7. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пропорции пространственного развития России в прогнозный период 2015 - 2017 гг. будут формироваться в непосредственной зависимости от общих условий, складывающихся в экономике России, определяющих возможности реализации социальных и экономических программ, намеченных на среднесрочный период, а также обозначенных государством приоритетов территориального развития, выраженных в принятых государственных программах.

Показатели пространственного прогноза в агрегированном представлении рассчитаны в разрезе федеральных округов в соответствии с базовым вариантом.

При определении экзогенных параметров пространственного прогноза использовались данные прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Состояние российских регионов прогнозируется в условиях замедления темпов роста валового регионального продукта до 100,5% в 2014 году по сравнению с 101,3% в 2013 году и дальнейшего экономического роста в 2015 - 2017 гг. на уровне 102,2% ежегодно.

Наибольшую активность в экономическом развитии в 2014 - 2017 гг. сможет продемонстрировать Северо-Кавказский федеральный округ, ежегодно наращивая свой совокупный продукт в среднем на 4,4 процента.

Объем произведенного на Северном Кавказе валового регионального продукта (ВРП) к 2017 году возрастет по сравнению с 2013 годом на 19,2%, что составит максимальный относительный прирост среди федеральных округов.

За счет интенсивного развития промышленных комплексов республик Ингушетия и Дагестан, Чеченской и Кабардино-Балкарской республик федеральный округ выйдет в лидеры по темпам прироста обрабатывающих производств: к 2017 году объем обрабатывающих производств увеличится по сравнению с уровнем 2013 года на 14,5%, в 2014 - 2017 гг. среднегодовые темпы роста обработки прогнозируются на уровне 103,5 процента.

Формируя надежную предпосылку своего долгосрочного ускоренного развития, Северо-Кавказский федеральный округ в 2014 - 2017 гг. будет достигать высоких темпов и по освоению инвестиций в основной капитал. В 2017 году объем привлеченных инвестиций составит 127% к уровню 2013 года при среднем в целом по стране значении показателя в размере 103,8 процента.

Вместе с тем темпы развития экономики Северо-Кавказского федерального округа не обеспечат в течение среднесрочного периода достижения целевых значений объема валового регионального продукта, утвержденных в государственной программе Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года.

Целевые значения показателей совокупного ВРП, произведенного регионами Северо-Кавказского федерального округа, будут превышать прогнозируемые значения показателя в среднем на 103,2 млрд. рублей.

Индексы физического объема ВРП

(% к предыдущему году)

2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
Всего по Российской Федерации
101,3
100,5
101,2
102,3
103,0
в том числе:
Центральный федеральный округ
100,7
100,2
101,2
102,1
102,7
в т.ч. Московская агломерация
100,1
99,6
100,7
101,6
102,2
Северо-Западный федеральный округ
101,5
100,1
101,6
102,2
103,1
в т.ч. Калининградская область
100,8
100,7
101,7
98,3
103,3
Санкт-Петербургская агломерация
101,9
100,7
102,3
103,1
103,9
Южный федеральный округ
102,9
99,9
101,5
104,4
104,4
Северо-Кавказский федеральный округ
104,1
103,1
103,9
105,0
105,8
Приволжский федеральный округ
101,7
100,2
100,9
102,0
102,8
Уральский федеральный округ
101,4
100,0
99,5
101,6
102,0
Сибирский федеральный округ
101,6
100,0
101,1
101,1
102,9
Дальневосточный федеральный округ
100,3
99,2
103,9
105,5
104,3

Вторым среди федеральных округов по интенсивности прироста валового регионального продукта в период 2015 - 2017 гг. станет Дальневосточный федеральный округ с ежегодными темпами роста на уровне 103,3 процента.

Относительный прирост совокупного валового регионального продукта регионов округа в 2017 году составит 13,6% к уровню 2013 года.

Макрорегион займет лидирующее место по интенсивности прироста инвестиций. Объем инвестиций в основной капитал будет увеличиваться со среднегодовыми темпами 109,6% и к 2017 году составит 143,3% от уровня 2013 года, что объясняется высокими темпами роста объема инвестиций в Республике Саха (Якутия) (в 2017 году - 214,9% к уровню 2013 года), обеспечиваемыми началом реализации крупных инвестиционных проектов нефтегазового комплекса, в частности обустройства Чаяндинского месторождения и строительства газопровода Якутия - Хабаровск - Владивосток.

Темпы роста основных показателей экономического развития
в 2013 - 2017 гг., %

ВРП
Промышленное производство <*>
Инвестиции
среднегодовые темпы в 2014 - 2017 гг.
2017 г. к 2013 г.
среднегодовые темпы в 2014 - 2017 гг.
2017 г. к 2013 г.
среднегодовые темпы в 2014 - 2017 гг.
2017 г. к 2013 г.
Всего по Российской Федерации
101,7
107,3
100,6
102,4
100,9
103,8
в том числе:
Центральный федеральный округ
101,5
106,4
98,6
93,5
101,9
108,1
в том числе
Московская агломерация
101,0
104,3
96,9
85,5
101,9
108,2
Северо-Западный федеральный округ
101,7
107,3
101,1
104,5
98,5
94,3
в том числе:
Калининградская область
100,9
104,1
103,2
113,4
102,5
109,3
Санкт-Петербургская агломерация
102,4
110,5
101,2
104,8
100,2
101,1
Южный федеральный округ
102,5
110,7
104,6
119,5
100,8
75,6
Северо-Кавказский федеральный округ
104,4
119,2
102,1
108,5
106,1
127,0
Приволжский федеральный округ
101,4
106,2
101,4
105,8
101,6
106,8
Уральский федеральный округ
100,7
103,3
100,6
102,3
100,5
102,2
Сибирский федеральный округ
101,2
105,4
100,9
103,8
98,5
94,3
Дальневосточный федеральный округ
103,2
113,6
103,0
103,0
109,5
143,3

--------------------------------

<*> Темп роста показателя "Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами" по видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды".

Приволжский федеральный округ прогнозирует устойчивую динамику экономического развития с некоторым превышением среднероссийских темпов роста в 2014 - 2017 гг. и по объемам промышленного производства (по видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды", 101,4% при 100,6% в среднем по Российской Федерации), и по инвестициям (101,7% при 101% в среднем по Российской Федерации).

По темпам роста валового регионального продукта в 2014 - 2017 гг. федеральный округ незначительно отстает от среднероссийских темпов (101,5% при 101,8% в среднем по Российской Федерации), что обусловлено замедлением роста ВРП Пермского края вследствие продолжающегося инвестиционного спада (включая государственные инвестиции) и потребительского спроса.

По сравнению с 2013 годом к концу прогнозного периода объем ВРП в Приволжском федеральном округе возрастет на 6,2%, объем освоенных инвестиций - на 6,6%, объем промышленного производства - на 6,8 процента.

Экономика Южного федерального округа в 2014 - 2017 гг. будет развиваться со среднегодовыми темпами 102,6 процента. К 2017 году прогнозируется прирост производства ВРП 2013 года на 10,7 процента.

Юг России выйдет в лидеры по среднегодовым темпам роста добычи полезных ископаемых - 124,1% в среднем за период 2014 - 2017 гг., что обусловит к 2017 году прирост объема добычи в 2,2 раза к уровню 2013 года. При этом темпы роста промышленного производства по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" в Астраханской области в 2014 - 2017 гг. составят 140,4%, что приведет к увеличению показателя в регионе в 2017 году до 335,3% к уровню 2013 года.

Основные перспективы развития топливно-энергетического комплекса Астраханской области в ближайшие три года будут связаны с эффективным освоением минерально-сырьевой базы региона, в которой преобладают газ, конденсат и нефть. Это произойдет главным образом за счет увеличения объемов производства на двух крупнейших предприятиях региона: ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" и ООО "Газпром добыча Астрахань" (эксплуатация морского нефтегазоконденсатного месторождения им. Ю. Корчагина, ввод в эксплуатацию в конце 2015 года нового нефтегазового месторождения им. В. Филановского на шельфе Каспийского моря).

Индекс промышленного производства федерального округа существенно возрастет за счет интенсивного наращивания объемов добычи полезных ископаемых и при среднегодовом росте 104,6% за период 2014 - 2017 гг., к 2017 году составит 119,5 процента.

По интенсивности роста в добывающих отраслях и промышленности в целом Южный федеральный округ станет лидером среди федеральных округов Российской Федерации.

Одновременно в инвестиционной сфере экономики макрорегиона будет наблюдаться сокращение объемов освоенных средств за счет отрицательной динамики инвестиционных вложений в Краснодарском крае в рассматриваемый период.

В 2014 - 2015 гг. объемы осваиваемых инвестиций на территории федерального округа составят 81,1% и 72,3% соответственно по отношению к уровню 2013 года, главным образом вследствие резкого спада аналогичного показателя в Краснодарском крае, обусловленного завершением предолимпийской подготовки, - до 69,1% в 2014 году и 53,4% в 2015 году по отношению к уровню 2013 года.

С 2016 года предполагается возобновление инвестиционного роста в Краснодарском крае и Южном федеральном округе в целом, который, однако, не перекроет отрицательной динамики прошлых лет. В 2017 году темп роста инвестиций в Краснодарском крае составит 53,9% к уровню 2013 года, в Южном федеральном округе - 75,6 процента.

Со схожей динамикой будут развиться регионы Центральной России и Северо-Запада страны, удерживая в 2014 - 2017 гг. среднегодовые темпы роста ВРП на уровне 101,6 - 101,8% ежегодно.

Определяющим фактором развития федеральных округов, как и ранее, будут столичные агломерации.

Московская область начиная с 2014 года будет демонстрировать стабильный прирост ВРП вплоть до 2017 года и обеспечит прирост совокупного продукта на 11,3% к уровню 2013 года.

Опережающими темпами будет расти обрабатывающий сектор промышленности области, а вслед за ним и вся промышленность региона в целом. К 2017 году объем промышленного производства в Московской области увеличится по отношению к 2013 году на 17%, в том числе ее обрабатывающий сектор - на 18,8 процента. В среднесрочный период благоприятные тенденции развития прогнозируются за счет наращивания объемов производства резиновых и пластмассовых изделий, прочих неметаллических минеральных продуктов, продовольственных товаров. Обозначенная динамика обусловит увеличение к 2017 году доли Московской области в структуре Центрального федерального округа по объему ВРП до 14,7% по сравнению с уровнем 2013 года (на 0,4 п. п.), по объему промышленного производства - до 18,9% (на 2,9 п. пункта).

Изменение валового регионального продукта
в субъектах Российской Федерации к 2017 году по отношению
к уровню 2013 года <1>, %

В г. Москве в прогнозный период не ожидается высокой интенсивности роста основных экономических показателей. Среднегодовые темпы роста ВРП столицы в 2014 - 2017 гг. прогнозируются на уровне 100,7%, а к концу периода по сравнению с 2013 годом его объем возрастет на 2,6%, что будет наименьшим приростом среди всех регионов Центрального федерального округа.

Прогнозирование объемов валового продукта г. Москвы происходит в условиях замедления темпов роста торгового оборота. Негативный прогноз по рынку углеводородов дает основания ожидать снижения в 2015 - 2017 гг. объемов оптовой торговли топливом.

Показатели промышленного производства в г. Москве достаточно противоречивы. С конца 2012 года наблюдается расхождение динамики индексов обрабатывающей промышленности: снижение объемов производства при росте объемов отгруженной продукции. Данная тенденция объясняется осуществлением производства за пределами города Москвы при ее фиксации по месту нахождения головного офиса предприятия, число представительств которых в г. Москве увеличивается год от года.

В 2015 - 2017 гг. инвестиции в основной капитал в г. Москве, как и в предыдущие годы, будут расти быстрее валового регионального продукта. При этом сохранится сложившаяся тенденция преобладания в структуре капитальных вложений доли машин и оборудования (порядка 55%), что свидетельствует об обновлении производственной базы, внедрении новых технологий. Ожидается, что наряду с ростом бюджетных инвестиций вырастет инвестиционная активность частного сектора экономики, особенно в сферах образования и здравоохранения, спорта и культуры, туризма и отдыха.

В отличие от московской агломерации г. Санкт-Петербург будет развиваться опережающими темпами по сравнению с прилегающей Ленинградской областью. Среднегодовые темпы роста ВРП г. Санкт-Петербурга составят 102,7%, что обеспечит к концу прогнозного периода рост ВРП на 11,2% к уровню 2013 года. Рост валового продукта прилегающей агломерации составит в среднем за период 2014 - 2017 гг. 101,9% и к 2017 году превысит уровень 2013 года на 7,9 процента.

Прирост ВРП г. Санкт-Петербурга прогнозируется на фоне положительной динамики промышленного производства - 102,5% (в 2017 году к уровню 2013 года) и инвестиций в основной капитал - 103,3% соответственно.

Прирост ВРП Ленинградской области будет обеспечиваться прежде всего реализацией проектов в сфере транспорта и логистики (развитие морского торгового порта "Усть-Луга" и проекты строительства отдельных терминалов), энергетики (строительство завода по производству сжиженного природного газа), ростом производства в отдельных отраслях промышленности (химическое, нефтехимическое производство, производство изделий из пластмасс, транспортных средств и оборудования и др.), стабильным ростом производства сельскохозяйственной продукции. Развитие промышленного производства в Ленинградской области прогнозируется с ежегодной динамикой на уровне 101,5% (106,3% к уровню 2013 года). Среднегодовой темп роста инвестиций в Ленинградской области будет находиться на уровне 99,7% и в 2017 году составит 98,5% к уровню 2013 года.

С учетом указанных тенденций Центральный и Северо-Западный федеральные округа к 2017 году превысят уровень 2013 года по объему производства ВРП более чем на 6 процентов.

В состав Северо-Западного федерального округа входит одна из стратегически важных территорий Российской Федерации - Калининградская область. На федеральном уровне утверждена и действует начиная с 2013 года государственная программа, нацеленная на обеспечение устойчивого социально-экономического развития указанного региона (государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года").

Согласно прогнозируемой на 2014 - 2017 гг. динамике производства ВРП на душу населения, регион не сможет достигнуть к 2017 году целевого значения по данному показателю (373,2 тыс. рублей), заложенного в государственной программе "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", произведя в расчете на душу населения 366,9 тыс. рублей валового продукта.

Ниже среднероссийских темпов роста ВРП и объема инвестиций в основной капитал в прогнозный период будут развиваться Уральский и Сибирский федеральные округа.

Средние темпы роста указанных показателей в 2014 - 2017 гг. соответственно составят на Урале - 100,8 и 100,5% соответственно, в Сибири - 101,3 и 98,6 процента.

Основными негативными факторами в динамике Уральского федерального округа станут сокращение объемов производства в добывающей отрасли Ханты-Мансийского автономного округа (89,5% в 2017 году к уровню 2013 года), за счет которого по объему добычи полезных ископаемых Уральский федеральный округ на протяжении всего прогнозного периода будет оставаться ниже уровня 2013 года (94,7% в 2017 году к 2013 году), и объемов производства обрабатывающей промышленности Челябинской области (95,1% в 2017 году к уровню 2013 года).

Замедленная динамика в 2014 - 2017 гг. валового регионального продукта, промышленного производства и инвестиций Сибирского федерального округа связана с низкими темпами роста соответствующих показателей Красноярского края, формирующего около 22% объема совокупного валового регионального продукта регионов Сибири, из-за снижения объемов добычи нефти на освоенных участках Ванкорского месторождения, а также закрытия никелевого завода на Заполярном филиале ОАО "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" в 2016 году.

С момента принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации двух новых субъектов, формирующих Крымский федеральный округ, и до 1 января 2015 г. в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона Российской Федерации "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Экономическое развитие регионов в начале прогнозного периода связано с такими негативными факторами, как ограничения внешних рынков, снижение экспортно-импортных операций, проблемы по переносу ввода производственных мощностей, нарушения логистических связей, увеличения транспортных расходов, необходимость адаптации предприятий к российским производственным стандартам, решения собственников ряда предприятий прекратить ведение хозяйственной деятельности на территории Крыма.

В рамках вышепрогнозируемых тенденций социально-экономического развития федеральных округов в разрезе отдельных субъектов Российской Федерации в среднесрочном периоде прогнозируются следующие изменения.

Наиболее динамичное развитие, которое проявится с увеличением производства ВРП к 2017 году более чем на 20% по отношению к 2013 году и при среднегодовых темпах роста за период 2014 - 2017 гг. выше 105%, представят 10 регионов: республики Дагестан, Ингушетия, Крым, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарская и Чеченская республики, Астраханская и Тамбовская области, Ненецкий автономный округ и Еврейская автономная область.

По интенсивности прироста объемов промышленного производства большая часть из указанных регионов (республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика, Астраханская, Тамбовская, Тюменская область, Ненецкий автономный округ и Еврейская автономная область) к 2017 году превысят уровень 2013 года более чем на 22% при среднегодовых темпах роста выше 105 процентов. Помимо этих регионов это удастся республикам Калмыкия, Марий Эл и Тыва, Магаданской области и Чукотскому автономному округу.

Кроме того, республики Дагестан, Ингушетия, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарская и Чеченская республики, Тамбовская область, Еврейская автономная область в 2014 - 2017 гг. займут лидирующие позиции по объему инвестиций в основной капитал, что явится предпосылкой их дальнейшего интенсивного роста.

К 2017 году вышеперечисленные регионы освоят инвестиции в объеме, превышающем уровень 2013 года более чем на 30% (Республика Саха (Якутия) - на 114,9%), демонстрируя при этом среднегодовые темпы роста более 108 процентов. Всего таких регионов будет десять, помимо перечисленных это: Республика Мордовия, Приморский край и Новгородская область.

Внутренним источником сохранения интенсивного развития Республики Дагестан станет комплексная и активная реализация имеющихся в регионе промышленных ресурсов.

В среднесрочный период положительная динамика промышленного производства в регионе прогнозируется за счет увеличения государственного оборонного заказа и реализации приоритетных инвестиционных проектов по организации автосборочного производства; серийного производства цифровых ЖК-телевизоров; строительству завода по производству непрерывного базальтового волокна.

В Республике Ингушетия высокая динамика прогнозируется в производстве пищевых продуктов в результате ввода в действие первой очереди мукомольного комбината мощностью 1200 тонн в сутки. Точками роста промышленности региона также станет реализация проектов по производству полуфабрикатов, мясных продуктов, безалкогольных напитков.

В Еврейской автономной области источником роста показателей развития промышленности станет запланированный выход на проектную мощность Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината по производству железорудного концентрата.

Увеличение валового регионального продукта в Кабардино-Балкарской Республике произойдет в основном за счет наращивания объемов промышленности, значительный рост объемов которой предполагается в связи с вводом в действие нового предприятия по производству полиэтилентерефталата пищевого и текстильного назначения мощностью 486 тыс. тонн в год.

Экономический рост Республики Мордовия в среднесрочной перспективе будет определяться реализацией приоритетных направлений инвестиционной деятельности: производства оптического волокна, кабельно-проводниковой продукции нового поколения, цементного производства, строительством современных животноводческих комплексов, а также созданием объектов, обеспечивающих проведение игр Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Самую низкую динамику ВРП прогнозируют два крупнейших по своему экономическому потенциалу региона - Пермский край и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, у которых к 2017 году темпы роста производства ВРП будут соответственно на 4,4 и 6,6% ниже, чем в 2013 году. Сдерживающим фактором роста экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в среднесрочный период послужит снижение валовой добавленной стоимости в сфере добычи полезных ископаемых и не только из-за неблагоприятной ценовой конъюнктуры, но и в связи со снижением физических объемов добычи в условиях постепенного истощения старых месторождений и замедления темпов ввода в эксплуатацию новых месторождений; Пермского края - продолжающийся спад инвестиционного и потребительского спроса.

В число регионов с низкой динамикой ВРП также войдут Республика Коми (99,8% ежегодно в 2014 - 2017 гг. и 99,1% в 2017 году к уровню 2013 года), Красноярский край (соответственно 99,7 и 98,6%), Архангельская область (соответственно 99,6 и 98,1%) и Чукотский автономный округ (соответственно 98,4 и 93,2 процента).

Невысокие темпы роста ВРП в Архангельской области обусловлены снижением инвестиционной и строительной деятельности и завершением ряда инвестиционных проектов, в Красноярском крае - связаны с закрытием в 2016 году никелевого завода ОАО "ГМК "Норильский никель", расположенного в г. Норильск, в Республике Коми - со снижением объемов строительства.

Одновременно Красноярский край и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра будут характеризоваться наиболее низкой динамикой промышленного производства среди всех субъектов Российской Федерации. К 2017 году в Красноярском крае уровень промышленного производства снизится на 7,6% по отношению к 2013 году, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - на 9,6 процента.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре сложится худшая среди всех регионов Российской Федерации динамика промышленного производства вследствие постепенного роста доли несырьевой экономики, сокращения доли производства товаров и увеличения доли производства услуг.

Объем промышленного производства также существенно снизят по сравнению с 2013 годом Челябинская область (96,3%), Республика Карелия (96%), Калужская область (92,6%), Ставропольский край (90,7%) и г. Москва (75,2 процента). Всего в 2017 году не достигнут объема промышленного производства 2013 года 14 субъектов Российской Федерации.

За среднесрочный период 23 региона России сократят объемы инвестиций в основной капитал. Наиболее существенным спад в 2017 году к уровню 2013 года прогнозируют Республика Бурятия (90,2%), Смоленская область (90%), Камчатский край (85,2%), Красноярский край (72,1%), Вологодская область (66,5%), Чукотский автономный округ (62,2%), Архангельская область (56,3%), Республика Коми (56,3%) и Краснодарский край (53,9 процента).

Однако значительное сокращение инвестиций в регионах связано не со стагнацией в инвестиционной сфере, а с плановым завершением реализации крупных проектов в период до начала прогнозного.

Пространственная структура производства по основным
показателям экономического развития

ВРП
Промышленное производство <*>
Инвестиции в основной капитал
2013
2015
2017
2013
2015
2017
2013
2015
2017
Всего по Российской Федерации
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
Центральный федеральный округ
34,8
35,2
35,4
26,8
26,7
27,1
25,6
26,8
26,6
в том числе
Московская агломерация
25,9
25,9
25,9
16,6
16,3
16,7
15,5
16,3
16,1
Северо-Западный федеральный округ
10,6
10,6
10,6
12,9
12,8
12,6
9,3
8,9
8,5
в том числе
Калининградская область
0,5
0,5
0,5
1,0
1,0
1,1
0,5
0,6
0,5
Санкт-Петербургская агломерация
6,0
6,3
6,5
7,4
7,5
7,3
4,7
4,6
4,6
Южный федеральный округ
6,4
6,3
6,5
5,1
5,1
5,5
11,1
8,1
8,1
Северо-Кавказский федеральный округ
2,5
2,6
2,8
1,0
1,1
1,1
3,3
3,9
4,1
Приволжский федеральный округ
15,7
15,5
15,3
19,7
19,9
19,9
17,3
17,7
17,8
Уральский федеральный округ
14,1
13,8
13,4
19,0
18,6
17,9
16,3
16,4
16,0
Сибирский федеральный округ
10,2
10,1
10,0
11,2
11,4
11,3
10,7
10,2
9,7
Дальневосточный федеральный округ
5,3
5,4
5,6
4,2
4,2
4,4
6,3
7,7
8,7
Крымский федеральный округ <**>
-
0,4
-
-
0,2
-
-
0,4
-

--------------------------------

<*> По видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды".

<**> Прогнозы социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя разрабатываются сроком на один год в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2014 г. N 783.

Так, в Краснодарском крае сокращение инвестиционной деятельности обусловлено завершением в 2013 году строительства олимпийских и инфраструктурных объектов. В Архангельской области - завершением строительства магистрального газопровода "Ухта - Торжок" и нового комбината ОАО "Группа Илим" в г. Коряжме. В Красноярском крае - завершением общестроительных работ и выходом на стадию производства продукции по ряду крупных проектов: "Освоение Ванкорского нефтегазового месторождения", "Комплексное развитие Нижнего Приангарья" (запуск агрегатов Богучанской ГЭС).

Ожидаемые тенденции в региональном развитии 2014 - 2017 гг. не приведут к ощутимым изменениям пространственных пропорций и сдвигам в территориальной структуре производства. Существенного изменения удельного вклада регионов в совокупные объемы по Российской Федерации и по федеральным округам по основным показателям развития не произойдет. По объемам производства ни российские, ни окружные лидеры не сменятся.

Пространственная структура производства ВРП в 2017 году, %

Центральный федеральный округ будет стабильно формировать более трети совокупного валового регионального продукта по стране, из них более 25% - это вклад Московской агломерации. Приволжский федеральный округ - порядка 15,5%, Уральский федеральный округ - более 13,5%, регионы Северо-Запада и Сибири - более 10 процентов.

В совокупности Южный, Северо-Кавказский, Дальневосточный и Крымский федеральные округа сформируют продукт, составляющий порядка 15% от объема общероссийского ВРП.

В число регионов-лидеров по производству ВРП, по промышленному производству и инвестициям в основной капитал в течение всего прогнозного периода 2014 - 2017 гг. будут входить Республика Татарстан, Московская и Свердловская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, гг. Москва и Санкт-Петербург.

Перечень 10 субъектов Российской Федерации с наибольшим
удельным весом по показателям экономического развития
в 2014 - 2017 годах

По объему ВРП
По объему промышленного производства
По объему инвестиций в основной капитал
г. Москва
г. Москва
г. Москва
Московская область
Московская область
Московская область
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
Ханты-Мансийский автономный округ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Свердловская область
Свердловская область
Свердловская область
Республика Татарстан
Республика Татарстан
Республика Татарстан
Ямало-Ненецкий автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Краснодарский край
Самарская область
Краснодарский край
Республика Башкортостан
Республика Башкортостан
Республика Саха (Якутия)
Красноярский край
Нижегородская область
Красноярский край

На долю 10 регионов - лидеров по объему производства ВРП будет приходиться около 51% совокупного объема по стране. Удельный вес первых 10 регионов с наибольшим объемом промышленного производства составит около 48% от общероссийского объема. Доля 10 регионов с наибольшим среди субъектов Российской Федерации объемом инвестиций в основной капитал сохранится на уровне 44 - 46 процентов.

Указанные цифры иллюстрируют устойчивость в среднесрочном периоде тенденции концентрации экономического потенциала в небольшом количестве регионов.

Существующий разрыв между регионами в экономическом и производственном потенциале ярко характеризует тот факт, что на 10 регионов с наименьшим объемом ВРП будет приходиться только один процент совокупного объема по стране, на регионы с наименьшим объемом промышленного производства - 0,4%, по инвестициям в основной капитал доля последних 10 регионов будет составлять 1,1 - 1,2 процента.

В перечень таких регионов одновременно по всем трем ключевым показателям экономического развития (объему ВРП, промышленного производства и инвестиций в основной капитал) в 2014 - 2017 гг. будут входить республики Адыгея, Алтай, Ингушетия, Калмыкия, Тыва, Карачаево-Черкесская Республика, Еврейская автономная область и г. Севастополь.

Перечень 10 субъектов Российской Федерации с наименьшим
удельным весом по показателям экономического развития
в 2014 - 2017 годах

По объему ВРП
По объему промышленного производства
По объему инвестиций в основной капитал
Карачаево-Черкесская Республика
Карачаево-Черкесская Республика
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Адыгея
Республика Адыгея
Республика Адыгея
Еврейская автономная область
Еврейская автономная область
Еврейская автономная область
Республика Ингушетия
Республика Ингушетия
Республика Ингушетия
Республика Калмыкия
Республика Калмыкия
Республика Калмыкия
Республика Тыва
Республика Тыва
Республика Тыва
Республика Алтай
Республика Алтай
Республика Алтай
г. Севастополь
г. Севастополь
г. Севастополь
Чукотский автономный округ
Чеченская Республика
Чукотский автономный округ
Магаданская область
Республика Северная Осетия - Алания
Республика Северная Осетия - Алания

В номинальном выражении размер заработной платы во всех субъектах Российской Федерации в 2014 - 2017 гг. будет расти в среднем на 8,4% в год.

Самый высокий уровень оплаты труда сохранится в дальневосточных регионах (Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Камчатский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ), в нефтедобывающих автономных округах (Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском), а также в гг. Москве и Санкт-Петербурге.

В перечисленных субъектах Российской Федерации размер заработной платы в 2014 - 2017 гг. будет превышать средний уровень по стране от 1,2 до 2,6 раза.

Наиболее низкий уровень среднемесячной номинальной заработной платы будет оставаться в регионах Северного Кавказа (республиках Дагестан и Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике), а также в республиках Калмыкия, Марий Эл и Мордовия, Алтайском крае, Ивановской, Кировской и Курганской областях. По отношению к среднероссийскому уровню размер оплаты труда в указанных регионах будет составлять 60 - 70 процентов.

Величина номинальной заработной платы в субъектах
Российской Федерации в 2017 году <1>, рублей

Отношение регионального максимума в оплате труда к ее региональному минимуму в прогнозный период будет постепенно расти: с 4,1 раза в 2014 году до 4,2 раза в 2017 году.

Наиболее низкие уровни оплаты труда будут отмечаться в республиках Дагестан (16,8 тыс. рублей в 2013 году, 19,4 тыс. рублей в 2014 году, 21,5 тыс. рублей в 2015 году), Калмыкия (23,3 тыс. рублей в 2016 году) и Мордовия (25,7 тыс. рублей в 2017 году).

По величине среднемесячной начисленной заработной платы в прогнозный период по сравнению с 2013 годом изменится лидер среди регионов. Если в 2013 году наиболее высокий уровень оплаты труда наблюдался в Ямало-Ненецком автономном округе (69,2 тыс. рублей в 2013 году), то к 2014 году первенство перейдет к Чукотскому автономному округу (79,5 тыс. рублей в 2014 году, 88,3 тыс. рублей в 2015 году, 96,8 тыс. рублей в 2016 году, 107,3 тыс. рублей в 2017 году).

Во всех субъектах Российской Федерации, кроме Амурской области, ожидается снижение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. Этому будет способствовать реализация регионами мер по созданию новых рабочих мест, по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, стимулированию трудовой мобильности населения, а также развитие и реформирование пенсионного и социального обеспечения и повышение адресности социальных выплат.

Наибольшее относительное снижение бедности прогнозирует Дальневосточный федеральный округ, в котором к 2017 году доля бедного населения понизится на 2,2 п. п. по сравнению с уровнем 2014 года (с 18% до 15,8% от общей численности населения).

В 2014 - 2017 гг. более чем на 3 п. п. снизится уровень бедности в республиках Калмыкия (с 41,2% до 34,5%), Мордовия (с 22,6% до 18,9%), Тыва (с 39,5% до 31,7%), Карачаево-Черкесской Республике (с 23,1% до 20%), Приморском крае (с 19,2% до 13,8%) и Самарской области (с 17,2 до 14 процента).

Среди субъектов Российской Федерации уровень бедности на протяжении всего периода 2014 - 2017 гг. будет превышать пятую часть населения в республиках Калмыкия и Тыва.

Удельный вес населения, денежные доходы которого не достигают прожиточного минимума, в период 2014 - 2017 гг. будет стабильно ниже 10% в шести субъектах Российской Федерации - в Республике Татарстан, Белгородской, Липецкой, Московской областях, Ненецком и Ямало-Ненецком автономном округах.

Минимальный уровень бедности в стране в период 2014 - 2017 гг. будет наблюдаться в Ямало-Ненецком автономном округе (7,3 - 7,8 процента).

Региональные рынки труда будут ощущать на себе давление миграционных процессов, искажающих балансы спроса и предложения рабочей силы. Структурная безработица будет усугубляться в условиях запланированной в регионах модернизации производства при недостатке квалифицированной рабочей силы, а также усиливаться под воздействием рисков закрытия или сокращения отдельных производств.

Наиболее восприимчивым к указанным тенденциям окажется Пермский край, в котором прогнозируется существенное увеличение и общей (с 8% в 2014 году до 9,5% в 2017 году), и зарегистрированной безработицы (с 1,8% в 2014 году до 2,2% в 2017 году).

Отмена переходного периода действия таможенных преференций на территории особой экономической зоны будет способствовать росту безработицы в Калининградской области. Ожидается, что общая безработица в регионе увеличится в 2017 году по сравнению с 2014 годом с 7,3 до 8,2%, зарегистрированная - с 1,6 до 1,8 процента.

Снижение уровня общей безработицы в 2014 - 2017 гг. прогнозируется в 19 субъектах Российской Федерации, наиболее значительное - в Чеченской Республике (на 8%), республиках Ингушетия (на 3,3%) и Тыва (3,3%), Астраханской области (на 2,6 процента). Уровень зарегистрированной безработицы в указанных регионах также снизится на 5,9%, 1%, 0,7% и 0,2% соответственно.

Для республик Ингушетия, Тыва и Чеченская Республика, где безработица в несколько раз превосходит среднероссийский уровень, проблема занятости останется самой сложной на протяжении всего рассматриваемого периода.

При прогнозируемом на 2017 год общем уровне безработицы в среднем по субъектам Российской Федерации в 6% в Республике Ингушетия он составит 34,7%, в Чеченской Республике - 26,9%, а в республике Тыва - 21,7 процента. Уровень зарегистрированной безработицы в указанных регионах составит в конце прогнозного периода соответственно 10,1%, 15,8% и 5,5%, при среднем значении по стране в 1,4 процента.

В 2017 году среди федеральных округов наибольший уровень как общей, так и зарегистрированной безработицы будет характерен для Северо-Кавказского (13,9 и 5,2% соответственно), наименьший - для Северо-Западного (5,6 и 1,1%) федеральных округов.

Самый низкий уровень безработицы среди субъектов Российской Федерации сохранится в Московской области (уровень общей безработицы в 2017 году в регионе составит 3,6%, зарегистрированной - 0,6%), гг. Москве (1,9 и 0,5%) и Санкт-Петербурге (1,9 и 0,4 процента).

В среднесрочный период прогнозируется увеличение численности постоянного населения, в частности к 2017 году по сравнению с 2013 годом возрастет численность проживающих на территории 34 субъектов Российской Федерации, в том числе наиболее значительно в Ханты-Мансийском автономном округе - на 19,1%, в Республике Ингушетия - на 8,6%, в г. Санкт-Петербурге - на 7,6%, Чеченской Республике - на 4,6%, в Московской области - на 4 процента.

Основным фактором роста населения для указанных республик и автономного округа будет естественный прирост, для Московской области и г. Санкт-Петербурга - стабильно высокий миграционный приток.

Интенсивным миграционным притоком будет определяться значительное увеличение численности постоянных жителей также в г. Москве и Краснодарском крае, численность населения которых к 2017 году увеличится на 302,9 тыс. человек и 148,8 тыс. человек по сравнению с 2013 годом соответственно.

Среди федеральных округов наибольший рост численности населения к 2017 году, также обусловленный его естественным приростом, продемонстрирует Северо-Кавказский федеральный округ (102,1% к 2013 году).

В абсолютном выражении основная часть прироста населения прогнозируется в Центральном федеральном округе, в котором к 2017 году будет проживать на 258,5 тыс. человек больше, чем в 2013 году.

На основе прогнозируемых параметров развития субъектов Российской Федерации выявляются общие тенденции развития регионов России в период 2014 - 2017 гг., которые заключаются в планомерном росте региональных экономик, сопровождаемом поэтапным улучшением качества жизни населения с учетом обеспеченных государственной региональной политикой развития стратегически важных территорий Крыма, Северного Кавказа, Дальнего Востока и Калининградской области. Ключевыми направлениями развития промышленного комплекса регионов будут преимущественное развитие высокотехнологичных производств. В социальном аспекте развития регионов ориентиром станет рост оплаты труда в бюджетной сфере.