Приложение 3. Рекомендуемый перечень мероприятий по организации жизнеобеспечения населения в случае землетрясения

Приложение N 3
к Методическим рекомендациям
по организации первоочередного
жизнеобеспечения населения
в чрезвычайных ситуациях и работы
пунктов временного размещения
пострадавшего населения

Рекомендуемый перечень
мероприятий по организации жизнеобеспечения населения
в случае землетрясения

1. Обеспечение населения водой

Определение состояния магистрального водопровода, возможности его восстановления (сроки, силы, средства).

Выяснение состояния стационарных и передвижных лабораторий анализа воды и их готовности к работе.

Определение:

мест забора воды для обеспечения пунктов питания, медпунктов, пунктов обогрева и технических нужд;

состояния защищенных мощностей водопроводов, артезианских скважин, шахтных колодцев, защищенных резервуаров, законсервированных запасов воды;

возможности внешнего водоснабжения и доставки воды передвижными емкостями (расчет потребности);

порядка строительства временных водоводов (расчет мощностей);

потребного количества опреснителей, очистных установок, препаратов для обеззараживания воды.

2. Обеспечение населения питанием

Определение состояния сохранившихся мощностей по производству продуктов питания, пищевой и мясомолочной промышленности, в т.ч. хлеба и хлебобулочных изделий, крупы и макаронных изделий, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, молокопродуктов, жиров, сахара, овощей и овощных консервов, соли.

Определение состояния предприятий общепита, а также наличия запасов продовольствия на складах текущего довольствия, в том числе подвижных, с использованием возможностей войск и флота.

Выяснение потребности и определение возможности выпечки хлеба на сохранившихся мощностях хлебозаводов (комбинатов).

В случае нехватки мощностей следует использовать возможности армейских хлебопекарен; необходимо определить их потребное количество, пути доставки и направить соответствующие запросы.

Возведение временных сооружений или навесов для кухонь и столовых, армейских пекарен и других мобильных технических средств.

3. Обеспечение предметами первой необходимости

Определение необходимого количества и ассортимента предметов первой необходимости.

Организация сбора, сортировки и подготовки к использованию предметов первой необходимости из поврежденных и разрушенных складов.

Установление возможности обеспечения пострадавших за счет собственных резервов.

Определение места и порядка выдачи, организация подвижных пунктов и отделений служб снабжения.

Выяснение объема дефицита и путей его покрытия за счет перераспределения в собственном районе с использованием возможностей войск и флота, других регионов.

Определение объема, сроков и путей доставки, отправка соответствующих запросов.

Создание специальных органов для получения, учета и распределения предметов первой необходимости, поступающих из других регионов, а также иностранных источников гуманитарной помощи.

4. Обеспечение населения жильем

При нехватке имеющихся стационарных ПВР развертывание мобильных ПВР на основе палаток, юрт, передвижных и сборных домов и т.п.

Проведение инвентаризации сохранившегося жилого фонда.

Создание страхового фонда документации по оборудованию под жилье общественных зданий.

Организация проведения оценки состояния поврежденных жилых и общественных зданий.

В случае нехватки временного жилья необходимо определить требуемое количество, пути и средства доставки недостающего из других регионов, порядок приема и распределения для пострадавших, направить соответствующие запросы.

5. Медицинское обеспечение населения

Организация работы медицинских формирований.

Уточнение мест размещения, состояния сохранившихся стационарных медицинских организаций, их койкоемкости, наличие медицинского персонала.

Выяснение возможности использования административных зданий под медицинские организации.

Уточнение состояния, резервов медицинского имущества, медикаментов. Определение необходимости и дополнительной потребности в уникальной аппаратуре (аппаратах искусственной почки и др.), медикаментах, запасах донорской крови и других средствах.

Уточнение потребного количества медперсонала, его специализации.

Определение путей ликвидации дефицита за счет перераспределения внутренних ресурсов, а также по объему поставок из других регионов, направление соответствующих заявок.

Принятие мер по созданию складов медицинского оборудования, лекарств, другого медицинского имущества.

Определение потребности в дополнительном развертывании лечебной базы с учетом возможностей медицинских организаций Минобороны России.

Организация бесперебойного снабжения медицинских организаций водой, теплом, энергетикой.

Организация противоэпидемических мероприятий в целях предупреждения инфекционных заболеваний.

При наличии большого количества погибших следует предусмотреть создание моргов, ведение работы по опознанию погибших, установлению и регистрации фактов смерти.

6. Обеспечение населения коммунально-бытовыми услугами

Уточнение резервов сохранившихся топливных ресурсов и стационарных энергопроизводств.

Уточнение потребного количества топлива.

Определение необходимых объемов и сроков ремонта водопроводных, канализационных, тепловых, газовых и электроэнергосетей, необходимых для этого сил и средств.

Установление необходимого количества нестандартных, простейших средств обогрева и электроснабжения (печей, передвижных малогабаритных котельных, дизель-электростанций, аккумуляторов и т.д.).

Использование в качестве теплоэнергоносителей локомотивов, военных кораблей, а также судов пассажирского, торгового, рыболовного флотов.

Проработка вопросов обеспечения населения в зоне землетрясения и местах эвакуации банями, душевыми, прачечными, туалетами. При нехватке стационарных использовать передвижные, в том числе армейские; следует направлять соответствующие запросы.

Необходимо предусмотреть необходимые силы и средства для погребения погибших, а также места для погребения.

7. Информационное обеспечение

Организация оперативного информирования населения с использованием автомобилей с громкоговорящей связью, радио и других средств информации о сложившейся обстановке и порядке действий.

Создание информационных групп по 3 человека из депутатов, ответственных работников исполнительных и законодательных органов власти, определение путей обхода мест проживания и нахождения людей для выяснения нужд, запросов, настроения и доведения оперативной информации.

Организация информационного центра с использованием всех средств информации в целях своевременного пресечения паники, необоснованных слухов и домыслов, информирование населения об обстановке, мерах безопасности, о возможностях и местах обеспечения водой, питанием, предметами первой необходимости, местах размещения медицинских пунктов и лечебных учреждений, о порядке обеспечения коммунально-бытовыми услугами.

В местах выдачи населению продуктов питания или горячей пищи устанавливаются информационные щиты.

Создаются справочно-информационные службы для информации о местах и времени захоронения погибших, о размещении пострадавших в медицинских организациях и местах расселения эвакуированных.

Проведение психологического воздействия речевыми сообщениями в целях снижения стрессового состояния населения необходимо организовывать через соответствующие службы.

8. Психологическое обеспечение

Оказание экстренной психологической помощи пострадавшему в ЧС населению, проведение фармаколого-психологических и реабилитационных мероприятий.

Рекомендуемый перечень
мероприятий по организации жизнеобеспечения населения
в случае радиационного, химического, бактериологического
загрязнения (заражения)

1. Обеспечение населения водой

Надежная защита от радиоактивного, химического и других видов заражения (загрязнения) системы водоснабжения и автономных водозаборов (герметизация, покрытие пленками).

Сохранение запасов подземных источников (путем нормирования и распределения).

Подготовка на водопроводах, использующих воду из поверхностных источников, очистных сооружений к работе по специальным режимам с целью очистки воды от радиоактивных, отравляющих, сильнодействующих ядовитых веществ (АХОВ) и бактериологических средств.

Создание на водопроводных станциях резерва реагентов, реактивов, консервантов для очистки и консервации воды.

Создание мобильных средств для оперативного контроля зараженности воды радиоактивными, отравляющими веществами, бактериальными средствами и экстренного доведения информации до населения о ее состоянии.

Подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды.

Создание, а в случае необходимости - использование резервов быстро развертываемых резервуаров различных типоразмеров и сборно-разборных трубопроводов.

Организация доставки и распределения воды среди населения, а также снабжение водой служб общественного питания и хлебопечения, в том числе полевых кухонь.

Обеспечение населения водой в ходе эвакуации (отселения), если она проводится.

Создание резерва мобильных энергоисточников для системы водоснабжения и важнейших автономных водозаборных сооружений.

2. Обеспечение населения продуктами питания

Организация контроля качества продуктов питания в зонах возможного радиоактивного и химического загрязнения.

Подготовка сети общественного питания к функционированию в условиях заражения (загрязнения) окружающей среды.

Создание резерва приборов, оборудования и реактивов для контроля и обеззараживания продуктов питания и пищевого сырья от радиоактивного и химического заражения, а также для дезинфекции и дератизации.

Определение потребного количества пунктов питания, в том числе подвижных, с использованием местных ресурсов и возможностей Минобороны России. Выявление объектов дефицита, подготовка и отправка соответствующих запросов.

Использование подвижных полевых кухонь, хлебопекарен и т.п. в случае выхода из строя (загрязнения) стационарных складов продовольствия, хлебопекарен, столовых.

Создание специального органа, в распоряжение которого передаются временные хранилища и транспорт для получения, учета и распределения продовольствия, поступающего в помощь пострадавшим из других регионов, а также в качестве гуманитарной помощи.

3. Обеспечение предметами первой необходимости (одеждой,
обувью, постельными принадлежностями, посудой,
моющими средствами)

Организация проведения систематического контроля заражения (загрязнения) предметов первой необходимости, хранящихся на складах и предназначенных к выдаче населению.

Создание резерва приборов, реактивов и средств специальной обработки для контроля и обеззараживания предметов первой необходимости.

Организация захоронения установленным порядком зараженных (загрязненных) предметов первой необходимости, непригодных (по показаниям объективного контроля) для дальнейшего использования.

Определение потребного количества и ассортимента (в соответствии с временными нормами) предметов первой необходимости для населения, попавшего в зону заражения (загрязнения).

Организация сбора, сортировки и подготовки к использованию предметов первой необходимости с соответствующим контролем загрязненности.

Определение возможностей обеспечения пострадавших за счет собственных резервов.

Определение мест и порядка выдачи, организация подвижных пунктов и отделений служб снабжения.

Выявление объема дефицита и пути его покрытия за счет перераспределения в собственном районе с использованием возможностей Минобороны России и других субъектов Российской Федерации, сроков и путей доставки. Подготовка и отправка соответствующих заявок.

Создание специального органа для получения, учета и распределения предметов первой необходимости, поступающих из других субъектов Российской Федерации, а также в качестве гуманитарной помощи.

4. Обеспечение населения средствами коллективной
и индивидуальной защиты

Подготовка и использование средств коллективной защиты (защитных сооружений гражданской обороны) населения.

Укрытие населения в защитных сооружениях в связи с трудностью и, даже в ряде случаев, невозможностью при необходимости полной эвакуации населения из городов, необходимостью организации быстрой защиты населения от поражающего воздействия парогазового облака выброса при радиационной или химической аварии.

Использование средств коллективной и индивидуальной защиты в целях исключения или снижения доз внешнего облучения, радиоактивного загрязнения поверхности тела и одежды людей, а также химического заражения.

Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты планируется и осуществляется на ранней и промежуточной фазах радиационной или химической аварии как обязательное дополнение к укрытию и эвакуации населения.

Создание и использование резервов средств индивидуальной защиты для защиты населения. Развертывание пунктов выдачи средств индивидуальной защиты.

5. Обеспечение населения жильем

Организация проведения герметизации помещений упрощенными методами и подручными средствами с целью предотвращения попадания в жилые помещения радиоактивных и других веществ.

Организация контроля на зараженность и загрязненность помещений, предназначенных для заселения.

Организация, в случае необходимости, дезактивации, дегазации, дезинсекции и дератизации зданий.

Создание резерва приборов, реактивов и средств специальной обработки для контроля зараженности, проведения дегазации и дезактивации зданий.

Развертывание пунктов временного размещения лиц, оставшихся без крова, а также в местах их эвакуации с задействованием для этого, в первую очередь, санаториев, домов отдыха, пансионатов, спортивных и пионерских лагерей, других общественных зданий, судов, железнодорожных вагонов.

При нехватке имеющихся стационарных ПВР развертывание мобильных ПВР на основе палаток, юрт, передвижных и сборных домов и т.п.

Определение потребного количества временного жилья, путей и сроков поставки недостающего из других субъектов Российской Федерации, подготовка и отправка соответствующих запросов.

6. Медицинское обеспечение

Организация работы медицинских формирований в период йодной и другой профилактики (предупреждения или снижения тяжести последствий) поражений в случае радиоактивного, химического или бактериологического заражения (загрязнения), а также для оказания помощи пострадавшим.

Организация лечебно-эвакуационных мероприятий.

Уточнение потребного количества медперсонала (его специализации), медикаментов и медицинского имущества, определение путей ликвидации дефицита за счет перераспределения внутренних ресурсов, а также необходимости поставки из других субъектов Российской Федерации, подготовка и отправка соответствующих запросов.

Определение потребности в дополнительном развертывании вне зон заражения (загрязнения) лечебной базы с учетом возможностей медицинских организаций Минобороны России.

Обеспечение бесперебойного снабжения медицинских организаций водой, теплом, энергетикой.

Организация противоэпидемиологических мероприятий в целях предупреждения инфекционных заболеваний.

Организация регулярного санитарно-гигиенического контроля за внешней средой, водоснабжением, питанием и санитарно-просветительной работы среди населения.

Проведение комплекса фармаколого-психологических мероприятий.

Для профилактики и лечения прогнозируемых ближайших и отдаленных медицинских последствий необходимо предусмотреть комплекс специальных мероприятий (наблюдение, контроль пораженных и др.).

7. Обеспечение населения коммунально-бытовыми услугами

Проведение обеззараживания коммунальных и бытовых сточных вод, организация мест общего пользования (бань, прачечных, душевых и т.п.) за пределами зон возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения). При их недостатке или выходе из строя стационарных следует предусмотреть резерв передвижных.

Обеспечение эвакуированных (переселенных) простейшими средствами обогрева и электроснабжения (печами, передвижными малогабаритными котельными, дизель- и бензоэлектростанциями и др.)

Обеспечение необходимыми силами и средствами для погребения погибших, а также местами для погребения.

8. Информационное обеспечение населения

Организация своевременного и полного информирования населения и органов управления о факте радиоактивного, химического или бактериологического заражения (загрязнения) а также вторичных (повторных) воздействий источника ЧС.

Проведение мероприятий информационного плана о степени заражения (загрязнения) района проживания, о санитарной обстановке на прилегающей местности, а также о мерах безопасности при употреблении продуктов питания, способах приготовления и правилах приема пищи в условиях заражения (загрязнения) окружающей среды, о правилах содержания и порядке использования предметов первой необходимости.

Создание информационного центра в целях постоянного доведения до пострадавшего населения сообщений об обстановке и порядке действий, о возможностях обеспечения водой, питанием и предметами первой необходимости, о местах размещения медицинских пунктов и лечебных учреждений, о порядке обеспечения коммунально-бытовыми услугами, о местах расселения эвакуированного (переселенного) населения.

Организация проведения психологического воздействия текстовыми речевыми сообщениями с целью понижения стрессового состояния населения.

Рекомендуемый перечень
мероприятий по организации жизнеобеспечения населения
в случае высокого уровня воды

1. Обеспечение населения водой

Определение потребного количества воды для хозяйственно-питьевых нужд в районе бедствия.

Уточнение состояния и возможности использования действующих и поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и автономных водозаборов:

оборудование недостающих пунктов забора, очистки и раздачи воды в передвижную тару;

организация подвоза недостающего количества воды наливным транспортом и в расфасовке, а также подачу ее по временным водоводам, в т.ч. полевым;

использование всех сохранившихся и вновь оборудованных систем водоснабжения и автономных водозаборов, водоочистных сооружений и установок;

использование простейших способов добычи и очистки воды, в том числе и самим населением;

организация нормирования и усиленного контроля качества воды;

организация восстановления и ремонта поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, автономных водозаборных сооружений.

2. Обеспечение населения питанием

Определение состояния мощностей по производству продуктов питания, пищевой и мясомолочной промышленности, в том числе хлеба и хлебобулочных изделий, крупы и макаронных изделии, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, молокопродуктов, жиров, сахара, овощей и овощных консервов, соли и др., предприятий общепита, запасов продовольствия на различных складах, пунктов питания, включая подвижные.

Выявление потребности и возможности выпечки хлеба на сохранившихся мощностях хлебозаводов (комбинатов).

В случае нехватки мощностей - использовать хлебопекарни Минобороны России, определив их требуемое количество, пути доставки и направить соответствующие запросы.

3. Обеспечение предметами первой необходимости (одеждой,
обувью, постельными принадлежностями, посудой,
моющими средствами)

Определение потребного количества и номенклатуры предметов первой необходимости.

Организация сбора, сортировки и подготовки к использованию предметов первой необходимости из поврежденных и подтопленных складов.

Определение возможностей обеспечения пострадавших за счет собственных ресурсов, включая имеющиеся резервы.

Определение мест и порядка выдачи, организация подвижных пунктов и отделений служб снабжения.

Выявление объемов дефицита и путей его покрытия за счет перераспределения продукции в собственном районе с использованием возможностей войск и флота, других регионов.

Определение объемов, сроков, путей доставки имущества и оформление соответствующих запросов.

Создание специального органа для получения, учета и распределения предметов первой необходимости, поступающих из других регионов.

4. Обеспечение населения жильем

Развертывание ПВР для лиц, оставшихся без крова, с задействованием для этого, в первую очередь, санаториев, домов отдыха, пансионатов, спортивных и пионерских лагерей, других общественных зданий, судов, железнодорожных вагонов.

При нехватке имеющихся стационарных ПВР развертывание мобильных ПВР на основе палаток, юрт, передвижных и сборных домов и т.п.

Создание страхового фонда документации по оборудованию под жилье общественных зданий.

Определение потребности во временном жилье в случае его нехватки, путей и средств доставки недостающего из других регионов, порядка приема и распределения пострадавших; подготовка и отправка соответствующих запросов.

Организация проведения оценки состояния поврежденных жилых и общественных зданий после схода воды.

5. Медицинское обеспечение населения

Организация работы медицинских формирований.

Подготовка лечебно-эвакуационных мероприятий.

Уточнение мест размещения, состояния стационарных медицинских организаций, их койкоемкости, наличие медицинского персонала.

Уточнение состояния, резервов медицинского имущества, медикаментов. Определение необходимости и дополнительной потребности медикаментов, резерва донорской крови и других средств.

Уточнение потребного количества медперсонала, его специализации.

Определение путей ликвидации дефицита в медикаментах и медицинском имуществе за счет перераспределения внутренних ресурсов, а также объемов поставок из других регионов, подготовка и отправка соответствующих заявок.

Создание резервов лекарств, оборудования и другого медицинского имущества в необходимых объемах и номенклатуре.

Определение потребности в дополнительном развертывании лечебной базы с учетом возможностей медицинских организаций Минобороны России.

Обеспечение бесперебойного снабжения медицинских организаций водой, теплом, энергетикой.

Организация противоэпидемических мероприятий в целях предупреждения инфекционных заболеваний.

6. Обеспечение населения коммунально-бытовыми услугами

Уточнение сохранившихся топливных ресурсов и стационарных теплоэнергоносителей.

Уточнение потребного количества топлива.

Определение необходимых объемов и сроков ремонта водопроводных, канализационных, тепловых, газовых и электро- и теплосетей, необходимых для этого сил и средств.

Установление необходимого количества нестандартных, простейших средств обогрева и электроснабжения (печей, передвижных малогабаритных котельных, дизель-электростанций, аккумуляторов и т.д.).

Проработка вопросов обеспечения населения в зоне ЧС и местах эвакуации банями, душевыми, прачечными, туалетами. При нехватке стационарных использование передвижных, в том числе с использованием возможностей Минобороны России, подготовка и отправка соответствующих запросов.

Обеспечение населения необходимыми силами и средствами для погребения погибших, а также местами погребения.

7. Информационное обеспечение

Организация оперативного информирования населения с использованием автомобилей с громкоговорящей связью, радио и других средств информации о сложившейся обстановке и порядке действия.

Создание информационных групп по 3 человека из депутатов, ответственных работников исполнительных и законодательных органов власти, а также старост населенных пунктов для выяснения нужд, запросов, настроения пострадавшего населения и доведения до него оперативной информации.

Информирование населения об обстановке, мерах безопасности, о возможностях обеспечения водой, питанием, предметами первой необходимости, о местах размещения медицинских пунктов и лечебных учреждений, о порядке обеспечения коммунально-бытовыми услугами; организация информационного центра с привлечением всех средств массовой информации, определение периодичности информирования населения, создание справочно-информационной службы.

Организация через соответствующие службы проведения психологического воздействия текстовыми речевыми сообщениями в целях снижения стрессового состояния населения.