Приложение 10. ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СИЛ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ И СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Приложение N 10
к Приказу МЧС России
от 6 сентября 2011 г. N 495

ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СИЛ, СПЕЦИАЛЬНОЙ
ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ И СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ МИНИСТЕРСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

1. Департамент пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны (далее - Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России). Департамент починяется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр) и его первому заместителю. Работу Департамента направляют статс-секретарь - заместитель Министра, заместители Министра, главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, главный военный эксперт в соответствии с утвержденным распределением обязанностей между ними.

Руководитель Аппарата Министра координирует деятельность Департамента по вопросам, входящим в компетенцию Аппарата Министра.

2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о МЧС России, приказами и распоряжениями МЧС России, а также настоящим Положением.

3. Департамент осуществляет свою деятельность по вопросам, входящим в его компетенцию, во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, территориальными органами - региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы), федеральной противопожарной службой Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС), спасательными воинскими формированиями МЧС России (далее - спасательные воинские формирования), Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС), аварийно-спасательными и поисково-спасательными формированиями (далее - АСФ и ПСФ), военизированными горноспасательными частями (далее - ВГСЧ), образовательными, научно-исследовательскими, медицинскими, санаторно-курортными и иными учреждениями и организациями, находящимися в ведении МЧС России (далее - система МЧС России), а также в установленном порядке с соответствующими структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях (далее - ЗАТО), противопожарной службой субъектов Российской Федерации и иными видами пожарной охраны.

Департамент в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" относится к особо режимным подразделениям и входит в систему органов защиты государственной тайны Российской Федерации.

4. Департамент состоит из отделов:

анализа и организации планирования;

организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

координации и организации взаимодействия с добровольной пожарной охраной;

1 отдела;

2 отдела;

3 отдела;

4 отдела;

спасательных воинских формирований;

организации службы и подготовки пожарно-спасательных сил;

аварийно-спасательных формирований;

по экологической безопасности, технологическому надзору и охране труда.

5. Основными задачами Департамента являются:

участие в выработке и реализации государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также поиска и спасания людей на водных объектах;

организация разработки и разработка в установленном порядке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МЧС России (далее - проекты нормативных правовых актов) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, поиска и спасания людей на водных объектах;

организация тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах, в закрытых административно-территориальных образованиях (далее - ЗАТО), организациях, в которых создаются объектовые и специальные подразделения ФПС ГПС, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

организация профилактики пожаров в особо важных и режимных организациях (далее - охраняемые объекты), в которых создаются объектовые и специальные подразделения ФПС ГПС;

организация деятельности специальных подразделений ФПС ГПС по осуществлению государственного пожарного надзора, контрольных и разрешительных функций в области обеспечения пожарной безопасности в ЗАТО;

организация и ведение работы по охране труда в системе МЧС России;

координация деятельности добровольной пожарной охраны;

организация проведения мероприятий по обеспечению готовности АСФ и ПСФ и спасательных воинских формирований к выполнению задач по предназначению в мирное и военное время.

6. Департамент в соответствии с возложенными на него основными задачами осуществляет следующие основные функции:

разрабатывает основы единой государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности;

разрабатывает проект положения о ФПС ГПС;

разрабатывает нормативы по пожарно-строевой подготовке, обеспечению физического совершенствования личного состава ФПС ГПС;

проект перечня организаций, в которых создаются объектовые и специальные подразделения ФПС ГПС;

разрабатывает проект перечня объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана;

разрабатывает проект правил выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями ФПС ГПС;

разрабатывает проекты нормативных правовых актов МЧС России и методические материалы по организации ведомственной и добровольной пожарной охраны, а также противопожарного обеспечения на военное время;

разрабатывает порядок присвоения квалификационных званий сотрудникам ФПС ГПС;

разрабатывает порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

разрабатывает порядок организации службы в подразделениях пожарной охраны;

разрабатывает порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны;

разрабатывает основы единой политики в области развития и подготовки сил и средств спасательных воинских формирований, АСФ и ПСФ;

разрабатывает основные направления совершенствования подготовки сил гражданской обороны, повышения их готовности к применению в мирное и военное время;

разрабатывает предложения о привлечении в установленном порядке к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

разрабатывает проект положения о спасательных воинских формированиях;

разрабатывает рекомендации по укреплению правопорядка и дисциплины в спасательных воинских формированиях, а также по морально-психологической подготовке личного состава, социально-правовой и социально-психологической работе;

разрабатывает порядок планирования и организации подготовки спасательных воинских формирований к совместным с Вооруженными Силами Российской Федерации действиям в целях обороны Российской Федерации;

разрабатывает предложения по организации социальной защиты военнослужащих и ветеранов войск гражданской обороны;

разрабатывает основные направления политики МЧС России в области развития подготовки и применения АСФ и ПСФ, организации ведения ими аварийно-спасательных работ;

разрабатывает примерное положение о спасательных службах МЧС России (водолазной, конно-кинологической и др.);

разрабатывает нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность АСФ и ПСФ и применение спасательных технологий;

разрабатывает нормы обеспеченности АСФ и ПСФ спасательным оборудованием, снаряжением и плавсредствами;

разрабатывает проекты нормативных правовых актов, ведомственных нормативных документов в области проведения подводных работ особого (специального) назначения;

разрабатывает порядок разработки и представления деклараций безопасности подводных потенциально опасных объектов во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации (далее - ППОО);

разрабатывает совместно с Департаментом тыла и вооружения номенклатуру, технические требования и объемы поставок для государственных нужд пожарно-технической продукции, аварийно-спасательного оборудования, пожарно-спасательных плавсредств, снаряжения и другого имущества для осуществления деятельности ФПС ГПС, ПСФ и спасательных воинских формирований, в том числе по государственному оборонному заказу;

разрабатывает проекты нормативных правовых актов, регламентирующие деятельность по вопросам охраны труда в системе МЧС России;

разрабатывает рекомендации по координации деятельности добровольной пожарной охраны;

разрабатывает порядок формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных;

организует тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в ЗАТО, в особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные подразделения ФПС ГПС;

организует профилактику пожаров в ЗАТО, в особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные подразделения ФПС ГПС;

организует мероприятия по обеспечению пожарной безопасности объектов высших органов государственной власти Российской Федерации;

организует мероприятия по обеспечению пожарной безопасности организаций, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса;

организует мероприятия по обеспечению пожарной безопасности объектов, подведомственных Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации и Федеральной службе охраны Российской Федерации;

организует обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия;

организует дознание по делам о пожарах в ЗАТО, в особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные подразделения ФПС ГПС, а также административно-правовую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

организует предупреждение и тушение пожаров на объектах, критически важных для безопасности Российской Федерации, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым пребыванием людей;

организует работы по тушению пожаров силами ФПС ГПС, координации деятельности других видов пожарной охраны;

организует работу по анализу и исследованию крупных пожаров, пожаров с групповой гибелью людей, организации проведения аварийно-спасательных работ, разработке мер, направленных на создание условий для успешной ликвидации пожаров и оснащение ФПС ГПС соответствующей техникой и огнетушащими средствами подразделений пожарной охраны всех видов;

организует мероприятия по формированию и совершенствованию нормативной правовой базы, форм и методов управления пожаротушением, регулированию деятельности органов управления в этом виде деятельности МЧС России для ФПС ГПС и других видов пожарной охраны;

организует государственную приемку специальных объектов и сооружений в части обеспечения пожарной безопасности;

организует мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении испытаний новейших образцов военной техники и боеприпасов;

организует работу по обеспечению правовой и социальной защищенности личного состава специальных подразделений ФПС ГПС;

организует организационно-штатную работу в специальных подразделениях ФПС ГПС;

организует работу по обеспечению готовности спасательных воинских формирований к применению по предназначению;

организует управление спасательными воинскими формированиями;

организует подготовку спасательных воинских формирований к совместным с Вооруженными Силами Российской Федерации действиям в целях обороны Российской Федерации;

организует подготовку спасательных воинских формирований к действиям по предназначению в мирное и военное время, планирование, разработку, проведение с ними учений и тренировок;

организует службу войск, а также работу по обеспечению безопасности военной службы в спасательных воинских формированиях;

организует физическую подготовку и спорт в спасательных воинских формированиях и в ПСФ;

организует подготовку специалистов-пиротехников в спасательных воинских формированиях;

организует проведение спасательными воинскими формированиями пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;

организует воспитательную работу, ведение учета правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала спасательных воинских формирований на их территории;

организует работу по воспитанию личного состава спасательных воинских формирований;

организует работу по участию МЧС России в разработке в установленном порядке Плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации;

организует выполнение мероприятий по поддержанию готовности спасательных воинских формирований и подразделений ФПС ГПС;

организует координацию деятельности и взаимодействие при планировании и применении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов при решении задач в области гражданской обороны;

организует проведение специальных видов подготовки в поисково-спасательных формированиях: водолазной, альпинистской, воздушно-десантной, радиационной, химической, кинологической, пиротехнической и физической, а также экипажей катеров и судов, поднадзорных Российскому Речному Регистру и Российскому морскому регистру судоходства;

организует деятельность Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке;

организует проведение в установленном порядке аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

организует работу по учету аттестованных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных, пожарно-спасательных и пожарных формирований федеральных органов исполнительной власти, общероссийских и межрегиональных общественных объединений, имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ и тушению пожаров и действующих на всей или большей части территории Российской Федерации, а также спасателей международного класса;

организует взаимодействие с общественными организациями, общероссийскими, межрегиональными общественными объединениями, имеющими уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ, поиску и спасанию на водных объектах, в части аттестации и привлечения их к ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организует подготовку и проведение учений, тактико-специальных и контрольно-проверочных занятий, сборовую подготовку различных категорий сотрудников ПСФ;

организует работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на ППОО в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации;

организует ведение в установленном порядке реестра ППОО (за исключением подводных переходов трубопроводного транспорта);

организует деятельность Межведомственной комиссии по водолазному делу;

организует работу по декларированию безопасности ППОО;

организует поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;

организует взаимодействие с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также с другими федеральными органами власти по вопросам экологической и промышленной безопасности и энергетическому надзору;

организует взаимодействие с Министерством здравоохранения и социального развития и с другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам охраны труда;

организует контроль за состоянием экологической, промышленной безопасности, энергетического надзора и охраны труда в системе МЧС России;

организует контроль за подготовкой и проведением аттестации специалистов по экологическому, технологическому и энергетическому надзорам и охране труда в системе МЧС России;

организует работу по анализу произошедших несчастных случаев, гибели и травматизма личного состава и случаев профзаболеваний, разработке мероприятий по профилактике несчастных случаев и профзаболеваний в МЧС России, спортивно-массовые мероприятия, проведение Всероссийских и международных соревнований по пожарно-прикладному, спасательному спорту, многоборью спасателей и поисково-спасательных кинологических расчетов;

осуществляет руководство деятельностью ФПС ГПС, координацию деятельности всех видов пожарной охраны;

осуществляет непосредственное руководство специальными подразделениями ФПС ГПС;

осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности государственного пожарного надзора специальных подразделений ФПС ГПС при осуществлении ими надзорных функций;

осуществляет официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям в ЗАТО, в особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные подразделения ФПС ГПС;

ведет статистическую отчетность деятельности государственного пожарного надзора в ЗАТО, в особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные подразделения ФПС ГПС;

осуществляет работу, связанную с прохождением службы лицами рядового и начальствующего состава специальных подразделений ФПС ГПС, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

осуществляет методическое руководство по вопросам создания, реорганизации, ликвидации подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также средств организаций;

осуществляет организационно-методическое руководство созданием и деятельностью объектовых подразделений федеральной противопожарной службы;

осуществляет поддержание боевой готовности органов управления и подразделений ФПС ГПС;

осуществляет участие в разработке норм (табелей) положенности для ФПС ГПС, АСФ и ПСФ и спасательных формирований пожарно-технической продукции, аварийно-спасательного оборудования, пожарно-спасательных плавсредств;

осуществляет методическое руководство по организации аварийно-спасательных работ и пожаротушения в субъектах Российской Федерации;

осуществляет контроль за выполнением нормативных правовых актов по организации пожаротушения;

осуществляет мероприятия, предусмотренные планами подготовки как в военное, так и в мирное время;

осуществляет выполнение задач, предусмотренных специально разработанными сигналами и паролями на особый период;

осуществляет подготовку подразделений спасательных воинских формирований и АСФ и ПСФ для проведения аварийно-спасательных работ на объектах, обеспечивающих жизнедеятельность руководства страны;

осуществляет планирование и организацию выполнения мероприятий по созданию группировки спасательных воинских формирований для выполнения задач в мирное время;

осуществляет организационно-методическое руководство подготовкой специалистов для спасательных воинских формирований;

осуществляет планирование в установленном порядке действий и применения спасательных воинских формирований для выполнения задач в целях обороны Российской Федерации;

осуществляет контроль готовности к действиям по предназначению АСФ и ПСФ;

осуществляет методическое руководство за созданием и обеспечением готовности сил гражданской обороны (аварийно-спасательных формирований гражданской обороны);

осуществляет координацию деятельности региональных поисково-спасательных отрядов, АСФ и ПСФ федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

осуществляет методическое руководство организацией проведения поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ;

осуществляет методическое сопровождение деятельности АФС и ПСФ в субъектах Российской Федерации;

осуществляет организационно-методическое руководство подготовкой и переподготовкой поисково-спасательных формирований;

осуществляет участие в формировании заказа на закупки аварийно-спасательного оборудования, снаряжения и другого имущества для осуществления деятельности ПСФ;

осуществляет контроль за состоянием материально-технической базы АФС и ПСФ, подготовку предложений по их обустройству и оснащению;

осуществляет предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на ППОО;

осуществляет подготовку предложений по социальной защите, совершенствованию системы оплаты труда и другим правовым вопросам деятельности спасателей и специалистов АСФ и ПСФ;

осуществляет учет аттестованных спасателей, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных и пожарно-спасательных формирований, федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов Федерации, общероссийских и межрегиональных общественных объединений, имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ, действующих на территории Российской Федерации;

осуществляет формирование заданий на проведение НИР и НИОКР в интересах АФС и ПСФ, участие в испытаниях и принятии на снабжение новых видов спасательного оборудования и снаряжения;

осуществляет мероприятия по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда и координации деятельности служб по охране труда в системе МЧС России;

осуществляет координацию деятельности и контроль за охраной труда в системе МЧС России;

осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах;

осуществляет ведомственный контроль за безопасной эксплуатацией опасных производственных объектов и энергетический надзор в системе МЧС России;

осуществляет экологический контроль в системе МЧС России в целях сохранения и восстановления окружающей природной среды в ходе ведения хозяйственной деятельности;

осуществляет формирование и представление в установленном порядке материалов для ведения реестра ППО;

осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России по обеспечению экологической безопасности в системе МЧС России;

осуществляет ведение в установленном порядке делопроизводства, в том числе секретного, архивного и иного хранения документов, относящихся к деятельности Департамента и специальных подразделений ФПС ГПС;

осуществляет обеспечение проведения мероприятий по защите государственной тайны и служебной информации в пределах компетенции Департамента;

участвует в разработке и реализации мер государственной поддержки общественным объединениям пожарной охраны;

участвует в разработке и выполнении мероприятий по предотвращению коррупционных проявлений в системе МЧС России;

осуществляет представление и защиту интересов МЧС России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, в судах, антимонопольных, правоохранительных и иных органах;

осуществляет ведение мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, разработчиком которых является Департамент;

осуществляет методическое руководство и контроль за проведением аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

осуществляет методическое руководство, организацию и контроль по борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

осуществляет взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по организации проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий и контроль за выполнением этих мероприятий;

осуществляет методическое руководство, организацию и контроль по обеспечению постоянной готовности сил и средств гражданской обороны;

участвует в восстановлении и поддержании порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

7. Департаменту предоставлено право:

принимать участие в установленном порядке в решении вопросов обеспечения пожарной безопасности ЗАТО и охраняемых организаций;

вносить в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;

информировать в установленном порядке федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о состоянии пожарной безопасности ЗАТО и охраняемых организаций;

планировать, организовывать и осуществлять в установленном порядке инспектирование деятельности подразделений ПСФ и спасательных воинских формирований, специальных подразделений ФПС ГПС, проверки, а также целевые выезды для решения вопросов, входящих в компетенцию Департамента;

вносить в установленном порядке изменения в штатные расписания специальных подразделений ФПС ГПС;

давать разрешение специальным подразделениям ФПС ГПС на служебные командировки личному составу за пределы гарнизона пожарной охраны;

согласовывать переводы среднего и старшего начальствующего состава специальных подразделений ФПС ГПС в специальные, территориальные и объектовые подразделения ФПС ГПС;

проводить в установленном порядке работу по оформлению и хранению допусков руководителей специальных подразделений ФПС ГПС к работам и документам, составляющим государственную тайну;

контролировать ведение делопроизводства, в том числе секретного и мобилизационного, в специальных подразделениях ФПС ГПС, в подчиненных подразделениях АСФ и ПСФ и спасательных воинских формирований;

осуществлять регистрацию и хранение служебных документов, относящихся к деятельности специальных подразделений ФПС ГПС, и их рассылку;

обслуживаться в установленном порядке органами фельдъегерской службы и специальной связи МЧС России;

осуществлять контроль за соблюдением режима секретности и безопасности информации в специальных подразделениях ФПС ГПС, в подчиненных подразделениях АСФ и ПСФ и спасательных воинских формирований;

осуществлять контроль за состоянием учета накопления и хранения материальных средств неприкосновенного запаса специальных подразделений ФПС ГПС и спасательных воинских формирований;

осуществлять совместно с уполномоченными структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России контроль за выполнением лицензионных требований подчиненными подразделениями АСФ, ПСФ и спасательными воинскими формированиями в области защиты информации, составляющей государственную тайну;

осуществлять контроль за соблюдением штатной дисциплины в подразделениях АСФ, ПСФ и спасательных воинских формированиях.

8. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от занимаемой должности в установленном для этой категории руководителя порядке.

Директор Департамента подчиняется Министру и его первому заместителю.

Директор Департамента имеет заместителей.

Заместители директора Департамента назначаются и освобождаются от занимаемой должности в установленном для этой категории должностных лиц порядке.

9. Директор Департамента осуществляет руководство Департаментом на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач.

10. Директор Департамента:

распределяет обязанности между своими заместителями;

готовит проекты приказов и распоряжений в установленном порядке, в том числе по личному составу специальных подразделений ФПС ГПС, организует контроль за их исполнением;

участвует в установленном порядке в работе межведомственных комиссий по созданию, реорганизации и ликвидации специальных подразделений ФПС ГПС;

ведет в установленном порядке переписку с органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

вносит в установленном порядке предложения о назначении на должности, перемещении и освобождении от должностей сотрудников Департамента, Управления обеспечения пожарной безопасности и аварийно-спасательных работ Центра обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы МЧС России (далее - УОП и АСР ЦОД ФПС МЧС России), Управления координации добровольной пожарной охраны Центра обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы МЧС России (далее - УКДПО ЦОД ФПС МЧС России), Управления договорных подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России (далее - УДП ФПС МЧС России), закрепленных за Департаментом;

назначает и перемещает в установленном порядке сотрудников специальных подразделений ФПС ГПС;

присваивает специальные звания и увольняет лиц рядового и начальствующего состава специальных подразделений ФПС ГПС в соответствии с предоставленными полномочиями;

представляет в установленном порядке материалы на сотрудников Департамента и специальных подразделений ФПС ГПС к присвоению Министром соответствующих категорий специальных званий и увольнению со службы;

проводит в установленном порядке работу по аттестованию лиц рядового и начальствующего состава специальных подразделений ФПС ГПС;

вносит в установленном порядке предложения о награждении и поощрении личного состава Департамента, подразделений ПСФ, спасательных воинских формирований, УОПБ и АСР ЦОД ФПС МЧС России, закрепленных за Департаментом, а также налагает (снимает) на него дисциплинарные взыскания в пределах своей компетенции;

присваивает квалификационные звания сотрудникам специальных подразделений ФПС ГПС в пределах своей компетенции;

выдает в установленном порядке личному составу специальных подразделений ФПС ГПС служебные удостоверения;

заслушивает отчеты руководителей подчиненных подразделений ПСФ и спасательных воинских формирований о состоянии оперативно-служебной деятельности;

согласовывает командировки личного состава специальных подразделений ФПС ГПС;

выдает сотрудникам Департамента справки о допуске к работам и документам, составляющим государственную тайну;

предоставляет в установленном порядке отпуска руководителям специальных подразделений ФПС ГПС.

В непосредственном подчинении Департамента находятся специальные подразделения ФПС ГПС.

Департамент осуществляет организационно-методическое руководство деятельности 179 Спасательного центра МЧС России, 294 Центра по проведению спасательных операций особого риска, Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда и Аварийно-спасательной службы по проведению подводных работ специального назначения, а также подразделениями УОПБ и АСР ЦОД ФПС МЧС России, УКДПО ЦОД ФПС МЧС России и УДП ФПС МЧС России, закрепленными за Департаментом.

11. Департамент имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим наименованием и другие необходимые для своей деятельности печати, штампы, бланки и символику установленного образца.