Приложение 11. ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ ПРИКАЗОВ НОРМАТИВНОГО ХАРАКТЕРА
Приложение N 11
к Инструкции
по делопроизводству
в Министерстве финансов
Российской Федерации,
утвержденной приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 1 декабря 2016 г. N 556
1. Министерство финансов Российской Федерации (далее - Министерство) готовит проекты приказов нормативного характера (далее - приказ) на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе Министерства в пределах его компетенции.
Подготовка, оформление и согласование проектов приказов в Министерстве осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 июня 2012 г. N 82н, иными нормативными правовыми актами и приказами Министерства.
2. Проекты приказов печатаются на бланках приказа по форме согласно приложению N 6 к Инструкции.
Заголовок к тексту приказа должен кратко и точно отражать содержание текста приказа.
В случае, если приказом вносятся изменения в несколько приказов, то в заголовке должны быть перечислены наименования всех приказов, в которые вносятся изменения, или обозначена тематика изменений. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок печатается полужирным шрифтом через 1 межстрочный интервал и выравнивается по центру. Например:
Об утверждении формы реестра источников дохода
федерального бюджета
Текст отделяется от заголовка 2 - 3 межстрочными интервалами и печатается шрифтом Times New Roman размера N 14 через 1,5 интервала от левой границы текстового поля и выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.
Текст приказа может состоять из 2 частей: констатирующей (преамбулы) и распорядительной.
В констатирующей части кратко излагаются цели и задачи, факты и события, послужившие основанием для издания приказа. Она может начинаться словами "В целях", "Во исполнение" и так далее. Если приказ издается на основании другого документа, то в констатирующей части указывается наименование этого документа в родительном падеже, наименование органа, издавшего документ, дата, регистрационный номер и источник официального опубликования, например:
"Во исполнение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 января 2000 г. N 17 "Об образцах акцизных марок для маркировки алкогольной продукции иностранного производства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 251; Российская газета, 2005, 28 декабря; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2015, 13 октября)".
Преамбула в проектах приказов завершается словом "приказываю", которое печатается вразрядку.
Распорядительная часть проекта приказа должна раскрывать тему и отражать предмет его правового регулирования, содержать поручения (задания) с указанием исполнителя (исполнителей) и сроков исполнения. Распорядительная часть может делиться на пункты, а пункты - на подпункты, абзацы.
Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые имеют единую (сквозную) нумерацию для всего акта, нумеруются с абзацного отступа арабскими цифрами с точкой в конце и заголовков не имеют. Текст пунктов пишется с прописной буквы и заканчивается точкой.
Каждый пункт имеет, как правило, одно предписание. Несколько связанных между собой предписаний помещаются в один пункт в тех случаях, когда они взаимно дополняют и обусловливают друг друга.
Пункты могут подразделяться на подпункты, которые имеют буквенную или цифровую нумерацию.
Подпункты выделяются в составе пункта с абзацного отступа и нумеруются либо строчными буквами русского алфавита либо арабскими цифрами с закрывающейся круглой скобкой. Подпункты нужно начинать со строчной буквы и отделять точкой с запятой.
Если подпункт состоит из нескольких абзацев, то они отделяются друг от друга точками.
Утверждаемые приказами положения, порядки, регламенты, уставы, инструкции и другие значительные по объему акты, могут подразделяться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки, и разделы, которые нумеруются арабскими цифрами и могут иметь заголовки.
Заголовки глав и разделов пишутся с прописной буквы по ширине страницы над текстом центрованным способом. Точка в конце заголовка не проставляется.
Разделы могут делиться на подразделы, имеющие заголовки, при этом подразделы не нумеруются и сохраняется сквозная нумерация пунктов в пределах всего документа.
В наиболее объемных проектах приказов пункты могут подразделяться на подпункты, номера которых включают номер пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой.
После цифровых перечислений с точкой текст следует начинать с прописных букв и последние строки заканчивать точками.
Абзацы нумерации не имеют.
В тексте проекта приказа не допускается использование сокращений без их разъяснения в тексте, кроме официальных.
Если в проекте приказа приводятся таблицы, графики, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений к приказу, а соответствующие положения текста приказа должны иметь ссылки на эти приложения.
Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Если таблица занимает более чем одну страницу, то графы таблицы должны быть пронумерованы и на следующих страницах напечатаны только номера этих граф.
Если в тексте проекта приказа дается ссылка "согласно приложению к настоящему приказу", то на первой странице в приложении пишется:
"Приложение к приказу Министерства финансов Российской Федерации от "__" _______ г. N __".
Если в тексте проекта приказа - "Утвердить прилагаемое Положение (или иной документ нормативного характера)", то в приложении помещается гриф:
"УТВЕРЖДЕНО приказом Министерства финансов Российской Федерации от "__" _______ г. N __".
Если в тексте Положения, утверждаемого проектом приказа, содержится ссылка на приложение - "согласно приложению к настоящему Положению...", то на первой странице данного приложении пишется:
"Приложение к Положению..., утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от "__" ________ г. N __".
Страницы приложения к проекту приказу нумеруются самостоятельно, начиная со второй. При наличии нескольких приложений страницы в каждом из них нумеруются отдельно. При оформлении приложения к приложению его страницы нумеруются в сквозном порядке (нумерация страниц продолжается).
В качестве исполнителей указываются соответствующие департаменты или конкретные должностные лица (ответственные работники). Последний пункт распорядительной части может содержать сведения о департаменте или должностном лице, на которое возлагается контроль за исполнением приказа.
Если проект приказа изменяет, отменяет или дополняет ранее изданный приказ или какие-то его положения, то один из пунктов распорядительной части текста должен содержать ссылку на изменяемый документ (пункт документа) с указанием его даты, номера, заголовка, источника официального опубликования. Текст пункта начинается, например словами "Признать утратившим силу".
Подпись состоит из наименования должности лица, подписавшего документ, подписи и расшифровки подписи (инициалы, фамилия).
Наименование должности печатается от левой границы текстового поля, инициалы и фамилия - от правой границы текстового поля.
Проекты приказов подписывает Министр финансов Российской Федерации, а в его отсутствие - лицо, исполняющее его обязанности.
3. Обеспечение качественной подготовки проектов приказов и их согласование с заинтересованными сторонами возлагается на директоров департаментов, разработавших проект приказа.
Контроль за правильностью оформления проектов приказов осуществляет Департамент управления делами и контроля.
Проект приказа визируется исполнителем и директором департамента, разработавшим проект приказа, директорами департаментов Министерства и (или) руководителями федеральных служб, находящихся в ведении Министерства, которым в проекте приказа предусматриваются поручения или задания. После согласования со всеми заинтересованными сторонами проект приказа визируется директором Правового департамента полистно (на обороте каждого листа проекта приказа), после чего направляется на визирование директору или уполномоченному им лицу Департамента управления делами и контроля.
Согласование (визирование) проекта приказа осуществляется в соответствии с положениями пунктов 14 и 15 приложения N 7 к Инструкции.
В случае наличия возражений по проекту приказа, возникших при его согласовании, данные возражения, изложенные в служебной записке, подписанные директором соответствующего департамента, прилагаются к проекту приказа.
Проекты приказов, представляемые на подпись Министру финансов Российской Федерации, предварительно визируются заместителем Министра финансов Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.
Проекты приказов подлежат общественному обсуждению в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" и от 1 сентября 2012 г. N 877 "Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти", а также антикоррупционной экспертизе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и приказом Министерства от 12 июля 2010 г. N 70н "Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации".
4. Подписанный приказ подлежит обязательной регистрации в Отделе архивного дела и нормативных актов Департамента управления делами и контроля в соответствии с пунктом 112 Инструкции.
Приказы нумеруются в порядке валовой нумерации в пределах календарного года, с добавлением буквы "н".
Датой приказа является дата его подписания. Дата подписания и дата регистрации приказа является единой.
Внесение изменений в подписанный приказ не допускается. Если в процессе согласования в проект приказа вносятся изменения принципиального характера, то он подлежит переоформлению и повторному согласованию (визированию) в установленном порядке.
5. В ходе рассмотрения представленных на визирование в Правовой департамент проектов приказов на основании положений Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, принимается решение о необходимости (отсутствии необходимости) направления проекта приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации. В случае принятия положительного решения Правовым департаментом на проекте приказа проставляется штамп "Подлежит государственной регистрации".
Подлежащие государственной регистрации приказы направляются исполнителем (ответственным работником) в Министерство юстиции Российской Федерации не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения) на бумажном носителе или в форме электронных документов. При этом приказы, созданные на бумажном носителе, в том числе содержащие сведения конфиденциального характера, представляются в 2 экземплярах (подлинник и одна копия).
В случае, если приказ подписан лицом, исполняющим обязанности Министра, копия распорядительного документа о возложении на него соответствующих обязанностей прилагается к приказу.
Копии приказов должны быть заверены в Отделе архивного дела и нормативных актов Департамента управления делами и контроля. Данные копии должны быть четкими для прочтения, текст должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба.
К приказу прилагается справка (в одном экземпляре), подготовленная департаментом Министерства, разработавшим приказ, которая подписывается директором Правового департамента. Справка оформляется в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" и приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. N 88 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
6. Подлинный экземпляр приказа, зарегистрированный Минюстом России, передается разработавшим его департаментом в Отдел архивного дела и нормативных актов Департамента управления делами и контроля в день получения приказа из Минюста России. К приказу прилагается указатель рассылки, подготовленный исполнителем (ответственным работником).
Приказ на бумажном носителе размещается в СЭД после сканирования и создания электронной копии документа. Размещение электронной копии приказа в СЭД осуществляется в течение 1-го рабочего дня работниками Отдела архивного дела и нормативных актов Департамента управления делами и контроля.
Образцы проекта приказа и справки к приказу Министерства прилагаются.
Образец оформления приказа Министерства
Образец
оформления справки к приказу Министерства
СПРАВКА
к приказу Министерства финансов Российская Федерации
от 30 января 2015 г. N 20н "Об утверждении Методики расчета
совокупной добавленной стоимости, получаемой на территории
индустриального парка или технопарка"
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 20н "Об утверждении Методики расчета совокупной добавленной стоимости, получаемой на территории индустриального парка или технопарка" (далее - Приказ) разработан в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 г. N 1119 "Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 46, ст. 6344).
При разработке Приказа применялись положения приказа Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме" (зарегистрирован в Минюсте России 15 декабря 2014 г., регистрационный N 35171, Российская газета, 2014, 29 декабря).
Приказ согласован Федеральной налоговой службой.
В соответствии с требованиями пункта 6 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, проект Приказа был размещен на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с "__" _______ г. по "__" ________ г.
За указанный период экспертных заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы на проект Приказа не поступило.
В соответствии с требованиями пункта 3(1) Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, проект Приказа не подлежит оценке регулирующего воздействия.
В соответствии с требованиями пункта 2 Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851, проект Приказа не подлежит раскрытию информации о подготовке проекта нормативного правового акта и результатах его общественного обсуждения.
Необходимость предварительного обсуждения проекта Приказа на заседаниях Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации отсутствует, поскольку проект Приказа не входит в состав нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 877.
Проведение педагогической и метрологической экспертиз Приказа не требуется.
Ответственными исполнителями от Министерства финансов Российской Федерации за прохождение государственной регистрации Приказа в Министерстве юстиции Российской Федерации являются:
директор Департамента.... Ф.И.О., тел.;
главный специалист-эксперт отдела ....Департамента... Ф.И.О., тел.
Директор Правового департамента Министерства финансов Российской Федерации С.В. Ячевская