Приложение 17. ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВОВОМ УПРАВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Приложение N 17
к Приказу МЧС России
от 6 сентября 2011 г. N 495

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРАВОВОМ УПРАВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

1. Правовое управление (далее - Управление) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России). Управление подчиняется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр). Координирует деятельность Управления первый заместитель Министра и статс-секретарь - заместитель Министра.

2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о МЧС России, Типовым положением о юридической службе федерального органа исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. N 207, приказами и распоряжениями МЧС России и настоящим Положением.

3. Управление осуществляет свою деятельность по вопросам, входящим в его компетенцию, во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, территориальными органами МЧС России - региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы), федеральной противопожарной службой Государственной противопожарной службы, спасательными воинскими формированиями МЧС России, Государственной инспекцией по маломерным судам (далее - ГИМС), аварийно-спасательными и поисково-спасательными формированиями, военизированными горноспасательными частями, образовательными, научно-исследовательскими, медицинскими, санаторно-курортными и иными учреждениями и организациями, находящимися в ведении МЧС России (далее - система МЧС России).

4. Управление состоит из отделов:

координации подготовки законодательных и иных нормативных актов и взаимодействия с Федеральным Собранием Российской Федерации;

юридического;

договорной и претензионной работы.

5. Основными задачами Управления являются:

обеспечение координации законопроектной работы при разработке структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России проектов законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции МЧС России;

организация правового обеспечения деятельности системы МЧС России, осуществление работы, связанной с совершенствованием законодательства Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию МЧС России;

обеспечение в установленном порядке единого подхода по вопросам взаимодействия в системе МЧС России с судами общей юрисдикции, арбитражными судами, органами прокуратуры и иными правоохранительными органами в пределах компетенции Управления;

участие в работе по организации исполнения федеральных законов, головным исполнителем которых является МЧС России, после их официального опубликования;

обеспечение соответствия законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, изданным нормативным правовым актам МЧС России нормативных правовых актов, издаваемых МЧС России;

участие в правовом и организационном обеспечении деятельности статс-секретаря - заместителя Министра;

разработка проекта ежегодного плана законопроектной работы в МЧС России;

разработка положения о юридической службе МЧС России;

правовое и организационное обеспечение деятельности Комиссии по законопроектной работе в МЧС России;

организация взаимодействия с комитетами, комиссиями и правовыми подразделениями Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам законопроектной деятельности;

участие в подготовке структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России или подготовка самостоятельно отзывов и заключений на проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов, поступающих в установленном порядке в МЧС России на согласование;

организация и проведение правовой и антикоррупционной экспертиз проектов нормативных правовых актов МЧС России;

осуществление в установленном порядке правовой экспертизы гражданско-правовых договоров, заключаемых МЧС России;

участие совместно с заинтересованными структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России в представлении интересов МЧС России в судебных органах по искам;

участие в работе по реализации МЧС России заключенных международных договоров (соглашений) и конвенций, а также по разработке МЧС России проектов международных договоров (соглашений).

6. Управление в соответствии с возложенными на него основными задачами выполняет следующие функции:

проводит правовую экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, разрабатываемых в МЧС России;

проводит правовой анализ проектов законов и иных нормативных правовых актов, поступающих на рассмотрение (согласование) в МЧС России из органов государственной власти, участвует в подготовке по ним проектов заключений или готовит по ним заключения;

участвует в разработке и выполнении мероприятий по предотвращению коррупционных проявлений в системе МЧС России;

проводит правовую и антикоррупционную экспертизы разрабатываемых в МЧС России нормативных правовых актов, представляемых в Минюст России на государственную регистрацию;

проводит правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов МЧС России на соответствие их законодательству Российской Федерации, ранее изданным приказам МЧС России и при необходимости подготавливает заключения по ним, в том числе заключения по результатам антикоррупционной экспертизы, редактирует их, а также визирует указанные проекты нормативных правовых актов;

проводит по поручению руководства МЧС России правовую экспертизу разрабатываемых в МЧС России проектов международных договоров (соглашений);

проводит мероприятия по защите сведений, составляющих государственную тайну, служебной информации ограниченного доступа в пределах своей компетенции;

организует в установленном порядке взаимодействие с комитетами, комиссиями и правовыми подразделениями палат Федерального Собрания Российской Федерации, а также с полномочными представителями Правительства Российской Федерации, Президента Российской Федерации в Государственной Думе и Совете Федерации по вопросам законопроектной деятельности;

организует проведение в МЧС России мониторинга правоприменения законодательных и иных нормативных правовых актов, разработчиком которых является МЧС России;

осуществляет правовое сопровождение проектов федеральных законов, включенных в план законопроектной работы в МЧС России;

организует научно-практическую работу по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

осуществляет подготовку материалов, необходимых статс-секретарю - заместителю Министра для участия в работе Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности, а также в заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

осуществляет методическое руководство правовой работой в системе МЧС России;

осуществляет оказание работникам МЧС России правового содействия по вопросам, относящимся к компетенции МЧС России;

осуществляет обобщение совместно со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России практики применения законодательства Российской Федерации и разрабатывает предложения по его совершенствованию;

осуществляет разработку и представление в установленном порядке на утверждение Министру проект плана законопроектной работы в МЧС России;

участвует совместно с заинтересованными структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России в сопровождении законопроектов в ходе их согласования, а также при прохождении их в палатах Федерального Собрания Российской Федерации;

участвует в осуществляемой структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России работе по проведению мониторинга правоприменения законодательных и иных нормативных правовых актов, разрабатываемых в МЧС России;

участвует в проводимой структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России работе по отбору и направлению нормативных правовых актов МЧС России на государственную регистрацию в Минюст России;

проводит правовую экспертизу проектов государственных контрактов, иных договоров и соглашений, проектов соответствующих документов по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

организует совместно со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России защиту интересов МЧС России в судах общей юрисдикции, в том числе по поручениям Правительства Российской Федерации;

участвует совместно со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России и финансовой службой в подготовке предложений по возмещению материального ущерба, причиненного МЧС России;

участвует в разработке предложений по совершенствованию государственного управления в сфере деятельности МЧС России и по уточнению его полномочий;

обеспечивает координацию законопроектной (нормотворческой) деятельности в МЧС России;

обеспечивает деятельность Комиссии по законопроектной работе в МЧС России;

обеспечивает правовыми средствами проведение договорной и исковой работы, защиту интересов МЧС России в арбитражных судах и судах общей юрисдикции;

участвует в анализе и обобщении договорной и претензионной работы в МЧС России, судебной практики и подготавливает соответствующие рекомендации;

подготавливает материалы для издания сборника и собрания нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию МЧС России;

подготавливает заключения и справки по правовым вопросам, возникающим в служебной деятельности руководства МЧС России;

подготавливает самостоятельно или совместно со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России предложения об изменении действующих или отмене (признании утратившими силу) нормативных правовых актов МЧС России.

7. Управление в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него задач имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов, организаций МЧС России материалы, необходимые для координации законопроектной работы, а также для подготовки отзывов и заключений на проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

запрашивать и получать от должностных лиц структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов, организаций МЧС России документы и сведения, которые в том числе являются основанием для разработки нормативных правовых актов;

запрашивать в установленном порядке от структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов, спасательных воинских формирований МЧС России и организаций МЧС России материалы, документы, справки, необходимые при рассмотрении исков в судах, а также требовать направления соответствующих специалистов для участия в заседаниях судов и в подготовке необходимых процессуальных документов;

запрашивать в установленном порядке от структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов, спасательных воинских формирований МЧС России и организаций МЧС России справки и другие документы, необходимые для выполнения задач и функций, возложенных на Управление;

осуществлять контроль за представлением на государственную регистрацию в Минюст России нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера;

представлять интересы МЧС России по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами;

вести в установленном порядке переписку с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами, спасательными воинскими формированиями МЧС России и организациями МЧС России по вопросам правовой работы, а также по письмам и заявлениям граждан и сотрудников МЧС России;

получать для ознакомления и использования в работе поступающие в МЧС России законодательные и иные нормативные правовые акты;

возвращать исполнителям на доработку некачественно разработанные, противоречащие законодательству Российской Федерации или содержащие коррупциогенные факторы проекты нормативных правовых актов, составлять по ним необходимые заключения и справки в целях устранения выявленных нарушений;

участвовать в установленном порядке в распределении средств фондов материального поощрения и социально-культурных мероприятий.

8. Управление возглавляет начальник Управления, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном для этой категории руководителя порядке.

Начальник Управления является по должности начальником юридической службы МЧС России. Начальник Управления имеет заместителей.

Заместители начальника Управления назначаются и освобождаются от занимаемой должности в установленном для этой категории должностных лиц порядке.

9. Начальник Управления осуществляет руководство Управлением на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач.

10. Начальник Управления:

осуществляет согласование проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, разрабатываемых МЧС России или поступивших на рассмотрение в МЧС России;

дает поручения руководителям территориальных органов и организаций МЧС России в рамках выполнения соответствующих поручений руководства МЧС России, приказов и распоряжений МЧС России и компетенции Управления;

осуществляет в установленном порядке переписку с руководителями структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, организациями и гражданами по вопросам, входящим в компетенцию Управления в соответствии с Перечнем основных задач, решаемых структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России;

представляет Управление во взаимоотношениях с руководством МЧС России и структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, территориальными органами, федеральной противопожарной службой Государственной противопожарной службы, ГИМС, спасательными воинскими формированиями МЧС России, научно-исследовательскими учреждениями и иными организациями, находящимися в ведении МЧС России, по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

представляет по поручению руководства МЧС России интересы МЧС России по вопросам, относящимся к компетенции Управления, кроме представительства, на осуществление которого согласно законодательству Российской Федерации, выдается доверенность;

распределяет обязанности между заместителями начальника Управления и начальниками отделов Управления;

организует и координирует деятельность отделов Управления, определяет и уточняет задачи отделов, контролирует их выполнение;

осуществляет подбор и расстановку кадров в Управлении;

принимает участие в заседаниях коллегии МЧС России, военного совета, а также в проводимых руководством МЧС России совещаниях при обсуждении на них вопросов, имеющих отношение к практике применения законодательных и нормативных правовых актов;

вносит предложения о поощрении работников Управления и применении к ним мер дисциплинарного воздействия;

участвует в установленном порядке в аттестации работников Управления, а также вносит предложения Министру по вопросам присвоения им специальных званий и классных чинов соответственно;

вносит в установленном порядке предложения об определении размеров надбавок к должностным окладам работников Управления за особые условия государственной службы;

вносит в установленном порядке предложения по устранению нарушений законности, если они имели место в деятельности должностных лиц структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов, спасательных воинских формирований МЧС России и организаций МЧС России;

готовит заключения с предложением о законном порядке разрешения рассматриваемых вопросов в случае несоответствия законодательству Российской Федерации представляемых на подпись Министру проектов нормативных правовых актов, не визируя проекты этих актов.