3.2. Подготовка мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей

3.2. Подготовка мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей

Работа в мирное время по обеспечению населения защитными сооружениями включает:

сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений;

дооборудование имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений, наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособление горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств и постановку их на учет;

освоение подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения. В целях наращивания фонда защитных сооружений проводится обследование и инвентаризация помещений в подземном пространстве городов, других подземных сооружений на предмет использования их в качестве защитных сооружений;

строительство, при необходимом обосновании, заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения на потенциально опасных объектах, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;

проведение необходимых подготовительных мероприятий для ускоренного возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным оборудованием и укрытий простейшего типа.

При угрозе применения ядерного оружия в военное время защитные свойства защитных сооружений гражданской обороны доводятся до требований Норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны в части защиты населения от поражающих факторов ядерного оружия.

Накопление фонда защитных сооружений. Пути и способы накопления фонда защитных сооружений гражданской обороны показаны на рисунке 2.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│                  НАКОПЛЕНИЕ ФОНДА ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ                   │
└──┬──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
   │     ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐
   │     │Строительство убежищ для НРС предприятий, продолжающих работу в │
   ├────>│военное время                                                   │
   │     └────────────────────────────────────────────────────────────────┘
   │     ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐
   ├────>│Строительство быстровозводимых защитных сооружений в особый     │
   │     │период                                                          │
   │     └────────────────────────────────────────────────────────────────┘
   │     ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐
   ├────>│Дооборудование подвалов и других заглубленных сооружений        │
   │     └────────────────────────────────────────────────────────────────┘
   │     ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐
   ├────>│Приспособление подземного пространства городов                  │
   │     └────────────────────────────────────────────────────────────────┘
   │     ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐
   └────>│Приспособление горных выработок и естественных полостей         │
         └────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Рис. 2 - Основные направления накопления фонда
защитных сооружений

Как отмечалось в главе 1, создание защитных сооружений гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны".

Порядок использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" и приказу МЧС России от 21.07.2005 N 575 "Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время", утвержденного основные помещения ЗС ГО разрешается использовать в мирное время в интересах экономики и обслуживания населения под:

санитарно-бытовые помещения;

помещения культурного обслуживания и помещения для учебных занятий;

производственные помещения, в которых осуществляются технологические процессы, не сопровождающиеся выделением вредных жидкостей, паров и газов, опасных для людей, и не требующие естественного освещения;

технологические, транспортные и пешеходные тоннели;

помещения дежурных электриков, связистов, ремонтных бригад;

гаражи для легковых автомобилей, подземные стоянки автокаров и автомобилей;

складские помещения для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения;

помещения торговли и питания (магазины, залы столовых, буфеты, кафе, закусочные и др.);

спортивные помещения (стрелковые тиры и залы для спортивных занятий);

помещения бытового обслуживания населения (ателье, мастерские, приемные пункты и др.);

вспомогательные (подсобные) помещения лечебных учреждений.

При использовании ЗС ГО под складские помещения, стоянки автомобилей, мастерские допускается загрузка помещений из расчета обеспечения приема 50%, укрываемых от расчетной вместимости сооружения (без освобождения от хранимого имущества). Освобождение помещений от имущества осуществляется при переводе ЗС ГО на режим убежища в срок не более 6 часов.

Размещение и складирование имущества осуществляется с учетом обеспечения постоянного свободного доступа в технические помещения и к инженерно-техническому оборудованию ЗС ГО для его осмотра, обслуживания и ремонта.

Вспомогательные помещения ЗС ГО использовать в мирное время запрещается, за исключением помещений санузлов.

Помещения санузлов могут быть использованы под кладовые, склады и другие подсобные помещения. В этом случае санузел отключается от системы канализации, а смонтированное оборудование консервируется без его демонтажа.

Накопление запасов средств в целях гражданской обороны. Порядок накопления запасов защитных средств определен "Положением о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379.

Запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения спасательных воинских формирований и спасательных служб для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности.

Запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований и спасательных служб.

Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты.

Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения.

Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.

Номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Номенклатура и объемы запасов для обеспечения спасательных воинских формирований спасательных служб определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации:

определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб;

создают и содержат запасы;

осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.

Финансирование накопления, хранения и использования запасов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подготовка эвакомероприятий включает: разработку планов эвакомероприятий, создание и подготовку необходимых эвакоорганов; подготовку транспорта для вывоза эвакуируемого населения; подготовку районов для размещения эвакуируемого населения и материальных ценностей.

Организация эвакуации возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрацию организаций.

Для размещения рабочих и служащих организаций, продолжающих производственную деятельность на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, выбираются, согласовываются и утверждаются ближайшие к ним районы расселения, расположенные вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения.

Эвакуируемое население размещается в жилых, общественных и административных зданиях, а также помещениях дачных и садовых товариществ на основании ордеров, выдаваемых органами местного самоуправления.

Для сбора, регистрации эвакуируемого населения и отправки его на пункты посадки создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). Они, как правило, располагаются в зданиях общественного назначения вблизи пунктов посадки на транспорт и в начале маршрутов пешей эвакуации.

Планирование эвакомероприятий, в том числе эвакотранспортного обеспечения, осуществляют эвакуационные и эвакоприемные комиссии на основе решения руководителя гражданской обороны соответствующего уровня под руководством и при участии органов, осуществляющих управление.

Планы эвакуации являются составной частью планов гражданской обороны и защиты населения.

Планирование, подготовка и проведение эвакуационных мероприятий осуществляется во взаимодействии с органами военного управления (штабами военных округов, начальниками гарнизонов и военными комиссариатами).

Для размещения населения, размещения и хранения материальных и культурных ценностей по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами, осуществляющими управление гражданской обороной, и органами военного управления заблаговременно в мирное время определяются безопасные районы.

Безопасные районы представляют собой территорию в пределах загородной зоны, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуируемого населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

Эвакоприемные комиссии органов местного самоуправления территорий, куда планируется эвакуация населения, по решению глав субъектов Российской Федерации разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения.

Каждой организации, расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, в безопасных районах определяется район размещения (расселения) эвакуируемых.

Выбор районов расселения эвакуируемого населения осуществляется эвакуационными комиссиями организаций с учетом возможности создания условий жизнеобеспечения населения, его трудовой деятельности, а также наличия базы для размещения организаций, переносящих свою деятельность в безопасные районы.

Районы расселения утверждаются постановлениями органов местного самоуправления по представлениям эвакуационных комиссий, согласованным с органом, осуществляющим управление гражданской обороной, и эвакокомиссией субъекта Российской Федерации.