VII. Законопроектная деятельность Министерства и порядок участия в деятельности Федерального Собрания

VII. Законопроектная деятельность Министерства и порядок
участия в деятельности Федерального Собрания

Планирование законопроектной деятельности Министерства
и порядок ее организации

7.1. Основными направлениями законопроектной деятельности Министерства являются:

планирование законопроектной деятельности Министерства;

разработка проектов федеральных законов;

участие в подготовке проектов федеральных законов, разрабатываемых иными федеральными органами исполнительной власти и организациями;

участие в подготовке проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов, поступившие от субъекта права законодательной инициативы или Государственной Думы, а также рассматриваемые в палатах Федерального Собрания;

организационное и информационное сопровождение проектов федеральных законов, затрагивающих интересы Министерства, при их рассмотрении в палатах Федерального Собрания;

сбор, учет, систематизация информационных и аналитических материалов, относящихся к законопроектной деятельности.

7.2. Методическое обеспечение законопроектной деятельности Министерства осуществляется Юридическим департаментом.

7.3. Организация законопроектной деятельности в Министерстве возлагается на статс-секретаря - заместителя Министра.

Направление в органы законодательной и исполнительной власти документов, касающихся законопроектной деятельности, осуществляется только после их рассмотрения руководителями соответствующих структурных подразделений, руководителем Юридического департамента и согласования со статс-секретарем - заместителем Министра.

7.4. Ответственность за обеспечение соблюдения установленного Регламентом порядка организации и осуществления законопроектной деятельности в Министерстве возлагается на заместителей Министра.

7.5. В целях осуществления функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности Министерство разрабатывает проекты федеральных законов во исполнение актов законодательства Российской Федерации, планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и соответствующих поручений, а также по собственной инициативе.

7.6. Министерство участвует в формировании проектов планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.

7.7. Структурные подразделения направляют в Юридический департамент до 1 сентября года, предшествующего планируемому периоду, предложения о разработке проектов федеральных законов для включения в проект плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, согласованные с заместителем Министра, курирующим и координирующим работу соответствующего структурного подразделения.

Указанные предложения должны содержать:

а) рабочее наименование проекта федерального закона, в случае необходимости - его концепцию и проект технического задания на его разработку, которые согласовываются в установленном порядке;

б) наименование федерального органа исполнительной власти - головного исполнителя и перечень соисполнителей;

в) информацию о предлагаемых сроках рассмотрения проекта федерального закона в Правительстве Российской Федерации и внесения его в Государственную Думу;

г) указание на наличие или отсутствие необходимости рассмотрения проекта федерального закона Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации;

д) пояснительную записку, содержащую изложение предмета законодательного регулирования и основной идеи проекта федерального закона.

7.8. Концепция проекта федерального закона и проект технического задания на его разработку должны соответствовать Основным требованиям к концепции и разработке проектов федеральных законов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. N 576 "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 32, ст. 3335; 2004, N 35, ст. 3636; 2006, N 6, ст. 714; 2009, N 12, ст. 1443; N 19, ст. 2346; 2010, N 9, ст. 964; 2011, N 29, ст. 4465; 2013, N 38, ст. 4831; N 48, ст. 6278; 2015, N 12, ст. 1758) (далее - Требования к концепции проектов федеральных законов).

В случаях, установленных Требованиями к концепции проектов федеральных законов, концепция проекта федерального закона, подлежащего общественному обсуждению, подлежит размещению на сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет".

7.9. Сводные предложения подготавливаются Юридическим департаментом, визируются его руководителем, руководителями соответствующих структурных подразделений Министерства, заместителями Министра и иными должностными лицами, определенными Министром, и в установленном порядке до 25 сентября года, предшествующего планируемому периоду, докладываются статс-секретарю - заместителю Министра для последующего представления Министру и направления в Министерство юстиции Российской Федерации.

7.10. Предложения по уточнению плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на очередной год разрабатываются и направляются в Министерство юстиции Российской Федерации с учетом требований пунктов 7.7 и 7.9 Регламента.

7.11. Во исполнение планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, актов, поручений и указаний Президента Российской Федерации, актов и поручений Правительства Российской Федерации в целях подготовки и рассмотрения в Министерстве и федеральном агентстве проектов федеральных законов разрабатываются планы организации законопроектных работ Министерства.

Планы организации законопроектных работ Министерства могут быть текущими (срок исполнения до одного года) и перспективными (срок исполнения до трех лет).

В плане организации законопроектных работ Министерства указываются:

рабочее наименование проекта федерального закона и основания для его разработки;

федеральные органы исполнительной власти, организации, обеспечивающие в установленном порядке подготовку и представление согласованного проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации;

структурные подразделения Министерства, федеральные органы исполнительной власти (головной исполнитель и перечень соисполнителей);

сроки работ.

Проекты планов организации законопроектных работ Министерства формируются Юридическим департаментом Министерства и докладываются статс-секретарю - заместителю Министра, который представляет их на утверждение Министру.

7.12. Утвержденные планы организации законопроектных работ Министерства доводятся до заместителей Министра, структурных подразделений Министерства, федерального агентства.

Решение о внесении изменений в планы организации законопроектных работ Министерства принимает Министр.

7.13. Структурные подразделения Министерства, федеральное агентство, ответственные в соответствии с планом организации законопроектных работ Министерства за разработку проектов федеральных законов, ежеквартально (до 25-го числа последнего месяца квартала) направляют в Юридический департамент отчет о ходе выполнения ими указанного плана.

Обобщенная Юридическим департаментом информация о выполнении планов организации законопроектных работ Министерства, поступившая от структурных подразделений Министерства и федерального агентства, ежеквартально (до 8-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом) представляется статс-секретарю - заместителю Министра для направления в Правительство Российской Федерации.

Разработка проектов федеральных законов

7.14. Перед разработкой проекта федерального закона определяются его цели и предмет правового регулирования, обобщается практика применения законодательства Российской Федерации в данной отрасли права, проводится анализ недостатков правового регулирования, оценка предполагаемых социально-экономических и иных последствий применения его норм.

7.15. Структурное подразделение Министерства - головной исполнитель координирует работу структурных подразделений Министерства, федерального агентства - соисполнителей, обеспечивает в установленном порядке возможность проведения общественного (публичного) обсуждения, согласование проекта федерального закона с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями и внесение согласованного проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации.

7.16. Для разработки проектов федеральных законов могут образовываться рабочие группы.

Образование рабочих групп по подготовке проектов федеральных законов, включенных в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утверждение их руководителей и состава осуществляются в порядке, установленном Положением о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.

7.17. Руководители структурных подразделений подготавливают и представляют Министру проект федерального закона с необходимыми материалами, определенными Регламентом Правительства Российской Федерации, для его внесения в Правительство Российской Федерации.

Проект федерального закона, необходимые материалы к нему и сопроводительное письмо в Правительство Российской Федерации визируются руководителями соответствующих структурных подразделений, руководителем Юридического департамента, заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей) и при необходимости - иными должностными лицами, определенными Министром, и подписываются Министром.

Участие в работе палат Федерального Собрания

7.18. Министр, заместители Министра, руководители структурных подразделений (по поручению Министра) могут по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, участвовать в работе палат Федерального Собрания в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации, Типовым регламентом взаимодействия, регламентами палат Федерального Собрания.

Иные должностные лица Министерства могут присутствовать и выступать на заседаниях комитетов и комиссий, рабочих групп, экспертных советов и участвовать в иных мероприятиях палат Федерального Собрания, руководствуясь официальной позицией Правительства Российской Федерации. Поручение или согласие на участие в указанных мероприятиях может быть дано Министром, заместителем Министра, уполномоченным руководителем структурного подразделения.

Направление представителей для участия в указанных мероприятиях по собственной инициативе допускается по согласованию с полномочными представителями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания. Федеральное агентство, кроме того, согласовывает указанные действия со статс-секретарем - заместителем Министра.

7.19. Координация работы в Министерстве по обеспечению участия его представителей в деятельности палат Федерального Собрания и взаимодействия с полномочными представителями Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания, официальными (специальными) представителями Правительства Российской Федерации осуществляется соответствующими должностными лицами, определенными Министром.

7.20. Министр по приглашению палат Федерального Собрания участвует в заседаниях и отвечает на вопросы членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) и депутатов Государственной Думы в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания.

О приглашении на заседание палаты Федерального Собрания Министр информирует Председателя Правительства Российской Федерации.

В случае невозможности присутствия на заседании палаты Федерального Собрания Министр уведомляет палату о причине своего отсутствия с указанием должностного лица, которому поручено участвовать в заседании и отвечать на поставленные вопросы.

7.21. Должностные лица Министерства, являющиеся официальными (специальными) представителями Правительства Российской Федерации по проектам федеральных законов, рассматриваемым палатами Федерального Собрания, координируют свою деятельность по представлению в Государственной Думе и Совете Федерации позиции Правительства Российской Федерации с полномочными представителями Правительства Российской Федерации в соответствующих палатах Федерального Собрания и со статс-секретарем - заместителем Министра.

Министерство обязано предоставлять полномочным представителям Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания, официальному (специальному) представителю Правительства Российской Федерации необходимую информацию, касающуюся проектов федеральных законов и поправок к ним, и согласовывать позицию Министерства на основании позиции Правительства Российской Федерации по указанному вопросу.

Порядок подготовки в Министерстве проектов заключений,
поправок и официальных отзывов Правительства Российской
Федерации на проекты федеральных законов

7.22. Подготовка проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов осуществляется в Министерстве с соблюдением требований, установленных Регламентом Правительства Российской Федерации, как правило, в 15-дневный срок с даты получения Министерством. Если Государственной Думой и Правительством Российской Федерации определен меньший срок, в Министерстве организуется оперативная подготовка соответствующих проектов в установленный срок.

Проекты федеральных законов, поступившие для подготовки проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов или поступившие на рассмотрение в Министерство в рамках подготовки проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов, направляются на рассмотрение в соответствующие структурные подразделения, Юридический департамент, заместителям Министра (в соответствии с распределением обязанностей), а также иным должностным лицам, определенным Министром.

7.23. Руководитель структурного подразделения, являющегося головным исполнителем при подготовке Министерством в качестве соисполнителя проекта заключения, поправок или официального отзыва Правительства Российской Федерации на проект федерального закона, в течение 10-дневного срока с даты получения Министерством проекта федерального закона обеспечивает подготовку соответствующего документа, его согласование (визирование) структурными подразделениями, руководителем Юридического департамента, иными должностными лицами, определенными Министром, заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей), подписание Министром или его заместителем (в соответствии с распределением обязанностей) и направление головному исполнителю. Подписание электронного документа осуществляется Министром или его заместителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

7.24. Руководитель структурного подразделения, являющегося головным исполнителем при подготовке Министерством в качестве ответственного исполнителя проекта заключения, поправок или официального отзыва Правительства Российской Федерации на проект федерального закона, не позднее чем за 2 дня до истечения установленного Регламентом Правительства Российской Федерации срока обеспечивает подготовку соответствующего проекта, его согласование (визирование) структурными подразделениями, руководителем Юридического департамента, иными должностными лицами, определенными Министром, заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей) и представляет проект Министру для последующего направления в Правительство Российской Федерации, либо лицу, исполняющему его обязанности, либо статс-секретарю - заместителю Министра.

7.25. Поступившие из Аппарата Правительства Российской Федерации в Министерство проекты федеральных законов с запросом о представлении отзывов, замечаний и предложений для подготовки проектов официальных отзывов Правительства Российской Федерации направляются руководителям соответствующих структурных подразделений, в том числе Юридического департамента, иным должностным лицам, определенным Министром.

7.26. Принятые Государственной Думой в первом чтении проекты федеральных законов, поступившие в Министерство в установленном порядке из Аппарата Правительства Российской Федерации, направляются руководителям соответствующих структурных подразделений, в том числе Юридического департамента, и иным должностным лицам, определенным Министром, для подготовки поправок или иных предложений.

Руководитель структурного подразделения, являющегося головным исполнителем, обеспечивает подготовку, согласование и представление Министру (лицу, исполняющему его обязанности) или статс-секретарю - заместителю Министра для последующего внесения в Правительство Российской Федерации в установленный срок проекта поправок или официального отзыва.

В случае если направление поправок к принятому в первом чтении проекту федерального закона нецелесообразно, Министерством может быть подготовлен проект официального отзыва.

7.27. Проекты заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов с приложением поступивших от субъектов права законодательной инициативы или из Государственной Думы и полученных от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти материалов вносятся в Правительство Российской Федерации Министром, либо лицом, исполняющим его обязанности, либо статс-секретарем - заместителем Министра.

Порядок рассмотрения в Министерстве парламентских запросов,
запросов и обращений депутатов Государственной Думы
и членов Совета Федерации

7.28. Подготовка проекта ответа на парламентский запрос к Председателю Правительства Российской Федерации, заместителям Председателя Правительства Российской Федерации осуществляется Министерством по их поручению.

В случае если для подготовки проекта ответа требуется участие нескольких федеральных органов исполнительной власти, его подготовка и согласование осуществляются в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Российской Федерации в отношении исполнения поручений, содержащихся в актах Правительства Российской Федерации и протоколах заседаний Правительства Российской Федерации, а также поручений или указаний Президента Российской Федерации, поручений Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации.

В случае если Министерство является головным исполнителем ответа на парламентский запрос, Министр (лицо, исполняющее его обязанности) представляет проект ответа на парламентский запрос с соответствующими обосновывающими материалами в Правительство Российской Федерации в срок, указанный в поручении.

7.29. Депутатский запрос, обращение члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в Правительство Российской Федерации, к Председателю Правительства Российской Федерации или заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, поступившие в Министерство из Аппарата Правительства Российской Федерации, направляются руководителям соответствующих структурных подразделений для рассмотрения и подготовки ответа.

Подготовленный ответ на депутатский запрос направляется в Аппарат Правительства Российской Федерации в установленный срок. Ответ на обращение (предоставление запрашиваемых документов или сведений) дается Министром или заместителем Министра в письменной форме не позднее чем в 30-дневный срок со дня поступления обращения в Правительство Российской Федерации.

Депутатский запрос, обращение члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы к Министру или заместителю Министра рассматриваются в Министерстве в аналогичном порядке и в те же сроки, если иное не предусмотрено поручением Министра или заместителя Министра.

Обращение члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, обращения комитетов и комиссий палат Федерального Собрания к Министру или заместителю Министра могут быть направлены ими для проработки и ответа в федеральное агентство в соответствии с его полномочиями и сферой деятельности, с одновременным информированием об этом заявителя.

Парламентский запрос к Министру (заместителю Министра) рассматривается с учетом того, что ответ на данный запрос должен быть дан не позднее чем через 15 дней со дня получения запроса или в иной срок, установленный палатой Федерального Собрания, в устной форме (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания) или письменной форме за подписью должностного лица, которому направлен запрос, или лица, временно исполняющего его обязанности.

Сведения, составляющие государственную тайну, предоставляются с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

7.30. Обращения комитетов и комиссий палат Федерального Собрания по вопросам их ведения к Председателю Правительства Российской Федерации, заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, поступившие в Министерство из Аппарата Правительства Российской Федерации или непосредственно к Министру, направляются руководителям соответствующих структурных подразделений.

О результатах рассмотрения указанных обращений Министр, а также уполномоченные руководители структурных подразделений по согласованию с заместителями Министра (в соответствии с распределением обязанностей) сообщают в соответствующие комитеты или комиссии в согласованные с ними сроки. Копии ответов направляются в Аппарат Правительства Российской Федерации (полномочному представителю Правительства Российской Федерации в соответствующей палате Федерального Собрания).