3.1. Организация и планирование мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны

3.1. Организация и планирование мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны

Основные направления подготовки к ведению гражданской обороны.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О гражданской обороне" подготовка к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Комплекс планируемых и осуществляемых заблаговременно мероприятий по гражданской обороне должен охватывать правовые, организационные, инженерно-технические и иные мероприятия, обеспечивающие успешную реализацию каждой из основных задач гражданской обороны.

Органическая связь задач и мероприятий гражданской обороны с другими оборонными мероприятиями и со всей народнохозяйственной деятельностью предопределяет необходимость и обязательность участия в их планировании и осуществлении органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов хозяйственного управления и военного командования.

Основными направлениями деятельности по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного времени являются:

- зонирование территорий по степени возможных опасностей, отнесение территорий и объектов к группам и категориям по гражданской обороне;

- планирование мероприятий гражданской обороны;

- развитие системы управления гражданской обороны, создание системы пунктов управления и технических средств связи;

- создание и поддержание в готовности надежной системы оповещения об угрозе нападения противника;

- накопление в соответствии с установленным порядком фонда защитных сооружений для укрытия населения и персонала организаций, поддержание его в готовности к приему укрываемых;

- создание необходимого запаса средств индивидуальной защиты, а также запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- подготовка к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, к размещению эвакуируемого населения, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- развитие сил гражданской обороны и обеспечение их готовности, создание необходимых группировок этих сил для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также всех видов их обеспечения;

- организация и проведение обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при применении противником современных средств поражения, подготовки руководящего состава органов управления и сил гражданской обороны;

- развитие научных исследований в области гражданской обороны, разработка и совершенствование технических средств технологии и тактики проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.

Зонирование территорий по степени возможных опасностей и отнесение территорий (городов, населенных пунктов) к группам по гражданской обороне осуществляется с целью дифференцированного подхода к определению содержания, объемов и сроков проведения мероприятий гражданской обороны, заблаговременной разработки и реализации их в объемах, необходимых и достаточных для обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного времени и чрезвычайных ситуаций в мирное время.

К основным зонам по гражданской обороне относятся:

зона световой маскировки - территории субъектов Российской Федерации, расположенные вдоль внешней границы Российской Федерации (согласно СНиП Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны);

зона возможных разрушений - территория, на которой в результате воздействия средств поражения возможно возникновение избыточного давления во фронте воздушной ударной волны, равного 10 кПа (0,1 кгс/см.кв.) и более, а также сейсмическое воздействие, вызывающее разрушение зданий, сооружений и коммуникаций. Границы зон возможных разрушений устанавливаются в границах проектной застройки городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, на расстоянии 0,5 км от границы проектной застройки объектов особой важности по гражданской обороне и в границах проектной застройки других категорированных объектов, расположенных вне категорированных городов. В пределах этой зоны проводится комплекс мероприятий по строительству защитных сооружений;

зона возможных сплошных пожаров - территория, в пределах которой возможно возникновение массовых пожаров, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Размеры зоны сплошных пожаров определяются наличием зданий, сооружений преимущественно IV и V степени огнестойкости;

загородная зона - территория, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного радиоактивного загрязнения, химического заражения, вероятного катастрофического затопления и пригодная для размещения эвакуируемого населения. Границы зоны определяются исходя из реальных условий при планировании эвакомероприятий;

зона возможного радиоактивного загрязнения - территория или акватория, на которой возможно загрязнение поверхности земли, зданий, сооружений, атмосферы, воды либо продовольствия, пищевого сырья, кормов и различных предметов в количествах, вызывающих превышение установленных пределов допустимых доз облучения;

зона опасного радиоактивного загрязнения - часть территории зоны возможного радиоактивного загрязнения, в пределах которой возможно превышение установленного верхнего критического значения доз облучения населения;

зона возможного опасного химического заражения - территория, в пределах которой при возможном разрушении емкостей с аварийно химически опасными веществами возможно распространение этих веществ в концентрациях и количествах, создающих угрозу для людей, сельскохозяйственных животных и растений в течение определенного времени;

зона вероятного катастрофического затопления - территория, в пределах которой в результате возможного затопления вероятны массовые потери людей, разрушения зданий и сооружений, повреждение или уничтожение других материальных ценностей.

Отнесение территорий городов или населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территории организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне (особой важности, первой и второй категории) или организаций, представляющих опасность для населения в связи с возможностью химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.

Для территорий городов и населенных пунктов устанавливаются особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне.

К особой группе территорий по гражданской обороне относятся города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург.

К первой группе территорий по гражданской обороне относятся территории города:

если численность населения превышает 1 млн. человек;

или численность населения составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

или более 50% населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.

Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города:

если численность населения составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек;

или численность населения составляет от 250 тыс. до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне или более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

или более 30% населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относится территория города:

если численность населения составляет от 250 тыс. до 500 тыс. человек;

или численность населения составляет от 50 тыс. до 250 тыс. человек и на ней расположена одна организация особой важности по гражданской обороне или более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

или более 30% его населения либо территории попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.

Предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне подготавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и вносятся в МЧС России и Минэкономразвития России, которые представляют их в установленном порядке на утверждение в Правительство Российской Федерации.

Отнесению организаций к категориям по гражданской обороне подлежат важнейшие действующие, реконструируемые, технически перевооружаемые, строящиеся и проектируемые организации, которые:

имеют мобилизационное задание (заказ);

или представляют высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

или являются уникальными культурными ценностями.

Для организаций устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: особой важности, первой категории, второй категории.

Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне устанавливается Правительством Российской Федерации.

Планирование мероприятий гражданской обороны включает оперативное планирование, в том числе разработку планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны); разработку годовых планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны.

Оперативное планирование является важнейшей составной частью подготовки и ведения гражданской обороны и имеет основной целью обеспечение организационного перевода системы гражданской обороны с мирного на военное время, проведения мероприятий по защите населения, его первоочередному жизнеобеспечению и повышению устойчивости функционирования объектов экономики в военное время, поддержанию в готовности систем управления, связи и оповещения, а также по созданию группировок сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в возможных очагах поражения и их всестороннего обеспечения.

Для планирования мероприятий гражданской обороны в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях разрабатываются Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны).

План гражданской обороны и защиты населения (план гражданской обороны) представляет собой комплект документов, в которых на основе оценки возможной обстановки детализируется решение по реализации мероприятий, действий органов управления и сил гражданской обороны, намечаются целесообразные способы и последовательность выполнения важнейших оперативных задач, порядок взаимодействия, организации всех видов обеспечения и управления мероприятиями гражданской обороны.

Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) корректируются ежегодно по состоянию на 1 января планируемого года.