5. Институциональные преобразования в экономике

5. Институциональные преобразования в экономике

Формирование современной системы социально-экономических институтов является важнейшей предпосылкой реализации задач, нашедших отражение в указах Президента Российской Федерации N 596 - 606 от 7 мая 2012 г.

В частности, институциональные преобразования в 2016 - 2018 гг. будут направлены на реализацию гражданских и политических прав, повышение эффективности системы государственного управления, развитие человеческого капитала и гражданского общества, на обеспечение функционирования и устойчивое развитие национальной экономики на принципах и механизмах управления, связанных с государственным стратегическим планированием.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" принят Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

Закон определяет систему документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках прогнозирования, целеполагания, программирования и планирования на федеральном и отраслевом уровнях, на уровне субъектов Российской Федерации и макрорегионов, а также на уровне муниципальных образований. Требования к структуре и содержанию документов стратегического планирования, а также порядок их разработки, корректировки и утверждения устанавливаются подзаконными актами.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р об утверждении Перечня государственных программ Российской Федерации ответственные исполнители должны разработать 43 государственные программы.

В настоящее время Правительством Российской Федерации утверждены 39 государственных программ, мероприятия которых направлены на развитие конкретных сфер и отраслей экономики. В стадии разработки находятся 4 государственные программы "Развитие пенсионной системы на 2017 - 2025 годы", "Развитие оборонно-промышленного комплекса", "Обеспечение обороноспособности страны" и "Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа на период до 2020 года", сроки разработки которых установлены отдельными решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные программы являются ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование. Цели, задачи, мероприятия и показатели госпрограмм сформированы с учетом указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 - 606. Государственные программы положены в основу формирования федерального бюджета.

Для увязки приоритетов и целей политики субъектов Российской Федерации с государственной политикой Российской Федерации в 2014 году Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, установлена необходимость включения в госпрограммы общих требований к политике субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере, а также условий предоставления субсидий и методик их расчета из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в составе госпрограмм.

Таким образом, субъектам Российской Федерации будет предоставлена адресная поддержка в форме субсидий, направленная на решение задач и достижение показателей соответствующих государственных программ.

С 1 июля 2015 г. вступила в силу норма Порядка, в соответствии с которой заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, не являющиеся соисполнителями и участниками государственной программы, в инициативном порядке могут рассматривать проекты государственных программ и представлять ответственному исполнителю государственной программы свои заключения, отражающие замечания и предложения в части компетенции указанных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с положениями о соответствующих органах и организациях.

Таким образом, в настоящее время при разработке и согласовании проектов государственных программ обеспечена возможность учета позиций, замечаний и предложений широкого круга заинтересованных сторон.

С целью повышения оперативности работы федеральных органов исполнительной власти автоматизирован процесс подготовки, рассмотрения и оценки эффективности реализации государственных программ - введена в промышленную эксплуатацию аналитическая информационная система обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, реализуемой в рамках государственных программ.

Создан публичный портал государственных программ, в результате чего любой гражданин или организация могут ознакомиться с государственными программами и ходом их реализации (www.programs.gov.ru).

В сфере здравоохранения в 2016 году планируется принятие проекта федерального закона "О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации", предметом правового регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с донорством органов, комплексов органов, частей органов человека и их трансплантацией. С принятием закона будут установлены права и обязанности доноров, реципиентов, медицинских работников, медицинских организаций, достигнут баланс права и законных интересов доноров и реципиентов, созданы правовые и организационные условия донорства органов человека и их трансплантации, установлен порядок учета органов, доноров и реципиентов.

С целью урегулирования процессов разработки, производства, хранения и медицинского применения донорских тканей человека в прогнозный период планируется принятие проекта федерального закона "Об обращении тканевых трансплантатов".

Принятие законопроектов станет мощным импульсом для дальнейшего развития трансплантологии, которое в настоящее время значительно тормозится устаревшей нормативной правовой базой.

Планируется завершение разработки проекта федерального закона "Об обращении биомедицинских клеточных продуктов", которым будут закреплены понятия, принципиально важные для осуществления обращения биомедицинских клеточных продуктов, в том числе определяющие биомедицинский клеточный продукт, клеточную линию, дифференцировку клеток, донора биологического материала, безопасность биомедицинского клеточного продукта, эффективность биомедицинского клеточного продукта.

Законопроект определит принципы государственного контроля (надзора) в сфере обращения биомедицинских клеточных продуктов, особенности разработки и доклинических исследований биомедицинских клеточных продуктов, требования к их государственной регистрации, клиническим исследованиям, получению биологического материала для производства биомедицинских клеточных продуктов, а также требования к производству, применению биомедицинских клеточных продуктов.

Принятие законопроекта послужит формированию новой области биомедицины и инновационного здравоохранения - регенеративной медицины.

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам организации медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации", которым регулируются вопросы организации оказания медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также определяются источники финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации ранее не использовавшихся методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в прогнозный период позволит сократить сроки внедрения в практическое здравоохранение новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, устранить существующие разрывы в инновационных циклах в медицине посредством формирования системы интеграции медицинских научных исследований, инновационной клинической деятельности и высокотехнологичной медицинской помощи, что обеспечит последующее включение результатов инновационных разработок в практическое здравоохранение, в том числе в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Таким образом, будет создан эффективный механизм отбора и передачи результатов научных исследований и технологий для их практического применения.

Формирование непрерывного цикла внедрения в здравоохранение результатов научных исследований позволит совершенствовать порядок оказания медицинской помощи путем применения новых или значительно улучшенных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации на основе проведения клинических исследований с последующим включением в клинические рекомендации (протоколы лечения).

С 2015 года вступили в силу законодательные нормы, согласно которым финансирование оказания высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования через механизм направления межбюджетных трансфертов федеральному бюджету и бюджетам субъектов Российской Федерации. Однако действие норм распространяется только на период 2015 года.

В декабре 2014 г. внесены изменения в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств", позволяющие значительно улучшить качество лекарственного обеспечения населения в прогнозный период. С 2016 года Росздравнадзор и его территориальные органы начнут осуществлять инспектирование субъектов обращения лекарственных средств для медицинского применения на соответствие правилам надлежащих дистрибьюторской и аптечной практик.

До 2018 года будет проведена экспертиза всех зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных препаратов по определению их взаимозаменяемости, с 1 января 2018 г. указанная информация будет включена в Государственный реестр лекарственных средств, что позволит значительно повысить качество лечения, создаст предпосылки для выведения из обращения клинически неэффективных и малоэффективных лекарственных препаратов.

В соответствии со статьей 30 Договора о Евразийском экономическом союзе с 1 января 2016 г. в Евразийском экономическом союзе начнет действовать общий рынок лекарственных средств, что предполагает гармонизацию и унификацию требований законодательства государств-членов и принятие единых правил в сфере обращения лекарственных средств.

В частности, будет допускаться обращение лекарственных средств, зарегистрированных в порядке, установленном Комиссией ЕЭК, на территории всех стран-участниц, появится Единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Это будет способствовать повышению конкуренции на фармацевтическом рынке и снижению цен на лекарственные препараты.

Поскольку в субъектах Российской Федерации в связи с дефицитом необходимых финансовых средств остается неудовлетворительной ситуация с обеспечением лекарственными препаратами граждан, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, предстоит решить вопрос о механизмах финансирования из федерального бюджета указанного полномочия субъектов Российской Федерации, в том числе о необходимости переноса на федеральный уровень финансирования закупки лекарственных препаратов для лечения всех заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, или только отдельных заболеваний из указанного перечня, а также изыскать дополнительные источники финансирования на эти цели.

В среднесрочный период будет осуществляться дальнейшее совершенствование правовых условий для развития российской системы образования, позволяющих эффективно применять соответствующие нормы на практике.

Для обеспечения устойчивого экономического роста Российской Федерации, повышения конкурентоспособности российской экономики и качества государственного и муниципального управления, обеспечения российских организаций высококвалифицированными кадрами предусматривается реализация Программы социальной поддержки граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и обеспечения их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с полученной квалификацией, результатом которой станет обучение и трудоустройство не менее 718 граждан Российской Федерации, что позволит сохранить и приумножить научные, педагогические, медицинские и инженерные кадры, а также управленческие кадры в социальной сфере.

Будет продолжена реализация комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015 - 2020 годы.

Также будет осуществляться реализация пилотных программ в субъектах Российской Федерации по разработке, апробации и распространению современных моделей эффективной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в региональных системах профессионального образования в контексте повышения инвестиционной привлекательности и устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в рамках займа Московского Банка Реконструкции и Развития.

Предусматривается разработка и реализация Концепции непрерывного образования взрослых до 2025 года.

В прогнозный период продолжится работа по проведению структурных и институциональных изменений в сфере культуры.

Обеспечение системных изменений по основным направлениям развития культуры России будет также осуществляться в рамках работы по подготовке предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере культуры.

Среди ключевых нормативных правовых актов, которые будут подготовлены в среднесрочной перспективе, следует отметить проекты федеральных законов:

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об архивном деле" (в части оптимизации состава и объемов документальных фондов государственных органов, органов местного самоуправления и организаций);

"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и в статью 7 Федерального закона "О библиотечном деле" (в части уточнения применения положений Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" в отношении деятельности библиотек и при размещении кино-, видео-анонсов информационной продукции, запрещенной для детей);

"О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (в части совершенствования порядка включения музейных предметов в состав Музейного фонда Российской Федерации);

"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" (в части размещения книжных магазинов в организациях культуры на льготных условиях);

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы Российской Федерации";

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" (в части предоставления одновременно с обязательным экземпляром документов его электронной копии, предназначенной для постоянного хранения);

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства о налогах и сборах" (в части создания благоприятных налоговых условий для лиц, осуществляющих строительство и/или реконструкцию объектов туристской индустрии на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока);

"О внесении изменений в Федеральный закон "О библиотечном деле" (в части придания Национальной электронной библиотеке статуса государственной информационной системы);

"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части наделения Минкультуры России полномочиями на проведение внеплановых выездных проверок хранилищ культурных ценностей);

"О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части отнесения иностранных специалистов, занимающихся творческой деятельностью, к высококвалифицированным специалистам).

Необходимым условием сохранения отечественной культуры будет являться совершенствование механизмов поддержки творческих инициатив.

Кроме того, будет продолжена работа по осуществлению государственной поддержки сферы культуры путем выделения грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов ведущих коллективов и организаций, а также учреждения премий Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры.

Основным приоритетом в сфере культуры по-прежнему будет являться реализация государственной программы "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 317.

Реализация мероприятий государственной программы позволит осуществить качественное развитие сферы культуры и сформировать необходимый потенциал для эффективного функционирования сферы культуры в среднесрочной перспективе. Это позволит оптимизировать и модернизировать сеть государственных и муниципальных учреждений, обеспечить доступность всех слоев населения России к широкому разнообразию культурных благ и услуг, обеспечить сохранность и развитие объектов культурного и исторического наследия народов России, активизировать интеграцию России в мировой культурный процесс, укрепить позитивный образ страны за рубежом.

Кроме того, приоритетным направлением остается продолжение разработки стратегии государственной культурной политики в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики".

В сфере физической культуры и спорта в прогнозный период продолжится поэтапное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), будет принят проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором будет определено понятие комплекса ГТО и будут закреплены полномочия по его внедрению на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Законопроектом предусмотрено создание физкультурно-спортивных клубов как самостоятельных субъектов физической культуры и спорта, осуществляющих деятельность в форме общественной организации или ассоциации (союза), основной задачей которых является подготовка населения к выполнению государственных требований комплекса ГТО, и меры государственной поддержки физкультурно-спортивных клубов, в том числе финансового, имущественного, информационного и консультационного характера. Для оценки выполнения государственных требований комплекса ГТО будут созданы центры тестирования комплекса ГТО в форме некоммерческих организаций.

Реализация законопроекта позволит повысить общую физическую подготовленность населения, эффективность использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечит преемственность в осуществлении физического воспитания населения.

В Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" планируется внести изменения, направленные на регулирование отношений в сфере профессионального спорта, определение правовых основ деятельности профессиональных спортивных лиг и профессиональных спортивных клубов, приоритетных направлений развития профессионального спорта, прежде всего в целях обеспечения подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, установление обязанности профессиональных спортивных клубов развивать детско-юношеский спорт, установление обязательности применений положений спортивных регламентов, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями и (или) профессиональными спортивными лигами, в деятельности тренеров и спортсменов, участвующих в профессиональных спортивных соревнованиях. Будут уточнены правила выделения профессиональным спортивным клубам бюджетных ассигнований и предоставления им иных мер государственной поддержки, сформированы механизмы увеличения в общих доходах субъектов спорта доли внебюджетных доходов, включая доходы от деятельности букмекерских контор и тотализаторов, от проведения всероссийских государственных лотерей, а также от продажи прав на трансляцию спортивных мероприятий.

Результатом станет повышение конкурентоспособности российского профессионального спорта на международной арене.

Реализация жилищной политики в период 2016 - 2018 гг. будет продолжена в соответствии с задачами, поставленными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" (далее - Указ), механизмы реализации которых предусмотрены в государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 323 (далее - госпрограмма).

В целях стимулирования строительства жилья экономического класса, снижения стоимости строительства такого жилья и цены его приобретения гражданами, внедрения инновационных институциональных, финансовых, технологических и организационных механизмов такого строительства, формирования механизмов удовлетворения спроса на жилье для экономически активных и работающих граждан, которые хотели бы улучшить жилищные условия, имеют сбережения на первоначальный взнос, доходы которых не позволяют приобрести жилье по текущим рыночным ценам, но позволяют приобрести жилье по ценам ниже рыночных с помощью собственных и заемных средств, начнется реализация программы "Жилье для российской семьи", в соответствии с которой до конца 2017 года запланировано строительство не менее 25 млн. кв. метров жилья дополнительно по сравнению с ранее запланированными объемами.

Кроме того, будет продолжена работа в части:

развития арендного жилья, в том числе жилья для некоммерческого найма, что позволит увеличить доступность жилья для нанимателя и понизить стоимость проживания;

создания действенных механизмов строительства инфраструктуры под жилищную застройку, что позволит значительно повысить привлекательность земельных участков для инвесторов;

реализации стратегии по поддержке индустрии строительных материалов, что позволит снизить стоимость возведения жилья посредством снижения стоимости исходных строительных материалов;

предоставления земли федерального значения по "голландским аукционам", что позволит увеличить темпы строительства и понизить стоимость возводимого жилья.

Кроме перечисленных мер запланирована реализация ряда иных мер, также способных внести вклад в достижение целей, заложенных Указом.

В целях развития жилищного строительства будут реализованы следующие меры содействия в решении жилищных условий граждан Российской Федерации:

поддержка жилищно-строительных кооперативов;

решение задачи переселения граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

реализация программ по улучшению жилищных условий молодых семей, семей, имеющих 3 и более детей, работников бюджетной сферы (учителей, врачей, молодых ученых);

завершение программ по обеспечению постоянным и служебным жильем военнослужащих.

Кроме того, предусматривается стимулирование предложения жилья посредством решения следующих задач:

активизации вовлечения в оборот находящихся в федеральной собственности земельных участков с участием Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства;

создания действенного механизма обеспечения земельных участков необходимой инженерной и коммунальной инфраструктурой, в том числе через развитие государственно-частного партнерства и проектного финансирования;

содействия реализации программ строительства жилья экономического класса и поддержки промышленности современных строительных материалов;

модернизации с учетом современных условий строительных стандартов, норм и правил;

сокращения количества необходимых для получения разрешения на строительство административных процедур с 51 в 2012 году до 11 в 2018 году, а также времени их прохождения - с 423 дней в 2012 году до 56 дней в 2018 году.

В связи с истечением в 2015 году срока действия ФЦП "Жилище" в настоящее время заинтересованные федеральные органы исполнительной власти прорабатывают вопросы дальнейшей реализации программы после 2015 года и ее возможного формата.

С учетом задач обеспечения устойчивого экономического развития, проведения модернизации российской экономики, перехода ее на инновационный путь развития, дальнейшего улучшения миграционной составляющей инвестиционного климата особое внимание будет уделено продолжению работы по созданию условий и механизмов для привлечения в Российскую Федерацию востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе, а также мер по оперативному обеспечению российской экономики необходимой рабочей силой.

Решению указанных задач будут способствовать Федеральный закон от "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", устанавливающий условия упрощенного порядка приема в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших после 1 июля 2002 г. профессиональное образование в российских образовательных и научных организациях, а также являющихся индивидуальными предпринимателями, инвесторами или квалифицированными специалистами, и разрабатываемый ФМС России проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленный на модернизацию институтов разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации, включая введение упрощенного порядка их получения отдельными категориями иностранных граждан, длительно осуществляющими трудовую деятельность в Российской Федерации.

В 2016 - 2018 гг. будут осуществляться мероприятия второго этапа (2016 - 2020 гг.) реализации Концепции государственной миграционной политики на период до 2025 года, предусматривающие принятие мер в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации, а также реализацию и мониторинг мер, принятых в 2012 - 2015 годах (первый этап).

Будут подготовлены программы сезонной и каникулярной трудовой миграции иностранных студентов и организованного привлечения иностранных работников, разработаны международные соглашения о временной трудовой деятельности, созданы благоприятные условия въезда и пребывания для иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию в целях осуществления преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической деятельности в образовательных и научных организациях, в том числе для участия в конференциях и семинарах, а также членов их семей.

В целях выполнения гуманитарных обязательств Российской Федерации будет принят Федеральный закон "О предоставлении убежища на территории Российской Федерации" и ряд нормативных правовых актов по его реализации.

Институциональные преобразования в сфере рынка труда и оплаты труда будут реализованы по следующим направлениям.

В прогнозный период будет разработан и принят федеральный закон, предусмотренный статьями 133 и 421 Трудового кодекса Российской Федерации, которым будет установлен порядок доведения минимального размера оплаты труда до размера прожиточного минимума трудоспособного населения субъектов.

Будут приняты изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", предусматривающие внесение уточнений в порядок и сроки выплаты пособий по безработице, направленных на исключение злоупотреблений при получении пособия по безработице, а также существенно увеличивающих размер данного пособия для отдельных категорий граждан.

Будут приняты изменения в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части установления полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работодателей по размещению информации об условиях привлечения граждан для осуществления трудовой деятельности в целях совершенствования информационного портала "Работа в России" и наполнению его достоверной информацией.

В рамках реализации Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в прогнозный период будут утверждены:

порядок аккредитации частных агентств, осуществляющих деятельность по предоставлению труда работников (персонала);

порядок утверждения перечней отдельных видов работ, в целях выполнения которых на объектах, отнесенных к опасным производственным объектам I и II классов опасности, направление работников частными агентствами занятости для работы принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) не допускается.

Кроме того, будет принят федеральный закон, регулирующий правоотношения, возникающие между юридическими лицами, а также юридическими и физическими лицами в случаях предоставления труда работников (персонала) организациями, не являющимися частными агентствами занятости.

Будут приняты меры по форматированию независимой системы оценки качества профессиональной подготовки работников, а также их компетенций. Для этого, в частности, предусматривается продолжение разработки профессиональных стандартов, создание базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

Будет продолжена реализация государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения". С учетом приоритетов государственной политики сформулирована цель государственной программы - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

предотвращение роста напряженности на рынке труда;

привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики;

содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан.

В прогнозный период будут приняты нормативные правовые акты, направленные на реализацию Федерального закона "О специальной оценке условий труда", предусматривающего внедрение механизма увязки состояния фактических условий труда с предоставлением соответствующих льгот и компенсаций работникам, работающим на них, а также с необходимостью уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу.

В прогнозный период в целях совершенствования пенсионной системы будут осуществляться мероприятия, предусмотренные Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 2524-р, и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года, утвержденными 14 мая 2015 г., в том числе:

совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета и расширение информационного взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации с органами исполнительной власти и организациями с целью повышения эффективности управления в системе обязательного пенсионного страхования;

совершенствование механизма досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии;

создание механизма по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам в зависимости от размера получаемой ими заработной платы;

проведение детального анализа и на его основе широкое обсуждение с привлечением институтов гражданского общества, в том числе профессиональных союзов, объединений работодателей, общественных организаций и экспертного сообщества, целесообразности повышения пенсионного возраста для лиц, вновь выходящих на пенсию, а также возможных сроков и порядка указанного повышения;

стимулирование развития корпоративных пенсионных программ, в том числе внесение изменений в действующее законодательство, предусматривающих освобождение плательщиков страховых взносов от уплаты дополнительных взносов для финансирования досрочных пенсий по условиям труда в случае уплаты ими соответствующих взносов в систему досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

совершенствование механизмов инвестирования средств пенсионных накоплений;

создание новых стимулов для формирования дополнительных пенсионных накоплений, в том числе в рамках корпоративных и частных пенсионных систем, позволяющих повысить уровень пенсионного обеспечения;

стандартизация негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе в части порядка заключения договоров, условий и порядка уплаты пенсионных взносов, условий доходности пенсионных средств;

подготовка предложений по формированию системы гарантирования прав участников в рамках негосударственного пенсионного обеспечения.

Ведется проработка вопроса о сохранении пониженных тарифов страховых взносов отдельным категориям плательщиков либо их замене мерами государственной поддержки, не связанными с обязательным социальным страхованием.

В 2016 году вступит в силу Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", которым регулируются механизмы обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах социальной защиты, здравоохранения, культуры, транспорта, информации, связи и др., что может повлечь расходы организаций всех форм собственности на обеспечение доступности для инвалидов объектов и услуг.

Меры по улучшению положения детей в Российской Федерации и защите их прав будут реализовываться в соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761, и Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, в том числе посредством реализации комплекса мер Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Прорабатывается вопрос о продолжении финансирования деятельности указанного Фонда за счет средств федерального бюджета в 2016 - 2018 годах.

Работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере управления государственным имуществом будет осуществляться как в соответствии с программными документами, так и по итогам постоянного мониторинга правоприменения в указанной сфере и должна быть нацелена на устранение двусмысленных норм и пробелов в законодательстве.

Основными задачами на 2016 - 2018 годы должны стать:

совершенствование нормативно-правовых актов в сфере приватизации государственного и муниципального имущества;

разработка нормативно-правового акта, предусматривающего процедуру продажи имущества государственных организаций;

разработка нормативно-правового акта, регулирующего отношения по обращению имущества в федеральную собственность.

При выполнении Программы приватизации Росимуществом обеспечена реализация установленных задач государственной политики в сфере приватизации федерального имущества. Соответствующая работа будет продолжена при организации приватизации федерального имущества в рамках Программы приватизации в прогнозный период.

В рамках управления отчуждением объектов федерального имущества в 2016 - 2018 гг. будет осуществляться планомерное выполнение следующих задач:

переход от продажи отдельного имущества или объектов федерального имущества к продаже бизнес-единиц;

повышение эффективности продажи акций крупных хозяйственных обществ, акции (доли) в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности, с целью создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики;

совершенствование мер вовлечения объектов федерального имущества в коммерческий оборот, инструментов приватизации, а также методов контроля за ее реализацией, что предполагает реформирование системы продаж;

совершенствование нормативного правового регулирования подготовки и продажи государственного имущества;

поэтапное сокращение количества федеральных государственных унитарных предприятий, а также оптимизация состава иных федеральных организаций;

совершенствование мер вовлечения объектов федерального имущества в коммерческий оборот, инструментов приватизации, а также методов контроля за ее реализацией.

В 2016 - 2018 гг. планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на развитие системы поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП).

На базе созданного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 287 "О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства" и Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" будет сформирован единый центр поддержки МСП.

При этом в рамках деятельности Корпорации как института развития в сфере МСП будет обеспечено решение следующих задач:

развитие финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки субъектов МСП;

организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами МСП;

организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе путем оценки соответствия осуществления закупок требованиям законодательства Российской Федерации;

обеспечение информационного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами (организациями) в целях оказания поддержки субъектам МСП;

привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций для целей поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

совершенствование мер государственной и иной поддержки субъектов МСП, в том числе нормативно-правового регулирования оказания такой поддержки.

Кроме того, в рассматриваемый период в целях снижения барьеров для старта собственного дела планируется расширить возможности по применению самозанятыми гражданами патентной системы налогообложения.

Запланированы мероприятия по совершенствованию специальных налоговых режимов, в частности системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Будут упрощены требования трудового законодательства для микропредприятий.

Будет обеспечена реализация программ финансовой поддержки МСП, в том числе программы Минэкономразвития России, в рамках которой во всех субъектах Российской Федерации предпринимателям предоставляются субсидии на развитие собственного бизнеса, модернизацию производства, осуществление социальных проектов, а также создаются организации инфраструктуры поддержки (бизнес-инкубаторы, центры развития предпринимательства, центры поддержки экспорта и другие).

Продолжится работа по расширению доступа субъектов МСП к закупкам, осуществляемым крупными государственными компаниями и естественными монополиями в рамках реализации соответствующей "дорожной карты", утвержденной Правительством Российской Федерации.

С использованием информационных ресурсов ФНС России будет сформирован единый реестр субъектов МСП, предполагающий автоматическое присвоение статуса субъекта МСП хозяйствующим субъектам.

В целях развития национальной предпринимательской инициативы и повышения эффективности реализации конкурентной политики в Российской Федерации, в том числе в отдельных отраслях, Правительством Российской Федерации принят и реализуется план мероприятий ("дорожная карта") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2579-р.

В рамках реализации системных мер "дорожной карты" предусмотрено: определение приоритета деятельности органов исполнительной власти по развитию конкуренции, снижение доли государственного сектора в экономике, внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий, развитие конкуренции при осуществлении закупок, упрощение деятельности предпринимателей и в рамках антимонопольного регулирования и повышение уровня защиты прав потребителей.

Первоочередные отраслевые мероприятия, определенные в "дорожной карте", охватывают рынки лекарственных препаратов, медицинских услуг, авиаперевозок, услуг связи, дошкольного образования, а также рынок нефтепродуктов.

При этом в "дорожную карту" заложен так называемый "револьверный принцип", основывающийся на динамичном, этапном подходе к проведению работ по развитию конкуренции, формировании перечня приоритетных отраслей и системных мероприятий на регулярной основе. Предусмотрены конкретные показатели, достижение (недостижение) которых позволит оценить эффективность реализации как системных мер по развитию (интегральные показатели), так и мероприятий по развитию конкуренции в отдельных отраслях (показатели отраслевых мер).

Важным институциональным изменением, которое оказывает непосредственное влияние на развитие конкуренции, является определение единого официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт, Интернет-портал, сайт торгов).

Интернет-портал www.torgi.gov.ru предназначен для размещения информации о торгах в отношении прежде всего государственного и муниципального имущества и ограниченных ресурсов. Официальный сайт заменил многочисленные региональные и муниципальные источники информации о таких торгах в сети "Интернет", а также печатные СМИ. Создание Интернет-портала позволяет в значительной степени снизить необоснованные административные барьеры для желающих приобрести государственное или муниципальное имущество, делает процедуры торгов более прозрачными, упрощает возможность сбора статистической информации по торгам.

В целях развития конкуренции и обеспечения открытости и публичности государственных и муниципальных торгов по реализации имущества и ограниченных ресурсов будет продолжена работа по развитию сайта торгов.

Кроме того, следует отметить постоянно растущий интерес к Интернет-порталу со стороны пользователей. Для сайта торгов 2014 год стал рекордным по количеству размещенных извещений и посещаемости, которая составила 4115 тыс. посещений, что на 29% больше, чем в 2013 году. В течение 2014 года на сайте размещено 269,4 тыс. извещений, что на 7% больше по сравнению с предыдущим годом.

Важным параметром, характеризующим эффективность торгов, остается показатель среднего количества заявителей на торгах. По указанному критерию наиболее успешными могут быть названы торги на право заключения охотхозяйственного соглашения и на право заключения договора водопользования, где среднее количество заявителей по торгам 2014 года составило более 3.

В 2014 году на сайте появилась возможность размещения и поиска информации о проведении торгов на право заключения договора о создании искусственного земельного участка, концессионного соглашения, по продаже прав на имущество, подлежащее принудительной продаже в соответствии с законодательством об электроэнергетике.

В рамках развития фондового рынка в 2016 - 2018 гг. остается актуальной задача построения в России международного финансового центра, являющегося одним из основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2013 г. N 1012-р утвержден план мероприятий (дорожная карта) "Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации". Указанный план призван повысить конкурентоспособность российского финансового рынка путем формирования устойчивой, но гибкой регулятивной среды, стимулирующей возникновение и развитие современных финансовых продуктов (услуг) для российских и зарубежных участников финансового рынка, а также установления высокого уровня корпоративного управления, обеспечивающего защиту права собственности и интересов инвесторов.

Будет продолжена работа над повышением эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов. С начала 2015 г. начал функционировать механизм гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений.

В целях привлечения значительных объемов долгосрочных инвестиций и стимулирования населения к осуществлению долгосрочных целевых накоплений с 1 января 2015 г. вступает в силу статья 10.3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", регулирующая осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанной с ведением индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). ИИС - счет внутреннего учета, который предназначен для обособленного учета денежных средств, ценных бумаг клиента физического лица, обязательств по договорам, заключенным за счет указанного клиента. Профессиональные участники рынка ценных бумаг, где открываются индивидуальные инвестиционные счета, должны предоставить клиенту возможность для самостоятельного принятия разумных и независимых инвестиционных решений, что означает необходимость предоставления клиентам продуктов, сервисов и услуг, способных помочь клиентам правильно оценить свой индивидуальный инвестиционный профиль, произвести планирование пенсионных накоплений, составить инвестиционную стратегию, выбрать продукты и объекты инвестирования, управлять рисками, а также повысить уровень финансовой грамотности.

Кроме того, принят Федеральный закон "О деятельности кредитных рейтинговых агентств на территории Российской Федерации, о внесении изменений в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, направленный на обеспечение защиты прав и законных интересов субъектов и пользователей кредитных рейтингов, включая кредиторов и инвесторов, а также на обеспечение прозрачности и независимости деятельности рейтинговых агентств путем формирования системы регулирования, контроля и надзора в сфере деятельности рейтинговых агентств.