Глава 4. Действия органов управления при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с наводнением
Глава 4. Действия органов управления при угрозе
возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с наводнением
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти при организации защиты населения и территорий от опасных последствий весеннего половодья и паводков осуществляют свою деятельность в рамках полномочий, установленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и другими нормативными актами Российской Федерации.
К основным направлениям деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по предупреждению и ликвидации последствий, связанных с паводковыми явлениями, относятся:
планирование и оперативное проведение предупредительных мероприятий по защите от затопления, подтопления паводковыми водами населенных пунктов и объектов экономики, оказанию экстренной медицинской помощи населению с использованием в установленном порядке на эти цели средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также сил и средств заинтересованных организаций;
обеспечение соблюдения режима хозяйственной деятельности в зонах периодического затопления, подтопления паводковыми водами;
организация проведения необходимых наблюдений за развитием паводковой обстановки, возможными местами образования ледовых заторов, повышением уровня воды на водных объектах и состоянием гидротехнических сооружений в период прохождения весеннего половодья и паводков;
создание и обеспечение готовности резервов финансовых и необходимых материальных ресурсов, а также сил промышленных и транспортных организаций для предупреждения и локализации аварий на гидротехнических сооружениях и других чрезвычайных ситуаций, вызванных прохождением весеннего половодья и паводков;
регулярное рассмотрение вопросов, требующих принятия экстренных мер по уменьшению социально-экономических последствий весеннего половодья и паводков;
руководство работами по ликвидации последствий, связанных с паводковыми явлениями, эвакуации (временного отселения) пострадавшего населения и его жизнеобеспечение.
Подготовка к проведению мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий, связанных с паводковыми явлениями, осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми документами субъекта РФ, решениями КЧС и ОПБ (председателя комиссии) органа исполнительной власти субъекта РФ.
В соответствии со статьей 7 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" определено, что координирующими органами управления единой системы являются комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ).
В соответствии со статьей 10 этого же постановления к постоянно действующим органам управления единой системы относятся:
- на региональном уровне - территориальные органы МЧС России;
- на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, при органах местного самоуправления.
В период весеннего половодья и паводков на водных объектах территорий субъектов РФ должны быть организованы и проведены следующие мероприятия:
определение границ и размеров (площади) зон затопления, количества административных районов, населенных пунктов, объектов экономики, площади сельскохозяйственных угодий, дорог, мостов, скотомогильников, линий связи и электропередач, попадающих в зоны подтоплений и затоплений;
определение количества пострадавшего населения, а также временно отселяемых из зоны затопления;
определение разрушенных (аварийных) домов, построек и т.п.;
объемы откачки воды из затопленных сооружений;
количество голов погибших сельскохозяйственных животных;
местоположение и размеры сооружаемых дамб, запруд, обвалований, креплений откосов берегов, водоотводных каналов, ям (сифонов);
определение предварительного размера материального ущерба;
численность привлекаемых сил и средств (личного состава, техники и т.п.);
непосредственные мероприятия по защите населения.
При угрозе возникновения ЧС в период весеннего половодья, связанного с наводнением (подтоплением, затоплением и т.д.), органами управления организуется следующий порядок действий:
оценка сложившейся обстановки;
прогнозирование возможного развития обстановки;
подготовка данных для принятия решения руководителем органа исполнительной власти;
принятие решения на проведение комплекса организационных, инженерно-технических и других мероприятий по предупреждению ЧС или уменьшению ее воздействия на население, объекты экономики и окружающую природную среду.
Органы управления частично или полностью приводятся в готовность и выполняют мероприятия, предусмотренные планом действий для данного режима функционирования.
В условиях угрозы затопления, подтопления основной задачей органов исполнительной власти всех уровней является предотвращение или минимизация ущерба от затопления, а также обеспечение защиты населения и объектов экономики, в том числе мероприятий по жизнеобеспечению населения (ЖОН).
Меры защиты от наводнений подразделяются на оперативные (срочные) и технические (предупредительные).
Организация технических мер.
Заблаговременными (техническими) мерами борьбы с наводнениями являются:
регулирование стока в русле реки;
отвод паводковых вод;
регулирование поверхностного стока на водосбросах;
обвалование;
спрямление русел рек и дноуглубление;
строительство берегозащитных сооружений;
подсыпка застраиваемой территории;
ограничение строительства в зонах возможных затоплений и др.
Использовать комплекс мероприятий в сочетании активных методов защиты (регулирование водостока) с пассивными методами (обвалование, руслоуглубление и т.п.).
Основными направлениями действий органов исполнительной власти субъектов РФ при угрозе затопления являются:
анализ обстановки, выявление источников и возможных сроков затопления;
прогнозирование видов (типов), сроков и масштабов возможного затопления;
планирование и подготовка комплекса типовых мероприятий по предупреждению затоплений;
планирование и подготовка к проведению аварийно-спасательных работ в зонах возможного затопления.