МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 29 декабря 2018 г. N 39283-СГ/Д01и

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Минэкономразвития России в рамках реализации мероприятия 11.3 плана ведомственного проекта "Стимулирование привлечения инвестиций в инновационный сектор экономики Российской Федерации", утвержденного Министром экономического развития Российской Федерации Орешкиным М.С. от 30 ноября 2017 г. N 4-МО/КО разработаны методические материалы (требования) к разработке положений о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции.

Направляем вышеуказанные материалы для доведения до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также субъектов хозяйственной деятельности, подпадающих под действие Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в целях руководства и использования в работе.

Также для использования органами исполнительной власти и институтами развития, отвечающими за реализацию мер, направленных на поддержку инновационной деятельности, направляется информация о лучших практиках стимулирования спроса на инновационную продукцию в субъектах Российской Федерации.

С.Н.ГОРЬКОВ

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (ТРЕБОВАНИЯ)
К РАЗРАБОТКЕ ПОЛОЖЕНИЙ О ПОРЯДКЕ И ПРАВИЛАХ ПРИМЕНЕНИЯ
(ВНЕДРЕНИЯ) ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ, УДОВЛЕТВОРЯЮЩИХ
КРИТЕРИЯМ ОТНЕСЕНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ,
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методические материалы (требования) к разработке положений о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (далее - Требования) разработаны в целях обеспечения реализации принципа стимулирования инноваций, предусмотренного статьей 10 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), а также во исполнение части 4.1 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) на единой методической основе, направленной на повышение эффективности за счет увеличения объема закупки и применения (внедрения) современной высокоэффективной, в том числе инновационной, высокотехнологичной, продукции, произведенной отечественными, в том числе малыми и средними, предприятиями.

1.2. Требования применимы при разработке положений о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (далее - Положение) заказчиками, закупочная деятельность которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, Федеральным законом N 223-ФЗ (далее - законодательство о закупках). Для конкретных заказчиков, определенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 года N 475-р, Положения разрабатываются в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, для иных заказчиков Положения могут разрабатываться на основании решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо на основании решения исполнительных органов заказчиков.

1.3. Настоящие требования направлены на обеспечение выполнения плана реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года в части обеспечения формирования механизмов стимулирования спроса на инновации, на обеспечение закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции в объеме, установленном в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 1442, решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо решениями исполнительных органов заказчиков, а также на обеспечение:

а) увеличения количества производственных и организационных задач заказчиков, решаемых путем внедрения ими инновационных решений;

б) повышения эффективности взаимодействия заказчиков и поставщиков инновационной продукции;

в) сокращения сроков внедрения инновационных решений;

г) снижения рисков, связанных с внедрением инновационных решений.

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Заказчик
Организация, закупочная деятельность которой осуществляется в соответствии с законодательством о закупках.
Поставщик инновационного решения (Поставщик, Заявитель)
Организация, осуществляющая разработку и/или производство и/или сбыт инновационной, высокотехнологичной продукции.
Положение
Положение о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции.
Заявка
Пакет документов, формируемый в соответствии с Положением, направленный в соответствии с формой, установленной Положением
Продукция
Товары и/или работы и/или услуги и/или иные объекты гражданских прав, приобретаемые заказчиком на возмездной основе.
Инновационная продукция
Продукция, применение которой Заказчиком обеспечивает существенное повышение эффективности решения производственных и иных задач Заказчика за счет:
- новых или существенно измененных свойств продукции;
- применения при производстве продукции новых или измененных материалов, оборудования, технологий, производственных и организационных процессов, существенно снижающих стоимость такой продукции.
Инновационное решение (Решение)
Совокупность товаров, работ и услуг, совместное применение которых обеспечивает существенное повышение эффективности решения производственных и иных задач Заказчика за счет:
- использования в решении инновационной продукции;
- использования в решении новых способов применения продукции.
Внедрение инновационного решения
Процесс создания и/или приобретения инновационного решения и его применение для решения задач Заказчика.
Задача, требующая инновационного (высокотехнологичного) решения (Задача)
Отраженное во внутренних документах Заказчика представление о текущих и перспективных потребностях Заказчика в инновационных (высокотехнологичных) решениях
Перечень задач
Официально утвержденный перечень текущих и перспективных задач Заказчика, требующих инновационного (высокотехнологичного) решения
Реестр обращений
Реестр, в котором размещаются все заявки, поступившие от Поставщиков, а также отражается информация о статусе инновационного (высокотехнологичного) решения. Формат Реестра обращений устанавливается Заказчиком. Также Заказчик устанавливает состав и содержание публичной и непубличной частей Реестра обращений.
Перечень инновационной, высокотехнологичной продукции
Перечень продукции, отвечающей задачам, требующим инновационного (высокотехнологичного) решения, и критериям отнесения продукции к инновационной, и потенциально пригодных, применимых к внедрению на объектах Заказчика.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Положение разрабатывается ответственными подразделениями Заказчика и утверждается в установленном порядке органом управления Заказчика, в компетенции которого находится вопрос об утверждении внутренних нормативных актов Заказчика.

3.2. Заказчик определяет подразделение, ответственное за разработку, утверждение, изменение и публикацию Положения, а также должностное лицо, осуществляющее контроль за исполнением Положения.

3.3. Положение, а также изменения к нему подлежат опубликованию в сети Интернет на официальном сайте Заказчика в течение трех рабочих дней с даты их утверждения в порядке, установленном Заказчиком.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЩЕМУ ПОРЯДКУ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ

При установлении Положений о порядке и правилах внедрения инновационной, высокотехнологичной продукции рекомендуется придерживаться следующей структуры порядка внедрения:

4.1. Взаимное информирование о спросе и предложении инновационных решений.

4.1.1. Сбор сведений о текущих и перспективных задачах Заказчика, требующих инновационного, высокотехнологичного решения.

4.1.2. Публикация Заказчиком на официальном сайте Заказчика следующих сведений:

а) сведений об установленных целевых показателях по объему закупки и внедрения инновационной продукции на предстоящий календарный год и плановый период;

б) актуальных сведений о текущих и перспективных задачах Заказчика, требующих инновационного (высокотехнологичного) решения, включая сведения о требуемых целевых эффектах, (Перечень задач) в соответствии с форматом, установленным Методическими материалами по применению согласованного формата открытых данных в рамках системы взаимного информирования заказчиков и производителей о спросе и предложении на инновационную, высокотехнологичную продукцию;

в) сведений об установленных Заказчиком форматах и способах получения предложений от поставщиков инновационной продукции в соответствии с форматом, установленным Методическими материалами по применению согласованного формата открытых данных в рамках системы взаимного информирования заказчиков и производителей о спросе и предложении на инновационную, высокотехнологичную продукцию;

г) сведений о возможностях взаимного информирования о спросе и предложении в рамках выставок, конференций и иных мероприятий;

д) сведений о возможных способах поддержки Заказчиком Поставщика на разных этапах жизненного цикла продукции.

4.1.3. Получение Заказчиком (в том числе через систему одного окна) сведений об инновационных решениях, направленных на решение поставленных задач, включая сведения о целевых эффектах, которые будут получены в результате внедрения предлагаемого решения, а также об инновационной продукции, используемой в решении.

4.1.4. Отражение сведений о полученных предложениях инновационных решений от Поставщиков на официальном сайте Заказчика (ведение Реестра обращений) в соответствии с форматом, установленным Заказчиком (в том числе состава и содержания публичной и непубличной частей Реестра обращений).

4.2. Установление соответствия спроса на инновационные решения и предложения инновационных решений.

4.2.1. Проверка соответствия полученного предложения инновационного решения от Поставщика формату, установленному Заказчиком, и публичное отражение принятого решения (в Реестре обращений).

4.2.2. Оценка полученного предложения на соответствие заявленным задачам, требующим инновационного (высокотехнологичного) решения. Отражение принятого решения в Реестре обращений.

4.2.3. Формирование новых задач, требующих инновационного (высокотехнологичного) решения на основании полученных предложений от Поставщиков.

4.2.4. Оценка инновационного решения, соответствующего задачам Заказчика, на применимость, выработка полных условий применения предложенного инновационного решения (в том числе установление требований по доработке, адаптации, сертификации решения; определение сценария приобретения продукции, используемой в решении) и направление набора требований Поставщику. Отражение принятого решения в Реестре обращений.

4.2.5. Ознакомление с предложениями Поставщика по приведению инновационного решения, включая инновационную продукцию, используемую в решении, в полное соответствие установленным требованиям и направление Поставщику предложений по возможным формам поддержки и списка возможных совместных действий.

4.2.6. Мониторинг, анализ и регистрация фактов выполнения действий Поставщика по приведению решения в полное соответствие установленным требованиям. Отражение результатов выполнения требований в Реестре обращений.

4.2.7. Рассмотрение и оценка итогов приведения Поставщиком решения в полное соответствие установленным требованиям. Принятие решения о применимости решения и отражение данного факта в Реестре обращений.

4.3. Формирование перечня инновационной, высокотехнологичной продукции.

4.3.1. Оценка соответствия продукции, используемой в рассматриваемых решениях, критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, формирование и актуализация перечня товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции с указанием решений, в которых такая продукция применяется.

4.3.2. Публикация перечня инновационной, высокотехнологичной продукции на официальном сайте Заказчика. Отражение факта включения продукции в перечень инновационной, высокотехнологичной продукции в Реестре обращений.

4.3.3. Для продукции, включенной в перечень инновационной, высокотехнологичной продукции, подготовка пакета документов с обоснованием целесообразности включения данных решений в План закупок на основе оценки эффективности внедрения (в соответствии с Методическими материалами по оценке эффективности внедрения товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции).

4.4. Закупка продукции (выбор поставщика).

4.4.1. Оценка целесообразности закупки в предстоящем году продукции, включенной в перечень инновационной, высокотехнологичной продукции, принятие решения о включении продукции в План закупок. Отражение факта включения продукции в План закупок в Реестре обращений.

4.4.2. Выбор поставщика продукции в соответствии с действующим законодательством о закупках и внутренними организационно-распорядительными документами Заказчика.

4.4.3. Заключение и исполнение договора поставки (создания) продукции. Отражение факта закупки решения в Реестре обращений.

4.4.4. Применение (эксплуатация) продукции с новыми свойствами.

4.5. Применение (внедрение) продукции.

4.5.1. Учет фактов достижения заявленных производителем результатов внедрения/применения продукции (качественная оценка наличия заявленных эффектов от внедрения/применения продукции, в виде изменений производственной/хозяйственной деятельности заказчика).

4.5.2. Учет фактической стоимости владения продуктом, на жизненном цикле в соответствии с Методическими материалами по применению оценки стоимости жизненного цикла продукции при подготовке к закупке ранее не закупавшейся, в том числе инновационной, высокотехнологичной, продукции при подготовке к закупке ранее не закупавшейся, в том числе инновационной, высокотехнологичной, продукции (письмо Минэкономразвития России от 28 декабря 2017 г. N 38142-ОФ/ДО1и) - по завершении каждого этапа жизненного цикла, всего жизненного цикла, фиксация фактических затрат на владение, понесенных на таком этапе жизненного цикла, всем жизненном цикле.

5. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. В части установления общего порядка внедрения инновационных (высокотехнологичных) решений Положение должно содержать:

а) последовательность действий организаций (включая субъектов малого и среднего предпринимательства) по внедрению своих инновационных решений или предложений в деятельность Заказчика с описанием порядка и сроков прохождения всех процедур и принятия решений;

б) регламент работы структурного подразделения Заказчика, отвечающего за внедрение инновационных решений;

в) порядок установления целевых показателей внедрения инновационных решений;

г) указание на зависимость размера премий и иных стимулирующих выплат работникам Заказчика, ответственным за внедрение инновационных решений, от степени достижения установленных целевых показателей в соответствии с действующими организационно-распорядительными документами Заказчика;

д) сведения о способе взаимодействия с Заказчиком по вопросам внедрения инновационных решений (системе "одного окна");

е) сведения об общих требованиях Заказчика к предлагаемым инновационным решениям в зависимости от стадии жизненного цикла (ссылки на требования ГОСТ, нормативы технического регулирования, набор типовых требований к документации, подтверждающей качество продукции, и т.п.).

5.2. В части взаимного информирования о спросе и предложении инновационных решений Положение должно содержать:

а) порядок формирования и публикации на сайте Заказчика документа, содержащего перечень текущих и перспективных задач, требующих инновационного (высокотехнологичного) решения (Перечень задач). Рекомендуемая форма документа описана в Методических материалах по применению согласованного формата открытых данных в рамках системы взаимного информирования заказчиков и производителей о спросе и предложении на инновационную, высокотехнологичную продукцию;

б) сведения о порядке организации и проведения Заказчиком публичных мероприятий, а также об иных способах разъяснения и уточнения информации о текущих и перспективных задачах Заказчика;

в) сведения о способе и формате предоставления Заказчику информации об инновационных решениях для проведения экспертизы и выявления решений, рекомендуемых к применению Заказчиком, с использованием механизма "одного окна";

г) сведения о порядке организации и проведения Заказчиком мероприятий, направленных на выявления решений, рекомендуемых к применению Заказчиком;

д) указание на возможность предоставления любым юридическим или физических лицом (в том числе сотрудником Заказчика) инновационного решения на экспертизу;

е) сведения о способе и формате отражения Заказчиком информации о поступивших предложениях инновационных решений (Реестр обращений), в том числе указание на обязательные элементы публичной части, а также сведения о формате непубличной части и порядка доступа Поставщика к ней.

5.3. В части установления соответствия спроса на инновационные решения и предложения инновационных решений Положение должно содержать:

а) сведения о порядке и сроках проведения предварительной проверки поступивших предложений, а также способе и формате отражения информации о принятом решении;

б) сведения о порядке и сроках проведения оценки предложений на соответствие заявленным задачам, а также способе и формате отражения информации о принятом решении;

в) указание на возможность Заказчика формировать новые задачи на основании сведений, полученных в предложениях инновационных решений;

г) сведения о порядке и сроках проведения оценки предложений на применимость, а также способе и формате отражения информации о принятом решении;

д) указание на возможность Заказчика привлекать сторонних экспертов и экспертные организации на договорной основе для проведения экспертизы инновационных решений;

е) указание на возможность Заказчика использовать предоставленные лицом, предлагающим инновационное решение, результатов экспертизы, проведенной сторонними организациями, при рассмотрении соответствия инновационных решений задачам Заказчика;

ж) указание на возможность выработки полных условий применения предложенных инновационных решений (в том числе установления требований по доработке, адаптации, сертификации решения, определения сценария приобретения решения), а также способе и формате донесения установленных требований до Поставщика;

з) указание на возможность для Поставщика направить заказчику свои предложения по перечню действий, направленных на приведение решения в полное соответствие установленным требованиям;

и) указание на обязательство Заказчика направить Поставщику предложения по возможным формам поддержки и списке совместных действий по приведению решения в полное соответствие установленным требованиям;

к) сведения о порядке взаимодействия Поставщика и Заказчика в процессе выполнения Поставщиком действий по приведению решения в полное соответствие установленным требованиям, а также о способе и формате отражения фактов выполнения требований;

л) сведения о порядке и сроках проведения оценки решения на применимость, а также способе и формате отражения информации о принятом решении.

5.4. Формирование перечня инновационной, высокотехнологичной продукции:

а) порядок формирования, утверждения и публикации Заказчиком документа, содержащего перечень инновационной, высокотехнологичной продукции;

б) сведения о формате и способе отражения информации о признании продукции, соответствующей критериям инновационной, высокотехнологичной;

в) сведения о порядке подготовки пакета документов с обоснованием целесообразности включения решения в планы закупок (в том числе оценки эффективности внедрения решения);

5.5. В части закупки и внедрения продукции Положение должно содержать:

а) сведения о порядке оценки целесообразности и возможности приобретения в предстоящем году продукции, включенной в перечень инновационной, высокотехнологичной, а также способе и формате отражения информации о принятом решении;

б) указание на то, что подготовка и проведение закупок осуществляется в соответствии с порядком и правилами закупок, установленными законодательством о закупках и организационно-распорядительными документами Заказчика, регламентирующими закупочную деятельность;

в) порядок и правила организации мониторинга сведений о заключении и исполнении договоров, предусматривающих внедрение инновационных решений.

5.6. В части применения (внедрения) продукции Положение должно содержать:

а) порядок и правила организации мониторинга и учета фактов достижения заявленных производителем результатов внедрения, применения продукции, а также способе и формате отражения информации о результатах мониторинга;

б) порядок и правила организации учета фактической стоимости владения продуктом на жизненном цикле, а также способе и формате отражения информации о результатах учета;

в) указание на обязательность ежегодного опубликования на официальном сайте Заказчика в сети Интернет отчета о ходе и результатах внедрения инновационных решений, утвержденного исполнительным органом Заказчика;

г) порядок контроля достоверности сведений, представленных в отчете, подразделением, ответственным за осуществление внутреннего аудита деятельности Заказчика.

5.7. Дополнительно Положение должно содержать:

а) порядок обжалования действий Заказчика, связанных с внедрением инновационных решений;

б) указание на подготовку Заказчиком программ повышения квалификации работников Заказчика в целях получения и последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков в области внедрения инновационных решений;

в) ответственность работников Заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение Положения.

ШАБЛОН
модельного Положения о порядке
и правилах применения (внедрения)
товаров, работ, услуг,
удовлетворяющих критериям отнесения
к инновационной продукции,
высокотехнологичной продукции

ПОЛОЖЕНИЕ
О порядке и правилах применения (внедрения) товаров,
работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения
к инновационной продукции, высокотехнологичной
продукции #<ОРГАНИЗАЦИЯ># <1>

--------------------------------

<1> Здесь и далее угловыми скобками и синим цветом шрифта отмечены места в шаблоне, в которых при подготовке Положения должны быть указаны конкретные значения либо удалены комментарии.

1. Введение

Настоящее Положение о порядке и правилах внедрения инновационной (высокотехнологичной) продукции #<Организация># является внутренним документов #<Организация># и разработано в целях обеспечения реализации принципа стимулирования инноваций, предусмотренного статьей 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

1.1. Цель разработки документа

Положение определяет (устанавливает) цели, последовательность действий и правила осуществления деятельности #<Организация># по внедрению инновационной (высокотехнологичной) продукции.

Цель осуществления деятельности по внедрению инновационной (высокотехнологичной) продукции - повышение эффективности производственной и хозяйственной деятельности в #<Организация># и в ДЗО #<Организация># за счет увеличения объемов закупки и применения инновационной (высокотехнологичной) продукции.

Основные задачи в рамках деятельности по внедрению инновационной (высокотехнологичной) продукции:

- Увеличение количества производственных и хозяйственных задач #<Организация># и ДЗО #<Организация>#, решаемых путем внедрения и применения инновационной (высокотехнологичной) продукции;

- Снижения сроков внедрения инновационной (высокотехнологичной) продукции;

- Снижения рисков, связанных с внедрением и применением инновационной (высокотехнологичной) продукции.

1.2. Целевой пользователь документа

Положение предназначено для применения сотрудниками #<Организация># и сотрудниками ДЗО #<Организация># при осуществлении деятельности в рамках внедрения инновационной (высокотехнологичной) продукции.

Положение также предназначено для использования поставщиками инновационной (высокотехнологичной) продукции для ознакомления с общим порядком внедрения инновационной (высокотехнологичной) продукции в #<Организация>#.

1.3. Ответственный за разработку и корректировку документа

Ответственным за разработку и корректировку настоящего Положения является #<Ответственное подразделение Организации>#.

Изменения к Положению разрабатываются #<Ответственное подразделение Организации>#. Положение и изменения Положения утверждаются #<Указывается порядок утверждения>#.

Контроль за исполнением настоящего Положения осуществляет #<Ответственное лицо Организации>#.

1.4. Термины, определения, сокращения

Термин
Определение, расшифровка
Положение
Положение о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции #<Организация># и ДЗО #<Организация>#.
ДЗО
Дочерние и зависимые общества #<Организация>#
Продукция
Товары и/или работы и/или услуги и/или иные объекты гражданских прав, приобретаемые заказчиком на возмездной основе
Инновационная (высокотехнологичная) продукция, инновационная продукция
Продукция, применение которой обеспечивает вычислимое повышение эффективности решения производственных и иных задач потребителей такой продукции за счет:
- новых или существенно измененных свойств продукции;
- применения при производстве продукции новых или измененных материалов, оборудования, технологий, производственных и организационных процессов, существенно снижающих стоимость такой продукции
Инновационное (высокотехнологичное) решение
Совокупность товаров, работ и услуг, совместное применение которых обеспечивает существенное повышение эффективности решения производственных и иных задач Заказчика за счет
- использования в решении инновационной продукции;
- использования в решении новых способов применения продукции.
Задача, требующая инновационного (высокотехнологичного) решения (Задача)
Отраженное во внутренних документах Заказчика представление о текущих и перспективных потребностях Заказчика в инновационных (высокотехнологичных) решениях
Заказчик
#<Организация># или ДЗО #<Организация>#, которые публично заявляют о наличии у них задач, требующих инновационного (высокотехнологичного) решения
Поставщик инновационного решения (Поставщик, Заявитель)
Организация, осуществляющая разработку и/или производство и/или сбыт инновационной (высокотехнологичной) продукции
Заявка
Пакет документов, формируемый в соответствии с Положением, направленный в соответствии с формой, установленной данным Положением
Формат сведений о спросе и предложении
Установленная настоящим Положением, спецификация состава и структуры данных о задачах, требующих инновационного (высокотехнологичного) решения и предложении инновационных (высокотехнологичных) решений, предназначенная для согласованного применения Поставщиками и Заказчиками
План закупок
План закупок, формируемый Заказчиком в соответствии с требованиями законодательства о закупках #<Организация>#
АСУД
Автоматизированная система управленческого документооборота #<Организация>#
Перечень задач
Официально утвержденный перечень текущих и перспективных задач Заказчика, требующих инновационного (высокотехнологичного) решения
ОРД
Организационно-распорядительные документы Заказчика
Перечень инновационной, высокотехнологичной продукции
Перечень продукции, отвечающей задачам, требующим инновационного (высокотехнологичного) решения и критериям отнесения продукции к инновационной, и потенциально пригодных, применимых к внедрению на объектах #<Организация># и ДЗО #<Организация>#
Реестр обращений
Реестр, в котором размещаются все заявки, поступившие от Поставщиков, а также отражается информация о статусе инновационного (высокотехнологичного) решения

2. Общие положения

3. Порядок внедрения инновационной (высокотехнологичной) продукции

3.1. Основные этапы порядка внедрения инновационной (высокотехнологичной) продукции представлены на блок-схеме в Приложении 1 настоящего Положения.

3.2. Общий порядок внедрения инновационной (высокотехнологичной) продукции состоит из следующих основных этапов:

3.2.1. Взаимное информирование о спросе на инновационные решения и предложении таких решений:

- установление и публикация Заказчиком целевых показателей по закупке и внедрению инновационной продукции;

- сбор сведений о потребностях в инновациях, задачах, требующих инновационного (высокотехнологичного) решения Заказчиком;

- публикация Перечня задач, требующих инновационного (высокотехнологичного) решения;

- публикация сведений о возможных способах поддержки Заказчиком Поставщика на разных этапах жизненного цикла продукции;

- сбор заявок от поставщиков инновационной продукции в соответствии с установленным форматом;

- регистрация заявок от поставщиков в Реестре обращений и АСУД #<Организация># для дальнейшего рассмотрения.

3.2.2. Установление соответствия спроса на инновационные (высокотехнологичные) решения и предложения инновационных (высокотехнологичных) решений:

- проверка заявок на соответствие установленному формату;

- рассмотрение и оценка заявок #<Ответственное подразделение Организации># Заказчика на соответствие задачам, требующим инновационного (высокотехнологичного) решения, текущим и перспективным задачам, определенным в Программе инновационного развития Заказчика;

- формирование новых задач, требующих инновационного (высокотехнологичного) решения на основании сведений, полученных от Поставщиков;

- рассмотрение и оценка заявки #<Ответственное подразделение Организации># Заказчика на применимость (соответствие требованиям ГОСТ, техническим стандартам Организации, иным документам), определение конечного набора условий применения предложенного инновационного (высокотехнологичного) решения, определение сценария приобретения;

- запрос дополнительной информации в случае необходимости;

- формирование Поставщиком предложений по составу действий по приведению решения в полное соответствие с установленными Заказчиком требованиями;

- рассмотрение #<Ответственное подразделение Организации># Заказчика предложений Поставщика по составу действий, оценка потенциальных мер поддержки и форм участия Заказчика в приведении решения в полное соответствие установленным требованиям;

- выполнение Поставщиком действий по приведению решения в полное соответствие установленным требованиям с учетом предложенных форм поддержки;

- принятие решения #<Ответственное подразделение Организации># Заказчика о применимости решения.

3.2.3. Формирование перечня инновационной, высокотехнологичной продукции:

- формирование (актуализация) и утверждение перечня инновационной, высокотехнологичной продукции, допущенной к применению;

- подготовка пакета документов с обоснованием целесообразности включения отобранной продукции в план закупок, оценка эффективности внедрения отобранной продукции.

3.2.4. Закупка продукции (выбор поставщика):

- оценка необходимости/целесообразности и возможности приобретения в предстоящем плановом периоде продукции из перечня инновационной, высокотехнологичной продукции;

- включение в План закупок выбранной продукции для сложных сценариев приобретения - обеспечение реализации сценариев приобретения до включения в План закупок;

- проведение процедуры выбора поставщика продукции из Плана закупок #<Организация>#;

3.2.5. Внедрение (применение продукции):

- мониторинг "жизненного цикла" продукции и промежуточных результатов опытно-промышленной эксплуатации;

- получение и публикация сведений, отражающих степень достижения ключевых показателей эффективности, полученных в ходе и в результате внедрения продукции.

3.3. Формирование Перечня задач, требующих инновационного (высокотехнологичного) решения

3.3.1. #<Ответственное подразделение Организации># совместно с профильными структурными подразделениями #<Организация># на протяжении всего года осуществляет сбор первичных сведений о потребностях в инновационных решениях от ДЗО и подразделений Организации в рамках основной и инвестиционной деятельности.

3.3.2. На основе собранных сведений, текущей редакции Перечня задач, задач, сформированных в соответствии с п. 3.5.5 настоящего Положения, а также информации о потребностях Организации, содержащейся в Программе инновационного развития Заказчика, не позднее чем за два месяца до окончания текущего календарного года, #<Ответственное подразделение Организации># составляет актуализированный Перечень задач, требующих инновационного (высокотехнологичного) решения Заказчика в соответствии с форматом, установленным в Приложении 2 настоящего Положения.

3.3.3. Перечень задач Заказчика утверждается #<Управляющий орган Организации># в соответствии с ОРД Заказчика не позднее чем за один месяц до окончания текущего календарного года.

3.3.4. Утвержденный Перечень задач публикуется на официальном сайте Заказчика не позднее чем через три календарных дня после его утверждения в соответствии с п. 3.3.3 в разделе #<Раздел>#. #<Или в составе актуализированной версии Программы инновационного развития Заказчика># Вместе с Перечнем задач в том же разделе на сайте #<В ПИР># размещается информация о целевых показателях закупки инновационной продукции Заказчиком, а также о возможных способах поддержки Заказчиком Поставщика на разных этапах жизненного цикла продукции.

3.4. Формирование Реестра обращений

3.4.1. Информация об инновационных (высокотехнологичных) решениях, размещается в Реестре обращений #<Организация># в соответствии с формой, установленной Приложением 5 настоящего Положения.

3.4.2. Сбор предложений о включении решений в Реестр обращений производится на регулярной основе.

3.4.3. Реестр обращений состоит из публичной и непубличной частей. Перечень информации, размещаемой в публичной части Реестра обращений определяется Заказчиком. Публичная часть Реестра обращений размещается на официальном сайте #<Организация># в разделе #<Раздел>#. Новая версия Реестра обращений публикуется после каждого внесенного в него изменения не позднее чем через 3 календарных дня.

3.4.4. Заявку на включение решения в Реестр обращений может подать любое структурное подразделение #<Организация>#, ДЗО, сторонняя организация.

3.4.5. Заявки на включение решения в Реестр обращений оформляются в соответствии с формой согласно Приложению 3 настоящего Положения.

3.4.6. Заявки на включение решения в Реестр обращений направляются в #<Организация># через специальную форму на официальном сайте #<Организация> ("Система одного окна")# или на электронный адрес #<адрес># с указанием темы письма "Предложение в Реестр обращений".

3.4.7. Перед подачей заявки на включение решения в Реестр обращений Поставщику необходимо ознакомиться с #<набор требований и информации для Поставщика, рекомендуется привести ссылки на основные документы и требования в данном разделе Положения>#

3.4.8. В заявке на включение решения в Реестр обращений в соответствии с формой из Приложения 3 Заявитель указывает номера задач из Перечня задач, которым, по мнению Заявителя, может удовлетворить предлагаемое решение.

3.4.9. Заявитель имеет возможность подать свои предложения для уточнения Перечня задач #<Организация>#. Для этого он может при подаче заявления о включении решения в Реестр обращений заполнить специальный раздел в соответствии с формой согласно Приложению 3.

3.4.10. #<Ответственное подразделение Организации># осуществляет сбор всех поступивших в соответствии с п. 3.4.6 настоящего Положения заявок, регистрирует каждую поступившую заявку в Реестре обращений Заказчика и информирует об этом Поставщика в течение двух рабочих календарных дней после поступления заявки.

3.4.11. Если заявителю для подачи заявки о включении решения в Реестр обращений необходимо получить или уточнить информацию, он может запросить эту информацию, используя специальную форму на сайте #<форма># или по электронному адресу #<адрес># с указанием темы письма "Запрос дополнительной информации для включения в Реестр обращений".

3.4.12. #<Ответственное подразделение Организации># Заказчика рассматривает запрос, поступивший в соответствии с п. 3.4.11 настоящего Положения, и направляет ответ Поставщику в течение 14 календарных дней. Заказчик вправе отказать Поставщику в предоставлении дополнительной информации, не содержащейся в открытых источниках.

3.5. Установление соответствия спроса на инновационные (высокотехнологичные) решения и предложения инновационных (высокотехнологичных) решений

3.5.1. #<Ответственное подразделение Организации># совместно с профильными структурными подразделениями Заказчика в течение семи календарных дней принимает решение о соответствии заявки формальным требованиям формата предоставления заявки, отражает в Реестре обращений принятое решение #<Например, присваивая статусы "НЕ соответствует формату", "Соответствует формату">#, информирует об этом Поставщика в течение двух рабочих календарных дней после принятия решения.

3.5.2. Если заявка не соответствует формальным требованиям, то #<Ответственное подразделение Организации># информирует Поставщика о том, какие разделы формы заявки не соответствуют формальным требованиям. #<Возможно, добавляя к статусу в Реестре обращений "НЕ соответствует формату" соответствующую информацию>#

3.5.3. В случае несоответствия заявки формальным требованиям заявитель имеет возможность осуществить повторную подачу заявки, устранив замечания, в соответствии с порядком, описанным в п. 3.4.6 настоящего Положения.

3.5.4. Если заявка соответствует формальным требованиям, то #<Ответственное подразделение Организации># в течение семи календарных дней оценивает предложение на соответствие задачам, требующим инновационного (высокотехнологичного) решения, текущим и перспективным задачам, определенным в Программе инновационного развития Заказчика, отражает в Реестре обращений принятое решение #<Например, присваивая статусы "НЕ соответствует задачам", "Соответствует задачам">#, информирует об этом Поставщика в течение двух рабочих календарных дней после принятия решения.

3.5.5. Заказчик, на основании поступившей от Поставщиков информации, может формировать новые задачи, требующие инновационного (высокотехнологичного) решения. В этом случае #<Ответственное подразделение Организации># оперативно актуализирует Перечень задач и информирует об этом Поставщика.

3.5.6. Если в соответствии с п. 3.5.4. принято решение о несоответствии предложения Поставщика задачам Заказчика, то #<Ответственное подразделение Организации># информирует Поставщика о причинах отклонения заявки. #<Возможно, добавляя к статусу в Реестре обращений "НЕ соответствует задачам" соответствующую информацию>#

3.5.7. Если в соответствии с п. 3.5.4 принято решение о соответствии предложения Поставщика задачам Заказчика, то #<Ответственное подразделение Организации># направляет пакет заявочной документации в #<Техническое подразделение Организации>#.

3.5.8. После получения пакета заявочной документации в соответствии с п. 3.5.7 настоящего Положения #<Техническое подразделение Организации># совместно с #<Ответственное подразделение Организации># и согласно внутренним ОРД Заказчика производит оценку предлагаемого решения на предмет применимости Заказчиком, определяет полные условия ее применения (в т.ч. набор требований по доработке и адаптации решения, сертификации продукции, определение сценария приобретения решения/продукта), запрашивая в случае необходимости дополнительную информацию у Поставщика, отражает в Реестре обращений принятое решение. #<Возможно, присваивая статусы в Реестре обращений "НЕ применимо", "Применимо", "Условно применимо"># Срок рассмотрения - не более 30 календарных дней со дня получения пакета документов.

3.5.9. В случае, если в соответствии с п. 3.5.8 настоящего Положения принято решение о неприменимости предлагаемого решения, #<Ответственное подразделение Организации># информирует об этом Поставщика в течение 3 календарных дней, направляя обоснование принятого решения.

3.5.10. Если в соответствии с п. 3.5.8 настоящего Положения принято решение о применимости предлагаемого решения, то #<Ответственное подразделение Организации># информирует об этом Поставщика в течение 3 календарных дней.

3.5.11. Если в соответствии с п. 3.5.8 настоящего Положения принято решение об условной применимости предлагаемого решения, #<Ответственное подразделение Организации># информирует об этом Поставщика в течение 3 календарных дней и направляет Поставщику набор требований по доработке предложенного решения.

3.5.12. Поставщик на основе информации, полученной в соответствии с п. 3.5.11 настоящего Положения, формирует предложения по составу действий по приведению решения в полное соответствие установленным требованиям и представляет их Заказчику.

3.5.13. В состав действий по приведению решения в соответствие установленным требованиям могут включаться работы или мероприятия, реализуемые непосредственно Заказчиком, либо за реализацию которых отвечает Заказчик. За включение в состав действий работ или мероприятия, необходимых Заказчику и выполняемых Заказчиком, отвечает #<Ответственное подразделение Организации>#. Необходимые пункты включаются в подготовленный Поставщиком состав действий в рамках процедуры согласования. Заказчик вправе отказать Поставщику в реализации мероприятий своими силами.

3.5.14. После получения предложений Поставщика по составу действий по приведению решения в полное соответствие установленным требованиям #<Ответственное подразделение Организации># совместно с другими профильными подразделениями #<Организации># в течение 14 календарных дней направляет Поставщику свои предложения по формам поддержки и набору совместных действий, на который готов пойти Заказчик. Формат взаимодействия при выполнении действий по приведению решения в полное соответствие установленным требованиям определяется совместно Поставщиком и #<Ответственным подразделением Организации>#. Основные принципы взаимодействия в зависимости от стадии жизненного цикла решения представлены в Приложении 4 настоящего Положения.

3.5.15. Поставщик по ходу приведения решения в полное соответствие установленным требованиям предоставляет в #<Ответственное подразделение Организации># информацию о выполнении отдельных действий, а также подтверждение результатов выполнения требований, полученных в соответствии с п. 3.5.11.

3.5.16. По завершении приведения решения в полное соответствие установленным требованиям #<Ответственное подразделение Организации># рассматривает и оценивает итоги приведения Поставщиком решения в полное соответствие установленным требованиям в течение 7 календарных дней и принимает решение о соответствии задачам, требующим инновационного (высокотехнологичного) решения, текущим и перспективным задачам, определенным в Программе инновационного развития Заказчика, отражает в Реестре обращений принятое решение #<Например, присваивая статусы "НЕ соответствует задачам", "Соответствует задачам">#, информирует об этом Поставщика в течение двух рабочих календарных дней после принятия решения.

3.5.17. Если в соответствии с п. 3.5.15 принято решение о соответствии предложения Поставщика задачам Заказчика, то #<Ответственное подразделение Организации># направляет пакет заявочной документации в #<Техническое подразделение Организации>#, которое рассматривает полученную документацию в соответствии с п. 3.5.8.

3.6. Формирование перечня инновационной, высокотехнологичной продукции

3.6.1. На основе продукции, используемой в решениях, признанных применимыми в соответствии с п. 3.5.8 настоящего Положения, #<Ответственное подразделение Организации># формирует (актуализирует) перечень инновационной, высокотехнологичной продукции, допущенной к применению на объектах #<Организация>#. Периодичность актуализации перечня инновационной, высокотехнологичной продукции - #<раз в квартал>#. Перечень инновационной, высокотехнологичной продукции согласуется с #<Управляющий орган Организации># и утверждается #<Ответственное лицо Организации>#.

3.6.2. Утвержденный перечень инновационной, высокотехнологичной продукции публикуется на официальном сайте Заказчика в разделе #<раздел>#.

3.6.3. Факт включения продукции, используемой в решении, в перечень инновационной, высокотехнологичной продукции отражается в Реестре обращений. #<Например, присвоением статуса "Допущено к применению">#

3.6.4. Для продукции, включенной в перечень инновационной, высокотехнологичной продукции, #<Ответственное подразделение Организации># готовит пакет документов с обоснованием необходимости включения данной продукции в План закупок (в том числе, проводит оценку эффективности внедрения), либо пакет проектной документации, содержащей требования о закупке/применении выбранной продукции, и направляет их в #<Закупочное подразделение Организации>#.

3.7. Закупка продукции (выбор поставщика)

3.7.1. Для продукции из перечня инновационной, высокотехнологичной продукции #<Закупочное подразделение Организации># в соответствии с ОРД Заказчика проводит оценку целесообразности/возможности включения такой продукции в планы и планы-графики закупок на основании обоснований, полученных в соответствии с п. 3.6.3 настоящего Положения, имеющихся сведений о текущих производственных и хозяйственных нуждах, финансовых возможностях и с учетом иных условий и ограничений на проведение закупки такой продукции в соответствии с Единым стандартом закупок и ОРД Заказчика.

3.7.2. Для инновационной продукции, закупка которой признана целесообразной в текущем или следующем плановом периоде #<Закупочное подразделение Организации># совместно с другими профильными подразделениями Заказчика разрабатывает пакет обосновывающих документов в соответствии с действующими правилами и нормами, включая рекомендации по способу закупки и требования по срокам и условиям поставки.

3.7.3. Закупка инновационной продукции, для которой подготовлен и предоставлен в #<Закупочное подразделение Организации># пакет обосновывающих документов, включается #<Закупочное подразделение Организации># в план и/или план-график закупок на соответствующий плановый период.

3.7.4. В случае, если продукция предполагает сложный сценарий приобретения, #<Закупочное подразделение Организации># разрабатывает порядок действий для обеспечения реализации сценария приобретения до включения в План закупок продукции, в составе которой находится выбранная инновационная продукция.

3.7.5. В случае, если в соответствии с пп. 3.7.1 - 3.7.3 принято решение о включении продукции в План закупок, данная информация отражается в Реестре обращений. #<Например, присвоением статуса "Включено в План закупок">#

3.7.6. Процедуры выбора поставщика продукции и заключения договоров на поставку продукции осуществляются в соответствии с Единым стандартом закупок и ОРД Заказчика, регулирующими закупочную деятельность и процедуры заключению договоров.

3.7.7. Факт закупки продукции отражается в Реестре обращений. #<Например, присвоением статуса "Закуплена", "НЕ Закуплена">#

3.8. Внедрение (применение) продукции

3.8.1. Для закупленной продукции #<Ответственное подразделение Организации># ведет учет факта и/или степени достижения заявленного поставщиком эффекта от внедрения (применения) продукции.

3.8.2. Каждый факт достижения заявленного эффекта #<Ответственное подразделение Организации># отражает в соответствующей позиции Реестра обращений и при необходимости прикладывает обосновывающие документы. #<Например, для каждого заявленного эффекта отражает факт его достижения>#

3.8.3. Для закупленной продукции с новыми свойствами #<Ответственное подразделение Организации># ведет сбор и учет сведений о текущей и итоговой (совокупной) фактической стоимости владения продуктом на жизненном цикле и отражает эти сведения в соответствующей позиции Реестра обращений.

Приложение 1

Блок-схема
основных этапов порядка внедрения инновационной
(высокотехнологичной) продукции представлены на блок-схеме

<Содержание документа разрабатывается организацией>

Приложение 2

Формат Перечня
задач <Организация>, требующих инновационного
(высокотехнологичного) решения

<Содержание документа разрабатывается организацией>

Приложение 3

Формат заявки
на включение решения в Реестр обращений <Организация>

<Содержание документа разрабатывается организацией>

Приложение 4

Основные принципы
взаимодействия Заказчика с Поставщиком
в зависимости от стадии жизненного цикла

<Содержание документа разрабатывается организацией>

Приложение 5

Формат Реестра обращений

<Содержание документа разрабатывается организацией>

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ СПРОСА НА ИННОВАЦИОННУЮ ПРОДУКЦИЮ
НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПРАКТИК, ПРИМЕНЯЕМЫХ В СУБЪЕКТАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Поддержка создания инноваций продукции, осуществляемая в различных формах на региональном и федеральном уровнях, привела к появлению значительного количества продуктов с новыми, в том числе инновационными свойствами (далее - инновационная продукция). В субъектах Российской Федерации ведется работа по расширению спроса на такую продукцию.

В целях аккумулирования и дальнейшего распространения практик стимулирования спроса на инновационную продукцию в регионах, а также для детального анализа проблем внедрения инновационной продукции и принятия мер к устранению выявленных проблем проведен анализ практик, применяемых в субъектах Российской Федерации, а также их сопоставление с аналогичной деятельностью в компаниях с государственным участием. По итогам проведенного анализа сформированы следующие рекомендации.

Стимулирование спроса на инновационную продукцию может осуществляться по двум направлениям:

1) Повышение спроса на инновационную продукцию, произведенную в регионе, со стороны компаний с государственным участием и естественных монополий;

2) Повышение спроса на инновационную продукцию со стороны региональных органов исполнительной власти и их подведомственных организаций.

Организация деятельности по стимулированию спроса на инновационную продукцию, высокотехнологичную продукцию может осуществляться на основе установления порядка и правил в соответствии с методическими материалами к разработке положений о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (далее - Методические материалы). Методические материалы и шаблон модельного Положения прилагаются.

Указанные методические материалы направляются как в субъекты Российской Федерации, так и в компании с государственным участием. Организация работы по стимулированию спроса на единой методической базе позволит повысить эффективность и упростит взаимодействие региональных органов власти и компаний с государственным участием, которые являются потребителями инновационной продукции, производимой в регионе.

1. По направлению "Повышение спроса на инновационную продукцию, произведенную в регионе, со стороны компаний с государственным участием и естественных монополий" могут быть рекомендованы следующие мероприятия.

1.1. Развитие кооперации и заключение соглашений с заказчиками.

Практика работы по данному направлению представлена Алтайским краем, Пермским краем, Томской областью, Тюменской областью.

Так, в Пермском крае в рамках взаимодействия с ПАО "Газпром" реализуется дорожная карта проекта "Расширение использования высокотехнологичной продукции, услуг, в том числе импортозамещающей, программного обеспечения наукоемких организаций и высших учебных организаций Пермского края в интересах ПАО "Газпром". Подписана трехсторонняя Дорожная карта по взаимодействию ПАО "Газпром" с промышленным комплексом Пермского края на период с 2018 по 2020 годы с участием Пермского края, ПАО "Газпром" и Минпромторга России, в рамках которой 5 предприятий региона получили возможность поставки высокотехнологичной продукции для нужд ПАО "Газпром" на условиях прямых долгосрочных договоров, а также привлечения федеральных финансовых средств на развитие. Организован цикл встреч, в рамках которых ПАО "СИБУР Холдинг" на площадке Правительства Пермского края и на площадке ООО "СИБУР Химпром" представили свою политику закупок.

1.2. Представление продукции, произведенной в регионе, потенциальным заказчикам.

Практика работы по данному направлению представлена Алтайским краем, Калужской областью, Тюменской Областью.

Так, в Алтайском крае организовано участие инновационно активных компаний региона в профильных выставках и форумах (Международной выставке нефтегазового оборудования и технологий "Нефть и ra3"/MIOGE 2018, Международном военно-техническом форуме "Армия-2018" и Международной специализированной выставке "Сургут. Нефть и Газ - 2018"), разработаны каталоги высокотехнологичной продукции и услуг предприятий региона. Презентационные материалы были направлены крупнейшим заказчикам.

В Калужской области осуществляется информационная поддержка субъектов малого, среднего, в том числе инновационного, предпринимательства и содействие в участии разработчиков инновационных проектов в конференциях, выставках, ярмарках и других мероприятиях.

В Пермском крае на выставке "Дни ЛУКОЙЛа" свою продукцию для рассмотрения специалистами ПАО "ЛУКОЙЛ" представили 44 компании, в итоговый протокол для дальнейшей проработки были включены предложения 35 компаний.

1.3. Организация обучения по вопросу участия в закупках.

В Алтайском крае проведен обучающий семинар для субъектов МСП региона по вопросу участия в закупках крупнейших заказчиков федерального уровня, в котором приняли участие представители ОАО "РЖД", ПАО "Ростелеком", ПАО "Россети", ОАО "Сбербанк России", ПАО "Интер РАО", ГК "Автодор", АО "Алтайкрайэнерго", электронных торговых площадок.

1.4. Содействие разработке, производству и внедрению инновационной продукции.

Практика работы по данному направлению представлена Алтайским краем, Тюменской областью.

Так, в Алтайском крае реализуются мероприятия, направленные на развитие малых и средних предприятий в качестве поставщиков крупнейших заказчиков (далее - "доращивание"). Для таких предприятий разрабатываются индивидуальные карты развития по доращиванию.

В Тюменской области осуществляется расширение сотрудничества с производственными предприятиями с целью проведения на их базе испытаний технологий и образцов резидентов технопарка.

В Калужской области осуществляется содействие в получении разрешительных документов в контрольно-надзорных органах для вывода продукции инновационных предприятий на рынок.

В Томской области организована работа по в проектную документацию заказчика инновационной продукции субъектом МСП на основании итогов предварительного конкурсного отбора.

Также в Томской области создана инфраструктура поддержки промышленной кооперации между малым и крупным производственным бизнесом в рамках единого механизма на базе Центра субконтрактации, который ведет системную работу с 200 малыми, средними и крупными промышленными предприятиями Томской области, фокусируясь в своей деятельности на решении следующих задач:

- интеграция малого и крупного производственного бизнеса;

- решение нестандартных производственных задач;

- привлечение заказов для дозагрузки производства, ведение уникальных баз данных;

- развитие инфраструктуры производственной кооперации в СФО.

2. По направлению "Повышение спроса на инновационную продукцию со стороны региональных органов исполнительной власти и их подведомственных организаций" могут быть рекомендованы следующие мероприятия.

2.1. Формирование реестров (перечней) инновационной продукции

Практика работы по формированию и ведению таких документов представлена Алтайским краем, Калужской областью, Красноярским краем, Москвой, Новосибирской областью, Ульяновской областью.

Так, в Новосибирской области при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, при принятии решения о предоставлении поддержки инвестиционным проектам Новосибирской области, а также при формировании и реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства использовать сведения о технических и эксплуатационных характеристиках инновационной, высокотехнологичной продукции, содержащихся в реестрах, определенных нормативными документами.

В Москве работа по формированию и ведению Перечня осуществляется в соответствии с приказом от 25 марта 2016 г. N П-18-12-47/6 "О формировании и ведении Перечня инновационной, высокотехнологичной продукции и технологий". При формировании Перечня осуществляется постоянное взаимодействие с производителями, проводится внутренняя экспертиза продуктов/технологий/решений на предмет потенциала применения в городском хозяйстве Москвы, сравнение заявленного продукта с отечественными и зарубежными аналогами и другие мероприятия.

2.2. Установление целевого показателя по объему закупок инновационной продукции.

Так, распоряжением Правительства Москвы от 9 февраля 2016 г. N 46-РП "О мерах, направленных на развитие конкуренции в городе Москве" установлено, что объем закупок инновационной продукции в 2018 году должен составить не менее 15% от общего объема закупок каждого заказчика.

В Красноярском крае государственные заказчики обязаны осуществлять закупку инновационной, в том числе нанотехнологической, продукции начиная с 1 января 2019 года в размере не менее 10% от общего годового объема закупок товаров.

В Новосибирской области в отраслевые соглашения по государственным учреждениям области, в перечни качественных показателей деятельности учреждений, учитываемых при определении выплат стимулирующего характера руководителям, включен показатель "обеспечение государственных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции" с указанием доли такой продукции от общего объема закупок в отчетный период в процентах.

2.3. Представление продукции государственным заказчикам и их подведомственным организациям.

В Москве ГБУ "Агентство инноваций Москвы" проводит Сессии московских производителей, которые предоставляют возможность для компаний рассказать о своей инновационной продукции напрямую представителям потенциальных государственных заказчиков, таких как органы исполнительной власти города Москвы, подведомственные им организации и госкомпании. Данный сервис актуален для малых и средних предприятий, являющихся правообладателями представляемой продукции, а также крупных предприятий, предлагающих уникальные разработки.

Каждая Сессия имеет отраслевую направленность. Так, на Сессиях заказчикам представлялись такие продукты, как инновационные тепловые насосы, интеллектуальные приборы учета энергоресурсов, кабель для обозначения путей эвакуации, конструктор дополненной реальности для образовательных учреждений, технологии минеральных покрытий, быстрорастущие деревья, которые нашли свое применение на объектах городского хозяйства.

2.4. Поиск и подбор продукции подзадачи, сформулированные заказчиками.

В Москве ГБУ "Агентство инноваций Москвы" реализует международную программу "Открытые запросы", направленную на поиск высокотехнологичных и инновационных решений для текущих задач города Москвы. В рамках Программы осуществляется аналитический поиск, экспертный отбор, пилотное тестирование к демонстрация в городской среде Москвы инновационных продуктов и технологий. Цель открытых запросов - повышение эффективности взаимодействия между городом с одной стороны, и малыми и средними компаниями, предлагающими инновационные решения, с другой стороны. Применение открытых запросов является общепризнанной мировой практикой. В настоящее время механизм открытых запросов применяют более 50-ти городов мира, среди которых крупнейшие мегаполисы и мировые центры (Барселона, Нью-Йорк, Амстердам, Париж).

2.5. Включение в региональные и муниципальные программы программы позиций, предусматривающих применение инновационной продукции.

Так, в Новосибирской области при разработке и реализации государственных программ Новосибирской области и ведомственных целевых программ Новосибирской области, программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 1 апреля 2016 г. N 89-п, предусмотрена возможность использования организационных механизмов стимулирования процессов вовлечения в гражданский оборот конкурентоспособной инновационной продукции и результатов интеллектуальной деятельности.

В рамках государственной программы Липецкой области "Энергоэффективность и развитие энергетики в Липецкой области", утвержденной постановлением администрации области от 7 ноября 2013 г. N 499, предусмотрено выделение субсидии муниципальным образованиям на конкурентной основе. Порядок предоставления субсидий утвержден постановлением администрации области от 24 января 2018 г. N 35, где одним из критериев отбора муниципального образования является наибольшая величина экономии энергетических ресурсов в результате проведения заявленного мероприятия, стимулирующая применение высокоэффективных инновационных решений и продукции.

В Калужской области осуществляется содействие в применении инновационной продукции организациями при реализации мероприятий в области развития транспортной системы и дорожного строительства, а также в сфере здравоохранения при реализации целевых и государственных программ Калужской области.