2.1. Структура отрасли транспортного машиностроения

2.1. Структура отрасли транспортного машиностроения

В настоящее время в отрасли работает около 500 предприятий и организаций различных форм собственности. На предприятиях отрасли работает около 200 тысяч человек.

В транспортном машиностроении в основном закончен процесс консолидации и концентрации активов. Семь крупных компаний производят 80% продукции отрасли:

- Группа компаний "Трансмашхолдинг", объединяющая в настоящее время более 10 ведущих предприятий отрасли, являющихся лидерами в своих сегментах, в том числе Брянский машиностроительный завод, Коломенский завод, Новочеркасский электровозостроительный завод, Метровагонмаш, Демиховский машиностроительный завод и другие;

- Группа Дедал (Вагонмаш, Петербургский трамвайно-механический завод, Сибэлектропривод);

- Вагоностроительная компания Мордовии (Рузхиммаш, производители комплектующих для подвижного состава);

- ФГУП "Уралвагонзавод";

- ФГУП "Усть-Катавский вагоностроительный завод";

- ОАО "Алтайвагон";

- ОАО "Торжокский вагоностроительный".

Число предприятий транспортного машиностроения постоянно увеличивается за счет создания новых производств подвижного состава, комплектующих для него, а также предприятий по ремонту подвижного состава. Например, вновь созданный Уральский завод железнодорожного машиностроения, г. Верхняя Пышма Свердловской области, на котором в текущем году планируется начать производство магистральных грузовых электровозов постоянного тока с проектным объемом выпуска 120 - 140 локомотивов в год, а Вагоностроительная компания Мордовии планирует введение новых мощностей по производству грузовых вагонов.

В условиях глобального мирового рынка процесс консолидации активов в транспортном машиностроении продолжается, так как только крупные компании, производящие весь спектр подвижного состава, способны на равных конкурировать с лидерами мирового транспортного машиностроения. Консолидация активов позволяет получить синергетический эффект от объединения научно-технического и производственного потенциала предприятий, эффективно загрузить производственные мощности, привлечь достаточный объем инвестиций.

Таблица 2.1

УРОВЕНЬ КОНСОЛИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТНОГО
МАШИНОСТРОЕНИЯ ПО НОМЕНКЛАТУРЕ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ <*>

--------------------------------

<*> Данные Росстата, открытые источники.

┌─────────────┬──────────────────────┬────────┬───────┬──────────┐
│    Рынок    │  Крупнейшие игроки   │Форма   │ Число │Концентра-│
│             │                      │собст-  │игроков│ция (сумма│
│             │                      │венности│  на   │долей     │
│             │                      │        │ рынке │3 лидеров)│
├─────────────┴──────────────────────┴────────┴───────┴──────────┤
│                          Электровозы                           │
├─────────────┬──────────────────────┬────────┬───────┬──────────┤
│Магистральные│Трансмашхолдинг       │частная │1      │100%      │
│электровозы  │                      │        │       │          │
├─────────────┼──────────────────────┼────────┼───────┼──────────┤
│Промышленные │Трансмашхолдинг,      │частная │4      │92,1%     │
│и рудничные  │Александровский       │        │       │          │
│электровозы  │машзавод              │        │       │          │
├─────────────┴──────────────────────┴────────┴───────┴──────────┤
│                           Тепловозы                            │
├─────────────┬──────────────────────┬────────┬───────┬──────────┤
│Магистральные│Трансмашхолдинг       │частная │1      │100%      │
│тепловозы    │                      │        │       │          │
├─────────────┼──────────────────────┼────────┼───────┼──────────┤
│Промышленные │Трансмашхолдинг,      │частная │3      │100%      │
│и маневровые │Людиновотепловоз      │        │       │          │
│тепловозы    │                      │        │       │          │
├─────────────┴──────────────────────┴────────┴───────┴──────────┤
│                      Пассажирские вагоны                       │
├─────────────┬──────────────────────┬────────┬───────┬──────────┤
│Вагоны       │Тверской вагоно-      │смешан- │2      │100%      │
│локомотивной │строительный завод    │ная     │       │          │
│тяги         │(Трансмашхолдинг)     │        │       │          │
├─────────────┼──────────────────────┼────────┼───────┼──────────┤
│Электропоезда│Трансмашхолдинг,      │частная │2      │100%      │
│             │Торжокский вагоно-    │        │       │          │
│             │строительный завод    │        │       │          │
├─────────────┼──────────────────────┼────────┼───────┼──────────┤
│Вагоны метро │Трансмашхолдинг       │частная │2      │100%      │
│             │Группа "Дедал"        │        │       │          │
├─────────────┼──────────────────────┼────────┼───────┼──────────┤
│Трамвайные   │Усть-Катавский        │ФГУП    │3      │100%      │
│вагоны       │вагоностроительный    │        │       │          │
│             │завод                 │        │       │          │
│             │Уралтрансмаш          │ФГУП    │       │          │
│             │Группа Дедал          │частная │       │          │
├─────────────┴──────────────────────┴────────┴───────┴──────────┤
│                        Путевая техника                         │
├─────────────┬──────────────────────┬────────┬───────┬──────────┤
│Машины для   │Калугапутьмаш         │частная │6      │72%       │
│строительства│КЗ "Ремпутьмаш"       │частная │       │          │
│и планового  │Кировский Машзавод    │частная │       │          │
│ремонта путей│1 мая                 │        │       │          │
│             │Трансмаш, г. Энгельс  │частная │       │          │
│             │Тулажелдормаш         │частная │       │          │
├─────────────┼──────────────────────┼────────┼───────┼──────────┤
│Машины для   │"192 центральный      │ФГУП    │7      │68%       │
│текущего     │завод"                │        │       │          │
│содержания   │Калугапутьмаш         │частная │       │          │
│путей        │КЗ "Ремпутьмаш"       │частная │       │          │
│             │Истьинский машзавод   │частная │       │          │
├─────────────┴──────────────────────┴────────┴───────┴──────────┤
│                        Грузовые вагоны                         │
├─────────────┬──────────────────────┬────────┬───────┬──────────┤
│Грузовые     │Уралвагонзавод        │ФГУП    │15     │84%       │
│вагоны       │Алтайвагон            │частная │       │          │
│             │Рузхиммаш             │частная │       │          │
│             │Трансмашхолдинг       │частная │       │          │
└─────────────┴──────────────────────┴────────┴───────┴──────────┘

Основная часть мощностей по ремонту и техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава принадлежит ОАО "РЖД". В соответствии с программой структурной реформы на железнодорожном транспорте и концепцией корпоративного строительства ОАО "РЖД" ведется работа по формированию на базе вагонных депо, оказывающих услуги по обслуживанию подвижного состава, обособленных структурных подразделений, что является первым шагом к выводу этого бизнеса в конкурентный сектор экономики и привлечению частных инвесторов.

Большинство мощностей по ремонту трамваев и метро находятся в муниципальной собственности.