14. Комплекс мероприятий по развитию тяжелого машиностроения

14. Комплекс мероприятий по развитию
тяжелого машиностроения

14.1. Обсуждение и согласованность комплекса мероприятий и перспективных планов развития крупнейших предприятий отрасли

Проект Стратегии развития тяжелого машиностроения и плана мероприятий по ее реализации, разработанный АНО "Институт проблем естественных монополий", рассматривался на заседаниях Комитета при Бюро Центрального совета Союза машиностроителей России по тяжелому машиностроению 29 апреля 2009 года и 2 сентября 2009 года.

В Комитете представлены ведущие предприятия российского тяжелого машиностроения, такие как ЗАО МК "Уралмаш" (включает "Уралмашзавод" и "ОРМЕТО-ЮУМЗ"), ОАО "Электростальский завод тяжелого машиностроения", ОАО "Ивановский завод тяжелого станкостроения", ОАО "Иркутский завод тяжелого машиностроения", ОАО "Дробмаш" и др.

На заседаниях были выработаны замечания и предложения по доработке текста Стратегии, обеспечивающие максимальное соответствие направленности Стратегии и плана мероприятий перспективным планам развития предприятий тяжелого машиностроения, создание соответствующих механизмов, мер и сроков их реализации.

14.2. Мероприятия системного характера

Направленные на повышение инвестиционной привлекательности и развитие внутреннего рынка

- Обеспечить субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным предприятиями российского тяжелого машиностроения на техническое перевооружение.

Эта мера будет стимулировать техническое перевооружение российских предприятий тяжелого машиностроения, что позволит в конечном итоге повысить конкурентоспособность российской продукции за счет снижения издержек и повышения качества. Реализация данной меры предполагается за счет перераспределения бюджетных ассигнований в рамках лимитов бюджетных обязательств, доводимых Минпромторгу России.

- Подготовить материалы для рассмотрения на подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции вопроса о корректировке ставок таможенных пошлин на:

> узлы и комплектующие для тяжелого машиностроения, не производимые в Российской Федерации;

> продукцию тяжелого машиностроения, а также узлы и комплектующие, производимые в Российской Федерации;

> технологическое оборудование для тяжелого машиностроения, не производимое в Российской Федерации.

Эта мера будет стимулировать российских потребителей к приобретению российского оборудования, в том числе вместо бывшего в эксплуатации зарубежного, а также стимулировать техническое перевооружение российских предприятий тяжелого машиностроения.

- Подготовить предложения по внесению изменений в Перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на таможенную территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, направленных на техническую модернизацию и развитие высокотехнологичных производств отрасли тяжелого машиностроения.

- Обеспечить внесение дополнения в Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев" в виде включения в него полного перечня соответствующей продукции тяжелого машиностроения.

- Проработать вопрос о расширении практики применения долгосрочных контрактов на производство и поставку машин и оборудования, обеспечивающих не только поставку, но и участие поставщика в техническом сервисном и ремонтном обслуживании поставляемого оборудования. При разработке потребителями долгосрочных инвестиционных программ из общего списка оборудования, закупаемого в процессе их реализации, необходимо выделение перечня оборудования, изготовление которого возможно на предприятиях отечественного машиностроения. На основании этого перечня заключаются долгосрочные соглашения с отечественными машиностроительными предприятиями на поставку этого технологического оборудования. Наличие таких соглашений позволит машиностроителям выполнить модернизацию своих мощностей под производство необходимых объемов продукции требуемой номенклатуры с учетом перспективных требований потребителей.

- Определить долгосрочные потребности предприятий горно-металлургического комплекса в высокоэффективных машинах и оборудовании с оценкой возможностей удовлетворения указанной потребности.

Направленные на повышение конкурентоспособности предприятий отрасли

- Обеспечить выделение на условии не менее чем 50%-ной доли финансирования за счет внебюджетных источников бюджетного софинансирования реализации первоочередных стратегических НИОКР в области тяжелого машиностроения за счет средств, предусматриваемых Минпромторгом России на научные исследования и разработки в федеральных законах о бюджетах на соответствующие периоды.

- Обеспечить выделение бюджетного софинансирования на реализацию важнейших инновационных проектов, в том числе с приобретением ноу-хау, в области тяжелого машиностроения.

- Проработать вопрос создания на территории Российской Федерации совместно с мировыми лидерами предприятий по проектированию и производству машин и оборудования с конкретными обязательствами по локализации их выпуска на территории России по объемам и срокам.

Кроме того, при реализации мероприятий системного характера в целях соблюдения антимонопольного законодательства необходимо:

- При выделении государством субсидий или целевого финансирования для финансирования единовременных или долгосрочных закупок продукции (работ, услуг) закупка продукции (работ, услуг) должна осуществляться на конкурсной основе путем проведения аукционов, конкурсов, иных видов конкурсных процедур. В свою очередь, при проведении аукционов, конкурсов, иных видов конкурсных процедур организаторы не должны допускать действия, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику аукционов преимущественных условий участия в торгах путем доступа к информации, если иное не установленное федеральным законом.

- Меры государственной поддержки в отношении хозяйствующих субъектов, действующих на указанных рынках, подпадающие под определение государственной помощи в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции", должны в установленном порядке согласовываться с ФАС России в целях предупреждения ограничения конкуренции.

- При планировании мер государственной поддержки хозяйствующим субъектам на указанных рынках указанные хозяйственные общества должны направлять соответствующие расчеты необходимости и обоснованности соответствующих мероприятий, требующих поддержку со стороны государства, в МЭР России, Минпромторг России, Минфин России, ФАС России для решения общеотраслевых задач и координации государственных усилий в указанной отрасли, в том числе определения приоритетных направлений технологического развития, совершенствования институциональных условий технологического развития и повышения эффективности вертикально интегрированных структур в тяжелом машиностроении.