2. Предмет и цели контроля

2. Предмет и цели контроля

Контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований законодательства осуществляется лицензионными органами.

Под лицензионными условиями и требованиями понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами условий и требований, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензированного вида деятельности.

Необходимо четко определить предмет и цели контроля, осуществляемого органами юстиции, как лицензионных органов. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 года N 1418 <*> указывается, что органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, осуществляют контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией (пункт 11).

--------------------------------

<*> Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.94 N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности", СЗ РФ, 1995, N 1, ст. 69.

В пункте 20 Положения записано, что органы юстиции осуществляют контроль за соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации и Положением. Эту правовую норму не рекомендуется трактовать расширительно. Здесь не идет речь о законодательстве вообще, как о совокупности отраслей права, а только о том законодательстве, которое связано с регулированием лицензионной деятельности.

Обобщая изложенное, рекомендуется исходить из того, что органы юстиции в пределах своей компетенции имеют право проводить проверки деятельности лицензиатов по соблюдению ими лицензионных условий и требований законодательства, регулирующего деятельность по оказанию платных юридических услуг. Выход за пределы установленного законодательством контроля означал бы выход за пределы полномочий органов юстиции и подмену деятельности других контролирующих и надзорных органов, что является абсолютно недопустимым.

Контроль проводится, прежде всего, в целях соблюдения законности при осуществлении лицензированной деятельности, защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, - потребителей юридических услуг, оказываемых лицензиатом.

Контроль за деятельностью лицензиатов осуществляют органы юстиции, выдавшие лицензию. Министерство юстиции Российской Федерации может поручить соответствующему территориальному органу юстиции провести проверку деятельности лицензиата, получившего лицензию в Минюсте России, по месту его жительства или нахождения. При этом решение по материалам проверки, в том числе о применении санкции к лицензиату, принимает Министерство юстиции Российской Федерации с учетом мнения проверявшего органа юстиции (п. 20 Положения).

В свою очередь, территориальный орган юстиции вправе обратиться в Минюст России с инициативным предложением о проведении проверки за деятельностью лицензиата общероссийского статуса, проживающего или находящегося на его территории. Министерство юстиции Российской Федерации рассматривает поступившее предложение и принимает решение о целесообразности осуществления такого контроля специалистами Министерства или территориального органа юстиции либо совместно.

Органы юстиции субъектов Российской Федерации могут обратиться при необходимости непосредственно друг к другу с просьбой осуществить контроль за деятельностью лицензиатов на соответствующей территории. При недостижении такого согласия рекомендуется обращаться в Минюст России для получения официального поручения Министерства о проведении требуемой проверки.

Регулярность и сроки осуществления проверок органы юстиции определяют самостоятельно (п. 20 Положения). В Положении устанавливается, что контроль осуществляется путем рассмотрения заявлений и жалоб на деятельность лицензиата и проведения проверок. Проверки могут быть как плановые, так и внеплановые. Как правило, внеплановые проверки связаны с рассмотрением жалоб на действия или бездействие лицензиата. Кроме того, поводом для проверки могут стать, например, результаты ознакомления с текстом рекламных объявлений, размещаемых лицензиатами в средствах массовой информации, а также наружной рекламы, содержание официальных вывесок по месту нахождения лицензиата; использование лицензиатом при оказании платных юридических услуг бланков, печатей и штампов со своим наименованием и др. При этом могут быть вскрыты факты, указывающие на нарушение условий лицензии.

Заявления и жалобы на деятельность лицензиатов могут поступать как от их клиентов - потребителей юридических услуг (физических и юридических лиц), так и от правоохранительных, контролирующих, надзирающих и других государственных органов, которые в силу своих полномочий соприкасаются с деятельностью лицензиатов, а также иных лиц.

Внимательное изучение органами юстиции сути жалоб и заявлений позволяет выбрать нужную, наиболее эффективную форму контроля. В одном случае достаточно для решения вопроса переговорить с лицензиатом или заявителем по телефону, либо пригласить их для беседы в орган юстиции. В другом случае принимается решение выйти на проверку по месту нахождения лицензиата или месту фактического оказания им юридических услуг. В третьем случае возникает необходимость в координации действий органов юстиции с другими контролирующими и правоохранительными органами.

По результатам проверок органу юстиции рекомендуется составлять акт (протокол) или справку с указанием конкретных нарушений и сроков их исправления, которые доводят до сведения лицензиатов.

Лицензиат может быть предупрежден о необходимости устранения выявленных нарушений предписанием или распоряжением органа юстиции. Невыполнение лицензиатом этого предписания или распоряжения является основанием для аннулирования лицензии (абзац 6 пункта 23 Положения).

В случае применения к лицензиату санкций, установленных Положением, орган юстиции выносит мотивированное решение за подписью руководителя или заместителя руководителя (п. 24 Положения). Об этом решении в обязательном порядке информируется орган налоговой службы (п. 25 Положения).