │10,25│11,20│13,95│16,09│20,15│21,25│32,43│ │ изделий из кожи и обуви│ │ │ │ │ │ │ │ │ └─────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘
Розничный товарооборот продукции легкой промышленности за 2009 - 2020 годы увеличится в 1,4 раза и составит 2833,2 млрд. рублей, доля отечественных товаров на российском рынке составит 50,5 процентов.
Рост инвестиций будет соответствовать масштабам "очищения" рынка от контрафактной и контрабандной продукции, снижению доли теневого оборота с 41,7 процента в 2008 году до 10 процентов - в 2020 году.
Экспорт товаров легкой промышленности возрастет по сравнению с уровнем 2008 года в 4,0 раза и составит в 2020 году - 100,5 млрд. рублей.
Таким образом, на фоне тяжелого положения в легкой промышленности, которое усугубилось кризисом в мировой экономике и в России, реализация Стратегии становится еще более привлекательной, в том числе с точки зрения консолидации потенциала отрасли, ее возможности стать индустриально развитой, и способной вносить существенный вклад в ВВП страны, а также обеспечивать работой многие тысячи людей, рост благосостояния работающих, повышение стратегической и экономической безопасности страны.
Анализ прогнозируемых социальных и экономических последствий реализации Стратегии показывает, что легкая промышленность способна внести существенный вклад в достижение стратегической цели Минпромторга России "Обеспечение конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности" в результате решения тактических задач "Усиление конкурентных позиций российских товаропроизводителей на внутреннем рынке" и "Продвижение товаров работающих в России компаний на международные рынки".
