IV. Проведение внутреннего финансового аудита

IV. Проведение внутреннего финансового аудита

23. В случае формирования аудиторской группы при проведении аудиторского мероприятия субъект внутреннего финансового аудита является руководителем аудиторской группы.

24. В случае необходимости внесения изменений в программу аудиторского мероприятия в ходе осуществления аудиторского мероприятия программа аудиторского мероприятия актуализируется и направляется субъектом внутреннего финансового аудита (руководителем аудиторской группы) субъектам бюджетных процедур путем замены неактуальной программы аудиторского мероприятия на внутреннем портале Министерства финансов Российской Федерации в подразделе "Организация и осуществление ВФК и ВФА" раздела "02 Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе" не позднее 5 рабочих дней до дня окончания аудиторского мероприятия.

25. При проведении аудиторского мероприятия, за исключением аудиторского мероприятия, направленного на оценку результативности и экономности использования бюджетных средств по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации", аудиторского мероприятия по переоценке наиболее значимых бюджетных рисков, информация о которых содержится в реестре бюджетных рисков Министерства финансов Российской Федерации (далее - аудиторское мероприятие по переоценке бюджетных рисков), субъектом внутреннего финансового аудита или аудиторской группой:

а) могут осуществляться следующие действия:

анализ регламентации операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры и автоматизации бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры);

выявление (обнаружение) бюджетных рисков;

осуществление (формирование) аудиторской выборки в соответствии с пунктами 37 - 39 СВА "Планирование и проведение";

б) должны осуществляться следующие действия:

сбор аудиторских доказательств;

анализ причин (реализации) бюджетных рисков (при наличии);

формирование рабочей документации аудиторского мероприятия;

контроль полноты рабочей документации аудиторского мероприятия и достаточности аудиторских доказательств;

формирование выводов, предложений и рекомендаций, формирование заключения (проекта заключения).

26. Аудиторское мероприятие в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101) ведомственным (внутренним) актам проводится субъектом внутреннего финансового аудита или аудиторской группой в соответствии с Особенностями проведения аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации ведомственным (внутренним) актам, являющимися приложением N 2 к настоящему Порядку.

27. Аудиторское мероприятие в целях оценки результативности и экономности использования бюджетных средств по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации" проводится субъектом внутреннего финансового аудита или аудиторской группой в соответствии с Особенностями проведения аудиторского мероприятия в целях оценки результативности и экономности использования бюджетных средств по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации", являющимися приложением N 3 к настоящему Порядку.

28. Аудиторское мероприятие по переоценке бюджетных рисков проводится субъектом внутреннего финансового аудита или аудиторской группой путем:

анализа изменений регламентации операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры и автоматизации бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры), произошедших в период с последнего аудиторского мероприятия, в рамках которого был выявлен (обнаружен, переоценен) бюджетный риск;

анализа принятых мер, направленных на повышение качества финансового менеджмента, и мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;

осуществления (формирования) аудиторской выборки в соответствии с пунктами 37 - 39 СВА "Планирование и проведение";

сбора аудиторских доказательств;

анализа причин (реализации) бюджетных рисков (при наличии);

мониторинга процедур внутреннего финансового контроля;

формирования рабочей документации аудиторского мероприятия;

контроля полноты рабочей документации аудиторского мероприятия и достаточности аудиторских доказательств;

формирования выводов, предложений и рекомендаций, формирования заключения (проекта заключения).

29. Аналитическая записка (проект аналитической записки), которая содержит информацию об отдельных результатах аудиторского мероприятия, может являться частью заключения (проекта заключения).

30. Рабочая документация аудиторского мероприятия, которую подготавливает субъект внутреннего финансового аудита или аудиторская группа, заключение (проект заключения), аналитические записки (проекты аналитических записок), исправления к первоначальному варианту заключения, формируемые в виде дополнения к заключению о внесении изменений в заключение (далее - дополнение к заключению), мотивированная позиция субъекта внутреннего финансового аудита в ответ на возражения и (или) предложения субъектов бюджетных процедур, проект плана мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры (далее - План мероприятий), Сводный план мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур Министерства финансов Российской Федерации (далее - Сводный план), иные документы, связанные с проведением аудиторского мероприятия, оформляются с учетом следующего:

а) применение размеров полей не менее: 20 мм - левое; 10 мм - правое; 20 мм - верхнее; 20 мм - нижнее.

При оформлении инфографики, таблиц, приложений, аналитических записок (проектов аналитических записок) допускается использование размеров полей не менее: 5 мм - левое; 5 мм - правое; 10 мм - верхнее; 10 мм - нижнее;

б) применение шрифта Times New Roman размером N 14.

При оформлении таблиц, инфографики, приложений, аналитических записок (проектов аналитических записок) допускается использование шрифта размером не менее N 6;

в) текстовая часть, таблицы и инфографика печатаются через 1 - 1,5 межстрочных интервала.

Применение абзацного отступа в текстовой части за исключением заголовков, подзаголовков, названий таблиц, инфографики - 1,25 см;

г) заголовок заключения (проекта заключения) печатается по центру прописными буквами и выделяется полужирным шрифтом, отделяясь от основного текста документа горизонтальной чертой.

Под заголовком заключения по левому краю печатается дата завершения аудиторского мероприятия, по правому краю - номер заключения;

д) допускается начинать текст с уважительного обращения к адресату, которое печатается по центру страницы через 1 и более межстрочных интервалов от предыдущего реквизита;

е) номера страниц проставляются арабскими цифрами посередине верхнего поля документа на расстоянии не менее 10 мм от верхнего края листа (не менее 5 мм при оформлении таблиц, инфографики, приложений). Нумерация начинается со второй страницы.

Каждая аналитическая записка (проект аналитической записки), которая является частью заключения (проекта заключения), нумеруется отдельно со второй страницы;

ж) допускается выделение отдельных фрагментов текста, в том числе заголовков, подзаголовков, названий таблиц, инфографики, нарушений и (или) недостатков, иных текстовых описаний, полужирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием и (или) цветом;

з) при оформлении приложений к заключению (проекту заключения), аналитическим запискам (проектам аналитических записок) на первом листе в правом верхнем углу указывается порядковый номер приложения и соответствующие реквизиты (дата и номер) заключения или аналитической записки;

и) отметка о приложении оформляется под текстом документа от границы левого поля страницы. Если приложение названо в тексте документа, в отметке о приложении указывается количество листов приложения.

При наличии нескольких приложений, не названных в тексте документа, в отметке о приложении они нумеруются, указываются наименования каждого приложения, количество листов и количество экземпляров.

Заключение подписывается субъектом внутреннего финансового аудита как уполномоченным должностным лицом внутреннего финансового аудита (руководителем аудиторской группы) с указанием его должности.

Иные документы, которые подготавливает субъект внутреннего финансового аудита или аудиторская группа, подписываются субъектом внутреннего финансового аудита как уполномоченным должностным лицом по осуществлению в Министерстве финансов Российской Федерации внутреннего финансового аудита.

31. Хранение рабочей документации аудиторского мероприятия обеспечивается субъектом внутреннего финансового аудита не менее 1 года. По истечении указанного срока субъект внутреннего финансового аудита обеспечивает передачу рабочей документации аудиторского мероприятия в Отдел архивного дела и нормативных актов Департамента управления делами и контроля Министерства финансов Российской Федерации с указанием сроков их хранения.

32. Субъект внутреннего финансового аудита проводит контроль полноты рабочей документации аудиторского мероприятия перед подписанием заключения.

33. Доступ к рабочей документации аудиторского мероприятия лицам, привлеченным в состав аудиторской группы в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 20 настоящего Порядка, или должностным лицам (специалистам, работникам) структурных подразделений Министерства финансов Российской Федерации, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации федеральных казенных учреждений, в отношении деятельности которых (в части организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур) получена информация о выявленных (реализованных) бюджетных рисках, о нарушениях и (или) недостатках, а также разработаны предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, обеспечивается на постоянной основе до расторжения с такими должностными лицами (специалистами, работниками) служебных контрактов (трудовых договоров).

Доступ к рабочей документации аудиторского мероприятия лицам, привлеченным в состав аудиторской группы в соответствии с подпунктами "в" - "д" пункта 20 настоящего Порядка, обеспечивается путем предоставления автоматизированного рабочего места на территории Министерства финансов Российской Федерации на период проведения аудиторского мероприятия.

По завершению аудиторского мероприятия доступ к рабочей документации лицам, привлеченным в состав аудиторской группы в соответствии с подпунктами "в" - "д" пункта 20 настоящего Порядка, не предоставляется.

34. В случае отсутствия возможности выполнения субъектом внутреннего финансового аудита полномочий в период проведения аудиторского мероприятия в связи с временной нетрудоспособностью, нахождением в очередном отпуске, служебной командировке и по иным причинам, которые могут быть подтверждены документально, аудиторское мероприятие (при необходимости) считается приостановленным на период отсутствия субъекта внутреннего финансового аудита на рабочем месте, изменения в План проведения аудиторских мероприятий Министерства финансов Российской Федерации на текущий финансовый год и программу аудиторского мероприятия не вносятся.

Описание событий, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и актуальных сроков проведения аудиторского мероприятия включается в заключение.

35. Субъект внутреннего финансового аудита (руководитель аудиторской группы) в целях исправления ошибок, выявленных при проведении аудиторского мероприятия, вправе предоставлять субъектам бюджетных процедур промежуточные и предварительные результаты аудиторского мероприятия.

36. Субъект внутреннего финансового аудита (руководитель аудиторской группы), в том числе в целях применения метода внутреннего финансового аудита подтверждения, обеспечивает формирование и направление проектов аналитических записок или проекта заключения субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений Министерства финансов Российской Федерации, в отношении деятельности которых (в части организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур) получена информация о выявленных (реализованных) бюджетных рисках, о нарушениях и (или) недостатках, а также разработаны предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, и (или) исходя из цели и задач аудиторского мероприятия (за исключением проекта заключения по результатам аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности годовой бюджетной отчетности, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации ведомственным (внутренним) актам, за отчетный финансовый год).

37. Субъекты бюджетных процедур в случаях, указанных в пунктах 35 и 36 настоящего Порядка, имеют право представить субъекту внутреннего финансового аудита возражения и (или) предложения в течение 5 рабочих дней со дня получения промежуточных и предварительных результатов аудиторского мероприятия, проектов аналитических записок или проекта заключения.