4.9. Отрасли социальной сферы

4.9. Отрасли социальной сферы

Политика в сфере здравоохранения на период 2015 - 2017 гг. будет определяться в соответствии с задачами, поставленными Президентом Российской Федерации в указах от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", Федеральными законами "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.

Основным инструментом государственной политики Российской Федерации в сфере здравоохранения будет являться государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", основная цель которой - обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

В среднесрочной перспективе предполагается реализация следующих мероприятий государственной программы "Развитие здравоохранения":

обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развитие первичной медико-санитарной помощи;

повышение эффективности оказания специализированной (включая высокотехнологичную) медицинской помощи, скорой (в том числе скорой специализированной) медицинской помощи, медицинской эвакуации;

развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины;

повышение эффективности службы родовспоможения и детства;

развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;

обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;

обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;

повышение роли Российской Федерации в глобальном здравоохранении;

повышение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья;

медико-биологическое обеспечение охраны здоровья населения.

В результате реализации указанных мероприятий к 2017 году должны быть достигнуты следующие показатели:

смертность от всех причин будет снижена с 13 случаев на 1000 человек до 12,1 случаев в 2017 году;

смертность от болезней системы кровообращения будет снижена с 721,7 случаев на 100 тыс. населения в 2013 году до 663,0 случаев в 2017 году;

смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) будет снижена с 201,2 случаев на 100 тыс. населения в 2013 году до 194,4 случаев в 2017 году;

смертность от туберкулеза будет снижена с 12,0 случаев на 100 тыс. населения в 2013 году до 11,8 случаев в 2017 году;

смертность от дорожно-транспортных происшествий будет снижена с 14,1 случаев на 100 тыс. населения в 2013 году до 11,2 случаев в 2017 году;

младенческая смертность будет снижена с 8,2 случаев на 1 тыс. родившихся живыми в 2013 году до 7,5 случаев в 2017 году;

снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) с 12,5 литров на душу населения в 2013 году до 11,0 литров в 2017 году;

снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения с 37,1% в 2013 году до 30,8% в 2017 году.

Основными источниками финансирования в сфере здравоохранения будут являться: средства обязательного медицинского страхования, бюджеты субъектов Российской Федерации, федеральный бюджет и внебюджетные средства.

Средства обязательного медицинского страхования будут формироваться в условиях низких темпов экономического роста, что не позволит существенно нарастить их объемы. Динамика страховых взносов на работающее население будет соответствовать динамике фонда заработной платы, который в варианте 1 растет сдержанно. При расчете тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения в субъекте Российской Федерации к указанному размеру тарифа будут применяться установленные для каждого субъекта Российской Федерации понижающие коэффициенты дифференциации и не будет применяться коэффициент удорожания стоимости медицинских услуг (указанный коэффициент равен 1,0). Соответственно объем взносов также не будет существенно увеличиваться, что не позволит увеличить общий объем взносов.

При этом на бюджет ФОМС налагаются новые виды расходных обязательств помимо обеспечения базовой программы ОМС. Начиная с 2015 года за счет средств ОМС будет финансироваться ресурсоемкая высокотехнологичная медицинская помощь (далее - ВМП), а также будет обеспечиваться повышение уровня заработной платы медицинских работников.

В связи с тем что объем расходов ФОМС не будет обеспечен его доходами, сформируется значительный дефицит средств бюджета ФОМС, который будет ежегодно увеличиваться.

Таким образом, сформируется ситуация, которая ранее уже прогнозировалась Минэкономразвития России: дальнейшее наращивание финансовых обязательств системы ОМС с одновременным сокращением других источников финансирования здравоохранения (федерального бюджета) приведет к дисбалансу имеющихся обязательств с источниками их финансирования.

Недостаточность финансового обеспечения негативным образом будет сказываться на функционировании системы здравоохранения и приведет к уменьшению доступности бесплатной медицинской помощи для населения Российской Федерации и снижению ее качества. Могут появиться очереди и листы ожидания на оказание плановой специализированной медицинской помощи по тем профилям, где очередность отсутствовала. Отдельные ресурсоемкие виды ВМП могут стать практически недоступными для части населения. Медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения будут наращивать объемы платных медицинских услуг, заменяя ими бесплатную медицинскую помощь.

Сложившаяся ситуация отрицательным образом будет сказываться на достижении показателей, утвержденных государственной программой "Развитие здравоохранения".

Право граждан на бесплатную медицинскую помощь в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - ПГГ) не будет обеспечено в полном объеме.

Фактически достигнутый подушевой норматив финансового обеспечения ПГГ будет ниже утвержденного ПГГ. Замедлятся темпы модернизационных процессов в отрасли, в том числе информатизация и внедрение новых медицинских технологий.

В умеренно-оптимистичном варианте прогноза проблема дефицита финансового обеспечения медицинской помощи будет частично решена за счет направления дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.

В 2015 - 2017 гг. продолжится реализация Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года. Расходы федерального бюджета на льготное лекарственное обеспечение граждан в 2015 - 2017 гг. составят 89,6 млрд. рублей ежегодно.

В 2016 - 2017 гг. в рамках реализации Стратегии лекарственного обеспечения на основе четких формализованных критериев и принципов доказательной медицины будут оптимизированы перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, перечни лекарственных препаратов, по которым осуществляется льготное лекарственное обеспечение населения, а также минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи. Будет создана эффективная система контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных препаратов на всех этапах их обращения.

В выбранных субъектах Российской Федерации будут реализованы пилотные проекты по внедрению системы референтных цен на лекарственные препараты, а также по модернизации системы лекарственного обеспечения (бесплатно или со скидкой) отдельных категорий граждан. По результатам их реализации в 2017 году будут выбраны оптимальные модели системы референтных цен на лекарственные препараты и системы лекарственного обеспечения (бесплатно или со скидкой) отдельных категорий граждан.

В результате реализации указанных мероприятий будут достигнуты следующие показатели:

удовлетворение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов будет увеличено с 94% в 2013 году до 96% в 2017 году;

удовлетворение спроса на лекарственные препараты, предназначенные для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также трансплантации органов и (или) тканей будет увеличено с 97% в 2013 году до 98% в 2017 году.

уровень удовлетворения потребности отдельных категорий граждан в лекарственных препаратах, обеспечение которыми осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, будет увеличен с 30% в 2013 году до 33,2% в 2017 году.

В 2015 - 2017 гг. государственная политика в сфере образования будет ориентирована на обеспечение реализации стратегических целей развития образования, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы", Плане мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки".

В прогнозный период развитие образования будет направлено на повышение доступности и качества всех уровней образования, подготовку квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда и способных быстро реагировать на его запросы, оптимизацию сети образовательных учреждений и повышение их эффективности.

Для решения задачи увеличения охвата услугами дошкольного образования предполагается создание дополнительных мест в государственных (муниципальных) образовательных организациях различных типов, а также развитие вариативных форм дошкольного образования, создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу дошкольного образования, внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Реализация указанных мер будет способствовать раннему развитию детей, более успешному их обучению в общеобразовательной школе, ликвидации очереди в детские сады. К 2016 году предусматривается обеспечить достижение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.

В соответствии с планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 гг. в 2015 году завершится реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", направленной на обеспечение современных условий получения общего образования, создание эффективных механизмов повышения его качества, внедрение современных образовательных технологий, обеспечение современных условий получения общего образования, расширение профильного обучения в старшей школе, совершенствование системы единого государственного экзамена, формирование в школах высокотехнологичной среды для преподавания (высокоскоростной интернет, цифровые ресурсы нового поколения, виртуальные учебные лаборатории) и управления (электронный документооборот, порталы знаний).

Продолжатся мероприятия по реализации региональных программ развития образования, развитию системы дистанционного обучения.

Продолжится формирование эффективной системы выявления и поддержки молодых талантов, омоложение и рост профессионального уровня педагогических кадров, формирование персонифицированной системы повышения квалификации и переподготовки педагогов, поддержка инноваций и инициатив педагогов, будет осуществлен переход на эффективный контракт с педагогическими работниками, будет осуществляться модернизация системы педагогического образования и повышения квалификации.

Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлена возможность выбора варианта освоения программ общего образования в дистанционной форме в рамках специального (коррекционного) или инклюзивного образования, а также обеспечено психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка в профессиональной ориентации.

В сельской местности будут реализованы модели сетевого взаимодействия образовательных организаций и организаций социально-культурной сферы.

В результате удельный вес численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с современными требованиями, в 2017 году составит 97% против 85% в 2014 году; удельный вес численности детей-инвалидов, обучающихся по программам общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, соответственно составит 100% против 90%; удельный вес численности учителей в возрасте 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных школ соответственно достигнет 23% против 20%; удельный вес численности обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах, составит в 2017 году 44% против 38% в 2014 году.

За счет дальнейшего развития сети общеобразовательных учреждений (включая совершенствование организации предоставления образования посредством формирования центров образования, ресурсных центров, сетевых моделей) будет формироваться конкурентная среда на рынке образовательных услуг, стимулирующая рост их качества и разнообразия. Это также позволит повысить прозрачность бюджетного процесса и финансовой деятельности образовательных учреждений, будет способствовать выравниванию бюджетной обеспеченности регионов, позволит оптимизировать и сконцентрировать образовательные ресурсы, укрепить и модернизировать материально-техническую базу отрасли.

В прогнозный период предусматривается расширение масштабов системы дополнительного образования школьников. В результате охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования в 2017 году составит 70% против 62% в 2014 году.

Среди основных направлений развития профессионального образования предусматриваются:

формирование дифференцированной сети организаций профессионального образования, учитывающей особенности регионов, включающей глобально конкурентоспособные университеты;

совершенствование мер, направленных на развитие системы среднего профессионального образования, предусматривающего совмещение теоретической подготовки с практическим обучением на предприятиях;

реализация пилотных программ в субъектах Российской Федерации по разработке, апробации и распространению современных моделей эффективной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в региональных системах профессионального образования;

модернизация структуры программ, содержания и технологий профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения;

внедрение механизмов прозрачного финансирования и стимулирования конкуренции среди организаций профессионального образования;

переход к нормативно-подушевому финансированию организаций высшего профессионального образования вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы;

увеличение объемов приема на обучение по программам бакалавриата с присвоением квалификации "прикладной бакалавр";

внедрение сетевой формы обучения при реализации программ магистратуры в ведущих университетах;

реализация "Программы социальной поддержки граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и обеспечения их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с полученной квалификацией". Результатом программы станет обучение и трудоустройство не менее 1500 граждан Российской Федерации, что позволит сохранить и приумножить научные, педагогические, медицинские и инженерные кадры, а также управленческие кадры в социальной сфере;

формирование системы непрерывного образования, в том числе путем совершенствования механизмов государственно-частного партнерства в сфере образования, а также расширение механизмов предоставления государственной поддержки мероприятий по повышению квалификации, переподготовке кадров на федеральном и региональном уровнях на условиях софинансирования со стороны работодателей.

Для повышения эффективности работы системы профессионального образования одной из важнейших задач в прогнозный период будет являться выстраивание системы сбора и анализа потребности предприятий реального сектора экономики в квалифицированных кадрах, необходимых для их функционирования и успешного развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также учет данных, полученных при таком анализе при распределении государственного задания на обучение граждан на федеральном и региональном уровнях.

Развитие и модернизация профессионального образования предусматривают качественное обновление преподавательского корпуса, развитие системы "эффективного контракта" между преподавателями и учреждениями профессионального образования.

В прогнозный период будут продолжены мероприятия по поддержке программ развития ведущих университетов для достижения ими лидирующих позиций в мировой системе образования.

В прогнозный период актуальными остаются задачи по подготовке специалистов среднего звена, а также рабочих профессий, развитию кооперации учебных заведений и бизнеса, созданию инструментов информационного обеспечения взаимодействия образовательных организаций и предприятий, заинтересованных в квалифицированных кадрах, и стимулирующих механизмов вовлечения бизнеса в систему подготовки специалистов.

В рамках совершенствования структуры организаций высшего образования будут сформированы: исследовательские вузы мирового класса, обеспечивающие лидерство России в фундаментальной науке; группа вузов гуманитарной и социальной направленности; университеты, ведущие массовую подготовку бакалавров (в том числе прикладных бакалавров) и специалистов для массовых сегментов региональных рынков труда.

Результатами модернизации профессионального образования в прогнозный период станут:

удельный вес численности студентов, обучающихся в ведущих образовательных организациях высшего образования, увеличится с 10% в 2014 году до 15% в 2017 году;

удельный вес численности выпускников программ профессионального образования соответствующего уровня в общей численности выпускников к 2017 году составит: по программам прикладного бакалавриата 16,8% (против 6,4% в 2014 г.); по программам бакалавриата - 23,7% (против 17,1% в 2014 г.); по программам подготовки специалистов - 19% (против 35,1% в 2014 г.); по программам магистратуры - 6,9% (против 3,9% в 2014 году);

удельный вес численности трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска выпускников очной формы обучения возрастет с 46,7% в 2014 году до 53,3% в 2017 году;

удельный вес занятого населения, прошедшего повышение квалификации и (или) переподготовку в возрасте 25 - 65 лет, вырастет с 37% в 2014 году до 45% в 2017 году;

увеличится с 10% в 2014 году до 18% в 2017 году доля организаций среднего профессионального и высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

удельный вес численности студентов организаций высшего образования, прошедших в течение учебного года обучение в зарубежном вузе не менее одного семестра (кроме вузов СНГ), увеличится с 1% в 2014 году до 2,3% в 2017 году;

обеспеченность студентов общежитиями в 2017 году составит 96% против 90% в 2014 году.

Осуществление предполагаемых мер позволит обеспечить современное качество и доступность услуг сферы образования, потребность экономики в кадрах соответствующей квалификации, повысить конкурентоспособность российского образования.

Умеренно-оптимистичный вариант предполагает дополнительные финансовые расходы относительно базового варианта, которые будут направлены в том числе на реализацию программы восполнения дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов, а также на финансовое обеспечение в 2015 году реализации мероприятий по подаче заявки на проведение в 2019 году в Российской Федерации мирового чемпионата WorldSkills Competition.

Прогноз развития сферы культуры до 2017 года предполагает увеличение доступности для граждан России культурных благ и образования в сфере культуры и искусства, создание условий для повышения качества услуг сферы культуры (в том числе за счет повышения заработной платы работников культуры до уровня средней заработной платы в соответствующем регионе, роста количества учреждений культуры, а также уровня их посещаемости), развитие социально-культурной инфраструктуры малых городов, сохранение и популяризацию культурного наследия народов России, совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов функционирования сферы культуры.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", а также государственной программой "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы предусмотрены приоритетные меры по дальнейшему развитию сферы культуры.

В прогнозный период предполагается решение задач по сохранению объектов культурного наследия и вовлечению их в гражданский оборот; развитию библиотечного, музейного и архивного дела; развитию исполнительских искусств, сохранению и развитию кинематографии, традиционной народной культуры, народных художественных промыслов; поддержке творческих инициатив населения, а также выдающихся деятелей и организаций в сфере культуры, творческих союзов; организации и проведению мероприятий, посвященных значимым событиям российской культуры и развитию культурного сотрудничества; развитию фундаментальных и прикладных исследований на базе федеральных научных организаций сферы культуры.

В прогнозный период будут осуществляться меры, направленные на повышение оплаты труда работникам учреждений культуры и искусства, модернизацию инфраструктуры сферы культуры с использованием современных технологий, повышение доступности услуг учреждений культуры для населения.

Кроме того, будет осуществляться государственная поддержка сферы культуры путем выделения грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов ведущих коллективов и организаций, а также учреждения премий Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры.

В области архивного дела будут реализованы меры по улучшению физического состояния архивных документов, включая реставрацию, а также будет проводиться работа по созданию страхового фонда на документы Архивного фонда Российской Федерации. Все большее распространение получит практика оцифровывания архивных документов, что даст возможность получать электронные изображения документов с корректировкой их качества.

В результате реализации государственной программы "Развитие культуры и туризма" планируется достижение следующих показателей:

уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры предполагается довести с 74% в 2014 году до 88% к 2017 году;

доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного значения увеличится с 31,24% в 2013 году до 34,41% к 2017 году;

охват населения библиотечным обслуживанием составит к 2014 году - 37,57%, к 2015 году - 37,68%, к 2016 году - 37,79% и к 2017 году - 37,91 процента;

доля учреждений культуры, имеющих свой информационный портал, от общего числа учреждений культуры к 2017 году составит 92 процента;

доля фильмов российского производства в общем объеме проката на территории Российской Федерации к 2018 году достигнет 28 процентов;

доля отреставрированных объектов культурного наследия в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного значения, требующих реставрации, составит к 2014 году - 26,17%, к 2015 - 26,77%, к 2016 году - 27,39%, к 2017 году - 28,02 процента;

в малых и средних городах к 2015 году будет создано 5 многофункциональных центров культурного развития с использованием современных телекоммуникационных технологий;

доля архивных документов, находящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве архивных документов составит в 2018 году 24 процента;

количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2012 года в 2017 году составит 128,25 процента.

В прогнозный период в сфере туризма основные приоритетные направления будут ориентированы на создание туристско-рекреационных кластеров, а также основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг, что должно положительно повлиять на региональное развитие Российской Федерации, а также на обеспечение высокой конкурентоспособности туристско-рекреационных кластеров на международной арене.

Для решения задач по повышению качества туристских услуг и продвижению туристского продукта продолжается реализация проекта по созданию автоматизированной информационной системы комплексной поддержки развития въездного и внутреннего туризма, обеспечивающей эффективное функционирование государственной информационной поддержки туризма в Российской Федерации, включающей в себя централизованный ресурс в сети Интернет о туристских возможностях Российской Федерации.

Современная информационная система должна обеспечивать как хранение и обработку значительных массивов информации туристской отрасли, так и предоставление сервисов для различных групп потребителей этой информации - туристов, представителей туристской индустрии, инвесторов и поставщиков туристско-рекреационных услуг и государственных заказчиков. Планируется создать базовый программно-технологический комплекс, ориентированный на предоставление государственных услуг, к которому в дальнейшем могут быть добавлены дополнительные сервисы, в том числе коммерческой направленности.

Основным результатом реализации государственной программы "Развитие культуры и туризма" в части туризма будет повышение уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления туристских услуг с 72% в 2013 году до 87% в 2017 году.

Планируются внедрение инноваций в сферы культуры и туризма, обеспечивающих выход на современные стандарты качества услуг, модернизация и развитие необходимой инфраструктуры, создание условий, обеспечивающих равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и туристских услуг.

Также будет активизирована интеграция России в мировой культурный процесс и укрепление позитивного образа страны за рубежом.

Умеренно-оптимистичный вариант предполагает дополнительные финансовые расходы относительно базового варианта, которые будут направлены в том числе на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия ансамбля Новодевичьего монастыря, сохранение объекта культурного наследия Соловецкий Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь, а также на подготовку и проведение празднования 700-летия преподобного Сергея Радонежского и на мероприятия инвестиционного характера, связанные с подготовкой и проведением празднования 175-летия со дня рождения П.И. Чайковского. Это позволит обеспечить достижение показателя "Доля отреставрированных недвижимых объектов культурного наследия в общем количестве недвижимых объектов культурного наследия, требующих реставрации", предусмотренного государственной программой "Развитие культуры и туризма".

Целью государственной политики в сфере физической культуры и спорта в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года является создание условий для ведения гражданами здорового образа жизни, развития массового спорта и повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене.

В прогнозный период будет реализовываться государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта (2014 - 2020 годы)", являющаяся основным инструментом государственной политики Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта.

Основными задачами в сфере физической культуры и спорта в период 2015 - 2017 гг. в соответствии с вышеуказанными документами стратегического планирования являются:

повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни;

обеспечение успешного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях и совершенствование системы подготовки спортивного резерва;

развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

проведение на высоком организационном уровне крупнейших международных спортивных мероприятий.

Основными направлениями расходования средств будут мероприятия по развитию массовой физической культуры и спорта, развитию спорта высших достижений:

подготовка и проведение в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу в 2018 году и Кубка конфедерации в 2017 году;

развитие спортивной инфраструктуры в рамках федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы";

предоставление субсидий федеральным государственным бюджетным учреждениям на реализацию мероприятий Единого календарного плана мероприятий и спортивных мероприятий и на содержание и эксплуатацию олимпийских объектов;

предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, в том числе на мероприятия по развитию спортивной инфраструктуры массового спорта и детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.

Вместе с тем в рамках первого варианта прогноза не будут достигнуты к 2017 году целевые значения показателя - уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта.

Вариант 2 предполагает дополнительные финансовые расходы относительно первого варианта. Дополнительно будет обеспечено финансирование мероприятий по внедрению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне", а также создание дополнительной спортивной инфраструктуры и проведение спортивных мероприятий, в том числе международных.

За счет дополнительных средств будет обеспечено проведение на высоком уровне на территории России следующих международных мероприятий, а также участие в них сборных России:

XVI чемпионата мира по водным видам спорта в 2015 году в г. Казани;

XVIII Сурдолимпийских игр в 2015 году в Ханты-Мансийске;

XXII чемпионата мира по хоккею с шайбой в 2016 году в г. Москве и г. Санкт-Петербурге.

Реализация жилищной политики в период 2015 - 2017 гг. будет продолжена в соответствии с ориентирами, заложенными в приоритетном национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее - Нацпроект), и задачами, поставленными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" (далее - Указ), механизмы реализации которых предусмотрены в государственной программе "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 323 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Указом поставлена задача достижения в период 2018 - 2020 гг. ряда показателей, отражающих повышение доступности жилья и улучшение жилищных условий. Достижение этих показателей позволит осуществить переход жилищной сферы (в частности, жилищного рынка) к качественно новому состоянию и решить жилищные проблемы большинства российских граждан.

Указом также поставлена задача добиться снижения к 2018 году превышения среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту над индексом потребительских цен до уровня не более чем на 2,2 п. п., в результате чего процентная ставка может составить 6,3 - 7,1 процента. Снижение ипотечной процентной ставки позволит повысить доступность ипотечного кредитования и значительно расширить количество потребителей данной услуги, что в свою очередь положительно повлияет на рынок ипотеки и приведет к увеличению количества выданных ипотечных кредитов.

Кроме того, Указом предусматривается снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса, создание для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет, а также обеспечение до 2020 года предоставления доступного и комфортного жилья 60 процентам российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия. Достижение первого показателя, отражающего повышение ценовой доступности жилья, внесет свой вклад в достижение остальных показателей развития жилищной сферы.

При этом в прогнозный период Правительство Российской Федерации будет уделять значительное внимание вопросам, решение которых направлено на достижение целей Указа и Нацпроекта.

В целях стимулирования строительства жилья экономического класса, снижения стоимости строительства такого жилья и цены его приобретения гражданами, внедрения инновационных, институциональных, финансовых, технологических и организационных механизмов такого строительства, формирования механизмов удовлетворения спроса на жилье для экономически активных и работающих граждан, которые хотели бы улучшить жилищные условия, имеют сбережения на первоначальный взнос, доходы которых не позволяют приобрести жилье по текущим рыночным ценам, но позволяют приобрести жилье по ценам ниже рыночных с помощью собственных и заемных средств, начнется реализация программы "Жилье для российской семьи", в соответствии с которой до конца 2017 года запланировано строительство не менее 25 млн. кв. метров жилья дополнительно по сравнению с ранее запланированными объемами.

Кроме того, будет продолжена работа в части:

развития арендного жилья, в том числе жилья для некоммерческого найма, что позволит увеличить доступность жилья для нанимателя и понизить стоимость проживания;

создания действенных механизмов строительства инфраструктуры под жилищную застройку, что позволит значительно повысить привлекательность земельных участков для инвесторов;

реализации стратегии по поддержке индустрии строительных материалов, что позволит снизить стоимость возведения жилья посредством снижения стоимости исходных строительных материалов;

предоставления земли федерального значения по "голландским аукционам", что позволит увеличить темпы строительства и понизить стоимость возводимого жилья.

Однако кроме перечисленных мер запланирована реализация ряда иных мер, также способных внести вклад в достижение целей, заложенных Указом.

В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года в целях развития жилищного строительства будут реализованы следующие меры содействия в решении жилищных условий граждан Российской Федерации:

поддержка жилищно-строительных кооперативов;

решение задачи переселения граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

реализация программ по улучшению жилищных условий молодых семей, семей, имеющих 3 и более детей, работников бюджетной сферы (учителей, врачей, молодых ученых);

завершение программ по обеспечению постоянным и служебным жильем военнослужащих.

Кроме того, предусматривается стимулирование предложения жилья посредством решения следующих задач:

активизации вовлечения в оборот находящихся в федеральной собственности земельных участков с участием Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства;

создания действенного механизма обеспечения земельных участков необходимой инженерной и коммунальной инфраструктурой, в том числе через развитие государственно-частного партнерства и проектного финансирования;

содействия реализации программ строительства жилья экономкласса и поддержка промышленности современных строительных материалов;

модернизации с учетом современных условий строительных стандартов, норм и правил;

сокращения количества необходимых для получения разрешения на строительство административных процедур с 51 в 2012 году до 11 в 2018 году, а также времени их прохождения - с 423 дней в 2012 году до 56 дней в 2018 году.

Прогнозируемые объемы ввода жилья до 2017 г. на основе
данных Росстата России

Основные инструменты реализации вышеуказанных задач, а также объемы их финансирования заложены в госпрограмме.

По данным Росстата, в 2013 году введено 70,5 млн. кв. м жилья. За семь месяцев 2014 года введено 35,2 млн. кв. м жилья, что на 31,5% больше, чем за тот же период прошлого года. В 2014 году ожидаемый объем вводов составит около 71 - 72 млн. кв. метров.

Прогноз ввода жилья на период до 2017 года разработан на основе гипотез о динамике развития экономики, росте благосостояния населения, реформировании жилищной сферы и об объемах и мерах государственной поддержки отрасли.

При базовом варианте объем ввода жилья в 2015 - 2017 гг. не опустится ниже 74 млн. кв. метров в год. Однако жесткие бюджетные параметры и сокращение расходов бюджета могут создавать риски достижения целевых параметров государственной политики. При этом если бюджетное финансирование в большей степени будет направлено на поддержку строительства нового жилья, а не на вторичный рынок, а также на содействие переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащих сносу, на обеспечение жильем ветеранов боевых действий и инвалидов, на поддержку региональных программ жилищного строительства и улучшение жилищных условий молодых семей, прогнозный объем ввода жилья может увеличиться к 2017 году до 81 млн. кв. метров.