III. Порядок подготовки и оформления решений Министра и заместителей Министра

III. Порядок подготовки и оформления решений
Министра и заместителей Министра

3.1. Решения Министра могут оформляться в виде приказов, правил, инструкций, положений, писем, поручений и телеграмм.

Решения Министра, имеющие нормативный характер, издаются только в виде приказов.

Положения, инструкции и правила утверждаются приказами Министерства.

Правом издания нормативных правовых актов в Министерстве обладает Министр (лицо, исполняющее его обязанности).

Решения Министра по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства издаются в виде приказов ненормативного характера.

3.2. Поручения Министра и его заместителей оформляются в виде резолюций, а принятые на совещаниях - в виде протоколов. Оформление протокола совещания осуществляет департамент Министерства, ответственный за подготовку и проведение совещания.

Проект протокола визируется директором департамента, ответственного за подготовку и проведение совещания, и представляется Министру (заместителю Министра), как правило, в течение суток после окончания совещания.

К проекту протокола совещания прилагается указатель рассылки (разнарядки), подписанный директором департамента Министерства, ответственного за проведение совещания.

Поручения, содержащиеся в письменной резолюции Министра, оформляются на бланке для резолюций Министра.

По вопросам, требующим рассмотрения и подготовки проекта решения Министерства, Министр дает письменные поручения, оформляемые протоколом проведенного у него совещания, а также устные указания директорам департаментов Министерства.

3.3. В случае проведения межведомственного совещания копии протокола направляются в соответствующие федеральные органы исполнительной власти и организации, а также в заинтересованные департаменты Министерства.

Копии протоколов совещаний у Министра (заместителя Министра) рассылаются исполнителям (в том числе заинтересованным федеральным органам исполнительной власти), как правило, в течение суток, а содержащие срочные или оперативные поручения - незамедлительно.

3.4. Контроль за исполнением поручений, содержащихся в протоколе совещания у Министра (заместителя Министра), осуществляется департаментом Министерства, ответственным за проведение совещания, и Департаментом организационного развития Министерства.

3.5. В решениях и поручениях, как правило, устанавливается срок исполнения, началом его исполнения считается дата подписания.

Если исполнение поручено нескольким департаментам Министерства, службе и агентствам, то организует исполнение документа и несет ответственность за его окончательное исполнение должностное лицо, указанное первым. Соисполнители представляют ему информацию в течение первой половины срока, отведенного на исполнение руководством Министерства.

3.6. Корреспонденция, поступившая на имя Министра, заместителей Министра, а также в адрес Министерства без указания конкретного должностного лица, рассматривается в Департаменте организационного развития Министерства и, исходя из содержания, определяется ее дальнейшее направление (на доклад Министру, его заместителям или в департамент Министерства).

Корреспонденцию, требующую оперативного исполнения, Департамент управления делами самостоятельно направляет в соответствующий департамент, который готовит необходимую информацию для доклада руководству Министерства.

Поступившая в Министерство международная корреспонденция направляется в Департамент международного сотрудничества для оперативного рассмотрения и проработки (в случае необходимости совместно с заинтересованными департаментами Министерства).

Подготовка и оформление поручений Министра в виде проектов резолюций производится Департаментом управления делами, подготовка и оформление поручений заместителей Министра - их секретариатами.

Рассмотренные руководством Министерства документы возвращаются в Департамент управления делами для последующей записи резолюции в регистрационно-контрольную карточку. Подлинник документа направляется головному исполнителю, соисполнители получают копию сопроводительного письма. С содержанием приложения соисполнители знакомятся в системе автоматизированного документооборота.

В Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, до ввода в действие электронного документооборота, направляется копия всего документа на бумажном носителе.

Документ в электронном виде хранится в базах данных Министерства, службы и агентств.

Порядок подготовки и принятия
нормативных правовых актов при осуществлении нормативного
регулирования в установленной сфере деятельности

3.7. Нормативные правовые акты Министерства издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений, поручений и указаний Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства, а также по инициативе Министерства в пределах его компетенции.

3.8. Нормативные правовые акты издаются Министерством в виде приказов в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; N 50, ст. 5689; 1998, N 47, ст. 5771; 1999, N 8, ст. 1026; 2002, N 40, ст. 3929; 2006, N 29, ст. 3251; 2009, N 2, ст. 240; N 12, ст. 1443), Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. N 88 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 мая 2007 г., регистрационный N 9449) и Инструкцией по делопроизводству в центральном аппарате Министерства, утверждаемой в установленном порядке.

Департаменты Министерства не вправе издавать приказы.

Министерство проводит антикоррупционную экспертизу принятых им приказов (проектов приказов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения в соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.07.2010 N 95 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 августа 2010 г., регистрационный N 18106).

3.9. Подготовка проекта приказа возлагается на один или несколько департаментов Министерства с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе.

В подготовке проекта приказа участвует Правовой департамент Министерства.

Для подготовки проектов наиболее важных и сложных приказов могут создаваться рабочие группы.

3.9.1. Исключен. - Приказ Минкомсвязи России от 25.08.2010 N 110.

3.10. Проекты приказов до их подписания направляются в Правовой департамент Министерства для проведения предварительной правовой экспертизы.

3.10.1. Проекты приказов направляются в Правовой департамент для проведения предварительной правовой экспертизы за подписью директора департамента Министерства (лица, исполняющего его обязанности).

Проект приказа, поступивший за подписью заместителя директора департамента Министерства, не соответствующий законодательству Российской Федерации, должным образом не оформленный, без приложения документов, на основании которых он разработан, Правовой департамент возвращает головному разработчику для доработки.

По завершении предварительной правовой экспертизы Правовой департамент направляет проект приказа с замечаниями головному разработчику.

Правовой департамент осуществляет предварительную правовую экспертизу проектов приказов в зависимости от их объема (со дня их официального поступления в Правовой департамент со всеми прилагаемыми к нему документами и материалами), как правило, в следующие сроки:

а) при объеме проекта приказа до 5 листов - в течение не более 7 дней;

б) при объеме проекта приказа от 6 и до 30 листов - в течение не более 10 дней;

в) при объеме проекта приказа от 31 до 50 листов - в течение не более 15 дней;

г) при объеме проекта приказа более 50 листов - в течение не более 20 дней.

По решению Министра, заместителей Министра срок рассмотрения проекта приказа в Правовом департаменте может быть продлен, но не должен превышать 30 дней со дня его официального поступления в Правовой департамент.

Абзац исключен. - Приказ Минкомсвязи России от 25.08.2010 N 110.

3.10.2. После согласования проекта приказа с заинтересованными департаментами Министерства, а также при необходимости с руководителями службы и агентств проект приказа направляется головным разработчиком с письмом за подписью директора департамента Министерства (лица, исполняющего его обязанности) на согласование (визирование) в Правовой департамент Министерства.

Абзацы второй - третий исключены. - Приказ Минкомсвязи России от 25.08.2010 N 110.

При отсутствии замечаний Правовой департамент согласовывает проект приказа и возвращает его головному разработчику со штампом редактора (корректора), проставленным на обороте каждого листа проекта приказа в нижней его части, и визой директора Правового департамента.

В случае если в процессе согласования в проект приказа внесены изменения, противоречащие законодательству Российской Федерации, выявлено несоответствие его правилам русского языка, Правовой департамент возвращает проект приказа головному разработчику для доработки и повторного согласования.

При возникновении в процессе согласования у лица, визирующего проект приказа, особого мнения об этом делается отметка при визировании. Особое мнение, как правило, излагается отдельно и прилагается к документу.

Проект приказа, не направлявшийся ранее на предварительную правовую экспертизу, рассматривается в сроки, установленные подпунктом 3.10.1 Регламента.

Абзац исключен. - Приказ Минкомсвязи России от 25.08.2010 N 110.

После согласования в Правовом департаменте проект приказа подлежит согласованию (визированию) у заместителей Министра.

3.11. Заместители Министра (в соответствии с распределением обязанностей) и директора департаментов Министерства обеспечивают согласование проекта приказа, в том числе путем проведения согласительных совещаний.

При наличии неурегулированных разногласий по проекту приказа соответствующий заместитель Министра (уполномоченный директор департамента) докладывает о них Министру и действует в соответствии с его указаниями.

3.12. Приказы Министерства подписываются Министром (лицом, исполняющим его обязанности).

Представление проекта приказа на подпись Министру осуществляет головной разработчик через Департамент организационного развития Министерства.

К представляемому в Департамент организационного развития на подпись Министру проекту приказа прилагаются документы, на основании которых осуществлена его разработка. К проекту приказа, не подлежащему государственной регистрации, прилагается заявка на размещение приказа на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и указатель рассылки (разнарядки) с обязательным включением в нее Департамента организационного развития и Правового департамента.

3.13. В целях подготовки проектов приказов межведомственного характера Министр по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти может создавать межведомственные рабочие группы.

Согласование указанных проектов приказов осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

3.14. Заключения на проекты приказов Министерства, относящиеся к сферам деятельности службы и агентств, подписываются руководителями (заместителями руководителей) службы или агентств и представляются в Министерство, как правило, в 5-дневный срок с даты поступления проектов. По договоренности между соответствующими руководителями может быть установлен иной срок подготовки заключений, который для наиболее объемных и сложных проектов не может превышать 30 дней.

По итогам анализа поступивших в установленный срок заключений Министр принимает решение о подписании приказа или его доработке.

3.15. Проекты приказов службы или агентств нормативного характера подлежат согласованию с Министерством.

Проекты приказов Министерства о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителей службы и агентств готовятся Департаментом организационного развития Министерства по представлению руководителей службы и агентств.

По представлению руководителей службы и агентств к награждению работников отрасли ведомственными наградами Департамент организационного развития готовит проекты приказов Министерства о поощрении.

При наличии обстоятельств, препятствующих подготовке проектов соответствующих решений по кадровым вопросам, директор Департамента организационного развития информирует об этом соответствующих руководителей службы и агентств, докладывает о них Министру и действует в соответствии с его указаниями.

3.15.1. Проекты приказов Министерства, которые не могут быть изданы без предварительного обсуждения на заседаниях общественного совета при Министерстве в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 877 "Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 37, ст. 4997; N 52, ст. 7507; 2013, N 26, ст. 3332) (далее - постановление N 877), направляются на заключение общественного совета при Министерстве.

3.16. Приказы, подлежащие государственной регистрации, направляются в Министерство юстиции Российской Федерации Министром (заместителем Министра) в 6 экземплярах (подлинник и 5 копий, одна из которых может быть представлена на магнитном носителе). Приказы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в 2 экземплярах (подлинник и 1 копия).

В случае если приказ подписан лицом, исполняющим обязанности Министра, должна прилагаться копия приказа о возложении соответствующих обязанностей.

Копии приказов должны быть заверены в установленном порядке, а также быть четкими для прочтения, текст должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба.

На обороте каждого листа оригинала приказа проставляется виза директора Правового департамента Министерства.

К приказу прилагается справка (в одном экземпляре), которая готовится головным разработчиком в соответствии с пунктом 12 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, и подписывается директором Правового департамента.

Справка, прилагаемая к приказу, подписанному руководителями нескольких федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций), подписывается руководителями юридических служб всех федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций).

Приказы Министерства, которые не могут быть изданы без предварительного обсуждения на заседаниях общественного совета при Министерстве в соответствии с требованиями постановления N 877, направляются на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации с приложением заключений общественного совета при Министерстве.

Сопровождение приказа, подлежащего государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, осуществляется головным разработчиком совместно с Правовым департаментом.

Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, осуществляемая Министерством юстиции Российской Федерации, включает в себя: юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации, включая проверку на наличие в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта; присвоение регистрационного номера; занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству Российской Федерации или (и) наличие в этом акте положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

После государственной регистрации приказа в Министерстве юстиции Российской Федерации головной разработчик вносит в текст приказа на магнитном носителе (ниже подписи Министра) дату его государственной регистрации и регистрационный номер (например: "зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 июля 2004 г., регистрационный N 1835").

Приказы, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются Министерством юстиции Российской Федерации Министерству с указанием причин отказа. В течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации Министр (лицо, исполняющее его обязанности) издает приказ об отмене приказа, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Министерство юстиции Российской Федерации.

В сопроводительном письме, с которым направляется приказ об отмене приказа, необходимо указывать дату и номер письма Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации.

В случае если приказ признан Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, головной разработчик вносит в текст приказа на магнитном носителе (ниже подписи Министра) ссылку на письмо Министерства юстиции Российской Федерации о том, что настоящий приказ признан не нуждающимся в государственной регистрации (например: "Согласно письму Министерства юстиции Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 07/3645-ЮД настоящий приказ признан не нуждающимся в государственной регистрации").

Приказы, подлежащие государственной регистрации, публикуются и вступают в силу в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Приказы Министерства не нормативного характера вступают в силу с момента их регистрации в Департаменте организационного развития или в срок, указанный в самом приказе.

Приказ, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию на официальном сайте Министерства www.minsvyaz.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированном, как средство массовой информации (свидетельство N ФС77-32622 от 22 июля 2008 г.). Такие приказы вступают в силу с момента их регистрации в Департаменте организационного развития, если самими актами не установлен иной срок и/или порядок вступления в силу.

Опубликование приказов Министерства, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" считается их официальной публикацией.

Приказ нормативного характера, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, установленном Министерством.

Департамент организационного развития осуществляет рассылку приказов Министерства, подлежащих государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Оформление договоров (контрактов, соглашений)

3.17. Проекты договоров, контрактов, соглашений (далее - проект договора) готовятся департаментами Министерства во исполнение поручений Министра (заместителя Министра) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

3.18. Подготовленный головным разработчиком проект договора до его согласования с заинтересованными департаментами Министерства направляется за подписью директора департамента Министерства (лица, исполняющего его обязанности) в Правовой департамент Министерства для проведения предварительной правовой экспертизы.

Проект договора, не соответствующий законодательству Российской Федерации, должным образом не оформленный, без приложения документов, на основании которых он разработан, Правовой департамент возвращает головному разработчику для доработки.

По завершении предварительной правовой экспертизы Правовой департамент осуществляет предварительное согласование либо направляет проект договора с замечаниями головному разработчику.

3.19. Проект договора, согласованный со всеми заинтересованными департаментами Министерства, а также при необходимости с руководителями службы и агентств, головной разработчик за подписью директора департамента Министерства (лица, исполняющего его обязанности) направляет в Правовой департамент Министерства на согласование (визирование).

При отсутствии замечаний Правовой департамент согласовывает проект договора и возвращает его головному разработчику с визой директора Правового департамента или, по его поручению, заместителя директора Правового департамента.

В случае если в процессе согласования в проект договора внесены изменения и дополнения, противоречащие законодательству Российской Федерации, Правовой департамент возвращает проект договора головному разработчику для доработки и повторного согласования.

При возникновении в процессе согласования у лица, визирующего проект договора, особого мнения об этом делается отметка при визировании. Особое мнение, как правило, излагается отдельно и прилагается к документу.

3.20. Правовой департамент Министерства осуществляет предварительную правовую экспертизу проектов договоров (со дня их официального поступления в Правовой департамент со всеми прилагаемыми к нему документами и материалами), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в зависимости от их объема, как правило, в следующие сроки:

а) при объеме проекта договора до 5 листов - в течение не более 7 дней;

б) при объеме проекта договора от 6 и до 30 листов - в течение не более 10 дней;

в) при объеме проекта договора от 31 до 50 листов - в течение не более 15 дней;

г) при объеме проекта договора более 50 листов - в течение не более 20 дней.

По решению Министра, заместителей Министра срок рассмотрения проекта договора в Правовом департаменте может быть сокращен или увеличен, но не должен превышать 30 дней со дня его официального поступления в Правовой департамент.

3.21. Представление проекта договора на подпись Министру (лицу, уполномоченному Министром) осуществляет головной разработчик.

К представляемому в Департамент организационного развития Министерства на подпись Министру (лицу, уполномоченному Министром) проекту договора прилагаются документы, на основании которых осуществлена его разработка.

3.22. Договоры по исполнению финансовых обязательств подлежат обязательному согласованию с главным бухгалтером Министерства.