4.10. Охрана окружающей среды и использование природных ресурсов

4.10. Охрана окружающей среды и использование
природных ресурсов

В 2015 - 2017 гг. будет продолжена работа, ориентированная на формирование институциональных, правовых и экономических условий для эффективной охраны окружающей природной среды, рационального природопользования и снижения негативного воздействия на окружающую среду, включая следующие основные направления:

- формирование эффективной системы управления, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти в области охраны окружающей среды, и обеспечения экологической безопасности, включая разработку Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года;

- совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности с учетом вступления в силу с 1 января 2015 г. Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты" и доработки в Государственной Думе Российской Федерации законопроекта N 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами";

- обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий;

- предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;

- восстановление нарушенных естественных экологических систем, в том числе с использованием федеральной целевой программы "Ликвидация накопленного экологического ущерба" на 2015 - 2026 годы, которая в настоящее время находится на этапе разработки Концепции, после принятия указанной Программы;

- обеспечение экологически безопасного обращения с отходами;

- сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира;

- развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

- совершенствование системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата.

В результате планируется обеспечить достижение следующих показателей:

Показатели
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
Объем отходов, образующихся на предприятиях и организациях
млн. т
5153
5153
5153
5153
5153
% к предыдущему году
102,9
Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников по отношению к 2007 году в топливно-энергетическом комплексе, %
79,3
74,4
71,4
68,4
Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников по отношению к 2007 году в металлургии, %
79,2
75,2
71,7
68,7
Объем используемых отходов на предприятиях и организациях
млн. т
2 029
2 029
2 029
2 029
2 029
% к предыдущему году
87,1
Объем обезвреженных отходов на предприятиях и организациях
млн. т
15
15
15
15
15
% к предыдущему году
79,8
Объем образованных отходов, которые не были обезврежены и использованы (I класс опасности), по отношению к 2007 году (по годовому отчету Минприроды России), %
65,9
63,79
61,47
58,59
55,6

Водное хозяйство

Приоритетными направлениями деятельности в сфере развития водохозяйственного комплекса исходя из положений Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, являются:

- обеспечение безопасности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;

- обеспечение социально-экономических потребностей в водных ресурсах;

- обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.

Реализация всех указанных направлений нашла свое отражение в рамках федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 гг.", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 350.

Несмотря на высокую обеспеченность Российской Федерации водными ресурсами в целом, распределение водных ресурсов по территории достаточно неравномерно. В маловодные годы возникают локальные дефициты водных ресурсов для обеспечения нужд питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в Республике Калмыкия, Белгородской и Курской областях, Ставропольском крае, отдельных районах Южного Урала и юга Сибири, а также для обеспечения сельскохозяйственных и рыбохозяйственных нужд на территориях Саратовской и Астраханской областей, в отдельных частях Волгоградской и Оренбургской областей, а также на Северном Кавказе.

Исходя из обозначенной проблемы, основная задача Федерального агентства водных ресурсов сводится к обеспечению поддержания уровня водообеспеченности, в том числе за счет эффективного регулирования стока каскадами водохранилищ и водохранилищами комплексного назначения, оптимального перераспределения водных ресурсов системами межбассейнового и внутрибассейнового перераспределения стока, повышения эффективности использования водохозяйственных систем.

Второй ключевой проблемой в области водохозяйственного комплекса в последнее время является обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, что обусловлено продолжающимся старением сооружений (средний процент износа гидротехнических сооружений в 2013 году составил 38%), дефицитом средств, направляемых на поддержание их несущей способности, а также возможностью террористических актов. Количество аварийных гидротехнических сооружений в 2013 году составило 13,85% от их общего количества. В то же время планируемый в 2014 - 2017 гг. объем финансирования водохозяйственных и водоохранных мероприятий позволяет прогнозировать сокращение доли аварийных гидротехнических сооружений в 2017 году на 70% по отношению к уровню 2013 года.

Кроме того, на период 2015 - 2017 гг. прогнозируется строительство и реконструкция 11 гидроузлов и водохранилищ, а также строительство 382,3 км береговых сооружений.

Развитие минерально-сырьевой базы

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 г., а также иными стратегическими документами, приоритетными в сфере развития минерально-сырьевой базы, определены следующие направления государственной политики:

оценка нефтегазового ресурсного потенциала и его локализация в пределах Восточно-Сибирской, Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций и континентального шельфа Российской Федерации, в том числе с целью обеспечения ресурсной базы нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан";

выявление новых зон нефтегазонакопления и новых нефтегазоносных горизонтов в добывающих регионах, освоение шельфовых месторождений и трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья;

локализация прогнозных ресурсов, прирост запасов углей (большей частью высокосортных коксующихся и энергетических), превышающий прогнозируемые объемы добычи, в угольных бассейнах и на месторождениях Печорского бассейна, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока;

создание новых сырьевых баз для открытой добычи на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и в Дальневосточном федеральном округе;

поиски и оценка богатых и комплексных месторождений урана для отработки горным способом, выявление новых ресурсов урана в рентабельных для отработки высокоэффективным способом скважинного подземного выщелачивания гидрогенных месторождениях в Курганской области, Забайкалье и Калмыкии;

развитие действующих, создание резервных сырьевых баз черных, цветных, легирующих и редких металлов в освоенных и новых районах, формирование крупных минерально-сырьевых центров - центров экономического развития на Полярном Урале, в южных районах Красноярского края и Иркутской области, в Забайкалье и Дальневосточном регионе, замещение к 2020 году импорта ряда дефицитных черных, цветных и редких металлов собственными минерально-сырьевыми ресурсами;

опережающее развитие сырьевых баз алмазов и благородных металлов действующих предприятий, создание фундаментальных основ для формирования сырьевых баз алмазов и благородных металлов в новых перспективных районах, в том числе связанных с нетрадиционными для России типами месторождений;

поддержание и развитие сырьевых баз неметаллических полезных ископаемых для обеспечения устойчивого развития агрохимического комплекса, отдельных отраслей металлургического комплекса, роста производства горнотехнического сырья и сырья для строительной индустрии;

обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и снижение безвозвратных потерь полезных ископаемых;

обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, получения геологической информации, эффективного использования водных ресурсов, воспроизводства и сохранения охотничьих ресурсов.

Для реализации указанных направлений была создана государственная программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" (далее - Программа).

Стратегическим приоритетом в сфере реализации Программы является обеспечение энергетически безопасного развития национальной экономики и социальной сферы и конкурентного преимущества России на мировом рынке углеводородов за счет:

вовлечения в освоение трудноизвлекаемых запасов нефти (Абалакская, Баженовская, Доманиковская, Куонамская, Иниканская, Хадумская свиты) с годовым объемом не менее 20 млн. тонн к 2020 году;

формирования ресурсной базы углеводородов на континентальном шельфе Российской Федерации, гарантирующей энергетическую безопасность страны и устойчивое развитие топливно-энергетического комплекса в период замещения основных регионов нефтегазодобычи после 2020 года;

обеспечения ежегодного прироста добычи из месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации с достижением к 2030 году максимального годового уровня добычи нефти и конденсата не менее 65 млн. тонн и природного газа 230 млрд. куб. м, при этом уровень добычи сырья будет зависеть от развития внешних и внутренних рынков и должен определяться его балансом на долгосрочную перспективу;

достижения накопленного объема добычи к 2030 году (без учета проектов с соглашениями о разделе продукции и с учетом планов компаний-операторов) в размере 380 млн. тонн нефти и конденсата и 1760 млрд. куб. м газа.

Указанные приоритеты направлены на обеспечение сбалансированного развития и использования минерально-сырьевой базы для удовлетворения потребностей (включая экспортные) экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах, а также закрепление геополитических интересов Российской Федерации на длительную перспективу.

Исходя из указанных приоритетов государственной политики, сформулирована цель: "Устойчивое обеспечение экономики страны запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах".

Достижение данной цели характеризуется следующими индикаторами:

прирост мелкомасштабной геологической изученности, определяемой в процентах от площади территории России и ее континентального шельфа (от 7% в 2013 году до 7,5% в последующие годы);

уровень компенсации добычи основных видов полезных ископаемых приростом запасов (не менее 100 процентов);

доля лицензий на разведку и добычу полезных ископаемых, реализуемых без отклонения от существенных условий лицензионных соглашений, в общем количестве указанных лицензий (от 65 процентов в 2013 году до 80 процентов в 2017 году).

Для достижения указанной цели должно быть обеспечено решение следующих задач:

- повышение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, Арктики и Антарктики, получение геологической информации. При решении указанной задачи будет обеспечена реализация комплекса взаимосвязанных мероприятий по проведению региональных геолого-геофизических и геолого-съемочных работ, созданию государственной сети опорных геолого-геофизических профилей, параметрических и сверхглубоких скважин, проведению работ специального геологического назначения, проведению гидрогеологической, инженерно-геологической и геоэкологической съемки, получению и обеспечению сохранения геологической информации;

- обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы. При решении указанной задачи будет обеспечена реализация комплекса мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородного сырья, подземных вод, твердых полезных ископаемых;

- обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов. При решении указанной задачи будет создана научно обоснованная система требований комплексного изучения и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов, сформирован государственный фонд недр, осваиваемый в интересах нынешнего и будущих поколений. Решению данной задачи будет способствовать реализация основных мероприятий по научно-техническому сопровождению геолого-разведочных работ и научно-аналитическому обеспечению государственной политики в сфере развития и использования минерально-сырьевой базы, а также осуществление координации и контроля деятельности по реализации государственной системы лицензирования пользования недрами.

Также в рамках работы по обеспечению развития, рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы в Минприроды России создана Рабочая группа по вопросу снятия административных барьеров в сфере недропользования (далее - Рабочая группа). В состав Рабочей группы входят представители заинтересованных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в сфере недропользования, а также компаний-недропользователей.

Кроме того, совершенствуется нормативно-правовое обеспечение в сфере геологического изучения и недропользования. Так, в настоящее время ведется работа над законопроектами, направленными на введение предварительных гарантий по участкам недр федерального значения недропользователям с участием иностранного инвестора, проводившим работы по геологическому изучению недр; установление запрета на участие в торгах на право пользования недрами аффилированных юридических лиц; вывод из-под градостроительной экспертизы буровых скважин, а также отмену процедуры выдачи разрешений на строительство в отношении объектов бурения.