I. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа

I. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа

Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) играют важную роль в экономике любой страны. Россия в этом смысле не является исключением, и поддержка малого бизнеса сегодня является одним из приоритетов государственной политики. Тем более, что в условиях экономического кризиса роль малого и среднего бизнеса как источника занятости населения становится особенно велика.

В настоящее время вопросы государственной поддержки МСП регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Этот закон направлен на создание единого правового пространства в сфере поддержки развития малого и среднего бизнеса, упорядочивание требований к конкретным видам и формам поддержки, а также установление четких критериев, которым должен соответствовать субъект малого и среднего предпринимательства.

На данный момент ситуацию с развитием малого и среднего предпринимательства в России трудно оценить позитивно. Выпуск продукции таких компаний составляет всего 21 процент от объема валового внутреннего продукта, на них занято только 13 процентов экономически активного населения страны, что в разы меньше, чем в развитых западных странах. Неблагоприятна и структура бизнеса - оборот предприятий, занятых в неторговой сфере, составляет всего 28 процентов от общего оборота субъектов малого и среднего предпринимательства.

Причины, по которым малый и средний бизнес не получил достаточного развития в экономике России, понятны. Еще с советских времен особый акцент делался на крупные государственные предприятия, индустриальные гиганты, способные обеспечить продукцией всю страну. В 90-е годы появилось множество частных небольших компаний, но они были вынуждены существовать, мирясь с поборами со стороны криминальных структур и коррумпированных государственных служащих. В 2000-е годы проблемы с криминалом для большинства компаний ушли в прошлое, но административные барьеры остались. Все это не способствовало повышению эффективности малого и среднего бизнеса.

Кроме того, субъекты малого и среднего предпринимательства нуждаются в особой государственной поддержке, которой они не получали на протяжении практически всей новейшей российской истории. Ситуация стала меняться только в последние годы, однако на сегодняшний день сделано явно недостаточно.

К ключевым факторам, обуславливающим низкую долю малого бизнеса в ВВП, следует отнести существование различного рода избыточных административных барьеров ведения предпринимательской деятельности и сложности с реализацией производимой продукции. Неблагоприятная инновационно-производственная структура МСП является следствием недостаточной инвестиционной и инновационной активности небольших промышленных компаний. Ведомственная целевая программа Минпромторга России "Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле" направлена на снятие указанных ограничений.

Разработанная Программа будет способствовать выполнению целей и задач Минпромторга России. Необходимость поддержки субъектов МСП полностью согласуется с Докладом о результатах и основных направлениях деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на 2009 - 2011 годы. Так, Цель 1 "Обеспечение конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности" предполагает реализацию Задачи 1 "Усиление конкурентных позиций российских компаний на внутреннем рынке". Очевидно, что решение данной задачи предполагает работу с самым широким кругом предприятий, включая представителей МСП. Содействуя усилению конкурентных позиций субъектов МСП, Программа вносит значительный вклад в реализацию Задачи "Усиление конкурентных позиций российских компаний на внутреннем рынке".

Кроме того, ключевым показателем Цели 1 является "Индекс промышленного производства". Целевые индикаторы Программы показывают, насколько более благоприятными станут условия для российских компаний малого и среднего бизнеса после реализации программных мероприятий. Очевидно, что чем лучше условия созданы для российского производителя, тем более конкурентоспособный товар он сможет поставить на рынок и тем больше будет объем производства в отрасли. В этой связи существует устойчивая связь между программными индикаторами и индикаторами соответствующей стратегической цели. По экспертным оценкам, за счет реализации Программы удастся увеличить ежегодные темпы промышленного производства на 0,05%.