МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 июня 2015 г. N 20-06-03/1/37017
Во исполнение пункта 2 Плана мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем 20 ноября 2014 г. N 7803п-П9 в целях совершенствования государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг Министерство финансов Российской Федерации направляет рекомендации государственным и муниципальным заказчикам, бюджетным учреждениям по вопросу передачи оборудования, установленного в рамках энергосервисного договора (контракта), заказчику, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и просит проинформировать все заинтересованные стороны о данных рекомендациях.
А.Ю.ИВАНОВ
Приложение N 1
РЕКОМЕНДАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ
ЗАКАЗЧИКАМ, БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ ПО ВОПРОСУ
ПЕРЕДАЧИ ОБОРУДОВАНИЯ, УСТАНОВЛЕННОГО В РАМКАХ
ЭНЕРГОСЕРВИСНОГО ДОГОВОРА (КОНТРАКТА), ЗАКАЗЧИКУ,
В ТОМ ЧИСЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ
ОТ 5 АПРЕЛЯ 2013 Г. N 44-ФЗ "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"
Во исполнение пункта 2 Плана мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем 20 ноября 2014 г. N 7803п-П9 и в целях совершенствования регулирования в области оказания энергосервисных услуг Министерство финансов Российской Федерации направляет рекомендации государственным и муниципальным заказчикам, бюджетным учреждениям (далее - заказчикам) по вопросу передачи неотделимых, отделимый улучшений и (или) оборудования, установленного (созданных) на объектах заказчика в рамках энергосервисного договора (контракта), заключенного, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - рекомендации).
Настоящие рекомендации не распространяются на случаи заключения управляющей организацией, созданной в организационно-правовой форме государственного бюджетного учреждения в интересах собственников помещений в многоквартирном доме от своего имени энергосервисного договора (контракта) на общедомовые нужды с организацией, оказывающей энергосервисные услуги.
В соответствии со статьей 108 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики, а также в установленных законом случаях бюджетные учреждения, вправе заключать энергосервисные договоры (контракты), предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов.
Согласно пункту 19 постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. N 636 "О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис" энергосервисный контракт должен в обязательном порядке содержать условие о порядке перехода к заказчику права собственности на оборудование, установленное исполнителем на объектах заказчика на которых осуществлялась реализация мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (далее также - "оборудование").
Момент перехода прав собственности на неотделимые улучшения на объектах имущества заказчика, произведенные исполнителем в ходе осуществления мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности, за свой счет в период действия энергосервисного договора (контракта) рекомендуется определять на дату их создания исполнителем на объектах заказчика, на которых осуществляется реализация энергосервисного договора (контракта).
Если иное не предусмотрено условиями энергосервисного договора (контракта), момент перехода прав собственности на отделимые улучшения, произведенные исполнителем за свой счет в период действия энергосервисного договора (контракта) на объектах заказчика, на которых осуществляется реализация энергосервисного договора (контракта) рекомендуется определять на дату истечения срока действия энергосервисного договора (контракта) или его досрочного расторжения.
Передача заказчику неотделимых и (или) отделимых улучшений следует осуществлять с оформлением актов-приема-передачи содержащих обязательные реквизиты, установленные законодательством о бухгалтерском учете указанных улучшений.
Момент перехода к заказчику права собственности на отделимые улучшения (оборудование).
Действующее законодательство, в том числе о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не содержит специальных требований или ограничений, связанных с определением сторонами энергосервисного договора (контракта) момента перехода к заказчику права собственности на оборудование, установленное исполнителем у заказчика в ходе осуществления мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Вместе с тем, принимая во внимание особенности осуществления энергосервиса в бюджетной сфере, заказчикам рекомендуется включать в энергосервисный контракт условие о переходе права собственности на оборудование, установленное исполнителем у заказчика в ходе осуществления мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, на основании акта приема-передачи с момента истечения срока действия энергосервисного договора (контракта). При этом передача оборудования заказчику должна осуществляться на основании акта приема-передачи, подписание которого сторонами энергосервисного договора (контракта) рекомендуется осуществлять не позднее истечения срока действия энергосервисного договора (контракта) вне зависимости от момента осуществления расчетов по договору (контракту) или исполнения иных обязательств сторонами энергосервисного договора (контракта), а также вне зависимости от срока окупаемости затрат исполнителя на реализацию энергосберегающих мероприятий или сроков амортизации оборудования.
В случае досрочного расторжения энергосервисного договора (контракта), в том числе на основании статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по соглашению сторон, по решению суда, а также при одностороннем отказе стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, момент перехода права собственности на оборудование, установленное исполнителем у заказчика в ходе осуществления мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, рекомендуется определять на дату, с которой договор считается досрочно расторгнутым согласно его условиям или соглашению сторон, а при расторжении договора в судебном порядке - на дату вступления в законную силу решения суда о расторжении договора.
При этом передача оборудования заказчику должна осуществляться на основании акта приема-передачи, подписание которого сторонами энергосервисного договора (контракта) рекомендуется осуществлять не позднее досрочного расторжения энергосервисного договора (контракта) вне зависимости от момента осуществления расчетов по договору (контракту) или исполнения иных обязательств сторонами энергосервисного договора (контракта), а также вне зависимости от срока окупаемости затрат исполнителя на реализацию энергосберегающих мероприятий или сроков амортизации оборудования.
Определение стоимости принимаемых заказчиком улучшений (оборудования).
Передачу отделимых улучшений (оборудования), созданных (установленных) исполнителем у заказчика в ходе осуществления мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности по истечении срока действия энергосервисного договора (контракта) рекомендуется осуществлять по акту приема-передачи без дополнительной оплаты заказчиком. При этом принятие к учету указанных Улучшений (оборудования) следует осуществлять по текущей оценочной стоимости, определяемой заказчиком по правилам пункта 25 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - текущая оценочная стоимость) на дату принятия к бухгалтерскому учету с расчетом и единовременным начислением заказчиком суммы амортизации при принятии оборудования к учету за весь период нахождения оборудования у исполнителя в эксплуатации.
В случае, если условиями энергосервисного договора (контракта) предусмотрена передача отделимых улучшений (оборудования) заказчику при досрочном расторжении энергосервисного договора (контракта), в энергосервисный договор (контракт) рекомендуется включать условие о передаче заказчику оборудования без дополнительной оплаты заказчиком по текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету с расчетом и единовременным начислением заказчиком суммы амортизации при принятии оборудования к учету за весь период нахождения оборудования в эксплуатации.
При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации при принятии оборудования к учету осуществляется на основании данных о текущей оценочной стоимости оборудования и срока нахождения оборудования в эксплуатации в порядке, установленном пунктами 84 - 93 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
В случае, если условиями энергосервисного договора (контракта) предусмотрена передача оборудования исполнителю при досрочном расторжении энергосервисного договора (контракта) вне зависимости от оснований такого досрочного расторжения, в энергосервисный договор (контракт) рекомендуется включать условие о возложении на исполнителя всех необходимых расходов, связанных с демонтажем оборудования, установленного исполнителем у заказчика в ходе осуществления мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Неотделимые и отделимые улучшения, произведенные исполнителем за свой счет в период действия энергосервисного договора (контракта) на объектах заказчика, на которых осуществляется реализация энергосервисного договора (контракта) рекомендуется передавать без дополнительной оплаты заказчиком по стоимости, определяемой сторонами в акте приема-передач и согласно представленной исполнителем смете по выполненным строительно-монтажным работам.
Отражение перехода права собственности на неотделимые и отделимые (оборудование) улучшения в бухгалтерском (бюджетном) учете заказчика.
Заказчиком получение оборудования, установленного исполнителем в ходе осуществления мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности отражать на соответствующих счетах согласно Приказу Министерства финансов России от 01.12.2010 N 157н.
Учет оборудования, установленного исполнителем у заказчика в ходе осуществления мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности и переданного в установленном порядке заказчику, производится заказчиком по текущей оценочной стоимости, с учетом расчета и единовременного начисления заказчиком суммы амортизации при принятии оборудования к учету за весь период нахождения оборудования в эксплуатации вне зависимости от даты истечения срока действия энергосервисного договора (контракта) или даты его досрочного расторжения.
Учет неотделимых улучшений и переданных заказчику отделимых улучшений, произведенных исполнителем за свой счет в период действия энергосервисного договора (контракта) на объектах заказчика, на которых осуществляется реализация энергосервисного договора (контракта) производится как изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов заказчика по стоимости, указанной сторонами в акте приема-передач и согласно представленной исполнителем смете по выполненным строительно-монтажным работам, составленном на дату перехода указанных улучшений в собственность заказчика.
В целях обеспечения своевременного отражения передачи отделимых и не отделимых улучшений, установленных исполнителем у заказчика в ходе осуществления мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бухгалтерском (бюджетном) учете заказчиком Министерство финансов Российской Федерации обращает внимание на необходимость обеспечения при организации документооборота между заказчиком и исполнителем по энергосервисным договорам (контрактам) выполнения требований по оформлению первичных учетных документов, установленных Приказами Министерства финансов России от 01.12.2010 N 157н и от 30.03.2015 N 52н.
Кроме того, обращаем внимание на необходимость осуществить заказчиком действия по внесению в реестры государственного (муниципального) имущества информации о полученных увеличениях стоимости имущества на неотделимые улучшения и о получении отделимых улучшений (оборудования) в соответствии с нормами действующего законодательства.