8. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

8. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

Прогноз основных показателей консолидированной таблицы национальных счетов (сводного финансового баланса) очерчивает возможные изменения макроэкономических пропорций воспроизводства и финансирования национального хозяйства Российской Федерации в 2015 - 2017 годах. При реализации базового сценария развития, положенного в основу проекта федерального бюджета, формирование ресурсов валового располагаемого дохода и их использование в институциональных секторах и экономике в целом будут характеризоваться следующими ключевыми параметрами.

Формирование, распределение и использование валового
располагаемого дохода

Валовой располагаемый доход российской экономики вырастет с 69,8 трлн. рублей (96,2% ВВП) в 2014 году до 86,5 трлн. рублей (96,3% ВВП) в 2017 году. Основой этого увеличения станет рост ВВП, который в номинальном выражении возрастет соответственно с 72612 млрд. рублей до 89839 млрд. рублей при среднегодовой динамике физического объема в 2,2 процента. Одновременно с ростом ВВП увеличению объема располагаемого дохода будут способствовать стабильный отрицательный баланс доходов от собственности и оплаты труды в 3,2 - 3,3% ВВП в 2014 - 2017 гг. и также стабильно отрицательное сальдо текущих трансфертов в 0,5% ВВП в 2014 - 2017 годах.

Ресурсы и их использование в целом по национальному
хозяйству России

(в % к произведенному ВВП)

Коды
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
I. Ресурсы
Валовой располагаемый доход
B.6
96,2
96,3
96,2
96,3
Валовой внутренний продукт
B.1
100
100
100
100
Чистые доходы от собственности и оплаты труда
-3,3
-3,2
-3,3
-3,2
Чистые текущие трансферты
-0,5
-0,5
-0,5
-0,5
II. Использование
Расходы на конечное потребление
P.3
71,7
72,0
72,1
72,3
III. Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала
Валовое сбережение
B.8
24,5
24,2
24,1
24,0
Чистые капитальные трансферты
-0,5
0,0
0,0
0,0
IV. Изменение в активах
Валовое накопление
P.5
19,7
20,6
21,0
21,4
Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-) <*>
B.9
4,3
3,6
3,1
2,6
Справочно:
Сальдо внешних операций с товарами и услугами
B.11
6,8
5,6
5,1
4,5

--------------------------------

<*> Включая статистическое расхождение.

Стабилизация чистого потока инвестиционных доходов из России в зарубежные страны (при ослаблении номинального курса национальной валюты) станет следствием замедления прироста выплат доходов по иностранным инвестициям. При этом произойдет снижение чистого оттока капитала из российской экономики. Если в 2014 году чистый вывоз капитала частным сектором оценивается в 100 млрд. долларов США, то в 2015 году он снизится до 50 млрд. долларов США и к 2017 году - до 20 млрд. долларов США.

Растущий располагаемый доход позволит нарастить расходы на конечное потребление в 2017 году до 72,3% ВВП против 71,7% ВВП в 2014 году. При этом валовое накопление должно соответственно возрасти до 21,4% ВВП против 19,7% ВВП. Внутренних ресурсов будет достаточно для обеспечения прогнозируемых объемов потребления и накопления и поэтому взаимоотношения страны с внешним миром в среднесрочной перспективе при принятых сценарных условиях не претерпят кардинальных изменений. Если в 2014 году профицит чистых поставок товаров и услуг российской экономикой остальному миру оценивается в 141 млрд. долларов США (6,8% ВВП), то к 2017 году это активное сальдо может снизиться до 103 млрд. долларов США (4,5% ВВП) за счет возобновления наращивания импорта. В этом случае счет текущих операций останется положительным, в том числе и за счет предполагаемого ослабления рубля. Вследствие этого российская экономика останется кредитором остального мира. Так, если в 2014 году размер чистого кредитования оценивается в 4,3% ВВП, то далее, последовательно снижаясь, он уменьшится до 2,6% ВВП в 2017 году.

Основным фактором снижения позиции чистого кредитора станет сокращение внутренних ресурсов для поддержания растущих объемов потребления и накопления. Это приведет к изменению структуры финансовых потоков между остальным миром и российской экономикой и ее внутренними секторами. При сокращении чистого кредитования домашними хозяйствами и сектором государственного управления на фоне его наращивания финансовыми корпорациями для обеспечения прогнозируемых параметров экономического роста нефинансовым корпорациям потребуется замедлить уменьшение привлечения заемных ресурсов, в том числе и за счет сокращения вывоза капитала.

Сектор нефинансовых корпораций

В среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение уровня ресурсов у нефинансовых корпораций, несмотря на снижение в относительном выражении их основной составляющей - валовой прибыли, с 18,8% ВВП в 2014 году до 18,4% ВВП в 2017 году. Увеличение располагаемых доходов будет происходить вследствие уменьшения пассива операций с доходами от собственности. Отрицательное сальдо уменьшится, поскольку выплаты нефинансовых корпораций, в том числе и процентные платежи за границу, будут снижаться относительно ВВП, а получаемые ими доходы - расти. Так, в 2017 году пассивный баланс потока доходов от собственности нефинансовых корпораций во взаимоотношениях с остальными секторами оценивается в 4,9% ВВП против 6,2% в 2014 году. Уменьшится пассив операций и по текущим трансфертам. Он может снизиться с 4,2% ВВП в 2014 году до 4% ВВП в 2017 году.

Ресурсы и их использование по сектору
нефинансовых корпораций

(в % к произведенному ВВП)

Коды
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
I. Ресурсы
Валовой располагаемый доход
B.6
8,5
8,5
8,9
9,6
Валовая прибыль
B.1
18,8
18,2
18,2
18,4
Чистые доходы от собственности
-6,2
-5,6
-5,3
-4,9
Чистые текущие трансферты
-4,2
-4,1
-4,0
-4,0
II. Использование
Расходы на конечное потребление
P.3
-
-
-
-
III. Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала
Валовое сбережение
B.8
8,5
8,5
8,9
9,6
Чистые капитальные трансферты
0,6
0,9
0,9
0,8
IV. Изменение в активах
Валовое накопление
P.5
12,2
13,2
13,8
14,1
Приобретение за вычетом выбытия непроизведенных нефинансовых активов
K.2
0,1
0,1
0,0
0,0
Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-)
B.9
-3,2
-3,8
-4,1
-3,7
V. Изменения в обязательствах и финансовых активах
Финансовые корпорации
S.12
-1,1
-2,1
-2,1
-2,3
Государственное управление
S.13
-1,4
-1,8
-1,9
-1,0
Домашние хозяйства
S.14
-4,4
-3,6
-3,5
-3,2
Остальной мир
S.2
1,9
1,8
1,6
1,0
Чистые ошибки и пропуски
1,8
1,8
1,8
1,8

Уменьшение отчислений в пользу других секторов приведет к увеличению валового располагаемого дохода нефинансовых корпораций и соответственно росту сбережений нефинансовых корпораций с 8,5% ВВП в 2014 году до 9,6% ВВП в 2017 году. Для увеличения объема валового накопления с 12,3% ВВП в 2014 году до 14,1% ВВП в 2017 году нефинансовым предприятиям потребуется нарастить чистое заимствование соответственно с 3,2% ВВП до 3,7% ВВП.

Наряду с домашними хозяйствами основной объем заимствований нефинансовые корпорации в 2014 - 2017 гг. привлекут у финансовых корпораций. Его размер может увеличиться с 1,1% ВВП в 2014 году до 2,3% ВВП в 2017 году. Домашние хозяйства уменьшат их кредитование с 4,4% ВВП в 2014 году до 3,2% ВВП в 2017 году. Снизится и вклад государственного управления в финансирование нефинансовых корпораций - оно уменьшит их чистое кредитование с 1,4% ВВП в 2014 году до 1% ВВП в 2017 году. Прогнозируется, что нефинансовые корпорации в 2017 году вывезут за рубеж средства в размере 1% ВВП. Таким образом, они существенно снизят кредитование остального мира, поскольку в 2014 году оно оценивается в размере 1,9% ВВП.

Сектор государственного управления

В среднесрочной перспективе уровень валового располагаемого дохода сектора государственного управления снизится и к 2017 году, по оценке Минэкономразвития России, составит 24,6% ВВП против 25,2% ВВП в 2014 году.

В первую очередь, это связано с ожидаемым снижением относительной величины чистых налогов на производство и импорт, включающей НДС, акцизы, таможенные пошлины и НДПИ. Она снизится до 18,5% ВВП в 2017 году против 18,9% ВВП в 2014 году, что произойдет в результате налогового маневра, то есть снижения поступлений вывозных таможенных пошлин (до 3% ВВП в 2017 году против 6,2% в 2014 году) при одновременном увеличении налога на добычу полезных ископаемых (до 6,3% ВВП в 2017 году против 4,1% ВВП в 2014 году). На уменьшении размера чистых налогов на производство и импорт, кроме налогового маневра, также скажется и прогнозируемая на 2015 - 2017 гг. стабилизация мировых цен на нефть марки "Urals" на уровне 100 долларов США за баррель, по сравнению с 104 долларов США за баррель в 2014 году.

Вместе с тем фактором, сдерживающим резкое падение валового располагаемого дохода, выступит стабилизация (5 - 5,1% ВВП) относительной величины чистых текущих трансфертов. Это будет связано с тем, что тенденция динамики его основной составляющей - баланса между отчислением на социальное страхование и выплатам по социальным пособиям - изменится, и его величина начнет сокращаться с 2,9% ВВП в 2014 году до 2,8% ВВП в 2017 году. Главным образом это будет обусловлено введением дополнительных тарифов страховых взносов для отдельных категорий работников в зависимости от условий труда (подземные работы, вредные условия труда и другие) и отмены порога заработной платы для начисления страховых взносов в размере 5,1% на обязательное медицинское страхование.

Ресурсы и их использование по сектору
государственного управления

(в % к произведенному ВВП)

Коды
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
I. Ресурсы
Валовой располагаемый доход
B.6
25,2
25,2
25,1
24,6
Чистые налоги на производство и импорт
D.2 + D.3
18,9
19,0
19,0
18,5
Валовая прибыль экономики
B.2g
0,5
0,6
0,5
0,5
Чистые доходы от собственности
D.4
0,6
0,6
0,6
0,6
Чистые текущие трансферты
5,2
5,1
5,0
5,1
II. Использование
Расходы на конечное потребление
P.3
19,7
19,6
19,7
20,1
III. Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала
Валовое сбережение
B.8
5,5
5,5
5,4
4,5
Чистые капитальные трансферты
D.9
-2,6
-2,4
-2,4
-2,4
IV. Изменение в активах
Валовое накопление
P.5
2,1
2,1
2,0
2,0
Приобретение за вычетом выбытия непроизведенных нефинансовых активов
K.2
-0,1
-0,1
0,0
0,0
Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-)
B.9
0,9
1,1
1,0
0,2
V. Изменения в обязательствах и финансовых активах
Нефинансовые корпорации
S.11
1,4
1,8
1,9
1,0
Финансовые корпорации
S.12
-0,4
-0,8
-0,8
-0,7
Остальной мир
S.2
-0,1
0,0
-0,1
-0,1

Исходя из основных направлений бюджетной политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, относительная величина расходов федерального бюджета будет сокращаться. Несмотря на снижение бюджетных назначений, расходы сектора государственного управления на конечное потребление в 2015 - 2017 гг. увеличатся и достигнут 20,1% ВВП в 2017 году против ожидаемых 19,7% ВВП в 2014 году.

При принятом сценарии увеличения расходов на конечное потребление и снижении величины располагаемого дохода уровень сбережения государства сократится с 5,5% ВВП в 2014 году до 4,5% ВВП в 2017 году.

Основными заемщиками сектора в прогнозный период 2015 - 2017 гг. будут нефинансовые корпорации (размер их кредитования составит 1 - 1,9% ВВП), при этом финансовые корпорации и остальной мир будут кредиторами сектора государственное управление (величина кредитования оценивается в 0,4 - 0,8 и 0,1% ВВП соответственно).

Сектор домашних хозяйств

Оплата труда наемных работников - основной источник доходов домашних хозяйств - в структуре формирования ВВП по доходам к 2017 году в относительном выражении возрастет до 51,7% ВВП против 51,1% ВВП в 2014 году. Сдвиг в пользу роста доли оплаты труда предположительно сохранится по 2017 год включительно. Это будет обусловлено влиянием двух факторов. Во-первых, повышением доли заработной платы с 29,2% ВВП в 2014 году до 29,5% ВВП в 2017 году, что объясняется прогнозируемым опережением темпов роста фонда заработной платы по сравнению с номинальным приростом ВВП. Во-вторых, это увеличение в 2015 - 2017 гг. отчислений на социальное страхование (с 8,3% ВВП в 2014 году до 8,7% ВВП в 2017 году) за счет введения дополнительных тарифов страховых взносов для отдельных категорий работников в зависимости от условий труда (подземные работы, вредные условия труда и другие) и установление с 2015 года тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 5,1% сверх предельной величины базы для их начисления.

Относительная величина чистых доходов от собственности, полученных домашними хозяйствами, уменьшится, составив 1,1% ВВП в 2017 году (против 2,2% ВВП в 2014 году). Это станет следствием различий в динамике прироста активов и обязательств населения в прогнозный период.

В результате уровень валового располагаемого дохода домашних хозяйств уменьшится до 58,8% ВВП 2017 году против 59,5% ВВП в 2017 году. Относительно низкие темпы роста доходов и стремление повысить уровень потребления приведут к снижению нормы сбережения домашних хозяйств с 13,5% от объема их валового располагаемого дохода в 2014 году до 12,3% в 2017 году. Соответственно увеличится доля располагаемого дохода, направляемого на потребление, с 87,5% в 2014 году до 87,7% в 2017 году, что приведет к повышению расходов на конечное потребление домашних хозяйств в общих ресурсах экономики с 51,5% ВВП в 2014 году до 51,7% ВВП в 2017 году. Уровень сбережений домашних хозяйств сократится и к 2017 году составит 7,2% ВВП против 8,0% ВВП в 2014 году. Ожидается, что относительная величина валового накопления домашних хозяйств почти не изменится - 4,9% ВВП к 2017 году (против 4,7% ВВП в 2014 году).

Ресурсы и их использование по сектору домашних хозяйств

(в % к произведенному ВВП)

Коды
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
I. Ресурсы
Валовой располагаемый доход
B.6
59,5
59,4
59,0
58,8
Оплата труда наемных работников
D.1
51,1
51,4
51,5
51,7
Валовой смешанный доход
B.2g + B.3g
7,8
7,8
7,8
7,8
Сальдо заработной платы, полученной за границей и выплаченной в России нерезидентам
-0,5
-0,5
-0,6
-0,6
Чистые доходы от собственности
2,2
1,7
1,4
1,1
Чистые текущие трансферты
-1,9
-1,8
-1,9
-2,1
II. Использование
Расходы на конечное потребление
P.3
51,5
51,9
52,0
51,7
III. Изменение в обязательствах и чистой стоимости капитала
Валовое сбережение
B.8
8,0
7,6
7,1
7,2
Чистые капитальные трансферты
1,4
1,5
1,5
1,5
IV. Изменение в активах
Валовое накопление
P.5
4,7
4,9
4,8
4,9
Чистое кредитование (+), чистое заимствование (-)
B.9
4,8
4,2
3,9
3,8
V. Изменения в обязательствах и финансовых активах
Нефинансовые корпорации
S.11
4,4
3,6
3,5
3,2
Финансовые корпорации
S.12
-0,3
0,9
0,6
0,7
Остальной мир
S.2
0,6
-0,2
-0,2
0,0

В среднесрочной перспективе домашние хозяйства останутся кредиторами остальных секторов экономики, но при снижении валового сбережения и почти неизменном валовом накоплении - относительная величина объема их свободных финансовых ресурсов будет сокращаться. Так, если в 2014 году уровень чистого кредитования домашними хозяйствами остальных секторов оценивается в 4,8% ВВП, то к 2017 году прогнозируется его уменьшение до 3,8% ВВП. Основной объем кредитования придется на сектор нефинансовых корпораций. При уменьшении общей величины свободных ресурсов у населения и увеличении объемов заимствований у банковской системы чистое кредитование домашними хозяйствами сектора финансовых корпораций уменьшится до 0,7% ВВП в 2017 году.

Сбережение и инвестиции

Формирование валового сбережения национальной экономики в прогнозный период при принятых сценарных условиях будет характеризоваться нисходящим трендом его относительного уровня в 2014 - 2017 годах. Замедление номинального роста сбережения приведет к снижению его относительной величины с 24,5% ВВП в 2014 году до 24% ВВП в 2017 году. Несмотря на формирование понижательного тренда, норма сбережения в экономике останется на достаточно высоком уровне.

Ситуация в секторах в прогнозный период будет характеризоваться разнонаправленными изменениями. Относительный уровень сбережений в секторе государственного управления последовательно снизится, в то время как в секторе финансовых корпораций - возрастет, а в секторах нефинансовых корпораций и домашних хозяйств будет снижаться вплоть до 2016 года, после чего возможен их рост.

Межсекторные пропорции сберегаемых ресурсов также изменятся. Так, к 2017 году удельный вес сбережений сектора государственного управления в общем объеме сбережений снизится до 18,7% по сравнению с 22,5% в 2014 году, а сектора домашних хозяйств - до 30,1% по сравнению с 32,8% соответственно. В остальных секторах возможен повышательный тренд. Доля нефинансовых корпораций возрастет с 34,5% до 39,8%, а финансовых корпораций - с 9,2% до 10,6 процента.

Инвестиционная активность в среднесрочной перспективе возрастет. Ресурсы экономики, направляемые на валовое накопление, могут увеличиться с 19,7% ВВП в 2014 году до 21,4% ВВП в 2017 году. Это станет возможным при повышении степени использования внутренних ресурсов. В этом случае в 2016 - 2017 гг. на финансирование валового накопления следует направлять порядка 83% внутреннего сбережения, в то время как в 2014 году на эти цели будет использовано только 82,2 процента.

В секторальном разрезе основной вклад в восстановление инвестиционной активности внесут нефинансовые корпорации при поддержке домашних хозяйств. Относительный уровень валового накопления нефинансовых корпораций вырастет к 2017 году до 14,1% ВВП по сравнению с 12,3% ВВП в 2014 году. Норма накопления домашних хозяйств в течение 2014 - 2017 гг. стабилизируется на уровне 4,7 - 4,9% ВВП. Рост приобретения недвижимости населением возможен лишь в случае существенного наращивания предложения и улучшения ситуации в жилищном строительстве. Удельный вес инвестиционных расходов финансовых корпораций сохранится на уровне менее 1% ВВП.

Валовое накопление сектора государственного управления при планируемых параметрах инвестиционных расходов бюджетной системы в 2014 - 2016 гг. в относительном выражении останется на стабильном уровне - 2 - 2,1% ВВП. При этом значительные объемы капитальных трансфертов, передаваемых из бюджета нефинансовым корпорациям и домашним хозяйствам, будут способствовать повышению и поддержанию инвестиционной активности не только в этих секторах, но и в целом в экономике.

В распределении накапливаемых ресурсов качественных изменений не произойдет. Сектор нефинансовых корпораций продолжит обеспечивать 62 - 65% всех инвестиционных расходов экономики. Доля сектора домашних хозяйств стабилизируется на уровне 23%, а доля государства не превысит 10% от общего объема накопления в экономике.

Опережающая потребность в масштабном финансировании инвестиционных программ по сравнению с ростом внутренних сбережений приведет к необходимости замедлить чистый вывоз капитала частным сектором за рубеж.

В прогнозный период национальная экономика продолжит оставаться кредитором остального мира, но при этом объемы чистого кредитования будут последовательно снижаться с 4,3% ВВП в 2014 году до 2,6% ВВП в 2017 году, что отражает уменьшение степени финансирования зарубежных стран Россией. В разрезе секторов заемщиками недостающих ресурсов продолжают оставаться корпорации (3,2 - 4,1% ВВП). Финансовые корпорации, домашние хозяйства и сектор государственного управления - остаются кредиторами (суммарно 6 - 7,3% ВВП).

Изменения в обязательствах и чистой стоимости капитала

(в % к произведенному ВВП)

Коды
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
Валовое сбережение
B.8.g
24,5
24,2
24,1
24,0
Нефинансовые корпорации
S.11
8,5
8,5
8,9
9,6
Финансовые корпорации
S.12
2,3
2,4
2,5
2,5
Государственное управление
S.13
5,5
5,5
5,4
4,5
Домашние хозяйства
S.14
8,0
7,6
7,1
7,2
НКООДХ <*>
S.15
0,21
0,19
0,22
0,19
Капитальные трансферты (чистые)
D.9
-0,5
0,0
0,0
0,0
Валовое накопление <**>
P.5 + K.2
19,7
20,6
21,0
21,4
Нефинансовые корпорации
S.11
12,3
13,2
13,9
14,1
Финансовые корпорации
S.12
0,7
0,4
0,4
0,4
Государственное управление
S.13
2,0
2,1
2,0
2,0
Домашние хозяйства
S.14
4,7
4,9
4,7
4,9
НКООДХ
S.15
0,02
0,02
0,02
0,02
Чистое кредитование (+)/чистое заимствование (-) <***>
B.9
4,3
3,6
3,1
2,6
Нефинансовые корпорации
S.11
-3,2
-3,8
-4,1
-3,7
Финансовые корпорации
S.12
1,6
2,0
2,1
2,1
Государственное управление
S.13
0,9
1,0
1,0
0,2
Домашние хозяйства
S.14
4,8
4,2
3,9
3,8
НКООДХ
S.15
0,19
0,17
0,20
0,17
Справочно:
Использование внутренних сбережений на накопление основного капитала, %
82,2
83,3
83,2
82,9

--------------------------------

<*> Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

<**> С учетом чистого приобретения непроизведенных нефинансовых активов.

<***> Включая статистическое расхождение.