VII. Законопроектная деятельность и порядок участия в деятельности Федерального Собрания

VII. Законопроектная деятельность и порядок участия
в деятельности Федерального Собрания

128. Основными направлениями законопроектной деятельности Министерства обороны являются:

планирование законопроектной деятельности Министерства обороны;

разработка законопроектов;

участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых иными федеральными органами исполнительной власти и организациями;

участие в подготовке проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства на законопроекты, поступившие от субъекта права законодательной инициативы или Государственной Думы, а также рассматриваемые в палатах Федерального Собрания;

организационное и информационное сопровождение законопроектов, затрагивающих интересы Министерства обороны, при их рассмотрении в палатах Федерального Собрания;

сбор, учет, систематизация информационных и аналитических материалов, относящихся к законопроектной деятельности.

129. Организация законопроектной деятельности в Министерстве обороны возлагается на статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации.

Направление в органы законодательной и исполнительной власти документов, касающихся законопроектной деятельности, осуществляется только после их рассмотрения руководителями соответствующих органов военного управления, иными должностными лицами Министерства обороны, подведомственными Министерству обороны федеральными органами исполнительной власти по вопросам сфер их деятельности, Правовым департаментом Министерства обороны и согласования со статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации.

130. Методическое обеспечение законопроектной деятельности Министерства обороны осуществляется Правовым департаментом Министерства обороны.

131. Ответственность за обеспечение соблюдения установленного настоящим Регламентом порядка организации и осуществления законопроектной деятельности в Министерстве обороны возлагается на руководящих должностных лиц Министерства обороны и руководителей органов военного управления.

Планирование законопроектной деятельности
и порядок ее организации

132. Министерство обороны, осуществляя функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, разрабатывает законопроекты во исполнение актов законодательства Российской Федерации, планов законопроектной деятельности Правительства и соответствующих поручений (указаний), а также по собственной инициативе.

133. Министерство обороны участвует в формировании проектов планов законопроектной деятельности Правительства.

134. Согласованные предложения о разработке законопроектов для включения в проект плана законопроектной деятельности Правительства органы военного управления направляют до 10 сентября года, предшествующего планируемому периоду, в Правовой департамент Министерства обороны. Подведомственные Министерству обороны федеральные органы исполнительной власти направляют указанные предложения к этому же сроку в Министерство обороны.

Предложение о разработке законопроекта должно содержать рабочее наименование законопроекта, перечень соисполнителей (в том числе федеральных органов исполнительной власти и организаций), ориентировочные сроки (с указанием месяца и года) представления законопроекта в Правительство и внесения его в Государственную Думу, указание на наличие или отсутствие необходимости рассмотрения законопроекта Экспертным советом, пояснительную записку, а также в случае необходимости концепцию законопроекта и проект технического задания на его разработку, согласованные в установленном порядке.

135. Концепция законопроекта и проект технического задания на его разработку должны соответствовать Основным требованиям к концепции и разработке проектов федеральных законов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. N 576 "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 32, ст. 3335; 2004, N 35, ст. 3636; 2006, N 6, ст. 714; 2009, N 12, ст. 1443; N 19, ст. 2346; 2010, N 9, ст. 964; 2011, N 29, ст. 4465; 2013, N 38, ст. 4831; N 48, ст. 6278; 2015, N 12, ст. 1758) (далее - Требования к концепции законопроектов).

В случаях, установленных Требованиями к концепции законопроектов, концепция законопроекта, подлежащего общественному обсуждению, подлежит размещению на сайте regulation.gov.ru.

136. Подготовка сводных предложений (в том числе с учетом предложений подведомственных Министерству обороны федеральных органов исполнительной власти) о разработке законопроектов осуществляется Правовым департаментом Министерства обороны, который в установленном порядке до 25 сентября года, предшествующего планируемому периоду, докладывает их статс-секретарю - заместителю Министра обороны Российской Федерации для последующего направления в Министерство юстиции Российской Федерации.

137. Предложения по уточнению плана законопроектной деятельности Правительства на очередной год разрабатываются и направляются в Министерство юстиции Российской Федерации с учетом требований пунктов 134 и 136 настоящего Регламента.

138. Во исполнение планов законопроектной деятельности Правительства, актов, поручений и указаний Президента Российской Федерации, актов и поручений Правительства разрабатываются планы подготовки и рассмотрения в Министерстве обороны и подведомственных ему федеральных органах исполнительной власти законопроектов (далее - планы законопроектной деятельности Министерства обороны).

Планы законопроектной деятельности Министерства обороны могут быть текущими (срок исполнения до одного года) и перспективными (срок исполнения до трех лет).

В плане законопроектной деятельности Министерства обороны указываются:

рабочее наименование законопроекта и основания для его разработки;

федеральные органы исполнительной власти, организации, обеспечивающие в установленном порядке подготовку и представление согласованного законопроекта в Правительство;

органы военного управления, подведомственные Министерству обороны федеральные органы исполнительной власти (головной исполнитель и перечень соисполнителей);

сроки работ.

139. Проекты планов законопроектной деятельности Министерства обороны формируются Правовым департаментом Министерства обороны и докладываются статс-секретарю - заместителю Министра обороны Российской Федерации, который представляет их на утверждение Министру обороны Российской Федерации.

140. Утвержденные планы законопроектной деятельности Министерства обороны доводятся до заместителей Министра обороны Российской Федерации, заинтересованных органов военного управления, а также подведомственных Министерству обороны федеральных органов исполнительной власти.

Решение о внесении изменений в планы законопроектной деятельности Министерства обороны принимает Министр обороны Российской Федерации.

141. Органы военного управления, ответственные в соответствии с планом законопроектной деятельности Министерства обороны за разработку законопроектов, ежеквартально (до 15 числа последнего месяца квартала) направляют в Правовой департамент Министерства обороны отчет о ходе выполнения ими указанного плана. Подведомственные Министерству обороны федеральные органы исполнительной власти направляют названные отчеты к указанному сроку в Министерство обороны.

Обобщенная Правовым департаментом Министерства обороны информация о выполнении планов законопроектной деятельности, поступившая от органов военного управления и подведомственных Министерству обороны федеральных органов исполнительной власти, ежеквартально (до 25 числа последнего месяца квартала) представляется статс-секретарю - заместителю Министра обороны Российской Федерации для направления в Министерство юстиции Российской Федерации.

Разработка законопроектов

142. Разработка законопроектов в Министерстве обороны осуществляется на основе планов законопроектной деятельности Министерства обороны.

143. Перед разработкой законопроекта определяются его цели и предмет правового регулирования, обобщается практика применения законодательства Российской Федерации в данной отрасли права, проводится анализ недостатков правового регулирования, оценка предполагаемых социально-экономических и иных последствий применения его норм.

144. Орган военного управления (подведомственный Министерству обороны федеральный орган исполнительной власти) - головной исполнитель координирует работу органов военного управления, подведомственных Министерству обороны федеральных органов исполнительной власти - соисполнителей, обеспечивает в установленном порядке возможность проведения общественного (публичного) обсуждения, согласование законопроекта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями и внесение согласованного законопроекта в Правительство.

145. Для разработки законопроектов могут образовываться рабочие группы.

Образование рабочих групп по подготовке законопроектов, включенных в план законопроектной деятельности Правительства, утверждение их руководителей и состава осуществляются в порядке, установленном Положением о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 389 "О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 19, ст. 2346; 2010, N 9, ст. 964; 2011, N 22, ст. 3178; N 29, ст. 4465; 2012, N 42, ст. 5716; 2013, N 13, ст. 1575; N 38, ст. 4831; 2015, N 6, ст. 965; N 12, ст. 1758; N 31, ст. 4692).

146. Органы военного управления, подведомственные Министерству обороны федеральные органы исполнительной власти подготавливают и в установленном порядке представляют Министру обороны Российской Федерации согласованный законопроект с необходимыми приложениями в соответствии с Регламентом Правительства для его внесения в Правительство.

Участие в работе палат Федерального Собрания

147. Министр обороны Российской Федерации, другие руководящие должностные лица Министерства обороны, руководители органов военного управления (по поручению Министра обороны Российской Федерации) могут участвовать в работе палат Федерального Собрания в соответствии с Регламентом Правительства, Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, регламентами палат Федерального Собрания по вопросам, относящимся к компетенции Министерства обороны.

Иные должностные лица Министерства обороны могут присутствовать и выступать на заседаниях комитетов и комиссий, рабочих групп, экспертных советов и участвовать в иных мероприятиях палат Федерального Собрания, руководствуясь официальной позицией Правительства. Поручение или согласие на участие в указанных мероприятиях может быть дано Министром обороны Российской Федерации (лицом, исполняющим его обязанности), статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации, заместителем Министра обороны Российской Федерации - руководителем Аппарата Министра обороны Российской Федерации.

Направление представителей для участия в указанных мероприятиях по собственной инициативе допускается по согласованию с полномочными представителями Президента Российской Федерации, Правительства в палатах Федерального Собрания. Подведомственные Министерству обороны федеральные органы исполнительной власти, кроме того, согласовывают указанные действия со статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации.

148. Координация работы в Министерстве обороны по обеспечению участия его представителей в деятельности палат Федерального Собрания и взаимодействию с полномочными представителями Президента Российской Федерации, Правительства в палатах Федерального Собрания, официальными (специальными) представителями Президента Российской Федерации, Правительства осуществляется статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации.

149. Министр обороны Российской Федерации по приглашению палат Федерального Собрания участвует в их заседаниях в порядке, установленном регламентами палат.

О приглашении на заседание палаты Федерального Собрания Министр обороны Российской Федерации информирует Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр обороны Российской Федерации в случае невозможности присутствия на заседании палаты Федерального Собрания в заранее согласованное время уведомляет палату о причине своего отсутствия с указанием должностного лица, которому поручено участвовать в заседании, или может прибыть на заседание в иное время по согласованию с Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации соответственно.

150. Должностные лица Министерства обороны, являющиеся официальными (специальными) представителями Президента Российской Федерации, Правительства по законопроектам, рассматриваемым палатами Федерального Собрания, координируют свою деятельность по представлению в Государственной Думе и Совете Федерации позиции Президента Российской Федерации, Правительства соответственно с полномочными представителями Президента Российской Федерации, Правительства в соответствующих палатах Федерального Собрания и со статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации.

Органы военного управления и должностные лица Министерства обороны обязаны предоставлять полномочным представителям Президента Российской Федерации, Правительства в палатах Федерального Собрания, официальным (специальным) представителям Президента Российской Федерации, Правительства по законопроектам необходимую информацию, касающуюся законопроектов и поправок к ним, и согласовывать позицию Министерства обороны на основании позиции Правительства по указанному вопросу.

Порядок подготовки проектов заключений, поправок
и официальных отзывов Правительства на законопроекты

151. Подготовка проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства на законопроекты осуществляется в Министерстве обороны с соблюдением требований, установленных Регламентом Правительства, как правило, в 20-дневный срок с даты поступления законопроекта в Правительство. Если Государственной Думой и Правительством определен меньший срок, в Министерстве обороны организуется оперативная подготовка соответствующих проектов в установленный срок.

Подготовка проектов поправок Правительства к законопроектам, которые подлежат публичному обсуждению и другим процедурам проведения оценки регулирующего воздействия, осуществляется с учетом правил проведения оценки регулирующего воздействия, указанных в пункте 114 настоящего Регламента.

Координация работы в Министерстве обороны по подготовке проектов заключений, поправок и официальных отзывов Правительства на законопроекты возлагается на Правовой департамент Министерства обороны.

152. Поступившие в Министерство обороны законопроекты в установленном порядке направляются на рассмотрение руководителям соответствующих органов военного управления, иным должностным лицам, а также в подведомственные Министерству обороны федеральные органы исполнительной власти по вопросам сфер их деятельности. О поступивших в Министерство обороны законопроектах информируется статс-секретарь - заместитель Министра обороны Российской Федерации.

Рассмотренные органами военного управления, подведомственными Министерству обороны федеральными органами исполнительной власти законопроекты в установленном порядке докладываются с проектами необходимых документов соответствующему руководящему должностному лицу Министерства обороны и направляются головному исполнителю в 15-дневный срок с даты поступления законопроекта в Правительство (если Правительством не установлен иной срок).

153. Если головным исполнителем по подготовке проекта заключения, поправок или официального отзыва Правительства на законопроект определено Министерство обороны, то руководитель органа военного управления, подведомственного Министерству обороны федерального органа исполнительной власти не позднее чем за 2 дня до истечения установленного Регламентом Правительства срока в установленном порядке обеспечивает подготовку соответствующего проекта, его согласование (визирование) соисполнителями (в том числе федеральными органами исполнительной власти, указанными в поручении Правительства) и представление соответствующему руководящему должностному лицу Министерства обороны для последующего направления в Правительство.

Представление проектов соответствующих документов осуществляется с соблюдением правил, определенных пунктами 77 - 80 и 123 настоящего Регламента.

154. Проекты заключений, поправок и официальных отзывов Правительства на законопроекты с приложением поступивших от субъектов права законодательной инициативы или из Государственной Думы и полученных от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти материалов вносятся в Правительство Министром обороны Российской Федерации (лицом, исполняющим его обязанности) или статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации по решению Министра обороны Российской Федерации.

Порядок рассмотрения парламентских запросов,
запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов
Государственной Думы

155. Рассмотрение поступивших в Министерство обороны парламентских запросов к Председателю Правительства Российской Федерации, заместителям Председателя Правительства Российской Федерации по их поручению осуществляется в порядке, предусмотренном для исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации, поручений Правительства.

156. Депутатский запрос, обращение члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в Правительство, к Председателю Правительства Российской Федерации или заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, поступившие в Министерство обороны из Аппарата Правительства, а также парламентский запрос к Министру обороны Российской Федерации Аппаратом Министра обороны Российской Федерации (Управлением делами Министерства обороны) сдаются на рассмотрение Министру обороны Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, а также в установленном порядке направляются соответствующим заместителям Министра обороны Российской Федерации, руководителям подведомственных Министерству обороны федеральных органов исполнительной власти и органов военного управления по вопросам их ведения для проработки и подготовки необходимых материалов (ответа).

Ответственность за организацию совместной проработки (в том числе с другими органами военного управления и подведомственными Министерству обороны федеральными органами исполнительной власти) вопросов, поставленных в запросе (обращении), несет руководитель органа, определенного ответственным или указанного первым.

По результатам проработки подготовленный за подписью соответствующего руководящего должностного лица Министерства обороны ответ не позднее 30 дней с даты поступления обращения в Правительство направляется непосредственно автору обращения. Подготовленный ответ на депутатский запрос направляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На парламентский запрос к Министру обороны Российской Федерации ответ дается им в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания) или письменной форме не позднее 15 дней с даты получения парламентского запроса или в срок, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания.

Проект ответа с приложением необходимых материалов представляется в Аппарат Министра обороны Российской Федерации (Управление делами Министерства обороны) или соответствующий секретариат заместителя Министра обороны Российской Федерации за 2 - 3 дня до истечения указанного срока.

157. Обращения комитетов и комиссий палат Федерального Собрания по вопросам их ведения к Председателю Правительства Российской Федерации или заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, поступившие в Министерство обороны для ответа, прорабатываются в порядке, предусмотренном для рассмотрения обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

По результатам рассмотрения обращений комитетов и комиссий палат Федерального Собрания ответы в соответствующие комитеты и комиссии в согласованные с ними сроки подписываются руководящими должностными лицами Министерства обороны или руководителями соответствующих органов военного управления, подведомственных Министерству обороны федеральных органов исполнительной власти. Копии указанных ответов направляются полномочному представителю Правительства в соответствующей палате Федерального Собрания (в Аппарат Правительства при определении им такой необходимости).

158. Депутатский запрос, обращение члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, обращения комитетов и комиссий палат Федерального Собрания по вопросам их ведения к руководящим должностным лицам Министерства обороны прорабатываются в порядке, установленном пунктами 156, 157 и 186 настоящего Регламента.

Обращения комитетов и комиссий палат Федерального Собрания в подведомственные Министерству обороны федеральные органы исполнительной власти, а также к заместителям Министра обороны Российской Федерации и руководителям органов военного управления, поступившие им без предварительной проработки в Аппарате Министра обороны Российской Федерации (Управлении делами Министерства обороны), рассматриваются в порядке, установленном в соответствии с настоящим Регламентом руководителями подведомственных Министерству обороны федеральных органов исполнительной власти и указанными должностными лицами Министерства обороны.

159. При обращении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы по вопросам, связанным с их деятельностью, в Министерство обороны или подведомственные Министерству обороны федеральные органы исполнительной власти ответ на это обращение с приложением (указанием) запрашиваемых документов (сведений) дается безотлагательно (при необходимости получения дополнительных материалов - не позднее 30 дней с даты получения обращения). Сведения, составляющие государственную тайну, предоставляются с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.