6. Требования к КСА "Безопасность на транспорте"
6.1 Состав КСА "Безопасность на транспорте"
КСА "Безопасность на транспорте" состоит из следующих КСА АПК "Безопасный город":
1) КСА обеспечения правопорядка, профилактики правонарушений на дорогах в составе следующих подсистем:
а) фото-, видеофиксации событий (правонарушений) на дорогах;
б) управления видеопотоками и видеоанализа происшествий;
в) контроля и управления мобильным персоналом (экипажами Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации) и др.
2) КСА обеспечения безопасности дорожного движения, в составе следующих подсистем:
а) интеллектуального управления светофорами;
б) планирования дорожной сети;
в) геоинформационной системы мониторинга дорожной обстановки;
г) геоинформационной системы муниципального парковочного оператора;
д) фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения в автоматическом режиме;
е) управления видеопотоками и видеоанализа событий на дорогах;
ж) анализа и прогнозирования дорожной ситуации;
з) сценарного моделирования транспортных потоков;
и) информирования о дорожной ситуации;
к) информационной поддержки парковочного оператора;
л) оплаты услуг парковочного оператора;
м) иные информационные системы.
3) КСА обеспечения безопасности на транспорте в составе следующих подсистем:
а) диспетчеризации и управления дорожной ситуацией;
б) обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства;
в) видеонаблюдения и анализа оперативной обстановки на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства;
г) мониторинга маршрутов транспортных средств (автомобильных, воздушных, водных и железнодорожных);
д) обеспечения экстренной связи, информирования и оповещения на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства;
е) управления общественным транспортом;
ж) диспетчеризации грузового транспорта;
з) контроля технического состояния транспортных средств;
и) сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры;
к) контроля деятельности перевозчиков.
6.2 Назначение и функциональность КСА функционального блока
"Безопасность на транспорте"
6.2.1 Назначение и функциональность сегмента "Обеспечение
правопорядка, профилактики правонарушений на дорогах"
Сегмент "Обеспечение правопорядка, профилактики правонарушений на дорогах" предназначен для решения задач профилактики правонарушений в области дорожного движения, сбора и анализа оперативной информации о ситуации на дорогах, повышения уровня безопасности на дорогах и объектах транспортной инфраструктуры, усиления контроля и повышения качества управления мобильным персоналом, в том числе экипажами Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации и другими.
Основными функциями сегмента "Обеспечение правопорядка, профилактики правонарушений на дорогах" являются:
1) обеспечение видеонаблюдения за ситуацией на дорогах и фото-, видеофиксации правонарушений, а именно:
а) фиксация в автоматическом режиме правонарушений в области дорожного движения и передача полученной информации в центры автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения;
б) фиксация проходящих транспортных средств;
2) видеоанализ событий и происшествий на дорогах, а именно:
а) выявление потенциально опасных событий на дорогах и объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, метрополитена и дорожного хозяйства в режиме реального времени;
б) анализ информации о дорожной ситуации в режиме реального времени;
в) обеспечение доступа к хранимой информации и восстановление хронологии происшествий, в том числе посредством обработки данных с нескольких источников;
г) автоматическое отслеживание маршрутов транспортных средств, в том числе отклонений от маршрутов и графиков городского транспорта;
д) автоматическая проверка транспортных средств на предмет имеющихся правонарушений, угона и прочих.
6.2.2 Назначение и функциональность сегмента "Обеспечения
безопасности дорожного движения"
Сегмент "Обеспечения безопасности дорожного движения" предназначен для решения задач управления транспортными потоками и обеспечения эффективного взаимодействия различных служб и организаций муниципального образования в сфере организации и обеспечения безопасности дорожного движения.
Основными функциями сегмента "Обеспечения безопасности дорожного движения" на дорогах являются:
1) управление логистикой общественного и личного транспорта, включая:
а) расчет расписаний и маршрутов общественного транспорта по результатам сценарного моделирования с учетом данных по пассажиропотокам и перспективным планам развития территорий муниципального образования;
б) расчет оптимальных маршрутов для транспортных средств служб оперативного реагирования;
в) расчет оптимальных маршрутов (коридоров) и графиков проезда для грузового транспорта;
г) расчет маршрутов и расписаний работы городских коммунальных служб;
д) планирование графиков ремонтных работ;
е) планирование зон, ограничивающих движение по типам транспортных средств, и графиков доступа в зоны с ограниченным движением для различных типов транспортных средств;
2) организация и управление муниципальным парковочным пространством, включая:
а) расчет зональности парковочных зон по временному и ценовому признакам для различных категорий транспортных средств;
б) повышение безопасности хранения транспортных средств;
в) обеспечение фото-, видеофиксации нарушений правил парковки;
г) профилактику нарушений правил парковки, включая перемещение транспортных средств, мешающих нормальному дорожному движению;
д) обеспечение расчетов за пользование парковкой;
е) подготовку комплекта документов по нарушениям правил парковки и формирование платежных документов для местной расчетной системы;
3) моделирование транспортных потоков, включая:
а) сбор, хранение и анализ информации о дорожной ситуации с установленных датчиков и контроллеров, средств видеонаблюдения;
б) сценарное моделирование дорожной ситуации с использованием методов исторической симуляции, Монте-Карло и других применимых математических моделей;
4) динамическое прогнозирование дорожной ситуации на базе поступающих в режиме реального времени данных с видеокамер, датчиков и контроллеров дорожного движения, включая:
а) отображение на электронной карте текущей и прогнозируемой дорожной ситуации;
б) адаптивное управление дорожной ситуацией в автоматическом и полуавтоматическом режиме (организация "зеленой волны");
в) расчет сценариев работы периферийных КСА управления дорожным движением (светофоров);
г) прогнозирование последствий дорожного происшествия (события) с учетом данных о текущей дорожной ситуации и исторических данных;
5) автоматическую геолокацию и фиксацию событий (инцидентов) на дорогах с визуализацией на карте города, включая:
а) автоматическое распознавание типа события и его фиксацию на карте города;
б) передачу информации о событии в КСА ЕЦОР;
6) обеспечение функций общественного контроля над работой правоохранительных структур на местах.
6.2.3 Назначение и функциональность сегмента "Обеспечения
безопасности на транспорте"
Сегмент "Обеспечения безопасности на транспорте" предназначен для решения комплекса задач повышения безопасности на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, в том числе обеспечения возможности идентификации и оперативного реагирования на вероятные угрозы общественной безопасности и правопорядка на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, повышения уровня безопасности пассажироперевозок, в том числе коммерческими организациями.
Основными функциями сегмента "Обеспечения безопасности на транспорте" являются:
1) обеспечение экстренной связи на транспортных средствах (автомобильном, железнодорожном, водном и воздушном транспорте), включая:
а) автоматическое оповещение служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях;
б) автоматическое позиционирование точки вызова и регистрацию события;
в) информирование населения по вопросам гражданской обороны;
2) обеспечение экстренной связи на объектах транспортной инфраструктуры (вокзалах, аэродромах, аэропортах, объектах систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также на иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданиях, сооружениях, устройствах и оборудовании), включая:
а) автоматическое оповещение служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях;
б) автоматическое позиционирование точки вызова и регистрацию события;
в) информирование населения по вопросам гражданской обороны;
3) информирование о чрезвычайных ситуациях на транспортных средствах и объектах транспортной инфраструктуры, включая:
а) идентификацию событий на основе поступающей информации с датчиков, установленных на транспортных средствах с визуализацией на электронной карте города;
б) идентификацию событий на основе поступающей информации с датчиков, установленных на объектах транспортной инфраструктуры с визуализацией на электронной карте города;
в) обеспечение доступа к видеопотоку с транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры;
4) контроль маршрутов движения общественного и грузового транспорта, включая:
а) фиксацию отклонений от заданных маршрутов (транспортных коридоров);
б) контроль времени прохождения пути, средней скорости;
в) аналитику по различным характеристикам перемещений общественного транспорта (расстояние, маршрут, время прохождения, длительность остановок, расход топлива, длина рабочей смены водителя, число перевезенных пассажиров и прочие);
г) осуществление весового контроля;
д) диспетчеризацию пассажирского и грузового транспорта в рамках оптимизации маршрутов и управления транспортными потоками;
е) ведение исторической базы перевозок;
5) фиксация на основе видеонаблюдения нарушений условий договоров с частными перевозчиками, осуществляющими пассажирские перевозки, включая:
а) фиксацию отклонений от заданных маршрутов;
б) контроль времени прохождения пути, средней скорости, графика перевозок;
в) аналитику по различным характеристикам перемещений общественного транспорта (расстояние, маршрут, время прохождения, длительность остановок, расход топлива, длина рабочей смены водителя, число перевезенных пассажиров и прочие);
г) предоставление требуемого количества транспортных средств для перевозки;
д) ведение исторической базы перевозок;
6) мониторинг маршрутов воздушных судов, водных судов и железнодорожного транспорта, включая:
а) мониторинг графика расписаний воздушных судов, водных судов и железнодорожного транспорта;
б) информирование об отклонениях в расписании воздушных судов, водных судов и железнодорожного транспорта;
6) контроль результатов технического мониторинга объектов транспортной инфраструктуры, включая:
а) автоматизированный сбор данных технических средств мониторинга и контроля транспортной инфраструктуры в целях последующей аналитической обработки;
б) информационно-аналитическое обеспечение деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере транспортной безопасности;
7) контроль технического состояния транспортных средств, включая:
а) получение и обработку информации о состоянии транспортных средств;
б) автоматическое отслеживание необходимости планового технического обслуживания;
в) ведение единой базы учета технического состояния транспортных средств (по видам транспортных средств);
8) обеспечение автоматизированной проверки и учета данных в рамках процедуры лицензирования перевозчиков, контроль лицензиатов на предмет выполнения условий лицензирования, включая:
а) сбор и анализ информации с тахографов;
б) учет карточек водителей,
в) осуществление проверки на предмет соблюдения условий договоров об осуществлении пассажирских перевозок;
10) организация системы информирования населения о работе общественного транспорта и дорожной ситуации, включая:
а) предоставление информации о маршрутах и об актуальном расписании движения общественного транспорта;
б) информирование о фактической дорожной ситуации и ее динамике.
6.3 Требования к внутреннему и внешнему взаимодействию КСА
функционального блока "Безопасность на транспорте"
КСА функционального блока "Безопасность на транспорте" должны взаимодействовать между собой и со смежными КСА, входящими в состав АПК "Безопасный город" через КСА ЕЦОР.
Для информационного взаимодействия, непредусмотренного протоколами Единого стека открытых протоколов, допускается прямое взаимодействие подсистем КСА, входящих в состав сегмента "Безопасность на транспорте".
Взаимодействие компонентов программного обеспечения в КСА "Безопасность на транспорте" должно осуществляться на основе стандартов на архитектуру построения системных сервисов (служб) и взаимно-совместимых приложений (стандарты типа CORBA, DCOM, SOAP/XML, RPC, RMI или JSON).
Должны быть обеспечены следующие требования к характеристикам взаимосвязи подсистем КСА "Безопасность на транспорте" между собой, с подсистемами смежных КСА:
- взаимодействие КСА подсистем между собой и с подсистемами смежных КСА должно осуществляться на основе открытых протоколов Единого стандарта открытых протоколов;
- сегменты КСА "Безопасность на транспорте" должны проектироваться на основе мультисервисной цифровой сети передачи данных;
- узлы мультисервисной цифровой сети должны быть объединены сетевым протоколом IP;
- все сетевые видеокамеры или кодеры (преобразователи аналогового сигнала в цифровой) должны поддерживать отраслевой стандарт, определяющий протоколы взаимодействия - ONVIF версии 1.02 или выше;
- все передатчики сетевого видео, включая камеры и видеосервера, должны поддерживать компрессию H.264 Main Profile, MJPG для передачи потокового видео и JPEG для передачи отдельных кадров;
- видеоаналитические сервера, подключаемые к сетевым камерам, должны на выходе поддерживать ONVIF версии 2.2 или выше, тип устройства аналитика сетевого видео (NVA) для передачи видео и результатов работы видеоаналитики от сервера к другим компонентам подсистемы;
- сжатое видео должно передаваться по протоколу RTP/RTSP с компрессией H.264 (Main Profile или High Profile) и компрессией MJPG;
- тревожные кадры или фрагменты тревожных кадров должны передаваться в формате JPEG;
- тревожные сообщения, формируемые видеоаналитическими серверами, должны передаваться по протоколу XML/SOAP в соответствии со схемами XML, определяемыми спецификациями сервиса ONVIF Event Service;
- метаданные видеоаналитики, включая координаты объектов и их признаки, должны передаваться в соответствии со спецификациями ONVIF версии 2.2 или выше;
- применение закрытых или проприетарных протоколов обмена и интерфейсов взаимодействия недопустимо.
6.4 Требования к техническому обеспечению КСА
функционального блока "Безопасность на транспорте"
Техническое обеспечение функционального блока "Безопасность на транспорте" должно отвечать следующим общим требованиям:
- образцы средств вычислительной техники и средств коммуникационной техники должны быть сертифицированы;
- обладать расширяемостью;
- обеспечивать устойчивую управляемость;
- электронно-вычислительная техника должна соответствовать или превышать требования технических спецификаций по производительности;
- при выборе технических средств сегмента "Безопасность на транспорте" предпочтение должно отдаваться продукции отечественного производства;
- узлы сети должны обеспечивать высокую готовность (24/7). Для участков сети, требующих повышенную надежность, необходимо предусмотреть резервные каналы связи.
Для обеспечения высокой доступности сервисов сегмента "Безопасность на транспорте" для серверных и сетевых компонент, а также для оборудования, выход которого из строя приводит к недоступности сервиса, время восстановления не должно превышать 2 часа (без учета времени перемещения до места сбоя). Время восстановления для остальной техники 24 часа.
Активное сетевое оборудование должно обеспечивать достаточную пропускную способность для функционирования КСА сегментов АПК "Безопасный город" в соответствии с настоящими требованиями.
Должны применяться видеокамеры, которые позволяют получать цветное видеоизображение в дневное время суток и черно-белое в ночное время. Количество камер видеофиксации определяется из расчета 1 камера на 1 и более полос движения.
Данные о фактах фиксации передвижения транспортных средств, полученные путем распознавания государственных регистрационных знаков (ГРЗ) при передвижении транспортных средств (далее - ТС) через контролируемые зоны формируются с использованием систем идентификации транспортных средств (далее - СИТС). Данные, от уже установленных СИТС, должны передаваться через узлы сбора данных с использованием ЕСОП.
Технические требования к источникам фото-, видеофиксации приведены в Приложении 19.
Требования к абонентским терминалам ГЛОНАСС-GPS/GSM, датчикам спутниковой навигации, бортовому навигационному оборудованию приведены в Приложении 17.
Должны быть соблюдены требования к телекоммуникационной инфраструктуре представленные в Приложении 15.
Технические требования к системе видеонаблюдения представлены в Приложении 16.
6.5 Требования к программному обеспечению КСА
функционального блока "Безопасность на транспорте"
Программное обеспечение КСА сегментов функционального блока "Безопасность на транспорте" должно представлять собой совокупность общего программного обеспечения и специального программного обеспечения.
Программное обеспечение КСА сегментов функционального блока "Безопасность на транспорте" должно обладать открытой, компонентной (модульной) архитектурой, обеспечивающей возможность эволюционного развития, в частности, с учетом включения в состав сегментов функционального блока "Безопасность на транспорте" перспективных КСА.
Программное обеспечение должно быть сертифицировано по требованиям безопасности информации.
Функциональные требования к специальному программному обеспечению базовых станций:
- контроль качества данных от каждой станции сети;
- контроль состояния и целостности всей сети;
- возможность ведения мониторинга сети;
- возможность моделирования ионосферных, тропосферных поправок и учет многолучевости для каждого пользователя;
- передача пользователям информации об используемой системе координат;
- реализация технологии VRS в реальном времени и в постобработке;
- учет информации, предоставляемой пользователям, и реализация мощной биллинговой системы.
Требования к общему программному обеспечению КСА "Безопасность на транспорте" должны быть аналогичны требованиям к общему программному обеспечению функционального блока "Координации работы служб и ведомств" представленных в Приложении 6 (Требования к общему программному обеспечению функционального блока "Координация работы служб и ведомств").
Требования к специальному обеспечению КСА сегментов функционального блока "Безопасность на транспорте" должны быть аналогичны требованиям к специальному программному обеспечению КСА сегментов функционального блока "Координация работы служб и ведомств" представленных в Приложении 7 (Требования к специальному программному обеспечению КСА функционального блока "Координация работы служб и ведомств").
6.6 Требования к информационному обеспечению КСА
функционального блока "Безопасность на транспорте"
Требования к информационному обеспечению КСА сегментов функционального блока "Безопасность на транспорте" должны быть аналогичны требованиям к информационному обеспечению КСА функционального блока "Координация работы служб и ведомств" представленных в разделе 4.6 "Требования к информационному обеспечению КСА функционального блока "Координация работы служб и ведомств".