Приложение 2. к заключению об экспертизе приказа Минсельхозпрода России от 18 октября 1999 г. N 707 "Об утверждении Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений"

Приложение 2
к заключению об экспертизе
приказа Минсельхозпрода России
от 18 октября 1999 г. N 707
"Об утверждении Порядка реализации
и транспортировки семян
сельскохозяйственных растений"

Используемые сокращения:

Сокращение
Обозначение
Кировская область
Департамент экономического развития Кировской области
Пензенская область
Управление Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области
Республика Коми
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми
Оренбургская область
Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области
Астраханская область
Министерство сельского хозяйства Астраханской области
Приморский край
Департамент экономики Приморского края
Московская область
Министерство экономики Московской области
Красноярский край
Филиал ФГБУ "Россельхозцентр" по Красноярскому краю
Деловая Россия
Общероссийская общественная организация "Деловая Россия"
"КВС РУС"
ООО "КВС РУС"

Сводная таблица

1. Наличие какой проблемы способствовало принятию НПА? Актуальна ли данная проблема сегодня?

Кировская область
Пензенская область
Республика Коми
Оренбургская область
Астраханская область
Приморский край
Московская область
Красноярский край
Деловая Россия
"КВС РУС"
Приведение Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений, утвержденного приказом Минсельхозпрода России от 18 октября 1999 г. N 707, в соответствие с действующим законодательством и международными требованиями при переходе отечественного семеноводства на рыночные условия работы.
Для осуществления порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных семян и во исполнение Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" и был утвержден Минсельхозпродом РФ от 18 октября 1999 г. N 707 "Порядок реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений" (далее по тексту - "Порядок"). Данная проблема актуальна и сегодня.
Принятие нормативно - правового акта актуально и сегодня в целях осуществления семенного контроля и недопущения на рынок некондиционного семенного и посадочного материала.
Определение основных правил при реализации и транспортировке партий семян сельскохозяйственных растений.
Принятие данного правового акта вызвано тем, что в результате перехода семеноводства от планово-административного регулирования на рыночные отношения возникли проблемы с контролем качества в семеноводстве, и в частности, на рынке семян.
Введение данного Порядка позволило обеспечить контроль качества реализуемой продукции, охрану интересов участников рынка семян, соблюдение прав потребителей. Данная проблема актуальна и сегодня.
Необходимость в унификации упаковки и маркировки, установлении единых правил транспортировки и реализации.

2. Какие поведенческие мотивы способствуют возникновению указанной проблемы?

Кировская область
Пензенская область
Республика Коми
Оренбургская область
Астраханская область
Приморский край
Московская область
Красноярский край
Деловая Россия
"КВС РУС"
Повышение качества реализуемых партий семян, их сохранность при транспортировке.
Недобросовестность физических и юридических лиц, осуществляющих производство, реализацию и транспортировку семян сельскохозяйственных растений, включая и розничную торговлю пакетированных семян овощных, пряных и цветочных культур.
Возникновению данной проблемы способствовало проникновение на рынок контрафактных, фальсифицированных, недоброкачественных партий семян растений.
Реализация семян без документов, без подтверждения сортности и посевных качеств, контрафактная продукция.
Возникновению указанной проблемы способствует появление на рынке семян физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области семеноводства сельскохозяйственных растений, но ранее не занимавшихся данным видом деятельности; невозможность визуальной идентификации партии семян и сопровождающих ее документов; отсутствие или недостаток информации о партии, качестве или сроке реализации семян (особенно в розничной торговле); приток семян по импорту.

3. Насколько корректно разработчик НПА определил те факторы, которые обуславливают необходимость государственного вмешательства? Насколько цель государственного регулирования соответствует сложившейся проблемной ситуации?

Кировская область
Пензенская область
Республика Коми
Оренбургская область
Астраханская область
Приморский край
Московская область
Красноярский край
Деловая Россия
"КВС РУС"
Государственное вмешательство необходимо, для того чтобы исключить продажу партий семян, которые не отвечают сортовым и посевным качествам.
Разработчик данного нормативного акта очень четко определил все факторы, которые обуславливают необходимость государственного вмешательства при реализации и транспортировке семян. Цель государственного регулирования соответствует сложившейся действительности по реализации и транспортировке семян.
Необходимость государственного вмешательства нужна. Цель государственного регулирования соответствует сложившейся проблемной ситуации, порядок реализации и транспортировки семян должен быть установлен государством единый для всех субъектов предпринимательства.
Государственное регулирование в данной области необходимо с целью поддержки сельхозтоваропроизводителей и переработчиков, реализация и поставка качественных семян сельскохозяйственных растений напрямую влияет на общую ситуацию в сельском хозяйстве, в части воспроизводства и реализации продукции сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности. Четкое описание требований к упаковке семян, к маркировке, описание ярлыков и необходимой информации на ярлыке.
Разработчик нормативно-правового акта корректно определил факторы, которые обуславливают необходимость государственного вмешательства. Цель государственного регулирования позволяет осуществлять меры, направленные на осуществление контроля за соблюдением государственного законодательства РФ в области семеноводства и меры, направленные на повышение эффективности сортового и семенного контроля при реализации и транспортировке семян.
Факторы определены корректно.

4. Является ли выбранный вариант решения проблемы оптимальным (в т.ч. с точки зрения общественных выгод и издержек)? Существуют ли иные варианты достижения целей государственного регулирования, в том числе выделите те из них, которые, по Вашему мнению, были бы менее затратны (оптимальны) для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности?

Кировская область
Пензенская область
Республика Коми
Оренбургская область
Астраханская область
Приморский край
Московская область
Красноярский край
Деловая Россия
"КВС РУС"
Выбранный вариант решения проблемы является оптимальным (в т.ч. с точки зрения общественных выгод и издержек).
Да. "Порядок" является самым оптимальным вариантом решения государственного регулирования по реализации и транспортировке семян сельскохозяйственных растений.
С точки зрения общественных выгод и издержек данный вариант наиболее приемлем.
Вариант решения проблемы является оптимальным на настоящий момент.
Данный вариант решения проблемы является оптимальным (в том числе с точки зрения общественных выгод и издержек).
При внесении в акт поправок, с целью приведения в соответствие с нормами действующего законодательства, данный акт вполне достигнет целей государственного регулирования.

5. Назовите основных участников, на которых распространяется государственное регулирование.

Кировская область
Пензенская область
Республика Коми
Оренбургская область
Астраханская область
Приморский край
Московская область
Красноярский край
Деловая Россия
"КВС РУС"
Все участники селекционно-семеноводческой деятельности, а также сельхозтоваропроизводители, приобретающие партии семян сельскохозяйственных растений.
Основными участниками являются физические и юридические лица независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих деятельность в области семеноводства.
Государственное регулирование распространяется на физических, а также юридических лиц, независимо от форм собственности и ведомственных принадлежностей, осуществляющих деятельность в области семеноводства.
Государственное регулирование распространяется на физических и юридических лиц, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих деятельность в области семеноводства.
Основными участниками, на которых распространяется государственное регулирование, являются физические и юридические лица, осуществляющие деятельность по реализации и транспортировке партий семян сельскохозяйственных растений.
Производители, продавцы, перевозчики семян сельскохозяйственных растений.

6. Влияет ли введение государственного регулирования на конкурентную среду в отрасли? Как изменится конкурентная среда, если НПА будет приведен в соответствие с Вашими предложениями (после внесения изменений)? Как изменится конкуренция, если действие НПА будет отменено?

Кировская область
Пензенская область
Республика Коми
Оренбургская область
Астраханская область
Приморский край
Московская область
Красноярский край
Деловая Россия
"КВС РУС"
Активирует конкурентную среду, повышает защиту прав потребителей. Отмена нормативного правового акта приведет к отрицательному результату:
1) Любое зерно (в т.ч. и фуражное) может быть продано по более высокой цене;
2) При транспортировке, при отмене всех видов упаковки и маркировки, произойдет смешивание семян, в итоге покупатель не сможет определить, что он купил;
3) При транспортировке обработанных химическими и биологическими препаратами семян произойдет загрязнение окружающей среды, будет нанесен вред человеку;
4) При отсутствии документа, подтверждающего сортовые и посевные качества семян (Сертификат соответствия) велик риск продажи недобросовестными поставщиками партий несортовых семян как сортовых высоких репродукций.
Да, введение государственного регулирования влияет на конкурентную среду при реализации и закупе семян. На данный момент покупатель, в том числе и оптовики, предпочитают закупать семена у производителя семян (продавца), зарекомендовавшего себя с положительной стороны, имеющего качественные семена, удостоверенные документами, подтверждающими сортовые и посевные качества, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию (и предусмотрено "Порядком").
В случае отмены "Порядка" может создаться нездоровая конкуренция т.е. качественные семена высокопродуктивных сортов и гибридов, прошедшие испытания на сортовые и посевные качества, не могут стоить дешево, а семена неизвестного происхождения и качества на рынке могут стоить на порядок дешевле. Поэтому семена недобросовестного производителя (продавца) будут более востребованы и со временем заполонят весь рынок.
Государственное регулирование влияет на конкурентную среду в отрасли. При отмене акта значительно ослабнет конкуренция, и контроль за семенами.
Государственное регулирование на конкурентную среду оказывает положительное влияние, проверенные практической деятельностью производители и поставщики сельскохозяйственных семян имеют стабильный спрос.
Государственное регулирование влияет на конкурентную среду в отрасли.
Да, упорядочивает поведение конкурирующих субъектов. Если нормативный акт будет приведен в соответствие с нашими предложениями, то правила станут прозрачней, что положительно повлияет на развитие конкуренции. Если действие акта будет отменено, то это может привести к ухудшению качества продукции.

7. Какие издержки несут субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности в связи с принятием НПА (укрупненно: виды издержек, их стоимостное выражение, количество таких операций в год)? Какие из указанных издержек Вы считаете избыточными?

Кировская область
Пензенская область
Республика Коми
Оренбургская область
Астраханская область
Приморский край
Московская область
Красноярский край
Деловая Россия
"КВС РУС"
При реализации семян производители несут издержки: анализ сортовых и посевных качеств (стоимость 1 пробы ориентировочно: яровые зерновые - 4300 руб., многолетние злаковые травы - 5300 руб., многолетние бобовые травы - 5600 руб.). При этом берется одна проба с каждой партии семян, независимо от объема партии. Предлагаем ввести дифференцированные ставки стоимости анализов: 1) от веса партии и 2) от производителя семян (пониженные ставки научным учреждениям).
Никакие.
Несут следующие издержки: сертификация семенного и посадочного материала, упаковка, маркировка, каждая из которых оправдана и необходима. Считаем, что избыточных издержек нет.
Выполнение требований нормативного акта не приводит к дополнительным издержкам.
С принятием нормативно-правового акта субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности несут издержки по упаковке, затариванию, опечатыванию (зашивке, заклеиванию) тары, изготовлению ярлыков с нанесенной информацией. Количество таких операций проводится 1, реже 2 раза в год. Издержки на изготовление ярлыков избыточны, т.к. на основании Приказа Минсельхозпрода РФ от 18 октября 1999 г. N 707 "Об утверждении Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений" организация изготовления необходимых ярлыков на контейнеры с семенами для физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области семеноводства сельскохозяйственных растений, возлагается на Министерства, управления (департаменты) сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Несут издержки в связи с необходимостью упаковки и маркировки в соответствии с установленными правилами. Не считаем данные издержки избыточными.

8. Оцените, насколько полно и точно в НПА отражены обязанность, ответственность адресатов государственного регулирования, а также административные процедуры, реализуемые ответственными органами исполнительной власти?

Кировская область
Пензенская область
Республика Коми
Оренбургская область
Астраханская область
Приморский край
Московская область
Красноярский край
Деловая Россия
"КВС РУС"
Нормативный правовой акт в полной мере отражает обязанности и ответственность всех лиц, связанных с реализацией и транспортировкой семян и посадочного материала сельскохозяйственных растений.
Полно и точно в нормативном правовом акте "Порядок" отражены обязанность, ответственность адресатов государственного регулирования, а также административные процедуры, реализуемые ответственными органами исполнительной власти.
В нормативно-правовом акте обязанности отражены, а ответственность адресатов государственного регулирования, а также административные процедуры, реализуемые органами исполнительной власти, не определены.
Данный нормативный правовой акт не устанавливает мер ответственности. Контроль за выполнением Порядка осуществляется государственными семенными инспекциями.
В данном нормативно-правовом акте недостаточно полно отражены обязанность, ответственность адресатов государственного регулирования, а также административные процедуры, реализуемые ответственными органами исполнительной власти.
Акт адресован больше субъектам хозяйственной деятельности, избыточных требований не содержит. Отсутствие описания административных процедур оцениваем в качестве положительного момента.

9. Предусмотрен ли механизм защиты своих прав хозяйствующими субъектами и обеспечен ли недискриминационный режим при реализации положений НПА?

Кировская область
Пензенская область
Республика Коми
Оренбургская область
Астраханская область
Приморский край
Московская область
Красноярский край
Деловая Россия
"КВС РУС"
В рамках действующего законодательства.
Да, предусмотрен механизм защиты своих прав хозяйствующими субъектами и обеспечивает справедливый режим при реализации положений нормативного правового акта.
Механизм защиты своих прав хозяйствующими субъектами не предусмотрен. Дискриминационный режим не прослеживается.
Нормы нормативного правового акта не содержат дискриминационных проявлений, не предусматривают механизма защиты прав хозяйствующих субъектов, в данном случае, это не входит в назначение и смысловую форму документа.
При реализации положений нормативного правового акта не предусмотрен порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, а также принимаемого ими решения при исполнении государственных функций.
Да, предусмотрена судебная защита, защита в административном порядке.

10. Какие положения нормативного правового акта необоснованно затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности? Приведите обоснования по каждому указанному положению, дополнительно определив:

носит ли указанное положение смысловое противоречие с целями регулирования или существующей проблемой либо не способствует достижению целей регулирования;

имеет ли характер технической ошибки (несет неопределенность или противоречие);

приводит ли к избыточным действиям или наоборот, ограничивает действия субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;

создает ли существенные риски ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, способствует ли возникновению необоснованных прав органов государственной власти и иных должностных лиц, либо допускает возможность избирательного применения норм;

приводит ли к невозможности совершения законных действий предпринимателей или инвесторов (например, в связи с отсутствием инфраструктуры, организационных или технических условий, технологий), либо устанавливает проведение операций не самым оптимальным способом;

способствует ли необоснованному изменению расстановки сил в какой-либо отрасли;

не соответствует обычаям деловой практики, сложившейся в отрасли, либо не соответствует существующим международным практикам;

не соответствует нормам законодательства?

Кировская область
Пензенская область
Республика Коми
Оренбургская область
Астраханская область
Приморский край
Московская область
Красноярский край
Деловая Россия
"КВС РУС"
Порядок реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений, утвержденный приказом Минсельхозпрода России от 18.10.1999 N 707 "Об утверждении Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений" (далее - Порядок реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений), принят во исполнение Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" (далее - Федеральный закон от 17.12.1997 N 149-ФЗ).
Так, статья 31 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ предусматривает, что реализация и транспортировка партий семян осуществляется в порядке, который устанавливается специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством, то есть в Порядке реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений, утвержденном приказом Минсельхоза России от 18.10.1999 N 707.
Пункт 2.1 названного Порядка предусматривает, что реализация семян сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, осуществляется при наличии документа, удостоверяющего их сортовые и посевные качества, и фитосанитарного сертификата.
В статье 30 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ указывается, что допускается реализация партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.
Подтверждающим документом, удостоверяющим сортовые и посевные качества партии семян сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, является сертификат.
В то же время статья 28 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ устанавливает, что подтверждение соответствия партий семян осуществляется в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ применение обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов, не допускается.
До утверждения технических регламентов Правительством Российской Федерации утверждается и уточняется единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (пункт 3 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ).
В едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982, "семена сельскохозяйственных растений" отсутствуют.
Таким образом, согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ и постановлению Правительства РФ от 01.12.2009 N 982, сертификация семян в Российской Федерации в настоящее время является добровольной.
Таким образом, пункт 2.1 Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений, утвержденного приказом Минсельхозпрода России от 18 октября 1999 г. N 707, противоречит пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
Ни одно положение нормативного правового акта не затрудняет ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Носит ли указанное положение смысловое противоречие с целями регулирования или существующей проблемой либо не способствует достижению целей регулирования:
- Необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской деятельности положений нет.
Имеет ли характер технической ошибки (несет неопределенность или противоречие):
- Не имеет
Приводит ли к избыточным действиям или наоборот, ограничивает действия субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности:
- Нет
Создает ли существенные риски ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, способствует ли возникновению необоснованных прав органов государственной власти и иных должностных лиц, либо допускает возможность избирательного применения норм:
- Не создает дополнительных рисков, а наоборот предоставляет возможность применения норм на равных условиях
Приводит ли к невозможности совершения законных действий предпринимателей или инвесторов (например, в связи с отсутствием инфраструктуры, организационных или технических условий, технологий), либо устанавливает проведение операций не самым оптимальным способом:
- Положения нормативного правового акта не могут привести предпринимателей или инвесторов к невозможности совершения законных действий, т.к. напротив, служат соблюдению законности
Способствует ли необоснованному изменению расстановки сил в какой-либо отрасли:
- Нет
Не соответствует обычаям деловой практики, сложившейся в отрасли, либо не соответствует существующим международным практикам:
- Соответствует
Не соответствует нормам законодательства?
- Соответствует
Положения нормативного правового акта не содержат признаков необоснованного затруднения ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности.
п. 2.1. "Реализация семян сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию (далее - Реестр), осуществляется при наличии документа, удостоверяющего их сортовые и посевные качествами фитосанитарного сертификата":
добавить - , а также фитосанитарного сертификата, если семена реализуются за пределами области, в которой они произведены.
Раздел X:
Добавить перед п. 10.1: Все импортируемые семена независимо от вида упаковки должны пройти карантинный контроль в питомнике санитарного контроля на наличие вирусных, микроплазменных, грибных и бактериальных болезней в научно - исследовательской специализированной лаборатории и получить "карантинный сертификат на импортные семена". Для анализа используется средняя проба, достаточная для получения сведений о завозимой продукции.
Добавить пункт: "Пакетированные семена, обработанные химическими препаратами, не включенными в "Список пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ" к реализации в России не допускаются.
Необходимо ввести обязательную сертификацию на все семена отечественного производства.
Во избежание завоза с импортными семенами инфекции, в т.ч. вирусной, необходимо проводить контрольные карантинные посевы ввозимых семян сельскохозяйственных культур, а только потом разрешать их реализовывать на отечественном рынке.
В разделе II пункт 2.3 "Требования к семенам при реализации":
Семена при хранении в осенне-зимний период требуют дополнительных затрат на наблюдение и уход за ними (п. 4.7, п. п. 4.7.2. ГОСТ Р 52325-2005 "Государственная система стандартизации Российской Федерации").
С учетом предложений Государственного научного учреждения Приморского научно-исследовательского института сельского хозяйства Россельхозакадемии предлагаем внести следующие изменения:
"Допускается упаковка подготовленных семян непосредственно перед реализацией. Семена первой репродукции (РС1) зерновых (кроме семян кукурузы) и зернобобовых культур могут быть реализованы без упаковки (насыпью)".
В разделе VI "Информация на ярлыке" пункт 6.2.11:
При длительном хранении семенной материал с каждым годом снижает процентную всхожесть (п. 4.8, п. п. 4.8.1. ГОСТ Р 52325-2005 "Государственная система стандартизации Российской Федерации").
С учетом предложений Государственного научного учреждения Приморского научно-исследовательского института сельского хозяйства Россельхозакадемии предлагаем изложить в следующей редакции:
"6.2.11. Класс, год урожая
Указывается класс посевного стандарта, которому соответствует качество семян, год уборки урожая".
Поскольку государственных семенных инспекций в настоящее время нет, то пункт 1.3 Порядка целесообразно изложить в следующей редакции: "Контроль за выполнением настоящего Порядка возложить на региональные филиалы ФГБУ "Россельхозцентр".
Из раздела VI "Информация на ярлыке" исключить пункты:
6.2.9 - Наименование и номер документа, удостоверяющего сортовые и посевные качества;
6.2.10 - Обозначение стандарта (ГОСТ, ОСТ, ТУ);
6.2.11 - Класс семян.
Эта информация содержится в "Сертификате соответствия" и ее не следует дублировать на многочисленных ярлыках.
Взамен вышеуказанных пунктов предлагаем добавить пункт "Год урожая".
Глава 1. Общие положения, п. п. 1.3: Контроль за выполнением настоящего Порядка осуществляется государственными семенными инспекциями. В настоящее время данное положение имеет характер технической ошибки, т.к. Приказом Минсельхоза РФ от 29.05.2007 N 288 "О реорганизации ФГУ федеральных государственных территориальных станций защиты растений, государственных семенных инспекций и образовании ФГУ "Россельхозцентр" государственные семенные инспекции реорганизованы.
В соответствии с п. 1.2, положения Порядка распространяются на физических и юридических лиц "независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности". На наш взгляд, указание на "ведомственную принадлежность" юридического лица неверно, так как оно не принадлежит какому-либо ведомству или государственному органу, но осуществляет деятельность от своего имени и своем интересе.
В соответствии с п. 3.2, тип упаковки семян должен обеспечивать "безопасность здоровью людей". С точки зрения техники и норм русского языка правильнее будет формулировка "безопасность здоровья людей".
В соответствии с тем же пунктом, "контейнеры должны быть... целыми, герметичными". Представляется, что герметичный контейнер по определению является целым, следовательно, характеристику "целый" в данном случае можно опустить.
В соответствии с п. 3.4, "мешок (тканевый, бумажный) - зашивается машинным или ручным способом шпагатом по ГОСТ 17308 или нитками по ГОСТ 14961, опечатывается ярлыком или пломбируется". Последовательность действий в данном случае не вполне ясна. С точки зрения нормотворческой техники, правильнее будет формулировка "мешок (тканевый, бумажный) - зашивается машинным или ручным способом (шпагатом по ГОСТ 17308 или нитками по ГОСТ 14961), после чего опечатывается ярлыком или пломбируется".
Пункт 3.5 предлагается сформулировать следующим образом: "для упаковки семян внутри одной партии используются однотипные контейнеры".
В соответствии с п. 4.4, "Ярлык прикрепляется любым способом (пришивается к мешку, привязывается, наклеивается к нему или другим), чтобы исключалась возможность его потери". В данном случае возникает неопределенность относительно того, к чему относится местоимение "его": к мешку, способу или ярлыку. Предлагается сформулировать положение следующим образом: "Ярлык прикрепляется любым исключающим возможность его потери способом (пришивается к мешку, привязывается, наклеивается к нему или другим)".
В соответствии с п. 4.6, "Для каждой партии семян используют одинаковый способ нанесения информации: вручную или печатается". Данное предложение не соответствует нормам русского языка. Верна формулировка "Для каждой партии семян используют одинаковый способ нанесения информации: вручную или иным способом".
П. 6.2.8 предполагает нанесение одной из альтернативных надписей для протравленных семян. Предлагаем установить единый тип предупреждающей надписи: "Не использовать в пищу, на корм, для получения масла". Также имеет смысл указать размер данной надписи (например, "надпись указывается размером, эквивалентным размеру названия используемого для протравливания препарата").
Пункт 10.4 не является обязательным, поскольку кроме требования маркировать экспортируемые семена в соответствии с нормами международного права установлена возможность руководствоваться исключительно соглашением сторон. Следовательно, данный вопрос должен быть либо исключен из подзаконного акта, либо урегулирован более подробно
Несоответствие некоторых положений нормам действующего законодательства (подробнее о таких положениях - в таблице п. 14).

11. Дайте предложения по каждому из положений, определенных Вами как необоснованно затрудняющих деятельность. По возможности предложите альтернативные способы решения вопроса, определив среди них оптимальный.

Кировская область
Пензенская область
Республика Коми
Оренбургская область
Астраханская область
Приморский край
Московская область
Красноярский край
Деловая Россия
"КВС РУС"
Со своей стороны считаем необходимым сохранение требования наличия документа, удостоверяющего сортовые и посевные качества семян при их реализации и транспортировке, что в настоящий момент позволяет избежать недобросовестной конкуренции при реализации семян сельскохозяйственных растений.
Для этого предлагаем устранить противоречия в Федеральном законе от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" и разработать соответствующие технические регламенты.
Предложений нет.
Нормативный акт достаточно четко и оптимально определяет порядок реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений.
Контроль за выполнением настоящего Порядка возложить на государственный надзор в сфере семеноводства растений.
(см. таблицу п. 14).

12. Оцените Ваши предложения с точки зрения их влияния на других участников - как изменятся отношения, риски.

Кировская область
Пензенская область
Республика Коми
Оренбургская область
Астраханская область
Приморский край
Московская область
Красноярский край
Деловая Россия
"КВС РУС"
Отношения не изменятся, а риски будут минимизированы.
Предложений нет.
С точки зрения их влияния на других участников отношения и риски не изменятся.
Отношения изменятся в положительную сторону.

13. Как изменятся издержки, в случае, если будут приняты Ваши предложения по изменению/отмене для каждой из групп общественных отношений (предпринимателей, государство, общество), выделив среди них адресатов регулирования? По возможности, приведите оценку рисков в денежном эквиваленте (по видам операций и количеству операций в год).

Кировская область
Пензенская область
Республика Коми
Оренбургская область
Астраханская область
Приморский край
Московская область
Красноярский край
Деловая Россия
"КВС РУС"
При снижении стоимости анализов семян уменьшатся издержки производителей семян, что в конечном итоге снизит стоимость семян для их приобретателей.
Предложений по оптимизации норм данного акт не имеем.
Издержки не изменятся.
Уйдут издержки, связанные с необходимостью решения вопросов, возникающих на местном уровне, т.к. часто, если подзаконные акты противоречат действующему законодательству, представители государственных органов на местах продолжают применять устаревшие нормы, несмотря на то, что существует новый нормативно-правовой акт, имеющий большую юридическую силу.

14. Иные предложения и замечания по нормативному правовому акту.

Кировская область
Пензенская область
Республика Коми
Оренбургская область
Астраханская область
Приморский край
Московская область
Красноярский край
Деловая Россия
"КВС РУС"
По настоящему акту дополнений и замечаний нет.
Предложение - оставить "Порядок" в неизменном виде.
В Республике Коми семеноводство, кроме производства семян картофеля на собственные нужды, не ведется, поэтому определить фактические затраты субъектов предпринимательства на реализацию этого порядка не представляется возможным.
Предложений по изменению/отмене норм данного акта не имеем.
См. табл. ниже.

"КВС РУС":

Положения акта
Комментарии
Предложения
п. 1.3 Порядка
Государственные семенные инспекции в настоящее время упразднены
Необходимо указать действующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере семеноводства
п. 2.1 Порядка
Необходимо привести в соответствие с Частью четвертой ГК РФ, регламентирующей порядок осуществления прав на охраняемые селекционные достижения
Необходимо дополнить условием о Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, так как правообладателю селекционного достижения, включенного в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений, принадлежит исключительное право его использования, в т.ч. право на продажу и иные способы введения в гражданский оборот.
Кроме того, из абз. 2 п. 2.1 необходимо исключить положение о сопровождении реализуемых семян свидетельством на семена. Согласно ст. 28 ФЗ "О семеноводстве" подтверждение соответствия партий семян проводится в соответствии с положениями ст. 21 ФЗ "О техническом регулировании", т.е. в форме добровольной сертификации. Согласно положениям данной статьи, подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия осуществляется в форме выдачи сертификата соответствия.
Учитывая вышеизложенное, предлагаем изложить п. 2.1 Порядка в следующей редакции:
"2.1. Реализация семян сортов и гибридов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, и (или) Государственный реестр охраняемых селекционных достижений (далее - Реестры) осуществляется при наличии документов, удостоверяющих их сортовые и посевные качества, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации".
В раздел VI Порядка
Необходимо внести несколько изменений касательно содержания информации на ярлыке
в п. 6.2.5 "Масса или количество семян" необходимо внести дополнения о том, что для семян, реализуемых в контейнерах, вместо массы нетто допускается указывать количество семян в соответствующих единицах измерения, например, в посевных единицах с указанием количества семян в одной посевной единице;
в графе "Происхождение семян" (п. 6.2.6 Порядка) необходимо указывать не организацию, реализующую семена, а наименование и адрес организации - производителя семян и ее регистрационный номер. Информация о поставщике семян, если он отличается от производителя, может быть указана в сопроводительных документах или договорах с покупателями;
п. 6.2.10 "Обозначение стандарта" предлагаем изложить в следующей редакции (с целью приведения в соответствие с ФЗ "О техническом регулировании"):
"Указывается стандарт, свод правил или соответствующий договор. Примеры: соответствует ГОСТ 10467; ОСТ 46-38-75; ТУ 64-4-10-87; договору N 12/2013 от 15.02.2013"