VII. Законопроектная деятельность и порядок участия в деятельности Федерального Собрания
7.1. Законопроектная деятельность Министерства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства, Положением о Министерстве, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Министерства, настоящим Регламентом.
7.2. Основными направлениями законопроектной деятельности Министерства являются: планирование законопроектной деятельности Министерства; разработка законопроектов; участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти; участие в подготовке проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства по рассматриваемым в палатах Федерального Собрания законопроектам; организационное и информационное сопровождение разработанных Министерством законопроектов при их рассмотрении в палатах Федерального Собрания; сбор, учет, систематизация информационных и аналитических материалов, относящихся к законопроектной работе.
7.3. Организация законопроектной работы в Министерстве, координация работы соисполнителей, обеспечение взаимодействия Министерства с палатами Федерального Собрания возлагаются на статс-секретаря - заместителя Министра.
7.4. Методическое обеспечение законопроектной деятельности Министерства осуществляется Правовым департаментом.
В целях систематизации и обобщения информации о законопроектной деятельности Министерства копии входящих документов, касающихся законопроектной деятельности, незамедлительно направляются в Правовой департамент.
Копии исходящих документов, касающихся законопроектной деятельности, направляются в Правовой департамент их исполнителями.
7.5. Ответственность за обеспечение соблюдения установленного настоящим Регламентом порядка организации и осуществления законопроектной деятельности в Министерстве возлагается на руководителей структурных подразделений Министерства.
7.6. Порядок работы с документами в рамках законопроектной деятельности Министерства определяется настоящим Регламентом и Инструкцией.
Планирование законопроектной деятельности Министерства
7.7. В развитие планов законопроектной деятельности Правительства и соответствующих поручений и указаний Президента Российской Федерации и Правительства приказом Министерства ежегодно утверждаются планы организации законопроектных работ в Министерстве (далее - планы организации законопроектных работ).
7.8. В планах организации законопроектных работ указываются:
наименование законопроекта и основания его разработки;
наличие концепции;
наименование структурного подразделения - головного исполнителя и перечень соисполнителей (включая Рособрнадзор и Росмолодежь);
виды, этапы и сроки работ;
объем и порядок финансирования.
7.9. Проекты планов организации законопроектных работ формируются Правовым департаментом на основании предложений структурных подразделений Министерства, учитывающих предложения Рособрнадзора и Росмолодежи.
Структурные подразделения Министерства представляют предложения по формированию планов организации законопроектных работ в Правовой департамент не позднее 1 декабря года, предшествующего году реализации указанных планов. Рособрнадзор и Росмолодежь направляет свои предложения по формированию планов организации законопроектных работ в Министерство не позднее 1 ноября года, предшествующего году реализации указанных планов.
Подготовленные проекты планов организации законопроектных работ рассматриваются на заседании Комиссии по законопроектной деятельности Министерства, согласовываются статс-секретарем - заместителем Министра и представляются с проектом приказа на утверждение Министру.
Утвержденные планы организации законопроектных работ рассылаются во все структурные подразделения Министерства, а также в Рособрнадзор и Росмолодежь.
7.10. Контроль за исполнением планов организации законопроектных работ осуществляется Правовым департаментом.
7.11. Руководители структурных подразделений, руководители Рособрнадзора и Росмолодежи, ответственные за разработку законопроектов, ежеквартально, до 1 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, направляют в Правовой департамент информацию о выполнении ими планов организации законопроектных работ.
7.12. Решение о внесении изменений в планы организации законопроектных работ принимает Министр, а в его отсутствие - заместитель Министра, исполняющий его обязанности.
Изменение сроков выполнения работ, предусмотренных планами организации законопроектных работ, осуществляется решением Комиссии по законопроектной деятельности Министерства без внесения изменений в соответствующие планы.
7.13. Руководители структурных подразделений Министерства несут персональную ответственность за исполнение планов организации законопроектных работ возглавляемыми ими структурными подразделениями.
7.14. Министерство также участвует в формировании проектов планов законопроектной деятельности Правительства. Предложения о разработке законопроектов для включения в проект плана законопроектной деятельности Правительства представляются структурными подразделениями Министерства в Правовой департамент.
Указанные предложения должны содержать:
рабочее наименование законопроекта;
перечень соисполнителей (заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других государственных органов и организаций);
ориентировочные сроки (с указанием месяца и года) рассмотрения проекта федерального закона в Правительстве и внесения его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
В случае необходимости указанные предложения должны также содержать:
концепцию проекта федерального закона и проект технического задания на его разработку;
копии писем соисполнителей о согласовании концепции проекта федерального закона и проекта технического задания на его разработку;
копию правового заключения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации на концепцию проекта федерального закона и проект технического задания на его разработку.
Необходимость разработки и представления концепции проекта федерального закона и проекта технического задания на его разработку определяется Министром.
Поступившие предложения рассматриваются и визируются директором Правового департамента (в его отсутствие - заместителем директора) и направляются в установленном порядке в Министерство юстиции Российской Федерации.
Разработка законопроектов
7.15. Разработка законопроектов в Министерстве осуществляется на основе планов организации законопроектных работ и в соответствии с Инструкцией. Разработка законопроектов, не включенных в план организации законопроектных работ, не допускается.
7.16. Организация разработки законопроектов возлагается на руководителей структурных подразделений Министерства под контролем статс-секретаря - заместителя Министра.
7.17. Для подготовки законопроектов могут создаваться рабочие группы. Решение об образовании рабочей группы принимается статс-секретарем - заместителем Министра или руководителем структурного подразделения, являющегося головным исполнителем по подготовке законопроекта. В состав рабочих групп в обязательном порядке должны быть включены представители Правового департамента.
7.18. Перед разработкой законопроекта определяются его цели и предмет правового регулирования, обобщается практика применения законодательства Российской Федерации в данной отрасли права, проводится анализ недостатков правового регулирования, а также определяются предполагаемые социально-экономические последствия применения его норм.
В случае необходимости также разрабатываются концепция и техническое задание на разработку законопроекта в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства.
7.19. Структурное подразделение Министерства - головной исполнитель по разработке законопроекта координирует работу структурных подразделений Министерства - соисполнителей, привлекает в установленном порядке к работе представителей заинтересованных организаций, обеспечивает согласование законопроекта с заинтересованными органами государственной власти и направление согласованного законопроекта в Правительство.
7.20. Законопроекты, подготовленные Министерством, до согласования с заинтересованными органами государственной власти подлежат финансово-экономической, а также правовой экспертизе, проводимой в порядке, определенном Инструкцией.
7.21. Порядок подготовки и требования к оформлению законопроектов определяются Инструкцией.
Порядок подготовки проектов заключений, официальных отзывов
Правительства и поправок к законопроектам, находящимся
на рассмотрении палат Федерального Собрания
7.22. Министерством в порядке, установленном Правительством, готовятся проекты заключений, официальных отзывов и поправок Правительства.
7.23. Проект заключения Правительства должен включать в себя:
оценку положений законопроекта с учетом финансово-экономического обоснования, представленного субъектом права законодательной инициативы;
сведения о количестве финансовых средств, расходуемых в настоящее время, а также о возможности финансирования предполагаемых расходов, связанных с реализацией законопроекта в текущем и последующих годах;
мнение Правительства о целесообразности принятия, отклонения, отсрочки принятия законопроекта;
иные сведения.
7.24. Проекты официальных отзывов должны содержать четкую позицию Правительства - поддержать или отклонить законопроект в представленной редакции, существенно его доработать.
Проект официального отзыва Правительства должен включать в себя следующие сведения:
о соответствии (непротиворечии) положений законопроекта Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
о финансовой обеспеченности законопроекта в случае, если его реализация потребует выделение средств из федерального бюджета;
о возможных социальных и экономических последствиях принятия законопроекта;
о полноте учета Государственной Думой заключений, официальных отзывов и поправок Правительства на законопроект;
иные сведения.
7.25. Поправки к законопроекту представляются в Правительство в виде изменений редакции абзацев, пунктов, статей или дополнений законопроекта конкретными словами, абзацами, пунктами, статьями либо в виде предложений об исключении конкретных слов, предложений, статей, других его частей.
7.26. Головным исполнителем по подготовке проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства к законопроектам, поступающим в Министерство, является Правовой департамент.
Структурные подразделения Министерства - соисполнители представляют в Правовой департамент свои предложения к проектам заключений, официальных отзывов и поправок Правительства по законопроектам не позднее чем за пять рабочих дней до срока представления в Правительство или федеральные органы исполнительной власти проекта заключения, официального отзыва или поправок к законопроекту с учетом времени поступления законопроекта в Министерство и установленного срока для ответа.
7.27. Проекты заключений, официальных отзывов и поправок Правительства на законопроекты представляются в Правительство за подписью Министра, а в его отсутствие - заместителя Министра, исполняющего его обязанности.
Участие в работе Федерального Собрания
7.28. Министр, заместители Министра, директора департаментов Министерства (по поручению Министра) участвуют в работе Федерального Собрания в соответствии с Регламентом Правительства и регламентами палат Федерального Собрания по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства.
Подготовка необходимых материалов для участия руководства Министерства в указанной работе осуществляется соответствующим департаментом Министерства.
7.29. Иные должностные лица Министерства, представители Правового департамента могут участвовать и выступать на заседаниях комитетов и комиссий, рабочих групп, экспертных советов и иных мероприятиях Федерального Собрания, руководствуясь официальной позицией Правительства и по поручению (указанию) или с согласия Министра, его заместителя или директора соответствующего департамента Министерства.
7.30. Координация участия представителей Министерства в мероприятиях Федерального Собрания и взаимодействие с полномочными представителями Правительства в палатах Федерального Собрания, официальными (специальными) представителями Правительства осуществляется статс-секретарем - заместителем Министра.
7.31. По приглашению палат Федерального Собрания Министр участвует в заседаниях и отвечает на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном регламентами палат.
О приглашении на заседание палаты Федерального Собрания Министр информирует Председателя Правительства.
В случае невозможности присутствия на заседании палаты Федерального Собрания Министр уведомляет палату о причине своего отсутствия с указанием должностного лица, которое будет присутствовать на заседании и ответит на поставленные вопросы.
7.32. При обсуждении законопроектов в палатах Федерального Собрания, а также в учреждениях и организациях представители Министерства должны руководствоваться позицией Правительства по данным законопроектам.
7.33. Должностные лица Министерства, являющиеся официальными (специальными) представителями Правительства по законопроектам, рассматриваемым палатами Федерального Собрания, координируют свою деятельность по представлению в Государственной Думе и Совете Федерации позиции Правительства с полномочными представителями Правительства в соответствующих палатах Федерального Собрания.
Порядок рассмотрения парламентских запросов,
запросов и обращений депутатов Государственной Думы
и членов Совета Федерации
7.34. Подготовка проекта ответа на парламентский запрос к Председателю Правительства, заместителям Председателя Правительства осуществляется Министерством по их поручению.
В случае, если для подготовки проекта ответа требуется участие иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением Рособрнадзора и Росмолодежи), его проработка, подготовка и согласование осуществляются в порядке, предусмотренном для исполнения поручений, содержащихся в актах Правительства и протоколах заседаний Правительства, а также поручений и указаний Президента Российской Федерации, поручений Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства.
Проект ответа на парламентский запрос с соответствующими обосновывающими материалами представляется в Правительство Министром (или заместителем Министра, исполняющим его обязанности) в срок, указанный в поручении, но не позднее чем через 15 дней со дня поступления парламентского запроса в Правительство или в иной, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания срок.
7.35. Подготовленный ответ на депутатский запрос направляется в Аппарат Правительства в установленный срок. Ответ на обращение (представление запрашиваемых документов или сведений) дается Министром или его заместителем в письменной форме не позднее чем в 30-дневный срок со дня поступления обращения в Правительство.
7.36. Депутатский запрос, обращение члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы к Министру рассматриваются в Министерстве в порядке и сроки, установленные для рассмотрения депутатского запроса, обращения члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в Правительство, если иное не предусмотрено резолюцией Министра или его заместителя.
Депутатский запрос, обращение члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, обращения комитетов и комиссий палат Федерального Собрания к Министру или его заместителю могут быть направлены ими для проработки и ответа в Рособрнадзор и Росмолодежь в соответствии с его полномочиями и сферой деятельности с одновременным информированием об этом заявителя.
Парламентский запрос к Министру (его заместителю) рассматривается в порядке, установленном для рассмотрения депутатского запроса, обращения с учетом того, что ответ на данный запрос должен быть дан в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения запроса или в иной установленный палатой срок за подписью должностного лица, которому направлен запрос, или лица, временно исполняющего его обязанности.
7.37. О результатах рассмотрения запросов, обращений комитетов и комиссий палат Федерального Собрания по вопросам их ведения к Председателю Правительства, его заместителям, поступившим в Министерство из Аппарата Правительства или непосредственно Министру, Министр или его заместитель сообщают в соответствующие комитеты или комиссии в согласованные с ними сроки. Копии указанных сообщений направляются в Аппарат Правительства (полномочному представителю Правительства в соответствующей палате Федерального Собрания).