Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
А.П.ЧУПРИЯН
23 декабря 2015 г. N 2-4-87-58-11

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОЗДАНИЮ, ПОДГОТОВКЕ И ОСНАЩЕНИЮ НЕШТАТНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

Настоящие Методические рекомендации по созданию, подготовке и оснащению нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне разработаны в соответствии с требованиями федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных актов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с учетом опыта деятельности МЧС России и других федеральных органов исполнительной власти.

Методические рекомендации предназначены для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, создающих нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Методические рекомендации разработаны коллективом сотрудников Департамента гражданской обороны и защиты населения. В составе: С.В. Акатьев, Е.А. Комарова, Н.М. Половинкина, Е.Л. Панова.

Введение

Потенциальные опасности военного, техногенного, природного характера во многом определяют основные задачи и направления развития сил гражданской обороны. При этом учитываются и такие факторы, как реальные экономические возможности государства, масштабы прогнозируемых последствий военных конфликтов на потенциально опасных и иных объектах, оценка опасностей и угроз природного и техногенного характера, демографическая ситуация в стране, возможный призыв на военную службу многих профессиональных спасателей в случае объявления мобилизации.

В этих условиях совершенствование сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций должно осуществляться преимущественно на основе качественно новых подходов к оптимизации их состава и структуры, повышения готовности к решению возложенных на них задач, комплексного применения современной техники и новейших технологий, улучшения подготовки личного состава.

Постоянное совершенствование законодательства в данной области и системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Российской Федерации затрагивают многие вопросы гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидации последствий стихийных бедствий, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах.

На данный момент внесено значительное количество изменений в федеральные законы: "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности", а также в постановления Правительства Российской Федерации и приказы МЧС России в области гражданской обороны и защиты населения и территорий.

Внесенные изменения позволили оптимизировать деятельность органов управления и сил гражданской обороны с учетом современных социально-экономических условий.

Находясь непосредственно в организации, на объекте экономики в составе работающей смены, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - НФГО) могут принять необходимые экстренные меры по сигналам оповещения гражданской обороны, участие в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также по предотвращению или локализации чрезвычайной ситуации на самой ранней стадии такой угрозы и приступить к неотложным работам еще до прибытия основных сил. При определении количества НФГО учитывается прогнозируемая обстановка, которая может сложиться в организации (на территории) в мирное и военное время. При этом формирования должны оснащаться современной техникой и оборудованием, быть мобильными и многофункциональными.

При создании и обеспечении функционирования НФГО для решения задач гражданской обороны необходимо руководствоваться требованиями действующих нормативных правовых актов, Типовым порядком создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденным приказом МЧС России от 18 декабря 2014 года N 701, организационно-методическими указаниями МЧС России и субъектов Российской Федерации. Рекомендуется также использовать накопленный опыт создания, подготовки и применения сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая опыт создания, комплектования, технического оснащения и подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований, применительно к современным условиям и задачам.