4. Институциональные преобразования в экономике

4. Институциональные преобразования в экономике

Совершенствование системы социально-экономических институтов является важнейшей предпосылкой реализации задач, нашедших отражение в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 - 606.

В частности, институциональные преобразования в 2017 - 2019 годах будут направлены на реализацию гражданских и политических прав, повышение эффективности системы государственного управления, развитие человеческого капитала и гражданского общества, обеспечение функционирования и устойчивое развитие национальной экономики на принципах и с использованием механизмов стратегического планирования.

Преобразование социально-экономических институтов,
обеспечивающих реализацию гражданских и политических прав,
повышение эффективности системы государственного управления

В рамках формирования системы государственного стратегического планирования принят Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", который определил систему документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках прогнозирования, целеполагания, программирования и планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, состав, функции и полномочия участников стратегического планирования в Российской Федерации, а также принципы и механизмы общественного обсуждения документов стратегического планирования, мониторинга и контроля за их реализацией.

В целях совершенствования системы документов стратегического планирования, установления иерархических связей между документами, разработанными в рамках прогнозирования, целеполагания и программирования, установления их целевого и функционального назначения в системе стратегического планирования, а также требований к их структуре и содержанию предполагается разработать положение о нормативно-правовом обеспечении стратегического планирования в сфере социально-экономического развития Российской Федерации.

Минэкономразвития России разработан стратегический прогноз Российской Федерации, в стадии подготовки находятся стратегия социально-экономического развития Российской Федерации и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

Стратегический прогноз Российской Федерации разрабатывается в целях формирования на долгосрочную перспективу внешней и внутренней государственной политики и механизмов ее реализации на основе принципов взаимосвязи и взаимозависимости социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, с учетом конкурентных преимуществ Российской Федерации в мировом сообществе, уровня реальных и потенциальных стратегических вызовов и угроз.

Стратегия социально-экономического развития наряду со стратегией национальной безопасности Российской Федерации и стратегией пространственного развития Российской Федерации, разрабатывается с целью:

формирования принципов взаимодействия и разграничения функций, полномочий и ответственности государства, гражданского общества и бизнес-сообщества в обеспечении устойчивого социально-экономического развития;

определения стратегических целей государственной политики в сфере социально-экономического развития в условиях действующих и потенциальных вызовов и рисков;

определения ключевых задач, приоритетов и механизмов реализации государственной политики в сфере социально-экономического развития на долгосрочный период;

определения конкурентных преимуществ Российской Федерации в мировой экономике, развития механизмов реализации потенциала внешнеэкономического сотрудничества;

обоснования основных реформ и институциональных преобразований, необходимых для достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации;

развития механизмов взаимосвязи и взаимозависимости уровня социально-экономического развития и состояния национальной безопасности.

Стратегия социально-экономического развития разрабатывается в том числе во взаимодействии с Общероссийским объединением работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия" и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "Опора России и содержит признаки "общественного договора" государства, гражданского общества и бизнес-сообщества о принципах взаимодействия и разграничении функций, полномочий и ответственности в сфере социально-экономического развития.

В области регионального развития предполагается подготовка основ государственной политики регионального развития Российской Федерации, стратегий пространственного развития Российской Федерации и социально-экономического развития макрорегионов.

В соответствии с проектом основ государственной политики регионального развития Российской Федерации основной целью государственной политики регионального развития является создание равных возможностей для реализации установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами экономических, политических и социальных прав граждан на всей территории Российской Федерации на основе сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и максимального вовлечения граждан в решение региональных и местных задач.

Стратегия пространственного развития Российской Федерации является документом стратегического планирования, определяющим приоритеты, цели и задачи комплексного регионального развития Российской Федерации, направленным на поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации и снятие инфраструктурных ограничений в социально-экономическом развитии территорий. В ее составе должны быть разработаны предложения о совершенствовании сложившейся системы расселения на территории Российской Федерации и о приоритетных направлениях размещения производительных сил.

Положения указанной стратегии должны быть детализированы до уровня субъектов Российской Федерации и определять:

перспективные конкурентные преимущества и экономическую специализацию субъектов Российской Федерации в межрегиональном разделении труда;

состав экономических макрорегионов на территории Российской Федерации;

прогноз потребности регионов в размещении и развитии федеральной инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;

прогноз потребности субъектов Российской Федерации в трудовых ресурсах;

перечень потенциальных территорий опережающего социально-экономического развития;

приоритеты развития системы расселения.

Особое внимание в будет уделено определению (обоснованию) состава макрорегионов как территории двух и более субъектов Российской Федерации, имеющих тесные экономические и социальные связи, требующих выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития.

В 2016 году продолжена реализация мероприятий, направленных на совершенствование системы государственного управления.

В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Минэкономразвития России создана информационная система "Ваш контроль", позволяющая оценивать качество предоставления государственных услуг на основании мнений граждан, которые собираются по разным каналам: опросы через СМС-сообщения и телефонные опросы, сбор мнений через электронные терминалы и иные устройства, расположенные в местах предоставления государственных услуг, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, через единый портал государственных услуг и сайт "Ваш контроль" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://vashkontrol.ru).

В 2015 году на основании информационной системы "Ваш контроль" оценивались 24 государственные услуги МВД России, ФМС России, ФНС России, Росреестра и Пенсионного фонда Российской Федерации, предоставляемые повсеместно, а также все государственные услуги указанных ведомств и государственные услуги Росимущества, Роспотребнадзора, ФССП России и Фонда социального страхования Российской Федерации, оказание которых осуществляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) по принципу "одного окна", и включенные в перечни, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797.

В планах развития информационной системы "Ваш контроль" на 2016 - 2019 годы следует выделить несколько основных направлений:

расширение перечня государственных услуг и мест проведения оценки гражданами качества их предоставления;

совершенствование механизма применения результатов оценки;

поэтапное повышение качества предоставления государственных услуг, основанное на результатах оценки.

Создание сети многофункциональных центров предоставления
государственных и муниципальных услуг

В 2015 году завершился процесс создания сети МФЦ.

По состоянию на август 2016 г. граждане могут обратиться в более чем 13000 центров и офисов государственных услуг по всей стране. Из них 2754 - это крупные центры. Еще 10409 - это маленькие отделения в небольших населенных пунктах сельской местности. Рассчитанный на основе методики, утвержденной Правительственной комиссией по административной реформе, показатель охвата населения "одним окном" на указанную дату составляет 96% от общей численности населения Российской Федерации.

В рамках своей деятельности МФЦ предоставляет для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государственные и муниципальные услуги органов государственной власти и местного самоуправления. Сеть МФЦ позволяет сделать массовые и социально значимые услуги доступными гражданам не только крупных городов, но и удаленных малонаселенных пунктов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. N 747-р утвержден план мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе МФЦ на 2016 - 2018 годы.

В настоящее время ведется активная работа по разработке проектов федеральных законов, нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы, относящиеся к сфере земельно-имущественных отношений.

Принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 361-ФЗ), который направлен на создание механизмов реализации Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступающего в силу с 1 января 2017 г.

Предусмотренные Законом N 361-ФЗ изменения в законодательство Российской Федерации являются актуальными, в том числе в части оптимизации механизма и сроков межведомственного взаимодействия при предоставлении государственной услуги по государственной регистрации прав, предоставления регистрирующим органом сведений единого государственного реестра юридических лиц, уточнения состава сведений Единого государственного реестра недвижимости, уточнения требований к документам, представляемым в орган регистрации прав в результате выполнения комплексных кадастровых работ (в части требований к карте-плану территории), закрепления возможности административного обжалования решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 315-ФЗ), закрепляющий правовой статус парковочных мест, расположенных в зданиях или сооружениях, в качестве объектов недвижимого имущества, а также предусматривающий порядок извещения сособственников при продаже доли в праве общей собственности на недвижимое имущество в случае, если количество собственников превышает двадцать, посредством размещения соответствующей информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Законом N 315-ФЗ признаются самостоятельными объектами недвижимого имущества, предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машиноместа), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Индивидуализация нового объекта недвижимого имущества будет осуществляться путем наделения его характеристиками, позволяющими однозначно выделить его из других объектов, а именно - путем присвоения машиноместу самостоятельного кадастрового номера, описания его границ. Признание машиноместа самостоятельным объектом недвижимости позволит беспрепятственно осуществлять распоряжение им, а также предоставит право их собственникам применять все имеющиеся способы гражданско-правовой защиты своего имущества.

Кроме того, Законом N 315-ФЗ закрепляется альтернативный действующему порядку способ извещения сособственников недвижимости в случае, если продаже подлежит доля на имущество, находящееся в собственности более двадцати лиц. В указанном случае федеральный закон предоставляет право на размещение данной информации на официальном сайте Росреестра. Следует отметить, что данное правило не будет распространяться на жилые помещения.

Предлагаемый порядок позволит обеспечить соблюдение правила о преимущественном праве сособственников на приобретение доли в праве на имущество, не прибегая к значительным усилиям и затратам со стороны продавца, которые зачастую связаны с отсутствием информации о таких лицах в доступных источниках и, как следствие, невозможностью их выявления. Более того, в связи со значительным и повсеместным внедрением информационных технологий во многие сферы деятельности предлагаемый порядок реализует современный подход к решению вопросов распоряжения имуществом, а также соответствует одной из стратегических целей государства - повышению качества и уровня жизни населения, что отвечает потребностям современного общества.

В целях реализации Концепции развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года принят Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В настоящее время осуществляется разработка 42 проектов подзаконных нормативных правовых актов.

Принятие указанных актов позволит обеспечить:

упрощение доступа к геодезическим и картографическим материалам, пространственным данным, в том числе путем создания единой электронной картографической основы и федерального портала пространственных данных;

увеличение доли и повышение качества цифровой картографической информации;

увеличение доли геодезических работ, выполняемых с применением спутниковых методов;

создание региональных фондов пространственных данных;

совершенствование системы государственного управления в области геодезии и картографии.

Преобразование социально-экономических институтов,
обеспечивающих развитие человеческого капитала
и гражданского общества

В сфере здравоохранения планируется принятие проекта федерального закона "О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации", предметом правового регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с донорством органов, комплексов органов, частей органов человека и их трансплантацией. Законом будут определены права и обязанности доноров, реципиентов, медицинских работников, медицинских организаций, установлен баланс права и законных интересов доноров и реципиентов, созданы правовые и организационные условия донорства органов человека и их трансплантации, установлен порядок учета органов, доноров и реципиентов.

С целью урегулирования процессов разработки, производства, хранения и медицинского применения донорских тканей человека в прогнозный период планируется принятие проекта федерального закона "Об обращении тканевых трансплантатов".

С 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 180-ФЗ "О биомедицинских клеточных продуктах", регулирующий отношения, возникающие в связи с разработкой, доклиническими исследованиями, клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, производством, контролем качества, реализацией, применением, хранением, транспортировкой, ввозом в Российскую Федерацию, вывозом из Российской Федерации, уничтожением биомедицинских клеточных продуктов, предназначенных для профилактики, диагностики и лечения заболеваний или состояний пациента, сохранения беременности и медицинской реабилитации пациента, а также регулирующий отношения, возникающие в связи с донорством биологического материала в целях производства биомедицинских клеточных продуктов. Реализация закона даст мощный импульс развитию биомедицинских технологий и биомедицины.

В 2017 году планируется завершить работу над проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О службе по защите прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, и граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами", которым будут предусмотрены меры по защите прав граждан, страдающих психическими расстройствами, в том числе создание для этих целей специальной службы.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 286-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" введены нормы, направленные на установление с 2017 года порядка финансового обеспечения за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, что позволит повысить доступность указанных видов ВМП для граждан, установить прозрачный механизм прямого финансового обеспечения ВМП, оказываемой в федеральных государственных учреждениях, из бюджета Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), а также сохранить софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании ВМП.

Кроме того, установлено, что утверждаемый Минздравом России порядок формирования перечня видов ВМП будет включать в себя в том числе предельные сроки, по истечении которых виды ВМП включаются в базовую программу ОМС. Это позволит определить процедуру пересмотра перечня видов ВМП, а также временные рамки включения тех или иных методов ВМП в базовую программу ОМС с учетом их растиражированности.

С 2017 году вступают в действие нормы закона, в соответствии с которыми организация обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, антивирусными лекарственными препаратами, а также лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, - противотуберкулезными лекарственными препаратами отнесена к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья. При этом установлено, что обеспечение лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели. В целях реализации указанного полномочия будет осуществляться ведение Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных туберкулезом, что позволит перейти к модели определения потребности в указанных лекарственных препаратах на основе персонифицированного учета пациентов. Переход к централизованным закупкам лекарственных препаратов повлечет за собой снижение их стоимости и увеличение охвата ВИЧ-инфицированных антиретровирусной терапией.

В связи с тем что Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусмотрено увеличение с 1 января 2017 г. минимального размера уставного капитала страховых медицинских организаций, осуществляющих медицинское страхование, с 60 млн. до 120 млн. рублей, повысится финансовая ответственность страховых медицинских организаций за результаты их деятельности, на более высоком уровне будет организована защита прав застрахованных.

В соответствии со статьей 30 Договора о Евразийском экономическом союзе продолжится формирование общего рынка лекарственных средств, что подразумевает гармонизацию и унификацию требований законодательства государств-членов и принятие единых правил в сфере обращения лекарственных средств.

В прогнозный период будет осуществляться переход на общие правила производства, контроля качества лекарственных средств, маркировки лекарственных препаратов, надлежащей клинической практики, надлежащей дистрибьюторской практики, надлежащей практики фармаконадзора. Это будет способствовать повышению конкуренции на фармацевтическом рынке и снижению цен на лекарственные препараты.

До 2018 года будет проведена экспертиза всех зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных препаратов по определению их взаимозаменяемости, с 1 января 2018 г. указанная информация будет включена в Государственный реестр лекарственных средств, что позволит значительно повысить качество лечения, создаст предпосылки для выведения из обращения клинически неэффективных и малоэффективных лекарственных препаратов для медицинского применения.

В среднесрочный период будет осуществляться дальнейшее совершенствование правовых условий для развития российской системы образования, позволяющих эффективно применять соответствующие нормы на практике.

Продолжится реализация государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295.

Будет также осуществляться реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки".

В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы предусматривается реализация мероприятий, направленных на обеспечение доступности и качества образования на всех его уровнях - с дошкольного образования до высшего образования, а также дополнительного образования детей и взрослых, формирование системы непрерывного образования.

Среди основных направлений развития образования в том числе предусматриваются:

развитие дошкольного и дополнительного образования детей, в том числе негосударственного сектора, начального общего, основного общего и среднего общего образования;

реализация программы "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы";

обеспечение доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (инклюзивное образование);

поддержка талантливой молодежи;

совершенствование структуры образовательных организаций высшего профессионального образования с учетом проведения ежегодного мониторинга эффективности деятельности вузов, а также приоритетов социально-экономического развития, продолжение реализации программ поддержки ведущих вузов по улучшению их позиций на мировом рынке образовательных услуг;

окончательный переход организаций образования на нормативно-подушевое финансирование;

создание эффективных механизмов обновления качества образования, в том числе профессионального образования, с учетом потребности инновационного развития экономики страны, развитие непрерывного образования;

разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов с учетом профессиональных стандартов, в том числе с активным привлечением к этой работе объединений работодателей;

продолжится развитие математического и инженерного образования.

Кроме того, будет продолжена реализация комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015 - 2020 годы.

Обеспечение системных изменений по основным направлениям развития культуры России будет осуществляться в рамках работы по подготовке предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы.

Среди ключевых нормативных правовых актов, которые будут подготовлены в среднесрочной перспективе, следует отметить проекты федеральных законов:

"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования оборота информационной продукции, способной нанести вред здоровью и (или) развитию детей";

"О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (в части совершенствования порядка включения музейных предметов в состав Музейного фонда Российской Федерации);

"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и статьи 9 и 12.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в части изменения периодичности подготовки государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации с ежегодного на один раз в три года);

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" (в части представления одновременно с обязательным экземпляром документов и его электронной копии, предназначенной для постоянного хранения).

Основным приоритетом в сфере культуры будет по-прежнему являться реализация государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы. Реализация ее мероприятий позволит осуществить качественное развитие сферы культуры и сформировать необходимый потенциал для эффективного функционирования сферы культуры в среднесрочной перспективе. Это позволит оптимизировать и модернизировать сеть государственных и муниципальных учреждений, обеспечить доступность всех слоев населения России к широкому разнообразию культурных благ и услуг, обеспечить сохранность и развитие объектов культурного и исторического наследия народов России, активизировать интеграцию России в мировой культурный процесс, укрепить позитивный образ страны за рубежом.

Кроме того, основным приоритетом будет являться реализация Стратегии государственной культурной политики до 2030 года.

В сфере физической культуры и спорта в прогнозный период продолжится работа по борьбе против применения допинга в спорте. Предстоит внести в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнения, направленные на усиление ответственности тренеров, специалистов по спортивной медицине и иных специалистов в области физической культуры и спорта за нарушения антидопингового законодательства. Указанные меры будут способствовать повышению престижа Российской Федерации на международной арене в рамках борьбы с допингом.

Реализация жилищной политики в период 2017 - 2019 годов будет продолжена в соответствии с задачами, поставленными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" (далее - Указ), механизмы реализации которых предусмотрены в государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 323.

Перед Правительством Российской Федерации поставлена задача достижения в период с 2018 по 2020 год ряда показателей, отражающих повышение доступности жилья и улучшение жилищных условий. Достижение этих показателей позволит осуществить переход жилищной сферы (в частности, жилищного рынка) к качественно новому состоянию и решить жилищные проблемы большинства российских граждан.

Указом предусматривается снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса, создание для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет, а также обеспечение до 2020 года предоставления доступного и комфортного жилья 60 процентам российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия. Достижение первого показателя, отражающего повышение ценовой доступности жилья, внесет свой вклад в достижение остальных показателей развития жилищной сферы.

При этом в прогнозный период Правительство Российской Федерации будет уделять значительное внимание вопросам, решение которых направлено на достижение целей Указа и государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации":

развитие арендного жилья, в том числе жилья для некоммерческого найма, что позволит увеличить доступность жилья для нанимателя и понизить стоимость проживания;

создание действенных механизмов строительства инфраструктуры под жилищную застройку, что позволит значительно повысить привлекательность земельных участков для инвесторов;

реализация стратегии по поддержке индустрии строительных материалов, что позволит снизить стоимость возведения жилья посредством снижения стоимости исходных строительных материалов;

предоставление земли федерального значения по "голландским аукционам", что позволит увеличить темпы строительства и понизить стоимость возводимого жилья.

Наряду с перечисленными мерами запланирована реализация ряда иных мер, также способствующих достижению целей, намеченных Указом.

В целях улучшения комфортности проживания в городах и сельской местности, а также поддержки платежеспособного спроса на жилье намечена реализация следующих мер:

решение задачи переселения граждан из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, реализация мероприятий, направленных на создание и запуск механизмов расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года;

использование средств материнского капитала на оплату первоначального взноса при предоставлении кредита на строительство или приобретение жилья без ограничения срока на оплату обязательств по кредиту, включая не только оплату основного долга и процентов, но и первоначального взноса;

завершение программ по обеспечению постоянным и служебным жильем военнослужащих;

реструктуризация ипотечных жилищных кредитов для лиц, оказавшихся в затруднительном материальном положении.

В сфере миграции с учетом задач обеспечения устойчивого экономического развития, проведения модернизации российской экономики, перехода ее на инновационный путь развития, дальнейшего улучшения миграционной составляющей инвестиционного и делового климата в Российской Федерации будет продолжена работа по созданию условий и механизмов для привлечения в Российскую Федерацию востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе, а также мер по оперативному обеспечению российской экономики необходимой рабочей силой.

Этому будет способствовать реализация Плана мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах (второй этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

На основе мониторинга правоприменительной практики привлечения к трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранных работников будут выработаны предложения по совершенствованию миграционной политики в части привлечения высококвалифицированных специалистов, а также иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию в целях осуществления преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической деятельности в образовательных и научных организациях, в том числе для участия в конференциях и семинарах.

Продолжится работа по совершенствованию механизмов реализации государственной программы содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637, направленных на стимулирование переселения участников указанной государственной программы и членов их семей в места с низким уровнем безработицы, на территории с предполагаемым строительством новых производственных объектов, территории приоритетного вселения, в первую очередь характеризующиеся сокращением численности населения, а также реализующие экономические и инвестиционные проекты, имеющие общенациональное значение.

Будут актуализированы региональные программы переселения соотечественников, проживающих за рубежом, субъектами Российской Федерации, входящими в состав Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, в части внедрения комплекса мер по повышению миграционной привлекательности территорий вселения в целях привлечения квалифицированных специалистов, научных работников, студентов, перспективной молодежи и соотечественников, желающих заниматься сельскохозяйственным производством.

Кроме того, принятие Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации в 2016 - 2020 годах также позволит разработать меры, направленные на стимулирование миграционного притока в дальневосточные регионы.

Будут разработаны и приняты нормативные правовые акты, направленные на модернизацию институтов разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации, включая введение упрощенного порядка их получения отдельными категориями иностранных граждан, длительно осуществляющими трудовую деятельность в Российской Федерации. Будет введена балльная система отбора мигрантов для получения ими вида на жительство в Российской Федерации.

Продолжится работа по совершенствованию механизма подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации для отдельных категорий иностранных граждан.

Получит развитие организованный набор рабочей силы из стран, с которыми установлен безвизовый порядок въезда-выезда для удовлетворения потребностей российской экономики. Организованный набор будет способствовать оптимизации численности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, через привлечение иностранных граждан на рабочие места, заявленные российскими работодателями, обеспечит адресное трудоустройство иностранных граждан на рабочие места, преимущественно не востребованные российскими гражданами.

На основе ежегодно проводимого мониторинга реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, в том числе трудоустройства на территориях приоритетного привлечения трудовых ресурсов, будут улучшены механизмы предоставления поддержки субъектам Российской Федерации, участвующим в данных программах.

Институциональные преобразования в сфере оплаты труда, рынка труда будут осуществляться по следующим направлениям.

В прогнозный период будет разработан и принят федеральный закон, предусмотренный статьями 133 и 421 Трудового кодекса Российской Федерации, который установит порядок доведения минимального размера оплаты труда до размера прожиточного минимума трудоспособного населения субъектов.

Будут приняты изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", предусматривающие уточнения порядка и сроков выплаты пособий по безработице, направленные на исключение злоупотреблений при получении пособия по безработице, а также существенно увеличивающие размер данного пособия для отдельных категорий граждан.

В рамках реализации Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в прогнозный период будет принят федеральный закон, который будет регулировать правоотношения, возникающие между юридическими лицами, а также юридическими и физическими лицами в случаях предоставления труда работников (персонала) организациями, не являющимися частными агентствами занятости.

Будет продолжено принятие мер по развитию независимой системы оценки качества профессиональной подготовки работников, а также их компетенций. В частности, предусматривается продолжение разработки профессиональных стандартов, создание базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

Будет продолжена реализация государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения". С учетом приоритетов государственной политики сформулирована цель государственной программы - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

предотвращение роста напряженности на рынке труда;

привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики;

содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан.

В прогнозный период будут приняты нормативные правовые акты, направленные на реализацию Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", предусматривающие дальнейшее совершенствование порядка проведения специальной оценки условий труда.

Будет разработана государственная программа "Безопасный труд", в которой будет предусмотрено создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Одной из задач, которую необходимо решить для достижения указанной цели, является повышение заинтересованности работодателей и работников в обеспечении безопасного труда и сохранения жизни.

В прогнозный период в целях совершенствования пенсионной системы будут осуществляться мероприятия, предусмотренные Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, в том числе:

совершенствование механизма формирования доходов на финансирование страховых пенсий, исходя из сложившегося уровня обязательств и их индексации;

проведение детального анализа и на его основе широкое обсуждение с привлечением институтов гражданского общества, в том числе профессиональных союзов, объединений работодателей, общественных организаций и экспертного сообщества, целесообразности повышения пенсионного возраста для лиц, вновь выходящих на пенсию, а также возможных сроков и порядка указанного повышения;

совершенствование механизма досрочного выхода на пенсию отдельных категорий работников;

совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета и расширение информационного взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации с органами исполнительной власти и организациями с целью повышения эффективности управления в системе обязательного пенсионного страхования;

стимулирование развития корпоративных пенсионных программ, в том числе внесение изменений в действующее законодательство, предусматривающих освобождение плательщиков страховых взносов от уплаты дополнительных взносов для финансирования досрочных пенсий по условиям труда в случае уплаты ими соответствующих взносов в систему досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.

Меры по улучшению положения детей в Российской Федерации и защите их прав будут реализовываться в соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, в том числе путем реализации комплекса мер Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Преобразование социально-экономических институтов,
обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие
национальной экономики

В рамках преобразования социально-экономических институтов, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие национальной экономики, будут реализованы преобразования в области развития инновационных территориальных кластеров, институтов малого и среднего предпринимательства, финансовых организаций, институтов корпоративного управления, механизмов управления электроэнергетической отраслью и деятельности по охране природы.

В настоящее время в рамках дальнейшего развития реализации кластерной политики Минэкономразвития России разрабатываются предложения и подходы по концентрации федеральных мер поддержки для кластеров-лидеров, которые будут отобраны из существующих, с целью акцентирования на них внимания Министерства как наиболее динамичных и перспективных. Таким образом, будет отобрано не менее 5 субъектов Российской Федерации - территорий базирования инновационных территориальных кластеров, на которых будут сконцентрированы возможные федеральные меры поддержки со стороны Минэкономразвития России, других ведомств и институтов развития для обеспечения опережающих темпов роста на основе достижения ими мирового уровня инвестиционной привлекательности, эффективности поддержки предпринимательской деятельности и встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости. В частности, начата реализация приоритетного проекта Минэкономразвития России "Развитие инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 27 июня 2016 г. N 400.

Целью проекта является создание и развитие лидеров - инновационных территориальных кластеров мирового уровня инвестиционной привлекательности на основе их вывода на мировой уровень эффективности поддержки предпринимательской деятельности и встраивания в глобальные производственные цепочки. Участниками проекта стали инновационные территориальные кластеры, компании - резиденты кластеров, федеральные органы исполнительной власти, институты развития, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, компании с государственным участием.

В рамках реализации проекта будет осуществлено:

формирование и обучение команд, управляющих кластерным развитием в территориях;

формирование отвечающей мировым стандартам системы управления кластеров, базирующейся на современном опыте и высочайшем качестве человеческих ресурсов (бизнес-образование, менторство, привлечение специалистов для содействия в разработке стратегий и бизнес-моделей, конкурсный отбор управленческих кадров и специалистов);

облегчение доступа к уже существующим формам поддержки развития территорий, включая поддержку по линии госпрограмм и государственных институтов развития;

содействие взаимодействию с компаниями с государственным участием;

поддержка выхода на внешние рынки, включая поддержку экспорта и привлечение инвестиций по линии Российского экспортного центра (РЭЦ) и межправительственных комиссий.

В настоящее время реализуется приоритетный проект Минэкономразвития России "Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров", утвержденный приказом Минэкономразвития России от 7 июля 2016 г. N 447. Реализация данного проекта направлена на формирование к 2020 году не менее 10 российских частных высокотехнологичных компаний с объемом продаж каждой не менее 500 млн. долларов США, двух компаний - с объемом продаж не менее 1 млрд. долларов США. При этом уже к 2020 году предполагается обеспечить четырехкратный рост объема высокотехнологичного экспорта не менее чем у 15 компаний. Работа по проекту уже началась.

Предполагается предоставление поддержки в виде организационного содействия в получении доступа к существующим механизмам государственной поддержки, в том числе в рамках деятельности институтов развития. С учетом предложений высокотехнологических компаний будут инициированы изменения в нормативном регулировании, направленные на устранение административных барьеров, и осуществлена актуализация набора инструментов поддержки инновационной деятельности. Целью проекта является обеспечение опережающего роста отечественных частных высокотехнологических экспортно ориентированных компаний-лидеров и формирование на их базе транснациональных компаний российского базирования.

Меры по развитию малого и среднего предпринимательства

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1083-р утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия).

Цель Стратегии - создание конкурентоспособной на мировом уровне, гибкой и адаптивной современной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость, а также является основой для устойчивого повышения качества жизни людей и роста доли среднего класса путем развития сферы малого и среднего предпринимательства.

Наиболее значимые для бизнеса мероприятия Стратегии будут реализованы в формате системных проектов с использованием методов проектного управления.

Минэкономразвития России утвержден перечень приоритетных проектов, в число которых в том числе вошел проект "Поддержка малого и среднего предпринимательства: переход к новому качеству".

Региональная конкурентная политика в Российской Федерации реализуется в рамках Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 г. N 1738-р (далее - Стандарт).

Стандарт утвержден по итогам его пробного внедрения в 2014 году и первой половине 2015 г. более чем в 25 регионах, в том числе в 6 "пилотных" регионах (Республика Татарстан, Хабаровский край, Волгоградская, Нижегородская и Ульяновская области, г. Санкт-Петербург).

Основными целями Стандарта является проведение системной политики по содействию развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации, формированию условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, выявление потенциала развития экономики Российской Федерации, а также содействие устранению административных барьеров и повышение прозрачности деятельности органов власти. При этом Стандарт является комплексным документом, охватывающим различные направления развития экономики.

Российский опыт разработки и внедрения Стандарта получил высокую международную экспертную оценку со стороны Всемирного банка.

В Стандарте предусмотрена реализация мероприятий на социально значимых рынках (на рынке услуг дошкольного образования, услуг детского отдыха и оздоровления, услуг дополнительного образования детей, медицинских услуг, услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, услуг в сфере культуры, услуг жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли, услуг перевозок пассажиров наземным транспортом, услуг связи, услуг социального обслуживания населения), а также системных мероприятий по развитию конкурентной среды в субъекте Российской Федерации (в том числе развитие конкуренции при осуществлении процедур государственных и муниципальных закупок, создание условий для развития конкуренции на рынке строительства, содействие развитию негосударственных (немуниципальных) социально ориентированных некоммерческих организаций).

При этом Стандартом предусмотрены конкретные показатели, характеризующие соответствующую работу регионов, которые учитываются при оценке эффективности деятельности субъектов Российской Федерации в рамках указов Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1199 и от 10 сентября 2012 г. N 1276.

Ежегодная оценка внедрения регионами Стандарта проводится автономной некоммерческой организацией "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации". Результаты оценки после согласования с автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" направляются в Минэкономразвития России для последующего представления в Правительство Российской Федерации сводной комплексной оценки результатов внедрения Стандарта.

Реализация Стандарта будет способствовать развитию конкуренции и созданию комфортных условий ведения предпринимательской деятельности в субъектах Российской Федерации.

В последние годы управление федеральным имуществом выступает важнейшим компонентом государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации. В настоящее время повышение эффективности управления государственным имуществом и оптимизация его состава приобретают важное значение в обновлении и модернизации экономики России.

В 2016 - 2018 годах будут осуществляться мероприятия второго этапа реализации государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом".

Одним из инструментов создания условий для привлечения инвестиций, а также для формирования дополнительных доходов федерального бюджета является приватизация.

Продолжается работа по реализации прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы (далее - Программа приватизации).

В основном акционерные общества, включенные в Программу приватизации, представляют интерес для малого и среднего бизнеса. Меры, предпринимаемые государством и институтами развития по поддержке малого и среднего предпринимательства, должны стимулировать спрос на такие объекты приватизации со стороны предпринимателей, желающих развивать свой бизнес.

С начала 2016 г. приватизированы пакеты акций 85 обществ (82 - посредством продажи на сумму 5,19 млрд. рублей, 3 - посредством внесения в уставные капиталы головных компаний вертикально интегрированных структур), 683 объекта государственной казны Российской Федерации (43 - посредством продажи на сумму 121,46 млн. рублей, 640 - посредством внесения в уставные капиталы вертикально интегрированных структур), приняты решения о преобразовании в акционерные общества в отношении 14 унитарных предприятий (в том числе 4 - в рамках формирования вертикально интегрированных структур).

В 2016 году на основании решения Правительства Российской Федерации успешно реализована сделка по продаже находящихся в федеральной собственности 10,9% акций Акционерной компании "Алроса" (ПАО) на общую сумму 52 млрд. рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Правилами разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 806, подготавливается программа приватизации федерального имущества на 2017 - 2019 годы, формирование которой осуществляется с учетом необходимости завершения выхода государства из капитала компаний "несырьевого сектора", не относящихся к субъектам естественных монополий и организациям оборонного комплекса (далее - Проект).

В Проекте также будут отражены планы Российской Федерации по приватизации в 2017 - 2019 годах находящихся в федеральной собственности акций (части акций) крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики, на основании отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Будет продолжена работа по исполнению пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", направленная на разработку и реализацию программ отчуждения непрофильных активов в акционерных обществах с государственным участием, в которых государство владеет более 50% от уставного капитала.

Ряд компаний уже выполнили утвержденные программы отчуждения непрофильных активов и представили информацию об объемах вырученных денежных средств.

В настоящее время в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р, включены 53 акционерных общества, из которых 6 компаний уже выполнили свои программы по отчуждению непрофильных активов в полном объеме, 34 - приняли программы отчуждения непрофильных активов, в 4-х организациях вопрос прорабатывается, 9 акционерных обществ приняли решения об отсутствии непрофильных активов.

В 2016 году в сфере государственного регулирования естественных монополий была продолжена работа по системной оптимизации деятельности инфраструктурных компаний, снижению издержек и себестоимости регулируемых услуг, повышению эффективности их инвестиционной и операционной составляющих.

В рамках реализации плана мероприятий ("дорожной карты") поэтапного внедрения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов субъектов естественных монополий, регулируемых организаций в сфере электроэнергетики и проектов с государственным участием, Минэкономразвития России подготовлен законопроект, определяющий принципы согласования инвестиционной деятельности естественных монополий с использованием механизмов технологического и ценового аудита. Законопроект был рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 30 июня 2016 г.

В сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения в 2015 году принят Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов", которым уточняются действующие нормы, направленные на внедрение системы гарантий оплаты потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к негативным экономическим, экологическим, социальным последствиям ("неотключаемые" потребители). Предполагается необходимость формирования адресного списка таких потребителей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с соответствующим гарантированием исполнения этими потребителями обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов.

В рамках реализации стратегии развития электросетевого комплекса совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти продолжена работа по усилению существующих критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (ТСО). Итогом усиления действующих критериев является снижение котловой необходимой валовой выручки (НВВ) регионов в результате исключения неквалифицированных ТСО из состава ТСО, формирующих НВВ региона.