2. "Основные направления налоговой политики РФ на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов"
2. Налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в России
Одним из наиболее часто используемых индикаторов ведения деятельности в конкретной стране и сравнения с другими странами являются показатели Doing Business - "Ведение бизнеса", рассчитываемые ежегодно Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией. Результатом сравнительного анализа на основе типовой модели среднего предприятия является оценка различных условий его деятельности.
Российская Федерация в отчете DoingBusiness 2015, который оценивает условия ведения деятельности по итогам 2013 года, занимает 62-ю позицию (Таблица 9).
Таблица 9
Динамика рейтинга "Ведение бизнеса" в России
в 2007 - 2013 гг.
Оцениваемый год/Наименование отчета
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
|
2012 г.
|
2013 г.
|
DB 2009
|
DB 2010
|
DB 2011
|
DB 2012
|
DB 2013
|
DB 2014
|
DB 2015
|
|
Позиция России в общем рейтинге "Ведение бизнеса"
|
120
|
116
|
124
|
118
|
111
|
92/64 <*1>
|
62
|
в т.ч.
|
|||||||
"Налогообложение"
|
134
|
103
|
107
|
94
|
63
|
56/48 <*>
|
49
|
"Регистрация предприятий"
|
н.д.
|
н.д.
|
106
|
111
|
100
|
88/58 <*>
|
34
|
--------------------------------
<*1> Обновленный рейтинг DB 2014 в связи с пересмотром данных.
Оценка проводится по 10 направлениям государственного регулирования, в том числе по направлениям "Налогообложение" и "Регистрация предприятий".
Таблица 10
Значение индикатора "Налогообложение" рейтинга "Ведение
бизнеса" за 2012 - 2013 годы
Индикатор
|
Страны ОЭСР (среднее)
|
Страны G20 (среднее, кроме России)
|
Страны БРИКС (среднее, кроме России)
|
Страны ЕАЭС (среднее, кроме России)
|
Россия
|
|||||
2012
|
2013
|
2012
|
2013
|
2012
|
2013
|
2012
|
2013
|
2012
|
2013
|
|
Рейтинг
|
59/53 <*1>
|
55
|
84/67 <*>
|
67
|
124/118 <*>
|
99
|
95/82 <*>
|
64
|
56/48 <*>
|
49
|
Выплаты (количество)
|
12/12 <*>
|
12
|
13/13 <*>
|
12
|
18/14 <*>
|
14
|
20/20 <*>
|
19
|
7/7 <*>
|
7
|
Время (часы)
|
184/ 185 <*>
|
185
|
218/202 <*>
|
199
|
251/254 <*>
|
235
|
274/274 <*>
|
226
|
177/177 <*>
|
168
|
Налог на прибыль (% прибыли)
|
16,3/16,3 <*>
|
16,5
|
17,7/14,6 <*>
|
14,8
|
20,4/19,7 <*>
|
19,9
|
12,6/12,5 <*>
|
13,4
|
8/8,5 <*>
|
8,4
|
Налог и выплаты на зарплату (% прибыли)
|
23,5/ 23,3 <*>
|
23,3
|
23,1/25,6 <*>
|
25,6
|
26,9/28,6 <*>
|
28,6
|
23,2/22,3 <*>
|
17,4
|
36,7/35,2 <*>
|
35,4
|
Другие налоги (% прибыли)
|
2,1/ 1,9 <*>
|
1,9
|
8,2/4,5 <*>
|
4,8
|
10,3/7,6 <*>
|
7,6
|
2,9/1,6 <*>
|
1,6
|
6,1/5,0 <*>
|
5,1
|
Общая налоговая ставка (% прибыли)
|
41,8/41,6 <*>
|
41,8
|
49,0/4,7 <*>
|
45,2
|
57,5/56,0 <*>
|
56,0
|
38,7/36,4 <*>
|
32,5
|
50,7/48,7 <*>
|
48,9
|
--------------------------------
<*1> Обновленный рейтинг DB 2014 в связи с пересмотром данных.
Индикатор "Налогообложение" предоставляет информацию о налогах, которые должна уплатить в рассматриваемом году компания среднего размера, а также сопоставляет административную нагрузку, связанную с уплатой налогов.
По агрегированному значению индикатора "Налогообложение" за 2013 год Российская Федерация заняла 49 место в рейтинге. По данному показателю Российская Федерация опережает среднее значение по странам БРИКС (в среднем - 99 место), странам "Большой двадцатки" (в среднем - 67 место), странам ЕАЭС (в среднем - 64 место), странам ОЭСР (в среднем - 55 место) (Таблица 10).
Среди стран "Группы 20" только у 7 стран более высокий индивидуальный страновой рейтинг по индикатору "Налогообложение", из них 5 являются членами ОЭСР: Австралия (39 место), Великобритания (16 место), Канада (9 место), США (47 место), Южная Корея (25 место), а также Саудовская Аравия (3 место) и ЮАР (19 место) (рисунок 1).
Рисунок 1 - Значение индикатора "Налогообложение" рейтинга
"Ведение бизнеса" за 2013 год
Индикатор "Регистрация предприятий" отражает оценку процедур, которые должны быть соблюдены предпринимателем, приступающим к созданию промышленной или торговой компании, в соответствии с требованиями законодательства или общей практикой, а также сроки и затраты для их выполнения и минимальный размер уставного капитала.
Таблица 11
Значение индикатора "Регистрация предприятий" рейтинга
"Ведение бизнеса" за 2012 - 2013 годы
Индикатор
|
Страны ОЭСР (среднее)
|
Страны G20 (среднее, кроме России)
|
Страны БРИКС (среднее, кроме России)
|
Страны ЕАЭС (среднее, кроме России)
|
Россия
|
|||||
2012
|
2013
|
2012
|
2013
|
2012
|
2013
|
2012
|
2013
|
2012
|
2013
|
|
Рейтинг
|
61/47 <*1>
|
47
|
85/63 <*>
|
64
|
131/131 <*>
|
128
|
16/26 <*>
|
27
|
88/58 <*>
|
34
|
Процедуры (количество)
|
5/5 <*>
|
5
|
8/6 <*>
|
6
|
11/10 <*>
|
10
|
4/4 <*>
|
4
|
7/6 <*>
|
4
|
Срок (дни)
|
11,1/10 <*>
|
9
|
20,6/16 <*>
|
14
|
46,6/42 <*>
|
41
|
8/8 <*>
|
8
|
15,0/13 <*>
|
11
|
Стоимость (% дохода на душу населения)
|
3,6/4,7 <*>
|
4,4
|
9,8/6,5 <*>
|
5,6
|
13,6/11,5 <*>
|
4,4
|
1,3/1,3 <*>
|
1,2
|
1,3/1,2 <*>
|
1,2
|
Минимальный оплаченный капитал (% валового дохода на душу населения)
|
10,4/11,2 <*>
|
9,9
|
15,0/14,4 <*>
|
11,2
|
50,7/51 <*>
|
27,8
|
0
|
0
|
1,2/1,2 <*>
|
0
|
--------------------------------
<*1> Обновленный рейтинг DB 2014 в связи с пересмотром данных.
По данному показателю Российская Федерация, занимая 34 место, опережает среднее значение по странам БРИКС (128 место), странам "Группы 20" (64 место) и странам ОЭСР (в среднем - 47 место), уступая лишь странам ЕАЭС (в среднем - 27 место) (Таблица 11).
Необходимо отметить, что улучшение позиции Российской Федерации в рейтинге по двум вышеуказанным индикаторам отражено в качестве цели в рамках реализации соответствующих Планов мероприятий ("дорожных карт"):
по индикатору "Налогообложение" - 50-е место к 2015 году исходя из Плана мероприятий "Совершенствование налогового администрирования". Мероприятия указанной карты направлены на сокращение времени взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, упрощение правил ведения учета налогоплательщиками и оптимизацию принятия инвестиционных решений участниками рынка;
по индикатору "Регистрация юридических лиц" - 60-е место к 2015 году, 20-е место к 2018 году исходя из Плана мероприятий "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Мероприятия указанной карты направлены на увеличение количества создаваемых юридических лиц, увеличение доли малого бизнеса в экономике, создание новых рабочих мест и улучшение инвестиционного климата.