15. Ресурсное обеспечение Стратегии

15. Ресурсное обеспечение Стратегии

Финансирование мероприятий Стратегии в период 2011 - 2020 годов предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.

Объем средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по развитию тяжелого машиностроения рассчитан исходя из действующих и принимаемых расходных обязательств, включая действующие и планируемые к осуществлению федеральные целевые и ведомственные программы.

Прогнозный объем финансирования мероприятий Стратегии за период до 2020 года в ценах соответствующих лет за счет всех источников финансирования оценивается в размере 71,4 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 27,9 млрд. рублей и внебюджетных источников 43,5 млрд. рублей.

Средства федерального бюджета планируется направить на следующие направления:

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- предоставление субсидий в части процентных ставок долгосрочных кредитов под важнейшие проекты технического перевооружения и расширения производственных мощностей предприятий тяжелого машиностроения.

Предполагается, что субсидирование процентных ставок долгосрочных кредитов под важнейшие проекты технического перевооружения и расширения производственных мощностей предприятий тяжелого машиностроения станет достаточным стимулом для привлечения инвестиций в техническое перевооружение предприятий отрасли.

Средства федерального бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы предусматривается использовать на расширение комплексных научных исследований и инновационных разработок в области:

- создания новых технологий;

- разработки и постановки в производство образцов оборудования, по которому имеется некритичное технологическое отставание от мировых лидеров (агломерационное, сталеплавильное, прокатное, кузнечно-прессовое, экскаваторное, буровое и подъемно-транспортное оборудование);

- совершенствования отраслевой научной базы и отраслевого образования с целью обеспечения квалифицированными кадрами.

Внебюджетные источники финансирования предусматриваются на создание современной производственно-технологической базы тяжелого машиностроения, включая строительство и модернизацию производственных мощностей с учетом создания новых проектов высокотехнологичного оборудования, модернизацию станочного парка предприятий и развитие инновационного потенциала отрасли.

Основными источниками инвестиций в отрасли в период до 2020 года станут собственные ресурсы предприятий и банковские кредиты.

Прогнозные объемы финансовых затрат за счет средств федерального бюджета на реализацию стратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года приведены в табл. 15.1.

Табл. 15.1. Прогнозные объемы финансовых затрат
за счет средств федерального бюджета на реализацию
стратегии развития тяжелого машиностроения
на период до 2020 <*>

┌────────────────────────┬────┬────┬─────┬─────┬──────┬──────┬──────┬────┬────┬────┬────┐
│  Наименование затрат   │2010│2011│2012 │2013 │ 2014 │ 2015 │ 2016 │2017│2018│2019│2020│
├────────────────────────┼────┼────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼────┼────┼────┼────┤
│1. НИОКР, в том числе   │   0│  60│6 483│7 375│ 5 885│ 6 010│ 3 860│ 150│  85│  80│  80│
├────────────────────────┼────┼────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼────┼────┼────┼────┤
│Бюджетные средства      │   0│   0│6 193│7 035│ 5 250│ 5 590│ 3 610│   0│   0│   0│   0│
├────────────────────────┼────┼────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼────┼────┼────┼────┤
│Внебюджетные источники  │   0│  60│  290│  340│   635│   420│   250│ 150│  85│  80│  80│
├────────────────────────┼────┼────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼────┼────┼────┼────┤
│2. Капвложения          │   0│   0│1 770│4 920│10 080│12 280│12 050│   0│   0│   0│   0│
├────────────────────────┼────┼────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼────┼────┼────┼────┤
│Бюджетные средства      │   0│   0│    0│    0│     0│     0│     0│   0│   0│   0│   0│
├────────────────────────┼────┼────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼────┼────┼────┼────┤
│Внебюджетные источники  │   0│   0│1 770│4 920│10 080│12 280│12 050│   0│   0│   0│   0│
├────────────────────────┼────┼────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼────┼────┼────┼────┤
│3. Субсидирование части │   0│  70│   80│   90│     0│     0│     0│   0│   0│   0│   0│
│процентных ставок по    │    │    │     │     │      │      │      │    │    │    │    │
│долгосрочным кредитам,  │    │    │     │     │      │      │      │    │    │    │    │
│взятым на цели          │    │    │     │     │      │      │      │    │    │    │    │
│технического            │    │    │     │     │      │      │      │    │    │    │    │
│перевооружения, за счет │    │    │     │     │      │      │      │    │    │    │    │
│бюджетных средств       │    │    │     │     │      │      │      │    │    │    │    │
└────────────────────────┴────┴────┴─────┴─────┴──────┴──────┴──────┴────┴────┴────┴────┘

--------------------------------

<*> Прогнозный объем финансовых затрат на реализацию Стратегии носит индикативный характер и в случае принятия решения о необходимости оказания соответствующей поддержки должен быть уточнен в установленном порядке на основании расчетов и обоснований.

Источником бюджетных средств, направляемых на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, станет непрограммная часть бюджетных ассигнований Минпромторга на НИОКР. Такой выбор определен тем, что при разработке целевой программы требуется много времени на ее разработку, согласование и утверждение. Текущее состояние отрасли таково, что проведение указанных мероприятий требуется в самое ближайшее время.

Табл. 15.2. Объемы финансирования по направлениям
в 2012 - 2016 гг., млн. руб.

┌────────────────────┬────────┬───────┬────────┬────────┬────────┬────────┐
│                    │ Всего  │ 2012  │  2013  │  2014  │  2015  │  2016  │
├────────────────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│       Всего:       │ 70 713 │ 8 253 │ 12 295 │ 15 965 │ 18 290 │ 15 910 │
│                    ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│                    │ 27 678 │ 6 193 │  7 035 │  5 250 │  5 590 │  3 610 │
├────────────────────┴────────┴───────┴────────┴────────┴────────┴────────┤
│в т.ч.:                                                                  │
├────────────────────┬────────┬───────┬────────┬────────┬────────┬────────┤
│        НИОКР       │ 29 613 │ 6 483 │  7 375 │  5 885 │  6 010 │  3 860 │
│                    ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│                    │ 27 678 │ 6 193 │  7 035 │  5 250 │  5 590 │  3 610 │
├────────────────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│     Капвложения    │ 41 100 │ 1 770 │  4 920 │ 10 080 │ 12 280 │ 12 050 │
│                    ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│                    │     0  │     0 │      0 │      0 │      0 │      0 │
├────────────────────┴────────┴───────┴────────┴────────┴────────┴────────┤
│в том числе по направлениям                                              │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│По направлению "Горнодобывающее и горно-перерабатывающее машиностроение" │
├────────────────────┬────────┬───────┬────────┬────────┬────────┬────────┤
│       Всего:       │  7 691 │   843 │  1 750 │  2 333 │  1 755 │  1 010 │
│                    ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│                    │  2 726 │   553 │    890 │    688 │    385 │    210 │
├────────────────────┴────────┴───────┴────────┴────────┴────────┴────────┤
│в т.ч.:                                                                  │
├────────────────────┬────────┬───────┬────────┬────────┬────────┬────────┤
│        НИОКР       │  4 661 │   843 │  1 230 │  1 323 │    805 │    460 │
│                    ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│                    │  2 726 │   553 │    890 │    688 │    385 │    210 │
├────────────────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│     Капвложения    │  3 030 │     0 │    520 │  1 010 │    950 │    550 │
│                    ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│                    │      0 │     0 │      0 │      0 │      0 │      0 │
├────────────────────┴────────┴───────┴────────┴────────┴────────┴────────┤
│По направлению "Металлургическое машиностроение"                         │
├────────────────────┬────────┬───────┬────────┬────────┬────────┬────────┤
│       Всего:       │ 21 047 │ 1 610 │  4 075 │  5 512 │  6 010 │  3 840 │
│                    ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│                    │  9 847 │ 1 540 │  2 075 │  2 112 │  2 780 │  1 340 │
├────────────────────┴────────┴───────┴────────┴────────┴────────┴────────┤
│в т.ч.:                                                                  │
├────────────────────┬────────┬───────┬────────┬────────┬────────┬────────┤
│        НИОКР       │  9 847 │ 1 540 │  2 075 │  2 112 │  2 780 │  1 340 │
│                    ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│                    │  9 847 │ 1 540 │  2 075 │  2 112 │  2 780 │  1 340 │
├────────────────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│     Капвложения    │ 11 200 │    70 │  2 000 │  3 400 │  3 230 │  2 500 │
│                    ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│                    │      0 │     0 │      0 │      0 │      0 │      0 │
├────────────────────┴────────┴───────┴────────┴────────┴────────┴────────┤
│По направлению "Нефтегазовое машиностроение"                             │
├────────────────────┬────────┬───────┬────────┬────────┬────────┬────────┤
│       Всего:       │ 32 530 │ 4 930 │  5 470 │  6 260 │  7 710 │  8 160 │
│                    ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│                    │ 12 480 │ 3 730 │  3 570 │  1 760 │  1 760 │  1 660 │
├────────────────────┴────────┴───────┴────────┴────────┴────────┴────────┤
│в т.ч.:                                                                  │
├────────────────────┬────────┬───────┬────────┬────────┬────────┬────────┤
│        НИОКР       │ 12 480 │ 3 730 │  3 570 │  1 760 │  1 760 │  1 660 │
│                    ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│                    │ 12 480 │ 3 730 │  3 570 │  1 760 │  1 760 │  1 660 │
├────────────────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│     Капвложения    │ 20 050 │ 1 200 │  1 900 │  4 500 │  5 950 │  6 500 │
│                    ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│                    │     0  │     0 │      0 │      0 │      0 │      0 │
├────────────────────┴────────┴───────┴────────┴────────┴────────┴────────┤
│По направлению "Подъемно-транспортное машиностроение"                    │
├────────────────────┬────────┬───────┬────────┬────────┬────────┬────────┤
│       Всего:       │  9 445 │   870 │  1 000 │  1 860 │  2 815 │  2 900 │
│                    ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│                    │  2 625 │   370 │    500 │    690 │    665 │    400 │
├────────────────────┴────────┴───────┴────────┴────────┴────────┴────────┤
│в т.ч.:                                                                  │
├────────────────────┬────────┬───────┬────────┬────────┬────────┬────────┤
│        НИОКР       │  2 625 │   370 │    500 │    690 │    665 │    400 │
│                    ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│                    │  2 625 │   370 │    500 │    690 │    665 │    400 │
├────────────────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│     Капвложения    │  6 820 │   500 │    500 │  1 170 │  2 150 │  2 500 │
│                    ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│                    │      0 │     0 │      0 │      0 │      0 │      0 │
└────────────────────┴────────┴───────┴────────┴────────┴────────┴────────┘