III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме

III. Состав, последовательность и сроки
выполнения административных процедур, требования к порядку
их выполнения, в том числе особенности выполнения
административных процедур в электронной форме

Исчерпывающий перечень административных процедур

207. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

1) прием и регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

2) правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления, в соответствии с Законом о регистрации;

3) формирование и направление межведомственного запроса;

4) внесение записей в ЕГРП, оформление свидетельств о государственной регистрации прав или выписки из ЕГРП, совершение специальных регистрационных надписей на договорах и иных документах, выражающих содержание сделок, либо оформление сообщений об отказе в государственной регистрации прав, уведомления о прекращении государственной регистрации прав;

5) выдача (направление) документов по результатам предоставления государственной услуги;

6) исправление технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав.

Прием и регистрация заявления о предоставлении
государственной услуги и документов, необходимых
для предоставления государственной услуги

Прием и регистрация заявления о предоставлении
государственной услуги и документов, необходимых
для предоставления государственной услуги,
при личном обращении

208. Основанием для начала административной процедуры является получение сотрудником, ответственным за прием документов, от заявителя в ходе личного приема заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых необходимых для предоставления государственной услуги документов, за исключением документов, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе и которые предоставляются органу, осуществляющему регистрацию прав, в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - прилагаемые необходимые документы).

209. При предъявлении заявителем документа, удостоверяющего личность, сотрудник, ответственный за прием документов, проверяет срок действия документа и соответствие данных документа, удостоверяющего личность, данным, указанным в заявлении о предоставлении государственной услуги и прилагаемых необходимых документах.

210. В ходе приема документов от заявителя сотрудник, ответственный за прием документов, проверяет представленные заявление о предоставлении государственной услуги и документы на предмет:

1) оформления заявления о предоставлении государственной услуги в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов Российской Федерации;

2) наличия прилагаемых необходимых документов.

211. При получении документов на государственную регистрацию прав сотрудник, ответственный за прием документов, вносит соответствующую запись в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты.

212. В случае выявления при приеме документов оснований для последующего приостановления или отказа в государственной регистрации прав сотрудник, ответственный за прием документов, обязан сообщить об этом заявителю и дать разъяснения о способах и методах устранения указанных недостатков.

213. В случае если в составе представленных документов имеются документы, исполненные карандашом, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание, сотрудник, ответственный за прием документов, должен:

1) проинформировать об этом заявителя, в том числе сообщить о возможности получить на руки такой документ в целях его приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации как в ходе приема документов, так и после приема документов;

2) с согласия заявителя выдать ему подлинный экземпляр указанного документа на руки в ходе приема документов, сделав об этом соответствующую отметку на копии расписки в приеме документов на государственную регистрацию, а копию такого документа поместить в соответствующее дело правоустанавливающих документов (при отсутствии копии этого документа в составе представленных документов также изготовить ее в указанных целях).

214. Заявитель уведомляется о том, что непредставление требуемого и надлежаще исполненного (оформленного) документа до окончания срока регистрации (приостановления регистрации) повлечет принятие решения об отказе в регистрации, а также о том, что в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона о регистрации заявитель имеет право представить заявление о приостановлении регистрации на срок не более трех месяцев с указанием причины такого приостановления.

215. В случае если заявитель самостоятельно не заполнил форму заявления о предоставлении государственной услуги, по его просьбе сотрудник, ответственный за прием документов, заполняет заявление о предоставлении государственной услуги с использованием программно-технического комплекса.

216. Если представленные вместе с оригиналами копии документов нотариально не заверены (и их нотариальное заверение не предусмотрено законодательством Российской Федерации), сотрудник, ответственный за прием документов, сравнив копии документов с их оригиналами, выполняет на таких копиях надпись об их соответствии оригиналам, заверяет своей подписью с указанием фамилии и инициалов.

217. Сотрудник, ответственный за прием документов, выдает заявителю расписку в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает получение документов на государственную регистрацию прав.

218. Сотрудник, ответственный за прием документов, комплектует заявление о предоставлении государственной услуги и необходимые для государственной регистрации прав документы (далее - пакет документов).

Каждый пакет документов идентифицируется регистрационным номером заявления о предоставлении государственной услуги.

219. В конце рабочего дня сотрудник, ответственный за прием документов, формирует сопроводительные реестры передаваемых в уполномоченное структурное подразделение пакетов документов для проведения в отношении них правовой экспертизы.

220. Один экземпляр реестра передаваемых пакетов документов остается в структурном подразделении органа, осуществляющего регистрацию прав, ответственном за прием заявлений о предоставлении государственной услуги и необходимых для предоставления государственной услуги документов, с отметкой о получении, указанием даты и подписью должностного лица, принявшего пакеты документов для проведения правовой экспертизы.

221. Результатом административного действия является формирование в электронном виде реестра передаваемых пакетов документов и их передача для проведения правовой экспертизы в порядке электронного документооборота.

Прием и регистрация заявления о предоставлении
государственной услуги и документов, необходимых
для предоставления государственной услуги, при направлении
заявления о предоставлении государственной услуги
почтовым отправлением

222. Основанием для начала административной процедуры является получение сотрудником, ответственным за ведение делопроизводства в органе, осуществляющем регистрацию прав, заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых необходимых документов, представленных посредством почтового отправления.

223. Сотрудник, ответственный за ведение делопроизводства:

1) проверяет представленные документы на предмет:

оформления заявления о предоставлении государственной услуги в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

наличия прилагаемых необходимых документов, указанных в заявлении о предоставлении государственной услуги;

2) при отсутствии документа, включенного в опись вложения, составляет акт в трех экземплярах, один экземпляр которого прилагает к поступившим документам, второй передает организации почтовой связи (ее представителю), третий прилагает к расписке в получении документов на государственную регистрацию, направляемой заявителю (если такой акт не составлен организацией почтовой связи);

3) прилагает к поступившим на государственную регистрацию прав документам конверт, в котором поступили документы, и опись вложения к ним.

224. Если заявление о предоставлении государственной услуги и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены в орган, осуществляющий регистрацию прав, посредством почтового отправления, расписка в получении документов при наличии соответствующего указания в таком заявлении направляется по указанному в этом заявлении почтовому адресу в течение рабочего дня, следующего за днем получения органом, осуществляющим регистрацию прав, указанных документов.

225. В конце рабочего дня сотрудник, ответственный за ведение делопроизводства, формирует сопроводительные реестры передаваемых в уполномоченное на проведение государственной регистрации прав структурное подразделение для проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов.

226. Пакеты документов с сопроводительными реестрами направляются в порядке делопроизводства в уполномоченное на проведение государственной регистрации прав структурное подразделение в начале следующего рабочего дня.

227. Один экземпляр реестра передаваемых пакетов документов остается в принявшем документы структурном подразделении органа, осуществляющего регистрацию прав, с отметкой о получении, указанием даты и подписью должностного лица, принявшего пакеты документов для проведения правовой экспертизы.

Прием и регистрация заявления о предоставлении
государственной услуги и документов, необходимых
для предоставления государственной услуги, при направлении
заявления о предоставлении государственной услуги
в электронной форме

228. Основанием для начала административной процедуры является проверка посредством сервиса официального сайта Росреестра заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых необходимых для предоставления государственной услуги документов, направленных в форме электронных документов, на соответствие требованиям XML-схем, размещенных на официальном сайте Росреестра, а также проверка средств электронной подписи, применяемых при представлении заявления о государственной регистрации.

229. Порядок представления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, установлен приказом N 723.

Правовая экспертиза документов, в том числе
проверка законности сделки (за исключением
нотариально удостоверенной сделки) и установление
отсутствия противоречий между заявляемыми правами
и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого
имущества, а также других оснований для отказа
в государственной регистрации прав или ее приостановления,
в соответствии с Законом о регистрации

230. Основанием для начала административной процедуры по правовой экспертизе документов, представленных на государственную регистрацию прав, проверки законности сделки в соответствии с Законом о регистрации, в том числе установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления является поступление к государственному регистратору документов, представленных на государственную регистрацию прав, от сотрудника, ответственного за прием документов.

231. При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона о регистрации).

232. Основанием для начала правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав на земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства, если заявление о предоставлении государственной услуги было представлено одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка объекта недвижимости, является поступление к государственному регистратору дополнительно к документам, представленным на государственную регистрацию прав, сведений о соответствующем объекте недвижимости, внесенных в государственный кадастр недвижимости в результате кадастрового учета.

233. Правовая экспертиза проводится в том числе в отношении документов, представленных для внесения изменений в записи ЕГРП, в том числе в целях исправления технической ошибки, допущенной при государственной регистрации прав, повторной выдачи свидетельства о государственной регистрации права, выдачи закладной, регистрации законного владельца закладной, погашения регистрационной записи об ипотеке.

234. Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим регистрацию прав, на предмет установления действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления, предусмотренных Законом о регистрации.

235. При проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений.

236. Государственный регистратор проверяет наличие в ЕГРП записей в отношении объекта недвижимости:

1) о зарегистрированных правах;

2) о ранее заявленных правах (правопритязаниях), о заявленных в судебном порядке правах требования;

3) о заявлении о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без личного участия собственника (его законного представителя);

4) о зарегистрированных сделках;

5) о зарегистрированных ограничениях (обременениях) права, в том числе арестах, запрещениях совершения сделок, совершения иных действий в отношении объекта недвижимости, залоге недвижимого имущества, избранного в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

237. Государственный регистратор, проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов, устанавливает:

1) соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа;

2) наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт;

3) соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в представленных документах, сведениям о данном объекте, содержащимся в государственном кадастре недвижимости;

4) наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица.

238. Государственный регистратор, проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов, также удостоверяется в том, что:

1) документы в установленных законодательством случаях нотариально удостоверены, скреплены печатями, имеют надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц;

2) тексты документов написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием мест их нахождения;

3) фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса мест их жительства написаны полностью;

4) в документах нет подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений;

5) документы не исполнены карандашом;

6) документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.

239. Если правоустанавливающим документом является договор (односторонняя сделка), государственный регистратор проверяет его законность (за исключением нотариально удостоверенной сделки).

240. Законность сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) проверяется как в случае государственной регистрации самой сделки, так и в случае государственной регистрации на ее основании перехода, ограничения (обременения) права. При проверке законности сделки государственный регистратор проверяет в том числе:

1) право- и дееспособность сторон;

2) наличие полномочий у представителей, если сделка совершена представителями;

3) наличие существенных условий сделки;

4) указание в ней на наличие ограничения (обременения) права (в том числе проверяет, имеются ли в ЕГРП актуальные (непогашенные) записи, свидетельствующие о наличии ограничений (обременений) права);

5) соблюдение формы сделки, установленной законом или соглашением сторон;

6) принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лица, не являющегося собственником имущества, в случаях, когда закон допускает распоряжение объектом недвижимого имущества не его собственником;

7) соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных законом случаях.

241. При государственной регистрации перехода права на основании сделки государственный регистратор также проверяет факт исполнения ее условий, с которыми закон и (или) договор связывают возможность проведения государственной регистрации перехода прав на объект недвижимого имущества, в том числе оплаты недвижимости, если договором купли-продажи предусмотрено сохранение права собственности за продавцом до такой оплаты.

242. Если на совершение сделки с объектом недвижимого имущества в соответствии с законом требуется согласие третьих лиц, в том числе лиц, в пользу которых установлены ограничения (обременения) права, государственный регистратор проверяет наличие такого согласия и указания в договоре, представленном на государственную регистрацию сделки и (или) перехода права, ограничения (обременения) права, условий, ограничивающих права собственника.

243. Государственный регистратор проверяет сведения о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, залоге недвижимого имущества, избранного в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, препятствующих государственной регистрации прав.

244. Если в ЕГРП или в книге учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества имеется запись об аресте, запрещении совершения сделок с недвижимым имуществом, осуществления в отношении данного объекта регистрационных действий, залоге недвижимого имущества, избранного в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, установленных до совершения сделки, представления заявления о предоставлении государственной услуги, государственный регистратор принимает необходимые меры по получению дополнительных сведений посредством направления письменного запроса в соответствующий орган, принявший такое решение, о том, существовало ли (не было ли прекращено) на момент совершения сделки, представления заявления о предоставлении государственной услуги ограничение, зарегистрированное в ЕГРП и препятствующее проведению государственной регистрации прав.

245. Если в ЕГРП или в книге учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества имеется запись об ограничении (обременении) права, государственный регистратор проверяет также указание на наличие этого ограничения (обременения) в документах, представленных на государственную регистрацию сделки и (или) перехода права.

246. Если в составе документов, представленных на государственную регистрацию прав, имеется заверенная копия решения о наложении ареста, запрещении совершения сделок с объектом недвижимости, запрещении совершения иных действий в отношении объекта недвижимости, залоге недвижимого имущества, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, представленная в орган, осуществляющий регистрацию прав, не органом, наложившим такой арест, запрещение, избравшим залог недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а иными лицами (например, истцом), государственный регистратор запрашивает у названного органа сведения о том, не прекращен ли данный арест (запрещение), не возвращен ли объект залога залогодателю, не обращен ли объект залога в доход государства на момент рассмотрения вопроса о его государственной регистрации.

247. Если в составе документов, представленных на государственную регистрацию прав, представлена незаверенная копия решения о наложении ареста, запрещении совершения сделок с объектом недвижимости, запрещении совершения иных действий в отношении объекта недвижимости, об избрании залога недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, государственный регистратор запрашивает у соответствующего органа, наложившего арест (запрещение), принявшего решение об избрании залога недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, заверенную копию решения о наложении ареста (запрещении), об избрании залога недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также сведения о том, не прекращен ли данный арест (запрещение), не возвращен ли объект залога залогодателю, не обращен ли объект залога в доход государства на момент рассмотрения вопроса о его государственной регистрации.

248. Если Закон о регистрации предусматривает возможность государственной регистрации сделки, права, ограничения (обременения) права (например, ипотеки) при наличии судебного спора в отношении соответствующего объекта недвижимости (по поводу прав на него, обращения на него взыскания и так далее), после разрешения такого спора судом государственный регистратор проверяет наличие (отсутствие) в органе, осуществляющем регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наличии (отсутствии) такого судебного спора (в том числе наличие (отсутствие) в ЕГРП записи о заявленных в судебном порядке правах требования).

249. Государственный регистратор при проведении правовой экспертизы в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебного акта, помимо предусмотренных статьей 28 Закона о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав на основании судебного акта, проверяет:

1) правильность оформления копии судебного акта;

2) вступил ли судебный акт в законную силу;

3) наличие в судебном акте сведений об объекте недвижимости, правообладателе и виде подлежащего государственной регистрации права.

250. При установлении наличия в ЕГРП записи о праве на недвижимое имущество иного лица государственный регистратор удостоверяется в наличии заявления данного лица о государственной регистрации для целей государственной регистрации прекращения зарегистрированного права.

251. Государственный регистратор проверяет действительность иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации прав, в том числе проверяет их надлежащее оформление.

252. Государственный регистратор при проведении правовой экспертизы в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки проверяет:

1) имеющиеся в ЕГРП записи по соответствующему объекту недвижимого имущества о зарегистрированных правах, о ранее заявленных правах (правопритязаниях), о заявлении о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без личного участия собственника (его законного представителя); о зарегистрированных ограничениях (обременениях) права, в том числе арестах, запрещениях заключения сделок, принимая во внимание, что в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случаях, если с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо, лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества, лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий, имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества;

2) сведения о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, препятствующих государственной регистрации.

253. Государственный регистратор принимает решение:

1) о приостановлении государственной регистрации права при наличии причин и оснований для приостановления государственной регистрации права, предусмотренных Законом о регистрации;

2) о государственной регистрации права, если отсутствуют предусмотренные Законом о регистрации причины и основания для приостановления государственной регистрации права и отказа в ее проведении, либо причины и основания, ранее приведшие к приостановлению государственной регистрации права, устранены;

3) об отказе в государственной регистрации прав при наличии предусмотренных Законом о регистрации и Административным регламентом оснований для отказа, в том числе когда не устранены причины и основания, ранее приведшие к приостановлению государственной регистрации права;

4) о прекращении государственной регистрации, если до принятия государственным регистратором решения о государственной регистрации и внесении в ЕГРП записи о сделке, праве или ограничении (обременении) права либо до принятия решения об отказе в государственной регистрации права поступило заявление о предоставлении государственной услуги сторон договора о прекращении рассмотрения заявления (заявлений) о предоставлении государственной услуги и представленных на государственную регистрацию прав документов.

254. В случае если при проведении правовой экспертизы государственным регистратором выявлены документы, которые не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 19 Закона о регистрации, в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменном виде уведомление о приостановлении государственной регистрации прав с указанием конкретной причины (наименования и реквизитов документа, содержание выявленных недостатков и т.д.), а также указать на то, что непредставление требуемого и надлежаще исполненного (оформленного) документа до окончания срока регистрации (приостановления регистрации) повлечет принятие решения об отказе в регистрации.

255. Результатом административной процедуры является принятие государственным регистратором соответствующего решения.

Формирование и направление межведомственного запроса

256. Основанием для начала административной процедуры по формированию и направлению межведомственного запроса о представлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в государственные органы и иные органы, участвующие в предоставлении государственной услуги, является получение необходимых для государственной регистрации прав документов специалистом, ответственным за выполнение указанной административной процедуры.

257. Межведомственный запрос направляется в срок не позднее дня, следующего за днем поступления, сотруднику, ответственному за подготовку документов, заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых необходимых документов.

258. Формирование и направление межведомственного запроса осуществляется в случае непредставления заявителем в инспекцию документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

259. Межведомственный запрос формируется в соответствии с требованиями статьи 7.2 Закона N 210-ФЗ.

260. Межведомственный запрос формируется и направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по каналам системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

261. Направление межведомственного запроса допускается только в целях, связанных с предоставлением государственной услуги.

Внесение записей в ЕГРП, оформление свидетельств
о государственной регистрации прав или выписки из ЕГРП,
совершение специальных регистрационных надписей
на договорах и иных документах, выражающих содержание
сделок, либо оформление сообщений об отказе
в государственной регистрации прав, уведомления
о прекращении государственной регистрации прав

262. Порядок внесения записей в ЕГРП о государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на отдельные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, а также внесения в ЕГРП записей о государственной регистрации отдельных видов прав, ограничений (обременений) прав, сделок установлен приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2013 г. N 765 "Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, порядка присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер, форм свидетельства о государственной регистрации права и специальной регистрационной надписи на документах, требований к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требований к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме" <1> (далее - приказ N 765).

--------------------------------

<1> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июля 2014 г., регистрационный N 33054; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2014, N 46.

263. Свидетельством или выпиской удостоверяется проведенная государственная регистрация наличия, возникновения и перехода права на недвижимое имущество. В свидетельство или выписку вносятся сведения, содержащиеся в ЕГРП на дату его (ее) выдачи, указанную в свидетельстве или выписке (на дату его (ее) подписания государственным регистратором).

264. Свидетельство или выписка оформляются на имя собственника недвижимого имущества, обладателя иных вещных прав на него.

265. Свидетельство или выписка оформляются и выдаются по ходатайству о их выдаче, выраженному в заявлении о предоставлении государственной услуги. При этом свидетельство оформляется только в форме документа на бумажном носителе.

266. Если заявитель не желает получить свидетельство или выписку, то об этом должно быть указано в его заявлении о предоставлении государственной услуги. При отсутствии в заявлении о предоставлении государственной услуги указания как о необходимости выдачи свидетельства или выписки, так и об отсутствии такой необходимости заявителю должна быть выдана выписка.

267. Ходатайство (заявление) о выдаче свидетельства может быть подано заявителем как в течение срока, установленного для рассмотрения органом, осуществляющим регистрацию прав, документов, представленных на государственную регистрацию права на объект недвижимости, так и после государственной регистрации права на данный объект. При этом свидетельство может быть выдано правообладателю, пока право о выдаче свидетельства, на которое он ходатайствует, принадлежит ему согласно записям ЕГРП.

268. По ходатайству (заявлению) правообладателя о выдаче свидетельства ему может быть повторно выдано свидетельство, например взамен ранее утерянного, пришедшего в негодность. В этом случае в графу "Дата выдачи свидетельства" дополнительно вносятся слова "Выдано повторно, взамен свидетельства", далее - дата выдачи предыдущего (предыдущих) свидетельства (свидетельств).

269. Основанием для начала оформления свидетельства или выписки из ЕГРП является принятие государственным регистратором решения о государственной регистрации права, заверение им записи о праве ЕГРП и поступление документов к сотруднику, ответственному за оформление свидетельства или выписки.

270. При государственной регистрации права общей долевой собственности свидетельство или выписка выдаются каждому участнику общей долевой собственности.

271. При государственной регистрации права общей совместной собственности свидетельство или выписка выдаются в единственном экземпляре всем участникам общей совместной собственности.

272. Формирование свидетельства и выписки осуществляется с использованием программных средств, обеспечивающих ведение ЕГРП, зарегистрированных в установленном порядке и введенных Росреестром в промышленную эксплуатацию. Состав включаемых в свидетельство и выписку сведений установлен приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 марта 2013 г. N 147 "Об утверждении форм документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1>.

--------------------------------

<1> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 мая 2013 г., регистрационный N 28427; Российская газета, 2013, N 113.

Исправление технических ошибок, допущенных
при государственной регистрации прав

273. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом, осуществляющим регистрацию прав, при государственной регистрации права и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в ЕГРП, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРП (далее - техническая ошибка в записях), исправляется в трехдневный срок после получения в письменной форме от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях.

274. Орган, осуществляющий регистрацию прав, информирует соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, в тот же срок об исправлении технической ошибки в записях в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

275. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращения, возникновения, перехода зарегистрированного права на объект недвижимого имущества.

276. Содержание заявления об исправлении технической ошибки в записях ЕГРП, представляемого в форме электронного документа, должно соответствовать содержанию заявления об исправлении технической ошибки в записях ЕГРП, представляемого в форме документа на бумажном носителе.

277. Не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления об исправлении технической ошибки в записях ЕГРП в форме электронного документа, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, направляет информацию о приеме заявления об исправлении технической ошибки в записях ЕГРП, подписанную усиленной квалифицированной подписью лица органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, и содержащую дату и время внесения записи в книгу учета входящих документов, номер книги учета входящих документов и порядковый номер записи в этой книге, а также наименование файла, представленного в форме электронного документа, с указанием его объема.

278. Информация направляется:

1) с использованием веб-сервисов - в случае представления заявления об исправлении технической ошибки в записях ЕГРП в форме электронного документа с использованием веб-сервисов;

2) по указанному в заявлении об исправлении технической ошибки в записях ЕГРП адресу электронной почты - в случае представления такого заявления в форме электронного документа через Единый портал государственных услуг, официальный сайт Росреестра в сети Интернет в виде ссылки на информацию, размещенную на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.

Указанная информация должна быть доступна для просмотра и скачивания в течение суток с момента первого перехода по ссылке на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.

279. В случае если в результате технической ошибки физическим или юридическим лицам был причинен вред, такой вред возмещается в соответствии со статьей 31 Закона о регистрации.

Внесение изменений в ЕГРП в связи с изменением сведений
в базовых государственных информационных ресурсах

280. В случае изменения содержащихся в базовых государственных информационных ресурсах сведений о правообладателе (правообладателях), которое не влечет за собой перехода, прекращения права, ограничения (обременения) права на объект недвижимости, орган, осуществляющий регистрацию прав, в течение пяти рабочих дней со дня внесения таких изменений в ЕГРП обязан уведомить правообладателя (правообладателей) об указанных изменениях.

281. Уведомление о внесении изменений в ЕГРП направляется органом, осуществляющим регистрацию прав, правообладателю (правообладателям) одним из следующих способов:

- в виде бумажного документа посредством почтового отправления по адресу, указанному в заявлении о государственной регистрации права, и (или) адресу, сведения о котором содержатся в ЕГРП (при отсутствии указания в таком заявлении адреса электронной почты). При наличии в заявлении о государственной регистрации права адреса электронной почты и почтового адреса заявителя уведомление о внесении изменений в ЕГРП направляется посредством отправления ссылки на электронный документ, размещенный на официальном сайте Росреестра в сети Интернет, по указанному в заявлении адресу электронной почты;

- посредством отправления электронного документа с использованием веб-сервисов в случае представления заявления о государственной регистрации прав в форме электронного документа с использованием веб-сервисов;

- посредством отправления ссылки на электронный документ, размещенный на официальном сайте Росреестра в сети Интернет, по указанному в заявлении адресу электронной почты, в случае представления заявления о государственной регистрации права в форме электронного документа посредством Единого портала государственных услуг, официального сайта Росреестра в сети Интернет.

282. Уведомление о внесении изменений в ЕГРП должно быть доступно для просмотра и скачивания в том числе в виде, пригодном для восприятия человеком, в течение суток с момента первого перехода по ссылке на такое уведомление, размещенное на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.

283. Уведомление о внесении изменений в Единый государственный реестр в форме электронного документа подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора.

284. Уведомление о внесении изменений в ЕГРП в форме бумажного документа оформляется на официальном бланке органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, подписывается государственным регистратором и заверяется оттиском печати органа, осуществляющего регистрацию прав.

285. Днем направления уведомления о внесении изменений в Единый государственный реестр в форме электронного документа считается дата отправки органом, осуществляющим регистрацию прав, электронного документа или ссылки на такой документ, указанная в реквизитах соответствующего электронного сообщения.

Передача сведений о зарегистрированных правах
и ограничениях (обременениях) прав в подразделение
по государственному кадастровому учету для внесения
в государственный кадастр недвижимости

286. Ежедневно сотрудник подразделения по государственной регистрации прав формирует файл в XML-формате со сведениями ЕГРП о зарегистрированных правах и ограничениях (обременениях) прав на объект недвижимости, внесенных изменениях в ЕГРП и передает указанный файл в орган кадастрового учета посредством защищенной сети передачи данных.

Выдача (направление) документов по результатам
предоставления государственной услуги

Выдача документов по результатам предоставления
государственной услуги в случае личного обращения заявителя
для получения документов

287. Основаниями для начала процедуры выдачи документов при личном обращении заявителя являются поступление в структурное подразделение, ответственное за выдачу (направление) документов, соответствующих документов, сформированных по результатам рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги, для выдачи заявителю и личное обращение заявителя для получения документов.

288. Выдача документов при личном обращении заявителя осуществляется сотрудником структурного подразделения, ответственного за выдачу (направление) документов, сформированных по результатам рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги (далее - сотрудник, ответственный за выдачу (направление) документов).

289. Сотрудник, ответственный за выдачу (направление) документов:

1) устанавливает личность заявителя, в том числе проверяет документ, удостоверяющий его личность;

2) проверяет правомочия заявителя, в том числе полномочия представителя правообладателя и (или) участников сделки действовать от их имени при получении документов;

3) выясняет у заявителя номер регистрации заявления о предоставлении государственной услуги и иных документов, представленных на государственную регистрацию прав (внесение изменений в записи ЕГРП, выдачу закладной, регистрацию законного владельца закладной, повторную выдачу свидетельства), и (или) заявления о предоставлении государственной услуги и иных документов, представленных на государственный кадастровый учет, указанный в расписке в получении документов;

4) находит документы, подлежащие выдаче, в том числе документы, представленные на государственную регистрацию прав (внесение изменений в записи ЕГРП, выдачу закладной, регистрацию законного владельца закладной, повторную выдачу свидетельства), расписку в получении документов на государственную регистрацию, а также свидетельство (свидетельства) и иные документы;

5) знакомит заявителя с перечнем выдаваемых документов (оглашает названия выдаваемых документов);

6) выдает документы заявителю;

7) на экземпляре расписки в получении документов на государственную регистрацию прав, хранящейся в деле правоустанавливающих документов, делает отметку о выдаваемых документах, представленных ранее на государственную регистрацию прав, с указанием их перечня, а также о свидетельстве с указанием его серии и номера, проставляет свои фамилию и инициалы, должность, свою подпись, фамилию и инициалы заявителя и предлагает проставить подпись заявителю;

8) отказывает в выдаче документов в случае, если за выдачей документов обратилось лицо, не являющееся заявителем (его представителем), либо обратившееся лицо отказалось предъявить документ, удостоверяющий его личность.

290. В случае если заявитель, не согласившись с перечнем выдаваемых ему документов, отказался проставить свою подпись под указанной выше отметкой в расписке, документы ему не выдаются и сотрудник, ответственный за выдачу (направление) документов:

1) помещает предназначенные для выдачи документы в дело правоустанавливающих документов;

2) на расписке, хранящейся в деле правоустанавливающих документов, проставляет отметку об отказе в получении документов путем внесения слов "Получить документы отказался", заверяет своей подписью;

3) обеспечивает направление заявителю документов посредством почтового отправления в соответствии с пунктами 292, 293 Административного регламента.

291. Если в течение тридцати рабочих дней со дня истечения срока предоставления государственной услуги заявитель (его представитель) не явился для получения документа, сотрудник, ответственный за выдачу (направление) документов, направляет такой документ посредством почтового отправления по указанному в заявлении о предоставлении государственной услуги почтовому адресу на второй рабочий день после истечения указанного срока, или, если заявление о предоставлении государственной услуги содержит просьбу о направлении такого документа посредством почтового отправления, не позднее рабочего дня, следующего за первым рабочим днем со дня истечения срока предоставления государственной услуги.

Направление документов по результатам предоставления
государственной услуги посредством почтового отправления

292. Основанием для начала процедуры направления заявителю документов посредством почтового отправления является поступление сотруднику, ответственному за выдачу (направление) документов, соответствующих документов, сформированных по результатам рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги.

293. В дело правоустанавливающих документов при направлении документов посредством почтового отправления помещаются уведомление о вручении (после его поступления от организации почтовой связи), копия описи вложения.

Особенности выдачи документов при одновременном
представлении заявлений о предоставлении государственной
услуги и государственном кадастровом учете

294. В случае принятия решения об осуществлении постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и государственной регистрации прав на объект недвижимости заявителю выдаются кадастровый паспорт объекта недвижимости и документы, подлежащие выдаче после проведения государственной регистрации прав.

295. В случае принятия решения об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости и повторной выдаче свидетельства в отношении такого объекта недвижимости на основании соответствующего заявления о предоставлении государственной услуги заявителю выдаются кадастровая выписка и повторно выданное свидетельство.

296. В случае принятия органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета заявителю выдаются, а при наличии соответствующего указания в заявлении о предоставлении государственной услуги - направляются посредством почтового отправления следующие документы:

1) письменное уведомление о возврате приложенных к заявлениям о предоставлении государственной услуги документов с указанием причины такого возврата, а также перечнем возвращаемых документов, подписанное уполномоченным на это должностным лицом органа, осуществляющего регистрацию прав;

2) копия заявления о предоставлении государственной услуги и все приложенные к заявлению о предоставлении государственной услуги документы (оригиналы, копии), в том числе представленный заявителем документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию прав, при этом на данном документе отметка "Погашено" не проставляется, и он может быть представлен при повторном представлении указанного заявления о предоставлении государственной услуги.

297. В подтверждение получения письменного уведомления о возврате приложенных к заявлению о предоставлении государственной услуги документов и непосредственно данных документов при личном обращении заявителя на втором экземпляре данного уведомления проставляются отметка с указанием слов "Уведомление и документы получены", даты их получения, подписи, фамилии и инициалов, должности названного сотрудника, подписи, фамилии и инициалов заявителя.

298. Если заявитель отказался поставить свою подпись под указанной выше отметкой, уведомление и документы ему не выдаются и помещаются в дело правоустанавливающих документов. Об отказе получить документы проставляется отметка на копии указанного уведомления путем внесения слов "Получить уведомление и документы отказался", заверяемая подписью указанного сотрудника.

299. При этом заявителю не позднее следующего рабочего дня направляется письменное сообщение о том, что он в любое время (согласно указываемому в сообщении графику приема-выдачи документов) вправе обратиться за получением названого уведомления и документов или сообщить свой почтовый адрес, по которому ему эти документы могут быть направлены посредством почтового отправления. Копия такого сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.

300. После направления заявителю посредством почтового отправления документов, указанных в пункте 296 Административного регламента, в дело правоустанавливающих документов помещаются:

1) копия уведомления о возврате приложенных к заявлению о предоставлении государственной услуги подлинных документов;

2) оригинал заявления о предоставлении государственной услуги;

3) копии документов, представленных заявителем для государственной регистрации прав;

4) копия сообщения (решения) об отказе в государственном кадастровом учете;

5) копия описи вложения;

6) уведомление о вручении (после его поступления от организации почтовой связи).

301. Порядок и способы направления в форме электронных документов уведомлений и приложенных к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения при отказе в осуществлении государственного кадастрового учета утвержден приказом N 802.