14. Генеральный план и транспорт

14. Генеральный план и транспорт

14.1. Застройка территории (горизонтальная планировка).

14.1.1. Решение генерального плана ПС увязывается со схемой разводки ВЛ всех напряжений, положением подъездной автомобильной (железной) дороги.

Размещение всех зданий, сооружений, автодорог и инженерных сетей выполняется с обеспечением перспективного расширения ПС.

При расположении ПС на территории промышленного предприятия генеральный план ПС увязывается с генеральным планом предприятия.

14.1.2. Расположение сооружений и оборудования на площадке ПС предусматривает:

а) использование индустриальных методов производства строительных и монтажных работ;

б) ревизию, ремонты и испытания оборудования с применением машин, механизмов и передвижных лабораторий;

в) проезд (подъезд) пожарных Автомашин;

г) доставку тяжеловесного оборудования с помощью автотранспортных средств;

д) минимальную плотность застройки ПС (%) не менее указанной по напряжениям:

Напряжение, кВ                           35   110 - 220  330 - 750
Минимальная плотность застройки ПС, %    80   75         68.

Примечания. 1. Плотность застройки ПС определяется в процентах как отношение площади застройки к площади ПС в ограде.

2. Площадь застройки определяется как сумма площадей ОРУ (в пределах их ограждений) и всех зданий, сооружений и монтажных площадок с учетом резервируемой площади в пределах ограды, определенной согласно расчетному периоду.

3. Указанные в таблице процентные значения не распространяются на реконструируемые ПС.

14.1.3. Взаимное размещение РУ предусматривает минимальное количество пересечений и углов поворота на подходах ВЛ к ПС, минимальную протяженность внутриплощадочных дорог и инженерных сетей, а также токопроводов, связывающих РУ с трансформаторами.

14.1.4. При разработке генерального плана здания и сооружения ПС группируются в две основные зоны:

а) зону основных технологических зданий и сооружений (общеподстанционный пункт управления, здание релейного щита, здание ЗРУ, здание компрессорной, ОРУ, трансформаторные группы, реакторные группы и синхронные компенсаторы);

б) зону вспомогательных зданий и сооружений (мастерская для ревизии трансформаторов, здание масляного хозяйства, открытый склад масла, гараж, склад, насосная одного подъема, совмещенная с артезианской скважиной, резервуары противопожарного водоснабжения и др.).

14.1.5. Здания и сооружения вспомогательного назначения, не связанные технологически с РУ, а также ОПУ отделяются от ОРУ ограждением, за исключением ПС типа КТПБ.

14.1.6. На ПС 500 кВ и выше и особо важных ПС 220 - 330 кВ по периметру внешнего ограждения с внутренней стороны ПС предусматривается незастраиваемая полоса земли шириной 5,0 м для устройства охранных мероприятий.

14.1.7. Ограждение территории ПС выполняется в объеме, предусмотренном проектом на расчетный период.

Территория, предусмотренная для расширения ПС после расчетного периода, оговаривается проектом, оформляется при отводе площадки, как не подлежащая застройке, и не ограждается. До расширения ПС эта территория может быть использована для сельскохозяйственных нужд.

14.1.8. Свободная от застройки территория ПС озеленяется путем засева травами. Территория ОРУ может засеиваться травой, а отдельные участки засыпаться гравием или щебнем. Вне ОРУ возможна посадка кустарников и деревьев.

14.1.9. На территории ОРУ для обеспечения обходов дежурного персонала предусматривается устройство пешеходных дорожек простейшей конструкции.

Пешеходные дорожки сооружаются в соответствии с маршрутом обхода, разработанным для проектируемого ОРУ.

14.1.10. Полоса отвода земли вокруг внешнего ограждения предусматривается шириной не более 1,0 м при отсутствии за пределами ограды инженерных сооружений (водоотводные канавы, откосы планировки и др.), а при наличии сооружений - с учетом их размещения.

14.1.11. При размещении ПС в лесных массивах, заповедниках, парках предусматривается согласованная с природоохранными организациями вырубка леса.

14.2. Вертикальная планировка.

14.2.1. При вертикальной планировке территории ПС применяются:

а) сплошная система планировки с выполнением планировочных работ по всей территории;

б) выборочная или местная система планировки с выполнением планировочных работ только на участках, где расположены отдельные здания с сохранением естественного рельефа на остальной территории.

Выборочная система планировки применяется также при наличии скальных грунтов, при необходимости сохранения деревьев и при неблагоприятных гидрогеологических условиях.

14.2.2. Основные здания и сооружения ПС, имеющие значительную протяженность, - открытые и закрытые РУ и общеподстанционный пункт управления, продольный путь перекатки трансформаторов, а также внутриплощадочные автодороги, используемые для доставки тяжеловесного оборудования, как правило, располагаются своими продольными осями параллельно горизонталям естественного рельефа.

14.2.3. Вертикальная планировка проектируется с максимальным использованием естественного рельефа, как правило, с нулевым балансом земляных масс.

Уклоны поверхности площадки принимаются не менее 0,003. Уклоны вдоль ячеек ОРУ, как правило, не более 0,05 - для глинистых грунтов, 0,03 - для песчаных и вечномерзлых грунтов, 0,01 - для грунтов легкоразмываемых (лесс, мелкие пески). В условиях просадочных грунтов II типа минимальные уклоны планируемой поверхности принимаются 0,005.

14.2.4. В особо трудных условиях горной и пересеченной местности возможно планировать территорию ПС террасами.

Сопряжение террас производится откосами, а при стесненных условиях можно заменять откосы подпорными стенками. Высоту откосов, исходя из условий эксплуатации ПС, рекомендуется принимать не более 2,5 м. Уклоны вдоль ячеек ОРУ, указанные в п. 14.2.3, можно увеличивать с соблюдением мероприятий, исключающих размыв поверхности. В исключительных случаях в особо трудных условиях горной и пересеченной местности при выполнении требований ПУЭ и техники безопасности работы механизмов уклоны могут быть увеличены до 0,12.

14.2.5. Отвод атмосферных вод с площадки ПС, как правило, осуществляется поверхностным способом. Допустимость осуществления поверхностного отвода атмосферных вод с территории ПС обосновывается в разделе "Охрана окружающей среды" при отсутствии источников загрязнения как для экологически чистого производства и согласовывается с заинтересованными организациями. Трансформаторы оборудуются системой аварийных маслосборников и маслостоков. Устройство дождеприемников допускается при наличии технико-экономического обоснования.

14.2.6. Рекомендуется, чтобы отметка пола первого этажа зданий была выше планировочной отметки участка, примыкающего к зданию, не менее чем на 15 см. При этом отметка низа отмостки превышает планировочную отметку не менее чем на 0,05 м.

14.2.7. При размещении ПС на заболоченной или подтопляемой территории предусматривается защита от заболочения и затопления. Защита площадки от затопления атмосферными водами, притекающими с нагорной стороны, производится с помощью водозащитных сооружений (нагорная канава).

14.3. Автомобильные дороги.

14.3.1. Для ПС предусматриваются следующие виды автомобильных дорог:

подъездная дорога для связи ПС с общей сетью автомобильных дорог;

резервный подъезд к ПС (при площади ПС более 5 га);

внутриплощадочные автомобильные дороги.

Для перевозки тяжелых грузов (трансформаторов, шунтирующих реакторов, СК) от разгрузочной площадки железнодорожной станции или причала водного транспорта до площадки ПС в случае отсутствия подъездного железнодорожного пути разрабатывается автодорожный маршрут.

14.3.2. Проект подъездных Автомобильных дорог ПС увязывается со схемами районных планировок и с генеральными планами населенных пунктов и промышленных предприятий при расположении площадки в пределах последних.

14.3.3. Подъездные автомобильные дороги относятся к V категории по строительным нормам и правилам и, как правило, имеют ширину проезжей части 4,5 м, а в пределах населенных пунктов - в соответствии с типом существующих или проектируемых Автомобильных дорог по согласованию с местными организациями. При доставке оборудования трейлерами грузоподъемностью 200 т и более ширина проезжей части уточняется в каждом конкретном случае в зависимости от габаритов транспортных средств.

Внутриплощадочные автомобильные дороги имеют ширину проезжей части 3,5 м, кроме трейлерного проезда, являющегося продолжением подъездной автодороги в пределах площадки, ширина которого выполняется равной 4,5 м.

Покрытие ремонтных площадок у трансформаторов выполняется аналогично покрытию основных внутриплощадочных дорог.

14.3.4. Автомобильные дороги, являющиеся также и пожарными проездами с усовершенствованным облегченным покрытием, предусматриваются, как правило, к следующим зданиям, сооружениям и установкам: трансформаторам, шунтирующим реакторам, СК, к зданию маслохозяйства и емкостям масла, ОПУ, ЗРУ, вдоль рядов выключателей ОРУ напряжением 110 кВ и выше, вдоль батарей конденсаторов статических компенсаторов, к каждой фазе выключателей 330 - 750 кВ, компрессорной, складу хранения водорода и материальному складу, насосным резервуарам воды.

Ко всем остальным зданиям и сооружениям предусматриваются проезды с щебеночным (гравийным) или грунтощебеночным покрытием, обеспечивающим круглогодичный проезд автотранспорта.

14.3.5. Внутриплощадочные автодороги ПС напряжением 220 кВ и выше проектируются, как правило, по кольцевой системе.

14.3.6. Покрытие проезжей части подъездных основных внутриплощадочных Автомобильных дорог выполняется:

а) для ПС 35 и 110 кВ с использованием местных дорожно-строительных материалов на основе сравнения вариантов:

щебеночное или гравийное;

чернощебеночное или черногравийное.

В отдельных случаях при специальном обосновании для ПС 110 кВ возможно устройство асфальтобетонного, цементобетонного покрытия.

При отсутствии местных дорожных строительных материалов покрытие дорог на ПС, расположенных в северной строительно-климатической зоне, выполняется из сборных железобетонных плит.

При благоприятных грунтовых условиях, обеспечивающих круглогодичный проезд автотранспорта для ПС 35 и 110 кВ, можно проектировать автомобильные дороги с низшим покрытием (из грунтов, улучшенных местным каменным материалом);

б) для ПС 220 кВ и выше:

асфальтобетонное;

с применением сборных железобетонных плит при специальном обосновании (отсутствие местных дорожных строительных материалов, асфальтобетонных заводов, неблагоприятные климатические и гидрологические условия), когда это требуется по условиям доставки тяжелого оборудования.

14.3.7. В отдельных случаях при отсутствии в районе сооружения ПС 220 - 750 кВ асфальтобетонных заводов и наличии автомобильных дорог с переходным покрытием (щебеночное, гравийное и др.), обеспечивающих круглогодичное движение автотранспорта и безрельсовую доставку тяжеловесного оборудования, возможно покрытие автомобильных дорог ПС, аналогичное существующему на дорогах, к которым осуществляется примыкание.

14.3.8. Покрытие подъездных дорог ПС 110 кВ и выше протяженностью до 200 м, примыкающих к дорогам с усовершенствованным покрытием, и участок внутриплощадочной дороги до места установки или разгрузки тяжелого оборудования можно выполнять из сборных железобетонных плит.

14.3.9. Существующие автодороги на реконструируемой ПС обследуются на возможность их дальнейшего использования с точки зрения технического состояния их конструкции и габаритов для провозки и обслуживания вновь устанавливаемого оборудования. При необходимости выполняется проект реконструкции автодорог.

14.4. Железные дороги. Пути перекатки трансформаторов.

14.4.1. Подъездные железнодорожные пути нормальной колеи к ПС 220 - 750 кВ предусматриваются в случае технической невозможности доставки тяжеловесных грузов (трансформаторов, шунтирующих реакторов, СК) трейлерами по автодорогам или при наличии обоснований.

14.4.2. Подъездной железнодорожный путь предусматривается до трансформаторной башни, а при ее отсутствии - до места установки или разгрузки трансформаторов (шунтирующих реакторов). Трасса подъездного железнодорожного пути, как правило, совпадает на территории ПС с продольным путем перекатки трансформаторов.

14.4.3. Продольный путь перекатки трансформаторов, как правило, совмещается с автомобильной дорогой и по возможности выполняется горизонтальным.

В исключительных случаях по условиям вертикальной планировки продольный уклон пути принимается не более 1%.

14.4.4. Примыкание подъездного железнодорожного пути возможно к станционным железнодорожным путям и к путям промышленных предприятий.

14.4.5. Применение старогодних рельсов при строительстве путей и путей перекатки трансформаторов не допускается.