5. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

5. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

Формирование современной системы институтов является важнейшей предпосылкой реализации задач, сформулированных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в его предвыборных статьях и нашедших отражение в указах Президента Российской Федерации N N 596 - 606 от 7 мая 2012 года.

В частности, институциональные преобразования в 2015 - 2017 гг. будут направлены на преобразование социально-экономических институтов, обеспечивающих реализацию гражданских и политических прав, повышение эффективности системы государственного управления, развитие человеческого капитала и гражданского общества, устойчивое функционирование и развитие национальной экономики.

Преобразование социально-экономических институтов, обеспечивающих реализацию гражданских и политических прав, повышение эффективности системы государственного управления

В рамках преобразования социально-экономических институтов, обеспечивающих реализацию гражданских и политических прав, повышение эффективности системы государственного управления, будут развиты институты и механизмы управления, связанные с государственным стратегическим планированием.

В соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" (далее - Указ) разработан и принят Федеральный закон N 172-ФЗ от 28 июня 2014 г. "О государственном стратегическом планировании" (далее - Закон).

Закон определяет иерархию и взаимосвязи между документами государственного стратегического планирования, в частности, между документами прогнозирования, программно-целевого, территориального и отраслевого планирования. Подробные требования и порядок разработки документов государственного стратегического планирования устанавливаются подзаконными актами. Кроме этого в законе определены полномочия и функции участников государственного стратегического планирования, а также вводится постоянный мониторинг за реализацией документов государственного стратегического планирования.

В рамках реализации закона планируется разработка нормативных правовых актов, включая:

- порядок ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования;

- создание информационной системы стратегического планирования;

- порядок разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля за реализацией стратегии социально-экономического развития Российской Федерации;

- порядок разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля за реализацией отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации;

- порядок разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля за реализацией прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;

- порядок разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля за реализацией прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;

- порядок разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля за реализацией прогноза основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и другие.

Принятие необходимых для реализации закона нормативных правовых актов, а также актуализация документов стратегического планирования будут в основном завершены к 2016 году.

Будет продолжено развитие механизмов управления, ориентированного на результат, и внедрение программно-целевых принципов, в первую очередь разработка и реализация государственных (муниципальных) программ, осуществляемых в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, и в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В связи с этим в 2014 году были внесены изменения в Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 (далее - Порядок), в части введения нормы о подготовке Минрегионом России заключений на проекты государственных программ на предмет комплексного территориального развития регионов, включая определение критериев оценки государственных программ для подготовки заключений. Данный подход позволит повысить системность разработки государственных программ, охватывающих региональный уровень государственного управления.

В новой редакции Порядка также учтена норма пункта 4 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части включения в государственные программы условий предоставления и методик расчета субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Данная мера будет способствовать ускорению соответствующих процессов на региональном уровне в целях обеспечения корреляции между программно-целевыми инструментами, используемыми на федеральном и региональном уровнях, а также повышения эффективности от внедрения новых форм планирования деятельности за счет объединения усилий органов государственной власти различного уровня по достижению единых целей государственной политики.

В соответствии с Перечнем государственных программ Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р, ответственными исполнителями должны быть разработаны 42 государственные программы. В настоящее время утверждены 40 государственных программ (по двум государственным программам - "Развитие пенсионной системы" и "Обеспечение обороноспособности страны" сроки разработки продлены Правительством Российской Федерации).

Федеральный бюджет Российской Федерации на 2014 - 2016 гг. сформирован в разрезе государственных программ Российской Федерации. Кроме того, Правительством Российской Федерации утверждаются планы реализации указанных государственных программ Российской Федерации на 2014 - 2016 годы.

Минэкономразвития России проведена оценка эффективности реализации государственных программ по итогам 2013 года, а также проведен квартальный мониторинг выполнения контрольных событий государственных программ по итогам I и II кварталов 2014 года. Результаты проведенной работы были представлены в Правительство Российской Федерации для принятия управленческого решения о дальнейшей реализации государственных программ.

Преобразование социально-экономических институтов, обеспечивающих развитие человеческого капитала и гражданского общества, в 2015 - 2017 гг. будет осуществляться по следующим направлениям.

В сфере здравоохранения в 2015 году планируется принятие федерального закона "О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации", предметом правового регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с донорством органа, комплекса органов, части органа, органов человека и их трансплантацией. Законопроектом обозначаются права и обязанности доноров, реципиентов, медицинских работников, медицинских организаций, порядок учета доноров, органов и реципиентов.

В связи с принятием закона будут созданы правовые и организационные условия донорства органов человека и их трансплантации, а также достигнут баланс права и законных интересов доноров и реципиентов при осуществлении правового регулирования отношений, связанных с донорством органов человека и их трансплантацией.

Планируется завершение разработки проекта федерального закона "Об обращении биомедицинских клеточных продуктов". Законопроектом закрепляются понятия, определяющие биомедицинский клеточный продукт, клеточную линию, дифференцировку клеток, донора биологического материала, безопасность биомедицинского клеточного продукта, эффективность биомедицинского клеточного продукта, ряд других понятий, принципиально важных для осуществления обращения биомедицинского клеточного продукта.

Законопроект определяет принципы государственного контроля (надзора) в сфере обращения биомедицинских клеточных продуктов, особенности разработки и доклинических исследований биомедицинских клеточных продуктов, требования к государственной регистрации, клиническим исследованиям, получению биологического материала для производства биомедицинских клеточных продуктов, а также требования к производству, применению биомедицинских клеточных продуктов.

Принятие законопроекта послужит формированию новой области биомедицины и инновационного здравоохранения - регенеративной медицины.

В Федеральный закон от 12 апреля 2014 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" будут внесены изменения, направленные на совершенствование процедуры государственной регистрации лекарственных средств, государственного контроля в сфере обращения лекарственных средств. Впервые законодательством Российской Федерации будут установлены понятия биоаналоговых лекарственных препаратов, орфанных лекарственных препаратов, особенности процедуры их государственной регистрации, основные требования к проверке государственными инспекторами соответствия производства лекарственных препаратов правилам организации производства и контроля качества лекарственных средств. Будет введено понятие взаимозаменяемых лекарственных препаратов и установлен порядок подтверждения взаимозаменяемости.

Будет урегулирован вопрос об исчислении и уплате страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование в Республике Крым и г. Севастополе.

В связи с тем, что порядок финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования не определен, в 2015 году необходимо разработать и принять законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие порядок направления средств обязательного медицинского страхования и механизмы финансирования высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных государственных медицинских учреждениях и в медицинских организациях субъектов Российской Федерации.

В прогнозный период планируется завершение проекта федерального закона "Об обращении тканевых трансплантатов". Законопроектом будут урегулированы процессы разработки, производства, хранения и медицинского применения донорских тканей человека.

В среднесрочный период будет осуществляться дальнейшее совершенствование правовых условий для развития российской системы образования, позволяющих эффективно применять соответствующие нормы на практике.

Продолжится реализация государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 (далее - Госпрограмма).

Будет также осуществляться реализация плана мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 722-р.

В рамках государственной программы предусматривается реализация мероприятий, направленных на обеспечение доступности и качества образования на всех его уровнях с дошкольного образования до высшего образования, а также дополнительного образования детей и взрослых, формирование системы непрерывного образования.

Среди основных направлений развития образования в том числе предусмотрены:

совершенствование структуры образовательных организаций с учетом проведения ежегодного мониторинга эффективности деятельности вузов, а также приоритетов социально-экономического развития;

завершение перехода организаций образования на нормативное подушевое финансирование;

создание эффективных механизмов обновления качества образования, в том числе профессионального образования с учетом потребности инновационного развития экономики страны;

разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов с учетом профессиональных стандартов, в том числе с привлечением для их подготовки работодателей;

поддержка ведущих вузов, математического образования, инженерного образования;

переход на "эффективный контракт" с преподавателями и руководителями образовательных учреждений, направленный на повышение качества образования, непрерывное профессиональное развитие, привлечение к образовательной деятельности талантливых специалистов.

Для обеспечения устойчивого экономического роста Российской Федерации, повышения конкурентоспособности российской экономики и качества государственного и муниципального управления, обеспечения российских организаций высококвалифицированными кадрами предусматривается реализация Программы социальной поддержки граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и обеспечения их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с полученной квалификацией, результатом которой станет обучение и трудоустройство не менее 1500 граждан Российской Федерации, что позволит сохранить и приумножить научные, педагогические, медицинские и инженерные кадры, а также управленческих кадров в социальной сфере.

Также будет осуществляться реализация пилотных программ в субъектах Российской Федерации по разработке, апробации и распространению современных моделей эффективной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в региональных системах профессионального образования в контексте повышения инвестиционной привлекательности и устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в рамках займа МБРР.

В прогнозный период продолжится проведение структурных и институциональных преобразований в сфере культуры.

В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 317, будут реализованы мероприятия, направленные на сохранение и развитие культуры, формирование необходимого потенциала для эффективного функционирования сферы культуры в среднесрочной перспективе. В результате будет модернизирована сеть государственных и муниципальных учреждений, что позволит улучшить доступность для всех слоев населения России к широкому спектру культурных благ и услуг, обеспечена сохранность и развитие объектов культурного и исторического наследия народов России.

Будет осуществляться реализация Плана мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2606-р.

Структурные изменения в сфере культуры будут осуществляться в рамках разработки предложений по совершенствованию нормативной правовой базы.

Приоритетной в этом направлении будет являться разработка следующих проектов федеральных законов: "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" в части, касающейся упорядочения временного вывоза физическими лицами; "О Музейном деле в Российской Федерации" (новый закон с учетом современной ситуации применительно к вопросам государственных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, собственности на музейные предметы, расширения правового регулирования в отношении частных и муниципальных музеев); "О законодательном закреплении института "нематериальное культурное наследие народов России"; "О туризме" (новый закон), а также проекта постановления Правительства Российской Федерации о приватизации (продаже) объектов культурного наследия на инвестиционных условиях с отложенным сроком.

Одним из основных условий сохранения и развития культуры будет являться разработка мер по совершенствованию механизмов поддержки творческих инициатив населения, предусматривающих формирование конкурентной среды путем расширения грантовой поддержки творческих проектов на конкурсной основе.

Будет начата реализация Основ государственной политики в сфере культуры, направленных в том числе на решение вопросов содействия созданию, сохранению и распространению культурных благ и культурных ценностей; формирования механизмов стимулирования и поддержки инновационных процессов в культуре и искусстве, развития новых видов и направлений в художественном творчестве; обеспечения равного доступа населения к культурным ценностям с учетом региональных особенностей; на повышение эффективности расходования бюджетных средств и качества управления в сфере культуры; повышение уровня конкурентоспособности учреждений культуры, привлечение в сферу внебюджетных источников, активизацию проектов государственно-частного партнерства и заключение концессионных соглашений в сфере культуры, оптимизацию сети учреждений культуры.

В прогнозный период в сфере физической культуры и спорта будут внесены изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

Будет установлен единый порядок аттестации кадров в области физической культуры и спорта, осуществляющих свою деятельность в учреждениях физкультуры и спорта, не являющихся образовательными учреждениями.

Это позволит четко определить функциональную роль указанных специалистов, выработать единую систему подхода к оплате труда в зависимости от профессиональных качеств, создаст условия для возможности повышения уровня их профессионального мастерства, единую систему определения квалификационной категории специалистов.

На организации, реализующие программы спортивной подготовки, будет возложена обязанность не менее чем один раз в три года обеспечивать повышение квалификации тренеров, осуществляющих руководство прохождением спортивной подготовки.

В 2015 году будет принят федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", направленный на регулирование деятельности физкультурно-спортивных клубов, создаваемых в форме некоммерческих организаций, в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту жительства, работы, а также объединение этих клубов. Будет определено понятие "Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО)" и полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере организации мероприятий по реализации ГТО.

С 2016 года начнется реализация федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (далее - ФЦП), целью которой является создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, повышение эффективности подготовки спортсменов в спорте высших достижений.

Реализация ФЦП будет направлена на решение следующих основных задач:

развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе строительство спортивных объектов по проектам, рекомендованным Министерством спорта Российской Федерации для повторного применения, в том числе обеспечивающим доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с определением предельной цены на строительство этих объектов;

развитие материально-технической базы спорта высших достижений для подготовки спортсменов, в том числе по наиболее массовым видам спорта, не включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр (спортивная аэробика, акробатический рок-н-ролл, единоборства, бейсбол, софтбол), в условиях различных природно-климатических зон (среднегорье, Черноморское побережье, на Дальнем Востоке, в Прибайкалье), и соответствующего научного сопровождения тренировочных процессов;

создание условий для подготовки и совершенствования спортсменов и тренеров с учетом непрерывности процессов обучения и спортивной подготовки;

создание условий для формирования, подготовки и сохранения спортивного резерва (начиная с детско-юношеского спорта).

Развитие жилищной сферы будет осуществляться в соответствии с предусмотренными государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" задачами и целевыми ориентирами, направленными на повышение доступности жилья для населения, повышение уровня комфорта жилищного фонда, снижение дисбаланса спроса и предложения на рынке жилья, увеличение объемов строительства жилья, в том числе экономического класса, отвечающего современным требованиям энергоэффективности и экологичности (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 323 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации").

Кроме того, в рамках указанной государственной программы начнется реализация программы "Жилье для российской семьи", в соответствии с которой до конца 2017 года запланировано строительство не менее 25 млн. кв. метров жилья дополнительно по сравнению с ранее запланированными объемами, что позволит стимулировать строительство жилья экономического класса, снизить стоимость строительства такого жилья и цены его приобретения гражданами, внедрить инновационные институциональные, финансовые, технологические и организационные механизмы такого строительства, сформировать механизмы удовлетворения спроса на жилье для экономически активных и работающих граждан, которые хотели бы улучшить жилищные условия, имеют сбережения на первоначальный взнос, доходы которых не позволяют приобрести жилье по текущим рыночным ценам, но позволяют приобрести жилье по ценам ниже рыночных с помощью собственных и заемных средств.

Наряду с развитием рыночной ипотеки будут развиваться программы ипотечного жилищного кредитования на специальных (льготных) условиях, участниками которых являются молодые и многодетные семьи, работники бюджетной сферы.

Большое внимание будет уделено формированию сектора арендного жилья, включая некоммерческую аренду, а также строительству муниципального жилья для предоставления его малообеспеченным гражданам на условиях социального найма.

Для увеличения объемов строительства жилья экономического класса будет осуществлено дальнейшее упрощение административных процедур в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов.

Продолжатся мероприятия по вовлечению в гражданский оборот находящихся в федеральной собственности земельных участков для жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса, включая малоэтажное строительство.

Будет активно реализовываться механизм бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса, с ограничением продажной цены на такое жилье.

Будет продолжена работа по обеспечению переселения граждан из аварийного жилья, а также реализован комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года.

С учетом задач обеспечения устойчивого экономического развития, проведения модернизации российской экономики, перехода ее на инновационный путь развития, дальнейшего улучшения миграционной составляющей инвестиционного климата особое внимание будет уделяться работе по созданию условий и механизмов для привлечения в Российскую Федерацию востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.

Решению указанных задач будут способствовать:

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 390-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.", предусматривающего регулирование присутствия физических лиц из стран - членов ВТО, относящихся к ключевому персоналу, в Российской Федерации;

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", в соответствии с которым в упрощенном порядке смогут получить гражданство России, в частности, иностранные граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, ведущие предпринимательскую деятельность в России не менее 3 лет с ежегодной выручкой в определенных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности в размере не менее 10 млн. рублей, а также инвесторы, чья доля вклада в уставном капитале российской организации, ведущей деятельность на территории России в определенных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10% (при условии, что размер уставного капитала этой организации составляет не менее 100 млн. рублей);

разрабатываемый ФМС России проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленный на модернизацию институтов разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации, включая введение упрощенного порядка их получения отдельными категориями иностранных граждан, длительно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации.

В 2015 - 2017 гг. будет продолжена работа по реализации мероприятий Концепции государственной миграционной политики на период до 2025 года. Будут подготовлены программы сезонной и каникулярной трудовой миграции иностранных студентов и организованного привлечения иностранных работников; усовершенствован порядок привлечения иностранных работников на основании патентов для осуществления трудовой деятельности, в частности, путем предоставления возможности их привлечения не только физическими лицами для личных и домашних нужд (как в действующем законодательстве), но и юридическим лицам.

В прогнозный период будет разработан и принят федеральный закон, предусмотренный статьями 133 и 421 Трудового кодекса Российской Федерации, который установит порядок доведения минимального размера оплаты труда до размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

Будут приняты изменения в Закон Российской Федерации N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", предусматривающие уточнения в порядок и сроки выплаты пособий по безработице, направленные на исключение злоупотреблений при получении пособия по безработице, а также существенно увеличивающие размер данного пособия для отдельных категорий граждан.

Будут приняты изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в части установления полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работодателей по размещению информации об условиях привлечения граждан для осуществления трудовой деятельности в целях совершенствования информационного портала "Работа в России" и наполнению его достоверной информацией.

Для создания механизма стимулирования привлечения трудовых ресурсов на территории приоритетного привлечения трудовых ресурсов предусматривается внесение изменений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в части наделения Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельными полномочиями в рамках реализации мероприятий по повышению трудовой мобильности на 2015 - 2018 годы.

В рамках реализации Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в прогнозный период будут утверждены:

порядок аккредитации частных агентств, осуществляющих деятельность по предоставлению труда работников (персонала);

порядок утверждения перечней отдельных видов работ, в целях выполнения которых на объектах, отнесенных к опасным производственным объектам I и II классов опасности, направление работников частными агентствами занятости для работы принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) не допускается.

Кроме того, будет принят федеральный закон, который будет регулировать правоотношения, возникающие между юридическими лицами, а также юридическими и физическими лицами в случаях предоставления труда работников (персонала) организациями, не являющимися частными агентствами занятости.

Будут приняты меры по форматированию независимой системы оценки качества профессиональной подготовки работников, а также их компетенций. В частности, для этого предусматривается продолжение разработки профессиональных стандартов, создание базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и другие.

Будет продолжена реализация государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения". С учетом приоритетов государственной политики сформулирована цель государственной программы - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

предотвращение роста напряженности на рынке труда;

привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики;

содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан.

В прогнозный период будут приняты нормативные правовые акты, направленные на реализацию Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", предусматривающего внедрение механизма увязки состояния фактических условий труда с предоставлением соответствующих льгот и компенсаций работникам, работающим на них, а также с необходимостью уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 2524-р утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (далее - Стратегия), в рамках реализации которой в конце 2013 г. приняты законодательные акты, предусматривающие дальнейшие шаги по реформированию распределительной и накопительной составляющих пенсионной системы:

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях";

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии";

Федеральный закон от 4 декабря 2013 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения";

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений";

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Меры, реализация которых предусмотрена с 2015 года, включают:

уточнение пенсионной формулы;

ежегодное увеличение на 1 год страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости, с 6 лет (в 2015 году) до 15 лет (в 2024 году);

назначение страховой пенсии по старости при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 (в 2015 году) с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины 30;

стимулирование отказа от назначения страховой пенсии по старости после достижения установленного возраста путем повышения размера страховой пенсии по старости до 2,32 раза за 10 полных лет соответствующей работы;

реализацию застрахованными лицами 1967 года рождения и моложе права выбора варианта пенсионного обеспечения исходя из размера тарифа на накопительную часть трудовой пенсии 6% или 0 процентов;

ежегодное повышение предельной величины облагаемой страховыми взносами базы на 0,1 средней заработной платы начиная с 1,7 средней заработной платы в 2015 году до 2,3 средней заработной платы в 2021 году;

трансформацию с 2015 года накопительной части трудовой пенсии в накопительную пенсию;

создание механизмов, обеспечивающих покрытие возможных потерь средств пенсионных накоплений (в объеме уплаченных страховых взносов);

продление до 31 декабря 2015 г. срока выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения: продолжить формирование пенсионных накоплений или отказаться от них в пользу страховой пенсии;

предоставление права застрахованным лицам, в отношении которых с 1 января 2014 г. впервые начисляются страховые взносы, выбора варианта осуществления пенсионного обеспечения в течение 5 лет;

преобразование действующих НПФ, являющихся некоммерческими организациями, в акционерные НПФ до 1 января 2016 года;

предоставление НПФ возможности разнесения отрицательного результата инвестирования средств пенсионных накоплений по лицевым счетам застрахованных лиц;

осуществление НПФ деятельности по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению с 1 января 2017 года.

В 2014 году приняты Федеральные законы от 21.07.2014 N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии" и N 218-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые предусматривают:

совершенствование системы лицензирования деятельности НПФ путем определения деятельности по ОПС и НПО как единого вида деятельности;

усиление ответственности НПФ, в том числе внедрение уголовной ответственности руководства НПФ, за предоставление недостоверной (фальсифицированной) финансовой и бухгалтерской отчетности;

уточнение прав и обязанностей акционеров НПФ в части порядка приобретения и реализации акций фонда;

определение порядка прекращения деятельности НПФ, в том числе в связи с банкротством.

Подготавливается законопроект о продлении на 2014 год программы софинансирования пенсионных накоплений, предусматривающей уплату дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и получение государственной поддержки, срок которой истек 1 октября 2013 года.

Также продолжится работа по подготовке проектов федеральных законов по реализации Стратегии, направленных на стимулирование развития негосударственного пенсионного обеспечения, уточнение правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации, а также работа по подготовке нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений принятых федеральных законов.

В 2015 - 2017 гг. будут осуществляться мероприятия, предусмотренные вторым и третьим этапами реализации Стратегии, в том числе:

комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда;

предоставление самозанятым гражданам права выбора варианта формирования и реализации пенсионных прав;

стимулирование дополнительного платежа из заработной платы работников в накопительный компонент пенсионной системы с учетом уровня их доходов и возраста.

В сфере обязательного социального страхования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации совокупный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для основной категории плательщиков составит в 2015 - 2016 гг. 30% фонда оплаты труда до предельной величины облагаемой базы и 10% фонда оплаты труда, превышающего предельную величину облагаемой базы. Предполагается сохранение указанного пониженного тарифа на 2017 год. Для малого предпринимательства на упрощенной системе налогообложения, осуществляющего деятельность в производственной и социальной сферах, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных организаций и аптек, применяющих специальные режимы налогообложения, тариф страховых взносов в 2015 - 2017 гг. составит 20 процентов.

В 2015 - 2017 гг. продолжится работа по приведению законодательства Российской Федерации в области защиты прав инвалидов в соответствие с Конвенцией ООН о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией в 2012 году, что может повлечь расходы организаций всех форм собственности на обеспечение доступности для инвалидов объектов и услуг.

В прогнозный период завершится реализация второго этапа государственной программы "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, в рамках которого будут реализованы мероприятия по обеспечению доступности приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, предусмотренные региональными программами, а также мероприятия по совершенствованию государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации с целью обеспечения равного доступа инвалидов к среде жизнедеятельности. Финансовое обеспечение государственной программы (в том числе за счет средств федерального бюджета) в 2015 году - 42,5 млрд. рублей (36,5 млрд. рублей). Планируется продление программы до 2020 года.

Меры по улучшению положения детей в Российской Федерации и защите их прав будут реализовываться в соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761, а также путем реализации комплекса мер Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Прорабатывается вопрос о продолжении финансирования деятельности указанного Фонда за счет средств федерального бюджета после 2015 года.

Развитие малого и среднего предпринимательства

В период до 2016 года планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на развитие системы поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом акцент будет сделан на создании дополнительных стимулов для вовлечения граждан в предпринимательскую деятельность, а также на решении тех проблем, с которыми сталкиваются действующие предприятия, в первую очередь те, кто обладает потенциалом для дальнейшего развития.

В частности, в целях снижения барьеров для старта собственного дела будут расширены возможности по применению самозанятыми гражданами патентной системы налогообложения.

Кроме того, субъекты Российской Федерации будут наделены правом предоставлять двухлетние налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в научной, производственной и социальной сферах.

Запланированы мероприятия по совершенствованию специальных налоговых режимов.

Будут упрощены требования трудового законодательства для микропредприятий.

В целях стимулирования спроса на продукцию будет расширен доступ малых и средних предприятий к закупкам, осуществляемым крупными государственными компаниями и естественными монополиями. Эта работа осуществляется в рамках реализации соответствующей дорожной карты, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Ряд мероприятий связан с обеспечением доступа малых и средних предприятий к имущественным и финансовым ресурсам.

Будет сформирована национальная система гарантийных организаций, координирующим центром которой выступит Агентство кредитных гарантий. Основные задачи указанного агентства - предоставление контргарантий региональным гарантийным организациям для увеличения объемов гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства и прямых гарантий предпринимателям, действующим в неторговом секторе и реализующим инвестиционные проекты.

Будет обеспечена реализация других программ финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе программы Минэкономразвития России, в рамках которой во всех субъектах Российской Федерации предпринимателям предоставляются субсидии на развитие собственного бизнеса, модернизацию производства, осуществление социальных проектов, а также создаются организации инфраструктуры поддержки (бизнес-инкубаторы, центры развития предпринимательства, центры поддержки экспорта и другие).

Продолжится работа по повышению информационной открытости и доступности мер государственной поддержки для предпринимателей. Для повышения уровня информированности предпринимателей о реализуемых мерах будут определены единые требования к официальным Интернет-сайтам по информационной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.

Развитие конкуренции

В целях реализации поставленной задачи в рамках национальной предпринимательской инициативы, повышения эффективности реализации конкурентной политики в Российской Федерации, в том числе в отдельных отраслях, Правительством Российской Федерации принят и реализуется план мероприятий ("дорожная карта") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2579-р.

В рамках реализации системных мер дорожной карты предусмотрено: определение приоритета деятельности органов исполнительной власти по развитию конкуренции, снижение доли государственного сектора в экономике, внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий, развитие конкуренции при осуществлении закупок, упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования и повышение уровня защиты прав потребителей.

Первоочередные отраслевые мероприятия, определенные в Дорожной карте, охватывают рынки лекарственных препаратов, медицинских услуг, авиаперевозок, услуг связи, дошкольного образования, а также рынок нефтепродуктов.

При этом в дорожную карту заложен так называемый "револьверный принцип" основывающийся на динамичном, этапном подходе к проведению работ по развитию конкуренции, формировании перечня приоритетных отраслей и системных мероприятий на регулярной основе. Предусмотрены конкретные показатели, достижение (недостижение) которых позволит оценить эффективность реализации как системных мер по развитию (интегральные показатели), так и мероприятий по развитию конкуренции в отдельных отраслях (показатели отраслевых мер).

Важным институциональным изменением, которое оказывает непосредственное влияние на развитие конкуренции, является определение единого официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт, Интернет-портал, сайт торгов).

Интернет-портал www.torgi.gov.ru предназначен для размещения информации о торгах в отношении государственного и муниципального имущества и ограниченных ресурсов. Официальный сайт заменил многочисленные региональные и муниципальные источники информации о таких торгах в сети Интернет, а также печатные СМИ. Создание Интернет-портала позволяет в значительной степени снизить необоснованные административные барьеры для желающих приобрести государственное или муниципальное имущество, делает процедуры торгов более прозрачными, упрощает возможность сбора статистической информации по торгам.

С 1 января 2011 г. на сайте торгов размещается информация о проведении торгов по передаче прав владения и пользования (аренда) в отношении недвижимого государственного и муниципального имущества (постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 767).

С 1 января 2012 г. функционал официального сайта www.torgi.gov.ru существенно расширился. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 августа 2011 г. N 650 с 1 января 2012 г. обязательному размещению на Интернет-портале подлежит информация о проведении торгов в отношении земельных и лесных участков, лесных насаждений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, о проведении аукционов на право заключения договоров о развитии застроенной территории и охотхозяйственных соглашений, а также в отношении участков недр.

Важным стало принятие в 2012 году постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 909, предусматривающего расширение видов торгов, информация о проведении которых размещается на официальном сайте с 2013 года.

К таким торгам относятся торги по продаже и приватизации государственного и муниципального имущества, торги на право заключения договора водопользования, о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов и о предоставлении рыбопромысловых участков, торги по продаже имущества должников, об отборе управляющей компании для управления многоквартирным домом.

В соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2014 г. на Интернет-портале будет размещаться информация о проведении открытых конкурсов на право заключения концессионных соглашений. Кроме того, с 1 января 2014 г. предусматривается публикация информации о проведении открытых аукционов на право заключить договор о создании искусственного земельного участка (Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

За время функционирования на официальном сайте размещено более чем 630 тыс. лотов о проведении торгов в отношении государственных и муниципальных объектов и прав по более чем 630 тыс. лотов.

Кроме того, следует отметить постоянно растущий интерес к Интернет-порталу со стороны пользователей. Посещаемость сайта торгов увеличилась на 59,4% (с 1895 тыс. посещений в 2012 году до 3190 тыс. посещений в 2013 году). При этом выросли показатели количества страниц, просмотренных за посещение (на 21,6%), и средняя продолжительность пребывания на сайте (на 23 процента). Одновременно на 4,7% снизился показатель отказов, то есть количество случаев, когда пользователь уходил с Интернет-портала сразу после просмотра первой страницы.

Развитие финансовых рынков, пенсионной системы. Создание условий для формирования в России международного финансового центра

В рамках развития фондового рынка в 2015 - 2017 гг. остается актуальной задача построения в России международного финансового центра, являющегося одним из основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2013 г. N 1012-р утвержден план мероприятий (дорожная карта) "Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации".

Указанный план призван повысить конкурентоспособность российского финансового рынка путем формирования устойчивой, но гибкой регулятивной среды, стимулирующей возникновение и развитие современных финансовых продуктов (услуг) для российских и зарубежных участников финансового рынка, а также установления высокого уровня корпоративного управления, обеспечивающего защиту права собственности и интересов инвесторов.

Будет продолжена работа над повышением эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов.

С начала 2015 года начнет функционировать механизм гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений. Будет проведена информационная кампания, направленная на разъяснение принципов работы механизма гарантирования прав застрахованных лиц.

Совершенствование корпоративного управления

В 2015 - 2017 гг. будет проводиться работа по совершенствованию российского корпоративного законодательства в целях повышения его привлекательности для ведения предпринимательской деятельности, в том числе в части либерализации акционерного законодательства (повышения договорной свободы непубличных обществ), урегулирования вопросов ответственности контролирующих лиц, защиты прав инвесторов, упрощения процедуры государственной регистрации юридических лиц.

В связи с принятием Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" Минэкономразвития России также осуществляется работа по приведению российского законодательства о юридических лицах в соответствие с новыми положениями главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Совершенствование законодательства о несостоятельности (банкротстве)

В целях повышения эффективности проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, в период 2015 - 2017 гг. предполагается дальнейшее совершенствование нормативных правовых актов в сфере законодательства о несостоятельности (банкротстве), направленное на:

сокращение сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, повышение их эффективности и увеличение размера погашения требований кредиторов;

обеспечение сбалансированного подхода при применении к должникам реабилитационных и ликвидационных процедур в рамках дела о банкротстве;

сохранение имущественной массы и максимизация стоимости активов должника;

повышение эффективности защиты прав социальных категорий кредиторов;

совершенствование правового регулирования деятельности системы саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Совершенствование оценочной деятельности

С целью совершенствования оценочной деятельности распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование оценочной деятельности". В рамках реализации дорожной карты Государственной Думой Российской Федерации принят во втором и третьем чтениях 2 июля 2014 г. и Советом Федерации одобрен 9 июля 2014 г. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", направленный в том числе на повышение прозрачности процедур государственной кадастровой оценки, эффективности механизмов государственного и негосударственного регулирования оценочной деятельности, а также повышение уровня образования оценщиков.

В 2015 - 2017 гг. предполагается дальнейшее совершенствование законодательства в области оценочной деятельности, в том числе внесение изменений в действующие федеральные стандарты оценки и разработка новых федеральных стандартов оценки.