15. Ресурсное обеспечение Стратегии
Финансирование мероприятий Стратегии в период 2011 - 2020 годов предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
Объем средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по развитию тяжелого машиностроения рассчитан исходя из действующих и принимаемых расходных обязательств, включая действующие и планируемые к осуществлению федеральные целевые и ведомственные программы.
Прогнозный объем финансирования мероприятий Стратегии за период до 2020 года в ценах соответствующих лет за счет всех источников финансирования оценивается в размере 71,4 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 27,9 млрд. рублей и внебюджетных источников 43,5 млрд. рублей.
Средства федерального бюджета планируется направить на следующие направления:
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- предоставление субсидий в части процентных ставок долгосрочных кредитов под важнейшие проекты технического перевооружения и расширения производственных мощностей предприятий тяжелого машиностроения.
Предполагается, что субсидирование процентных ставок долгосрочных кредитов под важнейшие проекты технического перевооружения и расширения производственных мощностей предприятий тяжелого машиностроения станет достаточным стимулом для привлечения инвестиций в техническое перевооружение предприятий отрасли.
Средства федерального бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы предусматривается использовать на расширение комплексных научных исследований и инновационных разработок в области:
- создания новых технологий;
- разработки и постановки в производство образцов оборудования, по которому имеется некритичное технологическое отставание от мировых лидеров (агломерационное, сталеплавильное, прокатное, кузнечно-прессовое, экскаваторное, буровое и подъемно-транспортное оборудование);
- совершенствования отраслевой научной базы и отраслевого образования с целью обеспечения квалифицированными кадрами.
Внебюджетные источники финансирования предусматриваются на создание современной производственно-технологической базы тяжелого машиностроения, включая строительство и модернизацию производственных мощностей с учетом создания новых проектов высокотехнологичного оборудования, модернизацию станочного парка предприятий и развитие инновационного потенциала отрасли.
Основными источниками инвестиций в отрасли в период до 2020 года станут собственные ресурсы предприятий и банковские кредиты.
Прогнозные объемы финансовых затрат за счет средств федерального бюджета на реализацию стратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года приведены в табл. 15.1.
Табл. 15.1. Прогнозные объемы финансовых затрат
за счет средств федерального бюджета на реализацию
стратегии развития тяжелого машиностроения
на период до 2020 <*>
┌────────────────────────┬────┬────┬─────┬─────┬──────┬──────┬──────┬────┬────┬────┬────┐ │ Наименование затрат │2010│2011│2012 │2013 │ 2014 │ 2015 │ 2016 │2017│2018│2019│2020│ ├────────────────────────┼────┼────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼────┼────┼────┼────┤ │1. НИОКР, в том числе │ 0│ 60│6 483│7 375│ 5 885│ 6 010│ 3 860│ 150│ 85│ 80│ 80│ ├────────────────────────┼────┼────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼────┼────┼────┼────┤ │Бюджетные средства │ 0│ 0│6 193│7 035│ 5 250│ 5 590│ 3 610│ 0│ 0│ 0│ 0│ ├────────────────────────┼────┼────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼────┼────┼────┼────┤ │Внебюджетные источники │ 0│ 60│ 290│ 340│ 635│ 420│ 250│ 150│ 85│ 80│ 80│ ├────────────────────────┼────┼────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼────┼────┼────┼────┤ │2. Капвложения │ 0│ 0│1 770│4 920│10 080│12 280│12 050│ 0│ 0│ 0│ 0│ ├────────────────────────┼────┼────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼────┼────┼────┼────┤ │Бюджетные средства │ 0│ 0│ 0│ 0│ 0│ 0│ 0│ 0│ 0│ 0│ 0│ ├────────────────────────┼────┼────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼────┼────┼────┼────┤ │Внебюджетные источники │ 0│ 0│1 770│4 920│10 080│12 280│12 050│ 0│ 0│ 0│ 0│ ├────────────────────────┼────┼────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼────┼────┼────┼────┤ │3. Субсидирование части │ 0│ 70│ 80│ 90│ 0│ 0│ 0│ 0│ 0│ 0│ 0│ │процентных ставок по │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │долгосрочным кредитам, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │взятым на цели │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │технического │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │перевооружения, за счет │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │бюджетных средств │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └────────────────────────┴────┴────┴─────┴─────┴──────┴──────┴──────┴────┴────┴────┴────┘
--------------------------------
<*> Прогнозный объем финансовых затрат на реализацию Стратегии носит индикативный характер и в случае принятия решения о необходимости оказания соответствующей поддержки должен быть уточнен в установленном порядке на основании расчетов и обоснований.
Источником бюджетных средств, направляемых на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, станет непрограммная часть бюджетных ассигнований Минпромторга на НИОКР. Такой выбор определен тем, что при разработке целевой программы требуется много времени на ее разработку, согласование и утверждение. Текущее состояние отрасли таково, что проведение указанных мероприятий требуется в самое ближайшее время.
Табл. 15.2. Объемы финансирования по направлениям
в 2012 - 2016 гг., млн. руб.
┌────────────────────┬────────┬───────┬────────┬────────┬────────┬────────┐ │ │ Всего │ 2012 │ 2013 │ 2014 │ 2015 │ 2016 │ ├────────────────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤ │ Всего: │ 70 713 │ 8 253 │ 12 295 │ 15 965 │ 18 290 │ 15 910 │ │ ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤ │ │ 27 678 │ 6 193 │ 7 035 │ 5 250 │ 5 590 │ 3 610 │ ├────────────────────┴────────┴───────┴────────┴────────┴────────┴────────┤ │в т.ч.: │ ├────────────────────┬────────┬───────┬────────┬────────┬────────┬────────┤ │ НИОКР │ 29 613 │ 6 483 │ 7 375 │ 5 885 │ 6 010 │ 3 860 │ │ ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤ │ │ 27 678 │ 6 193 │ 7 035 │ 5 250 │ 5 590 │ 3 610 │ ├────────────────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤ │ Капвложения │ 41 100 │ 1 770 │ 4 920 │ 10 080 │ 12 280 │ 12 050 │ │ ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤ │ │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ ├────────────────────┴────────┴───────┴────────┴────────┴────────┴────────┤ │в том числе по направлениям │ ├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │По направлению "Горнодобывающее и горно-перерабатывающее машиностроение" │ ├────────────────────┬────────┬───────┬────────┬────────┬────────┬────────┤ │ Всего: │ 7 691 │ 843 │ 1 750 │ 2 333 │ 1 755 │ 1 010 │ │ ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤ │ │ 2 726 │ 553 │ 890 │ 688 │ 385 │ 210 │ ├────────────────────┴────────┴───────┴────────┴────────┴────────┴────────┤ │в т.ч.: │ ├────────────────────┬────────┬───────┬────────┬────────┬────────┬────────┤ │ НИОКР │ 4 661 │ 843 │ 1 230 │ 1 323 │ 805 │ 460 │ │ ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤ │ │ 2 726 │ 553 │ 890 │ 688 │ 385 │ 210 │ ├────────────────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤ │ Капвложения │ 3 030 │ 0 │ 520 │ 1 010 │ 950 │ 550 │ │ ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤ │ │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ ├────────────────────┴────────┴───────┴────────┴────────┴────────┴────────┤ │По направлению "Металлургическое машиностроение" │ ├────────────────────┬────────┬───────┬────────┬────────┬────────┬────────┤ │ Всего: │ 21 047 │ 1 610 │ 4 075 │ 5 512 │ 6 010 │ 3 840 │ │ ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤ │ │ 9 847 │ 1 540 │ 2 075 │ 2 112 │ 2 780 │ 1 340 │ ├────────────────────┴────────┴───────┴────────┴────────┴────────┴────────┤ │в т.ч.: │ ├────────────────────┬────────┬───────┬────────┬────────┬────────┬────────┤ │ НИОКР │ 9 847 │ 1 540 │ 2 075 │ 2 112 │ 2 780 │ 1 340 │ │ ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤ │ │ 9 847 │ 1 540 │ 2 075 │ 2 112 │ 2 780 │ 1 340 │ ├────────────────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤ │ Капвложения │ 11 200 │ 70 │ 2 000 │ 3 400 │ 3 230 │ 2 500 │ │ ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤ │ │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ ├────────────────────┴────────┴───────┴────────┴────────┴────────┴────────┤ │По направлению "Нефтегазовое машиностроение" │ ├────────────────────┬────────┬───────┬────────┬────────┬────────┬────────┤ │ Всего: │ 32 530 │ 4 930 │ 5 470 │ 6 260 │ 7 710 │ 8 160 │ │ ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤ │ │ 12 480 │ 3 730 │ 3 570 │ 1 760 │ 1 760 │ 1 660 │ ├────────────────────┴────────┴───────┴────────┴────────┴────────┴────────┤ │в т.ч.: │ ├────────────────────┬────────┬───────┬────────┬────────┬────────┬────────┤ │ НИОКР │ 12 480 │ 3 730 │ 3 570 │ 1 760 │ 1 760 │ 1 660 │ │ ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤ │ │ 12 480 │ 3 730 │ 3 570 │ 1 760 │ 1 760 │ 1 660 │ ├────────────────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤ │ Капвложения │ 20 050 │ 1 200 │ 1 900 │ 4 500 │ 5 950 │ 6 500 │ │ ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤ │ │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ ├────────────────────┴────────┴───────┴────────┴────────┴────────┴────────┤ │По направлению "Подъемно-транспортное машиностроение" │ ├────────────────────┬────────┬───────┬────────┬────────┬────────┬────────┤ │ Всего: │ 9 445 │ 870 │ 1 000 │ 1 860 │ 2 815 │ 2 900 │ │ ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤ │ │ 2 625 │ 370 │ 500 │ 690 │ 665 │ 400 │ ├────────────────────┴────────┴───────┴────────┴────────┴────────┴────────┤ │в т.ч.: │ ├────────────────────┬────────┬───────┬────────┬────────┬────────┬────────┤ │ НИОКР │ 2 625 │ 370 │ 500 │ 690 │ 665 │ 400 │ │ ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤ │ │ 2 625 │ 370 │ 500 │ 690 │ 665 │ 400 │ ├────────────────────┼────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤ │ Капвложения │ 6 820 │ 500 │ 500 │ 1 170 │ 2 150 │ 2 500 │ │ ├────────┼───────┼────────┼────────┼────────┼────────┤ │ │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ 0 │ └────────────────────┴────────┴───────┴────────┴────────┴────────┴────────┘