2.1. Структура отрасли транспортного машиностроения
В настоящее время в отрасли работает около 500 предприятий и организаций различных форм собственности. На предприятиях отрасли работает около 200 тысяч человек.
В транспортном машиностроении в основном закончен процесс консолидации и концентрации активов. Семь крупных компаний производят 80% продукции отрасли:
- Группа компаний "Трансмашхолдинг", объединяющая в настоящее время более 10 ведущих предприятий отрасли, являющихся лидерами в своих сегментах, в том числе Брянский машиностроительный завод, Коломенский завод, Новочеркасский электровозостроительный завод, Метровагонмаш, Демиховский машиностроительный завод и другие;
- Группа Дедал (Вагонмаш, Петербургский трамвайно-механический завод, Сибэлектропривод);
- Вагоностроительная компания Мордовии (Рузхиммаш, производители комплектующих для подвижного состава);
- ФГУП "Уралвагонзавод";
- ФГУП "Усть-Катавский вагоностроительный завод";
- ОАО "Алтайвагон";
- ОАО "Торжокский вагоностроительный".
Число предприятий транспортного машиностроения постоянно увеличивается за счет создания новых производств подвижного состава, комплектующих для него, а также предприятий по ремонту подвижного состава. Например, вновь созданный Уральский завод железнодорожного машиностроения, г. Верхняя Пышма Свердловской области, на котором в текущем году планируется начать производство магистральных грузовых электровозов постоянного тока с проектным объемом выпуска 120 - 140 локомотивов в год, а Вагоностроительная компания Мордовии планирует введение новых мощностей по производству грузовых вагонов.
В условиях глобального мирового рынка процесс консолидации активов в транспортном машиностроении продолжается, так как только крупные компании, производящие весь спектр подвижного состава, способны на равных конкурировать с лидерами мирового транспортного машиностроения. Консолидация активов позволяет получить синергетический эффект от объединения научно-технического и производственного потенциала предприятий, эффективно загрузить производственные мощности, привлечь достаточный объем инвестиций.
Таблица 2.1
УРОВЕНЬ КОНСОЛИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТНОГО
МАШИНОСТРОЕНИЯ ПО НОМЕНКЛАТУРЕ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ <*>
--------------------------------
<*> Данные Росстата, открытые источники.
┌─────────────┬──────────────────────┬────────┬───────┬──────────┐ │ Рынок │ Крупнейшие игроки │Форма │ Число │Концентра-│ │ │ │собст- │игроков│ция (сумма│ │ │ │венности│ на │долей │ │ │ │ │ рынке │3 лидеров)│ ├─────────────┴──────────────────────┴────────┴───────┴──────────┤ │ Электровозы │ ├─────────────┬──────────────────────┬────────┬───────┬──────────┤ │Магистральные│Трансмашхолдинг │частная │1 │100% │ │электровозы │ │ │ │ │ ├─────────────┼──────────────────────┼────────┼───────┼──────────┤ │Промышленные │Трансмашхолдинг, │частная │4 │92,1% │ │и рудничные │Александровский │ │ │ │ │электровозы │машзавод │ │ │ │ ├─────────────┴──────────────────────┴────────┴───────┴──────────┤ │ Тепловозы │ ├─────────────┬──────────────────────┬────────┬───────┬──────────┤ │Магистральные│Трансмашхолдинг │частная │1 │100% │ │тепловозы │ │ │ │ │ ├─────────────┼──────────────────────┼────────┼───────┼──────────┤ │Промышленные │Трансмашхолдинг, │частная │3 │100% │ │и маневровые │Людиновотепловоз │ │ │ │ │тепловозы │ │ │ │ │ ├─────────────┴──────────────────────┴────────┴───────┴──────────┤ │ Пассажирские вагоны │ ├─────────────┬──────────────────────┬────────┬───────┬──────────┤ │Вагоны │Тверской вагоно- │смешан- │2 │100% │ │локомотивной │строительный завод │ная │ │ │ │тяги │(Трансмашхолдинг) │ │ │ │ ├─────────────┼──────────────────────┼────────┼───────┼──────────┤ │Электропоезда│Трансмашхолдинг, │частная │2 │100% │ │ │Торжокский вагоно- │ │ │ │ │ │строительный завод │ │ │ │ ├─────────────┼──────────────────────┼────────┼───────┼──────────┤ │Вагоны метро │Трансмашхолдинг │частная │2 │100% │ │ │Группа "Дедал" │ │ │ │ ├─────────────┼──────────────────────┼────────┼───────┼──────────┤ │Трамвайные │Усть-Катавский │ФГУП │3 │100% │ │вагоны │вагоностроительный │ │ │ │ │ │завод │ │ │ │ │ │Уралтрансмаш │ФГУП │ │ │ │ │Группа Дедал │частная │ │ │ ├─────────────┴──────────────────────┴────────┴───────┴──────────┤ │ Путевая техника │ ├─────────────┬──────────────────────┬────────┬───────┬──────────┤ │Машины для │Калугапутьмаш │частная │6 │72% │ │строительства│КЗ "Ремпутьмаш" │частная │ │ │ │и планового │Кировский Машзавод │частная │ │ │ │ремонта путей│1 мая │ │ │ │ │ │Трансмаш, г. Энгельс │частная │ │ │ │ │Тулажелдормаш │частная │ │ │ ├─────────────┼──────────────────────┼────────┼───────┼──────────┤ │Машины для │"192 центральный │ФГУП │7 │68% │ │текущего │завод" │ │ │ │ │содержания │Калугапутьмаш │частная │ │ │ │путей │КЗ "Ремпутьмаш" │частная │ │ │ │ │Истьинский машзавод │частная │ │ │ ├─────────────┴──────────────────────┴────────┴───────┴──────────┤ │ Грузовые вагоны │ ├─────────────┬──────────────────────┬────────┬───────┬──────────┤ │Грузовые │Уралвагонзавод │ФГУП │15 │84% │ │вагоны │Алтайвагон │частная │ │ │ │ │Рузхиммаш │частная │ │ │ │ │Трансмашхолдинг │частная │ │ │ └─────────────┴──────────────────────┴────────┴───────┴──────────┘
Основная часть мощностей по ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава принадлежит ОАО "РЖД". В соответствии с программой структурной реформы на железнодорожном транспорте и концепцией корпоративного строительства ОАО "РЖД" ведется работа по формированию на базе вагонных депо, оказывающих услуги по обслуживанию подвижного состава, обособленных структурных подразделений, что является первым шагом к выводу этого бизнеса в конкурентный сектор экономики и привлечению частных инвесторов.
Большинство мощностей по ремонту трамваев и метро находятся в муниципальной собственности.