VII. Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств

VII. Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств

109. Техническим обслуживанием является комплекс мероприятий, направленных на:

109.1. Поддержание транспортного средства в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде.

109.2. Обеспечение надежности и экономичности работы, безопасности движения, защиты окружающей среды.

109.3. Предупреждение отказов и неисправностей, а также их выявление с целью своевременного устранения.

110. Ремонтом транспортных средств являются мероприятия, направленные на восстановление исправного или работоспособного состояния, ресурса и обеспечение безотказности работы транспортных средств и их составных частей.

111. Планирование и оценка технического состояния автомобилей.

111.1. Для планирования и оценки технического состояния автомобилей, автобусов, мотоциклов, затрат на их техническое обслуживание и текущий ремонт, а также для планирования и оценки эксплуатации (использования) указанных машин применяются следующие основные показатели:

- коэффициент технической готовности машин (далее - КТГ);

- затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт машин на 1000 км пробега.

111.2. Плановые КТГ, а также плановые средневзвешенные затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт на 1000 км пробега утверждаются на год руководством подразделений УИС.

Плановые средневзвешенные затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей, автобусов и мотоциклов на 1000 км пробега определяются на основании норм затрат на эти цели.

111.3. Фактические КТГ и затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт на 1000 км пробега определяются раздельно для основных групп машин в целом территориальному органу ФСИН России, учреждению, непосредственно подчиненному ФСИН России (учреждению и подразделению, подведомственному территориальному органу ФСИН России, учреждению, непосредственно подчиненному ФСИН России), АТХ за каждый прошедший квартал.

111.4. При необходимости фактические КТГ могут определяться по любым группам транспортных средств за любой прошедший период времени, а также на день проверки.

112. Нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта транспортных средств рассчитываются самостоятельно в зависимости от имеющихся производственных площадей, оборудования и квалификации работников.

113. В целях объективной оценки нормативов для проведения расчетов допускается привлечение специалистов других федеральных органов исполнительной власти.

114. При необходимости фактические КТГ могут определяться по любым группам транспортных средств за любой прошедший период времени, а также на день проверки.

115. Перечень и формы прочих отчетных документов и показателей устанавливаются отдельными нормативными правовыми актами и указаниями руководства ФСИН России.

116. Работоспособное состояние транспортных средств обеспечивается своевременным проведением технического обслуживания и ремонта, а также соблюдением других рекомендаций по правилам технической эксплуатации.

117. Все операции по техническому обслуживанию и ремонту должны выполняться с соблюдением правил по охране труда и технике безопасности.

118. Виды и содержание технического обслуживания и ремонта машин:

118.1. Техническое обслуживание машин по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на:

ежедневное обслуживание (далее - ЕО);

периодическое техническое обслуживание (далее - ТО);

сезонное обслуживание (далее - СО).

118.1.1. ЕО направлено на обеспечение безопасности движения и состоит из проверки работы специального оборудования, работ по поддержанию внешнего вида, заправке топливом, маслом, техническими жидкостями, а для определенных типов машин - санитарной или специальной обработке кузова.

118.1.2. ЕО выполняется, как правило, после работы машины на линии.

118.1.3. Контроль за техническим состоянием машин перед выездом на линию или при смене водителей осуществляется ими за счет времени, отведенного на подготовку к выезду.

118.2. Периодичность ТО производится в соответствии с нормативной документацией заводов - изготовителей машин данной модели (в том числе и иностранного производства).

118.2.1. Периодичность проведения ТО прицепов и полуприцепов должна соответствовать периодичности обслуживания их тягачей.

118.3. СО проводится 2 раза в год и совмещается с очередным техническим обслуживанием.

119. Объемы работ по каждому виду технического обслуживания устанавливаются на основании нормативной документации заводов-изготовителей по эксплуатации машин данной модели (в том числе и иностранного производства).

120. Обслуживание установленного на машинах специального оборудования производится, как правило, одновременно с техническим обслуживанием машин.

121. Запрещается сокращать объем регламентных работ технического обслуживания, предусмотренный заводами-изготовителями.

122. В соответствии с назначением, характером и объемом выполняемых работ ремонт подразделяется на текущий и капитальный.

123. Текущий ремонт (далее - ТР):

123.1. Предназначен для обеспечения работоспособного состояния машин с восстановлением или заменой их отдельных агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых), достигших предельно допустимого состояния.

123.2. Должен повышать безотказность работы отремонтированных агрегатов, узлов и деталей.

123.3. Может включать контрольно-диагностические, разборочно-моечные, слесарные, сварочные и другие виды работы, при необходимости с заменой отдельных деталей.

124. Капитальный ремонт (далее - КР):

124.1. Капитальный ремонт производится в плановом порядке, как правило в специализированных ремонтных предприятиях, с проведением полной разборки объекта ремонта, дефектации, восстановлением или заменой составных частей, их сборкой, регулировкой, испытанием.

124.2. Капитальный ремонт полнокомплектного транспортного средства производится, как правило, один раз в течение амортизационного срока службы (за исключением капитального ремонта агрегатов).

124.3. Решение о целесообразности проведения капитального ремонта двигателя и его составных частей принимает начальник учреждения, на балансе которого находится транспортное средство.

125. Организация технического обслуживания и ремонта машин.

125.1. Основой организации обеспечения работоспособности машин при эксплуатации является применение:

нормативов технического обслуживания и ремонта;

предписаний заводов-изготовителей;

методов диагностирования транспортных средств при техническом обслуживании и ремонте, а также на выпуске с ТО и ТР;

анализа оценки показателей простоев и сходов с линии;

принципов моральной и материальной заинтересованности, а также персональной ответственности конкретных исполнителей за качество выполнения технического обслуживания и технического состояния машин;

производственно-технического учета;

анализа, оценки и планирования показателей обеспечения оперативно-технической готовности машин.

126. Развитие производственно-технической базы для технического обслуживания и ремонта машин осуществляется путем создания пунктов технического обслуживания при гаражах учреждений и органов УИС.

127. В АТХ контроль и приемка машин осуществляются на контрольно-техническом пункте при возвращении с линии после смены. При этом производится проверка комплектности и внешнего состояния, фиксируются отказы и неисправности, при необходимости составляется акт о повреждении, оформляется и передается в авторемонтную мастерскую (далее - АРМ) АТХ информация, необходимая для выполнения работ текущего ремонта.

128. Автомобили, оборудованные газобаллонным оборудованием, после прохождения контрольно-технического пункта направляются на пост, расположенный на открытой площадке, для проверки герметичности газовой аппаратуры. Проверке на герметичность подвергаются все соединения трубопроводов высокого давления, горловины газовых баллонов, расходные и магистральные вентили.

129. ЕО выполняется на постах ежедневного обслуживания водителями, закрепленными за транспортным средством.

130. Конкретный порядок выполнения ЕО регламентируется внутренним распорядком АТХ.

131. Газобаллонные автомобили после проверки герметичности газовой аппаратуры и мойки могут быть направлены в изолированное помещение для выполнения технического обслуживания или текущего ремонта газовой системы питания.

132. ТО, ТР, СО транспортных средств выполняются:

132.1. В авторемонтной мастерской АТХ - ТО, СО и ТР в полном объеме.

132.2. На пунктах технического обслуживания (далее - ПТО) гаражей подразделений территориальных органов ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, - ТО, СО в полном объеме (при наличии постов, оборудованных осмотровыми канавами или подъемниками и оснащенных оборудованием) и ТР (без полной разборки агрегатов).

132.3. При выезде подвижной мастерской технического обслуживания - ТО, СО в полном объеме, а также ТР (без полной разборки агрегатов).

132.4. При невозможности выполнить работы ТО, СО и ТР силами и средствами АТХ (гаража) они могут быть проведены с требованиями действующего законодательства на станциях технического обслуживания, в организациях, имеющих право осуществления данного вида деятельности.

133. Для оценки технического состояния транспортных средств, а также для информационного обеспечения подготовки производства проводится их диагностирование как перед проведением ТО и ТР, так и после.

134. Деятельность АРМ.

134.1. Деятельность АРМ осуществляется в соответствии с имеющейся ремонтной базой и сметой на ее содержание.

134.2. Проект сметы на содержание АРМ разрабатывается технической службой АТХ исходя из потребностей АТХ, с учетом наличия производственных площадей, оборудования и технологической оснастки АРМ и гаражей территориальных органов ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также укомплектования штатной численности рабочих.

134.2.1. К проекту сметы на содержание АРМ прилагаются расчет производственной программы и расчет затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт транспортных средств.

134.3. Технической службой АТХ утверждаются годовые производственные планы ПТО, гаражей, а также квартальные графики выездов подвижной мастерской технического обслуживания.

134.3.1. В производственном плане указываются производственная программа ПТО, штатная численность рабочих пункта и плановый КТГ парка транспортных средств.

134.3.2. Производственная программа ПТО устанавливается на основании годового плана эксплуатации транспортных средств.

134.3.3. Штатная численность рабочих устанавливается за счет численности АРМ на основе производственной программы ПТО по общей трудоемкости работ, включая вспомогательные работы (уборка помещений, уход за оборудованием, складские операции, оформление предусмотренной документации).

135. В АРМ может выполняться ремонт отдельных узлов и агрегатов транспортных средств других подразделений УИС.

136. В соответствии с технологическим процессом технического обслуживания и текущего ремонта в АРМ организуется работа производственных подразделений (цехов, участков, постов).

136.1. Подразделение технического обслуживания выполняет ТО, СО, профилактический ремонт и работы по диагностике технического состояния транспортных средств.

136.2. Подразделение текущего ремонта выполняет работы по замене неисправных агрегатов, узлов, механизмов, приборов и деталей транспортных средств на исправные, а также крепежно-регулировочные работы, подлежащие выполнению непосредственно на машине.

136.3. Подразделение по ремонту агрегатов выполняет работы по техническому обслуживанию и ремонту снятых с машин агрегатов, узлов, механизмов, приборов и деталей, а также отдельные работы, которые выполняются непосредственно на машине или вне ее (электротехнические, жестяно-сварочные, малярные, обойные, столярные и другие).

136.4. В АРМ, располагающей необходимым контрольно-диагностическим оборудованием и производственными площадями, создается самостоятельный пост (линия) для выполнения контрольно-диагностических работ.

137. График выездов подвижной мастерской технического обслуживания составляется один раз в квартал на основе годового плана эксплуатации (использования), технического обслуживания и текущего ремонта транспортных средств АТХ и утверждается руководством учреждения или органа УИС.

137.1. В графике указываются: маршруты следования, дата выезда, возвращения, количество дней пребывания в каждом подразделении, состав рабочей бригады.

137.2. Перед выездом подвижной мастерской технического обслуживания уточняется характер предстоящих работ по текущему ремонту транспортных средств и потребность в запасных частях, инструменте и другом имуществе.

138. Для обеспечения работы производственных подразделений в АРМ могут создаваться промежуточный склад, инструментальная кладовая, участок по обслуживанию и ремонту оборудования, электрохозяйство и иные производственные мощности.

139. Запасные части, узлы, агрегаты, необходимые для проведения ремонта и обслуживания транспортных средств, приобретаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

140. В АТХ создается оборотный фонд агрегатов, узлов, приборов и деталей.

140.1. На каждый агрегат оборотного фонда ведется карточка учета оборотного агрегата, отражающая данные об агрегате при поступлении на промежуточный склад, его ремонте и использовании.

141. Запасы исправных агрегатов, узлов, приборов и деталей на промежуточном складе должны обеспечивать работу производственных подразделений на срок не менее 3 суток.

142. Техническое обслуживание машин проводится в соответствии с графиком технического обслуживания, который утверждается начальником АТХ.

143. Изменение графиков ТО машин производится по решению начальника или главного инженера АТХ (в подразделениях, не имеющих АТХ, - по решению начальника подразделения).

144. На машины, направленные на техническое обслуживание (текущий, аварийный ремонт) в АРМ, на пункт ТО гаража, а также на машины, техническое обслуживание и ремонт которых производятся подвижной мастерской технического обслуживания, выписываются заявочные листы (Приложение N 16), являющиеся документами первичного учета технического обслуживания и ремонта машин.

145. В АРМ на ремонт агрегатов, узлов, механизмов, приборов и деталей, снятых с машин, а также на изготовление деталей выписывается наряд в двух экземплярах, который после окончания ремонта подписывается водителем, подтверждая фактическое выполнение работы по ремонту автомобиля.

145.1. Первый экземпляр наряда после выполнения работ и внесения необходимых записей сдается в бухгалтерию АТХ, второй экземпляр наряда на ремонт агрегатов, узлов, механизмов, приборов и деталей прилагается к заявочному листу, выписанному на машину, с которой были сняты указанные агрегаты, узлы, механизмы, приборы и детали для ремонта.

145.2. Наряд является основанием для оприходования на склад отремонтированных агрегатов, узлов, механизмов, приборов, а также изготовленных и отремонтированных деталей.

146. Совместное хранение (размещение) исправных и требующих ремонта агрегатов, узлов, приборов и деталей запрещается.

147. Подвижные мастерские технического обслуживания АРМ направляются в учреждения территориальных органов ФСИН России, учреждения, непосредственно подчиненные ФСИН России, не имеющие пунктов технического обслуживания и ремонта, соответствующего оборудования, обученного персонала.

148. Информация о проведенных сменах масла заносится в эксплуатационно-учетную книгу транспортного средства в раздел 9 "Отметка о смене масла".

149. Информация о проведенных ремонтах заносится в эксплуатационно-учетную книгу транспортного средства в раздел 10 "Отметка о прохождении ТО-1, ТО-2, текущих (аварийных) ремонтах".

150. Консервация машин.

150.1. Под консервацией понимается содержание технически исправных, укомплектованных, заправленных и специально подготовленных транспортных средств в состоянии, обеспечивающем их сохранность и приведение в готовность в кратчайший срок.

150.2. Подготовка к консервации включает в себя комплекс мероприятий по защите от коррозии и иной порчи деталей, механизмов, приборов, агрегатов и транспортных средств в целом.

150.3. Консервация транспортных средств может быть кратковременной (на срок до полугода) и длительной (на срок более полугода).

150.4. Консервации подлежат все транспортные средства, эксплуатация которых не планируется на срок более трех месяцев, а в особых природно-климатических условиях - на срок более одного месяца.

150.5. Новые транспортные средства и транспортные средства, прибывшие из капитального ремонта, могут подвергаться консервации только после их обкатки в соответствии с инструкциями завода-изготовителя.

150.6. Начальник подразделения, на балансе которого находятся транспортные средства, устанавливает порядок их хранения на консервации, исключающий возможность разукомплектования или использования их без разрешения.