7. "Прогноз социально-экономического развития РФ на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (разработан Минэкономразвития России)
7. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пропорции пространственного развития России в прогнозный период 2015 - 2017 гг. будут формироваться в непосредственной зависимости от общих условий, складывающихся в экономике России, определяющих возможности реализации социальных и экономических программ, намеченных на среднесрочный период, а также обозначенных государством приоритетов территориального развития, выраженных в принятых государственных программах.
Показатели пространственного прогноза в агрегированном представлении рассчитаны в разрезе федеральных округов в соответствии с базовым вариантом.
При определении экзогенных параметров пространственного прогноза использовались данные прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Состояние российских регионов прогнозируется в условиях замедления темпов роста валового регионального продукта до 100,5% в 2014 году по сравнению с 101,3% в 2013 году и дальнейшего экономического роста в 2015 - 2017 гг. на уровне 102,2% ежегодно.
Наибольшую активность в экономическом развитии в 2014 - 2017 гг. сможет продемонстрировать Северо-Кавказский федеральный округ, ежегодно наращивая свой совокупный продукт в среднем на 4,4 процента.
Объем произведенного на Северном Кавказе валового регионального продукта (ВРП) к 2017 году возрастет по сравнению с 2013 годом на 19,2%, что составит максимальный относительный прирост среди федеральных округов.
За счет интенсивного развития промышленных комплексов республик Ингушетия и Дагестан, Чеченской и Кабардино-Балкарской республик федеральный округ выйдет в лидеры по темпам прироста обрабатывающих производств: к 2017 году объем обрабатывающих производств увеличится по сравнению с уровнем 2013 года на 14,5%, в 2014 - 2017 гг. среднегодовые темпы роста обработки прогнозируются на уровне 103,5 процента.
Формируя надежную предпосылку своего долгосрочного ускоренного развития, Северо-Кавказский федеральный округ в 2014 - 2017 гг. будет достигать высоких темпов и по освоению инвестиций в основной капитал. В 2017 году объем привлеченных инвестиций составит 127% к уровню 2013 года при среднем в целом по стране значении показателя в размере 103,8 процента.
Вместе с тем темпы развития экономики Северо-Кавказского федерального округа не обеспечат в течение среднесрочного периода достижения целевых значений объема валового регионального продукта, утвержденных в государственной программе Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года.
Целевые значения показателей совокупного ВРП, произведенного регионами Северо-Кавказского федерального округа, будут превышать прогнозируемые значения показателя в среднем на 103,2 млрд. рублей.
Индексы физического объема ВРП
(% к предыдущему году)
2013 г.
|
2014 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
|
Всего по Российской Федерации
|
101,3
|
100,5
|
101,2
|
102,3
|
103,0
|
в том числе:
|
|||||
Центральный федеральный округ
|
100,7
|
100,2
|
101,2
|
102,1
|
102,7
|
в т.ч. Московская агломерация
|
100,1
|
99,6
|
100,7
|
101,6
|
102,2
|
Северо-Западный федеральный округ
|
101,5
|
100,1
|
101,6
|
102,2
|
103,1
|
в т.ч. Калининградская область
|
100,8
|
100,7
|
101,7
|
98,3
|
103,3
|
Санкт-Петербургская агломерация
|
101,9
|
100,7
|
102,3
|
103,1
|
103,9
|
Южный федеральный округ
|
102,9
|
99,9
|
101,5
|
104,4
|
104,4
|
Северо-Кавказский федеральный округ
|
104,1
|
103,1
|
103,9
|
105,0
|
105,8
|
Приволжский федеральный округ
|
101,7
|
100,2
|
100,9
|
102,0
|
102,8
|
Уральский федеральный округ
|
101,4
|
100,0
|
99,5
|
101,6
|
102,0
|
Сибирский федеральный округ
|
101,6
|
100,0
|
101,1
|
101,1
|
102,9
|
Дальневосточный федеральный округ
|
100,3
|
99,2
|
103,9
|
105,5
|
104,3
|
Вторым среди федеральных округов по интенсивности прироста валового регионального продукта в период 2015 - 2017 гг. станет Дальневосточный федеральный округ с ежегодными темпами роста на уровне 103,3 процента.
Относительный прирост совокупного валового регионального продукта регионов округа в 2017 году составит 13,6% к уровню 2013 года.
Макрорегион займет лидирующее место по интенсивности прироста инвестиций. Объем инвестиций в основной капитал будет увеличиваться со среднегодовыми темпами 109,6% и к 2017 году составит 143,3% от уровня 2013 года, что объясняется высокими темпами роста объема инвестиций в Республике Саха (Якутия) (в 2017 году - 214,9% к уровню 2013 года), обеспечиваемыми началом реализации крупных инвестиционных проектов нефтегазового комплекса, в частности обустройства Чаяндинского месторождения и строительства газопровода Якутия - Хабаровск - Владивосток.
Темпы роста основных показателей экономического развития
в 2013 - 2017 гг., %
ВРП
|
Промышленное производство <*>
|
Инвестиции
|
||||
среднегодовые темпы в 2014 - 2017 гг.
|
2017 г. к 2013 г.
|
среднегодовые темпы в 2014 - 2017 гг.
|
2017 г. к 2013 г.
|
среднегодовые темпы в 2014 - 2017 гг.
|
2017 г. к 2013 г.
|
|
Всего по Российской Федерации
|
101,7
|
107,3
|
100,6
|
102,4
|
100,9
|
103,8
|
в том числе:
|
||||||
Центральный федеральный округ
|
101,5
|
106,4
|
98,6
|
93,5
|
101,9
|
108,1
|
в том числе
|
||||||
Московская агломерация
|
101,0
|
104,3
|
96,9
|
85,5
|
101,9
|
108,2
|
Северо-Западный федеральный округ
|
101,7
|
107,3
|
101,1
|
104,5
|
98,5
|
94,3
|
в том числе:
|
||||||
Калининградская область
|
100,9
|
104,1
|
103,2
|
113,4
|
102,5
|
109,3
|
Санкт-Петербургская агломерация
|
102,4
|
110,5
|
101,2
|
104,8
|
100,2
|
101,1
|
Южный федеральный округ
|
102,5
|
110,7
|
104,6
|
119,5
|
100,8
|
75,6
|
Северо-Кавказский федеральный округ
|
104,4
|
119,2
|
102,1
|
108,5
|
106,1
|
127,0
|
Приволжский федеральный округ
|
101,4
|
106,2
|
101,4
|
105,8
|
101,6
|
106,8
|
Уральский федеральный округ
|
100,7
|
103,3
|
100,6
|
102,3
|
100,5
|
102,2
|
Сибирский федеральный округ
|
101,2
|
105,4
|
100,9
|
103,8
|
98,5
|
94,3
|
Дальневосточный федеральный округ
|
103,2
|
113,6
|
103,0
|
103,0
|
109,5
|
143,3
|
--------------------------------
<*> Темп роста показателя "Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами" по видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды".
Приволжский федеральный округ прогнозирует устойчивую динамику экономического развития с некоторым превышением среднероссийских темпов роста в 2014 - 2017 гг. и по объемам промышленного производства (по видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды", 101,4% при 100,6% в среднем по Российской Федерации), и по инвестициям (101,7% при 101% в среднем по Российской Федерации).
По темпам роста валового регионального продукта в 2014 - 2017 гг. федеральный округ незначительно отстает от среднероссийских темпов (101,5% при 101,8% в среднем по Российской Федерации), что обусловлено замедлением роста ВРП Пермского края вследствие продолжающегося инвестиционного спада (включая государственные инвестиции) и потребительского спроса.
По сравнению с 2013 годом к концу прогнозного периода объем ВРП в Приволжском федеральном округе возрастет на 6,2%, объем освоенных инвестиций - на 6,6%, объем промышленного производства - на 6,8 процента.
Экономика Южного федерального округа в 2014 - 2017 гг. будет развиваться со среднегодовыми темпами 102,6 процента. К 2017 году прогнозируется прирост производства ВРП 2013 года на 10,7 процента.
Юг России выйдет в лидеры по среднегодовым темпам роста добычи полезных ископаемых - 124,1% в среднем за период 2014 - 2017 гг., что обусловит к 2017 году прирост объема добычи в 2,2 раза к уровню 2013 года. При этом темпы роста промышленного производства по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" в Астраханской области в 2014 - 2017 гг. составят 140,4%, что приведет к увеличению показателя в регионе в 2017 году до 335,3% к уровню 2013 года.
Основные перспективы развития топливно-энергетического комплекса Астраханской области в ближайшие три года будут связаны с эффективным освоением минерально-сырьевой базы региона, в которой преобладают газ, конденсат и нефть. Это произойдет главным образом за счет увеличения объемов производства на двух крупнейших предприятиях региона: ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" и ООО "Газпром добыча Астрахань" (эксплуатация морского нефтегазоконденсатного месторождения им. Ю. Корчагина, ввод в эксплуатацию в конце 2015 года нового нефтегазового месторождения им. В. Филановского на шельфе Каспийского моря).
Индекс промышленного производства федерального округа существенно возрастет за счет интенсивного наращивания объемов добычи полезных ископаемых и при среднегодовом росте 104,6% за период 2014 - 2017 гг., к 2017 году составит 119,5 процента.
По интенсивности роста в добывающих отраслях и промышленности в целом Южный федеральный округ станет лидером среди федеральных округов Российской Федерации.
Одновременно в инвестиционной сфере экономики макрорегиона будет наблюдаться сокращение объемов освоенных средств за счет отрицательной динамики инвестиционных вложений в Краснодарском крае в рассматриваемый период.
В 2014 - 2015 гг. объемы осваиваемых инвестиций на территории федерального округа составят 81,1% и 72,3% соответственно по отношению к уровню 2013 года, главным образом вследствие резкого спада аналогичного показателя в Краснодарском крае, обусловленного завершением предолимпийской подготовки, - до 69,1% в 2014 году и 53,4% в 2015 году по отношению к уровню 2013 года.
С 2016 года предполагается возобновление инвестиционного роста в Краснодарском крае и Южном федеральном округе в целом, который, однако, не перекроет отрицательной динамики прошлых лет. В 2017 году темп роста инвестиций в Краснодарском крае составит 53,9% к уровню 2013 года, в Южном федеральном округе - 75,6 процента.
Со схожей динамикой будут развиться регионы Центральной России и Северо-Запада страны, удерживая в 2014 - 2017 гг. среднегодовые темпы роста ВРП на уровне 101,6 - 101,8% ежегодно.
Определяющим фактором развития федеральных округов, как и ранее, будут столичные агломерации.
Московская область начиная с 2014 года будет демонстрировать стабильный прирост ВРП вплоть до 2017 года и обеспечит прирост совокупного продукта на 11,3% к уровню 2013 года.
Опережающими темпами будет расти обрабатывающий сектор промышленности области, а вслед за ним и вся промышленность региона в целом. К 2017 году объем промышленного производства в Московской области увеличится по отношению к 2013 году на 17%, в том числе ее обрабатывающий сектор - на 18,8 процента. В среднесрочный период благоприятные тенденции развития прогнозируются за счет наращивания объемов производства резиновых и пластмассовых изделий, прочих неметаллических минеральных продуктов, продовольственных товаров. Обозначенная динамика обусловит увеличение к 2017 году доли Московской области в структуре Центрального федерального округа по объему ВРП до 14,7% по сравнению с уровнем 2013 года (на 0,4 п. п.), по объему промышленного производства - до 18,9% (на 2,9 п. пункта).
Изменение валового регионального продукта
в субъектах Российской Федерации к 2017 году по отношению
к уровню 2013 года <1>, %
В г. Москве в прогнозный период не ожидается высокой интенсивности роста основных экономических показателей. Среднегодовые темпы роста ВРП столицы в 2014 - 2017 гг. прогнозируются на уровне 100,7%, а к концу периода по сравнению с 2013 годом его объем возрастет на 2,6%, что будет наименьшим приростом среди всех регионов Центрального федерального округа.
Прогнозирование объемов валового продукта г. Москвы происходит в условиях замедления темпов роста торгового оборота. Негативный прогноз по рынку углеводородов дает основания ожидать снижения в 2015 - 2017 гг. объемов оптовой торговли топливом.
Показатели промышленного производства в г. Москве достаточно противоречивы. С конца 2012 года наблюдается расхождение динамики индексов обрабатывающей промышленности: снижение объемов производства при росте объемов отгруженной продукции. Данная тенденция объясняется осуществлением производства за пределами города Москвы при ее фиксации по месту нахождения головного офиса предприятия, число представительств которых в г. Москве увеличивается год от года.
В 2015 - 2017 гг. инвестиции в основной капитал в г. Москве, как и в предыдущие годы, будут расти быстрее валового регионального продукта. При этом сохранится сложившаяся тенденция преобладания в структуре капитальных вложений доли машин и оборудования (порядка 55%), что свидетельствует об обновлении производственной базы, внедрении новых технологий. Ожидается, что наряду с ростом бюджетных инвестиций вырастет инвестиционная активность частного сектора экономики, особенно в сферах образования и здравоохранения, спорта и культуры, туризма и отдыха.
В отличие от московской агломерации г. Санкт-Петербург будет развиваться опережающими темпами по сравнению с прилегающей Ленинградской областью. Среднегодовые темпы роста ВРП г. Санкт-Петербурга составят 102,7%, что обеспечит к концу прогнозного периода рост ВРП на 11,2% к уровню 2013 года. Рост валового продукта прилегающей агломерации составит в среднем за период 2014 - 2017 гг. 101,9% и к 2017 году превысит уровень 2013 года на 7,9 процента.
Прирост ВРП г. Санкт-Петербурга прогнозируется на фоне положительной динамики промышленного производства - 102,5% (в 2017 году к уровню 2013 года) и инвестиций в основной капитал - 103,3% соответственно.
Прирост ВРП Ленинградской области будет обеспечиваться прежде всего реализацией проектов в сфере транспорта и логистики (развитие морского торгового порта "Усть-Луга" и проекты строительства отдельных терминалов), энергетики (строительство завода по производству сжиженного природного газа), ростом производства в отдельных отраслях промышленности (химическое, нефтехимическое производство, производство изделий из пластмасс, транспортных средств и оборудования и др.), стабильным ростом производства сельскохозяйственной продукции. Развитие промышленного производства в Ленинградской области прогнозируется с ежегодной динамикой на уровне 101,5% (106,3% к уровню 2013 года). Среднегодовой темп роста инвестиций в Ленинградской области будет находиться на уровне 99,7% и в 2017 году составит 98,5% к уровню 2013 года.
С учетом указанных тенденций Центральный и Северо-Западный федеральные округа к 2017 году превысят уровень 2013 года по объему производства ВРП более чем на 6 процентов.
В состав Северо-Западного федерального округа входит одна из стратегически важных территорий Российской Федерации - Калининградская область. На федеральном уровне утверждена и действует начиная с 2013 года государственная программа, нацеленная на обеспечение устойчивого социально-экономического развития указанного региона (государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года").
Согласно прогнозируемой на 2014 - 2017 гг. динамике производства ВРП на душу населения, регион не сможет достигнуть к 2017 году целевого значения по данному показателю (373,2 тыс. рублей), заложенного в государственной программе "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", произведя в расчете на душу населения 366,9 тыс. рублей валового продукта.
Ниже среднероссийских темпов роста ВРП и объема инвестиций в основной капитал в прогнозный период будут развиваться Уральский и Сибирский федеральные округа.
Средние темпы роста указанных показателей в 2014 - 2017 гг. соответственно составят на Урале - 100,8 и 100,5% соответственно, в Сибири - 101,3 и 98,6 процента.
Основными негативными факторами в динамике Уральского федерального округа станут сокращение объемов производства в добывающей отрасли Ханты-Мансийского автономного округа (89,5% в 2017 году к уровню 2013 года), за счет которого по объему добычи полезных ископаемых Уральский федеральный округ на протяжении всего прогнозного периода будет оставаться ниже уровня 2013 года (94,7% в 2017 году к 2013 году), и объемов производства обрабатывающей промышленности Челябинской области (95,1% в 2017 году к уровню 2013 года).
Замедленная динамика в 2014 - 2017 гг. валового регионального продукта, промышленного производства и инвестиций Сибирского федерального округа связана с низкими темпами роста соответствующих показателей Красноярского края, формирующего около 22% объема совокупного валового регионального продукта регионов Сибири, из-за снижения объемов добычи нефти на освоенных участках Ванкорского месторождения, а также закрытия никелевого завода на Заполярном филиале ОАО "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" в 2016 году.
С момента принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации двух новых субъектов, формирующих Крымский федеральный округ, и до 1 января 2015 г. в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона Российской Федерации "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Экономическое развитие регионов в начале прогнозного периода связано с такими негативными факторами, как ограничения внешних рынков, снижение экспортно-импортных операций, проблемы по переносу ввода производственных мощностей, нарушения логистических связей, увеличения транспортных расходов, необходимость адаптации предприятий к российским производственным стандартам, решения собственников ряда предприятий прекратить ведение хозяйственной деятельности на территории Крыма.
В рамках вышепрогнозируемых тенденций социально-экономического развития федеральных округов в разрезе отдельных субъектов Российской Федерации в среднесрочном периоде прогнозируются следующие изменения.
Наиболее динамичное развитие, которое проявится с увеличением производства ВРП к 2017 году более чем на 20% по отношению к 2013 году и при среднегодовых темпах роста за период 2014 - 2017 гг. выше 105%, представят 10 регионов: республики Дагестан, Ингушетия, Крым, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарская и Чеченская республики, Астраханская и Тамбовская области, Ненецкий автономный округ и Еврейская автономная область.
По интенсивности прироста объемов промышленного производства большая часть из указанных регионов (республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика, Астраханская, Тамбовская, Тюменская область, Ненецкий автономный округ и Еврейская автономная область) к 2017 году превысят уровень 2013 года более чем на 22% при среднегодовых темпах роста выше 105 процентов. Помимо этих регионов это удастся республикам Калмыкия, Марий Эл и Тыва, Магаданской области и Чукотскому автономному округу.
Кроме того, республики Дагестан, Ингушетия, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарская и Чеченская республики, Тамбовская область, Еврейская автономная область в 2014 - 2017 гг. займут лидирующие позиции по объему инвестиций в основной капитал, что явится предпосылкой их дальнейшего интенсивного роста.
К 2017 году вышеперечисленные регионы освоят инвестиции в объеме, превышающем уровень 2013 года более чем на 30% (Республика Саха (Якутия) - на 114,9%), демонстрируя при этом среднегодовые темпы роста более 108 процентов. Всего таких регионов будет десять, помимо перечисленных это: Республика Мордовия, Приморский край и Новгородская область.
Внутренним источником сохранения интенсивного развития Республики Дагестан станет комплексная и активная реализация имеющихся в регионе промышленных ресурсов.
В среднесрочный период положительная динамика промышленного производства в регионе прогнозируется за счет увеличения государственного оборонного заказа и реализации приоритетных инвестиционных проектов по организации автосборочного производства; серийного производства цифровых ЖК-телевизоров; строительству завода по производству непрерывного базальтового волокна.
В Республике Ингушетия высокая динамика прогнозируется в производстве пищевых продуктов в результате ввода в действие первой очереди мукомольного комбината мощностью 1200 тонн в сутки. Точками роста промышленности региона также станет реализация проектов по производству полуфабрикатов, мясных продуктов, безалкогольных напитков.
В Еврейской автономной области источником роста показателей развития промышленности станет запланированный выход на проектную мощность Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината по производству железорудного концентрата.
Увеличение валового регионального продукта в Кабардино-Балкарской Республике произойдет в основном за счет наращивания объемов промышленности, значительный рост объемов которой предполагается в связи с вводом в действие нового предприятия по производству полиэтилентерефталата пищевого и текстильного назначения мощностью 486 тыс. тонн в год.
Экономический рост Республики Мордовия в среднесрочной перспективе будет определяться реализацией приоритетных направлений инвестиционной деятельности: производства оптического волокна, кабельно-проводниковой продукции нового поколения, цементного производства, строительством современных животноводческих комплексов, а также созданием объектов, обеспечивающих проведение игр Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Самую низкую динамику ВРП прогнозируют два крупнейших по своему экономическому потенциалу региона - Пермский край и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, у которых к 2017 году темпы роста производства ВРП будут соответственно на 4,4 и 6,6% ниже, чем в 2013 году. Сдерживающим фактором роста экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в среднесрочный период послужит снижение валовой добавленной стоимости в сфере добычи полезных ископаемых и не только из-за неблагоприятной ценовой конъюнктуры, но и в связи со снижением физических объемов добычи в условиях постепенного истощения старых месторождений и замедления темпов ввода в эксплуатацию новых месторождений; Пермского края - продолжающийся спад инвестиционного и потребительского спроса.
В число регионов с низкой динамикой ВРП также войдут Республика Коми (99,8% ежегодно в 2014 - 2017 гг. и 99,1% в 2017 году к уровню 2013 года), Красноярский край (соответственно 99,7 и 98,6%), Архангельская область (соответственно 99,6 и 98,1%) и Чукотский автономный округ (соответственно 98,4 и 93,2 процента).
Невысокие темпы роста ВРП в Архангельской области обусловлены снижением инвестиционной и строительной деятельности и завершением ряда инвестиционных проектов, в Красноярском крае - связаны с закрытием в 2016 году никелевого завода ОАО "ГМК "Норильский никель", расположенного в г. Норильск, в Республике Коми - со снижением объемов строительства.
Одновременно Красноярский край и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра будут характеризоваться наиболее низкой динамикой промышленного производства среди всех субъектов Российской Федерации. К 2017 году в Красноярском крае уровень промышленного производства снизится на 7,6% по отношению к 2013 году, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - на 9,6 процента.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре сложится худшая среди всех регионов Российской Федерации динамика промышленного производства вследствие постепенного роста доли несырьевой экономики, сокращения доли производства товаров и увеличения доли производства услуг.
Объем промышленного производства также существенно снизят по сравнению с 2013 годом Челябинская область (96,3%), Республика Карелия (96%), Калужская область (92,6%), Ставропольский край (90,7%) и г. Москва (75,2 процента). Всего в 2017 году не достигнут объема промышленного производства 2013 года 14 субъектов Российской Федерации.
За среднесрочный период 23 региона России сократят объемы инвестиций в основной капитал. Наиболее существенным спад в 2017 году к уровню 2013 года прогнозируют Республика Бурятия (90,2%), Смоленская область (90%), Камчатский край (85,2%), Красноярский край (72,1%), Вологодская область (66,5%), Чукотский автономный округ (62,2%), Архангельская область (56,3%), Республика Коми (56,3%) и Краснодарский край (53,9 процента).
Однако значительное сокращение инвестиций в регионах связано не со стагнацией в инвестиционной сфере, а с плановым завершением реализации крупных проектов в период до начала прогнозного.
Пространственная структура производства по основным
показателям экономического развития
ВРП
|
Промышленное производство <*>
|
Инвестиции в основной капитал
|
|||||||
2013
|
2015
|
2017
|
2013
|
2015
|
2017
|
2013
|
2015
|
2017
|
|
Всего по Российской Федерации
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Центральный федеральный округ
|
34,8
|
35,2
|
35,4
|
26,8
|
26,7
|
27,1
|
25,6
|
26,8
|
26,6
|
в том числе
|
|||||||||
Московская агломерация
|
25,9
|
25,9
|
25,9
|
16,6
|
16,3
|
16,7
|
15,5
|
16,3
|
16,1
|
Северо-Западный федеральный округ
|
10,6
|
10,6
|
10,6
|
12,9
|
12,8
|
12,6
|
9,3
|
8,9
|
8,5
|
в том числе
|
|||||||||
Калининградская область
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
1,0
|
1,0
|
1,1
|
0,5
|
0,6
|
0,5
|
Санкт-Петербургская агломерация
|
6,0
|
6,3
|
6,5
|
7,4
|
7,5
|
7,3
|
4,7
|
4,6
|
4,6
|
Южный федеральный округ
|
6,4
|
6,3
|
6,5
|
5,1
|
5,1
|
5,5
|
11,1
|
8,1
|
8,1
|
Северо-Кавказский федеральный округ
|
2,5
|
2,6
|
2,8
|
1,0
|
1,1
|
1,1
|
3,3
|
3,9
|
4,1
|
Приволжский федеральный округ
|
15,7
|
15,5
|
15,3
|
19,7
|
19,9
|
19,9
|
17,3
|
17,7
|
17,8
|
Уральский федеральный округ
|
14,1
|
13,8
|
13,4
|
19,0
|
18,6
|
17,9
|
16,3
|
16,4
|
16,0
|
Сибирский федеральный округ
|
10,2
|
10,1
|
10,0
|
11,2
|
11,4
|
11,3
|
10,7
|
10,2
|
9,7
|
Дальневосточный федеральный округ
|
5,3
|
5,4
|
5,6
|
4,2
|
4,2
|
4,4
|
6,3
|
7,7
|
8,7
|
Крымский федеральный округ <**>
|
-
|
0,4
|
-
|
-
|
0,2
|
-
|
-
|
0,4
|
-
|
--------------------------------
<*> По видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды".
<**> Прогнозы социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя разрабатываются сроком на один год в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2014 г. N 783.
Так, в Краснодарском крае сокращение инвестиционной деятельности обусловлено завершением в 2013 году строительства олимпийских и инфраструктурных объектов. В Архангельской области - завершением строительства магистрального газопровода "Ухта - Торжок" и нового комбината ОАО "Группа Илим" в г. Коряжме. В Красноярском крае - завершением общестроительных работ и выходом на стадию производства продукции по ряду крупных проектов: "Освоение Ванкорского нефтегазового месторождения", "Комплексное развитие Нижнего Приангарья" (запуск агрегатов Богучанской ГЭС).
Ожидаемые тенденции в региональном развитии 2014 - 2017 гг. не приведут к ощутимым изменениям пространственных пропорций и сдвигам в территориальной структуре производства. Существенного изменения удельного вклада регионов в совокупные объемы по Российской Федерации и по федеральным округам по основным показателям развития не произойдет. По объемам производства ни российские, ни окружные лидеры не сменятся.
Пространственная структура производства ВРП в 2017 году, %
Центральный федеральный округ будет стабильно формировать более трети совокупного валового регионального продукта по стране, из них более 25% - это вклад Московской агломерации. Приволжский федеральный округ - порядка 15,5%, Уральский федеральный округ - более 13,5%, регионы Северо-Запада и Сибири - более 10 процентов.
В совокупности Южный, Северо-Кавказский, Дальневосточный и Крымский федеральные округа сформируют продукт, составляющий порядка 15% от объема общероссийского ВРП.
В число регионов-лидеров по производству ВРП, по промышленному производству и инвестициям в основной капитал в течение всего прогнозного периода 2014 - 2017 гг. будут входить Республика Татарстан, Московская и Свердловская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, гг. Москва и Санкт-Петербург.
Перечень 10 субъектов Российской Федерации с наибольшим
удельным весом по показателям экономического развития
в 2014 - 2017 годах
По объему ВРП
|
По объему промышленного производства
|
По объему инвестиций в основной капитал
|
г. Москва
|
г. Москва
|
г. Москва
|
Московская область
|
Московская область
|
Московская область
|
г. Санкт-Петербург
|
г. Санкт-Петербург
|
г. Санкт-Петербург
|
Ханты-Мансийский автономный округ
|
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
|
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
|
Свердловская область
|
Свердловская область
|
Свердловская область
|
Республика Татарстан
|
Республика Татарстан
|
Республика Татарстан
|
Ямало-Ненецкий автономный округ
|
Ямало-Ненецкий автономный округ
|
Ямало-Ненецкий автономный округ
|
Краснодарский край
|
Самарская область
|
Краснодарский край
|
Республика Башкортостан
|
Республика Башкортостан
|
Республика Саха (Якутия)
|
Красноярский край
|
Нижегородская область
|
Красноярский край
|
На долю 10 регионов - лидеров по объему производства ВРП будет приходиться около 51% совокупного объема по стране. Удельный вес первых 10 регионов с наибольшим объемом промышленного производства составит около 48% от общероссийского объема. Доля 10 регионов с наибольшим среди субъектов Российской Федерации объемом инвестиций в основной капитал сохранится на уровне 44 - 46 процентов.
Указанные цифры иллюстрируют устойчивость в среднесрочном периоде тенденции концентрации экономического потенциала в небольшом количестве регионов.
Существующий разрыв между регионами в экономическом и производственном потенциале ярко характеризует тот факт, что на 10 регионов с наименьшим объемом ВРП будет приходиться только один процент совокупного объема по стране, на регионы с наименьшим объемом промышленного производства - 0,4%, по инвестициям в основной капитал доля последних 10 регионов будет составлять 1,1 - 1,2 процента.
В перечень таких регионов одновременно по всем трем ключевым показателям экономического развития (объему ВРП, промышленного производства и инвестиций в основной капитал) в 2014 - 2017 гг. будут входить республики Адыгея, Алтай, Ингушетия, Калмыкия, Тыва, Карачаево-Черкесская Республика, Еврейская автономная область и г. Севастополь.
Перечень 10 субъектов Российской Федерации с наименьшим
удельным весом по показателям экономического развития
в 2014 - 2017 годах
По объему ВРП
|
По объему промышленного производства
|
По объему инвестиций в основной капитал
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
Республика Адыгея
|
Республика Адыгея
|
Республика Адыгея
|
Еврейская автономная область
|
Еврейская автономная область
|
Еврейская автономная область
|
Республика Ингушетия
|
Республика Ингушетия
|
Республика Ингушетия
|
Республика Калмыкия
|
Республика Калмыкия
|
Республика Калмыкия
|
Республика Тыва
|
Республика Тыва
|
Республика Тыва
|
Республика Алтай
|
Республика Алтай
|
Республика Алтай
|
г. Севастополь
|
г. Севастополь
|
г. Севастополь
|
Чукотский автономный округ
|
Чеченская Республика
|
Чукотский автономный округ
|
Магаданская область
|
Республика Северная Осетия - Алания
|
Республика Северная Осетия - Алания
|
В номинальном выражении размер заработной платы во всех субъектах Российской Федерации в 2014 - 2017 гг. будет расти в среднем на 8,4% в год.
Самый высокий уровень оплаты труда сохранится в дальневосточных регионах (Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Камчатский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ), в нефтедобывающих автономных округах (Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском), а также в гг. Москве и Санкт-Петербурге.
В перечисленных субъектах Российской Федерации размер заработной платы в 2014 - 2017 гг. будет превышать средний уровень по стране от 1,2 до 2,6 раза.
Наиболее низкий уровень среднемесячной номинальной заработной платы будет оставаться в регионах Северного Кавказа (республиках Дагестан и Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике), а также в республиках Калмыкия, Марий Эл и Мордовия, Алтайском крае, Ивановской, Кировской и Курганской областях. По отношению к среднероссийскому уровню размер оплаты труда в указанных регионах будет составлять 60 - 70 процентов.
Величина номинальной заработной платы в субъектах
Российской Федерации в 2017 году <1>, рублей
Отношение регионального максимума в оплате труда к ее региональному минимуму в прогнозный период будет постепенно расти: с 4,1 раза в 2014 году до 4,2 раза в 2017 году.
Наиболее низкие уровни оплаты труда будут отмечаться в республиках Дагестан (16,8 тыс. рублей в 2013 году, 19,4 тыс. рублей в 2014 году, 21,5 тыс. рублей в 2015 году), Калмыкия (23,3 тыс. рублей в 2016 году) и Мордовия (25,7 тыс. рублей в 2017 году).
По величине среднемесячной начисленной заработной платы в прогнозный период по сравнению с 2013 годом изменится лидер среди регионов. Если в 2013 году наиболее высокий уровень оплаты труда наблюдался в Ямало-Ненецком автономном округе (69,2 тыс. рублей в 2013 году), то к 2014 году первенство перейдет к Чукотскому автономному округу (79,5 тыс. рублей в 2014 году, 88,3 тыс. рублей в 2015 году, 96,8 тыс. рублей в 2016 году, 107,3 тыс. рублей в 2017 году).
Во всех субъектах Российской Федерации, кроме Амурской области, ожидается снижение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. Этому будет способствовать реализация регионами мер по созданию новых рабочих мест, по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, стимулированию трудовой мобильности населения, а также развитие и реформирование пенсионного и социального обеспечения и повышение адресности социальных выплат.
Наибольшее относительное снижение бедности прогнозирует Дальневосточный федеральный округ, в котором к 2017 году доля бедного населения понизится на 2,2 п. п. по сравнению с уровнем 2014 года (с 18% до 15,8% от общей численности населения).
В 2014 - 2017 гг. более чем на 3 п. п. снизится уровень бедности в республиках Калмыкия (с 41,2% до 34,5%), Мордовия (с 22,6% до 18,9%), Тыва (с 39,5% до 31,7%), Карачаево-Черкесской Республике (с 23,1% до 20%), Приморском крае (с 19,2% до 13,8%) и Самарской области (с 17,2 до 14 процента).
Среди субъектов Российской Федерации уровень бедности на протяжении всего периода 2014 - 2017 гг. будет превышать пятую часть населения в республиках Калмыкия и Тыва.
Удельный вес населения, денежные доходы которого не достигают прожиточного минимума, в период 2014 - 2017 гг. будет стабильно ниже 10% в шести субъектах Российской Федерации - в Республике Татарстан, Белгородской, Липецкой, Московской областях, Ненецком и Ямало-Ненецком автономном округах.
Минимальный уровень бедности в стране в период 2014 - 2017 гг. будет наблюдаться в Ямало-Ненецком автономном округе (7,3 - 7,8 процента).
Региональные рынки труда будут ощущать на себе давление миграционных процессов, искажающих балансы спроса и предложения рабочей силы. Структурная безработица будет усугубляться в условиях запланированной в регионах модернизации производства при недостатке квалифицированной рабочей силы, а также усиливаться под воздействием рисков закрытия или сокращения отдельных производств.
Наиболее восприимчивым к указанным тенденциям окажется Пермский край, в котором прогнозируется существенное увеличение и общей (с 8% в 2014 году до 9,5% в 2017 году), и зарегистрированной безработицы (с 1,8% в 2014 году до 2,2% в 2017 году).
Отмена переходного периода действия таможенных преференций на территории особой экономической зоны будет способствовать росту безработицы в Калининградской области. Ожидается, что общая безработица в регионе увеличится в 2017 году по сравнению с 2014 годом с 7,3 до 8,2%, зарегистрированная - с 1,6 до 1,8 процента.
Снижение уровня общей безработицы в 2014 - 2017 гг. прогнозируется в 19 субъектах Российской Федерации, наиболее значительное - в Чеченской Республике (на 8%), республиках Ингушетия (на 3,3%) и Тыва (3,3%), Астраханской области (на 2,6 процента). Уровень зарегистрированной безработицы в указанных регионах также снизится на 5,9%, 1%, 0,7% и 0,2% соответственно.
Для республик Ингушетия, Тыва и Чеченская Республика, где безработица в несколько раз превосходит среднероссийский уровень, проблема занятости останется самой сложной на протяжении всего рассматриваемого периода.
При прогнозируемом на 2017 год общем уровне безработицы в среднем по субъектам Российской Федерации в 6% в Республике Ингушетия он составит 34,7%, в Чеченской Республике - 26,9%, а в республике Тыва - 21,7 процента. Уровень зарегистрированной безработицы в указанных регионах составит в конце прогнозного периода соответственно 10,1%, 15,8% и 5,5%, при среднем значении по стране в 1,4 процента.
В 2017 году среди федеральных округов наибольший уровень как общей, так и зарегистрированной безработицы будет характерен для Северо-Кавказского (13,9 и 5,2% соответственно), наименьший - для Северо-Западного (5,6 и 1,1%) федеральных округов.
Самый низкий уровень безработицы среди субъектов Российской Федерации сохранится в Московской области (уровень общей безработицы в 2017 году в регионе составит 3,6%, зарегистрированной - 0,6%), гг. Москве (1,9 и 0,5%) и Санкт-Петербурге (1,9 и 0,4 процента).
В среднесрочный период прогнозируется увеличение численности постоянного населения, в частности к 2017 году по сравнению с 2013 годом возрастет численность проживающих на территории 34 субъектов Российской Федерации, в том числе наиболее значительно в Ханты-Мансийском автономном округе - на 19,1%, в Республике Ингушетия - на 8,6%, в г. Санкт-Петербурге - на 7,6%, Чеченской Республике - на 4,6%, в Московской области - на 4 процента.
Основным фактором роста населения для указанных республик и автономного округа будет естественный прирост, для Московской области и г. Санкт-Петербурга - стабильно высокий миграционный приток.
Интенсивным миграционным притоком будет определяться значительное увеличение численности постоянных жителей также в г. Москве и Краснодарском крае, численность населения которых к 2017 году увеличится на 302,9 тыс. человек и 148,8 тыс. человек по сравнению с 2013 годом соответственно.
Среди федеральных округов наибольший рост численности населения к 2017 году, также обусловленный его естественным приростом, продемонстрирует Северо-Кавказский федеральный округ (102,1% к 2013 году).
В абсолютном выражении основная часть прироста населения прогнозируется в Центральном федеральном округе, в котором к 2017 году будет проживать на 258,5 тыс. человек больше, чем в 2013 году.
На основе прогнозируемых параметров развития субъектов Российской Федерации выявляются общие тенденции развития регионов России в период 2014 - 2017 гг., которые заключаются в планомерном росте региональных экономик, сопровождаемом поэтапным улучшением качества жизни населения с учетом обеспеченных государственной региональной политикой развития стратегически важных территорий Крыма, Северного Кавказа, Дальнего Востока и Калининградской области. Ключевыми направлениями развития промышленного комплекса регионов будут преимущественное развитие высокотехнологичных производств. В социальном аспекте развития регионов ориентиром станет рост оплаты труда в бюджетной сфере.