3.8. Охрана окружающей среды и использование природных ресурсов

3.8. Охрана окружающей среды и использование
природных ресурсов

Прогноз в области охраны окружающей среды сформирован с учетом предложений Минприроды России о внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы.

Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года определены следующие приоритеты экологической политики:

снижение негативного воздействия на окружающую среду;

создание современной системы экологического нормирования, стимулирующей снижение удельных показателей выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов;

сокращение количества отходов производства и потребления, направляемых на размещение, их более активное вовлечение в хозяйственный оборот. Поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья;

поэтапная ликвидация накопленного экологического вреда окружающей среде;

создание отраслевых справочников наилучших доступных технологий;

сохранение ландшафтного и биологического разнообразия;

обеспечение учета экологических требований и стандартов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

сохранение и развитие системы особо охраняемых природных территорий, увеличение площади Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями.

Основные показатели прогноза эффективности природоохранной
деятельности на 2017 - 2019 годы

Показатели
2017 год
2018 год
2019 год
Объем выбросов, загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, на 1 млн. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2010 года (т)
0,32
0,31
0,31
Выбросы загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, по отношению к 2007 г. (%)
93,5
92,9
92,7
Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7) (ед.)
48
47
46
Численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (млн. чел.)
18,0
17,6
17,2
Объем образованных отходов всех классов опасности на 1 млн. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2010 года (т)
79,1
77,1
75,2
Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников (%)
75,6
75,9
76,2
Доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления от общего количества образующихся отходов I - IV класса опасности (%)
76,7
77,9
79,24
Доля использованных и обезвреженных твердых коммунальных бытовых отходов в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов (%)
35,1
36,0
36,9
Объем образованных отходов I - IV класса опасности по отношению к 2007 году (%)
45,9
46,7
47,5
Объем образованных отходов (I класс опасности) по отношению к 2007 году (%)
96,3
97,9
99,5
Объем образованных отходов I - IV класса опасности, которые не были обезврежены и утилизированы, по отношению к 2007 году, в том числе по классам опасности" (%)
13,8
16,7
13,8
Доля водопользователей, снизивших массу вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, в общем количестве проверенных водопользователей (%)
9,2
9,2
9,2
Доля хозяйствующих субъектов, снизивших массу вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, в общем количестве проверенных хозяйствующих субъектов (%)
13
13
13
Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, по отношению к 2007 году (%)
89
95,2
98,2
Текущие затраты на охрану окружающей среды по отношению к 2007 году (%)
185,1
197,1
209,1
Доля сбросов загрязненных сточных вод, приходящихся на крупнейших водопользователей, в общем объеме сбросов сточных вод (%)
77,5
76,5
76
Доля территории, занятой особо охраняемыми природными территориями федерального значения, в общей площади Российской Федерации (%)
2,93
2,95
2,97

За счет реализации мероприятий госпрограммы предполагается достичь следующих результатов:

стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий;

создание условий для разработки и внедрения экологически эффективных инновационных технологий, обеспечивающих снижение удельных показателей выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ, размещения отходов;

снижение объема выбросов вредных (загрязняющих) веществ, отходящих от стационарных источников, на 1 млн. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2010 года до 0,31 тонны к 2019 году;

сокращение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха до 46 к 2019 году;

снижение объема образованных отходов всех классов опасности на 1 млн. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2010 года до 75,2 тонны к 2019 году;

улучшение экологических условий жизни для более чем 700 тыс. человек, проживающих на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной и иной деятельностью;

отмена мер государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды в отношении объектов хозяйственной деятельности, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду;

развитие рынка экологических товаров и услуг;

создание условий для формирования индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления;

рост доли площади Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями федерального значения до 2,97 процента;

рекультивация и экологическая реабилитация 172,5 тыс. га земель, подверженных негативному влиянию накопленного экологического вреда окружающей среде;

ликвидация отходов и иных загрязнений на объектах накопленного экологического вреда окружающей среде до 304,8 млн. тонн;

охрана озера Байкал и защита Байкальской природной территории от негативного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов.

Прогноз развития минерально-сырьевой базы и воспроизводства
минеральных ресурсов

В соответствии со стратегией развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года основными задачами геологической отрасли являются:

воспроизводство минерально-сырьевой базы в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах, создания минерально-сырьевых основ социально-экономического развития регионов Российской Федерации и обеспечения энергетической и минерально-сырьевой безопасности;

изучение территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, акваторий внутренних морей, дна Мирового океана, Арктики и Антарктики для геологического обеспечения различных отраслей экономики страны и ее геополитических интересов;

охрана недр и рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов для удовлетворения текущих и перспективных потребностей базовых отраслей экономики;

оценка и прогноз состояния недр на территориях, подверженных опасным геологическим процессам и явлениям.

Воспроизводство минерально-сырьевой базы

Общие затраты федерального бюджета на проведение геологоразведочных работ в 2015 году составили 22442,2 млн. рублей.

Затраты внебюджетных источников на воспроизводство минерально-сырьевой базы составили 284600 млн. рублей, в том числе на углеводороды - 250 000 млн. рублей, на твердые полезные ископаемые - 34600 млн. рублей.

Работами общегеологического назначения получен прирост геологической изученности территории Российской Федерации в масштабе 1:1 000 000 - 1 365 тыс. кв. км, в масштабе 1:200 000 - 82 тыс. кв. километров.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации и решением Правительства Российской Федерации в августе 2015 г. в Комиссию ООН по границам континентального шельфа направлено "Частично пересмотренное представление Российской Федерации в отношении континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане".

Заявка была рассмотрена на пленарном заседании Комиссии в г. Нью-Йорке в I квартале 2016 г. и принята к дальнейшему изучению в рамках работы 41 сессии Комиссии, проходившей 8 - 12 августа 2016 года.

Геологоразведочными работами на нефть и газ за счет средств федерального бюджета в 2015 году локализованы ресурсы углеводородов категории D1лок 6 900 млн. тонн условного топлива.

В результате работ недропользователей открыто 54 месторождения углеводородного сырья. Прирост запасов категории A+B+C1 (с учетом переоценки) составляет: нефти и конденсата - 730 млн. тонн, газа - 1 095 млрд. куб. м при их добыче из недр соответственно 527 млн. тонн и 554 млрд. куб. метров.

Геологоразведочные работы на твердые полезные ископаемые в 2015 году за счет федерального бюджета проводились на 48 видов полезных ископаемых. Получены приросты прогнозных ресурсов угля, урана, неметаллических полезных ископаемых, а также черных, цветных, редких и благородных металлов.

Приоритетными направлениями геологоразведочных работ на 2017 - 2019 годы являются:

по углеводородному сырью:

продолжение реализации Программы геологического изучения и лицензирования Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия);

продолжение реализации Программы параметрического бурения в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия);

продолжение работ по физической ликвидации экологически и технически опасных скважин нераспределенного фонда недр;

по твердым полезным ископаемым:

концентрация работ в пределах ранее обоснованных центров экономического роста с использованием программно-ориентированных принципов планирования;

увеличение объемов геолого-разведочных работ на территории Дальневосточного региона;

усиление работ на стратегические и дефицитные виды минерального сырья;

сохранение достигнутых темпов работ и выполнение международных обязательств по изучению Мирового океана, имеющих важное геополитическое значение.

Прогнозные показатели развития минерально-сырьевой базы и воспроизводства минеральных ресурсов на 2017 - 2019 годы приведены в таблице "Основные показатели прогноза эффективности природоохранной деятельности на 2017 - 2019 годы".

В дальнейшем будет проводиться корректировка показателей государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" в части показателей, относящихся к менее востребованным видам сырья, таким как молибден, олово, железо и другие.

Водные ресурсы

В соответствии с положениями Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года основными задачами, определяющими направления развития водохозяйственного комплекса, являются:

повышение рациональности использования водных ресурсов за счет сокращения потерь воды в системах жилищно-коммунального хозяйства и агропромышленного комплекса, снижение удельного объема водопотребления в технологических процессах промышленных предприятий и внедрение водосберегающих технологий, в том числе посредством применения прогрессивной шкалы платы за сверхнормативное изъятие водных ресурсов и полного обеспечения указанных систем приборами инструментального учета воды;

ликвидация локальных вододефицитов в ряде регионов за счет строительства и реконструкции гидроузлов водохранилищ для создания дополнительных регулирующих мощностей и увеличения их водоотдачи, а также за счет увеличения объемов использования водных ресурсов из подземных источников;

сохранение и восстановление водных объектов через снижение антропогенной нагрузки на них (в том числе путем строительства и модернизации очистных сооружений, применения прогрессивной шкалы платы за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ), а также за счет экологической реабилитации водных объектов;

предотвращение негативного воздействия вод и снижение ущерба от наводнений, в том числе путем регулирования режимов использования паводкоопасных территорий, расширения полномочий субъектов Российской Федерации в части проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, а также путем обеспечения высокого уровня безопасности и сокращения количества бесхозяйных гидротехнических сооружений;

совершенствование системы государственного управления на основе реализации бассейнового принципа управления в сфере водных отношений (бассейновых советов) и закрепления за органами местного самоуправления полномочий по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности (преимущественно малые реки) и расположенных на территориях муниципальных образований;

развитие системы государственного мониторинга водных объектов посредством расширения государственной наблюдательной сети, модернизации приборной и лабораторной базы, методов прогнозирования, автоматизации процессов сбора, обработки и передачи информации;

проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполнение экспериментальных проектов, обеспечивающих выработку современных методик, механизмов нормативно-правового, технического, технологического и информационного обеспечения развития водохозяйственного комплекса;

кадровое обеспечение водохозяйственного комплекса на основе совершенствования системы управления подготовкой кадров, переоснащения учебно-лабораторной базы образовательных учреждений, формирования новых направлений и специальностей, разработки и внедрения новых образовательных стандартов и программ обучения, соответствующих потребностям развития водного хозяйства, а также на основе создания системы стимулов для привлечения и закрепления в отрасли специалистов с высшим и средним профессиональным образованием;

просвещение и информирование населения по вопросам использования и охраны водных объектов через реализацию комплекса информационно-коммуникационных мероприятий (с использованием доступных и распространенных технологий по связям с общественностью) и развитие многостороннего диалога всех заинтересованных участников.

Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" предусматривает комплексное решение вопросов, связанных с использованием водных объектов, включая рационализацию использования водных ресурсов при соблюдении интересов всех водопользователей, охраной водных объектов, в том числе реализацией мер и внедрением механизмов, способствующих улучшению качества сточных вод, а также снижению негативного воздействия вод и обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Основными целями указанной программы являются:

гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации;

сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения;

обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.

Для достижения гарантированного обеспечения водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации планируется решить следующие задачи:

ликвидация дефицитов водных ресурсов в вододефицитных регионах Российской Федерации;

повышение рациональности использования водных ресурсов.

Для обеспечения защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод будут решены следующие задачи:

повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) путем их приведения к безопасному техническому состоянию;

обеспечение населения и объектов экономики сооружениями инженерной защиты с учетом экономической целесообразности строительства таких сооружений на основе оценки и сопоставления альтернативных издержек.

Обеспечение высокого уровня защищенности территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является необходимым условием стабильного экономического развития Российской Федерации и снижения размера возможного ущерба от негативного воздействия вод.

Для обеспечения устойчивого развития водохозяйственного комплекса предусматривается выполнение следующих мероприятий:

ликвидация дефицитов и повышение рациональности использования водных ресурсов;

защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;

развитие и модернизация государственной системы мониторинга водных объектов;

сокращение негативного антропогенного воздействия и экологическая реабилитация водных объектов.

В период с 2017 по 2019 год предусматривается реализация инвестиционных проектов. Кроме того, в указанный период планируется ежегодно направлять бюджетные ассигнования на реконструкцию не менее 8 гидротехнических сооружений (ГТС) на действующих водохранилищах с целью повышения водоотдачи и обеспечения их работы на проектных мощностях.

Также предполагается возведение (реконструкция) сооружений инженерной защиты.

Важной задачей, требующей решения, является обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.

Для решения проблемы приведения аварийных гидротехнических сооружений в безопасное состояние в рамках упомянутой Федеральной целевой программы до 2020 года предусмотрен капитальный ремонт 1 876 гидротехнических сооружений.