2.7. Демографические тенденции и социальное развитие

2.7. Демографические тенденции и социальное развитие

Варианты прогноза базируются на среднем сценарии демографического прогноза, разработанного Росстатом с учетом оценки численности населения на начало 2014 года.

В прогнозный период демографическую ситуацию будут определять меры по реализации Концепции демографической политики на период до 2025 года (второй и третий этапы), а также Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".

Меры, предпринимаемые в сфере здравоохранения, направленные на сокращение уровня материнской и младенческой смертности, по профилактике и снижению числа абортов, развитию перинатальной (дородовой) диагностики и неонатальной хирургии, а также меры, направленные на улучшение жилищных условий семей при рождении третьего ребенка, будут способствовать увеличению рождаемости.

Однако структурные изменения населения, обусловленные сокращением числа женщин в возрасте 20 - 29 лет при одновременном увеличении численности женщин в возрасте 30 - 39 лет, а также тенденция откладывания рождения первого ребенка на более поздний период несколько снизят суммарный коэффициент рождаемости, который в 2017 году составит 1,6 ребенка на женщину репродуктивного возраста (1,7 в 2014 году).

Активные меры, направленные на совершенствование организации медицинской помощи и повышение ее доступности, профилактику социально значимых болезней, предотвращение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, от онкологических заболеваний, будут способствовать снижению общего коэффициента смертности до 12,9 в 2017 году (13,2 в 2014 году).

Реализация мер демографической политики позволит повысить ожидаемую продолжительность жизни по Российской Федерации до 72 лет к 2017 году (71 год в 2014 году).

Динамика численности населения Российской Федерации и его состав на период до 2017 года будут также находиться под влиянием миграционных процессов. В целях повышения миграционной привлекательности Российской Федерации, создания условий для привлечения и стимулирования на постоянное проживание в Российской Федерации иностранных работников, наиболее востребованных на рынке труда, а также предпринимателей и инвесторов будет реализовываться План мероприятий (первый и второй этапы) по реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Президентом Российской Федерации от 8 июня 2012 г. N Пр-1490).

Реализация мероприятий Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, позволит увеличить количество субъектов Российской Федерации, участвующих в ее реализации. При этом увеличение количества участников программы будет происходить в том числе за счет лиц, вынужденно покинувших Украину.

Реализация мероприятий в сфере миграционной политики позволит в прогнозный период ежегодно поддерживать миграционное сальдо на уровне 325 - 342 тыс. человек.

Средний сценарий демографического прогноза

В результате к 2017 году численность населения страны увеличится до 144,3 млн. человек со 143,7 млн. человек в 2014 году (с учетом Республики Крым и города федерального значения Севастополя численность населения увеличится с 146,1 млн. человек в 2014 году до 146,6 млн. человек в 2017 году).

Численность населения трудоспособного возраста в 2015 - 2017 гг. продолжит тенденцию прошлых лет и сократится с 84,6 млн. человек в 2014 году до 81,7 млн. человек в 2017 году. При этом численность населения моложе и старше трудоспособного возраста будет расти. Эта тенденция приведет к росту демографической нагрузки, которая увеличится с 697 нетрудоспособных на 1000 лиц трудоспособного возраста в 2014 году до 765 в 2017 году.

Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте в прогнозный период приведет к уменьшению численности экономически активного населения. С учетом того, что в средних возрастах (30 - 49 лет) коэффициенты экономической активности у российского населения уже сейчас близки к максимальным, в целях поддержания численности экономически активного населения предполагается умеренный рост экономической активности молодежи и людей около пенсионного возраста. За счет этого в ближайшей перспективе численность экономически активного населения снизится незначительно - с 71,8 млн. человек в 2014 году до 71,6 млн. человек в 2017 году.

Численность занятых и уровень безработицы в 2008 - 2017 гг.

В условиях снижения объемов производства и ухудшения экономических ожиданий компании во второй половине 2014 года будут оптимизировать свои издержки на труд, что приведет к росту безработицы. Однако основной эффект придется на 2015 год, и уровень безработицы вырастет с 5,8% в 2014 году до 6,1% в 2015 году с дальнейшей стабилизацией на уровне 6% экономически активного населения.

Сокращение численности экономически активного населения и рост безработицы приведут к снижению численности занятого населения с 67,7 млн. человек в 2014 году до 67,3 млн. человек в 2017 году.

Мероприятия государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298, направлены на формирование рациональной структуры занятости населения, повышение конкурентоспособности рабочей силы, развитие профориентации и переподготовки кадров с учетом потребностей экономики. Будет осуществляться реализация мероприятий по созданию условий, способствующих повышению качества рабочей силы, развитию территориальной и профессиональной мобильности, а также обеспечению работодателей профессиональными кадрами необходимой квалификации в рамках реализации мероприятий по повышению трудовой мобильности населения.

В случае успешного решения задач модернизации экономики в связи со снижением трудоемкости производства и роста производительности труда численность работников крупных и средних предприятий будет приобретать тенденцию к снижению. Особенно сильно данная тенденция будет проявляться на предприятиях обрабатывающего сектора. Одновременно будет наблюдаться рост занятости в других секторах экономики, в первую очередь связанных с оказанием услуг населению.

В прогнозе предусматривается реализация мероприятий по повышению оплаты труда целевым категориям работников бюджетной сферы в соответствии с майскими указами Президента Российской Федерации. Однако, в целях снижения нагрузки на федеральный бюджет, заработную плату целевых категорий работников федеральных учреждений в 2015 году предполагается проиндексировать с 1 октября на уровень инфляции. В результате наибольший рост заработной платы целевых категорий работников бюджетной сферы прогнозируется в 2016 - 2017 годах.

Заработную плату прочих категорий бюджетников в 2015 - 2017 гг. в базовом варианте прогноза предполагается ежегодно индексировать с 1 октября на уровень инфляции. Однако пропуск индексации заработной платы в конце 2014 года у данной категории персонала, а также оптимизация бюджетных расходов в части оплаты труда целевых категорий работников, в условиях высокого инфляционного фона приведут к снижению реальной заработной платы в бюджетном секторе в 2015 году. По оценкам Минэкономразвития России, снижение составит 1,9 процента.

Установление с 2015 года тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 5,1% сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов будет сдерживать темпы роста заработной платы во внебюджетном секторе.

В результате реальная заработная плата в целом по экономике в 2015 году вырастет на 0,5 процента.

По мере ускорения роста экономики в 2016 - 2017 гг. повысятся темпы роста заработной платы в бюджетном и корпоративном секторах экономики. Реальная заработная плата в целом по экономике составит 2,8% в 2016 году и ускорится до 4,6% в 2017 году.

Трудовые пенсии (страховые пенсии с 1 января 2015 г.) в 2015 - 2017 гг. будут корректироваться с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за предыдущий год и с 1 апреля - на индекс роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в 2015 - 2017 гг. предусматривается ежегодно с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за предыдущий год (дополнительное увеличение фиксированной выплаты с 1 апреля в соответствии с законодательством осуществляется по решению Правительства Российской Федерации с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации).

В результате среднегодовой размер страховой пенсии в номинальном выражении будет увеличиваться следующими темпами: в 2015 году - 8,2%, в 2016 году - 5,6%, в 2017 году - 5,1 процента. В целом за 2014 - 2017 гг. средний размер страховой пенсии вырастет в 1,3 раза. Соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом пенсионера в 2014 - 2017 гг. составит 165 - 170 процентов.

Параметры развития пенсионного обеспечения

В 2014 - 2017 гг. соотношение среднего размера социальной пенсии с прожиточным минимумом пенсионера будет поддерживаться на уровне не ниже 1,03 раза за счет проведения ежегодной индексации с 1 апреля на темпы роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год (в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Дополнительно в целях доведения размера материального обеспечения пенсионера до величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации будут осуществляться социальные доплаты к пенсии. В случае если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, пенсионеру устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии.

В 2014 - 2017 гг. структура доходов населения сохраняется относительно стабильной.

Структура денежных доходов населения (вариант 1), %

2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2017 г. к 2013 г.
Доходы населения, всего
100,0
100,0
100,0
100,
100,0
136,2
Доходы занятых
43,5
43,2
42,9
42,8
43,1
135,0
Социальные трансферты
19,6
18,9
19,2
19,1
19,0
132,1
Прочие доходы,
в том числе от собственности и предпринимательской деятельности
36,9
37,9
37,9
38,1
37,9
139,8

Волатильность доходов от занятости в структуре доходов населения объясняется мероприятиями по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы в рамках реализации майских указов Президента Российской Федерации. За 2014 - 2017 гг. доходы от занятости вырастут на 35 процентов. Доходы занятых по-прежнему остаются определяющими при формировании совокупных доходов населения.

Социальные трансферты формируют порядка 19% доходов населения. Динамика изменения социальных трансфертов с годовым лагом повторяет динамику индекса потребительских цен. Рост данной статьи доходов за 2014 - 2017 гг. составит 32,1 процента.

Увеличение нагрузки на заработную плату наряду со сложной экономической ситуацией повлечет за собой увеличение неформальных доходов населения в 2014 - 2016 гг., но уже в 2017 году ожидается замещение неформальных доходов доходами от занятости. Номинальный рост этого компонента доходов за 2014 - 2017 гг. составит 39,8 процента. Таким образом, в целом за 2014 - 2017 гг. ожидается рост доходов населения на 36,2 процента.

Помимо динамики различных составляющих доходов на динамику располагаемых доходов населения влияет объем обязательных платежей и взносов, который к 2017 году увеличится на 48,4% относительно 2013 года. Ускоренный рост этого показателя связан с ростом долговой нагрузки населения и необходимостью обслуживать кредиты. В целом доля обязательных платежей и взносов увеличится с 11,9% доходов населения в 2013 году до 13% в 2017 году, при этом проценты, уплаченные за кредиты, составят 4,8% доходов населения в 2017 году против 3,7% в 2013 году.

Эти факторы, а также более высокий инфляционный фон и сложная геополитическая ситуация не предоставят возможности для существенного роста реальных располагаемых доходов населения в 2014 - 2015 годах. Согласно базовому варианту прогноза ожидаемый прирост реальных доходов населения составит 0,3 и 0,4% в 2014 и 2015 году соответственно. По мере нормализации экономической ситуации в 2016 - 2017 гг. ожидается более существенный прирост реальных доходов: 2,6% в 2016 году, 3,3% в 2017 году. В целом за 2014 - 2017 гг. их прирост составит 6,8 процента.

Более низкая оценка доходов населения и высокая инфляция в 2015 году ограничили возможности для расширения потребления. Еще одним фактором, ограничивающим потребительский спрос, будет являться высокий уровень нормы сбережений, которая в сложившейся экономической ситуации сохранится на уровне 10,2 процента. С учетом этого оценка розничного товарооборота в 2015 году составляет 0,6 процента.

В 2016 - 2017 гг. ожидается ускорение роста доходов населения, снижение нормы сбережений до 9,7% в 2017 году, что будет способствовать восстановлению роста потребительского спроса. Наращивание темпов кредитования также будет способствовать росту потребительских расходов населения. В результате в 2016 году ожидаемый рост розничного товарооборота составит 2,9%, а в 2017 году увеличится до 3,4 процента. Прогноз величины прожиточного минимума рассчитан с учетом потребительской корзины, установленной Федеральным законом "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", на основе нормативно-статистического метода расчета. В 2017 году величина прожиточного минимума на душу населения прогнозируется на уровне 9506 рублей с ростом к 2013 году на 30,1 процента.

В среднесрочной перспективе основные меры по снижению уровня бедности будут направлены на создание условий для роста доходов граждан и в первую очередь на основе:

развития принципов адресности социальной помощи;

предоставления социальных выплат и компенсаций отдельным категориям граждан и материнского (семейного) капитала;

ежегодной индексации социальных выплат и пенсий с учетом уровня инфляции.

Меры по повышению уровня жизни, принятые на федеральном уровне, могут дополняться в субъектах Российской Федерации исходя из установленных в субъекте критериев нуждаемости.

Реализация всех мер позволит сократить численность бедного населения с 11% в 2013 году до 10,2% в 2017 году.