1. Налоговая нагрузка

1. Налоговая нагрузка

При анализе налоговой нагрузки в экономике необходимо учитывать, по меньшей мере, два обстоятельства, оказывающих влияние на характер и интерпретацию выводов из такого анализа.

Во-первых, для стран, налоговые доходы которых в большой степени зависят от внешнеторговой ценовой конъюнктуры, принято разделять налоговые доходы, обусловленные исключительно колебаниями такой конъюнктуры, и налоговые доходы, которые более устойчивы к ней. В этой связи принято разделять конъюнктурную и структурную составляющие налоговой нагрузки.

Конъюнктурная компонента налоговых доходов обусловлена лишь колебаниями конъюнктуры мировых рынков, на которых торгуются экспортируемые из страны товары. В свою очередь, структурная компонента налоговой нагрузки - это тот уровень нагрузки, который складывается при средней за несколько лет внешнеэкономической конъюнктуре и характеризует уровень нагрузки на реальный сектор экономики.

Во-вторых, сама по себе величина налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации и соотношение этой величины с иными показателями (величина выручки, добавленной стоимости, валового внутреннего продукта) не являются единственными характеристиками налоговой нагрузки, на основании сравнения которых с аналогичными показателями в других странах (в других отраслях) можно было бы делать выводы об уровне налоговых изъятий.

С учетом приведенных обстоятельств анализ уровня и динамики налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации является важным с точки зрения общей конструкции налоговой системы, поскольку позволяет показать, что с ее помощью следует сглаживать колебания доходов, обусловленные волатильностью внешнеторговой конъюнктуры, что, в свою очередь, требует настройки налоговой системы и различных подходов к налогообложению в различных секторах экономики.

В Таблице 1 приведено соотношение величины доходов бюджета расширенного правительства Российской Федерации (включая консолидированный бюджет Российской Федерации и внебюджетных фондов бюджетной системы Российской Федерации) в 2008 - 2014 годах (2014 год - предварительные данные) и валового внутреннего продукта (далее - ВВП).

Представленные в Таблице 1 данные демонстрируют, что налоговые доходы бюджетной системы (рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей) в долях ВВП снизились по сравнению с 2008 годом, однако на протяжении последних 4 лет оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне 34,4% - 35% ВВП).

Таблица 1

Доходы бюджета расширенного правительства Российской
Федерации в 2008 - 2014 гг. (% к ВВП)

2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
Доходы всего
39,17
35,04
34,62
37,26
37,69
36,93
36,93
Налоговые доходы и платежи
36,04
30,88
31,12
34,50
34,97
34,11
34,42
в том числе
Налог на прибыль организаций
6,09
3,26
3,83
4,06
3,79
3,13
3,33
Налог на доходы физических лиц
4,04
4,29
3,87
3,57
3,64
3,78
3,78
Налог на добавленную стоимость
5,17
5,28
5,40
5,81
5,70
5,35
5,52
Акцизы
0,85
0,89
1,02
1,16
1,35
1,53
1,50
Таможенные пошлины
8,51
6,52
6,74
8,25
8,20
7,51
7,74
Налог на добычу полезных ископаемых
4,14
2,72
3,04
3,65
3,96
3,89
4,07
Единый социальный налог и страховые взносы
5,52
5,93
5,35
6,30
6,60
7,09
6,66
Прочие налоги и сборы <*>
1,73
1,99
1,88
1,71
1,74
1,84
1,82

--------------------------------

<*> Налоги на совокупный доход, налоги на имущество, налоги и платежи, связанные с добычей полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины.

Источники данных: ВВП - Росстат (данные по состоянию на 02.04.2015), доходы бюджета расширенного правительства - Казначейство России.

При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в России традиционно выделяют нефтегазовые доходы - налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку в Российской Федерации по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые из этих источников (Таблица 2). По мнению Правительства Российской Федерации, в состав таких доходов в аналитических целях следует также добавить доходы от акцизов на нефтепродукты.

Из представленной Таблицы 2 видно, что доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, составляют в среднем около трети от общей величины налоговых изъятий в ВВП.

Таблица 2

Доходы бюджета расширенного правительства
от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти
и нефтепродуктов в 2008 - 2014 гг. (% к ВВП)

2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
Налоговые доходы и платежи
36,04
30,88
31,12
34,50
34,97
34,11
34,42
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов
11,17
8,19
8,64
10,75
11,16
10,66
11,11
из них:
НДПИ на нефть
3,81
2,41
2,74
3,30
3,43
3,31
3,45
НДПИ на газ
0,24
0,21
0,20
0,25
0,43
0,49
0,52
Акцизы на нефтепродукты
0,34
0,38
0,37
0,51
0,59
0,63
0,54
Вывозные таможенные пошлины на нефть
4,32
3,10
3,61
4,17
4,00
3,53
3,67
Вывозные таможенные пошлины на газ
1,19
1,12
0,42
0,69
0,70
0,72
0,68
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты
1,27
0,98
1,30
1,67
1,82
1,82
2,09
Таможенная пошлина (при вывозе из РБ за пределы ТС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти)
0,00
0,00
0,00
0,16
0,19
0,16
0,15
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов
24,87
22,69
22,48
23,75
23,81
23,45
23,31

Источники данных: ВВП - Росстат (данные по состоянию на 02.04.2015), доходы бюджета расширенного правительства - Казначейство России.

Таким образом, налогообложение нефтегазового сектора стабильно обеспечивает около трети совокупных доходов (Таблица 3). При этом в 2014 году налоговые доходы от нефтегазового сектора, определяемые указанным выше способом, составили 11,11% ВВП, от других видов деятельности - 23,31% ВВП.

Таблица 3

Налоговая нагрузка на нефтегазовый сектор
и влияние на доходы бюджетов расширенного правительства
в 2008 - 2014 гг. (% к ВВП)

2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
Налоговые доходы и платежи
36,04
30,88
31,12
34,50
34,97
34,11
34,42
налоговые доходы по виду деятельности к ВВП всего <1>
Добыча сырой нефти и природного газа
предоставление услуг в этих областях
12,00
8,69
9,22
11,17
11,41
10,97
11,66
Остальные виды деятельности
24,04
22,19
21,90
23,33
23,56
23,15
22,75
налоговые доходы по виду деятельности к ВВП по виду деятельности <2>
Добыча сырой нефти и природного газа;
предоставление услуг в этих областях
88,95
75,21
75,43
78,89
76,84
77,09
81,46
Остальные виды деятельности
27,78
25,09
24,95
27,18
27,68
26,98
26,74

--------------------------------

<1> Налоговая нагрузка на нефтегазовый сектор рассчитана как отношение всех налоговых, таможенных платежей и страховых взносов (ЕСН), уплаченных организациями, осуществляющими деятельность в области добычи сырой нефти и природного газа, и предоставление услуг в этих областях, к ВВП.

<2> Налоговая нагрузка на нефтегазовую отрасль к ВВП по виду экономической деятельности рассчитана как отношение налоговых, таможенных платежей и страховых взносов (ЕСН) к ВВП по виду экономической деятельности (сумма валовой добавленной стоимости и чистых налогов на продукты).

Источники данных: ВВП по видам экономической деятельности - Росстат (данные по состоянию на 02.04.2015), доходы по видам экономической деятельности - ФНС России.

Что касается уровня налоговой нагрузки по другим видам налогов, определяемый как доля соответствующих налоговых доходов в ВВП, то стабильный уровень налоговой нагрузки наблюдался применительно к налогу на доходы физических лиц: за последние 7 лет средний уровень доходов составил 3,85% ВВП, при этом по итогам 2014 года несколько снизился до 3,78% ВВП.

Также относительно стабильный уровень налоговой нагрузки наблюдался в отношении налога на добавленную стоимость: в 2008 году - 5,17% ВВП и в 2014 году - 5,52% ВВП.

Наиболее существенное снижение налоговой нагрузки (на 2,76 процентных пункта ВВП) за анализируемый период произошло по налогу на прибыль организаций с 6,09% ВВП до 3,33% ВВП. При этом снижение почти в два раза произошло на рубеже 2008 и 2009 годов, что обусловлено мировым финансовым кризисом 2008 года, а также принятыми в 2008 - 2009 годах антикризисными мерами налоговой политики.

Более чем в 1,8 раза увеличился размер доходов бюджетной системы от акцизного налогообложения (с 0,85% ВВП в 2008 году до 1,50% ВВП в 2014 году). Это связано, в первую очередь, с индексацией ставок акцизов темпами, опережающими темп роста инфляции.

В период 2012 - 2014 годов индексация ставок акцизов на алкогольную продукцию, производимую с добавлением этилового спирта, осуществлялась темпами, существенно превышающими индекс инфляции, а также темпы роста ставок акцизов на другие подакцизные товары (за исключением табачной продукции и нефтепродуктов) (Таблица 4).

Таблица 4

Ставки акцизов на алкогольную продукцию с 2008 по 2017 год

2008
2009
2010
2011
01.01.1202
01.07.2012
2013
2014
2015
2016
2017
Алкогольная продукция крепостью свыше 9% (руб. за 1 литр спирта, содержащегося в продукции)
173
191
210
231
254
300
400
500
500
500
523
Темп роста, раз
1,07
1,10
1,10
1,10
1,10
1,18
1,33
1,25
1,00
1,00
1,05
Алкогольная продукция крепостью менее 9% (руб. за 1 литр спирта, содержащегося в продукции)
110
121
158
190
230
270
320
400
400
400
418
Темп роста, раз
0,68
1,10
1,31
1,20
1,21
1,17
1,19
1,25
1,00
1,00
1,05
Вина натуральные (руб. за 1 литр)
2,4
2,6
3,5
5
6
7
8
8
9
10
Темп роста, раз
1,09
1,08
1,35
1,43
1,20
1,17
1,14
1,00
1,13
1,11
Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие (руб. за 1 литр)
0,5
0,5
4
8
22
24
25
31
37
39
Темп роста, раз
1,00
1,00
8,00
2,00
2,75
1,09
1,04
1,24
1,19
1,05
Пиво с содержанием объемной доли этилового спирта от 0,5 до 8,6% включительно (руб. за 1 литр)
2,74
3
9
10
12
15
18
18
20
21
Темп роста, раз
1,32
1,09
3,00
1,11
1,20
1,25
1,20
1,00
1,11
1,05

На 2015 год было принято решение не повышать ставки акцизов на алкогольную продукцию; начиная с 2016 - 2017 гг. законодательством предусмотрено повышение ставок акцизов на отдельные товары алкогольной группы, однако не такими высокими темпами, как до 2015 года.

Что касается ставок акцизов на табачную продукцию, то здесь налоговая политика определялась планом мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака в 2010 - 2015 годах, а также Федеральным законом "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".

Так, с 2008 года по 2014 год минимальная ставка акциза на сигареты с фильтром была увеличена более чем в 7 раз, специфическая ставка в 6,6 раз, а адвалорная ставка - на 3 процентных пункта (Таблица 5).

Начиная с 2012 года, установлены единые ставки акциза на сигареты без фильтра и на сигареты с фильтром.

Такая политика позволила увеличить доходы, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации от акцизов на табачную продукцию, с учетом импорта, в 4,88 раза - с 65,3 млрд. руб. в 2008 году до 318,8 млрд. руб. в 2014 году.

Таблица 5

Ставки акцизов на табачную продукцию с 2008 по 2017 год

Ед. изм.
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
Сигареты с фильтром
Минимальная ставка
руб./1000 шт.
142
177
250
360
510
730
1 040
1 330
1 680
1 930
Темп роста, раз
1,23
1,25
1,41
1,44
1,42
1,43
1,42
1,28
1,26
1,15
Адвалорная ставка
%
5,50%
6,00%
6,50%
7,00%
7,50%
8,00%
8,50%
11,00%
12,00%
13,00%
Темп роста, раз
1,10
1,09
1,08
1,08
1,07
1,07
1,06
1,29
1,09
1,08
Специфическая ставка
руб./1000 шт.
120
150
205
280
390
550
800
960
1 250
1 420
Темп роста, раз
1,20
1,25
1,37
1,37
1,39
1,41
1,45
1,20
1,30
1,14
Сигареты без фильтра
Минимальная ставка
руб./1000 шт.
72
93
155
310
510
730
1 040
1 330
1 680
1 930
Темп роста, раз
1,20
1,29
1,67
2,00
1,65
1,43
1,42
1,28
1,26
1,15
Адвалорная ставка
%
5,50%
6,00%
6,50%
6,50%
7,50%
8,00%
8,50%
11,00%
12,00%
13,00%
Темп роста, раз
1,10
1,09
1,08
1,00
1,15
1,07
1,06
1,29
1,09
1,08
Специфическая ставка
руб./1000 шт.
55
72
125
250
390
550
800
960
1 250
1 420
Темп роста, раз
1,22
1,31
1,74
2,00
1,56
1,41
1,45
1,20
1,30
1,14

Необходимо отметить, что расчет уровня налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации сопоставим с аналогичными расчетами по странам-членам ОЭСР (Таблица 6).

Средний уровень налоговой нагрузки на экономику в странах-членах ОЭСР в 2013 году составил 34,46% к ВВП, что на 0,35 процентных пункта выше значения в России - 34,11% к ВВП. При этом уровень налоговой нагрузки в России без учета нефтегазовых доходов в 2013 году составил - 23,45% к ВВП, что на 11,01 п. п. ниже среднего значения по ОЭСР.

Таблица 6

Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР

(% ВВП)

Страна
2008
2009
2010
2011
2012
2013
Австралия
27,06
25,82
25,58
26,29
27,29
н.д.
Австрия
42,70
42,45
40,90
41,03
41,67
42,52
Бельгия
44,16
43,10
42,37
42,90
43,95
44,64
Великобритания
35,67
34,17
32,81
33,59
33,05
32,88
Венгрия
40,18
39,85
37,56
36,86
38,45
38,92
Германия
36,97
37,37
35,03
35,70
36,45
36,68
Голландия
39,09
38,18
36,15
35,88
36,33
н.д.
Греция
32,57
30,49
31,08
32,49
33,71
33,51
Дания
48,18
47,76
46,46
46,61
47,16
48,58
Израиль
33,77
31,35
30,58
30,87
29,64
30,52
Ирландия
28,76
27,59
26,76
26,67
27,26
28,29
Исландия
36,79
33,88
33,33
34,46
35,31
35,55
Испания
33,26
30,92
31,44
31,22
32,06
32,58
Италия
43,27
43,39
41,54
41,37
42,75
42,64
Канада
32,33
31,42
30,54
30,37
30,69
30,56
Люксембург
35,55
39,05
38,00
37,50
38,49
39,34
Мексика
21,00
17,42
18,53
19,51
19,59
19,68
Новая Зеландия
33,72
31,11
31,05
31,40
32,99
32,09
Норвегия
42,60
41,99
42,64
42,70
42,30
40,78
Польша
34,29
31,74
31,25
31,78
32,07
н.д.
Португалия
35,25
30,71
30,04
32,02
31,19
33,44
Словакия
29,32
29,08
27,73
28,34
28,08
29,63
Словения
37,18
36,99
36,73
36,28
36,55
36,81
США
26,06
23,29
23,71
24,01
24,38
25,44
Турция
24,22
24,64
26,20
27,83
27,64
29,31
Финляндия
43,13
42,85
40,79
42,03
42,83
44,00
Франция
43,18
42,46
41,58
42,86
44,00
45,04
Чехия
36,04
33,76
32,55
33,35
33,78
34,10
Чили
22,50
17,21
19,53
21,22
21,39
20,23
Швейцария
29,08
28,74
26,50
27,02
26,92
27,05
Швеция
46,30
46,56
43,06
42,29
42,35
42,78
Эстония
31,70
35,35
33,23
31,91
32,11
31,84
Южная Корея
26,52
25,53
23,24
24,01
24,76
24,31
Япония
28,15
26,96
27,59
28,64
29,52
н.д.
Средняя по ОЭСР <1>
34,72
33,62
32,83
33,27
33,73
34,46
Россия
36,04
30,88
31,12
34,34
34,80
33,56
Россия (без учета нефтегазовых доходов)
24,87
22,69
22,48
23,59
23,63
22,90

--------------------------------

<1> Здесь и далее - средняя арифметическая.

Источники данных: данные по ОЭСР - Revenue Statistics 1965 - 2013.

Кроме того, уровень налоговой нагрузки без учета в ВВП доходов от организаций, осуществляющих деятельность в области добычи сырой нефти и природного газа и предоставление услуг в этих областях, составил 23,15% к ВВП в 2013 году, что также на 11,31 п. п. ниже среднего значения по ОЭСР. Корректность такого сопоставления обеспечивается двойственным характером платежей от нефтегазового сектора - с одной стороны, НДПИ и вывозные пошлины на нефть имеют явно выраженный фискальный характер, с другой стороны, они могут рассматриваться как форма платежей недропользователя их собственнику - государству.

Таблица 7

Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР по видам
налоговых доходов в 2013 году

(% ВВП)

Страна
Всего налоговых поступлений
Налоги на прибыль, доходы
Страховые взносы
Налоги с заработной платы (за исключением НДФЛ)
Имущественные налоги
Налоги на товары (работы, услуги)
Остальные налоги
Таможенные пошлины (ЕС)
Австралия
н.д.
н.д.
н.д.
н.д.
н.д.
н.д.
н.д.
н.д.
Австрия
42,52
12,53
14,59
2,93
0,72
11,45
0,20
0,10
Бельгия
44,64
15,85
14,17
0,00
3,54
10,77
0,01
0,31
Великобритания
32,88
11,70
6,22
-
4,06
10,86
-
0,17
Венгрия
38,92
6,43
12,86
1,01
1,32
17,02
0,19
0,09
Германия
36,68
11,38
13,98
-
0,92
10,24
0,01
0,15
Голландия
н.д.
н.д.
н.д.
н.д.
н.д.
н.д.
н.д.
н.д.
Греция
33,51
7,71
10,62
-
2,18
12,93
-
0,08
Дания
48,58
30,67
0,79
0,33
1,84
14,78
0,01
0,16
Израиль
30,52
9,68
5,07
1,17
2,71
11,88
-
н.д.
Ирландия
28,29
11,72
4,40
0,17
2,18
9,67
0,01
0,14
Исландия
35,55
16,39
3,63
0,35
2,52
12,11
0,54
н.д.
Испания
32,58
9,61
11,28
-
2,15
9,12
0,29
0,13
Италия
42,64
14,23
12,98
-
2,69
10,65
1,98
0,12
Канада
30,56
14,39
4,86
0,65
3,22
7,43
0,02
н.д.
Люксембург
39,34
13,87
11,27
-
2,88
11,23
0,06
0,03
Мексика
19,68
5,96
3,06
н.д.
н.д.
н.д.
н.д.
н.д.
Новая Зеландия
32,09
17,75
-
-
1,96
12,37
0,00
н.д.
Норвегия
40,78
18,57
9,72
-
1,23
11,26
-
н.д.
Польша
н.д.
н.д.
н.д.
н.д.
н.д.
н.д.
н.д.
н.д.
Португалия
33,44
10,90
8,93
-
1,11
12,14
0,27
0,09
Словакия
29,63
5,34
13,29
-
0,45
10,39
-
0,16
Словения
36,81
6,57
14,75
0,07
0,69
14,60
-
0,14
США
25,44
12,11
6,16
-
2,83
4,34
-
н.д.
Турция
29,31
5,93
8,04
-
1,36
13,50
0,48
н.д.
Финляндия
44,00
15,29
12,73
-
1,29
14,57
0,03
0,08
Франция
45,04
10,90
16,75
1,58
3,81
10,84
1,07
0,09
Чехия
34,10
7,04
14,76
-
0,47
11,69
0,01
0,14
Чили
20,23
7,25
1,44
-
0,81
10,75
-0,02
н.д.
Швейцария
27,05
12,34
6,73
-
1,78
6,20
-
н.д.
Швеция
42,78
14,84
9,80
4,60
1,07
12,30
0,05
0,13
Эстония
31,84
7,24
11,09
-
0,31
13,05
-
0,15
Южная Корея
24,31
7,13
6,40
0,07
2,51
7,47
0,73
н.д.
Япония
н.д.
9,52
н.д.
-
2,66
5,28
0,08
н.д.
Средняя по ОЭСР
34,46
11,64
9,30
1,18
1,91
11,03
0,30
0,13
Россия
34,11
6,91
7,09
0
1,36
6,88
4,36
7,51
Россия (без учета нефтегазовых доходов)
23,45
6,91
7,09
0
1,36
6,25
0,57
1,27

В приложении 2 приведен анализ налоговой нагрузки по видам налоговых доходов на экономику стран ОЭСР за 2007 - 2013 годы.

Помимо анализа налоговой нагрузки в сравнении со странами ОЭСР, проведен сравнительный анализ налоговой нагрузки на экономику Российской Федерации и экономику стран БРИКС и Евразийского экономического союза на основании данных Международного валютного фонда (Таблица 8).

Таблица 8

Налоговая нагрузка на экономику в странах БРИКС
и Евразийского экономического союза (% налоговых
доходов к ВВП)

Страна
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
Россия
39,17
35,04
34,62
37,26
37,67
36,62
36,64
Средняя по ЕАЭС (кроме России)
32,34
30,28
29,32
30,10
30,90
31,21
30,39
Армения (с 10.10.2014)
20,48
20,87
21,22
22,09
22,31
23,67
23,55
Беларусь
50,68
45,78
41,59
38,76
40,53
41,95
41,84
Казахстан
28,30
22,14
23,94
27,70
26,92
25,26
25,63
Киргизия (с 01.05.2015)
29,91
32,32
30,54
31,84
33,82
33,94
30,51
Средняя по БРИКС (кроме России)
27,18
26,32
27,12
27,80
28,56
28,65
28,45
Бразилия
36,73
34,82
37,10
36,95
38,12
37,87
38,19
Индия
19,71
18,52
18,82
18,71
19,48
19,76
19,47
Китай
22,65
23,83
25,08
27,68
28,36
28,18
27,36
Южная Африка
29,62
28,10
27,46
27,87
28,30
28,77
28,80

Источники данных: Международный валютный фонд (http://elibrary-data.imf.org).

При анализе и сопоставлении показателей налоговой нагрузки в разных странах и их объединениях необходимо иметь в виду, что методики расчета таких показателей могут отличаться: показатель налоговой нагрузки по Российской Федерации по данным Международного валютного фонда (2013 год - 36,62%) отличается от показателя налоговой нагрузки, рассчитанного в соответствии с методикой, применяемой ОЭСР (налоговая нагрузка в России за 2013 год - 34,11%). Это связано с различными подходами к определению общей суммы налоговых доходов. В частности, могут по-разному учитываться таможенные пошлины, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, взносы на обязательное социальное страхование.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что уровень налоговой нагрузки в экономике России (по данным МВФ) выше, чем в странах БРИКС и Евразийского экономического союза (исключение - Бразилия и Беларусь, в которых показатель налоговой нагрузки выше, чем в России).

Сам по себе этот факт может свидетельствовать о том, что российская налоговая система менее конкурентоспособна, чем в указанных странах, даже с учетом того, что, как было отмечено ранее, существенная часть налоговой нагрузки в России приходится на нефтегазовый сектор (в Казахстане и многих других странах доходы от добывающего сектора также в значительной степени формируют налоговые доходы бюджетов).

Однако, во-первых, инвестиционная привлекательность Российской Федерации для ведения предпринимательской деятельности формируется не только за счет абсолютного уровня налоговых изъятий и, как показано в следующем разделе, в целом налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в России улучшаются. Во-вторых, в рассматриваемых странах сильно различаются условия, определяющие уровень расходных обязательств бюджетов - охват граждан системой пенсионного, социального и медицинского страхования и уровень социальных расходов, масштаб необходимых затрат на обеспечение обороноспособности и безопасности страны, расходы на создание и поддержание необходимой инфраструктуры и т.д.

Несмотря на эти обстоятельства, именно исходя из необходимости улучшения инвестиционного климата и создания условий для экономического роста, было принято решение не допускать увеличения налоговой нагрузки в стране в ближайшие годы, а по возможности - использовать все имеющиеся возможности для ее снижения (в первую очередь, для малого бизнеса и новых инвестиционных проектов).