4.8. Малое и среднее предпринимательство

4.8. Малое и среднее предпринимательство

Общая динамика развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

По состоянию на 1 января 2014 г., по данным Росстата и ФНС России, в Российской Федерации зарегистрировано 5590 тыс. субъектов МСП, на которых занято 17773,2 тыс. человек.

Доля оборота продукции и услуг, производимых субъектами МСП - юридическими лицами, в общем объеме оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране, составляет около 25 процентов.

Основные показатели деятельности субъектов МСП в 2013 году

Микро-предприятия - юридические лица
Малые предприятия - юридические лица
Средние предприятия - юридические лица
Индивидуальные предприниматели
Все категории субъектов МСП
Количество субъектов МСП (включая индивидуальных предпринимателей), ед.
1827851
234537
15887
3511813
5590088
Количество занятых на малых и средних предприятиях (включая индивидуальных предпринимателей), тыс. чел.
4322,4
64522
1630,7
5367,9
17773,2
Оборот (выручка) субъектов МСП от реализации товаров (работ и услуг), млрд. рублей
9113,3
15679,9
4295,9
9729,4
38818,5
Инвестиции в основной капитал субъектов МСП, млрд. рублей
182,3
388,5
208,1
-
778,9

Анализ основных показателей деятельности субъектов МСП говорит о разнонаправленных тенденциях развития данного сектора экономики в 2013 году.

В частности, общее количество субъектов МСП в 2013 году по сравнению с 2012 годом сократилось на 7,5 процента.

Сокращение общего количества субъектов МСП связано с массовым снятием с учета индивидуальных предпринимателей, основной причиной которого стало двукратное увеличение фиксированного страхового взноса на обязательное пенсионное страхование. По данным ФНС России, число индивидуальных предпринимателей за 2013 год сократилось на 512 тыс. человек, или 12,7 процента.

Кроме того, в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 3,5% сократилось число малых предприятий - юридических лиц.

В то же время за этот период увеличилось число микро- и средних предприятий - юридических лиц - на 3,9% и 15,4% соответственно.

Сокращение количества субъектов МСП сопровождалось общим снижением среднесписочной численности занятых в секторе МСП с 18,1 до 17,8 млн. человек (на 1,9 процента). Главным образом показатель сократился на средних предприятиях - юридических лицах (на 4,9%) и у индивидуальных предпринимателей (на 5,1 процента). Одновременно занятость на микропредприятиях - юридических лицах в 2013 году выросла на 1,7 процента.

При этом в 2013 году по сравнению с 2012 годом зафиксирован рост показателей оборота субъектов МСП и объема инвестиций в основной капитал у субъектов МСП (в номинальном выражении). Показатель оборота за указанный период вырос на 5,3% (с 36,9 трлн. рублей до 38,8 трлн. рублей), а показатель инвестиций - на 6,8% (с 729 млрд. рублей до 778,9 млрд. рублей).

Ключевые меры поддержки МСП, реализованные во второй половине 2013 г. - первом полугодии 2014 года

Меры поддержки МСП, реализуемые в период со второй половины 2013 г. по первое полугодие 2014 г., предусмотрены Государственной программой Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316), "дорожными картами" Национальной предпринимательской инициативы, поручениями Президента Российской Федерации по результатам ежегодного послания Федеральному Собранию Российской Федерации в 2013 году, а также отдельными поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и связаны с решением следующих задач:

1) стимулирование выхода предпринимателей из неформального сектора экономики;

2) создание условий для освоения малыми и средними компаниями новых рыночных ниш;

3) обеспечение доступа предпринимателей к ресурсам, отсутствующим на рынке.

Так, в декабре 2013 г. принято решение о продлении периода применения льготного тарифа страховых взносов в размере 20% до 2018 года включительно для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в социальной и производственной сферах, а также для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения.

С целью упрощения порядка ведения кассовых операций для индивидуальных предпринимателей принято Указание Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", в соответствии с которым с 1 июня 2014 г. для индивидуальных предпринимателей отменена обязанность по ведению кассовых операций и оформлению кассовых операций документами установленной формы (приходными и расходными кассовыми ордерами, кассовыми книгами, книгами учета принятых и выданных кассиром денежных средств).

В части совершенствования налогообложения необходимо отметить принятие Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым субъекты Российской Федерации получили право устанавливать в рамках патентной системы налогообложения размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от места ведения деятельности. Данное изменение позволит расширить полномочия субъектов Российской Федерации в части дифференциации уровня налогообложения при применении патентной системы налогообложения, что в свою очередь создаст возможность для увеличения доходной базы.

С 1 января 2014 г. вступило в силу новое законодательство о контрактной системе, в рамках которого предусмотрено расширение участия субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках.

В целях дополнительной поддержки субъектов малого предпринимательства принят Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который установил обязательство для заказчика о включении в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства, условия об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Продолжена реализация программы финансовой поддержки МСП по линии Минэкономразвития России (далее - программа).

В настоящий момент программа реализуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 178), а также в издаваемых Минэкономразвития России в развитие указанного постановления ведомственных приказах.

В рамках программы средства целевым образом на конкурсной основе распределяются между субъектами Российской Федерации в целях реализации мероприятий, предусмотренных региональными программами поддержки и развития субъектов МСП.

Такой подход позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать регионы к реализации активной политики в сфере поддержки МСП.

В реализации программы задействованы все регионы страны. Средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации составляет 70 процентов. В 2013 году финансирование программы из бюджета Российской Федерации составило 19,82 млрд. рублей.

Меры поддержки, предусмотренные программой, направлены на удовлетворение потребностей в финансовых, имущественных, информационных и иных ресурсах субъектов предпринимательской деятельности, относящихся к различным категориям (микропредприятия, малые предприятия, средние предприятия) и находящихся на разных стадиях развития (начинающие предприниматели, развивающиеся, экспортно-ориентированные предприниматели и др.).

В 2013 году в число основных мероприятий программы вошли следующие:

- поддержка лизинга малых компаний (субсидирование лизинговых платежей и уплаты первого взноса - до 10 млн. рублей, предоставление лизинг-гранта начинающим - до 1 млн. рублей на одного получателя поддержки);

- модернизация производства (субсидирование расходов по уплате процентной ставки, приобретение оборудования до 10,0 млн. рублей на одного получателя поддержки, создание центров инжиниринга);

- грантовая поддержка начинающих (предоставление безвозмездной субсидии начинающему предпринимателю в размере до 300 тыс. рублей);

- развитие социального предпринимательства (субсидирование расходов на создание центров инноваций социальной сферы в размере до 5,0 млн. рублей; создание частных дошкольных учреждений в размере до 10,0 млн. рублей; субсидии на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности до 1 млн. рублей);

- создание микрофинансовых организаций (предоставляющих займы сроком не более 1 года по ставке, не превышающей 10% годовых);

- создание гарантийных фондов (предоставляющих поручительства предпринимателям по кредитам в случае нехватки собственного залогового обеспечения - до 70% от суммы кредита);

- развитие молодежного предпринимательства, в том числе создание центров молодежного инновационного творчества (предоставление субсидий на создание центров в размере до 7,0 млн. рублей на одного получателя поддержки);

- поддержка муниципальных программ, в том числе поддержка монопрофильных муниципальных образований (моногорода) (основные меры - гранты, лизинг, микрофинансирование и обучение);

- развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства (предоставление сертификатов на обучение, компенсация затрат по подготовке, переподготовке персонала и организация обучающих мероприятий по различным вопросам ведения бизнеса);

- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторы - от 900 кв. м, льготная аренда; промышленные парки - от 20 тыс. кв. м, технопарки - от 5 тыс. кв. м);

- содействие малым инновационным компаниям (создание центров кластерного развития, прототипирования);

- поддержка экспортно-ориентированных малых компаний (создание инфраструктуры поддержки экспортной деятельности).

Согласно результатам проводимого мониторинга реализации программы в 2013 году достигнуты следующие результаты:

- количество физических и юридических лиц, получивших поддержку, составило 250 тысяч;

- создано 11 тысяч новых бизнесов;

- заключено 10 тысяч договоров лизинга оборудования;

- обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки прошло 40 тысяч человек;

- 20 тысяч молодых людей приняли участие в мероприятиях по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность;

- количество инновационных субъектов МСП, которым оказана поддержка, составило 11,5 тысяч единиц;

- количество экспортно-ориентированных предприятий, получивших поддержку, составило 10 тысяч;

- создано 24 объекта инфраструктуры поддержки МСП в области инноваций и промышленного производства;

- поддержано 628 муниципальных программ развития МСП, в том числе в монопрофильных муниципальных образованиях (моногородах);

- сумма кредитов, выданных под поручительства региональных гарантийных фондов, созданных в рамках программы, достигла 65 млрд. рублей (нарастающим итогом);

- действующий портфель микрофинансовых организаций достиг 10,5 млрд. рублей.

Всего за счет средств программы в 2013 году было создано свыше 148 тыс. новых рабочих мест и сохранено 464 тыс. рабочих мест.

В мае 2014 года внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации N 178.

Одной из целей внесенных изменений является приведение постановления в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации (в части понятий использования государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ).

В целях обеспечения прозрачности и информированности субъектов МСП в постановление включено обязательство субъекта Российской Федерации о размещении информации об условиях, порядке и распределении субсидий на поддержку субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов МСП, и (или) созданных ими официальных сайтах информационной поддержки субъектов МСП в сети "Интернет".

Во исполнение п. 9 Протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства от 23 августа 2013 г. N 3 в постановлении также предусмотрены:

- обязательство субъекта Российской Федерации об исполнении законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства;

- обязательство субъекта Российской Федерации по разработке и утверждению планов мероприятий ("дорожной карты") в сфере развития МСП в субъекте Российской Федерации на среднесрочную перспективу;

- обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению размещения планов мероприятий ("дорожной карты") в сфере развития МСП в субъекте Российской Федерации на среднесрочную перспективу и отчетов о достижении значений целевых показателей результативности, предусмотренных указанным планом мероприятий ("дорожной картой"), на официальных сайтах субъекта Российской Федерации.

Кроме того, 1 июля 2014 г. Минэкономразвития России издало приказ N 411 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации", в рамках которого предусмотрены отдельные изменения в предусмотренных программой мероприятиях по поддержке МСП.

В частности:

- до 3 лет увеличен срок предоставления микрозайма;

- до 1 млн. рублей увеличен размер субсидии, предоставляемой субъектам социального предпринимательства;

- в рамках мероприятия по субсидированию расходов по уплате процентной ставки и приобретению оборудования принято решение о снятии ограничения по численности работников получателя поддержки (ранее численность работников субъекта МСП - получателя поддержки должна была составлять не менее 30 человек).

Всего на реализацию мероприятий программы в 2014 году запланировано выделение из федерального бюджета 20,57 млрд. рублей.

В первом полугодии 2014 г. также завершена работа по учреждению и запуску работы специализированной федеральной гарантийной организации - ОАО "Небанковская депозитно-кредитная организация "Агентство кредитных гарантий" (далее - Агентство).

Основные задачи Агентства связаны с поддержкой субъектов МСП, реализующих инвестиционные проекты в неторговом секторе, путем предоставления контргарантий региональным гарантийным организациям (в случаях, когда сумма кредита превышает возможности указанных организаций), а также прямых гарантий субъектам МСП.

Деятельность Агентства будет направлена на снижение рисков средне- и долгосрочного инвестиционного кредитования субъектов МСП и обеспечение доступа предпринимателей к дополнительным финансовым ресурсам.

Уставной капитал Агентства в 2014 году составил 50 млрд. рублей. 30 июня 2014 г. Агентством выданы первые гарантии.

Совершенствование государственной политики поддержки и развития МСП на период 2014 - 2017 годы

В период до 2016 г. планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на развитие системы поддержки МСП. При этом акцент будет сделан на создании дополнительных стимулов для вовлечения граждан в предпринимательскую деятельность, а также на решении тех проблем, с которыми сталкиваются действующие предприятия, в первую очередь те, кто обладает потенциалом для дальнейшего развития.

В частности, в целях снижения барьеров для старта собственного дела будут расширены возможности по применению самозанятыми гражданами патентной системы налогообложения.

Кроме того, субъекты Российской Федерации будут наделены правом предоставлять двухлетние налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в научной, производственной и социальной сферах.

Запланированы мероприятия по совершенствованию специальных налоговых режимов.

Будут упрощены требования трудового законодательства для микропредприятий.

В целях стимулирования спроса на продукцию будет расширен доступ малых и средних предприятий к закупкам, осуществляемым крупными государственными компаниями и естественными монополиями. Эта работа осуществляется в рамках реализации соответствующей дорожной карты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Ряд мероприятий связан с обеспечением доступа малых и средних предприятий к имущественным и финансовым ресурсам.

Будет сформирована национальная система гарантийных организаций, координирующим центром которой выступит Агентство кредитных гарантий. Будет обеспечена реализация иных программ финансовой поддержки субъектов МСП, в том числе программы Минэкономразвития России. Продолжится работа по повышению информационной открытости и доступности мер государственной поддержки для предпринимателей.

Показатели прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации на 2014 - 2017 годы

2013 г. отчет
2014 г. оценка
прогноз
2017 г. в % к 2013 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
1 вар.
2 вар.
1 вар.
2 вар.
1 вар.
2 вар.
1 вар.
2 вар.
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро-, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения, %
24,9
27,0
27,1
27,4
27,3
28,1
27,5
28,4
10,4
14,1
Количество субъектов МСП (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения Российской Федерации, единиц
38,9
45,6
45,3
47,0
46,4
48,0
47,6
49,1
22,4
26,2

Развитие конкуренции. Реализация "дорожной карты" "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики"

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 14 июня 2012 г. (протокол N 20, пункт 5) разработан план мероприятий ("дорожная карта") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики" (далее - дорожная карта), включающий системные меры по развитию конкуренции и меры по развитию конкуренции в приоритетных отраслях на 2013 - 2015 годы. Дорожная карта утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2579-р.

Дорожная карта содержит:

1. Системные меры по совершенствованию антимонопольной политики:

- определение приоритета деятельности органов исполнительной власти по развитию конкуренции;

- снижение доли государственного сектора в экономике;

- внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации;

- развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий;

- развитие конкуренции при осуществлении закупок;

- упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования;

- повышение уровня защиты прав потребителей.

2. Меры по развитию конкуренции в приоритетных отраслях.

Определены первоочередные мероприятия по развитию конкуренции на отдельных отраслевых рынках, реализация которых позволит достичь улучшения качества жизни граждан России за краткосрочный период. Разработанные меры охватывают рынки лекарственных препаратов, медицинских услуг, авиаперевозок, услуг связи, услуг дошкольного образования, нефтепродуктов.

3. Систему оценки достижения результатов.

По мероприятиям плана предусмотрены ключевые результаты и сроки их достижения. Для комплексной оценки эффективности дорожной карты используются интегральные показатели. Контрольные показатели эффективности дорожной карты представлены в следующей таблице:

Контрольные показатели дорожной карты

Наименование контрольного показателя
Текущее значение
2014 г.
2015 г.
2018 г.
Общие показатели дорожной карты
1. Оценка состояния конкурентной среды:
Доля хозяйствующих субъектов от общего числа опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось за истекший год, %
29
32
35
40
Доля хозяйствующих субъектов в общем числе опрошенных, считающих, что антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления стало меньше за истекший год, %
8
10
12
15
2. Показатель развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг
(на основе методики расчета индекса PMR ОЭСР):
Целевое значение индекса развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг для Российской Федерации;
3,6
2,7
-
2,0
Рейтинг Российской Федерации по индексу развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг
38
32
-
22

К основным результатам реализации мероприятий дорожной карты относятся:

1. Определение приоритета деятельности органов исполнительной власти по развитию конкуренции.

За органами исполнительной власти закреплены функции по развитию конкуренции, а также установлены соответствующие ключевые показатели эффективности (КПЭ).

2. Внедрение лучших практик развития конкуренции в регионах.

Разработан и внедрен стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, система мониторинга и оценки внедрения стандарта, а также разработан механизм стимулирования субъектов Российской Федерации к его эффективной реализации.

3. Упрощение деятельности бизнеса в рамках антимонопольного регулирования.

3.1. Устранение избыточного антимонопольного контроля и снижение административной нагрузки на бизнес:

- упразднение уведомления по сделкам экономической концентрации;

- исключение предварительного согласования ряда сделок;

- устранение возможности двойного наказания (штрафа и взыскания незаконно полученного дохода);

- смягчение ответственности лиц, содействующих в расследовании антимонопольных нарушений;

- расширение применения института предостережения и предупреждения к незначительным нарушениям с целью оперативного устранения нарушений до возбуждения дела;

- введение нормы, по которой уголовное дело по статье 178 УК возбуждается только по материалам, представленным ФАС России;

- исключение избыточной функции реестра лиц, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%, и другие.

3.2. Так называемые "Guide lines" в применении антимонопольного законодательства.

Развитие механизма разъяснений позволит бизнесу самостоятельно оценивать риски нарушения антимонопольного законодательства на основе единой с ФАС России трактовки и понимания антимонопольных запретов и практики правоприменения антимонопольного законодательства.

Дорожной картой предусмотрено определение статуса и порядка подготовки разъяснений ФАС России практики применения антимонопольного законодательства (АМЗ) и лучших практик добросовестной конкуренции по наиболее значимым для бизнеса направлениям:

- доказывание недопустимых соглашений, картелей и согласованных действий на товарных рынках, а также сговоров на торгах;

- допустимые способы ведения бизнеса доминирующими субъектами;

- определение монопольно высокой и низкой цены;

- применение АМЗ к торгам частных компаний;

- доказывание и расчет убытков, причиненных нарушением АМЗ;

- соглашения в инновационных и высокотехнологичных сферах;

- вертикальные соглашения, в том числе дилерские соглашения.

3.3. Совершенствование деятельности ФАС России:

- повышение транспарентности работы - создание единого раздела на сайте с исчерпывающим перечнем и копиями решений и актов ФАС России;

- внедрение механизма досудебного обжалования решений территориальных управлений ФАС России;

- пилотные проекты по дистанционному рассмотрению ФАС России дел о нарушениях АМЗ;

- утверждение правил подготовки ежегодного доклада о состоянии конкуренции в России, предусматривающего участие в его подготовке и обсуждении общественных организаций;

- введение в ключевые показатели эффективности (КПЭ) должностных лиц ФАС России ответственности за принятые решения, отмененные судами;

- разработка предложений по развитию кадрового потенциала и укреплению ресурсной базы ФАС России.

4. Снижение доли государственного сектора в экономике.

Реализация дорожной карты приведет к выводу с конкурентных рынков ФГУПов, за исключением предприятий, осуществляющих деятельность в сферах, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, а также включенных в перечень стратегических предприятий.

В целях предотвращения необоснованного увеличения доли государственного сектора в конкурентных секторах будет введено обязательное согласование с ФАС России решений органов государственной власти и местного самоуправления о вновь создаваемых ими юридических лицах (кроме непосредственно предусмотренных федеральными законами, решениями Президента и Правительства Российской Федерации).

5. Развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий.

Будут определены направления развития конкуренции в инфраструктурных отраслях: в электроэнергетике, на железнодорожном транспорте, в сферах почтовой связи, электросвязи, теплоснабжения, трубопроводного транспорта, услуг портов и аэропортов, на рынках нефтепродуктов и газа.

Реализация дорожной карты в сфере естественных монополий также приведет к:

- уточнению оснований для принятия решения о введении, изменении и прекращении регулирования тарифов, а также определению методов тарифного регулирования в части обязательства проведения анализа товарного рынка;

- исключению обязательности привлечения регулирующим органом экспертных организаций (получения экспертных заключений) для принятия индивидуальных тарифных решений;

- внедрению ценового и неценового стимулирующего регулирования субъектов естественных монополий с учетом отраслевых особенностей;

- принятию правил недискриминационного доступа в сферах услуг портов, транспортных терминалов, почтовой связи и электросвязи;

- формированию единого информационного ресурса, обеспечивающего раскрытие информации органами регулирования и субъектами регулирования о тарифах естественных монополий, инвестиционных, операционных расходах, финансовой деятельности, регулировании субъектов естественных монополий.

6. Развитие конкуренции при осуществлении закупок:

- формирование механизма общественного обсуждения целесообразности и обоснованности государственных и муниципальных закупок;

- создание системы мониторинга, анализа и оценки положений о закупках организаций государственного сектора экономики, субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

- введение аудита эффективности закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- внедрение механизма предотвращения конфликта интересов в сфере государственных закупок и муниципальных закупок.

7. Повышение уровня защиты прав потребителей:

- разработка и внедрение правовых механизмов защиты прав и законных интересов группы лиц в судах (групповых исков);

- создание механизма распределения взысканных с нарушителей АМЗ сумм убытков в пользу пострадавших лиц;

- законодательное закрепление стандартов коммерческого качества обслуживания потребителей услуг естественных монополий и ответственности за их соблюдение.

8. Разработка и утверждение правил организации производства и контроля качества лекарственных средств на основе международных правил производства лекарственных средств (GMP).

9. Увеличение количества соглашений о воздушных сообщениях, в которых сняты или смягчены ограничения по числу перевозчиков, установленным маршрутам, частотам, тарифам.

10. Увеличение доли населения, имеющей возможность пользоваться услугами широкополосного доступа, предоставляемыми не менее чем двумя операторами.

11. Увеличение количества негосударственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования.

12. Увеличение объема биржевой торговли нефтепродуктами.

Развитие официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru

Важным институциональным изменением, которое оказывает непосредственное влияние на развитие конкуренции, является определение единого официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт, Интернет-портал, сайт торгов).

Интернет-портал www.torgi.gov.ru предназначен для размещения информации о проведении обязательных торгов в отношении имущества, прежде всего государственного и муниципального, и ограниченных ресурсов. Официальный сайт заменил многочисленные региональные и муниципальные источники информации о таких торгах в сети Интернет, а также печатные СМИ. Создание сайта торгов позволяет в значительной степени снизить необоснованные административные барьеры для желающих приобрести государственное или муниципальное имущество, делает процедуры торгов более прозрачными, упрощает возможность сбора статистической информации по торгам.

За время функционирования на официальном сайте размещено извещений о проведении торгов в отношении более чем 650 тыс. объектов.

Следует отметить постоянно растущий интерес к сайту торгов. Планируется, что к 2020 году посещаемость сайта возрастет более чем в 15 раз по сравнению с 2011 годом, что окажет положительный эффект на конкуренцию на торгах.

В целях развития официального сайта торгов ведется активная работа по популяризации Интернет-портала и расширению видов торгов, информация о проведении которых должна публиковаться на сайте. Так, уже в конце 2014 года на сайте торгов будет размещаться информация о проведении аукционов по продаже прав на имущество, подлежащее принудительной продаже в соответствии с законодательством об электроэнергетике.

Ожидается, что в 2015 году на Интернет-портале будет доступна информация о конкурентных процедурах по продаже и передаче в аренду земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, независимо от целей их использования, а также по предоставлению в пользование рыбоводных участков.