КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 февраля 2011 г. N 247-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА МЕЛЕТЕЕВА МИХАИЛА МИХАЙЛОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТАМИ 1 И 3 УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ", ПУНКТАМИ 10 И 11 ПЕРЕЧНЯ УТРАТИВШИХ
СИЛУ АКТОВ СОВЕТА МИНИСТРОВ РСФСР И ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
ИНВАЛИДОВ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ, И ПУНКТАМИ 1 И 4
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И ВЫПЛАТЫ
ЕДИНОВРЕМЕННОЙ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ИНВАЛИДАМ, КОТОРЫЕ НА 1 ЯНВАРЯ
2005 ГОДА СОСТОЯЛИ НА УЧЕТЕ В ОРГАНАХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ БЕСПЛАТНО ИЛИ НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ
В СООТВЕТСТВИИ С МЕДИЦИНСКИМИ ПОКАЗАНИЯМИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,
рассмотрев по требованию гражданина М.М. Мелетеева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин М.М. Мелетеев, имеющий право на меры социальной поддержки инвалида войны, с 1967 года пользующийся полученным бесплатно и заменяемым в установленные законодательством сроки транспортным средством, в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность следующих положений нормативных правовых актов:
пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов", в соответствии с которым Правительству Российской Федерации поручалось осуществить меры по выполнению обязательств государства перед проживающими на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, в частности обеспечить инвалидов Великой Отечественной войны бесплатно легковыми автомобилями или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей в 2008 году;
пункта 3 названного Указа Президента Российской Федерации, которым установлено, что граждане, получившие легковой автомобиль или единовременную денежную компенсацию в соответствии с данным Указом, подлежат снятию органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации с учета для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях;
пунктов 10 и 11 Перечня утративших силу актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с обеспечением инвалидов транспортными средствами (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 года N 15 "О признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с обеспечением инвалидов транспортными средствами"), в соответствии с которыми утрачивают силу, соответственно, Постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 года N 244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно" и Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1995 года N 701 "О назначении и выплате отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на санаторно-курортное лечение, эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание";
пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 670 "О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями", которым утверждаются Правила предоставления легковых автомобилей за счет средств федерального бюджета и Правила выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета названным в этом Постановлении Правительства Российской Федерации категориям инвалидов;
пункта 4 указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 670, возлагающего ответственность на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации за предоставление недостоверных сведений об инвалидах, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, а также за нецелевое использование межбюджетных трансфертов.
По мнению заявителя, оспариваемые положения, примененные судами общей юрисдикции при принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований заявителя о выплате денежной компенсации за транспортное средство, подлежащее замене в связи с истечением в 2008 году срока эксплуатации автомобиля, и выплате компенсации эксплуатационных расходов на него, противоречат статьям 2 (часть 2), 4 (часть 2), 7 (часть 2), 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1), 39 (часть 1), 55, 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м"), 72 (пункты "б", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, поскольку лишают инвалидов войны имевшегося у них ранее права на бесплатное получение в пользование транспортных средств и выплату денежной компенсации эксплуатационных расходов на транспортные средства без предоставления равноценной компенсации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные М.М. Мелетеевым материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Указ Президента Российской Федерации "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" не устанавливает и не отменяет право инвалидов войны на обеспечение транспортными средствами, а создает механизм исполнения возникших до 1 января 2005 года обязательств Российской Федерации по обеспечению транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями тех инвалидов Великой Отечественной войны, которые до вышеназванной календарной даты в этих целях были приняты на учет в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и стали участниками соответствующих правоотношений. При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что данный Указ Президента Российской Федерации "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" затрагивает конституционные права инвалидов Великой Отечественной войны, у которых соответствующие правоотношения не возникли (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2009 года N 1390-О-О; от 19 октября 2010 года N 1307-О-О).
В соответствии с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 27 января 2004 года N 1-П, Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам граждан рассматривает вопрос о конституционности нормативного акта Правительства Российской Федерации, если данный акт принят во исполнение полномочия, возложенного на Правительство Российской Федерации непосредственно федеральным законом, по вопросу, не получившему содержательной регламентации в этом законе, и именно на основании такого уполномочия Правительство Российской Федерации непосредственно осуществило правовое регулирование соответствующих общественных отношений (так называемое делегированное регулирование).
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 670 указанным требованиям не отвечает, поскольку издано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 года N 1427-О-О).
Равным образом не отвечает этому требованию и Постановление Правительства Российской Федерации "О признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с обеспечением инвалидов транспортными средствами". Кроме того, данное Постановление отменяет нормативные правовые акты, касающиеся исключительно изменения марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно, и порядка назначения и выплаты этой категории граждан компенсации на эксплуатационные расходы, а потому не может рассматриваться как затрагивающее права заявителя в оспариваемом им аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мелетеева Михаила Михайловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН