МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 марта 2009 г. N Д23-651
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,
НАХОДЯЩИХСЯ В СОБСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и сообщает.
1. По вопросу о предоставлении земельного участка по процедуре выбора земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ранее сформированного земельного участка, находящегося в федеральной собственности, для строительства объектов недвижимости в постоянное (бессрочное) пользование государственным учреждениям субъектов Российской Федерации и муниципальным учреждениям, а также в аренду государственным унитарным предприятиям.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса определены следующие этапы формирования земельного участка, а именно: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Таким образом, ранее сформированным может быть земельный участок, в отношении которого выполнены все вышеуказанные действия.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке (пункт 5 статьи 30 Земельного кодекса): выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса.
При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса, если иной порядок не установлен Земельным кодексом.
Учитывая положения пункта 3 статьи 30 Земельного кодекса, устанавливающей возможность предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, Департамент недвижимости считает возможным предоставление земельного участка по процедуре выбора земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ранее сформированного земельного участка, находящегося в федеральной собственности, для строительства объектов недвижимости в постоянное (бессрочное) пользование государственным учреждениям субъектов Российской Федерации и муниципальным учреждениям, а также в аренду государственным унитарным предприятиям.
При этом данный порядок должен рассматриваться во взаимной связи с иными нормами законодательства Российской Федерации об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и с основаниями передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность.
По мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, могут быть переданы муниципальным образованиям в порядке предварительного выбора места размещения объекта, а также на условиях, предусмотренных статьей 20 Земельного кодекса, если:
- земельные участки, которые можно изъять для муниципальных нужд по основаниям, установленным статьей 49 Земельного кодекса;
- эти земельные участки предназначены для строительства объектов местного значения, которые необходимы для обеспечения полномочий органов местного самоуправления и которые могут быть переданы в соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
2. По вопросу о порядке безвозмездной передачи в собственность субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления земельных участков, необходимых для обеспечения их развития, находящихся в собственности Российской Федерации и свободных от объектов недвижимости.
Основания и порядок безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность предусмотрены пунктом 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ. В рамках данного Федерального закона N 122-ФЗ передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, осуществляется в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Иных оснований безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность законодательством не предусмотрено.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 19 Земельного кодекса предусмотрена возможность безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития. При этом требуется подтвердить, что указанные земельные участки необходимы для развития муниципального образования. Данное обстоятельство может быть подтверждено утвержденным документом территориального планирования.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ