Приложение 14. "Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов" (утв. Минюстом России, 2013) (ред. от 22.01.2015)
Приложение 14. ИДЕНТИФИКАЦИЯ АМТС
Структура и содержание VIN определены международным стандартом ISO 3779-1983. Стандарт распространяется на автомобили, прицепы, мотоциклы и мопеды.
1. Структура VIN
1.1. VIN состоит из 17 знаков. За исключением последних четырех позиций, VIN имеет алфавитно-цифровую структуру. Используются только следующие цифры и буквы:
1234567890 ABCDEFGHJKLMNPRSTUVWXYZ
Буквы I, O, Q не используются.
Для отделения друг от друга составных частей VIN изготовители вправе использовать разделительные знаки при условии, что последние не входят в число приведенных выше цифр и букв. В документы VIN вносится без каких бы то ни было промежутков.
Например: <1>
--------------------------------
<1> Далее все пояснения приводятся применительно к указанному VIN.
JMBLNC14VKN400001
1.2. 17 знаков образуют 3 раздела:
JMB LNC14V KN400001
JMB - международный код изготовителя <1> (WMI <2>): первые 3 знака.
--------------------------------
<1> Под "изготовителем" понимается лицо, фирма или компания, отвечающие за превращение разрозненных частей в единое работоспособное целое, т.е. за сборку автомобиля.
<2> World Manufacturers Identification - код, назначаемый изготовителю в целях его идентификации. Присваивается компетентным учреждением той страны, где зарегистрировано предприятие-изготовитель, в соответствии с международными правилами.
LNC14V - описательная часть (VDS <1>): с четвертого по девятый - 6 знаков.
--------------------------------
<1> Vehicle Description Section - раздел описывает основные свойства автомобиля.
KN400001 - указательная часть (VIS <1>): последние 8 знаков.
--------------------------------
<1> Vehicle Identification Section.
2. Методика расшифровки кода VIN
Основной подход при расшифровке кода VIN.
Расшифровка производится слева направо.
Поскольку практически каждый изготовитель имеет уникальную систему кодирования информации в VIN, то единого алгоритма расшифровки VIN не существует. По мере расшифровки применяется тот или иной способ декодирования, связанный, как правило, с определенным изготовителем.
2.1. Расшифровка раздела WMI.
Основные положения.
Раздел WMI состоит всегда из трех знаков. Первый знак, как правило, означает географическую зону, второй и третий - страну в пределах этой зоны, определенного производителя, тип автомобиля, может быть указание на исполнение рулевого управления.
Список географических зон, производителей и соответствующих им кодов WMI представлен в приложении 1 [4].
Например: J M B │ │ │ ┌─────────────┘ │ └──────────┐ \/ \/ \/ Япония Mitsubishi Европейское исполнение с левым рулем.
2.2. Расшифровка раздела VDS.
2.2.1. Основные положения.
Второй раздел VIN состоит из 6 знаков. Последовательность расположения знаков и смысл, вкладываемый в них, определяет сам производитель. Неиспользованные позиции изготовитель вправе заполнить выбираемыми по собственному усмотрению знаками.
2.2.2. После определения географической зоны и изготовителя (см. раздел II, п. 1) для дальнейшей расшифровки VIN следует применить способ декодирования, присущий конкретному изготовителю, в данном случае Mitsubishi.
Например: L N C14 V │ │ │ │ ┌───────────────────┘ │ │ └────┐ │ ┌─────────┘ │ │ │ │ ┌───┘ │ \/ \/ \/ \/ Тип кузова КПП Тип Модификация 5-дверный 5-скор. Colt- Фургон хэтчбэк механ. Lancer
Поскольку практически каждый изготовитель имеет уникальную систему кодирования информации в VIN, то единого алгоритма расшифровки VIN не существует. В периодических справочных изданиях (например, [7]) приводится подробная расшифровка структуры раздела VDI и составляющих его знаков только по тем изготовителям, которые придерживаются постоянной системы кодирования VIN.
Задача автоматизации расшифровки VIN усложняется в силу того, что изготовители могут вводить дополнительные знаки, заполняя резервные позиции, или другим образом изменить способ кодирования.
2.3. Расшифровка раздела VIS.
2.3.1. Основные положения.
Последние 4 знака обязательно должны быть цифрами. В большинстве своем производители включают в VIS (10-я позиция VIN) знак, указывающий на год выпуска транспортного средства. Существует общепринятая система обозначений года выпуска, см. стр. 10 [4]. Однако изготовители не обязаны как указывать год выпуска, так и использовать для его обозначения рекомендуемые знаки и позиции для них.
Указанный в VIS год выпуска, как правило, является "модельным годом" и может не совпадать с фактическим годом выпуска. Как правило, точную дату выпуска возможно установить только обратившись к базе данных завода - изготовителя.
2.3.2. Например: K N 400001 │ │ │ ┌───────────────┘ │ │ │ ┌──────┘ │ \/ \/ \/ Год выпуска Свободная Текущий номер позиция изделия 1989 400001
2.4. Примеры расшифровки кода VIN.
Курсивом выделены особенности VINа.
1. WDB1240301A000001
WDB - "Германия, изготовитель Даймлер Бенц" 124 - код серии "W124" 030 - тип двигателя, первая цифра "0" - бензиновый 1 - расположение рулевой колонки "левое" A - сборочный завод "Зиндельфинген/ФРГ" 000001 - номер изделия "000001"
Отсутствует указание года выпуска в явном виде.
2. WOL000058N2100098
WOL - "Германия, изготовитель Адам Опель" 0000 - свободные позиции, могут быть заняты в будущем 58 - код модели "Опель/Vauxhall" N - год выпуска "1992" 2 - сборочный завод "Бохум/ФРГ" 100098 - номер изделия "100098"
3. JF1GC5AR0EB002001
J - "Япония" F - Фуджи Хэви Индастриес и СУБАРУ 1 - модификация G - тип автомобиля C - тип кузова 5 - код двигателя A - год смены модели R - исполнение рулевого управления "правое" O - свободная позиция E - способ приготовления рабочей смеси "впрыск" B - код КПП 002001 - текущий номер изделия
VIN насыщен информацией.
Код года выпуска стоит на седьмой позиции.
Имеется свободная позиция.