МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 02-03-08/19065
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
N 07-04-05/05-243
ПИСЬМО
от 4 апреля 2016 года
О КАЗНАЧЕЙСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ, КОНТРАКТОВ (ДОГОВОРОВ)
НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство в целях разъяснения вопросов, возникающих при реализации казначейского сопровождения государственных контрактов, контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сообщают следующее.
1. В соответствии с положениями пунктов 3 - 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - Федеральный закон N 359-ФЗ) в 2016 году казначейскому сопровождению подлежат:
а) государственные контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые в 2016 году (за исключением государственных контрактов, заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа, и государственных контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) на сумму более 100 000,0 тыс. рублей, если условиями данных государственных контрактов предусмотрены авансовые платежи (далее - государственные контракты);
б) контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые в 2016 году исполнителями и соисполнителями по государственным контрактам, в рамках исполнения государственных контрактов, если условиями данных контрактов (договоров) предусмотрены авансовые платежи (далее - контракты, договоры);
в) государственные контракты (контракты, договоры) об осуществлении отдельных закупок товаров, работ, услуг в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;
г) контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые в 2016 году юридическими лицами, получающими бюджетные инвестиции, юридическими лицами, получающими субсидии, указанные в пункте 1 части 2 статьи 5 Федерального закона N 359-ФЗ, а также юридическими лицами, в уставные (складочные) капиталы которых предоставляются взносы, указанные в пункте 2 части 2 статьи 5 Федерального закона N 359-ФЗ, с юридическими лицами - исполнителями по контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются данные бюджетные инвестиции, субсидии и взносы в уставные (складочные) капиталы (далее - целевые средства), если условиями данных контрактов (договоров) предусмотрены авансовые платежи;
д) контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемые в 2016 году в целях исполнения контрактов (договоров), указанных в подпункте г) пункта 1 настоящего письма, их исполнителями и соисполнителями, если условиями данных контрактов (договоров) предусмотрены авансовые платежи.
Учет операций со средствами, получаемыми из федерального бюджета юридическими лицами на основании государственных контрактов, контрактов (договоров), указанных в пункте 1 настоящего письма, осуществляется на лицевых счетах для учета операций неучастника бюджетного процесса (далее - лицевой счет неучастника бюджетного процесса), открываемых юридическим лицам (далее - организации) в территориальных органах Федерального казначейства (далее - органы Федерального казначейства), в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 29 декабря 2012 г. N 24н (далее - Порядок N 24н).
При казначейском сопровождении государственных контрактов, контрактов (договоров), указанных в пункте 1 настоящего письма, органы Федерального казначейства осуществляют санкционирование операций в соответствии с Порядком проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций при казначейском сопровождении государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 213н (далее - Порядок N 213н).
Положениями Порядка N 213н предусмотрены два варианта санкционирования операций по расходам организаций по выбору главного распорядителя средств федерального бюджета (далее - главный распорядитель).
1) Перечисление средств на основании платежного поручения организации на расчетные счета в кредитных организациях (за исключением авансового платежа) либо на лицевые счета неучастника бюджетного процесса, открытые в органах Федерального казначейства (с указанием в реквизите "Назначение платежа" платежного получения уникального четырехзначного цифрового аналитического кода 0610 "Выплаты по перечислению авансовых платежей" в случае перечисления авансового платежа), без предоставления Сведений о направлениях расходования целевых средств на 2016 год (код формы по ОКУД 0501129) (далее - Сведения) в соответствии с решением главного распорядителя, направленным в орган Федерального казначейства согласно положениям пункта 21 Порядка N 213н.
В этом случае органами Федерального казначейства осуществляется проверка платежного поручения по следующим направлениям:
а) непревышение суммы, указанной в платежном поручении, над суммой остатка средств на открытом организации соответствующем лицевом счете неучастника бюджетного процесса;
б) наличие в платежном поручении текстового указания направления расходования средств и соответствующего ему уникального четырехзначного цифрового аналитического кода в соответствии с Перечнем направлений расходования целевых средств согласно приложению N 2 к Порядку N 213н (далее - код целевых средств, Перечень);
в) соответствие текстового назначения платежа платежного поручения направлению расходования средств, указанному в Перечне по соответствующему коду целевых средств;
г) наличие в платежном поручении реквизитов (номер, дата) государственного контракта (контракта, договора) (при наличии);
д) наличие в реквизите "Код" платежного поручения (в случае перечисления платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации - в реквизите "Назначение платежа" платежного поручения) идентификатора государственного контракта, договора (соглашения) о предоставлении субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям), в том числе государственным корпорациям и Государственной компании "Российские автомобильные дороги, и бюджетных инвестиций юридическим лицам в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - договора (соглашения) о предоставлении целевой субсидии);
е) наличие в реквизите "Назначении платежа" платежного поручения кода объекта капитального строительства (объекта недвижимости, мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта), включенного в федеральную адресную инвестиционную программу (далее - ФАИП), в случае осуществления организацией расходов в рамках реализации ФАИП.
2) Перечисление средств на основании платежного поручения организации на расчетные счета в кредитных организациях (за исключением авансового платежа) либо на лицевые счета неучастника бюджетного процесса, открытые в органах Федерального казначейства (в случае перечисления авансового платежа), в соответствии с предоставляемыми организацией в орган Федерального казначейства по месту своего обслуживания Сведениями согласно положениям пункта 8 Порядка N 213н.
Сведения утверждаются главным распорядителем либо организацией в случае представления организацией в орган Федерального казначейства разрешения главного распорядителя на утверждение Сведений указанной организацией в произвольной письменной форме, подписанного руководителем (иным уполномоченным лицом) главного распорядителя.
Дополнительно для санкционирования расходов организации, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, организация вместе с платежным поручением представляет в орган Федерального казначейства контракт (договор), по которому у организации возникло обязательство по оплате расходов, а также иные документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства организации, предусмотренные Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2008 г. N 87н, в которых указывается идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) о предоставлении целевой субсидии.
В целях осуществления операций при казначейском сопровождении идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) о предоставлении целевой субсидии формируется:
- государственным заказчиком после формирования соответствующей реестровой записи реестра контрактов, заключенных заказчиками, или реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну;
- главным распорядителем (органом Федерального казначейства, которому в соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона N 359-ФЗ главным распорядителем переданы полномочия получателя средств федерального бюджета по перечислению субсидий юридическим лицам) после формирования соответствующей реестровой записи в реестре соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов Российской Федерации.
Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) о предоставлении целевой субсидии в обязательном порядке указывается:
- в контрактах (договорах), заключенных в рамках исполнения государственного контракта, договора (соглашения) о предоставлении целевой субсидии, через символ "/" перед номером контракта (договора);
- в документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, через символ "/" перед номером документа;
- в реквизите "Код" платежного поручения (в случае перечисления платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации - в реквизите "Назначение платежа" платежного поручения).
Присвоенный идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) о предоставлении целевой субсидии сохраняется на весь период действия государственного контракта, договора (соглашения) о предоставлении целевой субсидии.
2. Кроме того, в 2016 году казначейскому сопровождению подлежат:
а) государственные контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенные в 2015 году (за исключением государственных контрактов (договоров), заключенных в рамках реализации государственного оборонного заказа, и государственных контрактов (договоров), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), сумма которых превышает 1 000 000,0 тыс. рублей, если условиями данных государственных контрактов предусмотрены авансовые платежи, и неисполненные на 1 января 2016 года;
б) договоры о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, сумма которых превышает 1 000 000,0 тыс. рублей, заключенные в целях исполнения государственных контрактов, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего письма, их исполнителями, если условиями данных договоров предусмотрены авансовые платежи, и неисполненные на 1 января 2016 года.
При этом санкционирование операций по государственным контрактам, договорам, указанным в пункте 2 настоящего письма, органами Федерального казначейства осуществляется в порядке, аналогичном Порядку санкционирования расходов юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставленные из федерального бюджета на основании статьи 5 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 февраля 2015 г. N 23н (далее - Порядок N 23н).
3. Положениями пункта 36 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 года N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" установлено, что получатели средств федерального бюджета (далее - получатели) при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - договоры (государственные контракты) в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств вправе предусматривать авансовые платежи с последующей оплатой денежных обязательств, возникающих по договорам (государственным контрактам), после подтверждения предусмотренных указанными договорами (государственными контрактами) в объеме произведенных платежей в размере свыше 30 и до 80 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, по договорам (государственным контрактам) на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции.
Получатели вправе предусмотреть такие размеры авансовых платежей при включении в указанные договоры (государственные контракты) (за исключением договоров (государственных контрактов), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса.
В целях реализации указанных положений получатели, предусматривающие в условиях договора (государственного контракта) авансовые платежи свыше 30 и до 80 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, осуществляют следующие мероприятия.
а) обеспечивают включение в договоры (государственные контракты) условия об открытии поставщику (подрядчику, исполнителю) по договору (государственному контракту) (далее - поставщик) лицевого счета неучастника бюджетного процесса в органе Федерального казначейства;
б) организуют работу с поставщиками по открытию им в органах Федерального казначейства лицевых счетов неучастника бюджетного процесса в соответствии с требованиями Порядка N 24н.
Санкционирование операций по указанным договорам (государственным контрактам) осуществляется в соответствии с положениями Порядка N 213н.
Если в рамках исполнения указанных договоров (государственных контрактов) заключены контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, и даже если условиями данных контрактов (договоров) предусмотрены авансовые платежи, указанные авансовые платежи не подлежат перечислению на счета, открытые органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, за исключением контрактов (договоров), сумма которых превышает 100 000,0 тыс. рублей.
4. Положениями постановления Правительства Российской Федерации от 11 марта 2016 г. N 182 "О случаях и об условиях, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта" (далее - Постановление N 182) определены случаи и условия, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Одним из таких случаев является содержание в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта нормы о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый органу Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации независимо от суммы планируемой сделки.
Таким образом, в целях реализации положений Постановления N 182, авансовые платежи по контрактам, условиями которых не установлено требование обеспечения исполнения контракта, подлежат перечислению на лицевые счета неучастника бюджетного процесса, открытые в органах Федерального казначейства, и санкционирование по таким контрактам осуществляется в соответствии с положениями Порядка N 213н.
При этом заказчик осуществляет мероприятия, аналогичные указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 3 настоящего письма.
5. Санкционирование операций в 2016 году по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенным получателями в 2015 году в соответствии с положениями пункта 29.1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Постановление N 1563), а также в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. N 199 "О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта" (далее - Постановление N 199), не исполненным на 1 января 2016 года, осуществляется в порядке, аналогичном Порядку N 23н.
6. В 2016 году казначейскому сопровождению не подлежат государственные контракты, контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенные до 1 января 2016 года, на которые не распространялись положения пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", пункта 29.1 Постановления N 1563, положения Постановления N 199.
Заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
А.М.ЛАВРОВ
Руководитель
Федерального казначейства
Р.Е.АРТЮХИН