VII. Законопроектная деятельность и порядок участия в деятельности Федерального Собрания

VII. Законопроектная деятельность и порядок участия
в деятельности Федерального Собрания

7.1. Законопроектная деятельность Министерства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Регламентом.

Основными направлениями законопроектной деятельности Министерства являются: разработка законопроектов; участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти; участие в подготовке проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации по рассматриваемым в палатах Федерального Собрания законопроектам; организационное и информационное сопровождение разработанных Министерством законопроектов при их рассмотрении в палатах Федерального Собрания; сбор, учет, систематизация информационных и аналитических материалов, относящихся к законопроектной работе.

Организация законопроектной работы в Министерстве, координация работы соисполнителей, обеспечение взаимодействия Министерства с палатами Федерального Собрания возлагаются на статс-секретаря - заместителя Министра.

Методическое обеспечение законопроектной деятельности Министерства осуществляется Юридическим департаментом.

В целях систематизации и обобщения информации о законопроектной деятельности Министерства копии входящих документов, касающихся законопроектной деятельности, незамедлительно направляются в Юридический департамент.

Копии исходящих документов, касающихся законопроектной деятельности, направляются в Юридический департамент их исполнителями.

7.2. Ответственность за обеспечение соблюдения установленного Регламентом порядка организации и осуществления законопроектной деятельности в Министерстве возлагается на руководителей структурных подразделений Министерства.

7.3. Порядок работы с документами в рамках законопроектной деятельности Министерства определяется Регламентом и инструкцией по делопроизводству.

Планирование законопроектной деятельности Министерства

7.4. Юридическим департаментом ежегодно разрабатывается план организации законопроектных работ в Министерстве (далее - план организации законопроектных работ), предусматривающий разработку законопроектов в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации, во исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, поручений или указаний Президента Российской Федерации, поручений, содержащихся в протоколах заседаний Правительства Российской Федерации, и поручений Председателя Правительства Российской Федерации, а также реализации плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий год <17>.

--------------------------------

<17> Пункт 12 Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 389 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 19, ст. 2346).

Структурные подразделения Министерства с учетом документов, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, представляют предложения по формированию плана организации законопроектных работ в Юридический департамент не позднее 15 декабря года, предшествующего году реализации указанного плана.

7.5. В плане организации законопроектных работ указываются:

наименование законопроекта;

основания разработки законопроекта;

наименование ответственных структурных подразделений Министерства;

сроки представления законопроекта в Правительство Российской Федерации, внесения законопроекта в Государственную Думу.

Подготовленный проект плана организации законопроектных работ рассматривается и одобряется на заседании комиссии по законопроектной деятельности Министерства и представляется с проектом приказа на утверждение Министру.

Проект приказа об утверждении плана организации законопроектных работ представляется Министру после его согласования со статс-секретарем - заместителем Министра.

7.6. Утвержденный план организации законопроектных работ рассылается во все структурные подразделения Министерства.

Контроль за исполнением плана организации законопроектных работ осуществляется Юридическим департаментом.

7.7. В план организации законопроектных работ могут быть внесены изменения при:

поступлении в Министерство документов, предусмотренных пунктом 7.4 Регламента, предусматривающих разработку законопроектов;

одобрении Правительством Российской Федерации предложений Министерства о разработке законопроекта.

Проект приказа о внесении изменений в план организации законопроектных работ представляется Министру после его согласования со статс-секретарем - заместителем Министра.

7.8. Руководители структурных подразделений Министерства несут персональную ответственность за исполнение плана организации законопроектных работ возглавляемыми ими структурными подразделениями Министерства.

7.9. Юридическим департаментом ежемесячно до 10-го числа направляется в Правительство Российской Федерации информация о ходе разрабатываемых Министерством законопроектах, включая информацию, предусмотренную Типовым должностным регламентом статс-секретарей - заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2005 г. N 514 <18>.

--------------------------------

<18> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 34, ст. 3507; 2020, N 36, ст. 5618.

7.10. Министерство также участвует в формировании проекта плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий год. Предложения о разработке законопроектов для включения в указанный план подготавливаются с учетом пункта 7.4 Регламента и представляются структурными подразделениями Министерства в Юридический департамент.

Данные предложения должны содержать:

рабочее наименование законопроекта и основание разработки законопроекта;

перечень соисполнителей (заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других государственных органов и организаций);

ориентировочные сроки (с указанием месяца и года) представления законопроекта в Правительство Российской Федерации и внесения его в Государственную Думу;

указание на наличие или отсутствие необходимости рассмотрения законопроекта Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации;

пояснительную записку, содержащую изложение предмета законодательного регулирования и основной идеи законопроекта.

7.11. Поступившие предложения рассматриваются Юридическим департаментом и после согласования со статс-секретарем - заместителем Министра докладываются Министру для дальнейшего направления в Министерство юстиции Российской Федерации в срок до 1 октября года, предшествующего планируемому периоду.

7.12. Юридический департамент ежеквартально, не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, направляет в Министерство юстиции Российской Федерации информацию об исполнении плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий год.

При необходимости подготавливаются предложения о внесении изменений в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и направляются в Министерство юстиции Российской Федерации в срок до 10 июня.

7.13. Разработка законопроектов в Министерстве осуществляется в соответствии с пунктом 7.4 Регламента.

7.14. Разработка законопроектов, осуществляемая не в соответствии с пунктом 7.4 Регламента, а также включение в разрабатываемые законопроекты положений, не относящихся к предмету правового регулирования Министерства, допускается только по решению Председателя Правительства Российской Федерации.

7.15. Организация разработки законопроектов возлагается на руководителей структурных подразделений Министерства под контролем статс-секретаря - заместителя Министра.

7.16. Для подготовки законопроектов могут создаваться рабочие группы. Решение об образовании рабочей группы принимается статс-секретарем - заместителем Министра или руководителем структурного подразделения Министерства, являющегося головным исполнителем по подготовке законопроекта. В состав рабочих групп в обязательном порядке должны быть включены представители Юридического департамента.

7.17. Законопроекты, подготовленные Министерством, до согласования с заинтересованными органами государственной власти подлежат финансово-экономической, а также правовой экспертизе, проводимой в порядке, определенном инструкцией по делопроизводству.

7.18. Порядок подготовки и требования к оформлению законопроектов определяются инструкцией по делопроизводству.

7.19. Законопроект, необходимые материалы к нему и сопроводительное письмо в Правительство Российской Федерации визируются руководителями структурных подразделений, директором Юридического департамента (лицом, исполняющим его обязанности) или его заместителем, заместителями Министра (в соответствии с распределением обязанностей), статс-секретарем - заместителем Министра и подписываются Министром (лицом, исполняющим его обязанности).

Порядок подготовки проектов заключений, поправок
и официальных отзывов Правительства Российской Федерации
на законопроекты

7.20. Министерством с соблюдением требований, установленных Регламентом Правительства Российской Федерации, готовятся проекты заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации на законопроекты, находящиеся на рассмотрении палат Федерального Собрания.

7.21. Ответственным исполнителем по подготовке проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации на законопроекты, поступающие в Министерство, является Юридический департамент.

7.22. При необходимости ответственный исполнитель согласовывает срок продления подготовки заключения Правительства Российской Федерации с соответствующим субъектом права законодательной инициативы, срок представления официального отзыва или поправок Правительства Российской Федерации - с соответствующим комитетом Государственной Думы и представляет сведения о достигнутых договоренностях полномочным представителям Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания.

7.23. Структурные подразделения Министерства - соисполнители представляют в Юридический департамент предложения к проектам заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации на законопроекты в течение первой половины срока до даты представления в Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти проекта заключения, официального отзыва или поправок к законопроекту.

7.24. Проекты заключений, поправок и официальных отзывов Правительства Российской Федерации на законопроекты представляются в Правительство Российской Федерации за подписью статс-секретаря - заместителя Министра, а в случае его отсутствия - за подписью Министра.

Участие в работе Федерального Собрания

7.25. Министр, заместители Министра, руководители структурных подразделений Министерства (по поручению Министра) участвуют в работе Федерального Собрания в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации и регламентами палат Федерального Собрания по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства.

Подготовка необходимых материалов для участия руководства Министерства в указанной работе осуществляется соответствующим структурным подразделением Министерства, который также направляет в Юридический департамент информацию об участии руководства Министерства в работе палат Федерального Собрания.

Представители структурных подразделений Министерства могут присутствовать и выступать на заседаниях комитетов и комиссий, рабочих групп, экспертных советов и участвовать в иных мероприятиях палат Федерального Собрания, руководствуясь официальной позицией Правительства Российской Федерации, и по поручению (указанию) или с согласия Министра, его заместителя или директора соответствующего департамента Министерства. Информация об участниках в указанных мероприятиях направляется структурными подразделениями Министерства в Юридический департамент.

7.26. Координация участия представителей Министерства в мероприятиях Федерального Собрания и взаимодействие с полномочными представителями Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания, официальными (специальными) представителями Правительства Российской Федерации осуществляется статс-секретарем - заместителем Министра.

7.27. Министр по приглашению палат Федерального Собрания участвует в заседаниях и отвечает на вопросы членов Совета Федерации Федерального Собрания (далее - Совет Федерации) и депутатов Государственной Думы в порядке, установленном регламентами палат.

О приглашении на заседание палаты Федерального Собрания Министр информирует Председателя Правительства Российской Федерации.

В случае невозможности присутствия на заседании палаты Федерального Собрания Министр уведомляет палату о причине своего отсутствия с указанием должностного лица, которому поручено участвовать в заседании и отвечать на поставленные вопросы.

7.28. Должностные лица Министерства, являющиеся официальными (специальными) представителями Правительства Российской Федерации по законопроектам, рассматриваемым палатами Федерального Собрания, координируют свою деятельность по представлению в Государственной Думе и Совете Федерации позиции Правительства Российской Федерации с полномочными представителями Правительства Российской Федерации в соответствующих палатах Федерального Собрания. Министерство обязано предоставлять полномочным представителям Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания, официальному (специальному) представителю Правительства Российской Федерации необходимую информацию, касающуюся законопроектов и поправок к ним, и согласовывать позицию Министерства на основании позиции Правительства Российской Федерации по указанному вопросу.

Порядок рассмотрения парламентских запросов, запросов
и обращений членов Совета Федерации и обращений депутатов
Государственной Думы

7.29. Подготовка проекта ответа на парламентский запрос к Председателю Правительства Российской Федерации, заместителям Председателя Правительства Российской Федерации осуществляется Министерством по их поручению.

7.30. В случае если для подготовки проекта ответа требуется участие нескольких федеральных органов исполнительной власти, его подготовка и согласование осуществляются в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации в отношении исполнения поручений, содержащихся в актах Правительства Российской Федерации и протоколах заседаний Правительства Российской Федерации, а также поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и заместителей Председателя Правительства Российской Федерации.

7.31. В случае если Министерство является головным исполнителем поручения, проект ответа на парламентский запрос с соответствующими обосновывающими материалами визируется статс-секретарем - заместителем Министра и представляется в Правительство Российской Федерации Министром (лицом, исполняющим его обязанности) в указанный в поручении срок.

7.32. Депутатский запрос, обращение члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в Правительство Российской Федерации, к Председателю Правительства Российской Федерации или заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, поступившие в Министерство из Аппарата Правительства Российской Федерации, направляются руководителям соответствующих структурных подразделений Министерства для рассмотрения и подготовки ответа и в копии - статс-секретарю - заместителю Министра.

Подготовленный ответ на депутатский запрос направляется в Аппарат Правительства Российской Федерации в установленный срок. Ответ на обращение (предоставление запрашиваемых документов или сведений) дается Министром или его заместителем в письменной форме не позднее 30 календарных дней со дня поступления обращения в Правительство Российской Федерации.

Депутатский запрос, обращение члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы к Министру рассматриваются в Министерстве в аналогичном порядке и в те же сроки, если иное не предусмотрено поручением Министра (заместителя Министра).

Парламентский запрос к Министру (заместителю Министра) рассматривается с учетом того, что ответ на данный запрос должен быть дан не позднее чем через 15 календарных дней со дня получения запроса или в иной срок, установленный палатой Федерального Собрания, в устной форме (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания) или в письменной форме за подписью Министра (заместителя Министра), которому направлен запрос (лица, временно исполняющего его обязанности).

7.33. Обращения комитетов и комиссий палат Федерального Собрания по вопросам их ведения к Председателю Правительства Российской Федерации, заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, поступившие в Министерство или непосредственно Министру для ответа из Аппарата Правительства Российской Федерации, направляются статс-секретарю - заместителю Министра и руководителям соответствующих структурных подразделений Министерства.

О результатах рассмотрения обращений Министр сообщает в соответствующие комитеты или комиссии в согласованные с ними сроки. Копии ответов направляются в Аппарат Правительства Российской Федерации (полномочному представителю Правительства Российской Федерации в соответствующей палате Федерального Собрания).